Хазарский каганат. Экономика и социальные отношения

Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения -- как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города -- Семендер, Азаркала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов -- Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения -- простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан -- бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100--300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX--X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев -- мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

Хазарский каганат. Экономика и социальные отношения

Об экономике Хазарии мы пока можем говорить лишь в самых общих чертах, преимущественно на основании письменных источников. К сожалению, исключая некоторые стороны городского хозяйства, археологи еще не обеспечивают нас достаточным и, главное, комплексным материалом по этой проблеме.

Поэтому я остановлюсь лишь на самой общей характеристике хозяйства и его отраслей у разноплеменного и разноукладного населения Хазарского каганата.

Источники для VII в. рисуют хазар как полудиких кочевников, вполне сопоставимых с гуннами, с которыми их нередко отождествляли. Наиболее интересные и подробные сведения мы находим у Мовсеса Каланкатваци. Правда, этот автор, описывая хазарское войско, действовавшее в 20-х годах VII в. в Закавказье, отмечает, что в его составе были и кочевники, и оседлые жители. Очевидно, под последним подразумевались вспомогательные контингенты из местного (иранского и кавказского) населения. Что же касаетеся самих хазар (хазир), то их описание сходно с тем, что мы читаем у авторов, рассказывавших о гуннах IV в. Они были необычного для жителя Закавказья вида - широкоскулые, без ресниц, с длинными волосами, прирожденные всадники. Пища их являлась обычной для кочевников - мясо, а также кобылье и верблюжье молоко.

Примечателен портрет Джебу Хакана, который сделали из тыквы осаджденные в тбилисской цитадели: лицо голое, без ресниц, бороды, редкие усы, широкие ноздри. Перед нами типичный портрет кочевника-монголоида, очевидно потомка племен, возглавивших хазарское объединение в VI-VII вв.

Из арабских источников видно, что хазары и в последний период существования каганата во многом сохранили обычаи своих предков. Ибн Русте прямо указывает, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь. Ал-Истахри, а за ним Ибн Хаукаль, описывая хазарскую столицу Атиль, отмечают, что при этом городе (или в его окрестностях) нет селений, но пахотные поля разбросаны на расстоянии 20 фарсаигов в окружности, по реке и в степи ("сахра"). Хазары летом собирают урожай и перевозят его в Атиль на повозках. Это указывает на то, что в конце IX - начале Х в. хазары занимались земледелием. В качестве производимого злака указывается рис, который наряду с рыбой называется преимущественной пищей хазар.

Население коренной Хазарии разводило виноград (например, в Самандаре было до 4 тыс. виноградных лоз).

Очень важные сведения содержат еврейско-хазарские документы. В письме Иосифа довольно четко раличаются кочевое и оседлое население. Собственно кочевниками изображены только печенеги пространной редакции (в краткой этого этнонима нет). Согласно пространной редакции, "они живут в открытых поселениях ("фразот") без стен, они кочуют и располагаются привалом в степи, пока не доходят до пределов ha-hогриим (венгров)". В краткой редакции сказано, что они (т. е. не названные здесь по имени кочевники) "живут в открытых поселениях без стен и переходят по всей степи, пока не доходят до пределов венгров".

Прочее поселение Хазарии описывается иначе. Отмечается, что в стране много рек, богатых рыбой. Сама страна (Хазария) плодородна, в ней много полей, виноградников, садов, а также фруктовых деревьев.

Правда, ниже идет странная фраза о том, что все его (Иосифа) поля, виноградники и сады располагаются на острове, где находилась столица, но выше написано, что поля и сады (хазарской знати) располагаются вне города, что, очевидно, точнее. Любопытно, что в отличие от арабских авторов (ал-Истахри) Иосиф пишет о деревнях около хазарской столицы. Данные ал-Истахри более ранние, и может быть, эти "деревни" возникли только в Х в.? Вообще в письме Иосифа фигурируют три типа поселений Хазарии: селения, деревни, города; так называемые города, укрепленные (стенами). Последнее, скорее всего, относится к крепости типа Саркела, преимущественно в пограничной полосе. Весьма показательно замечание хазарского царя об орошении полей, виноградников из рек. Здесь явно имеется в виду центр Хазарии - Нижнее Поволжье.

Общий вывод можно сделать такой: в IX-Х вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой (или полуоседлой) жизни и занятию земледелием. Вероятно, какая-то часть кочевников, особенно в местах, где условия для земледелия были менее благоприятны (Восточное Предкавказье, т. е. восточная часть современного Ставропольского края, территории нынешних Калмыцкой АССР и севера Дагестанской АССР), сохраняла прежний образ жизни, но четких данных об этом в наших источниках нет.

Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Уже это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. Первый вопрос, на который следует дать ответ, - что это были за пути. Одним из самых важных, если не важнейшим, был путь вдоль западного берега Каспийского моря, к устью Волги, затем вверх по этой реке. Приблизительно в районе нынешнего Волгограда он разветвлялся на два: один продолжался вверх по Волге, другой через Переволоку переходил на Дон. Оба пути в VII - первой половине Х в. контролировались хазарами. Вверх по Волге купцы должны были миновать страну буртасов и достигали Булгара Волжского, где уже, очевидно, в IX в. существовала торговая фактория и где встречались мусульманские купцы с русскими. Последних именно там видел в 921/922 г. Ибн Фадлан. Дальше Булгара мусульманские купцы, по-видимому, не ходили, отсюда возникли известные легенды о группе русов Арса, где убивали чужеземцев.

Уже в IX в. все большим становится присутствие русских воинов-торговцев на Волге. А в Х в. сама Волга получает у мусульманских авторов название Нахр ар-рус (Русская река). Это название закрепилось не потому, что русы обитали на Волге как иногда считали, а потому, что именно русские суда наиболее часто использовали Волжский путь. Через Внешнюю (верхнюю) Русь он вел в Прибалтику и далее в страны, прилегающие к Балтийскому морю. Этот путь отмечен особенно обильными кладами арабских дирхемов, оседавших в виде сокровищ в северных странах, где собственно денежное обращение в VIII-Х вв. еще не получило должного развития.

Путь, выходивший на Волгу через Переволоку, описан арабскими географами. Он начинался в отдаленных частях страны русов (славян), очевидно в Нижней Руси (Киеве), и проходил через византийские владения в Крыму, а затем хазарскую заставу Самкуш (Самкерц-Тмутаракань). И византийцы, и хазары взыскивали десятину в свою пользу. Потом путь шел по Славянской реке (Дону), откуда через Переволоку купцы попадали на Волгу и мимо хазарской столицы следовали в Каспийское море. Далее маршруты могли быть различными, и то, что источники (Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих) называют Джурджан, скорее всего, связано с тем, что именно оттуда шел караванный путь в Багдад в IX в. Но, несомненно, русские купцы могли выходить и в Дербенте, и в Баку, и в Гиляне.

Занимая Крым (или часть его), господствуя на Таманском полуострове, хазары держали под своим контролем и значительную часть черноморской торговли. Центром последней на южном побережье Черного моря были Константинополь и Трапезунд. О последнем интересные сведения находим у ал-Мас’уди, который писал, что в Трапезунде всегда много купцов: греков, мусульман, армян, а также тех, кто приезжает сюда из страны кашаков (адыгов), т. е. из района хазарской сферы влияния. Само Черное море долго называлось Хазарским, хотя в X в. это название было перенесено на Каспийское, а Черное море получило название Русского. Впрочем, это не было его единственным названием.

Интересен вопрос, насколько далеко на запад простирались торговые связи Хазарии. Ответ на него дает переписка Хасдая ибн Шафрута и Иосифа. Испанский сановник, правоверный иудей в душе, описывает, как он добывал сведения о Хазарском государстве. И хотя еврейские купцы из Западной Европы еще в IX в. ездили в Восточную Европу, поиски эти оказались нелегкими. Хасдай ибн Шафрут расспрашивал купцов из Хорасана, византийских, германских, славянских послов и т. д. В конце концов, свое письмо в Хазарию он отправил через страну славян, Венгрию, Русь и Булгарию (очевидно, Волжскую). Все это доказывает, что непосредственных связей Хазарии с Западной и даже Центральной Европой не было или почти не было. Очевидно, хазары замыкались здесь, как и на востоке, на посредниках, что определялось самим характером хазарской торговли.

Не совсем ясна ситуация с сухопутным (караванным) путем из Средней Азии на Волгу. Во всяком случае, когда посольство халифа направлялось из Хорезма в Поволжье, его участников предостерегали о трудностях этого пути. Однако, по-видимому, так было не всегда, и данная ситуация, скорее всего, объяснялась напряженными в ту пору отношениями между Хазарией и мусульманскими странами, тем более что Волжская Булгария, стремясь сбросить хазарское иго, обратилась (через государство Саманидов) за помощью к халифу. Арабские географы Х в. много пишут о торговле Хорезма со странами Восточной Европы, откуда ввозились славянские и хазарские рабы, различные ценные меха и т.д.

Судя по источникам, торговля Хазарии была по преимуществу транзитной. Арабские географы прямо пишут, что в стране хазар производится и вывозится только (рыбий) клей. Возможно, это и не совсем точно, так как можно предполагать вывоз из Хазарии рабов. Но, по-видимому, эта статья торговли также не самих хазар (в основном), а их соседей - венгров, печенегов и т. д., которые перепродавали пленников, захваченных во время набегов на земли славян, адыгов и т. д., торговцам из Атиля.

Из стран буртасов, булгар, Руси через Хазарию вывозились мед, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и мех. Все это пользовалось огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большую прибыль в виде пошлин, которыми они облагали иностранных купцов. Для соседей хазар это было крайне обременительно, и поход войска Святослава против основных хазарских городов (968/969 гг. по Ибн Хаукалю) был вызван и данными экономическими причинами.

В связи с проблемой торговли через Хазарию важно обратить вниимание на одно обстоятельство: нам ничего не известно о хазарских купцах. Очевидно, в этом государстве торговля полностью находилась в руках еврейских купцов, живших во всех городах страны. В документах, вышедших из европейской среды в Х-XII вв., видна тенденция к стиранию различий между хазарами и евреями, поскольку часть хазар приняли иудаизм. Однако и арабские источники, и письмо Иосифа противоречат этому, показывая, что в период существования Хазарского каганата этнически это были разные народы. Но тот факт, что в стране, для которой международная транзитная торговля имела важнейшее значение, она оказалась в руках трансэтнического еврейского торгового капитала, имел решающее значение в истории Хазарии и, очевидно, стал важнейшей причиной принятия иудаизма в качестве государственной религии хазарским царем и его окружением.

Кроме еврейских купцов, в Атиле были и мусульманские торговцы, а также купцы славяне, русы и др. Они составляли особые колонии, пользовавшиеся привилегиями и даже судебным иммунитетом.

В Хазарии, по-видимому, в основном имел хождение арабский дирхем с его разновидностями, чеканившимися в самостоятельных или полусамостоятельных государственных образованиях Северной Африки, Средней Азии и Ирана. Он получил (у еврейских купцов) название "шэлэг" ("белый", "серебряник"), и эта денежная единица упоминается в ПВЛ для хазарских владений в землях восточных славян. В мусульманских государствах собственная чеканка монеты имела принципиальный характер, не случайно монеты стали уже в Х в. чеканить и в Волжской Булгарии, знать которой приняла ислам. Что касается Хазарии, то вопрос о хазарской монете остается пока открытым, хотя археологи находят монеты, принадлежность которых еще не ясна.

Общественный строй Хазарии изучать трудно ввиду крайней скудности источников по этому сюжету. К тому же в этнически и социально пестром конгломерате, каковым являлось это государство, существовали неодинаковые формы общественных связей. Я попробую дать хотя бы приблизительную характеристику таковых у собственно хазар, преимущественно в IX-Х вв., так как основной комплекс сведений относится к этому времени.

В более раннее время, когда хазары были исключительно кочевниками, их общественная структура представляла собой разновидность родовых отношений, которые у кочевников в силу специфики их хозяйственной организации существовали всегда. Семья, род, племя, союз племен - вот ступеньки общественной структуры, присущие кочевому обществу. Конкретное содержание и соотношение этих элементов может меняться, но они существуют, пока сохраняется кочевой быт. Более того, частично эти формы или их элементы оказываются очень живучими и сохраняются какое-то время даже тогда, когда само население оседает на землю.

Точно так же хазарские роды не исчезли и существовали до самого конца Хазарского государства. Царь Иосиф отмечает существование и численность этих родов. Царский род ("джине") у хазар фиксирует и ал-Мас’уди. Конкретнее судить об этих родах мы не можем, но само их существование показывает, что хазарское общество Х в. было раннеклассовым, где процесс формирования феодальных отношений еще не зашел далеко. В то же время у хазар уже в VII в. выделилась знать, организационно объединенная в знатные роды. Категории этой знати лучше всего попытаться выявить путем анализа терминологии, к ней относящейся.

Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати было слово "тархан". Ныне доказано, что оно иранского происхождения, из скифо-сарматских языков, означало в них "судья", "переводчик", затем лицо, свободное от податей, привилегированное, и из этих языков перешло в тюркские и уже из последних - в русский и т. д.

Кажется, самое раннее упоминание тарханов имеется у Мовсеса Каланкатваци. Повествуя о походе хазар, союзников императора Ираклия, в Закавказье, историк пишет, что командовавший их войском Шад направил посольство, во главе которого стояло лицо, носившее звание "туракан". Слово это оказалось непонятным для переводчиков. Новейший из них, Ш. В. Смбатян, оставил его в тексте в форме "туркан", а в комментарии отметил, что это неизвестное слово, согласно Р. Ачаряну, турецкого происхождения означающее "гонец". Между тем это и есть, очевидно, тархан хотя и в искаженной форме.

Титул "тархан" (точнее, тарханное достоинство) упомянут в другой, более известной форме ("тарханутюн") у Каланкатваци по отношению к одному знатному хазарскому князю ("ишхан") - Авчи, который был направлен послом "гуннского" князя Алп-Илутвера в Албанию, после того как Алп-Илутвер принял христианство.

Обычно же Каланкатваци использует при характеристике социальных групп хазар древнеармянскую терминологию. Мы находим у него князей ("ишхан"), вельмож ("метсаметсы"), нахараров-азатов ("азатакоит нахарарак"). Любопытно, что рядом с последними упомянуты рамики, т. е. простонародье. Разобраться по существу в этих терминах применительно к Хазарии нелегко, но можно предположить, что азаты-нахарары и были тарханами, тогда как ишханы, князья, - это более высокая категория хазарской (и подчиненных им племен) знати, главы племен, племенных ополчений и т. д.

Наконец, у Каланкатваци встречаем слово "тархан" в сочетании с собственным именем - Чорпан-Тархан, князь (ишхан) хазар. Очевидно, титул "тархан" присоединялся к собственному имени, как в Турции к нему присоединялся титул "паша" (Синан-паша и т. д.), а в Сефевидском Иране соответственно титулы "хан", "султан", "бек" и т. д.

В мусульманских источниках тарханы нередко выступают как какая-то близкая к хакану довольно многочисленная категория населения. Ал-Мас’уди, правда в рассказе о легендарных временах, упоминает хазарское войско и тарханов. Особенно интересны данные ал-Куфи, который для времени войны Масламы с хазарами отмечает, что в захваченном последними Дербенте находились 1 тыс. тарханов. Описывая войну с хазарами Мервана ибн Мухаммеда, этот историк указывает, что хазарский полководец Хазар-Тархан (он же Тархан) выступил в поход во главе 4 тыс. детей тарханов. Наконец, ат-Табари под 182 г. х. (798/799 гг.) упоминает сына хакана с тарханами. Вероятно, это привилегированная часть хазарского войска, состоявшая из знатных людей (наподобие армянской азатской конницы).

В арабских и персидских источниках встречаем и определения термина "тархан". Бируни присваивает этот титул царю Самандара, т. е., очевидно, местному правителю, поставленному хаканом. У ал-Йакуби тархан ("тархун") - царь ("малик") Согда. Возможно, именно как "тархан" надо читать титул правителя буртасов, сохранившийся в искаженной форме т. р. у. в "Моджмал ат-таварих". И только ал-Хваризми четко определяет "тархан" как "благородный, знатный" ("аш-шариф"). У других арабских авторов для обозначения хазарской знати используются иные (арабские) термины, например у ал-Мас’уди хасса.

Вместе с тем слово "тархан" нередко, по этим источникам, входило в состав имен хазарской знати, а иногда и просто являлось именем собственным. В рассказах о путешествии Саддама ат-Тарджумана через Хазарию к легендарной стране Йаджуджа и Маджуджа хазарский царь носит имя Тархан. Согласно Левонду, хазарский военачальник именовался Раж-Тархан. Есть о нем сведения и в мусульманских источниках. Ал-Йакуби называет этого Рас-Тархана царем (маликом) хазар. У ат-Табари находим форму Ас-тархан, что дало основание В. Ф. Минорскому усматривать в этом лице алана (аса), что, однако, сомнительно, учитывая, что в совершенно разных источниках (Левонд и ал-Йакуби) имя этого человека пишется как Рас (Раж)-Тархан.

Таким образом, есть все основания сделать вывод, что население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними, очевидно, было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, скорее всего в коннице. Однако и "простой народ", по-видимому, не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ.

Сохранение реликтов родовой организации, свободы основным населением и в то же время выделение особого сословия знати (тарханов) свидетельствует о том, что Хазария может рассматриваться как раннеклассовое общество, где социальная дифференциация не достигла большой глубины, хотя и проявлялась в специфической форме. Приблизительно то же самое мы находим в древнем Закавказье.

Посмотрим, что дает по проблеме социального строя Хазарии переписка Хасдая ибн Шафрута с царем Иосифом. Сложность в том, что они пользуются библейской и талмудической терминологией, сущность которой очень нелегко понять. В письме Иосифа упоминаются хазарские "сарим", что переводят как "князья", хотя скорее это можно передать как "главы, начальники". Им противостоят "авадим", буквально "рабы" царя, под которым следует понимать все подвластное царю хазар население. Кроме того, упоминаются и "мшарейт", т. е. "слуги, служители", под которыми понимаются те, кто обслуживал царя и его двор. Но это очень неопределенный термин, в котором нельзя усматривать сколько-нибудь четкую социальную категорию. С некоторой долей приближенности можно предположить, что "сарим" - тарханы, а "авадим" - простой народ. Слово "cap" есть и в Кембриджском документе.

Подчиненные Хазарии народы находились на разных стадиях социального развития. Восточные славяне, волжские булгары и некоторые другие переживали ту же стадию раннеклассовых отношений, что и хазары. А вот буртасы не дошли до нее. Источники сообщают, что их страна была очень населенной, богатой пушниной, но у них не было ра’исов, т. е. глав, а в каждом месте управлял шейх, т. е. старейшина. В то же время буртасы платили Хазарии большую дань и выставляли по требованию хазарского царя до 10 тыс. всадников.

Наконец, говоря о Хазарии, нельзя пройти мимо иностранцев, обитавших в этой стране и особенно в ее столице. Обычно больше всего пишут о евреях, колонии которых были во всех хазарских городах. Но кроме них, в Атиле жило много мусульман (купцов и ремесленников), христиан, а также существовали колонии русов и славян. Важнее другое - все эти иноземцы были не просто подданными хазарского царя, но в своих внутренних делах пользовались судебным иммунитетом, который выглядит гораздо внушительнее, нежели право христиан и иудеев судиться по своим законам в Арабском халифате.

В первой половине Х в. особую роль в хазарской столице играла мусульманская гвардия, которая состояла из выходцев из окрестностей Хорезма и носила название ал-ларисийа (арсийа). Этимология этого названия не выяснена. В. Ф. Минорский усмотрел здесь алан, которые обитали и в Средней Азии, но это только гипотеза.

Сведений о земельной собственности в Хазарии почти нет. Кое-что дает еврейско-хазарская переписка. Из нее видно, что земля (поля - "садот" и сады - "ганот") находилась в распоряжении рода ("мишпахап") и рассматривалась как "ахузат авотейхем", т. е. владение (собственность?), полученное от предков, причем это по смыслу текста касалось и царского рода. Если это так, то в Хазарии существовало право рода на землю. Аналогичное положение мы знаем в древних Иране и Закавказье, где знатные роды владели землей и только в период раннего средневековья такая родовая собственность на землю стала разлагаться и из нее зародилась частная феодальная (безусловная) земельная собственность. Однако в тех же закавказских странах и Иране была очень сильная царская власть и государство имело по крайней мере право контроля за земельным фондом. Было ли такое право у хазарских владык - нам неизвестно.

Значительную часть государственных доходов, которыми распоряжались сначала хакан, а потом царь, составляли торговые пошлины ("ал-арсад ва ушур ат-таджарат ала русум") на заставах в узловых пунктах сухопутных, речных и морских путей. Кроме того, покоренные народы и племена платили дань (др.-евр. "мае") натурой и деньгами. Согласно ПВЛ, вятичи платили хазарам дань по щелагу (т. е. по серебряному дирхему) с сохи. Кроме того, часть дани, особенно с таких племен, как буртасы, шла натурой - ценными мехами. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль пишут, что жители городских кварталов ("махалл") и (городских) окрестностей ("ан-навахи") были обязаны доставлять царю и его двору продовольствие, напитки и т. д. Стремление взимать, где возможно, дань в денежной форме было опять-таки связано с транзитной торговлей, в которой главной валютой в VIII-Х вв. был арабский серебряный дирхем.

В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Арабские авторы сообщают, что при царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов и других идолопоклонников), который судил согласно языческим обычаям, т. е. "по велениям разума". Ал-Мас’уди добавляет, что в случае особенно серьезных дел все эти судьи собирались у мусульманских кади и их решения по шариату перевешивали. Другие арабские источники отмечают, что между этими судьями и царем имелся посредник ("сафир"), который передавал решения судей царю, и после утверждения их последним они приводились в исполнение. Такая практика существовала в Хазарии IX-X вв., прежде ее, кажется, не было. Из весьма туманных и не всегда соответствующих истинному положению вещей сообщений Кембриджского документа можно заключить, что прежде верховным судьей был хакан, которого источник именует судьей ("шофет").

В ранний период существования Хазарского государства его войско состояло из ополчений собственно хазар и подчиненных народов и племен. Мовсес Каланкатваци так описывает сбор хазарского войска: "И вот он (правитель хазар) распорядился, что-бы все, кто находился под его властью, все племена ("тохмы") и роды ("азг"), проживающие в горах или степях, живущие в крепостях или под открытым воздухом, на море и на суше, бреющие головы и носящие косы, чтобы все они были готовы (явиться) по его первому зову".

В IX-Х вв. положение изменилось. Вспомогательные войска от подчиненных народов по-прежнему призывались (см. выше о буртасских воинах), но главную роль стало играть наемное войско, состоящее из мусульман, русов и славян. По-видимому, оно и делилось на две части - мусульманскую и славяно-русскую. Согласно ал-Истахри, это войско было численностью в 12 тыс. человек, а по ал-Мас’уди, корпус мусульманских воинов ал-арсийа составлял около 7 тыс. всадников в кольчугах и панцирях, вооруженных луками. Наемникам платилось жалованье (по ал-Мас’уди), но ал-Истахри пишет, что постоянного жалованья не было. В то же время этот автор отмечает, что после смерти одного из 12 тыс. наемников на его место брали нового воина.

Изменение состава хазарской армии, несомненно, является косвенным свидетельством социальных изменений в хазарском обществе в IX-Х вв. С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся в Арабском халифате, где племенные ополчения в IX-Х вв. заменялись наемными войсками из дайлемитов и тюрок. Это говорит о том, что халифы уже не доверяли бедуинским ополчениям, а стремились опираться на оплачиваемые отряды иноземцев (в случае с тюрками - по происхождению невольников), которые не были связаны со странами Халифата и, казалось бы, полностью зависели от халифа. На деле халифы вскоре полностью попали под влияние этих наемников и их командиров. То же самое мы видим в Хазарин, где царь в Х в. вынужден был слушаться своих наемников, и прежде всего мусульманской гвардии.

Хазарский Каганат- раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского Каганата. Столицей Хазарского Каганата до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине VII в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Каганата. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра.

Тема настоящей работы – «Хазарский Каганат-госдарственное устройство, хозяйство, духовная культура и значение в истории Восточной Европы»

Основная цель работы – анализ возникновения, существования и распада Хазарского Каганата, как государства, возникшего в середине VII в.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

– рассмотреть историю возникновения Хазарского Каганата;

– описать особенности общественно-политического и хозяйственно-культурного строя Каганата;

Рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

Для достижения цели мною были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л.Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как Артамонов М. И. в «История хазар», Кёстлер А. в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие», Магомедов М.Г. «Образование Хазарского Каганата», Новосельцев А. П. –»Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа и др.

Основным источником я считаю известную работу М. Артамонова «История хазар». Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

Кроме основных работ Артамонова М. И., М.Г. Худякова, Магомедова М.Г., я опиралась также на труды, которые, так или иначе, касались истории татарского народа: отдельные статьи современных авторов.

В настоящее время интерес к древней истории татарского народа перекликается с проблемами этногенеза современных с татар. Поэтому актуальность темы бесспорна.

Хазарский Каганат, а в последующем хазарские татары остаются основными преемниками традиций, культуры Волжской Булгарии, и их история требует все более глубокого изучения. Как писал М.Г. Худяков: «История Хазарского Каганата представляет выдающийся интерес по многим причинам. Помимо общего права на внимание, как история отдельно взятого государства, она имеет специальное значение для историков общей, восточной и русской культуры. Государственный организм, возникший посредством прививки сильной военной власти к основе местной, старинной культуры, сразу выступил во всеоружии своей мощи и, имея все шансы на долгое существование, но дальнейшее экономическое развитие Восточной Европы сложилось не в его пользу.»

1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата

В 1953 году в журнале «Советская археология» академик, директор сразу двух НИИ Академии наук СССР - и археологии, и истории - Б. А. Рыбаков в установочной статье «К вопросу о роли Хазарского Каганата в истории Руси» характеризовал Великий Хазарский Каганат абсолютно уничижительно:

«Примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге» .

В книге Гумилева хазарская тема заняла несравненно более важное место: она была увязана с его теорией «этногенеза» и внесла новые элементы в эту теорию. Согласно Гумилеву, соединение этносов может приводить к возникновению суперэтносов, а может порождать и «химерические антисистемы». Такой «химерической антисистемой» была, по мнению автора, иудейская Хазария. Пришлые евреи, по его словам, не смешивались с хазарами, ибо «они любили в этом мире себя, свои дела и свое потомство. Ради торжества своего этноса они применяли тайну, оружие... и ложь, но только по отношению к гоям и акумам». В результате возникло особое «химерическое» государство, враждебное своему основному тюркскому населению и соседним народам.

В рамках рассматриваемой нами темы и придерживаясь точки зрения Н.Гумилёва однозначно скажем, что актуальность и тщательность изучения истории национальной государственности татар в виде Хазарского Каганата бесспорна, попытаемся это обосновать в данной работе:начнем с государственного устройства Каганата.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан - Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567-571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626-630.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Во главе Каганата стоял каган - верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7-8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать - ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правила тюркская династия Ашина. К середине Х в Каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре.

Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской.

В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека (в русскоязычной литературе за ним закрепилось именование «царь»). На иврите его называли «мелех» - царь, арабы передавали его должность как «халифа» - буквально «заместитель» или «малик» - правитель. Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел - застава на Дону и Самкерц - у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим - родственник хазарского царя - иудей.

Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар - в Дагестане - проживало большое количество еврейских общин. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников - Булан перешёл в иудаизм. По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В нач. IX в. потомок Булана - Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов. Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров, восстала против правящей династии и после подавления мятежа перешла к венграм. Сын Обадии - Езекия и внук - Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии - Ханукке, за линией которого он сохранялся до падения каганата.

1.2 Экономика Хазарского Каганата

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения - как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города - Семендер, Азар-кала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов - Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения - простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан - бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100-300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX-X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев - мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Завершая работу, подведем итог и сделаем соответствующий вывод:

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, а был лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия. Что в конечном итоге и прервало торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева Олегом в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

В рассматриваемый нами временной период VII-X вв отношения Руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало «серебряного пути» вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей Волжско-Камской Булгарии.


1. Артамонов М. И. История хазар. - Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001.

2. Бахтин A.T. Народы Среднего Поволжья – Казань: Татарское книжное издательство, 1980.С. 50-51.

3. Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. - В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993

4. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии // Мир Гумилева. Вып. 6. Открытие Хазарии. М., 1996. С. 122-125.

5. Имамов В. Запрятанная история Татар. – Наб.Челны: изд-во КамАЗ, 1994.

7. Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб, 2001.

8. Магомедов М.Г.Образование Хазарского Каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. - М.,1983.

9. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.,1990.

10. Плетнёва С. А. Хазары - М.,1976.

11. Фахрутдинов Р. Т.Очерки по истории Волжской Булгарии. –Казань: Татарское книжное изд-во, 1984.

12. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учеб. для средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.

13. Худяков М.Г. Очерки по истории Хазарского Каганата. – М.: Инсан, 1991. – 320 с.

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII-IX вв. В сообщениях иноязычных хроник вместо имён обычно фигурируют сильно искажённые титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век (его достоверность вызывает вопросы). Сравнительно недавно в двух тюркских поминальных памятниках на территории Монголии было обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в докаганатский период.

Докаганатский период

Хазар (в визант. варианте Хазариг) -Мифический прародитель хазар

Кадыр Касар (Предположение) ,согласно надписи на Терхинской стелле современник тюркского кагана Бумына, 2-я пол. VI в.

Джебукаган (в визант. варианте Зиевил) -лидер хазар во время ирано-византийской войны, 626-630. Возможно, под этим именем скрывается каган западных тюрков Тон Ябгу.

Каганы

Барджиль -сын кагана, командовал армией в кампании 721/722 и знаменитом походе 730/731. В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь Булан - основатель будущей династии беков.

Вирхор -Согласно армянской редакции жития Стефана Сурожского, имя кагана, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за будущего императора Константина V. Правил до 50-х гг. VIII в.

Багатур -правил во время кампании 763/764. Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.

Захария (?) -По данным жития Константина каган в период посольства Константина в 861.

Беки

В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из письма Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. Там же первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем Сабриель. Арабский автор IX в. ал-Йа куби (до 891) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана - Язид Булаш. А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в 901 - К-са ибн Булджан.

Обадия - предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида (786-809)

Манассия I

Манассия II

Вениамин 880-е-900-е

Аарон II 900-е-930-е

Иосиф после 932-960-е - написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее 961.


История национальной государственности в Татарии: Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 1982.