Анализ рассказа смерть чиновника краткое содержание. «Смерть чиновника» главные герои

«Смерть чиновника» - один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова . В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы». «Смерть чиновника» написана в духе реализма , это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в.

Чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения Чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.

В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека . В своем творчестве Чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «Смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.

В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.

Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.

В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.

Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает. В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею. В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова

В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова - «Смерть чиновника», что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А.Чехонте.

Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души.

У произведения есть свой жанр: «сценка», где главным героем является некий чиновник, имя которого – Иван Червяков, что случайно обрызгал генерала Бризжалова, чихнув в его сторону. Герой после всего случившегося терзает себя за содеянное, не может найти себе места, успокоиться, он постоянно извиняется перед генералом в надежде, что тот смилостивиться и простит, но тому и дела нет до этого. Червякова он давно забыл, а тот всё мучается в душе, находится не в своей тарелке. В результате Антон Павлович в своем рассказе поднимает важную проблему: «маленький человек» перед обществом.

Чехов явно показывает читателям, что он протестует против того, чтобы человек терял своё достоинство, подавлял в себе личность. Это не приемлемо для писателя. И Червяков как раз такой герой, который своей нелепой настойчивостью убивает же самого себя. Он вызывает и смех, и жалость. Каждый раз, извиняясь перед Бризжаловым, персонаж только и делает, что понижает свой уровень. И что же? Иван Червяков умирает в финале произведения не из-за испуга, когда на его крикнул генерал, у которого сдали нервы, нет, он погиб от нарушения генералом принципов героя. Это очень трагичное произведение, которое заставляет задуматься над своей жизнью и вынести необходимые уроки.

Рассказ наполнен множеством важных деталей, что играют свою роль. В центре произведения необычный случай, а не характер или идея. Вследствие чего Чехов изображает то или иное обстоятельство, благодаря которому раскрывается как раз таки характер героя.

Так, в название рассказа Чехова заложена глубокая проблема: противостояние человека и чина. Возникает множество вопросов после прочтения произведения, ибо это Антон Павлович, что поражает своим талантом: загадочное писание рассказов, коротких по своему объёму. Главной темой произведения является, несомненно, внутренний мир человека. Этому писатель уделяет весьма особое значение. Чехов – мастер своего дела. Его краткость необычна, непредсказуема. Так что его рассказы актуальны и популярны не только среди старшего поколения, но и молодого. Поэтому стоит обращаться к творчеству писателя, дабы понять саму жизнь, да и её законы.

Подробнее

Персонажи

Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей, и является мелким чиновником. Таким же мелким как червяк.

Второй персонаж - старик Брюзжалов. Он генерал, уважаемая персона, занимает почетное место в обществе.

Развитие событий

Во время спектакля в театре Червяков чихнул и обрызгал сидящего впереди него генерала. Теперь он пытается вымолить прощение, несмотря на то, что Брюзжалов неоднократно пытался от него отвязаться: "Ничего, ничего...", "Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же!".

Причины поведения Червякова

В данном рассказе наглядно показана рабская сущность человека, который сам себя сделал рабом. Сам себя сковал цепями. Червякову нужно унижаться, нужно умолять и просить. Ему совсем непонятны такие простые слова Брюзжалова, ему кажется, что он должен страдать, должен терпеть, должен мучиться. Червякову не приходит в голову, что прощение не нужно вымаливать. Генерал и чиновник будто говорят на разных языках, и это отчасти верно, ведь Червяков - типичный раб.

Что же заставляет его быть таким? Несамостоятельность. Люди с рабской психологией не могут жить без чьего-то покровительства, так как их счастье зависит от других людей. Причем эту зависимость они придумывают себе сами, их никто не держит и не заставляет так себя вести.

Отношение Чехова

Читатель может заметить, что несмотря на название рассказа "смерть чиновника", Чехов уделяет самой гибели всего одно слово в самом конце произведения. Этим автор подчеркивает комичность происходящего. То, как нелепо себя ведет Червяков, пытаясь отстоять свое, ничего не стоящее, положение в обществе.

Посыл и главная мысль

Чехов хочет показать, что ни в коем случае нельзя вести себя подобным образом, и что нужно приложить все усилия для избавления от "рабской психологии". Всегда нужно иметь свое мнение, трезво оценивать ситуацию и главное - уметь слышать и осознавать свои ошибки.

Анализ 3

Произведение в утрированной форме показывает нравы российского чиновничества времен жизни Чехова. В образе главного героя показан также один из вневременных человеческих недостатков – угодничество перед сильными, замешанное на трусости.

Экзекутор Червяков (чиновник среднего звена) в театре случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. Это происшествие вызвало у нижестоящего чиновника ужас. Он начал извиняться, мешая генералу смотреть спектакль, затем продолжил это делать в фойе. После надоедал этим Бризжалову на службе.

Сатира автора не направлена на критику российского самодержавия, порядков, дающим вышестоящим полую власть над теми, кто оказался ниже. Чехов показывает статского генерала обычным вменяемым, вежливым и даже терпеливым человеком. Он с самого начала простил и готов был забыть этот мелких инцидент. Бризжалов в резкой форме выгнал надоедливого раболепного кающегося только после того, как тот действительно вывел его из себя, как и любого другого человека, не обладающего ангельским смирением.

Кроме того, подчеркивается, что статский генерал не был непосредственным начальником Червякова, так как даже служил в другом ведомстве. Этот момент также мастерски использован автором в эпизоде, когда жена Червякова, сначала также сильно испугавшаяся за карьеру своего супруга, узнав о данном факте, успокаивается. Здесь показа другой вариант чинопочитании. Чехов напоминает читателям, что раболепием могут страдать и вполне здравомыслящие люди.

Показательно также, что главный герой никак не представляет в деталях последствия произошедшего. Он не начинает анализировать, не начинает искать обходные пути, возможные другие места службы, если дело все же дойдет до увольнения. Червяков, видя неудачу своих попыток получить прощение (хотя генерал говорил ему об этом) хочет писать письмо, но опять же не совершает даже такой простой шаг.

Его страх иррационален. Он боится начальства не только потому, что ему приходилось работать с людьми, которые имеют над ним власть. В конце концов, и армия, и государственная служба, и даже бизнес всегда построены по иерархическому принципу. Однако далеко не все люди, оказавшиеся в этих сферах, стали трусливыми холопами.

Причиной смерти чиновника, наступившей от сильных переживаний после того, как он был выгнан статским генералом, стали его собственные душевные качества. Его природная трусость нашла в порядках российской бюрократии питательную среду.

Ничтожество свое сознавай, знаешь где?


Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.


А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу
дальше...

Рассказ прочитан . Ученики высказали свои первые впечатления. Сюжет прост, ясен, многие увидели анекдотичность, абсурдность ситуации. Обратимся теперь к самому тексту рассказа.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция рассказа – первые два предложения (они же тема текста ) – очень информативна: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола ". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства ». Все, что надо знать про Червякова, - это, что он экзекутор на верху блаженства.При первом прочтении не менее прекрасный, чем прекрасный вечер экзекутор, глядящий со второго ряда в бинокль да еще «чувствующий себя на верху блаженства», поначалу выглядит только смешно.Вопрос в том, чем вызвано это блаженство .

ЗАВЯЗКА

Завязка конфликта – чих – тоже пока в пределах только смешного: традиционное«но вдруг» только усиливает комичность ситуации, да и авторское отступление о том, «Что все чихают», поначалу не противоречит интонации юмористического рассказа.

Однако само описание процесса чихания дано как не свойственное чиновнику Червякову, внеличное событие, приведшее затем и к смерти: «жизнь так полна внезапностей» . Обращает внимание, что сначала Чехов описывает, что стало с лицом, глазами и дыханием, а уже потом, что сделал сам Червяков (он всего лишь отвел бинокль и нагнулся, видимо, продолжая чувствовать себя на верху блаженства). И только в самом конце описания междометийное «апчхи!!!» возвращает к анекдоту: лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!

ПЕРИПЕТИИ

Перипетии. Первая реакция героя выглядит пока вполне по-человечески: « Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» Однако обстоятельство «как вежливый человек» явно избыточно: исполнительность, уверенность в чиновничьей безупречности Червякова подчеркивается этим. Блаженство и уверенность в собственной непогрешимости подчеркивается и наречием «нисколько» , т.е. ни капельки, ни на йоту, и оксюморонным сочетанием «утерся платочком » (грубое «утерся» и ласкательное «платочком». Довольный собой Червяков даже «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?».

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Собственно, настоящий, так сказать, «внутренний конфликт» начинается именно здесь: «Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то». Никто так и не узнает, действительно ли Червяков«обрызгал» генерала или тот «вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» из-за каких-то иных причин, а не от «невежества» несчастного чиновника. Но Червяков-то «увидел» и сделал свои «экзекуторские» выводы

Причем сначала Червяков узнал в старичке генерала, а потом подумал, что чихнул на него! Дальше, человеческая ничтожность и чиновничье пресмыкательство, «электричество чина» с каждым новым словом и жестом героя неминуемо ведут его к гибели.

ПЕРВОЕ ИЗВИНЕНИЕ

«Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо" - т.е. сначала герой как бы успокоился, раз «чужой», но, боясь показаться невежливым, решил извиниться: «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

- Ничего, ничего...»

Конечно, как только Червяков отвлекся от своего «блаженства» и вступил в сферу человеческих отношений, его сущность видна читателю: это и подобострастное «ваше-ство» , и его робость, и его убежденность в праве на пресмыкательство. Но, может быть, именно от того, что падение с высот чиновничьего блаженства было таким внезапным «но вдруг» , Червяков и не может услышать генерала:

- Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

ИЗВИНЕНИЕ В АНТРАКТЕ

Поскольку блаженства Червяков уже не чувствует, а лишь конфузится и глупо улыбается, он предпринимает новую попытку извиниться, уже в антракте:

- Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

- Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

НОВАЯ ФАЗА КОНФЛИКТА

Здесь конфликт вступает в новую фазу: собственно извинений уже не будет, Червяков будет ходить «объяснить», ведь генерал «нетерпеливо шевельнул нижней губой» , а «Червяков, подозрительно поглядывая на генерала», увидел«ехидство в глазах» и решил, что генерал с ним говорить не хочет. Теперь Червяков не извиняться будет, а объяснять, что «вовсе не желал... что это закон природы» ! Объяснить необходимо, «а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.." Так думает Червяков. Почему наш герой решил, что генерал непременно должен так подумать, тем более «после» ? Видимо, потому что генерал! Кто их генералов разберет!

РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ

Разговор с женой - это уже новая стадия конфликта:

«Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась».

Чехов пишет легкомысленно», потому что для Червякова конфликт перерос «умения держать себя в обществе» . Червяков считает, что он поступил безукоризненно правильно: во-первых, «нисколько не сконфузился », во-вторых, « утерся платочком» , в-третьих, «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» В конце концов, он даже извинился, «как вежливый человек» и «прекрасный экзекутор» , хотя мог и не извиняться, ведь начальник«чужой»! Что же еще?!

- А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

Червяков извинения уже принес, причем повторные. Однако беспокойство не исчезает, не зная, в чем винить себя, Червяков винит уже генерала:

- То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

Чехов обыгрывает недовольное недоумение Червякова: генерал путей сообщения «ни одного слова путного не сказал». «Да и некогда было разговаривать».

ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ

«На другой день Червяков надел новый вицмундир , подстригся и пошел к Бризжалову объяснить...» Червяков убежден,что объяснить необходимо, ведь он только экзекутор, а Бризжалов генерал: вдруг не говорящий путных слов подумает что экзекутор хотел в генерала плюнуть!!! Но, «войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала», Червяков уже не может «объяснить», в приемной генерала он уже не человек:

Экзекутор начал докладывать, а закончил, уже извинениями, человек:

- я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

И в очередной раз получил от генерала человеческое прощение. Но с каждым последующим извинением Червякова не чиновническая (в представлении Червякова - «беспутная» человеческая) реакция Бризжалова делает их окончательное объяснение все более невозможным. В то же время желание объяснить становится все более сильным…

"Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню..."

ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

И все более абсурдным, перерастающим в издевательство над генералом и собственное уничижение:

- Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Это предпоследнее объяснение с генералом – очередной поворот в развитии конфликта рассказа. Червяков искренне возмущен, что генерал увидел в червяковской экзекуторской преданности чиновничьему делу насмешку. В конце концов, Иван Дмитрич даже называет генерала про себя фанфароном и в сердцах решает больше не извиняться перед генералом, который «не может понять» того, что понятно экзекутору!

"Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!

Однако сразу же, почему-то Червяков думает:

Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

Чехов не объясняет, почему Червяков не написал письма, каждый читатель может додумать сам:

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Последнее объяснение Червякова – кульминация рассказа. И здесь за этим «объяснить» - все потрясения Ивана Дмитрича, низвергнувшие его из Блаженства в«Аркадии» в пучину человеческого произвола, чиновничьего страха, ужаса перед«сметь-смеяться» и все того же червяковского прежнего недоумения-непонимания, из-за которого он и предпринял череду этих извинений-экзекуций:

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

- Пошел вон!!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

- Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

РАЗВЯЗКА

Развязка конфликта теперь понятна: чиновник Червяков не смог вынести падения с высот своей чиновничьей «аркадии». Вера в собственную чиновничью непогрешимость, неспособность к настоящим человеческим чувствам сделали дальнейшее существование невозможным: собственно Чехов и описывает только «смерть чиновника», а не смерть человека. Как только Иван Дмитрич надел новый вицмундир и пошел объяснить, он совсем перестал уже быть человеком, человек в нем (каким он должен быть по Чехову) умер уже давно. Червяков умер от того, что «в животе

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» проникнут юмором, обычно присущий этому писателю. Произведение это изучается в школе, поэтому «Смерть чиновника» краткое содержание обычно помогает познакомиться с ним, понимая не только сюжет, но и анализ. Это поможет в дальнейшем прочитать уже это произведение – «Смерть чиновника» в кратком содержании и прекрасно понимать, каждую фразу, созданную великим писателем.
Главный герой рассказа – Иван Дмитриевич Червяков. Он занимал малую и довольно простую должность - экзекутора. Такое его положение в обществе, конечно же, накладывало и на него свой отпечаток, и поэтому он боялся начальства, причем не только тех, под чьим руководством он сам работал, но и чиновников более высшего ранга любого ведомства. Служил он хорошо, был услужлив, но его мало кто замечал.
Однажды главный герой рассказа “Смерть чиновника» отправляется в театр. Дело происходит вечером, и Иван Дмитриевич Червяков уже после трудового рабочего дня находится в полном расслаблении. Так как бюджет семьи главного героя «Смерть чиновника» невелик, то в театр он отправляется один, а жена остается поджидать его дома. Кажется, вечер должен быть интересным и, конечно же, он не предвещал никакой беды.
Состояние Ивана Дмитриевича Червякова с трудом можно выразить несколькими словами, так как он был не только рад такому стечению обстоятельств, но просто блаженствовал от этого. Он пришел в театр намного раньше, занял свое место и спокойно стал ждать того, когда же начнется представление. Его место было во втором ряду, откуда и так все было хорошо видно, но ради престижа, ведь он же не зря сюда пришел, он все-таки время от времени поглядывал на сцену, где как раз и должно было вот-вот начаться представление, используя маленький театральный бинокль.
В театр Червяков ходил не часто, поэтому в его жизни это было большое событие. В этот вечер на сцене должен был быть представлен неизвестный еще Червякову спектакль – «Корневильские колокола».
И все было просто превосходно, и вечер, наверное, закончился бы замечательно. И затем мелкий чиновник из рассказа «Смерть чиновника» отправился в хорошем распоряжении духа домой, где его ждала бы радостная жена.
Но тогда бы эта история мелкого чиновника не была бы закончена, а была бы очень бесполезной. Именно поэтому авторы и внесли в начало рассказа замечательно слово – « а вдруг». Так что же вдруг случилось с Иваном Дмитриевичем Червяковым?
В какой момент вдруг у него стали слезиться глаза, подкатились, дыхание сперло, и он неожиданно для себя и для окружающих чихнул. Но это не у кого не вызвало какого – либо недоумения, практически все, кто присутствовал в этом зале, даже не обратили на это внимание. И сам Червяков поначалу также не посчитал нужным задуматься о том, что произошло. Да это и понятно, ведь каждый человек может чихнуть. Но как вежливый человек, он на всякий случай достал платочек, вытерся и стал оглядываться вокруг себя, дума о том, чтобы никого не побеспокоить.
Но в какой-то момент Червяков заметил, что человек, сидящий впереди него, на первом ряду, тоже достал носовой платочек и теперь упорно вытирал свою голову, на которой совсем не было волос. Он так упорно тер свою лысину, что Иван Дмитриевич сразу понял, что именно он причинил этому старичку неудобства.
Червяков присмотрелся и узнал в старичке, сидящем впереди, статского генерала. Иван Дмитриевич, главный герой рассказа «Смерть чиновника», понимал, что этот человек никакого отношения к нему не имеете, и он не подчиняется, но все-таки ему стало не по себе, глядя на то, как старший по чину вытирает свою лысину носовым платочком. Конечно же, он узнал этого человека. Это был статский генерал Бризжалов.
Червяков решил, что ему обязательно нужно извиниться. Поэтому он наклонился всем туловищем вперед и стал шептать слова извинения генералу на ухо. Тому тоже было неудобно, и он отвечал, что ничего страшного не произошло. Но Ивана Дмитриевича это не остановило, и он продолжал извиняться. Генерал попросил его забыть об этой ситуации и смотреть представление.
Червяков попытался это сделать, но то, что происходило на сцене, уже больше его не интересовало. В антракте он снова решает сделать попытку извинения. Но генерал и слушать не стал, говоря, что он уже забыл обо всем. Но Ивану Дмитриевичу не понравились его глаза, то, как он посмотрел на него. И поэтому все остальное представление он уже думал о том, что произошло, и как ему дальше поступить.
После представления, отправляясь домой, Червяков даже не замечал то, по какой дороге он идет, так как его мысли были заняты только тем, что произошло. Войдя в свою квартиру, Иван Дмитриевич тут же поведал о том, как невежливо он поступил с Бризжаловым. Но и реакция жены чиновнику тоже не понравилась. Так, женщина сначала испугалась, но затем, узнав, что генерал из другого ведомства успокоилась и совсем забыла об этом случае. Хотя она все-таки предложила ему сходить повторно и извиниться. Зато такое происшествие совсем не давало покоя Червякову.
Размышляя всю ночь, герой рассказа «Смерть чиновника» никак не мог уснуть. Новый день он начала с того, что привел себя в порядок: подстригся, переодел мундир на новый и отправился к Бризжалову на службу, чтобы поговорить с ним и, конечно же, извиниться.
Но в этот день у статского генерала было довольно много посетителей. В приемной к приходу Ивана Дмитриевича уже толпилось много народа, да и сам Бризжалов уже начал прием. Пообщавшись с несколькими просителями, статский генерал поднял глаза и на Червякова, как бы спрашивая его о том, чего он хотел.
И вот тут мелкий чиновник, заикаясь и стесняясь, опять стал просить прощения за вчерашний свой поступок, который он совершил нечаянно. Но это еще больше разозлило статского генерала, и он постарался побыстрее избавиться от этого разговора, да и от самого Червякова, обратившись уже к другим посетителям.
Но Ивану Дмитриевичу вся эта ситуация никак не давала покоя и он никак не хотел уходить из приемного зала, не поговорив, как ему казалось, с обиженным статским генералом. Ему казалось, что Бризжалов на него сердится, и это не давало ему покоя, он решил опять повторить попытку. Но главный герой рассказа «Смерть чиновника» сначала решил дождаться окончания приема, и как только Бризжалов перестал разговаривать с последним посетителем и уже направился вглубь комнат, то Червяков возобновил свои попытки.
Он стал рассказывать статскому генералу о том, как он сожалеет о случившемся и очень сильно раскаивается. Но лицо Бризжалова очень сильно исказилось, словно он уже от этих извинений вот-вот заплачет. Он резко закрыл дверь прямо перед носом Ивана Дмитриевича, решив, что тот просто издевается уже над ним.
Червяков решил больше не приходить к Бризжалову, раз тот не желал с ним общаться, но извиниться – то он должен был как-то. Вот и выбрал Иван Дмитриевич новый путь извинений: написать письмо статскому генералу, где подробно и изложить все свои извинения. Весь вечер он сочинял это письмо, но как – то он так и не сложилось. Поэтому наутро Червяков опять отправился к Бризжалову, чтобы извиниться.
Своими извинениями он так сильно разозлил статского генерала, что тот не выдержал и выставил Червякова вон из приемной, затопав даже ногами. Это не только расстроило главного героя рассказа «Смерть чиновника», но и привело в огромнейший ужас.
У расстроенного и испугавшегося не на шутку Червякова в этот самый момент что-то интересное произошло в животе, словно там что-то оторвалось. Он успел тихонечко выскользнуть за дверь и потом уже медленно и тихо плелся по улицам, ничего не замечая вокруг себя. А вот дома уже мелкий чиновник Иван Дмитриевич Червяков совсем уже расстроенный лег на диван и тотчас же умер.

Экзекутор в театре чихает на статского генерала, начинает преследовать его с извинениями и даже приходит к нему домой, откуда генерал его выгоняет. Вернувшись домой, экзекутор умирает от огорчения.

Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Корневильские колокола». Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором признаёт статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. Сконфуженный экзекутор начинает шептать генералу извинения. Бризжалов говорит: «Ничего, ничего...», и просит не мешать слушать. В антракте смущённый Червяков подходит к генералу и снова извиняется. Генерал говорит ему, что уже забыл об этом недоразумении, но мысли о произошедшем не идут из головы Ивана Дмитриевича. Придя домой, он рассказывает жене, как чихнул на генерала. Жена сначала пугается, но узнав, что генерал «чужой», успокаивается и советует сходить и извиниться.

На следующий день Червяков надевает новый вицмундир, стрижётся и отправляется к Бризжалову. В приёмной экзекутор вновь извиняется перед генералом, который говорит: «Какие пустяки... Бог знает что!» и принимается за дела с просителями. Иван Дмитриевич думает, что Бризжалов даже говорить с ним не хочет, и решает, что так этого оставлять нельзя. Когда генерал заканчивает с посетителями, Червяков снова пытается извиниться. Бризжалов уже действительно не хочет его слушать, считая, что это издевательство.

Червяков решает, что больше ходить и извиняться не будет, а напишет письмо. Письмо он, однако, не пишет, и на следующий день отправляется к генералу сам. Бризжалов, в бешенстве, выгоняет Червякова. Экзекутор возвращается домой, не снимая вицмундира ложится на диван и помирает.