Зпр у ребенка 5 лет что делать. Задержка психического развития лечение

Моей дочери 10 лет. Рост 151 см, мы очень рослые. На вид все 12. С виду обычный ребенок, сразу не поймешь разницы. Очень тяжелый характер, упрямая, хочет все делать только так как ей надо. Соответственно научить чему то очень сложно. Дочь умеет сама одеваться, научились мыться (частично, голову мою ей сама), очень дружим с техникой, в лет разбирается с микроволновкой, посудомойкой, кофеваркой, планшеты, компьютеры и телефоны это вообще конек. Может сама сварить себе пельмени и сосиски, но за этим процессом надо следить. Может налить себе чай, приготовить какао в кофеварке. Помогает убираться, вообщем от обычного ребенка мало чем отличается, конечно это все дается очень сложно, но возможно. Оставить дома конечно одну не могу, нужен постоянный присмотр, так как может взять спички зажечь свечи, или газ, куда нибудь влезть куда не надо, так что везде ездим вместе. Сама играть в игрушки не может, постоянно надо с ней сидеть, года два-три назад начали смотреть мультики, (так как их смотрят обычные дети) хоть минут 30 есть свободное время. К слову в кино ходим постоянно, высидеть весь мультик практически не реально, но мы все равно ходим и тренируем силу воли))) (пока поп-корн есть мы сидим). Все просьбы что либо сделать воспринимает с раза 10-го, так что терплю… Ходили в бассейн заниматься с тренером, так как слушаться не хочет, конечно тренера почти не слушала, года два промучились, пришлось уйти, сами ходим в бассейн. В этом году были на море, наконец то поняли как здорово плавать с маской и трубкой и смотреть рыбок. Очень любит кататься на горках в аква-парке, так, что выбираем отели с горками. А теперь о самом сложном. УЧЕБА!

Мы учимся в коррекционной школе 8 вида для умственно отсталых, хотя нам необходима школа 7 вида с задержкой психического развития, но таких школ очень мало, нам не повезло в нашем районе их вообще нет, так что в нашей школе учатся все детки с разными пороками развития (дауны, ЗПР, умственно отсталые, ДЦП, трудные подростки, сироты и многие другие) психологически очень тяжело было отдавать ребенка в такую школу, но в общеобразовательной школе мы не можем учиться. Сейчас учимся в третьем классе, у нас 7 учеников (одна девочка надомница с ДЦП иногда ее привозят в школу, четыре ребенка из неблагополучных семей и моя дочь и мальчик из семьи с нормальным укладом жизни) почему так говорю, потому что те кто из неблагополучных семей живут при школе в интернате 5 дней на выходные их забирают родители, одеты плохо, постоянно что то воруют и все такое, вы не представляете как это тяжело мне воспринимать. Я учу ребенка у чужих не брать, со всеми делиться, а тут такие детки. Мне их очень жаль, я часто покупаю конфеты, печенье, приношу им одежду, покупаю школьные принадлежности на всех, помогаю на сколько могу. Обидно смотреть, когда ты принесла белые блузки, колготки, а через неделю это все черного цвета и хочется просто разорвать этих родителей которые так относятся к своим детям. Так про учебу. Читаем небольшие тексты. Пишем от 2х до пяти предложений. Учим правила. Математика это ужас… примеры до 10 считаем на пальцах или по таблице, ни как не запоминается. Стихи учим хорошо. Песни тоже запоминаем неплохо. Так как у нас разный тонус в руках и ногах, нам тяжело даются аппликации рисования и все такое. Воображение скудное и рисунки соответственно тоже совсем детские (каля маля). Очень любит танцевать, но на танцы нас не берут, так как не может в коллективе заниматься, постоянно отвлекается, ходили индивидуально занимались, тоже ерунда. Сейчас занимаемся ЛФК гимнастика, очень нравится, тренер серьезная, заставляет. В школе ходит на хор (очень нравиться). Учимся ездить на коньках, но очень боится, катаемся на лыжах, плаваем. В общим умственное развитие (учеба) у нас лет на 5-6-7. Одно полушарие мозга развивается нормально, а второе тормозит. ВОТ такой

Время на чтение: 3 мин

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии ЗПР у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Еще в детском саду выделяют малышей, которые отличаются от своих ровесников. Они сначала делают, затем думают, слишком импульсивны, не могут сосредоточиться на определенном деле. Задержка психического развития ребенка характеризуется отставанием в разговорной речи, концентрации внимания, моторики, мышления, памяти. Проявляется отставание в учебе, регуляции поведения, неконтролируемых эмоциональных всплесках.

Дети с ЗПР нуждаются в специально организованном воспитании с медицинским сопровождением. Психиатры относят такую задержку к маловыраженным отклонениям. ЗПР у детей не относится к грубым нарушениям формирования детской психики, проблема не связана с недоразвитием двигательной системы, не стоит путать с или инвалидностью.

Заметить у детей симптомы ЗПР, можно обратив внимание на некоторые особенности поведения ребенка:

  • без помощи взрослых школьники не усваивают учебную программу (письмо, чтение, счет);
  • неконтролируемое поведение, неусидчивость, невнимательность;
  • запаздывает умственное, речевое развитие;
  • тяжело выразить правильно мысль;
  • не получается составить пересказ прочитанного или рассказанного текста, выстраивают только отдельные фрагменты рассказа;
  • замедленный мыслительный процесс;
  • заметно снижение памяти;
  • не произносят все буквы, звуки;
  • такие дети наивные, прямолинейные, несамостоятельные;
  • часто конфликтуют с ровесниками;
  • трудно воспринимают и выполняют школьные задания, предписания;
  • некоторые игры вызывают страх;
  • слабая работоспособность;
  • быстрая утомляемость;
  • не могут организованно, слаженно играть;
  • учебный материал усваивают медленно;
  • дети недостаточно любознательны;
  • импульсивны, раздражительны;
  • они сосредоточенны на второстепенных моментах;
  • сложно вникнуть в основную мысль задания;
  • свойственна суетливость, агрессивность, неуверенность, экспрессивность;
  • быстрая смена настроения;
  • требуют постоянного внимания, одобрения.

Обнаруживают задержку развития в дошкольном возрасте по следующим признакам:

  • младенец 6-8 мес. не держит головку самостоятельно;
  • ребеночек 7-9 мес. не переворачивается;
  • после 7 мес. не сидит сам;
  • к полугоду малютка не лепечет, полтора года — не произносит простые слова или слоги (па, на, ма, да, мама, папа);
  • дитя постоянно ходит на «цыпочках».
Важно! Если проявились эти симптомы, обращаются за консультацией к педиатру, психиатру.

Причины задержки развития

Малыш испытывает сложности с обучением и в социальной адаптации. Наблюдают неустойчивые интеллектуальные способности. Малышей могут отнести к педагогически запущенным случаям, указывая, что причина зависит от социального положения ребенка.

Возможные причины ЗПР, возникшие при беременности матери:

  • краснуха, ветрянка;
  • ОРЗ, ОРВИ, грипп;
  • внутриутробные инфекции;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкогольных напитков;
  • курение;
  • контакт матери с ядохимикатами;
  • кислородное голодание плода;
  • разный резус-фактор у родителей.

Послеродовые факторы проявления ЗПР:

  • травмы, нанесенные младенцу во время родов;
  • асфиксия у грудничка;
  • у недоношенного младенца могут проявиться признаки ЗПР;
  • желтуха;
  • обвитие пуповиной;
  • отслойка плаценты.

Другие причины ЗПР:

  • дефицит внимания;
  • нехватка психологического воздействия родителей на малыша;
  • педагогическая запущенность;
  • ограничение жизнедеятельности;
  • ссоры, насилие, алкоголики в семье;
  • излишняя опека;
  • травма головы, опухоль;
  • гидроцифалия;
  • рахит;
  • менингит;
  • эпилепсия;
  • задержка физического развития;
  • лишний вес, хронические болезни матери;
  • нервные срывы будущей мамы;
  • наследственность.

При нейропсихологическом обследовании отмечалось медленное формирование лобных частей обеих полушарий мозга, которые отвечают за поведение, мышление, внимание, память. Выражается в медлительности восприятия, обработке получаемой информации. Если невролог выявит повреждения, то назначит препараты, активирующие работу клеток мозга, координирующие возбудимость малыша.

Современные дети замкнуты в своем мире, компьютерные игры негативно влияют на развитие. Со временем появляется дефицит общения со сверстниками, возникает страх к новым знакомствам. Возникает боязнь контакта с детьми и с взрослыми.

Проблемы с психикой малыша могут развиться при нарушениях слуха, зрения, возникают дефекты речи. Ребенок ощущает себя неполноценным, замыкается, перестает общаться, становится раздражительным.

Классификация ЗПР

Познавательные, физические способности детей с ЗПР ограничены. Интеллект их ниже, чем у ровесников. Они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые требования. Игры, определенные интересы выходят на первый план. Такие ребята при различных ситуациях ведут себя по-разному.

В соматогенную группу входят дети с соматическими болезнями (астма, болезни сердца, почечная недостаточность, пневмония и др.). Перенесенные заболевания влияют на функции мозга. Детки долгое время прибывают в лечебных учреждениях. Они отличаются низкой трудоспособностью, рассеянностью, с трудом запоминают материал, у них поверхностное внимание, заторможенность. Новый коллектив воспринимают сложно, адекватно реагируют на окружающую обстановку, вежливы, не проявляют инициативы.

Конституционная задержка зависит от наследственности. Замедленное созревание центральной нервной системы приводит к расстройству психики, и к отставанию физического развития. Поведение таких малышей не соответствует их возрасту. Одни ведут себя как малыши, другие стараются показать, что они взрослые. Детки непосредственны, у них недостаточный объем памяти, не сконцентрированное внимание, не обидчивы, часто хорошее настроение. Выполняют те задания, которые представляют для них интерес.

ЗПР психогенного характера возникает при неблагоприятных условиях социального и соматического характера. К этой группе относят безнадзорность, нехватку или отсутствие родительского воспитания, жестокое обращение, сильную опеку. Малышам свойственна импульсивность, слабый интеллект, несамостоятельность. Ребенок становится нервно-психическим, беспокойным, его одолевает тревога. Гиперопека приводит к безволию, отсутствию целеустремленности. Если проблем с ЦНС нет, ребенок постепенно адаптируется к школьной среде пребывания, преодолеет барьер общения с одноклассниками.

Церебрально-органическое происхождение обусловлено поражением или аномалией головного мозга и центральной нервной системы, церебральным параличом. Нарушения затрагивают любые сферы психики, все зависит от масштаба и зоны поражения.

Кто и когда проводит диагностику

Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:

  1. Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
  2. Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
  3. Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
  4. Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.

Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.

Действия родителей при ЗПР

Такой диагноз не окончательный, развитие ребенка не стоит на месте, оно просто идет своим темпом. Первые годы учебы важны для формирования личности. Это время закладывания базисных знаний, отношений с окружающими людьми. Помощь предполагает психологическую, педагогическую коррекцию.

Действие взрослых:

  1. Отставание развития требует грамотной психокоррекции, начать заниматься надо вовремя. Не следует надеяться на кого-то (школу, педагога), нужно брать ситуацию под контроль.
  2. Коррекционный класс поможет быстрее освоиться, постепенно усвоить учебный материал, подружиться с одноклассниками.
  3. После корректировки ребенок вылечивается, готов вернуться в обычную школу к 5 — 6 классу, отставания не будет заметно.
  4. Обращаться следует к разным докторам. Несколько раз за год консультироваться у невролога, психиатра. По назначению проходить курс лечения.
  5. Если в школе нет логопеда, придется найти его самостоятельно. Дважды за неделю посещать занятия специалиста, дополнительные задания делать дома.
  6. Консультации, занятия у дефектолога.
  7. С учителем совместно составить план по восполнению недочетов учебных занятий.
  8. Объяснить ребенку ориентировку в пространстве (где лево, а где право, времена года, месяцы, дни, разбираться по часам). Занятия дадут результат, если их проводить в игровой форме. Включают игры с моторикой, действия в песочнице.
  9. Первое время занятие длится 8-15 мин, письмо 5 мин. Затем переключают внимание на другой урок. Через 40 минут делают перерыв: кушают, бегают, прыгают, рассматривают картинки.
  10. По возможности нанимают репетиторов.
Совет! В интернете много обучающих игр и упражнений детям с задержкой психики.

Чем раньше взрослые обратят внимание на отставание малютки, тем быстрее наступит выздоровление.

Если доктор посчитает, что необходимо медикаментозное лечение, то назначают ноотропные препараты.

Часто родители контролируют каждое движение малыша: собирают портфель, делают за него уроки, кормят, одевают его. Такая излишняя забота лишает их чадо самостоятельности, вселяет неуверенность, делает безответственным. Контроль нужен, но ограничить полностью самостоятельные действия нельзя. Например, папа спрашивает: «Какие уроки задали? С какого предмета начнешь учить? Что положил в портфель? Покажи прочитанную книгу?». Подобные вопросы формируют у малыша чувство ответственности, подталкивают на самостоятельные действия, помогают принимать самому решение.

Сильная загруженность снижает работоспособность ребенка, появляется заторможенность, раздражение, агрессия, перемены настроения. Повышенные нагрузки выполнить тяжело, дитя нервничает, переживает, теряет веру в себя.

Безразличие, попустительское отношение наблюдают в неблагополучных семьях и там, где родители слишком заняты, не видят проблему. С возрастом ситуация начинает проявляться, взрослые пугают ремнями, тумаками, придумывают разные способы наказания. В дальнейшем это приводит к необратимым последствиям.

Что делать?

  1. Как бы не было тяжело, останавливаться, опускать руки нельзя, занятия со временем дадут результат. Хвалите чадо за каждое успешное решение, за маленькие достижения.
  2. Помочь малышу, если попросит помощи.
  3. Создать в семье положительный микроклимат. Проводить больше времени вместе.
  4. Вселять в сына (дочь) уверенность, убеждать в успехе, объяснять: надо только приложить усилие.
  5. Вызвать желание учиться, соблюдать распорядок дня.
  6. Не допускать переутомления.
  7. Давать больше самостоятельности: пусть сам кушает, одевается, складывает вещи, убирает постель, моет посуду.
  8. Помочь .
  9. На прогулке показывать разные формы, цвета, считать предметы. Например: «Сколько стоит машин? Какого они цвета? Покажи машинку большую и маленькую?».
  10. Телесно-эмоциональный контакт: обнимать, целовать.
  11. Наблюдать состояние малютки с раннего возраста.
  12. Консультироваться с педиатром.

Задавать следует те упражнения, с которыми малыш справится.

Совет! Если в городе находится коррекционное учебное заведение, лучше чадо отдать туда.

Количество учеников в коррекционном классе меньше, чем в обычной школе, педагог уделяет внимание каждому учащемуся. Учителя имеют опыт занятий с такими детками. Стоит запастись терпением, нельзя срываться на ребенке, он замкнется, и уже не будет возможности что-либо исправить.

Понятие «задержка психического развития».

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).

Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функ​ций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко дей​ствующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т.п.), ЗПР может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР игра​ют роль конституциональные факторы, соматические заболе​вания, органическая недостаточность нервной системы.

Классификация ЗПР К.С. Лебединской.

Основные клинические типы ЗПР дифференцированы по этиопатогенетическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и на​рушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, нев​рологических.

Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью струк​туры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

При ЗПР конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и не​стойкости, легкая внушаемость .

ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью раз​личного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими со​стояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки и т.д.). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности (неустойчивость настроения с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций), импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, не​редко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо на​рушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта: 1) органи​ческий инфантилизм; 2) задержка психического развития с пре​обладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой не​зрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами.

При ЗПР с преобладанием функциональных нарушений отмечается неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зри​тельного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в «правом - левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.

При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Очевидно, в связи с этим одни из этих детей испытывают преимущественные труд​ности в овладении чтением, другие - письмом, третьи - счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигатель​ной координации, пятые - памяти и т. д. X. Спионек (1972) под​черкивает, что такой ребенок не располагает достаточным коли​чеством предпосылок, на которых строится логическое мышление.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформирована готовность к школьному обучению. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной по​мощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последо​вательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с за​держкой психического развития быстро утомляются, работоспособ​ность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Свойственные этим детям снижения работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия . Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия.

У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как показано в исследованиях В. Л. Подобеда, у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности . То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Наиболее типичными ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объ​екта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает под​линного основания для обобщения) или обобщение по несущест​венным признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий.

То обстоятельство, что после получения помощи дети рассмат​риваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложен​ные им разнообразные задания на близком к норме уровне, позво​ляет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают гораздо большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.

Одна из психологических особенностей детей с задержкой пси​хического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.

Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления. Особенно трудно этим детям оперировать в уме частями образов (С. К. Сиволапов). Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием наглядно-образного и словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.

Отличается от нормы иречь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный), у них плохо формируются эмпирические грамматические обобщения; поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Значительным своеобразием отличаются поведение и деятельность этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития.

Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости, Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной ком​пенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выра​жаются в различных нарушениях поведения («выходках»).

Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического раз​вития быстро развивается отрицательное отношение к учебной дея​тельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процес​сов и личности в целом. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющиеся у ребенка на первых порах положительное отно​шение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учеб​ной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Иногда надо побуждать ребенка к выполнению предложенных зада​ний на основе игровой мотивации деятельности.

Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо, подготовив подробную психолого-педагогическую характеристику с описанием всех особенностей поведения ребенка на занятиях и в свободное время, направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, ко​торая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с задержкой психического развития.

Особенности проявления ЗПР

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

^ Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению.

3. Физминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

Психическое и моторное развитие является главным показателем здоровья малыша. Каждый малыш развивается по- своему, но, несмотря на это, существуют общие тенденции формирования эмоциональной, познавательной, двигательной активности ребенка. Когда малыш сталкивается с трудностями в развитии или с неспособностью освоить новые знания, умения и навыки, то речь идет о задержке психического развития (или сокращенно — ЗПР). Обнаружение отставания на раннем этапе затруднительно из-за индивидуального графика развития детей, но чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее скорректировать. Поэтому каждый родитель должен иметь представление о главных факторах, симптомах возникновения отклонений в развитии, методах терапии.

Задержка развития представляет собой расстройство адекватного темпа психомоторного, психического и речевого развития. При отставании некоторые психические функции, такие, как способность к мышлению, память, уровень внимания и т. д. не достигают адекватной степени выраженности, установленной для конкретного возрастного периода. Диагноз ЗПР достоверно ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Когда малыш взрослеет, а задержку до сих пор не удается скорректировать, то речь идет уже о тяжелых нарушениях, например, об умственной отсталости. Задержка чаще обнаруживается, когда детей определяют в школу или в начальном классе. У ребенка наблюдается недостаток основного запаса знаний в первом классе, инфантильность мышления, доминирование игры в деятельности. Дети не способны заниматься интеллектуальной работой.

Причины

Оснований возникновения ЗПР несколько. Их делят на факторы биологического или социального типа. К причинам биологического типа можно отнести:

  1. Негативное протекание беременности. К этому относятся сильный токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, гипоксия плода.
  2. Недоношенность, асфиксия или повреждения при родах.
  3. Перенесенные в младенчестве инфекционные, токсические или травматические заболевания.
  4. Генетические факторы.
  5. Нарушения конституционального развития, соматические заболевания.
  6. Нарушения работы центральной нервной системы.

К социальным причинам, порождающим ЗПР, относят:

  1. Препятствия, ограничивающие активную жизнедеятельность малыша.
  2. Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующая обстановка в жизни ребенка, его семьи.

ЗПР возникает из-за нарушений работоспособности нервной системы, наследственных заболеваний, а также многих социальных причин. Поэтому важно помнить, что особенности коррекции задержки психического развития зависят от того, насколько быстро устранят причины появления задержки.

Основные виды ЗПР

Типология форм ЗПР основана на причинах ее возникновения. Выделяются:

  1. Нарушение психического развития конституционального типа. Для детей характерны яркие, но нестойкие эмоции, у них доминирует игровая деятельность, непосредственность и высокий эмоциональный фон.
  2. Соматогенная задержка психического развития. Возникновение этой формы провоцируют перенесенные в раннем возрасте соматические заболевания.
  3. Задержка психогенного характера, т. е. задержка, обусловленная негативными условиями воспитания, недостаточной опекой или, наоборот, гиперопекой. Особенностью этой формы ЗПР считается формирование эмоционально незрелой личности.
  4. Задержка психического развития как результат неправильного функционирования нервной системы.

Знание типов ЗПР облегчает постановку диагноза, позволяет подобрать оптимальные методы коррекции заболевания.

Симптомы

При ЗПР нарушения познавательной сферы носят незначительный характер, но охватывают психические процессы.

  • Уровень восприятия у ребенка с задержкой психического развития характеризуется замедленностью и неспособностью сформировать целостный образ предмета. Наиболее страдает восприятие на слух, поэтому объяснение нового материала детям с ЗПР должно обязательно сопровождаться наглядными предметами.
  • Вызывают затруднения ситуации, которые требуют концентрации и устойчивости внимания, т. к. любые внешние воздействия переключают внимание.
  • Детям с ЗПР свойственна гиперактивность вместе с синдромом дефицита внимания. Уровень памяти у таких детей выборочен, со слабой избирательностью. В основном работает наглядно-образный тип памяти, вербальный тип памяти развит недостаточно.
  • Образное мышление отсутствует. Малыш использует мышление абстрактно-логического типа, но только под руководством педагога.
  • Ребенку сложно делать умозаключения, сравнивать, обобщать понятия.
  • Речь ребенка характеризуется искажением звуков, ограниченным словарным запасом, сложностью построения фраз, предложений.
  • ЗПР часто сопровождается задержкой речевого развития , дислалией, дисграфией, дислексией.

В сфере эмоций у малышей с отставанием развития наблюдают эмоциональную неустойчивость, лабильность, высокий уровень тревожности, беспокойства, аффекты. Детям сложно выразить свои эмоции, они агрессивны. Дети с задержкой психического развития замкнутые, редко и мало общаются со сверстниками. В общении они испытывают неуверенность, предпочитают одиночество. У детей с ЗПР доминирует игровая деятельность, но она у них однообразная и стереотипная. Дети не соблюдают игровые правила, предпочитают однообразный сюжет.

Главным свойством отставания психического развития является то, что компенсировать отставание можно только в условиях специального обучения и коррекции.

Обучение в обычных условиях ребенку с ЗПР не рекомендуется. Требуются особые условия.

Диагностирование

Отставание не диагностируется у детей при рождении. У младенцев не возникают недостатки в физическом облике, поэтому родители чаще всего не замечают отставания развития, т. к. всегда высоко оценивают потенциал своего малыша. Первые признаки начинают замечать, когда чада идут в дошкольные учреждения или школу. Обычно педагоги сразу замечают, что такие дети не справляются с учебными нагрузками, плохо осваивают учебный материал.

В некоторых случаях четко выражена задержка в развитии эмоций, а интеллектуальные нарушения не выражены. У таких детей эмоциональное развитие находится на начальной стадии формирования и соответствует психическому развитию ребенка младшего возраста. В школе у таких детей возникают сложности с соблюдением правил поведения, с неспособностью подчиниться и следовать общепринятым правилам. У таких детей преобладающим типом деятельности по-прежнему остается игра. Причем мышление, память и внимание достигают нормы в развитии – в этом заключается основная особенность таких детей. В других случаях наблюдаются явные недостатки в интеллектуальном развитии. У них нет проблем с дисциплиной, они усидчивые, но им сложно усваивать учебную программу. Память и внимание находятся на низком уровне, а мышление примитивно.

Диагностировать отставание в развитии можно только используя комплексное психолого–педагогическое обследование, в котором участвуют психотерапевты, дефектологи, психологи и логопеды. Особенностью подхода является то, что производится оценка уровня развития психических процессов, двигательной активности, моторики, анализируются ошибки в области математики, письма и речи. Родителям необходимо обратиться к специалисту при возникновении первых симптомов. Каждому этапу развития соответствуют нормы, на их нарушение необходимо обращать пристальное внимание. Отклонения от нормы:

  1. В возрасте от 4 месяцев до 1 года у ребенка нет реакции на родителей, от него не слышно никаких звуков.
  2. В 1,5 года малыш не произносит элементарных слов, не понимает, когда его зовут по имени, не понимает простых инструкций.
  3. В возрасте 2 лет ребенок использует маленький набор слов, не запоминает новые слова.
  4. В 2,5 года словарный запас у ребенка не больше 20 слов, он не составляет фразы и не понимает названий предметов.
  5. В возрасте 3 лет ребенок не составляет предложения, не понимает простые рассказы, не может повторить сказанное. Малыш быстро разговаривает или, наоборот, растягивает слова.
  6. В возрасте 4 лет, малыш не имеет связной речи, не оперирует понятиями, снижена концентрация внимания. Низкий уровень слухового и зрительного запоминания.

Обратить внимание следует и на эмоциональную сферу. Обычно у таких детей наблюдается гиперактивность. Дети невнимательные, быстро утомляются, у них низкий уровень памяти. Также они имеют трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Симптомы ЗПР могут также проявляться при нарушениях работы ЦНС (центральной нервной системы). Здесь целесообразно провести исследование при помощи электроэнцефалографии .

Осложнения и последствия

Последствия в основном отражаются на личности ребенка. Когда вовремя не принимаются меры по устранению отставания в развитии, то оно, в свою очередь, оставляет отпечаток на дальнейшей жизни ребенка. Если проблема в развитии не корректируется, то у ребенка усугубляются все его проблемы, он продолжает отделяться от коллектива, еще больше замыкается в себе. Когда наступает подростковый возраст, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности и появиться заниженная самооценка. Это в свою очередь вызывает трудности в общении с друзьями и противоположным полом.

Уровень познавательных процессов также снижается. Еще больше искажаются письменная и устная речь, наблюдаются сложности в освоении бытовых и рабочих навыков.

Детям с ЗПР в будущем будет сложно освоить какую-либо профессию, войти в трудовой коллектив и наладить личную жизнь. Во избежание всех этих трудностей коррекцию и лечение отставания в развитии необходимо начинать с появления первых же симптомов.

Лечение и коррекция

Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:

  • микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга . Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
  • постоянные консультации с дефектологами и логопедами . Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
  • лекарственную терапию . Она назначается только врачом-неврологом.

Дополнительно необходима работа с детским психологом, особенно если задержка вызвана социальными факторами. Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия. Главную роль в коррекции играет участие родителей. Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

  • Отношения с матерью . Для ребенка крайне важны отношения с мамой, т. к. именно она его поддерживает, рассказывает, что делать, заботится и любит. Именно поэтому мать должна ради ребенка быть примером, поддержкой. Если всего этого от мамы ребенок не получает, то у него возникают обиды и упрямство. Т. е. ребенок таким поведением сигнализирует матери о том, что ему срочно требуются ее адекватная оценка и внимание.
  • Не подгоняйте ребенка . Что бы ни делал малыш, будь то поедание каши, сбор конструктора или рисование – важно не торопить его. Иначе вы вызовете у него стресс, а это, в свою очередь, негативно скажется на его развитии.
  • Раздражение родителей . Видя его, ребенок может впасть в ступор, и не сделать даже простые действия: малыш подсознательно чувствует разочарование и тревогу, потерю защищенности.
  • Связь . Важный этап – создать крепкую эмоциональную связь с ребенком и помочь ему перевести свои страхи из разряда «страх за себя» в «страх за других». Научите кроху состраданию — для начала на «неодушевленном» уровне (к игрушкам, персонажам книг), а потом к людям, животным и к миру в целом.
  • Страхам – нет . Свобода от страха позволяет ребенку развиваться интеллектуально, т. к. барьер из страха исчезает.
  • Навыки – важны . Выясните, что ваш ребенок отлично умеет, и развивайте это в нем. Невозможно научить рыбку полету, но вот плаванью – можно. Это вам и предстоит сделать.

Профилактика

Профилактика отставания в развитии у ребенка предполагает точное планирование беременности, а также предотвращение негативного воздействия на ребенка внешних факторов. Во время беременности необходимо стараться избегать инфекций и различных заболеваний, а также проводить профилактику от них у ребенка в раннем возрасте. Нельзя обходить вниманием и социальные факторы развития. Главной задачей родителей должно стоять создание положительных условий для развития малыша и благополучной атмосферы в семье.

Ребенком необходимо заниматься и развивать его с младенческого возраста. Большое внимание в профилактике ЗПР уделяется созданию эмоционально-телесной связи родителей и малыша. Он должен чувствовать уверенность и спокойствие. Это поможет ему правильно развиваться, ориентироваться в обстановке и адекватно воспринимать окружающий мир.

Прогноз

Отставание в развитии ребенка преодолимо, ведь при правильной работе с крохой и коррекции развития появятся положительные изменения.

Такому ребенку потребуется помощь там, где обычным детям она не нужна. Но дети с ЗПР обучаемы, просто требуется больше времени и усилий. При помощи учителей и родителей ребенок сможет освоить любые навыки, школьные предметы, а после школы поступить в колледж или ВУЗ.