Слоговой принцип русской орфографии. Современная русская графика

Слог. Деление слова на слоги. Связь слогоделения с правилами переноса русской орфографии.

Интонация

Ударение как признак фонетического слова. Ударение словесное, логическое (тактовое, фразовое) и эмотивное.

Суперсегментные единицы фонетики. Деление речи на такты и фразы.

Речь делится на единицы – звук, слог, слово, такт и фраза. Такты и фразы называют суперсегментными единицами фонетики. Разделение текста на такты и фразы делается с помощью интонации. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное общей интонацией и отделенное от других слов паузой. Фразы состоят из тактов. Такт – это несколько слов, вместе обладающих самостоятельным смыслом. Речевые такты делятся на фонетические слова.

Словесное ударение – это выделение одного из слогов двухсложного или многосложного слова при произношении. Оно является одним из главных внешних признаков самого слова. Служебные слова и части речи обычно не имеют своего ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Бывает и по два ударения в слове (главное и вспомогательное): постскриптум, постфактум, трансатлантический.

Тактовое и фразовое ударение нужно, чтобы выделять одно из слов в такте или фразе. Это влияет на смысл высказывания

Эмотивное ударение служит той же цели – менять смысл высказывания, акцентируясь на одном из его членов.

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов и одинаковым местом фразовых ударений: снег идет? или снег идет ? Интонация – важнейшее фонетическое средство русского языка, оно способно изменять смысл речи.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Слог состоит из звуков. Сам он является единицей фонетики, из которой строятся слова.

Основной закон слогораздела РЯ звучит так: слоги строятся от наименее звучного звука к наиболее звучному. Частные закономерности: между двумя гласными нельзя произнести более двух согласных, нельзя произнести два одинаковых согласных перед третьим (иным) в пределах одного слога.

Правила переноса при письме подчиняются правилам слогораздела: о-дес-сит, рас-ста-ться. Но при письме нельзя переносить слог, если он выражен одним гласным звуком.

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут означать как твердые, так и мягкие звуки. Например: [звук], [з"д"эс"], [мост], [мэ"с"т"] (месть). Кроме того, мягкость согласных (исключая шипящие) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы. Например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга. Этот принцип обозначения называется слоговым принципом русской графики.

Однако в русской графике есть и отступления от слогового принципа - написание гласных после букв ж, ш, ц, ч, щ. Звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке всегда твердые, после них надо было бы писать только буквы а, о, у, ы, э. Однако это противоречит правилам правописания, и мы пишем жил, шил, жесть, шесть, цирк, цел. А звуки [ч"], , обозначаемые буквами ч и щ, всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, о, у, как после твердых (чаша, чудо, щука, чопорный).

2.3 Слоговой принцип русской графики

Кроме привычного значения термина «графика», под ней также мыслится система соотношения между буквами алфавита и звуками речи, которые нельзя смешивать.

Идеальным представляется такое соотношение буквы и звука, при котором каждая буква алфавита обозначает один звук, каждая буква, где бы она ни была употреблена, обозначает один, и тот же звук, а не разные звуки (в алфавите вообще не должно быть букв, которые не имеют звукового значения). Однако отступления от этого принципа наблюдаются во всех языках, в том числе и в русском. На пример, в слове язык 4 буквы, но 5 звуков, т. е. количество звуков превышает количество букв, а в словах тронь и трон буква н передает два разных звука - [н] твердый и [н] мягкий. Буквы ъ и ь вообще никаких звуков не обозначают.

Важнейшим принципом русской графики является ее слоговой характер, или слоговой принцип: в русском языке в качестве графической единицы чтения и письма выступает слог (сочетание согласной и гласной букв), обе части которого взаимообусловлены, так как пишутся и читаются с учетом окружающих их букв.

При выборе буквы для передачи того или иного звука речи необходимо помнить следующее.

1. Одна из двух дублетных букв для обозначения гласных звуков избирается в зависимости от того:

а) твердый или мягкий согласный предшествует гласному в составе обозначаемого слога (ср.: вола - воля, вол - вел, сэр - сер.);

б) начинается ли слог с согласного звука, в том числе с йота (ср.: кяня - Аня, яда - Ада, лето - это).

2. Один из двух общих приемов для обозначения мягкости согласных избирается в зависимости от того, стоит ли мягкий согласный:

а) перед гласным;

б) перед согласным или в конце слова (ср.: земля - земель, земельный).

3. Один из трех общих приемов для обозначения «йота» избирается в зависимости от того, стоит ли он в конце, в начале или в середине обозначаемого слога: бой, боя, бью.

В большинстве случаев, таким образом, обозначается не отдельный звук, а звук в составё слога. Причина такой спаянности и взаимодействия, наблюдающихся в буквенном обозначении согласных и гласных звуков слога, объясняется свойством гласных букв в русском письме: они обозначают гласные звуки и определяют характер предшествующего согласного звука: а, о, у, ы, э указывают на твердость предшествующих согласных, я, ё, ю, и, е - на мягкость этих согласных. В начале слова и после гласных йотированные буквы я, ё, ю, е обозначают соответствующие гласные звуки и предшествующий этим звукам й («йот»): язык, ёж. юг, ел; в других положениях они обозначают только соответствующие гласные звуки: сеять, краёв, мою, поел; й и гласный звук они обозначают после разделительных ъ и ь: съел, вьюга и т. п.

Слоговой принцип проявляется и при чтении написанного. Конкретное звуковое значение буква имеет только в соседстве с другими буквами, т. е. в условиях буквенного обозначения слога или даже двух соседних слогов.

Так, если буквой я обозначается отдельный слог (я-зык, мо-я), она читается как сочетание двух звуков - [йа]. Если буква я входит в слог вместе с предшествующей согласной буквой (мя-чик, вя-лость и т. д.), на ее месте произносится звук [а] (без предшествующего «йота»), а предыдущий согласный произносится мягко. Если в графическом составе слога букве я предшествует согласная буква с ъ и ь (рья-ный, объ-я-тый), я читается как сочетание [йа].

Алгоритмы в системе изучения орфографии в начальных классах

Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного и других принципов...

Графика и ее возможности в преподавании ИЗО

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дидро (1713 - 1784) История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет...

Растровый графический редактор -- специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов...

Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип его доступности для детей с точки зрения семантики и возрастных особенностей произношения...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова...

Наглядные и практические методы на уроке географии

График - это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени...

Освоение ребенком звукового строя языка

Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов . Наблюдаются и более сложные искажения...

Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках

В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления, так называемое, ленинградское, или щербовское (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Ю.С. Маслов, Л.Л. Буланин, В.Ф. Иванова)...

Формирование навыков письма у младших школьников на уроках английского языка

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский)...

Основной задачей графики является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита - отсутствия специальных букв для парных мягких согласных.

Общая особенность правил графики - их независимость от конкретных слов или частей слов, пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, - основными их значениями.

Свою главную задачу - восполнение указанного пробела алфавита- графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог , точнее, сочетание звуков и соответственно букв. С учетом этого и сам слоговой принцип можно назвать также буквосочетательным.

Слоговой принцип графики можно разъяснить с помощью ряда примеров. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове - твердо, во втором - мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв - а в первом слове, я во втором, т.е. согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае - с учетом следующих гласных. А это означает, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно - слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначать мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает соответствующий гласный звук.

Рассмотрим еще действие слогового принципа на примере чтения гласных букв: в слове тюль и в словах вьюга и поют. Буква ю в них читается по-разному - без йота и с йотом: [т"ул "] - [в"йу́га ], [пайу́т ]. Это зависит оттого, какая буква ей предшествует; после согласных букв ю и аналогичные буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков - с йотом.

В том и другом случае, т.е. применительно к гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв - пробел; согласные перед пробелом, т.е. на конце слов, читаются твердо: дом , а гласные типа я после пробела, т.е. в начале слов, читаются с йотом: яма - [йама ]. Это значимое отсутствие букв представляет собой как бы особую букву - "букву пробела".

Все это для наглядности можно подытожить следующим образом: путь - п читается твердо, так как далее у ; т - мягко, так как далее ь, в целом - [пут" ];

мял - м читается мягко, так как далее я; л - твердо, так как далее пробел; я - без йота, так как впереди согласная, в целом - [м"ал ];

ель - е читается с йотом, так как после пробела; л - мягко, так как далее ь , в целом - [йэл" ].

Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы - предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать еще как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

Нарушения и ограничения слогового принципа графики

Правила слогового принципа действуют не всегда: имеются случаи отступления от них (нарушения слогового принципа); имеются также ограничения сферы его действия.

Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота. Перед гласными йот обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях - буквой й : ёлка , моё , объём , бельё , но край , гайка. Однако есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

  • 1) вместо ё , полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод , йодный , йот , йотированный , йоги , йоркширский (в начале слов), майонез , майор , район (после гласных); Йозеф , Нью-Йорк (в собственных именах) и т.п.;
  • 2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон , бульон , медальон , павильон , почтальон , гильотина; синьор , синьора , синьорина , а также сеньор , сеньора , сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т.п.;
  • 3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й - йе (буква ё здесь не представлена): йеменский , фейерверк , фойе; йя - Майя , Гойя и т.п.

Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и "буквы пробела" после шипящих и ц.

Звуки [ч, щ ] - мягкие, а [ж , ш , ц ] - твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированы: после ч , щ следовало бы писать гласные буквы типа я , а на конце слов - мягкий знак; после ж, ш, ц - гласные типа а , а конец слов оставлять без мягкого знака.

Фактически же после всех этих букв - и после ч , щ , и после ж , ш , ц - пишутся то гласные типа а (а , у , о , пробел, а после ц еще и ы), то гласные типа я (е , и , иногда ю , а после шипящих, но не после ц , еще ё и ь ); не пишется только буква э . Например:

ч : час , чудо , плечо и челка , честь , чан , врач и ночь ;

щ: пощада , щука , плащом и щетка , щебень , щи , плащ и помощь;

ж: жар , жук и жюри , поджог (сущ. ) и поджег (гл. ), жест , жить , еж , рожь;

ш: шаг , шум и брошюра , хорошо и шел , шест , шило , шалаш и глушь;

ц: цапля , цугом , письмецо , цель , цыган и цирк , огурец.

Еще одним отступлением от слогового принципа (его можно, пожалуй, назвать временным) является написание заимствованных слов с буквой е после твердых согласных: дельта - [дэ ], кашне - [нэ ], пенсне - [нэ ], фонема , отель , тембр и т.п. Такое написание установлено потому, что твердые согласные в заимствованных словах постепенно, по мере обрусения, заменяются соответствующими мягкими согласными, например: тема , газета , шинель , портфель и т.п. Написания по произношению с э , во-первых, задержали бы этот в целом прогрессивный процесс, а во-вторых, в дальнейшем пришли бы в противоречие с новым произношением; потребовалось бы их изменение. Можно сказать поэтому, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а само нарушение принципа лишь временное.

Опорные написания

Написания, устанавливаемые графикой, называются опорными. Они создаются по правилам слогового принципа графики на основе произношения, с опорой на произношение (отсюда и их название), т.е. буквами обозначается то, что произносится и слышится, например: слышится в начале слова [йа ] - пишется я (яблоко ); слышится на конце слова [л" ] - пишется ль (соболь ); слышится [м"а ] - пишется мя (мята ) и т.п. Опорными считаются написания отдельных букв и их сочетаний (буквосочетательный принцип), но опорными могут быть и написания целых слов: дом , сон , дым , гарь , руль , конь , ель и т.п. - речевой основой таких написаний является только произношение. Надо знать, что и в каких положениях можно писать по произношению, т.е. надо знать сами опорные написания. Орфографические написания создаются на основе опорных написаний с помощью проверки: гора - го́ры , сад - сады́ и т.п. К опорным написаниям относятся:

  • 1. Обозначение ударных гласных - в начале слов, после гласных, после парных твердых и мягких согласных (буквы типа а и типа я), после непарных твердых и мягких (исключения - орфографические написания типа цирк , шел , плечом и т.п.), после йота (буквы типа я).
  • 2. Обозначение согласных - перед гласными, сонорными и [в ]: д ом - т ом , з нак - с нег и т.п.
  • 3. Обозначение йота - перед гласными (буквами типа я), на конце слов и перед согласными (буквой й ): маяк , сарай , гайка.
  • 4. Обозначение мягкости парных согласных мягким знаком (опорные написания мягкого знака) - на конце слов: голубь , кровь , площадь , мазь , боль , семь , конь , сыпь , корь , высь , кость , верфь. Исключение: написание близ при произношении [блис" ]; перед твердыми согласными: возьму , письмо , коньком , тьма , весьма и т.п.; обозначение мягкости [л" ] перед любыми согласными: больно , больнее , мальчик , больше , пильщик (ср. банщик ), сельдь , фальшь ,нельзя и т.п.

Графика

Общее понятие о графике

Графика (от греч. graphe - начертание) - система графических средств письменности, служащих для фиксации речи. Графика, как раздел языкознания, устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые (фонемные) значения букв.

В эту систему входят прежде всего буквы (буква - графический знак, письменный или печатный, входящий в состав алфавита; различают строчные и прописные, или большие, заглавные буквы). Одна и та же буква может быть представлена разными вариантами, например: строчное печатное полужирное «ж », прописное печатное курсивное «Ж». В качестве общего наименования используется термин, предложенный Бодуэном де Куртене: какзвуку соответствует фонема («звукопредставление»), так букве - графема («буквопредставление».). Под графемой понимают минимальную графическую единицу, выполняющую функцию обозначения фонемы. Вариантами одной графемы будут Ж , Ж , ж , ж, ж и т.д. Сама графика во многих случаях не может ответить на вопрос, какую букву следует писать в слове. С точки зрения графики долгий мягкий звук [ш, :] в слове дощ атый можно передать различными способами (дощ атый, досч атый, дозч атый, дошч атый и т.д.), но выбор конкретного написания остается за орфографией, которая регламентирует его, опираясь на свои принципы: дощ атый, песч аный, извозч ик, писч ий, веснушч атый и т.д.

Буквы (точнее графемы) передают не звуки (например, в слове от ец [т] – смычный, взрывной, мягкий, а в слове от ца – имплозивный, т.е. имеющий лишь фазу смычки), а фонемы. Соотнося буквы с дифференциальными признаками фонем, мы выясняемзначение букв (графем):

· Графемы а, о, э, у обозначают фонемы <а>, <о>,<э>, <у> в начале слова (а рка, о кна), после гласных (поэ т, рау нд), после ч, ш, щ, ж, ц (целина, шуба) После согласных (парных по твердости-мягкости) они обозначают не только соответствующие фонемы, но и твердость предшествующих согласных (лот, мэр);

· Графемы е, ё, ю, я обозначают после согласных фонемы <э>, <о>, <у>, <а> и мягкость этих согласных (мё д, теля тина) , обозначают сочетание двух фонем в позиции начала слова (ю ла, я ркий), после гласных (поя с, поё т) и после ъ и ь (конъю нктура, колье );

· Графема и обозначает фонему <и> в начале слова (и кс), после гласного (пои ск), после ж, ш, ц и р, ци рк); фонему <и> и мягкость предшествующего согласного после согласной (пи р); послеь (семьи );

· Графема ы после согласных обозначает <и> и твердость предшествующего согласного (пы л); после ц только <и>(цы ган, борцы );

· Графемы й, ж, ш, ч, щ, ц обозначают фонемы <й>, <ж>, <ш>, <ч>, < щ>, <ц> (ж уй, ч ащ а);

· Графемы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают общую часть фонем (место образования, способ образования, наличие голоса и шума)<б> - < б"> и т.д. Твёрдость же или мягкость этих фонем обозначается следующей графемой, пробелом или никак не обозначается;

· Графемаь (мягкий знак) может обозначать: а) мягкость предшествующей согласной фонемы (паль то), б) выступать как разделительный знак (коль е), указывая (уточняя), что последующие я, ё, ю е,и обозначают , , , , (лью , судья ), в) в сочетании ьо обозначает в заимствованных словах (лосьо н);

· Графемаъ употребляется только как разде­лительный знак, уточняя значение стоящих за ъ глас­ных букв е, ё, ю, я , указывая, что они обо­значают , , , (объё м, адъю тант)

Совокупность (и перечень) букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Сам термин составлен из названия первых двух букв греческого алфавита (ά /альфа/ и β /бета, в позднегреческом произношении вита/). В качестве синонима может использоваться калька азбука , образованная по образцу греческого алфавит по первым буквам старославянской письменности (аз и букы). Отметим также употребление данного слова в терминологических сочетаниях: азбука Морзе и Брайля точечная азбука .

Русский алфавит содержит 33 буквы:

Буква Название Буква Название
Аа а Рр эр
Бб бэ Сс эс
Вв вэ Тт тэ
Гг гэ Уу у|
Дд дэ Фф эф
Ее е Хх ха
Её ё Цц цэ
Жж жэ Чч че
Зз зэ Шш ша
Ии и Щщ ща
Йй и краткое (й) ъ твердый знак (ер)
Кк ка ы ы
Лл эль ь мягкий знак (ерь)
Мм эм Ээ э
Нн эн Юю ю
Оо о Яя я
Пп пэ

Приведённые в таблице индивидуальные названия букв образованы по-разному:

  • Для а, и, о, у, ы, э они состоят из одного звука: [а], [и], [о], [у], [ы], [э];
  • Для е, ё, ю, я состоят из [й] + соответствующий гласный звук: [йэ], [йо]…;
  • названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука + [э]: [бэ], [вэ]…;
  • названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из [э] + соответствующий согласный: [эл, ], [эм] … Мягкость согласного в названии буквы л объясняется тем, что в латинице ей соответствует «полумягкий» [l], заменяющийся мягким [л, ] в русском языке (Золя, пляж). В отдельных аббревиатурах возможно неалфавитное чтение согласных букв (ФБР, ЦСУ). Существующая традиция произносить в аббревиатурах название буквы л по аналогии с остальными названиями этого типа твердо - [эл] (ВЛКСМ, ЛДПР, НЛО, ЭЛТ) - привела к тому, что такое название проникло и в учебную литературу;
  • названия букв к, х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука + [а]: [ка], [ха]…;
  • буква й официально попала в азбуку в 1735 году. Она называлась «и с краткой» по диакритическому значку над буквой (ср. і - «и с точкой»). Во второй половине XIX в. у неё появилось новое название «и краткое» (предложено акад. Я. К. Гротом);
  • Буквы ъ и ь в научной литературе, как и значки фонетической транскрипции, в соответствии с традицией называют «ер» и «ерь». В школьных учебниках их определяют как «твердый знак» и «мягкий знак».

К небуквенным средствам графики принадлежатзнаки препинания (точка, запятая, двоеточие, тире, скобки, кавычки и т.д.), графические сокращения, а также использование пробелов, отступов, знаков ударения, различного рода выделений, подчёркиваний и т.д.. В специальных видах письма, например, фонетической транскрипции, стенографии, могут применяться свои графические знаки. Так, например, прочно вошёл в английский язык стенографический значок & (так называемый амперсанд, сокращение союза and), появившийся в качестве сокращения ещё в Древнем Риме для передачи союза et (и).

Графические сокращения не имеют звуковой формы и применяются с целью экономии времени и места только в письменной речи. В устной же речи они реализуется в полной форме (ул. – улица). Обычно выделяют несколько типов графических сокращений:

  • Точечные (гл. обр. – главным образом, вв. – века, ок. – около, ч. – число);
  • Дефисные (нек-рый -- некоторый, ун-т – университет, о-в – остров);
  • Косолинейные (с/х – сельскохозяйственный, км/ч – километров в час, х/ч – холодного копчения, а/л – атомный ледокол);
  • Нулевые (зк – заключенный /первоначально: заключенный каналоармеец/, мм –миллиметр, кт – килотонна, г – грамм; у таких слов нет внешних признаков графического сокращения);
  • Комбинированные (адм.-терр., ф.-т. – физико-технический, ю.-з. – юго-западный, об./мин., ц/га – центнеров на гектар; данные сокращения представляют собой комбинацию вышеперечисленных типов сокращений).

Позиционный принцип русской графики

Как уже отмечалось, основным предназначением графем (букв) является отражение фонем на письме, в чем и проявляется фонематический принцип русской графики. Но у графем есть и другие функции. Главная из этих функций состоит в том, что графема может выступать в качестве дифференцирующего, диакритического (греч. diakritikos – различительный) знака вместе с другой графемой, при этом приобретая фонемное значение в составе сочетания. Так, например, в словах лук и люк в обозначении фонем <л> и <л, > участвуют буквы у и ю . Только в сочетании с ними мы можем определить, какая перед нами фонема (<л> или <л, > ), видя же лишь графему л сделать этого не удаётся. Другими словами, можно сказать, что, кроме обозначения фонемы <у>, графемы у и ю несут в себе диакритическое значение, указывая на твёрдость или мягкость предшествующей фонемы (<л> или <л, > ), а фонемное значение ю к тому же зависит от позиции (ср. лью).

Таким образом, можно заключить, что рассматриваемый принцип действует в случаях, когда буква передает не все содержание фонемы (л) или многозначна (ю) . Если же буква однозначна (в любой позиции й передает ), то позиционный принцип не действует.

Это явление в русской графики относят к действию позиционного принципа, который могут называть также слоговым или буквосочетательным. Данный принцип связан с такими особенностями русской графики, как а) графическое обозначение фонемы и б) обозначение твердости – мягкости согласных фонем.

Графическое обозначение фонемы

Передача на письме фонемы в русских словах может осуществляться в зависимости от позиции следующими способами:

й (майка, каравай);

· В начале слова перед гласной или между гласными передаётся совместно со следующей гласной графемами я, ю, е, ё (я рмо, ю жный, мое го, поё т);

· После согласной перед гласной вместе со следующей гласной обозначается я, ю, е, ё, и , перед которыми стоит ъ или ь бъё м, съе зд, вью га, объя тия, чьи) ;

Передача фонемы в заимствованных словах осуществляется следующими способами:

· После гласной перед согласной или на конце слова обозначается буквой й (кай ман, жокей );

· Перед гласной в начале слова и после гласной передается графемой й (й еху, й огурт, й от «название латинской буквы и звука речи», вай я, фой е);

· Осуществляется при помощи сочетания ьо (шиньо н, гильо тина, бульо н), передавая .

Укажем, что для определения наличия фонемы после гласной на месте и требуется специальная проверка, так как графически она не передается и не обосновывается: бои (корень бой -- сочетание <оjи> ), заи скивать (префикс за- и корень иск -- сочетание<аи> ), пои ть (<оjи> ), Каи р (<аи> ), уи кенд <уи> ).


Похожая информация.


Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.

Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный ), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней. Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж - мягкий л, ш - мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем.

Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

На конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;

мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;

мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк). Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).