Журналист и эффективность журналистской деятельности. Действенность журналистики и пути ее повышения


Действенность - это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.
Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от усилий по социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики. Их использование (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) лицами и организациями,«принимающими решения», - прямое продолжение обращения к массовой аудитории и (если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации) апелляция от имени общественности к тем, кто отвечает за положение дел в рассматриваемой области жизни (в правительстве и на заводе, в вузе и администрации области и т.д.). Без действенного участия в принятии решений деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной, так как невостребованные, нереализованные практические наработки журналистов как соци
альных аналитиков и общественных деятелей - «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об издержках социально-политического плана, в том числе о снижении авторитета СМИ и доверия к ним.
Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.
Прежде всего это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? При этом предложения по поддержке позитивных начинаний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализовать и в какие именно сроки. Это касается даже обоснованных предложений, если они в данных условиях невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей). Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.
Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты специфического в зависимости от особенностей ситуации анализа (экономический - для ситуации в сфере экономики, пра- воведческий - в сфере применения права, эстетический - по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют, кроме того, общеполитический аспект, ибо, как уже отмечалось, журналистика по своей природе «обречена» любые явления жизни видеть в их общесоциальном, связанном с принятием политических решений смысле. Отсюда и характер предлагаемых решений, их соотнесенность с масштабным видением ситуации конкретной сферы, с жизнью общества в целом, и возможная, а часто и необходимая предположительность характера конкретного решения, выдвижения различных его вариантов. Но конечная цель - чего же добиваться? - задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.
Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по поводу перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешивать-
ся в жизнь с позиций и в связи с важнейшими социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интересов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информа- ционной деятельности и не переходить в сферу специальной информации, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Благодаря этому и специалисты получают возможность с помощью журналистики увидеть состояние дел и требующие решения проблемы с общесоциальных позиций - то, что без «подсказки» журналиста часто оказывается за пределами их внимания, сосредоточенного на узкоспециальных вопросах.
Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных ситуаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.
Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотрение (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание контактов с этими институтами и официальными лицами.
Прежде всего необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Но даже если соответствующие материалы и оказываются в руках инстанций, от которых зависит решение, ими далеко не всегда принимаются адекватные меры, особенно по критическим выступлениям. Поэтому важно удостовериться, что выступление СМИ «дошло до адресата» и тем самым (а может быть, и «прямым текстом») заявлено о желательности получения ответа на выдвинутые замечания и предложения. Если реакции на «первичное» обращение нет, полезно через некоторое время напомнить о позиции издания или программы, а также приложить дополнительную информацию (поступившую новую или имеющуюся в редакции, но не опубликованную ранее).
Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного ею вопроса, занимает активную позицию в стремлении к действенности. Многое в этой работе (напоминания, посылка дополнительных материалов, закрытых обзоров, от
кликов из аудитории и различных институтов и т.д.) «не выходит» на газетную полосу или в выпуск телепрограммы, как бы оставаясь «за кадром». Иногда редакции организуют по опубликованным материалам «круглые столы» с участием специалистов и затем знакомят аудиторию с результатами обсуждения тех или иных вопросов.
Однако усилий редакций часто оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказывались действенными. Пренебрежение к деятельности журналистов, нежелание считаться с ними, связанные с высокомерным отношением профессионалов к «вмешательству» СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения «журналистика - социальные институты».
К сожалению, общеконституционная норма, в соответствии с которой граждане страны вправе участвовать в управлении делами государства, а их заявления, предложения и жалобы должны рассматриваться соответствующими институтами, носит общепринципиальный характер и не подкреплена конкретизирующими нормами права. Что же касается определяющего правовую базу функционирования журналистики Закона РФ о средствах массовой информации, то в нем нет положений, затрагивающих эти вопросы деятельности СМИ, кроме регламентации права на ответ. Однако это право не обязывает социальные институты отвечать на выступления СМИ, но подразумевает требование к журналистам опубликовать ответ, если тот, кого касаются эти выступления, захочет дать опровержение или сделать заявление по затронутой теме.
Частично проблема «закрыта» Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной власти», согласно которому материалы СМИ, в которых говорится о «нарушении или неисполнении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов», должны быть рассмотрены соответствующими госорганами в течение трех дней, а не позднее двух недель сведения о мерах должны быть сообщены в Главное контрольное управление Президента. Легко заметить, что речь идет о нормировании действенности далеко не всех выступлений СМИ.
Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях «журналистика - социальные институты» правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможности действенного участия СМИ как «четвертой власти» в общественно-политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни. Вместе с тем не следует забывать об опосредованном воздействии СМИ на принятие решений, связанном с давлением общественного мнения, с
требованиями общественности, выработанными под влиянием журналистики. Да и на представителей социальных институтов СМИ так или иначе, но оказывают влияние.
Однако зафиксировать такую опосредованную действенность журналистики и дать отчет о ней аудитории со страниц газет, по радио или телевидению практически невозможно. Кроме того, следствием подобного положения вещей оказывается и некоторая дезориентированность самих журналистов - ведь не имея «обратной связи» по поводу наличия реакции на выступления, не зная ее характера, трудно продолжать и развивать данное проблемно-тематическое направление.
Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступлений журналистики (а может быть, и в силу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организаторского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений. А также и сообщать аудитории о реакции на свои выступления, принятых и непринятых мерах в материалах типа «По следам наших выступлений», «Газета выступила - что сделано».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    История и причины возникновения, пути развития социологического знания о журналистике и современное состояние. Социология журналистики в системе теории журналистики. Понятие социожурналитики, ее специфические признаки и значение, структура и практика.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Характеристика интернет-журналистики: особенности становления, развитие и специфика в Украине. Интерактивность как эффективный фактор реализации массовой коммуникации. Сущность веб-среды, анализ онлайн-журналистики. Обзор деятельности популярных сайтов.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2013

    Значение журналистики на общество и ее значение в повышении образованности на примере "Женского журнала". Классификация функций журналистики и влияние средств массовой информации на население. Роль женских журналов в повышении уровня культуры читателей.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2010

Действенность - это результативность выполнения непосредст­венно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в мас­сово-информационном обеспечении решения задач социального разви­тия, которое проявляется в принятии конкретных мер.

Важность для журналиста правильного видения и действенного выпол­нения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явле­ний действительности неотрывна от социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в ауди­тории, не должны «пропадать» для социальной практики. Их использова­ние (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) ли­цами и организациями, «принимающими решения»,- прямое продолжение обращения к массовой аудитории и (если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации) апелляция от имени общественности к тем, кто отвечает за положение дел в рассматриваемой области жизни (в пра­вительстве и на заводе, в вузе и администрации области и т.д.). Без дейст­венного участия в принятии решений деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной, так как невостребованные, нере­ализованные практические наработки журналистов как социальных анали­тиков и общественных деятелей - «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об из­держках социально-политического плана, в том числе о снижении автори­тета СМИ и доверия к ним.

Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.

Прежде всего, это необходимость для журналиста при анализе кон­кретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, актив­нее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? При этом предложения по поддержке позитивных начина­ний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализо­вать и в какие именно сроки. Это касается даже обоснованных предложе­ний, если они в данных условиях невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей). Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.

Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты специфического в зависимости от особенностей ситуации анализа (эконо­мический - для ситуации в сфере экономики, правоведческий - в сфере применения права, эстетический - по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют общеполитический аспект, ибо, как уже отмеча­лось, журналистика по своей природе «обречена» любые явления жизни видеть в их общесоциальном, связанном с принятием политических реше­ний смысле. Отсюда и характер предлагаемых решений, их соотнесенность с масштабным видением ситуации конкретной сферы, с жизнью общества в целом, и возможная, а часто и необходимая предположительность харак­тера конкретного решения, выдвижения различных его вариантов. Но ко­нечная цель - чего же добиваться? - задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.

Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по по­воду перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешиваться в жизнь с позиций и в связи с важнейши­ми социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интере­сов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информа­ционной деятельности и не переходить в сферу специальной информа­ции, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Благодаря этому и специалисты получают возможность с помощью журналистики увидеть состояние дел и требую­щие решения проблемы с общесоциальных позиций - то, что без «под­сказки» журналиста часто оказывается за пределами их внимания, сосре­доточенного на узкоспециальных вопросах.

Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных си­туаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.

Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотре­ние (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных орга­нов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание кон­тактов с этими институтами и официальными лицами.

Прежде всего необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщаю­щими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Но даже если соответствующие материалы и оказываются в руках инстан­ций, от которых зависит решение, ими далеко не всегда принимаются адекватные меры, особенно по критическим выступлениям. Поэтому важ­но удостовериться, что выступление СМИ «дошло до адресата» и тем са­мым (а может быть, и «прямым текстом») заявлено о желательности полу­чения ответа на выдвинутые замечания и предложения. Если реакции на «первичное» обращение нет, полезно через некоторое время напомнить о позиции издания или программы, а также приложить дополнительную информацию (поступившую новую или имеющуюся в редакции, но не опубликованную ранее).

Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного ею вопроса, занимает активную позицию в стремлении к действенности. Многое в этой работе (напоминания, посылка дополни­тельных материалов, закрытых обзоров, откликов из аудитории и различ­ных институтов и т.д.) «не выходит» на газетную полосу или в выпуск те­лепрограммы, как бы оставаясь «за кадром». Иногда редакции организуют по опубликованным материалам «круглые столы» с участием специалистов и затем знакомят аудиторию с результатами обсуждения тех или иных вопросов.

Однако усилий редакций часто оказывается недостаточно, чтобы вы­ступления СМИ оказывались действенными. Пренебрежение к деятельно­сти журналистов, нежелание считаться с ними, связанные с высокомер­ным отношением профессионалов к «вмешательству» СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения «журналиста ка - социальные институты».

К сожалению, общеконституционная норма, в соответствии с которой граждане страны вправе участвовать в управлении делами государства, а их заявления, предложения и жалобы должны рассматриваться соответ­ствующими институтами, носит общепринципиальный характер и не под-» креплена конкретизирующими нормами права. Что же касается опреде­ляющего правовую базу функционирования журналистики Закона РФ о средствах массовой информации, то в нем нет положений, затрагиваю­щих эти вопросы деятельности СМИ, кроме регламентации права на ответ. Однако это право не обязывает социальные институты отвечать на вы­ступления СМИ, но подразумевает требование к журналистам опублико­вать ответ, если тот, кого касаются эти выступления, захочет дать опро­вержение или сделать заявление по затронутой теме.

Частично проблема «закрыта» Указом Президента РФ «О мерах по ук­реплению дисциплины в системе государственной власти», согласно ко­торому материалы СМИ, в которых говорится о «нарушении или неиспол­нении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов», должны быть рассмотрены соответствующими госорга­нами в течение трех дней, а не позднее двух недель сведения о мерах должны быть сообщены в Главное контрольное управление Президента. Легко заметить, что речь идет о нормировании действенности далеко не всех выступлений СМИ.

Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях «журнали­стика - социальные институты» правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможности действенного участия СМИ как «четвертой власти» в обще­ственно-политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни. Вместе с тем не следует забывать об опосредованном воз­действии СМИ на принятие решений, связанном с давлением обществен­ного мнения, с требованиями общественности, выработанными под влия­нием журналистики. Да и на представителей социальных институтов СМИ так или иначе, но оказывают влияние.

Однако зафиксировать такую опосредованную действенность журна­листики и дать отчет о ней аудитории со страниц газет, по радио или те­левидению практически невозможно. Кроме того, следствием подобного положения вещей оказывается и некоторая дезориентированность самих журналистов - ведь не имея «обратной связи» по поводу наличия реак­ции на выступления, не зная ее характера, трудно продолжать и развивать данное проблемно-тематическое направление.

Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступлений журналистики (а может быть, и в си­лу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организатор­ского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию журналистики: Учебное пособие

Введение в теорию журналистики Учебное пособие М Изд РИП холдинг стр Практическая журналистика Издание е исправленное и.. Предисловие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, структура и задачи курса
Формирование журналистского мышления, отвечающего требованиям современности, и подготовка журналиста к практической деятельности в соответствии с нуждами функционирующей системы средств массовой ин

Журналистика как предмет изучения
Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика». Чтобы возможно более по

Структура основных понятий курса
В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «масс

Задачи курса
В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу науч

Массово-информационной деятельности
Изучение закономерностей журналистики как функционирующей си­стемы логично и естественно начать с центрального понятия науки о жур­налистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общест

Возникновение журналистики
Формы информационного общения появились уже на заре человече­ства. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного ста­да» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сы­гр

Журналистики
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. infor-matio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (та­кую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в

Журналистика как фактор социального управления
В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на

Функции журналистики
В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общ

Общая характеристика функций журналистики
Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельн

Идеологические функции
С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам п

Рекреативные функции
В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Непосредственно-организаторские функции
Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих уч­реж

Их взаимодействие
Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достой­ных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэто­му

Социальная позиция журналиста
В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со

Формирование социальной позиции
Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти» и чем выше ее активность в обществе, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Разумеется, нередки

Журналистской деятельности
Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в

Система принципов журналистики
Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сто­рон определяет характер творческой деятельности журналиста во всех ее о

Проблема принципиальности журналиста
Как бы хорошо ни была разработана система принципов и совокуп­ность их требований к журналисту (а тут постоянно необходимы новые «наработки» - жизнь и теория не стоят на месте), вопрос о верности п

Свобода печати и журналистской деятельности
Определяя характер профессиональной деятельности на основе сво­ей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) оп­ределенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно та

Социально-творческие факторы свободы сми
(СВОБОДА - НЕОБХОДИМОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) Слово «свобода» в русском и других языках имеет множество значе­ний. Так, в обыденной жизни оно может употребляться как «раздол

Экономические условия и факторы свободы сми
Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творче

Юридическая сторона свободы журналистики
В условиях существования государства, действующего на основе сис­темы законодательных актов, характер, мера и формы проявления соци­ально-творческой и экономической свободы регламентируются зако

Ориентированном обществе
Тенденция развития человеческого общества (если не произойдет ка­тастрофы из-за неумения справиться с нарастающими глобальными про­блемами) связана с формированием новой цивилизации. У нее еще нет

Государственная политика в области сми
Закономерности функционирования СМИ в демократическом, гуманис­тически ориентированном обществе, объективные по своей природе, прояв­ляются в деятельности журналистов вовсе не автоматически. Выявле

Информационной безопасности
Власть - это проявление способности какого-то субъекта (челове­ка или организации) доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «конт

Политический анализ
Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Поэтому подлинно творческой личностью становится тот, кто, овладе

В переходный период развития общества
Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологич

Массовой информации
Деятельность журналистики может быть успешной только в том слу­чае, если выполнение ее функций, притом в слоях аудитории, различных по своим социально-демографическим характеристикам (образование,

Массово-коммуникационные средства журналистики
Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму

Инфраструктура средств массовой информации
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инф

Структура системы средств массовой информации
Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться н

Взаимодействие средств массовой информации
Наполненность «информационного пространства» множеством изда­ний и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремя­щихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой

Творческой деятельности
Все рассматривавшиеся в предыдущих главах вопросы - от сущности информации до проблем свободы и организации «информационного пространства» - это вопросы о закономерностях журналистской деятель­ност

Информационной политики
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редак

Формы реализации информационной политики
Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм

Типы и методологические основы творчества
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публи

Действенность и эффективность журналистики
При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполне­нию поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориенти

Результативность журналистики и ее формы
Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналис

Контактов с аудиторией
При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтер

Творческие факторы эффективности
Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь во

Журналист как субъект деятельности сми
Журналистика, будучи одной из специализированных областей соци­альной практики, порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повыше­н

Профессиональные качества журналиста
Профессия (лат. professio «официально указанное занятие, специаль­ность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудо­вой деятельности, требующий владения комплексом общих и специа

Гражданская ответственность журналиста
Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридичес­кой, экономической) располагает журналистика, редакционные коллек­тивы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за ха­ра

Журналистская этика
Наряду с гражданской ответственностью как ее продолжение, конкре­тизация и регламентирование в журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos

Правовое положение журналиста
Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных пр

Профессиональные организации журналистов
Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии

С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т.д.). И лишь недавно стали появляться работы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаются основательно и масштабно. Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, на наш взгляд, имеют два.

Во-первых, выделение различных этапов «контакта» с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации). Во-вторых, определение возможных «конечных эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.

Изучение проблем эффективности одним из важнейших «выходов» имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с её прагматическим аспектом, т. е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта - семантический и синтаксический - соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала.

Журналист в своей деятельности отражает действительность, затем создает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает в аудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего, изучит отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношения могут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на «потребителя», видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения. Следовательно, задачами анализа «на эффективность» является рассмотрение всего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствие требованиям прагматической адекватности, а затем выработка практических рекомендаций.

На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности, следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямо связаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно и целенаправленно добиваться отвечающих общественным потребностям результатов, как в области «принятия решений», так и в области формирования сознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой из результатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделять понятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность и эффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из того, что задачи, стоящие перед журналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокая эффективность способствует повышению действенности, а высокая действенность повышает - повышению эффективности, т. к. авторитет повышает доверие аудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена в оба «адреса» и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, и эффективности.

Чтобы более полно понять сущность эффективности журналистской деятельности, необходимо раскрыть внутреннюю структуру этого понятия. Традиционное определение эффективности как отношения результата и цели нуждается в существенных уточнениях. «Цель», будучи субъективным предвосхищением желаемого результата, вырабатывается и формируется людьми. Если при этом недостаточно ясны объективные основы целеполагания или недостаточно уточнены реальные предпосылки, то выдвигаемая цель может иметь в своем содержании те или иные неточности или даже носить субъективный характер. Можно ставить цели «слишком большие» или «слишком маленькие», «легко выполнимые» или «заведомо невыполнимые», соответствующие или несоответствующие объективным потребностям. Поэтому сама постановка задачи нуждается в серьезном обосновании и в проверке точности её определения.

Цель лишь тогда может быть «точкой отсчета» в деятельности журналиста, когда она оказывается максимально глубоким и точным отражением потребностей. Следовательно, рассматривая цель как основание для расчета эффективности, необходимо учитывать потребности аудитории (и её различных социальных слоев) в информации, а также реальные возможности их удовлетворения в данное время. Такое понимание эффективности, по-видимому, и является исходной точкой изучения эффективности журналистской деятельности.

Точные знания о сущности эффективности дают возможность изучить реальную эффективность СМИ в том или ином «срезе» и составить представление о потенциальной эффективности, т. е. способности данной системы или отдельных её компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.

Знание конкретных целей, формируемых в соответствии с информационными потребностями аудитории, оценке верности их постановки - обязательное условие анализа «на эффективность». При это необходимо иметь ввиду, что роль конкретного сообщения СМИ есть результат движения: от общих функций журналистики - через их конкретизацию применительно к задачам и аудитории данного СМИ в связи с особенностями современного положения внутри страны и на международной арене и т.д. - вплоть до постановки задач перед журналистом на подготовку произведения в определенном жанре, стиле, форме.

Эта закономерность журналистской деятельности приобретает особое значение при теоретическом и практическом решении проблем эффективности. Ясное понимание сущности эффективности позволяет социологам программировать исследования, проводить их и разрабатывать рекомендации на соответствующей методологической основе. Результаты работы социологов по исследованию средств массовой информации должны использоваться для оптимизации деятельности журналистов по реализации информационных потребностей и интересов аудитории.

Курс ОЗО. 1 семестр.Зима – экзамен и зачет за контрольную работу

(обзор 5 газет и 5 журналов).

Учебники: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000,2004 и более поздние.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991, 1996 и др. лет изданий.

Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста.М.,2001.

Доп. Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. М., 2009.

Учебники могут быть доступны в Интернете.

Вопросы и литература.

1.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития .

Лекция, учебник Е.П. Прохорова “Введение в теорию журналистики» выпуска 1980 г. (дан исторический раздел), сборник «От кремня до кремния», М.,1991.

Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.

Лекция. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. Глава 2. М.,2000 (есть в Интернете).

3.СМИ как система, перспективы ее развития .

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 2000 и более поздние годы.

4.Газеты как средство массового информирования .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие).. Система средств массовой информации России. М.. 2001, 2006 (есть эл. врсия). Типология периодической печати (под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской),М., 2007.

5.Журнал как вид прессы .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. М., 1987. Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006. Типология периодической печати (под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской),М., 2007.

6.Информационные агентства .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). От кремня до кремния. М.,1991. Вартанова Л. и др. От государства – к рынку России//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1994, №1(о формировании системы независимых агентств в РФ) . Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006. Сайты агентств (представлены структура, задачи, описана деятельность).

Радио как средство массового информирования.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Электрон..пособие). От кремня до кремния. Васильева Т.В. и др. Теле- и радиоинформация. ЛГУ, 1987. Радиожурналистика. М., 2000 и боле поздние. Система средств массовой информации России. М., 2001, 2006. .

Телевидение как средство массового информирования.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). сб. От кремня до кремния. Юровский А. История советской тележурналистики. М., 1982 (раздел об особенностях ТВ). Телевизионная журналистика. МГУ. (2000, 2004 т б.похдние…).Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006.

СМИ в Интернете.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). Система средств массовой информациив России. М.,2001, 2006. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика.М., 2005. Собственный анализ Интернет-ресурсов на данный момент.

Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.

Лекция. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., учебник 2000 гг. выпуска. Прохоров Е.П. Журналистика – 4 власть?// Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1993, №2. Дискуссия в журнале «Четвертая власть». 1996, №№1-6 (Эл версия учебного ресурса).

Проблема «журналистика – четвертая власть»: «за» и «против».

Лекция. См. вопрос 10.

12.Система социальных функций журналистики .

Лекция. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. анализ конкретных материалов, номеров изданий, в которых проявляются те или иные функции .

13.Журналистика и общественное мнение. Понятие ОМ, значение и функции ОМ в обществ. Проблема манипулирования ОМ. Лекция, учебник. Игнатов Н., Мотков С. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения// научный журнал Вестник МГУ, серия 10 Журналистика,1997, №1. Доп.: Бетанели Н. Общественное мнение и СМИ: что мешает взаимодействию?//Журналист, 1996. №11-12. Гоуазер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.

14.Журналистика и общественное мнение: проблема выражения и формирования ОМ средствами массового информирования, этапы редакционной кампании по воздействию на ОМ. Лекция, см. вопрос 13.

Действенность и эффективность журналистики.

Лекция, учебник Прохорова Е.П.

16.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.

Лекция, Закон РФ «О средствах массовой информации»(1991 с учетом более поздних дополнений). (воспользоваться электронными ресурсами.)

17.Проблема свободы журналистики: социально-политический и экономический аспекты. Социальная позиция журналистики .

Лекция. Прохоров Е.П. Формирование социальной позиции журналиста// Вестник МГУ. Серия 10 Журналистика, 1992, №1. Дискуссия в «Журналисте» об экономической независимости СМИ: 1992, №5-6. Засурский И. Масс-медиа второй республики. МГУ, 1999. Статьи в «Журналисте»: 1997, №7 (Мезенцев В. Русская пресса для трех толстяков), 1998,№6 (Качкаева А. Российские империи СМИ),1998, №3 (Исаков К. Капитал на рынке СМИ). 1999,№10 (Свобода СМИ «второй свежести»?). 2000,№7 (Лучников А. Независимы ли…), статьи текущей профессиональной периодики.