Долг в этике журналиста. Долг журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации

Что такое профессиональный долг журналиста? Это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добросовестно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в жизни.

Личностное самоопределение профессионального долга рождает убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?»), а в итоге ведет к возникновению системы внутренних побуждений, устойчивых профессиональных установок.

Содержание профессионального долга современного журналиста описано, в частности, в «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультационной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и в Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности». Именно в такой гарантии заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Слова «профессиональный долг» и «задачи» нередко оказываются рядом, звучат почти синонимично. Однако это не синонимы. Задачи, который коллектив или человек ставит перед собой, - производное профессионального долга, продукт взаимодействия представления о профессиональном долге с конкретными обстоятельствами действительности, продукт «автоматического включения» предписаний профессионального долга в ситуациях, представляющих профессиональный интерес. Этот момент - назовем его «самовозложение долга» - имеет референтный характер: если он проявится в поведении журналиста, значит, перед нами человек вполне зрелый в профессионально нравственном плане. И чем выше уровень зрелости, тем глубже, сложнее, объемнее задачи, за решение которых берется такой профессионал, повинуясь голосу долга.

Любая профессиональная деятельность, если она имеет творческий характер, в той или иной степени обречена на непредсказуемость последствий от ее результата. И конечная цель, и поэтапно промежуточные задачи в процессе такой деятельности содержательно формируется в условиях неопределенности. Вот почему, при всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха, решения о действиях он неизбежно принимает с учетом вероятности их альтернативного исхода. И такой тип принятия решений может быть определен как риск .

Вероятность исхода деятельности, альтернативного журналистским намерениям, очень велика, особенно при возрастающей степени свободы творчества. Естественный противовес этой вероятности - профессиональная ответственность. Проявления профессиональной ответственности зависят не только от его «морального согласия» быть ответственным. Требуется еще и высокий уровень гражданской зрелости, а также профессионализма, чтобы заблаговременно определять, чем жизнь может ответить на наше слово («чем наше слово отзовется…»).

Профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным - значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах.

Еще один гарант качественного исполнения долга - профессиональная совесть. Данная категория обозначает представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующим тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Тут проявляется особая установка личности, особый настрой - на профессиональные действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта. И формирование этой установки начинается вместе с процессом профессионального становления человека. Проявляется профессиональная совесть двояко:

Во-первых, она - чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения журналиста меркам профессиональной общности: своего рода термометр, измеряющий «температуру» профессиональных поступков. Нормальная «температура» - и человеку хорошо, на середине спокойно. Но вот пошли «температурные сбои» - и совесть на дыбы, грызет душу, лишает человека сна и покоя.

Во-вторых, профессиональная журналистская совесть - «подстрекатель» к оптимальному решению проблемных ситуаций. К одним шагам она подталкивает, другим препятствует. Конечно, при условии, что профессиональная совесть у журналиста есть.

Категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» тоже отражают доминантный ряд представлений профессионального нравственного сознания, определяющий основу профессиональной позиции специалиста. Не секрет, что в достоинством у российского журналиста эпохи перехода к рынку не все в порядке. Стоит посмотреть на армию парламентских корреспондентов, когда они с диктофонами на перевес толпой кидаются к выходящему из зала заседаний депутату, едва не сбивая друг друга с ног. Ни дать, ни взять - папарацци! А ведь это в некотором роде профессиональная элита…

Установка отдельной личности на то, чтобы каждым поступком, каждым действием соответствовать высокой значимости своей профессии, может сформироваться только при условии, что эта высокая значимость осознана профессиональной общностью и стала для нее ценностью.

Категория «профессиональная честь» истекает из реально действующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии. Когда говорят: «дело чести врача - …», «дело чести педагога - …», «дело чести ученого - …» и т.п., имеют ввиду необходимость поставить акцент на соответствии профессии общему нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения профессионального долга. О специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации - спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Дела чести журналиста - так выполнят свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве.

Все вышеописанные профессионально-нравственные качества журналиста - достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной позиции.

Слово «долг » в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда - кого-то перед кем-то. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, веригами, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг.

Профессиональный долг входит в жизнь человека уже тогда, когда его профессиональный путь только начинается. Однако со временем представление о нем может модифицироваться, потому что складывается оно в долгом процессе взаи­модействия с профессиональной общностью благодаря освое­нию представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризации, «присвоение» индивидом содержа­ния профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу при­ходит к человеку и осознание профессионального долга - систе­мы предписаний, которым необходимо следовать. То есть бывают ситуации, когда журналист как бы интуитивно следует неким неписанным законам, не осознавая до конца, сколь крепки в нем некоторые ценности и убеждения.

Процесс формирования профессиональ­ного долга у каждого конкретного журналиста имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих пред­ставлений профессионального сознания, вторую - интериоризации тех из них, которые относятся к существу журналистской ра­боты и непосредственно к области избираемой специализации - желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сто­рона представляет собой личностное самоопределение профессио­нального долга, рождающее убеждение в необходимости лично уча­ствовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внут­ренних побуждений устойчивых профессиональных установок. Таким образом, внешние, казалось бы, требования, прочно входят в структуру личности журналиста, корректируют многие ее параметры, трансформируют отчасти сложившиеся ранее установки.

Содержание профессионального долга современного журна­листа описано, в частности, в «Международных принципах жур­налистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получе­ние правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Однако, согласно «Принципам...», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений, а именно:

Заботиться о том, «чтобы общественность получала доста­точно материала, позволяющего ей сформировать точное и связ­ное представление о мире»;

Способствовать «общедоступности в работе средств массо­вой информации»;

Выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;

«способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особен­ности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».

Наверное, можно дать более широкий и более конкретный перечень обязательств, которые берет на себя журналистское со­общество в соответствии с функциями, вызвавшими журналис­тику к жизни. Однако едва ли в этом есть необходимость: сущ­ность профессионального журналистского долга передается его об­щей формулой. Что же касается конкретизации, то она неизбежно происходит при самоопределении профессионального долга и на уровне личностном и на уровне редакционных коллективов.

Не исключены ситуации, когда мера субъективного в трактов­ке содержания профессионального долга оказывается настолько высокой, что говорить о возможности идентичности таких пред­ставлений и общей формулы долга оказывается бессмысленным. В этих случаях в деятельности журналистов (а иногда изданий и программ) неизбежны дисфункциональные эффекты. Примерами такого рода изобилует практика бульварной прессы. Многие из сотрудников таких изда­ний видят смысл своей профессии в том, чтобы продуцировать слухи, сплетни, сочинять небылицы, идущие под знаком объек­тивной информации. Между тем наличие в ряду функций современной журналис­тики и развлекательной функции (а именно с ней, прежде всего, связывает свою деятельность бульварная пресса) отнюдь не пред­полагает, что выполнять эту функцию следует с помощью средств, принципиально не соотносимых с общей формулой журналист­ского долга.

Так или иначе, опираясь на собственные составляющие журналистского долга, каждый сотрудник СМИ выбирает свою, неповторимую стезю, которая находит отражение в профессиональном имидже журналиста.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы творческого процесса
Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Треугольники» общения
В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Одна

Виды интервью и формы вопросов
Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет". 1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «иногда» - 6 баллов; «редко» - 8 баллов; «почти никогда» - 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

На днях состоялась встреча Рамзана Кадырова с представителями республиканских СМИ, в ходе которой обсуждались разные темы, главная из которых – непрекращающиеся информационные атаки на РФ, и, в частности, на Чеченскую Республику и ее действующую власть, которые совершаются при полной инертности чеченских журналистов. И это при том, что в регионе созданы такие условия работы, которых нет в большинстве субъектов РФ.

Претензий в адрес журналистов прозвучало в этот вечер немало. И они обоснованы. Все знают политическую обстановку в мире, когда враждебные страны развернули против нашего государства беспрецедентную информационную войну, и пытаются путем санкций довести Россию до развала, истощив её материальные и финансовые ресурсы. Под прицелом недоброжелателей также находится и Чеченская Республика с сильным руководителем, патриотом, готовым в любое время встать на защиту интересов Российской Федерации.

Как правильно заметил Р. Кадыров, сильная во всех смыслах Чечня раздражает недругов, находящихся как в РФ, так и за ее пределами.

Так, в последнее время голову стали поднимать никому не известные и ничем не примечательные новоиспеченные граждане европейских государств, которые, не стесняясь в средствах, ведут открытую враждебную политику в отношении Главы Чеченской Республики, пытаясь путем ложных обвинений, слухов и заказных материалов дискредитировать его, а с ним и всю власть.

Но, как говорится, «Чистого не очернить, грязного не обелить». Дела команды Кадырова известны всему миру. И тем ни менее, молчать и терпеть всю грязь, которую они льют на нашу республику, нельзя.

Тем более, что некоторые доверчивые и малоинформированные граждане, могут принять ложную информацию за чистую монету. Недаром сказано, "Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят". И здесь роль журналистов выходит на первый план, потому что именно они должны разъяснять гражданам коварные планы Запада, и все возможные в связи с этим провокации.

Именно поэтому Р. Кадыров, отметил что работники СМИ не ведут разъяснительную работу с населением, не доводят до него истинную правду о врагах России, и не пытаются наладить с ним диалог и доверительные отношения. И эту ситуацию в корне нужно менять. Он также считает, что большинство материалов не содержат глубокого анализа обсуждаемых тем, чаще всего авторы идут вслед за событиями, вместо того, чтобы упреждать их. Он считает очень важным, чтобы в публикациях и телевизионных материалах содержались аргументированные ответы на все вызовы дня.

«Мы являемся свидетелями открытой информационной атаки на всю Россию и, в частности, на Северный Кавказ со стороны зарубежных и так называемых либеральных отечественных СМИ, различных фондов, институтов и отдельных лжеполитиков. Их цель - спровоцировать хаос, нестабильность, внутренние конфликты, беспорядки на межрелигиозной и межнациональной почве. Они ведут себя нагло, беззастенчиво, не скрывают своих целей, задач и намерений», - сказал Р. Кадыров.

И действительно, никто не должен оставаться в стороне и быть равнодушным к происходящему, ведь при худшем развитии сценария беда может постучаться в каждый дом. Именно поэтому все жители республики, и стар, и млад, должны противостоять разного рода провокаторам и смутьянам, которые далеки от чаяний народа и не сулят ему ничего хорошего, кроме войны и хаоса.

Возвращаясь к республиканским СМИ хочется отметить, что, несмотря на свою критику, Глава республики, в чеченских журналистов верит, и надеется на то, что они реабилитируются, и в ближайшее время покажут результат, благо, потенциал есть.

В то же время он – предостерег их от того, чтобы заниматься плагиатом и перепечаткой материалов, и рекомендовал переходить от оборонительной политики к наступательной. И в борьбе с недругами и лжецами применять самое сильное оружие – правду.

И если он заговорил о перепечатках, то всем редакторам и журналистам стоит обратить на это пристальное внимание. Ведь ни одно издание не будет интересным и востребованным в читательских кругах, если будет публиковать чужие материалы. Народ не будет читать, смотреть и слушать такие СМИ, не будет доверять им. А это едва ли не самое главное условие успеха печатных, телевизионных, и интернет–изданий. Каждый ресурс должен иметь свои оригинальные статьи, честные и объективные журналистские расследования, оригинальные рубрики. Тогда народ перестанет искать правду в других, не проверенных источниках.

В завершении встречи Рамзан Кадыров поручил Министру по национальной политике, внешним связям, печати и информации ЧР Джамбулату Умарову в короткие сроки определить тактику и наладить результативность республиканских СМИ. Что ж, задачи обозначены, осталось приложить все усилия для достижения цели, и они чеченским журналистам по плечу.

1

Любая профессиональная деятельность, если она имеет творческий характер, в той или иной степени обречена на непредсказуемость последствий от ее результата. И конечная цель, и поэтапные промежуточные задачи в процессе такой деятельности содержательно формируются в условиях неопределенности. Вот почему, при всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха и позитивных последствиях затраченных усилий, решения о действиях он неизбежно принимает с учетом вероятности их альтернативного исхода: успех - неуспех, позитивные последствия - негативные... И такой тип принятия решений, и сама деятельность с вероятностью альтернативного исхода могут быть определены как риск. 

Понятие «риск» для нашей науки является сравнительно новым. Однако накопившиеся уже материалы позволяют сделать несколько выводов, имеющих для нас при рассмотрении категории профессиональной ответственности весьма существенное значение. 

Первый из этих выводов состоит в том, что риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деятельности, является неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с творчеством. Дело в том, что творчество всегда направлено на создание реалий, не имеющих абсолютных аналогов в действительности, и, следовательно, по сути своей оно связано с неопределенностью. А раз риск неизбежен, значит, он принципиально оправдан и допустим.

Второй вывод: степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости ее мотивов. Чем острее нужда в результатах деятельности и основательнее ее мотивы, тем обоснованнее принятие решений о действиях с альтернативным исходом. 

Третий вывод заключается в том, что степень вероятности альтернативного исхода деятельности зависит от того, насколько удается при принятии решений учесть конкретные источники неопределенности, - назовем их факторами риска. Ученые выделяют следующие обстоятельства, способные выступить в роли таких факторов: 

 противоречивость общественных явлений, их многовариантный, вероятностный характер, обусловленный элементами стихийности и случайности; 

 относительность процесса познания человеком окружающей действительности, проявляющаяся в виде неполноты информации об объекте в тот или иной момент; 

 невозможность однозначных оценок происходящего из-за различий в системах ценностей и социально-психологических установках людей, в их интересах, намерениях, стереотипах поведения; 

 ограниченность временных, материальных, физических и психических ресурсов субъекта деятельности в момент принятия и осуществления решений.

Понятно, что в конкретных ситуациях деятельности все перечисленные обстоятельства проявляются с разной мерой очевидности, в разных формах и далеко не всегда поддаются учету. Отсюда - опасность неправомерного риска, допускаемого из-за недооценки той степени альтернативного исхода действий, которой он реально способен достичь. Если эта степень оказывается очень высокой, она может обернуться серьезными неприятностями, большими потерями и для субъекта деятельности, и для общества на том или ином его уровне (группа людей, регион, страна и т.п.). Неправомерный риск - недопустимый риск.

29. Коллизии между профессиональным и служебным долгом журналиста: причины возникновения и опыт разрешения

Профессиональный долг входит в жизнь человека намного позже, когда начинается его профессиональный путь. Понятие о нем в индивидуальном сознании складывается в процессе взаимодействия с профессиональной общностью благодаря освоению представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризация, «присвоение» индивидом содержания профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга - системы предписаний, которым необходимо следовать. Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Содержание профессионального долга современного журналиста описано, в частности, в «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: 

«Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Не нужно думать, однако, что профессиональный долг в принципе не совместим со служебным долгом. При коллективном взаимодействии в нормальных условиях служебный долг как бы опосредует выполнение профессионального, регулируя это коллективное взаимодействие. Конечно, и тут не исключаются противоречия, но они редко приобретают характер коллизий, поддаваясь разрешению в рабочем порядке. Типичным примером этого может служить ситуация, попасть в которую может каждый. Допустим, Вы делаете материал в номер и должны сдать его не позднее 12 часов. Служебный долг требует от Вас пунктуальности, поскольку от нее зависит нормальное течение производственного процесса. А текст почему-то «не идет» - не пишется. Вы снова и снова перечитываете набранные на компьютере строки и вдруг понимаете, что для выводов, на которые Вы замахиваетесь, попросту недостает информации. Чтобы избежать ошибки, нужно срочно «доисследовать» одно из событий - так подсказывает Вам профессиональный долг. Но это значит, что сдать материал к 12.00 Вы не успеете... Так, может, махнуть рукой на качество текста, дописать кое-как?.. Только ведь Ваш текст о людях, о живых людях Лучше уж не успеть! И Вы делаете выбор, который Вам подсказывает профессиональный долг.

30. Журналист и его герои: этические аспекты взаимодействия

См. вопрос № 17 , а также приведу некоторые выдержки из кодексов:

Кодекс этических норм общества профессиональных журналистов (1996 год).

Прежде чем обещать источнику анонимность, выяснить его мотивы. Полностью прояснить условия выполнения обещаний, данных в обмен на информацию. Обещания надо выполнять.

Избегать стереотипов в отношении к людям на основе их расы, пола, возраста,

вероисповедания, национальности, сексуальной ориентации, физических недостатков и социальной принадлежности.

Проявлять внимание к тем, кому может быть нанесен ущерб в результате репортажа. Проявлять особую чуткость в отношении детей и иных беззащитных источников информации.

Быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью и фотографий к тем, кого непосредственно затронули трагедия или горе.

Тщательно подумать, прежде чем решиться назвать имена подозреваемых в совершении преступления до того, как им предъявлено официальное обвинение.

СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА:

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Мировой суд в Москве приравнял к правонарушению выполнение профессионального долга журналистом - в среду фотокорреспондент РИА Новости Андрей Стенин , выполнявший задание редакции по съемке несанкционированного пикета, был оштрафован на 500 рублей за участие в этом мероприятии. Решение не вступило в силу, а руководство РИА Новости намерено его оспорить и добиться соблюдения законных прав журналиста на выполнение своего профессионального долга.

Инцидент произошел 12 декабря прошлого года под окнами администрации президента, в несанкционированном пикете участвовали 12 человек, каждый из которых держал руке лист бумаги формата А4. Выстроившись в шеренгу, пикетчики составили слово "Солидарность" и выкрикивали лозунг "Соблюдайте Конституцию".

Без вины виноватые

Одним из доказательств того, что несанкционированное мероприятие в Москве действительно проходило, являлся в суде сам фоторепортаж Андрея Стенина . На снимках, сделанных им 12 декабря 2009 года у здания администрации президента, ясно видны люди в шеренге с листами формата А4 и образованным, таким образом, словосочетанием "Соблюдайте Конституцию!". Очевидно, что фотокорреспондента РИА Новости среди пикетчиков нет. Более того, в протоколе задержания милиционеры указали, что пикетчики составили слово "Солидарность".

Кроме того, в суде выступила заместитель руководителя редакции визуальной информации РИА Новости Мария Ващук, которая подтвердила, что 12 декабря Стенин был командирован редакцией агентства на освещение пикетирования и, таким образом, не мог принимать в нем участие, но выполнял свой журналистский долг. Однако суд ее показания проигнорировал.

Свое решение судья приняла на основе доказательств, представленных милиционерами - протокол об административном правонарушении и показания двух сотрудников ОВД "Китай-город", куда был доставлен Стенин.

Вместе с тем, в милицейском протоколе указаны фамилии свидетелей - сотрудников милиции, подписавших рапорты и объяснения, а Стенину была выдана копия этого же протокола, на которой фамилии сотрудников отсутствуют.

"Это однозначно свидетельствует о том, что протокол был составлен с нарушением процессуального законодательства и впоследствии "дорабатывался" в отделении милиции "Китай-город". Иными словами, Стенин был задержан случайно вместе с участниками митинга, без всяких на то оснований, а затем милицейско-судебная машина начала работать на защиту "чести мундира", - считает заместитель генерального директора РИА Новости, глава юридической дирекции агентства Михаил Сафронов.

Вместе с тем, суд этого "пробела" в доказательствах не заметил и во внимание не принял, а решил взыскать со Стенина 500 рублей в доход государства.

Фотограф-невидимка

На фотографиях корреспондента РИА Новости, представленных в суд, полностью видно словосочетание "Соблюдайте Конституцию!", равно, как и все пикетчики. Сам Стенин никакой буквы или знака препинания на этих фотографиях не держит. Однако суд установил, что Стенин не только участвовал в пикете, но и держал в руках лист бумаги А4, стоял в шеренге и выкрикивал лозунги. При этом, несмотря на то, что на фотографиях отчетливо виден письменный призыв пикетчиков "Соблюдать Конституцию!", судья в своем решении указала, что они якобы составили слово "Солидарность", как указали в процессе милиционеры.

В решении суда говорится, что фоторепортаж с места событий не свидетельствует об обстоятельствах проведенного 12 декабря 2009 года пикета.

Сам Стенин в ходе судебного разбирательства указал на все обстоятельства его задержания и объяснил суду, что невиновен.

"Я выполнял журналистское задание, а не участвовал в несанкционированном пикетировании... Все было достаточно обыкновенно: они (милиционеры) налетели и начали без разбору ставить всех на колени , потом повели в участок. Я пытался показать свое журналистское удостоверение, но его изъяли", - сказал фотограф.

По неизвестным причинам суд счел позицию Стенина попыткой избежать наказания.

"Оценивая показания Стенина в части отрицания участия в пикете, суд им не доверяет и считает направленными на избежание ответственности", - говорится в решении суда.

Таким образом, журналист был признан виновным только потому, что словам милиционеров суд поверил больше, чем объективным доказательствам.