Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев. М

Меню статьи:

Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.

Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения (в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей. Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.

Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.

Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Вопрос о названии поэмы

Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри». Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг. Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.

Эпиграф поэмы и его значение

Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество». С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился. Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».

Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.

Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова. Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях. В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.

Тема поэмы

Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.

Идея поэмы

Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.

В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.

Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения. Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека. Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет. В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге. Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.


Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание. Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает. Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.

Особенности поэмы

Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.

Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.



В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.

Проблематика

Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.

Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.

Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.

В статье поговорим об анализе “Мцыри”. Это произведение, которое изучается ещё в школе. Оно очень полезно для детей, так как позволяет взглянуть на многие вещи с другой стороны. В статье мы проанализируем историю и постараемся сделать выводы.

История создания

Прежде чем говорить об анализе “Мцыри”, поговорим об истории создания. Замысел у автора появился еще в 1831 году. Тогда 17-летний Лермонтов много думал о судьбе своего знакомого монаха, который томился в монастыре. Также на юного творца повлияли впечатления, которые он получил, побывав на Кавказе и познакомившись с его фольклором. Кстати, впервые там он побывал еще в раннем детстве вместе со своей бабушкой. Путешествуя по дорогам Кавказа, Лермонтов встретил старика.

Тот жил в монастыре и поведал свою историю. Монах рассказал, как в детстве его пленили, и ему пришлось жить в монастыре. Он не раз предпринимал попытки бегства, так как был горцем и хотел вернуться к своей интересной жизни. Однако эти попытки заканчивались провалом, и он возвращался в стены обители. Наконец он сильно заболел, постарел, но уж больно привязался к одному монаху. Таким образом, он решил вести более спокойный образ жизни и свыкнуться со своей судьбой. Лермонтов услышал эту историю и решил запомнить её, только немножко видоизменить.

Заметьте, что на поэме стоит дата - 1839 г. Значит, именно в этом году автор завершил свою работу. Через год она была напечатана. Кстати, черновой вариант назывался «Бэри», что на грузинском языке означает «монах». А вот «мцыри» означает «послушник». Отметим также, что анализ произведения “Мцыри”, который будет представлен ниже, передает не только поверхностную канву истории, но и её глубинный смысл. Тема такой борьбы человека с обстоятельствами является излюбленной у Лермонтова. Он очень ценил это произведение и не раз читал его вслух.

Творческий метод и жанр

Отметим, что жанр поэмы был любимым для Лермонтова. Всего он написал около тридцати поэм, из которых опубликовал лишь три. Эти произведения автора носили сложный характер, часто представляли идеалы героев и лирическое мировоззрение. Таким образом, Лермонтов рисовал психологический портрет личности не просто отдаленно и со стороны, а в самой гуще всех событий. Кстати, не будем забывать, что в 30-х годах главным объектом изображения становился человек, который сталкивается с миром, и возникающие романтические конфликты. Рассматривая все характерные черты описываемой нами поэмы, можно заметить, что в ней тоже есть лирические нотки.

Особенности

Анализ поэмы Лермонтова “Мцыри” показывает настоящее противоречие между суровой действительностью и идеалами. Для этого автор использует символические образы и исповедальное повествование.

Рассмотрим образ самого мцыри. Он обладает цельным характером и романтическими чертами. Благодаря исповеди мы можем понять его внутренний мир и психологию. Отметим, что эпиграф является ключом к пониманию этого произведения. Лермонтов привел фразу из библейской легенды, где сын нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера.

Тема

Анализ стихотворения “Мцыри” Лермонтова показывает, что здесь много здравого рассудка и образности. Определения и толкования весьма разнообразны, но все они рациональные. При этом каждое из них выражает некоторую часть замысла Лермонтова.

Мы рассматриваем историю человека, который погибает от жажды жизни в противном ему монастыре. Кстати, в этом произведении Лермонтов выразил свое отношение к войне на Кавказе и судьбе многих молодых людей. Таким образом, мы понимаем, что поэма не просто образная - она напрямую касается современников автора. При этом он очень гармонично соединяет образ Родины и Свободы в единое целое. Главный герой ради своей родной земли готов отказаться от всех благ. Желание покинуть стены монастыря и вырваться на свободу обрекает мученика на одиночество. Ему приходится делать сложный выбор, и он не может примирить в себе два начала. Все темы, которые были затронуты в произведении, так или иначе характеризуют самого М. Лермонтова.

Идея

Анализ стихотворения “Мцыри” показывает, что оно полно бунтарского пафоса. Во всех речах и монологах слышится голос человека, который ощущает собственную силу духа и уверенность. По мнению некоторых критиков, мцыри является идеалом для самого М. Лермонтова.

Однако в современном мире гораздо ярче проявляется философский смысл поэмы, а не бунтарский пафос. Монашеское общество далеко от горца, оно ему чуждо. Именно поэтому ему хочется вернуться в свою культурную среду, которая ему близка, но разорвать узы с монахами не так-то просто. Художественное произведение состоит из борьбы человека за свою волю. Герой готов на всё в борьбе за свободу, свои идеалы и верность, даже если грядет поражение.

Характер конфликта

Анализ произведения “Мцыри” Лермонтова сосредоточен исключительно на романтическом аспекте. Конфликт главного героя и монахов - это не просто история, это глубокая внутренняя проблема. Именно поэтому автор очень часто использует образы ветра, земли, птиц, зверей. Кроме того, даже появляются невидимые силы, которые выражают саму судьбу. Современники автора отмечали, что его герой охвачен какой-то немыслимой силой, страстью, заставляющей действовать против принятых в обществе порядков.

Это очень близкий и характерный для М. Ю. Лермонтова мотив в творчестве, который заключается в борьбе между внутренним миром и жестокой реальностью. Мы наблюдаем, как горец мечтает о свободе, о бегстве, какие планы он строит на будущее. Но трагедия главного героя заключается в том, что он мечется между силой духа и слабостью тела.

Сюжет и композиция

А что еще можно сказать об анализе “Мцыри” Лермонтова? Кратко говоря, в основе лежит романтическая история. Однако образ монастыря вовсе не символизирует протест Лермонтова против веры. Однако автор считал, что для настоящей веры не нужны стены, черные одежды и скудная еда. Для этого достаточно быть человеком и жить, следуя своему сердцу.

Надо заметить, что поэма состоит из 26 глав. В некоторых из них главный герой выступает не только собственно героем, но и рассказчиком.

Максимально раскрывается психология героя в форме исповеди, которая позволяет проникнуться всеми его чувствами. Перед этим идёт небольшое авторское отступление, которое позволяет читателю обратить внимание на исторический фон описываемых событий. Завязка начинается со сцены бегства во время грозы из монастыря. Затем мы наблюдаем схватку с барсом, которая является кульминацией. При этом композиционное построение замкнуто, так как действие начинается и заканчивается в монастыре. Таким образом автор акцентировал внимание на роке судьбы.

Художественное своеобразие

Анализ поэмы “Мцыри” позволяет раскрыть образ героя-бунтаря, который не склонен к полутонам и полумерам. Такие характеры очень глубокие и сложные, они требуют особой психологической проработки. Несмотря на это, личность горца цельная и свободная, он не находится во власти каких-то страхов или мыслей. Но при этом для Лермонтова “Мцыри” был скорее символом, в котором он воплотил свои идеи о том, какой должна быть личность и её путь. Мы наблюдаем за человеком, который при любой возможности готов начать борьбу и защищать свои интересы, даже если в итоге ему достанется всего глоток свободы.

Анализ “Мцыри” Лермонтова позволяет понять, что на самом деле автор и герой очень близки, а эпиграф является откровением автора. Поэма восхищает, так как в ней удивительным образом сочетаются голоса героя и автора, а также прекрасная кавказская природа. Правильному пониманию истории помогают поэтические образы, важнейший из которых - гроза. Она выражает не просто явление природы, а настоящую Божью кару.

Анализ поэмы Лермонтова показывает, что автор с удовольствием использует средства художественной выразительности. Его излюбленным приемом является сравнение. Благодаря ему он подчеркивает образ горца, сравнивая его с тростником или горами. Также благодаря сравнению мы можем понять мечтательность главного героя. Этот художественный прием позволяет прочувствовать, насколько близок он с природой и как далек от мира людей.

Значение

Анализ “Мцыри” был проведён нами для того, чтобы понять, какое значение имеет это произведение. При этом надо сказать, что Лермонтов является крупнейшим представителем не только русского, но и мирового романтизма. Практически все его произведения определяются романтическим пафосом. Он продолжил лучшие традиции предшествующих ему авторов. Свой поэтический талант он максимально раскрыл в поэме “Мцыри”. Анализ произведения позволил нам увидеть, что у самого автора есть высокие идеалы, к которым он стремится. Также отметим, что эта поэма вдохновляла множество поколений творческих людей.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что анализ поэмы - интересный, увлекательный процесс, который заставляет задуматься о вечных ценностях и ценности самой личности вне зависимости от обстоятельств. Не каждый человек способен на такую силу духа, и, наверное, приобрести эту способность очень сложно, таким нужно родиться. Однако это всё же несправедливое утверждение, так как иногда жизнь позволяет человеку освободиться от лишнего и проявить свою волю.

В 1837 г. М. Ю. Лермонтов, направляясь в ссылку на Кавказ, встретился в Мцхете с одиноким монахом. Тот рассказал поэту удивительную историю своей жизни. Будучи ребенком, монах был взят в плен русскими войсками и помещен в монастырь. Мальчик долго не мог смириться со своим положением, несколько раз пытался бежать. После последней попытки он опасно заболел и лишь чудом остался жив. Это побудило его покориться своей участи и навсегда остаться в монастыре.

Рассказ монаха очень понравился Лермонтову. В «Исповеди» и «Боярине Орше» он уже разрабатывал лирический монолог романтического героя. Взяв из этих произведений некоторые фрагменты, он написал поэму «Мцыри». По свидетельству А. П. Муравьева, произведение было закончено в Царском Селе. На авторской рукописи имеется дата окончания работы — 5 августа 1839 г.

Смысл названия

В переводе с грузинского языка «мцыри» — послушник при монастыре.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.

Мцыри был взят в плен в очень раннем возрасте. Несмотря на это, ребенок чувствовал лишь одну «пламенную страсть» — вырваться из тесных монастырских стен в «чудный мир тревог и битв». В его крови бушевала любовь к воле и простору.

Взрослея, Мцыри все больше осознавал свою ущербность. Его насильно оторвали не только от родных и близких, но даже от могил своих предков. В «земле чужой» юный горец чувствовал себя «рабом и сиротой».


Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.

Убежав из заточения, Мцыри был ошеломлен и буквально опьянен свободой. Открывшаяся ему картина необъятной природы пробудила в душе воспоминания о родном ауле. Вместо однообразных «келий душных и молитв» в сознании юного монаха возникли позабытые краски и звуки.

Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.

Трагедия Мцыри заключалась в том, что весь этот прекрасный мир был ему совершенно незнаком. Пытаясь найти дорогу к родным местам, он заблудился. Очень ярко описано отчаяние беглеца: «грыз сырую грудь земли».

Кульминацией вольной жизни Мцыри становится его фантастическая схватка с барсом. Юноша даже не задумывается об опасности. Он сам чувствует себя «зверем степным», которому нет места среди людей на чужбине. Смертельный яростный бой заканчивается победой человека.

Однако израненного Мцыри ждет очередная усмешка судьбы. Окончательно сбившись с пути, он вновь выходит к монастырю и слышит «дальнего колокола звон». Мцыри понимает, что ему ни за что не добраться до родины. Его уже не страшит неминуемая смерть от ран. Постепенный уход беглеца из жизни сопровождается успокоительным болезненным бредом.

Мцыри не чувствует благодарности к старику, который нашел и спас его. Спасение и возвращение в монастырь никогда не заменят ему полученного глотка свободы. Мцыри уже смирился со смертью, но еще больше ожесточился против пожизненного заключения. Пленник мечтает об одном — встретить последние мгновения в саду, куда может долететь «прохладный ветерок» с Кавказа.

Проблематика

Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.

Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.

Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.

Композиция

Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.

Чему учит автор

Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»)

Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора.

Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы «Мцыри». Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчи­ка, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической поэмы, обозначив особую роль приро­ды в произведении. Примечательно то, что ученица не только указала черты, характерные для жанра поэмы, но и отметила, в чем состоит новаторство М. Ю. Лер­монтова.

Поэма «Мцыри» – наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет – бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность. Это выражено даже на сюжетном уровне – герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ – это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом. Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы – песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» – уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.

Здесь искали:

  • краткие Особенности жанра поэмы в творчестве М Ю Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Писатели XIX века всегда тянулись к Кавказу - их манила природа и кавказская чарующая атмосфера, однако Лермонтов, пожалуй, был впечатлен Кавказом больше других. Возможно, в этом сыграло роль его пребывание на юге в детстве, когда он лечился кавказскими водами и воздухом. Лермонтов был пленен горами, реками и укладом жизни гордых горцев, и став поэтом, он много писал о Кавказе. Самой популярной поэмой Лермонтова о Кавказе стала "Мцыри", анализ которой мы сейчас проведем.

Сюжетная линия поэмы

В 1837 году поэт отправился в Грузию, чтобы больше узнать о местных обычаях и сказах. Находясь там, Лермонтов повстречал одного сына горца, который когда-то давно попал в плен к русским. Теперь этот человек состарился и был монахом в старом монастыре. Но интересна история, как он туда попал и стал монахом. Оказывается, пока русские во главе с генералом Ермоловым вели мальчика, на них напала болезнь, поэтому плененного сына горца генерал решил отпустить, а рядом был монастырь. Мальчик остался жить при монастыре и всю жизнь провел в его стенах.

Монах рассказал Лермонтову, что ему не нравилась жизнь в монастыре, он предпринимал несколько попыток бежать, а один раз побег чуть не стоил ему жизни, поэтому вернувшись, юноша принял сан и смирился со своей судьбой.

Эта история очень важна при анализе "Мцыри" Лермонтова, потому что именно ее поэт взял за основу произведения. Изначально поэма называлась "Бэри", поскольку на грузинском языке так переводится слово "монах", но прижилось второе название - "Мцыри", которое также подходит по значению.

Краткий анализ "Мцыри"

В поэме Лермонтова герой Мцыри является романтическим персонажем. Этот мальчик становится затворником в монастыре насильно, и теперь ему предстоит нелегкая судьба. То, как описан Мцыри, прекрасно подходит для классического образа романтического героя. Еще будучи совсем маленьким, Мцыри отличался от своих сверстников, не ладил с ними. Причина в том, что у него другие интересы, он взрослее, он более серьезен. Попав в монастырь, мальчик жаждет свободы, его душат стены и он хочет бежать в другой мир, искать другой жизни. Мцыри понимает, что есть лучшее, и этого лучшего нужно добиться.

Получается, делая анализ "Мцыри", мы четко видим, что Лермонтов в своей поэме реализовал основные принципы, относящиеся к романтизму - исключительный герой и исключительные обстоятельства, в которые он попал, а кроме того изображение двух миров. Причем, проявление романтизма видно на любом уровне поэмы.

Например, в ключе романтизма показана природа Кавказа - читатель не встретит серых, обычных и будничных картин. Наоборот, большое впечатление внушает яркое представление южных гор, стремительных рек и непроходимых зарослей. Мцыри пробирается сквозь преграды нетронутой рукой человека природы, когда бушует ветер и воют дикие шакалы. На сказку похожа речная вода, чистая и прозрачная.

Другие детали анализа

Опираясь на текст поэмы, можно выделить еще некоторые важные детали анализа "Мцыри". Лермонтов написал великолепную поэмы с удивительно тонким слогом, выразительную и красивую с точки зрения сюжета. Как построена рифма в поэме? Учтем, что стихотворный размер, который применил автор - это ямб , рифмована поэма парным способом.

Когда будете делать самостоятельный анализ "Мцыри", старайтесь брать завершенные эпизоды, и уже в них находить средства выражения, ведь поэма наполнена эпитетами , метафорами , сравнениями и т. д.

Хотя часто "Мцыри" называют исповедью, и частично так оно и есть, все-таки, главный герой не изливает всю свою душу, делясь пригрешениями и сожалея о них. Скорее, он винит в своих страданиях других, монах виноват в том, что герой влачит такую жизнь.

Судя по концовке поэмы, Лермонтов использует характерный для себя финал, ведь для его романтических персонажей не присуще становиться счастливыми. После борьбы с барсом, израненый, главный герой возвращается в монастырь - он лишен свободы, его мечта не сбылась, вера разрушена. Другого счастья он не видит и не знает. Лермонтов ярко показывает, какую жажду жизни и свободы может испытывать человек, какие страсти души претерпевать.