Занятия по развитию речи зима для малышей. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Зима

  • Дефектология
  • 4 кл.
  • 31.05.2017

Урок по развитию речи Тема: Зима. Признаки Зимы. Цели: Способствовать формированию умения различать признаки зимы, формировать умение правильно одеваться в зависимости от погоды; способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков; способствовать воспитанию эмоциональной адекватности поведения, прививать интерес к занятиям. Оборудование: слайдовое сопровождение, иллюстрация снеговика, конверт со снежинками, бумага для рисования, краски, вода, салфетки, карточки для индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. II. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (слайд 2) - О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме, о зимних месяцах). -Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). - Какой первый зимний месяц? (Декабрь) - Какой второй зимний месяц? (Январь) - Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль) III. Работа по теме урока. 1). Чтение стихов о зимних месяцах: Декабрь: (слайд 3) В декабре метет поземка, Мерзнет солнышко в окне. - Тук-тук-тук! - Войдите! Ёлка Вся в снегу пришла ко мне. Сразу в доме стало тесно, Жутко, весело, чудесно - Будто весь огромный лес Через форточку залез! Земляничная поляна Вдруг вошла, полна тумана… Я один сижу на пне… Солнце меркнет долго-долго, И за мной - темнеет елка Тишиною в тишине. Январь: (слайд 4) Я люблю тебя, Январь! Для меня ты месяц лучший - Молодой, большой, скрипучий, Золотистый, как янтарь Февраль: (слайд 5) В феврале, в феврале Едет вьюга на метле! По озерам и по рекам Белым снегом замела Черной ночи зеркала! - Много о зиме вам уже известно, что именно. - Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее). 2). Чистоговорки про зиму (слайд 6) - Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорки о зиме. Ма – ма – ма – наступила зима. Мы – мы – мы – не боимся мы зимы. Ме – ме – ме – прочтём стихи мы о зиме. 3). Игра: «Слова на зимнюю тему» (слайды 7 - 15) - Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему». (Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, сосульки, солнце, снежинки). 4).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха). - Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка на верёвочке. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежинок получается снежный ком. (На парте лежит кусочек ваты. Снова ребята с силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежного кома можно слепить снеговика. Дорисуй снеговика (слайд 16) IV. Беседа о зиме (слайды 17-19). - Ребята, зима – это самое замечательное время года. Зима воспета в песнях, в музыке композиторов. - Живописцы изображают зимние пейзажи. - Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. В песнях, былинах, сказках зима названа красавицей, рукодельницей, волшебницей. А почему называют волшебницей? (Новый год, приходит Дед Мороз со снегуркой, подарки) -Кто самый главный Новогодний герой? (Ёлка) Сюрпризный момент: (слайды20-) Вот, ребята, к нам тоже в гости пришла ёлка и привела с собой художника «Зиму». Послушайте его, пожалуйста. О чём рассказал вам художник зима? Зимние забавы (дети катаются на коньках, лыжах, на санках, лепят снежную бабу, играют в снежки) (слайд) Физкультминутка: -Ребята, чтобы согреться зимой на улице, можно поиграть в подвижные игры, побегать. Кто из вас любит играть в снежки? Давайте представим, что мы играем в них. Имитируем движения: - берем снег - лепим снежный комочек - кидаем. Ёлочка принесла задание. Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Как назвать, одним словом эти предметы? (Одежда). Выберите одежду, которая необходима для зимы. (Стрелочкой мышки показываю предмет, если эту одежду носят зимой, дети хлопают в ладоши). Почему плащ, шорты не нужны зимой? Посмотрите на эти иллюстрации. (Слайд) Назовите, одним словом эти предметы. (Обувь). Выберите обувь, которую носят зимой. Почему туфли и ботинки нельзя носить зимой? Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Назовите, одним словом эти предметы. (Зимняя одежда). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду мы надеваем? (Ответ детей - шапка, шарф, пуховик, шуба, варежки, …). - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. Зимой люди ходят в.. (ответы детей: шапках, шубах, …). Зимой мы надеваем на ноги.. (ответы детей: сапоги, валенки,…) Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….) Второе задание от Ёлочки. Прежде чем выполнить задание мы с вами потренируем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – С ним мизинчик-малышок. Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Наши пальцы-мастера, За работу им пора. Загадка: Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (Варежка) 1. Соедини линией одинаковые варежки, пришей «резиночку» (индивидуальные задания на развитие зрительного восприятия). 2. Расставь по порядку цифры в кружочках. Что было сначала, а что потом? (индивидуальные задания на развитие логического мышления). Итог урока. Мы выполнили все задания Ёлочки. Она помог нам узнать много интересного. - О чем мы, говорили на уроке? (Ответы детей). Давайте скажем Ёлочке: «Спасибо!». Если ребята вы ей понравились, то она споёт вам песенку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Зима".

Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Цель: закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

Задачи:
* Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; декабрь, январь, февраль; снегопад; снежинки; температура; лед;
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

Материалы:
* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей;


* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей 15 на 20 см., разрезанные на фрагменты;
* Картинки (10-15 штук) для игры "Логические цепочки"
* Цветные фишки (желтый, красный, синий).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Часть 1.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, "рубашки" у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей "рубашкой", подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого "рубашка" желтая - подойдите к "желтому столу".



Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:



Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
Часть 2. "Основные приметы зимы".
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другому столу. Как вы думаете, о чем же мы сегодня на занятии будем говорить? (Выслушиваем ответы детей)



Воспитатель: правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на картинках?

Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
- день становится короче, а ночь длиннее;
- понижается температура воздуха;
- идет снег;
- реки, озера, другие водоемы покрываются льдом;
- приходит Новый год.

Часть 3. "Почему наступает зима?"
Воспитатель: почему наступает зима? (выслушиваем ответы детей).
Воспитатель: давайте вспомним, мы с вами уже изучали тему "Космос", так скажите мне, как называется наша планета и какие планеты вы еще помните? (выслушиваем ответы детей).


Воспитатель: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: а теперь скажите, ребята, а что же тогда происходит летом?

Выслушиваем ответы детей. Ответы должны содержать такой смысл: летом планета Земля приближается к солнцу, поэтому больше тепла и света, повышается температура, дни становятся длиннее, а ночи короче. Все в точности до наоборот. Если ответы такие, значит дети поняли и уловили связь между временами года.

Воспитатель: теперь можно немного размяться и поиграть.

Проводится физкультминутка «Ракета».

Дети расставляют стульчики по кругу (на 1 стул меньше общего количества детей). Затем водят вокруг стульев хоровод вместе с педагогом и произносят текст:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но, в игре один секрет -
Опоздавшим места нет!

Дети садятся, одному ребенку стульчика не хватает, он выходит из игры. Педагог постепенно убирает по одному стулу.
Заканчивается игра и дети рассаживаются за столы.

Часть 4. «Игра «Логические цепочки».
Воспитатель: в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой (с помощью логической связи). Первой я ставлю (прикрепляем на фланелеграф или магнитную доску) картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год - главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.








Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
Например, белочка, т.к. она ест еловые шишки; медведь - он тоже, как и белка живет в лесу; ежи - так они как и медведи впадают зимой в спячку; ягоды - так это любимое лакомство ежа; компоты и варенье (зимние заготовки) - так их делают из ягод.

Часть 5. «Заключение. Выход из занятия».

Воспитатель: наше занятие подошло к концу и я предлагаю вам его самостоятельно оценить.
Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать фишки красного цвета, если занятие понравилось и было интересно; фишки желтого цвета - если что-то не понравилось; фишки синего цвета - не понравилось совсем. С детьми, которые выбрали фишки желтого и синего цвета, нужно побеседовать подробно.


Примечание: я делала фишки двусторонние и обклеивала их скотчем, так они прослужат намного дольше, так как подобный метод оценки занятия или своей деятельности (ребенком), можно часто использовать в процессе обучения. " Зима ".

Задачи :

Активизация словаря по теме " Зима "

Закрепление изученного ранее материала по теме " Зима "

Учить образовывать единственное и множественное число имён существительных

Учить подбирать слова антонимы и синонимы

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Посредством мотивации улучшить активность детей на занятии .

Оборудование : кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов.

1. Вводная часть : Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей) .

Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Проговаривание с детьми чисто говорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель : Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ- зима )

я тоже так думаю! Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить. за каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце самых умных она наградит.

2. Оснавная часть :

Воспитатель : Сейчас мы посмотрим какие задания есть в сундучке у зимы (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием) .

Первое задание. Ответьте на вопросы :

Когда наступает зима ? (после осени)

Как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

Какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

Какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

Что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

Как зимой одеты люди? (тепло)

Как ведут себя птицы, животные зимой?

Какие вы знаете зимние забавы детей?

Назовите зимние месяцы.

(за каждый ответ детям даётся по одной снежинке)

Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.

Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например : зима- холодная , снежная, морозная, долгая и т. д.)

- зима (холодная , снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

Снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий, )

Снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные.. )

Лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

Погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)

(К существительному нужно подобрать глагол, например : человек – идет, танцует, пишет … снежинки

Снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)

Лед (леденеет, трещит, блестит,

Мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)

Снег (блестит, хрустит, идет, снежит)

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например : морозный -день, вечер.)

Морозный (день, вечер)

Зимний (месяц, день)

Зимнее (утро, пальто)

Зимние (дни, шапки, куртки)

(раздаются жетоны)

Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.
затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
(Покружиться и присесть.)

Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка.

Третье задание. «Из чего-какой?» ( например : стул из дерева-деревянный)

Горка из снега (снежная)

Дорожка изо льда (ледяная)

Погода с морозом (морозная)

Погода с ветром (ветреная)

(раздаются снежинки)

Дети достают четвёртую карточку из мешочка.

Четвёртое задание. «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

Летом день длинный, а зимой - (короткий)

Летом солнце греет, а зимой - (не греет)

Весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

Одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

Снег мягкий, а лёд - (твердый)

(раздаются снежинки)

Дети достают пятую карточку с заданием.

Пятое задание. «Назови предмет.»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены : коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице .

Дети достают следующую карточку с заданием.

Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например : снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц

Седьмое задание. Назови ласково

(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например : снеговик - снеговичок)

Снег – (снежок)

Солнце – (солнышко)

Лёд – (ледок)

- зима – (зимушка)

3. Заключительный этап

Воспитатель : Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек).

Воспитатель : А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются) .

МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия » с. Кемля

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему " Зима ".

Выполнила: Зотова Н.А.

2017 г.

Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением. Развивать умение подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дата:


Какой сегодня день недели? Какой сейчас месяц? Какая погода на улице? Послушайте внимательно загадку: О каком времени года говориться? Посмотрите в окно, какое сейчас время года? Зима пришла после, какого времени года? Снег на полях, Лед на реках, Веер гуляет, Когда это бывает? (Зимой)


Наступила зимушка – зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветра, метут метели. Солнце светит редко, небо серое и пасмурное. Птицы держатся ближе к дому людей. Люди надели теплую одежду: зимние шапки и шубы или пальто.


Рассмотрение картинки с изображением зимы: Какое небо? (Серое, хмурое). Солнце яркое или тусклое? Греет солнце зимой? Если на деревьях листья? Когда они опали? Если зеленая трава на земле? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег зимой какой? (Белый, пушистый, холодный). Дни зимой длинные или короткие? Что стало с реками?




А теперь внимательно прочитайте ребенку стихотворение: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лет Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) О чем говорится в стихотворении? Как описывается автор снег? Что делали дети во дворе? Что сказала мама? Педагог еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с ребенком.


Физкультминутка А теперь отдохнем. Зимой холодно? Что происходит с человеком, ели он долго находится на холоде? Мы замерзли с вами (хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают по коленям) Топают ногами. (топают ногами)


Снег (что делает?)… (идет, летит, ложится, метет, кружится) Солнце (что делает?)… (светит, но не греет, прячется за тучи) Вода (что делает?)… (замерзает, прощается в лед) Ветер (что делает?)… (дует, воет) Мороз (что делает?)… (морозит, кусает, щиплет). Упражнение «Подбери слова-действия»


Упражнение «Какой, какое, какая?» Снег (какой?)…(мокрый, рыхлый, глубокий, пушистый) Лед (какой?)… (холодный, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий) Небо (какое?)…(серое, ячное, безоблачное) Солнце (какое?)… (холодное, тусклое, яркое) Снежинки (какие?)… (нежные, легкие, красивые).




Упражнение «Нет чего?» Называет слова во множественном числе и просит ответить на вопрос: «Нет чего?», используя названное слово: Морозы – нет …(морозов), ветры – нет…(ветров), метели - нет… (метелей), снега – нет …(снегов), снежинки – нет …(снежинок), льды – нет …(льдов), сугробы – нет …(сугробов), облака – нет …(облаков)