Творческая деятельность в старости по самуэлю смайлсу. Личностное самоопределение в преклонном возрасте Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости

Межличностные отношения в зрелом и пожилом возрасте. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.

Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Социальная ситуация развития в период зрелости связано с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.
Психологию развития интересуют, прежде всего, изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в человеке, как сложнейшем природном существе - индивиде как продукте общественных отношений - личности, как субъекте деятельности и, прежде всего, как в профессионале. В психологии изучение зрелости представлено исследованием динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменением ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Но долгое время зрелость не входила в предмет изучения психологии развития, т.к. ее считали возрастом «психологической окаменелости». Различают несколько критериев зрелости, которые могут не совпадать: зрелость человека как индивида (физическая зрелость), зрелость личности (гражданская зрелость), зрелость субъекта познания (умственная зрелость), зрелость субъекта труда (трудоспособность).
Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека. Достижение акме - это, прежде всего, личностный процесс, когда человек совершает поступок, или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями. По Бодалеву, для продвижения личности к своему акме чрезвычайно важна работа совести., постоянная активность внутреннего мира человека.
Бодалев отмечает важный личностный механизм, который во многом определяет реализацию сущностных сил взрослого человека. Это изменения взаимосвязи между буднично-повседневным Я и его высшим Я: переключение в сознании человека с уровня Я буднично-повседневного на уровень Я высшего свидетельствует о включении у него более высокой духовно-нравственной мотивации, потенциалов гражданственности и креативности. У некоторых людей указанная возможность никогда не реализуется, у других эти переходы бывают часто, у третьих - постоянно.
В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний); направленность личности (характеризующуюся устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов); глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности; степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности. Зрелая личность обладает развитым самосознанием и субъективно для индивида выступает как «Я-концепция» - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, УП, уверенности в себе и т.д. по Леонтьеву, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизованости мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.
В 35-40 лет взрослый человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты с ходом и результатом их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодые годы планы. В этот период взрослый человек задумывается над тем, что он сделал, чего достиг, как ему жить дальше -это так называемый кризис середины жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период зрелости и старости.
Кризис зрелого возраст несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразова¬ниям в психике. Каким буде переживание этого кризиса будет зависеть от конкретных условий и самого человека.
Старость - заключительный период жизни человека, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни. Старение - переход в систему новых социальных ролей, в новую систему групповых и межличностных отношений. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Поэтому старость - возраст развития.
Изменения в старости происходят на всех уровнях: биологическом, социальном (выход на пенсию), психологическом (осознание изменений и адаптация к ним). Различают гетерохронность старения на межличностном и внутриличностном уровнях, межличностный проявляется в том, что люди развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического старения. Социальная ситуация развития в старости парадоксальна: человек выходит на пенсию, и общество выбрасывает старика. Возрастные границы старости определить достаточно сложно, т.к. существуют огромные индивидуальные характеристики старения. В среднем выделяют пожилой возраст (с 61 до 74 лет у мужчин и с 55 до 74 лет у женщин), старость (с 75 до 90 лет у мужчин и женщин) и долгожителей (после 90 лет). Старик делает выбор о том, как он будет стареть между двумя альтернативами: дальше жить как личность, сохраняя круг специальных связей, найдя социально значимую деятельность, или как индивид, т.е. максимально долго жить как биологический вид. Этот выбор приходиться делать потому, что выход на пенсию уравнивает людей в социальных ролях.
Ведущая деятельность в старости зависит именно от этого выбора: либо это будет выживание, обособление, угасание, либо - сохранение личности.
При выборе стратегии старения как индивида происходит ряд изменений в личности старика: снижение интересов, эгоцентризм, снижение эмоционального контроля, заострение некоторых личностных черт, стирание гендорного профиля. Замкнутость интересов на себе, невозможность делать что-то для других вызывает чувство вины, злобу.
Выбирая стратегию старения как личности, у старика ведущей деятельностью становится структуризация (членение опыта) и передача опыта, которая связана с осмыслением своего жизненного пути. Творчество увеличивает продолжительность жизни и ее качество. Оно отвлекает от мыслей о смерти, помогает сохранению личностных связей. Сначала человек внутренне признает себя стариком, а потом наступает дряхление. Э Эриксон говорил, сто старость характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу о других и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, только в нем постепенно созревает плод всех 7 стадий: цельность личности..
По Лидерсу, плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Что касается особенностей личности в старости, то нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что личность не меняется, характер личностного реагирования сохраняется. Другие авторы считают, что личностные изменения происходят, но это не значит, что они негативны. Комплекс потребностей у стариков не изменяется. Изменяется их структура: потребности пожилых смещены в определенном направлении. На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: 1 .потребность в избегании страданий; 2.потребность в автономии и независимости; 3.потребность в проецировании на других своих психических проявлений.
Проблема межличностных отношений в старости. При выборе пожилым стратегии старения как индивида, происходит снижение поведенческого контроля, что приводит к нарастанию эгоцентризма, обидчивости, амбициозности, нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма мнительности, «истощение» чувствительности, снижение функции самодетерминации и саморегуляции, что приводит к «заострению» личностных черт, снижение эмоционального контроля и произвольности поведения. Выбирая эту стратегию, старики тщательно фильтруют информацию, социально не причастны к этому миру, они просто приспосабливаются к действительности и «доживают свой век». Эти люди живут в прошлом, что помогает им отвлечься от неясного настоящего, в котором они не видят ничего хорошего.этим пожилым свойственная выраженная озабоченность - не вполне осознанное переживание, позволяющее выработать специфическую тактику сбережения усилий, способность заранее предвидеть и избежать возмущающего воздействия, и тем самым избежать фрустрации. Но часто озабоченность превращается в ипохондрию. Им так же свойственна возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние, выражающаяся в ослаблении эмоционального тонуса, ослаблении эмоциональных реакций. Частым спутником пожилых является чувство «одиночества», как оценка качеств своих социальных связей. Чувство одиночества порождается переживанием диссонанса между истинным Я и тем, как Я видят другие. Часто одиночество перерастает в в ощущение необъяснимого страха, отчаяния. Если одиночество носит затяжной характер, они винят в этом себя.
Переживание снижения контроля приводит к ощущению собственной беспомощности и безнадежности. Одинокий нуждается в социальных связях, но только в тех, которые он сам регламентирует, а не которые ему навязывают. У пожилых, избравших стратегию на сохранения своей личности, личность не претерпевает практически никаких изменений, нет заостренных личностных черт. Смысл жизни переживается как причастность к жизни. Факторы, обусловливающие удовлетворение жизнью в старости (успехи, рефлексия собственной значимости.) отличны от факторов, которые обусловливают неудовлетворенность жизнью (нет денег, здоровья...) если у них отнять первое, они не будут чувствовать себя несчастнее, а если дать второе, они не станут счастливее.
Мудрость - опытное экспертное знание о практических сторонах жизни, позволяющее выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Только 5% стариков достигают мудрости. Мудрость: 1 фактуальные знания о практической стороне жизни (жизненные факты); 2.процедурные знания практической стороны жизни (как происходит, для чего, как сделать); 3.знания, учитывающие относительные ценности жизни (истинные и преходящие ценности); 4знания контекста жизни и общественных перемен; 5.знания, учитывающие неопределенность, изменчивость, непредсказуемость. Свойства мудрости: 1она связана с решением важных и сложных вопросов (смысл жизни); 2.уровень знаний, суждений и советов, отражаемых в мудрости исключительно высок; 3.знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и применения в особых ситуациях; 4.мудрость сочетает в себе ум и характер и используется как для личного блага, так и для пользы человека.

Рецензии

Материал http://mirvracha.ru/article/show/398
Старение населения неуклонно увеличивает число людей с когнитивными нарушениями и деменцией, по последним оценкам в мире около 24 миллионов таких больных, и к 2025 году их число достигнет 50 миллионов. Связанные с деменцией прямые и косвенные затраты на здравоохранение будут увеличиваться, а болезнь Альцгеймера может стать ведущей в расходах развитых и развивающихся стран. Такие соображения стимулировали поиск факторов, которые способны задержать или предотвратить прогрессирование когнитивных нарушений у пожилых, например, многообещающие результаты показывают повышение физической активности, адекватное лечение диабета и гипертонии, а также стимулирующая когнитивные функции деятельность.
Данные исследования Bronx Aging показали, что у пожилых людей, участвующих в стимулирующих когнитивные функции мероприятиях, деменция развивалась на 5 лет позже. Рандомизированное исследование взрослых от 65 до 94 лет (ACTIVE trial) показало, что 10-недельное когнитивное обучение ассоциировалось с сохранением специальных навыков в течение 2 лет, а обучение логическому мышлению привело к менее интенсивному снижению повседневной активности в течение 5 лет. Таким образом, результаты этих исследований подтверждают гипотезу, что регулярная активизация умственной деятельности улучшает когнитивные функции и может снизить вероятность развития деменции.
Повышение доступности персональных компьютеров за последние 20 лет, в том числе и для пожилых людей, обеспечивает психически-стимулирующую деятельность и поддержание когнитивных функций, что скажется на снижении распространенности деменции в обществе. Например, по данным на 2009 год в Австралии 47% населения старше 60 лет повседневно использует компьютеры, по сравнению с 29% в 2003 году. В Западной Австралии 66% пожилых людей сообщили, что имеют домашний компьютер, а 58% - доступ к Интернету. Более 80% с сетевым доступом пользуется электронной почтой и форумами. Около 50% используют Интернет для оплаты счетов, управления финансами и доступа к государственным услугам. Тем не менее, воздействие компьютеризации и доступности Интернета на здоровье пожилых людей остается не определенным.

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Введение 3



Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Введение 3

1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте 4

2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста 9

3. Творческая деятельность в старости 11

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отдел старость от зрелого возраста условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, это помимо ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями: интеллект и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Социальная роль пожилого человека связана с уходом на пенсию, контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит: потребность в избегании страданий; потребность в автономии и независимости; потребность в проецировании на других своих психических проявлений.

Пожилые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Цель контрольной работы: изучить возрастную динамику интеллектуальной и творческой деятельности в старости.

1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Период старения – важный период развития и окончательного формирования личности. Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. На них накладываются "нагрузки", характерные только для заключительных жизненных стадий.

Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности.

Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на представление пожилых о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема – довлеющее влияние стереотипов "типичного" пожилого человека. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность пожилого человека. Согласно исследованиям, проведенным О.В.Красновой, представители различных возрастных групп выделяли такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям.

Большое разнообразие в оценке одних и тех же характерологических черт старого человека создают противоречивую картину. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространенными в обществе стереотипами, которые оказывают значительное влияние на формирование отношений пожилого человека к себе. Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальной и вербальной форме поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений пожилые люди обесценивают себя, теряют самоуважение, у них падает мотивация и как следствие снижается, социальная активность.

Негативные стереотипы характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает "приглядываться" к себе, контролировать автоматически выполняемые действия, т.е. по сути, он занимается саморазрушением, тем самым, подтверждая пониженную социальную оценку . Иначе говоря, старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.

Совсем иные "техники" жизни используют люди, сохранившие в старости "упорство духа". Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки.

Таким образом, успешность личностного и социально- психологического развития человека, во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни.

Большинство современных психологов рассматривают развитие, как явление сопутствующее всей жизни. Тем не менее, ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в период старения. Говорится как об изменениях, так и о постоянстве личности в старости. О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке, содержании "Я-образа" в этом периоде жизни человека не существует полных и достоверных данных. В лонгитюдных исследованиях, например П.Батчер и др., которые использовали традиционные измерения личности - Миннесотский многофакторный личностный опросник, не обнаружили кардинальных изменений в структуре личности связанных с возрастом, наоборот, данные свидетельствуют о постоянстве личности в старости, подобно определению Уильяма Джеймса: " У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда". По мнению Н.Ф.Шахматова, нормальным проявлением старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, какими были и раньше.

Подобные исследования свидетельствуют о том, что личность не изменяется, а скорее подстраивается под окружающий мир. В старости редко вырабатывается новая жизненная позиция, скорее это заострение уже имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собой.

Все же многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют об изменении личности в старости и отдельных ее диспозиций. Из чего следует, что проблема сохранности личности в старости остается открытой.

Согласно данным этих исследований старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность, черствость.

Изменения при старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,- слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические процессы старения организма, что с неизбежностью вызывает изменения эмоционально – волевой сферы личности. Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность .

В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость, угрюмость, развивается педантизм, скупость, мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению рассматриваются, как происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте.

Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Но наряду с указанными ущербными сдвигами характера у многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения. Наблюдается умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Вероятно, что изменения характера в пожилом возрасте также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами .

Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро - и экстравертированность, невротические состояния (стабильность), психотизм (сила суперэго) изменяются, когда люди становятся старше. С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из-за чего и наблюдается сдвиг в сторону интроверсии. Также для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем у мужчин.

В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции. Согласно новым представлениям, пожилой возраст – один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, " в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека" .

В мотивационно–потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности. То есть в группе "ведущих потребностей" доминирует потребность в избегании страданий.

Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность.

В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с людьми своего возраста, с членами семьи. По данным исследований П.Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость) .

Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным.

Итак, мы рассмотрели особенности развития личности в пожилом возрасте. Анализ литературы показал существенный разброс мнений относительно личности пожилого человека. Разные ученые говорят как о постоянстве личности в старости, так и об ее изменении.

2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста

В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни.

С возрастом у пожилых снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к "обману чувств". Происходят изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно-новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остаётся с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

5) Идентичность;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

«Отрыв от родительских корней».

8. Взрослость: молодость и зрелость (Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») - 20 - 30 лет. Средняя взрослость (зрелость) - 30 - 60 лет

Взрослость как психологический период

Период взрослости наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

Ранняя взрослость (молодость,

Средняя взрослость,

Поздняя взрослость (старение и старость).

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность - стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы чётко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Проблема периодизации взрослости

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

- Первая фаза (16 - 20 лет) - предшествует собственному самоопределению.

Вторая фаза (с 16 - 20 лет до 25 - 30 лет) - фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.)

Третья фаза (с 25 - 30 до 45 - 50 лет) - пора зрелости: человек находит своё дело в жизни, обзаводится семьёй. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

Пятая фаза (старше 70 лет) - старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год - для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т. д.

Ещё большей неопределенностью отличаются характеристик и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 - 40 (Д. Б. Бромлей), 25 - 50 (д. Биррен), 36 - 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В. В. Бунак В. В. Гинзбург), 60лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период з релости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также создание собственной семья и воспитание детей. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность - ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества, но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идёт о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях - физической, нравственной, профессиональной.

Общение в период взрослости

1) Круг общения связанный с профессиональной деятельностью;

2) Освоение и реализация супружеских и родительских отношений.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

Кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;

Кризис 50 лет - неразрешённость кризисных переживаний, отказ от активности обновления;

Кризис 60 лет - происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Психологические новообразования периода взрослости

1) Построение стратегии жизни;

2) Феномен акме (многомерное состояние, вариантное и изменчивое; «вершина в развитии» взрослого человека);

3) Смысложизненные решения;

4) Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление);

5) Материнство / отцовство.

9. Взрослость: старение и старость . Пожилой возраст (старение) - 60 - 75 лет. Старость - 75 - 90 лет.

Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

Н. С Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1.

Ожидание пенсии;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что ещё не успел, а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

При появлении внуков люди пенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они ходят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны;

Выбор занятия на пенсии.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса.

1. Социальная ситуация развития:

В основном контакты с близкими людьми и родственниками;

Постепенно появляются друзья-пенсионеры;

Воспитание внуков;

2. Ведущая деятельность:

Всё более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента ухудшения здоровья), когда человек уже усвоил новый для себя социальный статус.

1. Социальная ситуация развития:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности;

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение;

Для части стариков в этот период ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти;

Общение

1) Сужение круга общения;

2) Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками;

Психологические новообразования в период старости

Принятие своей жизни;

Жизненная мудрость;

Счастливая старость;

Интегрированность, цельность.

Кризис индивидуального существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни;

Установка в отношении смерти.

Заключение

1) Кризис доверия и недоверия (в течение первого года жизни);

2) Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2 - 3 лет);

3) Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);

4) Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);

7) Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);

8) Удовлетворённость прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Ступени развития субъективности человека:

1) Оживление;

2) Одушевление;

3) Персонализация;

4) Индивидуализация;

5) Универсализация.

Используемая литература

1) Р. С. Немов, Психология, часть 1, Изд-во «Владос», г. Москва, 2007 г.

2) А. В. Петровский, Общая психология, Изд-во «Просвещение», г. Москва, 1986 г.

3) В. И. Слободчиков, Психология развития личности, Изд-во «Школьная Пресса», г. Москва, 2000 г.

4) С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, Изд-во «Советская наука», г. Москва, 1946 г.

5) Я. Л. Коломинский, «Человек: психология».

6) А. Г. Маклаков, «Общая психология», Изд-во «Просвещение» г. Москва, 2006 г.

7) Л. Хьвелл, Д. Зиглер, «Теории личности».

8) Р.С. Немов, «Психология образования», Изд-во «Советская наука», г Москва, 1978 г.

9) Главный редактор А. М. Прохоров, Советский энциклопедический словарь, Изд-во «Советская энциклопедия» г. Москва 1986 г.

10)В. С. Мухина, Возрастная психология, Изд-во «Асадема», г. Москва, 2000г.

11) И. В Шаповаленко, Возрастная психология, Изд-во «Гардарики», г. Москва, 2005 г.

12) Р. С. Немов, Психология, часть 2, Изд-во «Владос», г. Москва, 1998 г.

Подобные документы

    Характеристика учебной деятельности-ведущая в младшем школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2005

    Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2009

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Кризис подросткового возраста. Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Формирование Я-концепции. Возрастные рамки подросткового периода развития, его особенности и значимость для формирования взрослого человека.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Общая характеристика особенностей подросткового возраста. Специфика поведения подростков и направления исследования их личности. Методика диагностики, а также структура и компоненты. Основные направления работы психики по коррекции личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2016

    Ведущая деятельность в контексте возрастного развития, механизм ее влияния на развитие ребенка. Значение игры и эффективность ее применения. Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы) . Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие . Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация : готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие : Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости : конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона , построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение . Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества . Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости (Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис . Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества - с уходом на пенсию. И именно выход на пенсию некоторые теории старости признают началом этого возраста.

У человека меняется мотивации, он сосредоточивается на своем внутреннем мире, происходит спад коммуникативности. Объективно «старость» находит свое выражение в утрате прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, снижении дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно она выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов.

С возрастом происходит удаление стареющего человека от общества. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся искусственными и постепенно прерываются. Количество поступающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.

Таким образом, человек, уходя на пенсию, сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора - между социальной и индивидуальной жизнью.

Социальные приобретения в прошлом, достигнутый за время работы материальный уровень жизни не избавляют человека от выбора стратегии старения. По сути, человек на пороге старости решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять и формировать новые сферы своих социальных связей или перейти к жизни, ограниченной кругом своих интересов и интересов близких, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Это решение определяют две основные стратегии адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.

Свободный, хотя и трудный выбор позволяет характеризовать старость как возраст развития, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию. Итоговый выбор определяется решением задачи на смысл - смысл оставшейся жизни. В соответствии с этим выбором и соответственно стратегии адаптации в старости ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций.



Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в целях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Эта стратегия адаптации предполагает превращение «открытой» системы индивида в систему «замкнутую». В литературе указывается, что относительная замкнутость в психологическом плане контура регуляции в старости проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, «заострении» некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим.

Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная эволюция в старости возможна в том случае, если пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и при этом вложить в это частицу своей индивидуальности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества (хотя бы с его собственной точки зрения) и тем самым обеспечивает сохранность и его связей с обществом, и самого чувства социальной причастности обществу. Спектр таких социально значимых видов деятельности может быть самым широким: продолжение профессиональной деятельности, писания мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась душа. Главное здесь - момент творчества, которое позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно этот вид ведущей деятельности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать преимущественно хорошие и теплые отношения с окружающими.

Существует точка зрения А. Г. Лидерса, согласно которой ведущей деятельностью пожилого человека является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Для пожилого человека практически исчерпаны возможности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может бесконечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне.

Теоретически состоятельной и практически плодотворной является попытка Н.С. Пряжникова рассмотреть проблему социальной ситуации развития и ведущей деятельности в старости в связи с проблемой периодизации этого возраста:

1.Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. Для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией. Основные контакты все еще носят производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников. Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию». Для некоторых людей характерно стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе. Ведущую деятельность характеризуют стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе; стремление передать свой опыт ученикам и последователям; при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода); к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

3.Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим: общение в основном с такими же старцами; общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его; некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности); для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными». Ведущая деятельность: досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях); стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»; для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости. Социальная ситуация: в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении); также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8 % здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29 % - в первый месяц, 45 % - в первые полгода. Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются». Ведущая деятельность: лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями; стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) может характеризоваться следующим: Социальная ситуация: общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель; у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые; поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Ведущая деятельность: она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).