Единственный выразитель идей теософии. Теософия - что это такое в современном мире? Отношение к греху

Теософия (от греч. thes — бог и sopha — мудрость, знание) — это религиозное мистическое познание Бога через непосредственное общение с божеством. Данное учение опирается на субъективный мистический опыт, но при этом излагает это в виде связанной системы. Оно появилось во II веке нашей эры, благодаря неоплатоникам Аммонию Саккасу и его ученикам, целью которых было примерить все религии, утвердив универсальный принцип и общую систему этики на основе вечных истин.

Теософия включает в себя гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Наибольшую известность данное учение получило благодаря русской писательнице Е.П.Блаватской и её последователям. Оно было сформировано под влиянием ряда религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма, а также оккультизма и гностицизма.

Блаватская стремилась объединить различные религиозные направления в одно универсальное через раскрытие схожести всех вероисповеданий. Она показывала единство всех учений, и на основе этого создавала свое учение, которое было свободно от какой-то одной догматики.

Целью данного учения являлось достижение сверхъестественных способностей человеком и достижение оккультного знания. Благодаря этому происходила духовная эволюция человека .

Для распространения этих знаний и создания ядра единого братства Блаватская и полковник Олкотт в 1875 году основали Теософское общество в Нью-Йорке в 1875 году. Это общество занималось не только сравнительным анализом всех религиозных учений, но и изучением скрытых законов природы и способностей человека.

Деятельность общества была настолько популярной, что очень быстро распространилась в Америке и Европе, а в 1882 году центр был перенесен в Индию.

Теософия на самом деле свидетельствует о кризисе, который происходит во всех религиозных учениях. "Универсальная религия" должна была стать своеобразной заменой всем им.

При этом теософия Блаватской не отвергает ни одно из вероисповеданий, предлагает учиться у них, обогащать свои представления о них.

Согласно теософии Блаватской, Вселенная возникла благодаря безличному Абсолюту. Человек является при этом отражением проявленного Абсолюта, и он является тождественным Ему. Закон Кармы она считает основным Законом, из которого вытекают все остальные.

Блаватская говорила о том, что нет религии выше Истины. Эта доктрина стала девизом Теософского общества.

Отличительной особенностью теософии Блаватской от религии является то, что религия опирается на веру в авторитет и суеверие, а теософия на убеждения и интуицию.

Блаватская писала:

"Человек обретает свое Высшее Я:

  • прислушиваясь к голосу собственной совести;
  • воспринимая сигналы от своего Высшего Я;
  • развивая свою интуицию;
  • медитируя;
  • изучая принципы Религии Мудрости;
  • обретая гармонию с Природой;
  • ориентируя свою сущность на путь добродетели;
  • объективно созерцая события повседневной жизни".

Блаватская придавала больше значение Закону Вселенского Братства: "Все мы целостны во вселенском единстве. Мы — искры одного пламени. Пальцы одной руки. Мы едины на всех остальных уровнях. Нам следует:

  • понять нашу общность;
  • воссоединиться в порыве братской любви, альтруизма и сострадания;
  • не умалять усилий к постижению нашего Высшего Я,
  • и руководствоваться его принципами".

Учение теософии Блаватской оказало огромное влияние на мировоззрение Махатмы Ганди, Е.И.Рерих и Н.К.Рерих, Гурджиева, В.Соловьева и других.

Теософия это больше, чем религия. Это религия и наука одновременно, так как изучает загадки Вселенной через посредство изучения внутреннего человека, поскольку Бог находится внутри него. И через это ядро внутри человека находится выход в Бесконечность.

Такой высокий статус, которым наделяется теософия, дает основание рассматривать ее как духовное учение, позволяющее человеку, принявшему его основы и пытающемуся глубже проникнуть в тайны Природы и самого себя, чтобы стать проводником эволюционных сил и сотрудником Божественного Плана. Потому мы и остановимся на тех факторах, которые дадут нам основание рассматривать теософию как духовный Путь.

Путь в широком смысле, или эволюционный путь, мы обычно сопоставляем с жизненным путем, судьбой.

Путь в узком понимании, что мы обычно пишем с заглавной буквы, есть сознательное восхождение под влиянием внутренних побудительных причин.

На индивидуальном уровне этот путь триедин, он включает в себя:

  • Осмысление мира, причин происходящего, размышления, изучение, исследование.

И в этом смысле, теософия есть определенное знание, изложенное в книгах, преподаваемое через лекции, семинары, есть учение о Вселенной, человеке, о невидимом мире и скрытых законах и потенциалах Природы.

  • Осмысление себя, своих качеств, возможностей, открытие и освоение своего внутреннего мира, внутреннего космоса. Познание Бога внутри себя. Воспитание в себе качеств сдержанности, контроля, самонаблюдения, самодисциплины.

Во многих трудах, письмах, наставлениях основателей ВТО есть большое количество указаний по организации повседневной жизни в соответствии с высокими идеалами, советы по проведению медитации, молитвы, практики интроспекции, по достижению внутреннего безмолвия. Это есть неотъемлемой частью жизни теософа.

  • Возможность реализации, потребность служения, осуществления на практике, претворение в жизнь своих представлений.

Теософское общество дает широкие возможности благотворительной деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Только на поле служения познаются скрытые стороны вещей и латентные силы в человеке.

Хочется подчеркнуть особую своевременность передачи обновленной истины. Теософия дана в точке, когда закончился первый 5000-летний цикл Кали Юги Арийской расы. Смена эпох, смена лучевых энергий. Также следует учесть и малый цикл: последние 25 лет каждого века. Учение имеет новое одеяние, соответствующее точке восприятия, уровню развития человечества.

Вот как описывает основные положения духовного Пути Е.П.Блаватская в своей статье «Духовный рост» (журнал «Теософист», 1885):

Какие бы расхождения ни обнаруживались в различных изложениях эзотерического учения, поскольку в каждую эпоху оно приобретало новое одеяние, отличное от предыдущего и по цвету, и по фактуре, все же в каждом из них мы находим полнейшее согласие по одному вопросу - о дороге к духовному развитию. Единственное незыблемое правило было обязательно для неофита всегда, как и сейчас, - полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад до недавно опубликованного «Света на Пути», просмотрев священные книги всех рас и культов, мы находим лишь один-единственный путь - трудный, болезненный, мучительный, благодаря которому человек может обрести истинную духовную интуицию. И как же может быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первого учения Единой Мудрости, сообщенного людям Планетарным Духом в начале цикла?

Мы всегда говорили, что истинным адептом, развитым человеком нужно стать - его нельзя сделать. Поэтому этот процесс связан с ростом через эволюцию, а это неизбежно включает определенные страдания.

Далее, идея роста включает также идею распада, внутренний человек должен постоянно прорываться через заключающую его оболочку, или оправу, и это разрывание также неизбежно сопровождается страданием, если не физическим, то умственным, интеллектуальным.

Общество создано совсем не для того, чтобы проповедовать новые легкие пути овладения «силами», а его единственная миссия - вновь зажечь факел истины, столь надолго погасший для всех, кроме очень немногих, и сохранять сию истину живою посредством создания братского союза человечества - единственной почвы, на которой может вырасти доброе семя. Теософическое Общество действительно стремится ускорить духовный рост каждого человека, находящегося под его влиянием, но методы его такие же, как и у древних риши, а принципы те же, что и у древнейшего ээотеризма; это не раздаточное устройство патентованных средств.

Учение теософии имеет системный характер, оно не ограничивается каким-то одним аспектом или ориентацией на некоторый определенный круг последователей. В этом легко убедиться любому непредвзятому исследователю.

Один из основателей ТО, доверенное лицо ЕПБ Вильям Джадж говорил, что в учении теософии есть несколько базовых положений.

1. Фундаментальное единство всего сущего.

Единство это не имеет никакого отношения к общепринятому представлению о единстве, которое мы имеем в виду, когда говорим, например, о том, что нация или армия едины или что эта планета соединена с той магнитными силовыми линиями, и т. д. Суть учения не в этом. Оно состоит в том, что всё сущее - это единое целое, а не просто собрание связанных между собой вещей. По сути, есть лишь Единое Бытиё.

2. Вторая идея, которой следует придерживаться, заключается в том, что мёртвой материи нет. Каждый мельчайший атом жив. Иначе и быть не может, поскольку каждый атом в основе своей - Абсолютное Бытиё.

3. Третья основная идея, которую следует помнить, состоит в том, что Человек - это микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом. В действительности же нет ни макрокосма, ни микрокосма, а есть лишь ЕДИНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. Великое и малое таковы лишь для ограниченного сознания.

4. Четвёртая и последняя из основных идей, которых следует держаться, выражена в Великой Аксиоме Герметизма. В действительности она суммирует и синтезирует все остальные.

«Каково внутреннее, таково и внешнее; каково великое, таково и малое; как наверху, так и внизу: есть лишь Одна Жизнь и Один Закон; то же, что выполняет его, есть Единое. Ничто не внутренне, ничто не внешне; ничто не велико, ничто не мало; ничто не высоко, ничто не низко в Божественном Устройстве.»

Что бы вы ни изучали в «Тайной Доктрине», нужно всегда соотносить её изучение с этими основными идеями.

Истинный исследователь «Тайной Доктрины» - это джняни-йог, и этот путь йоги - Истинный Путь для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути, и была написана «Тайная Доктрина».

Таким образом, это учение истины охватывает базовые вопросы бытия и дает как бы вертикальную составляющую настрою сознания, которое более привычно для себя оперирует обычно в горизонтальной плоскости размышления.

Вот как определял главные задачи теософии в современном мире один из президентов ВТО Н. Шри Рaм. В книге «Истинная деятельность Теософского Общества» (1970):

Говорят, что мы живем в переходную эпоху и что от Кама-Манаса, разума, движимого желанием, мы должны перейти к Буддхи-Манасу, истинно просветленному разуму, обладающему способностью непосредственного восприятия, более важной и существенной, чем просто рационально-логическое мышление.

Дар такого непосредственного восприятия, проявляется ли он на физическом плане или на глубинных уровнях, является основой для построения той или иной системы мысли. Интеллект, жонглирующий идеями, должен быть так просветлен и насыщен такой чистотой, чтобы он смог стать инструментом чистого Познающего, а не оставаться просто грубым интеллектом, оперирующим цепочками фактов. Он должен познавать качество вещи, а не просто иметь дело с сопоставлением количеств и чисел. Иногда по этому поводу приводят цитату из писем Махатм: «Волну интеллектуального развития необходимо взять под контроль и направить в русло духовности». Как же направить в русло духовности интеллект догматический, безразличный к вопросам морали, лишенный дара эстетического восприятия, холодный и жесткий? Прежде всего, его необходимо «расплавить», преобразить и превратить в гибкий и восприимчивый инструмент, способный проникнуть в глубинную сущность вещей. Только тогда разум становится продолжением Духа, который принадлежит истинной природе человека - природе любви, открытости и восприимчивости, неэгоистичной и не стремящейся к обладанию. Разум обладающий такой природой, светел и проницателен. Стоит этой природе проявить себя - и жизнь человека становится удивительно прекрасной; в прошлое уходят все ссоры, раздражение и негодование. Тогда каждый человек будет видеть в других своих братьев по истине. Только так можно войти в новый мир, в новую эпоху.

Это задача построения Антахкараны, радужного моста, соединяющего нашу низшую природу с нашим высшим Я. Эту задачу предназначено осуществить каждому человеческому существу в ходе своего земного путешествия. Эту же задачу должно осуществить и человечество в целом. Для помощи этому процессу, как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, людям в период третьего тысячелетия даны были ориентиры, теософское учение.

Все 134 года своей деятельности ВТО есть тем пространством, тем полем опыта, которое базируется на индивидуальных наставлениях тем стремящимся, которые вступили на этот Путь. Классическим напутствием, уходящим своими корнями в глубь веков, являются Золотые Ступени, вехи путнику для успешного восхождения и сверки правильности своего курса.

ЗОЛОТЫЕ СТУПЕНИ

Праведная жизнь,
Открытое сознание,
Чистое сердце,
Пытливый ум,
Незамутнённое духовное восприятие,
Братское чувство ко всем,
Готовность дать и принять совет и наставление,
Верность долгу перед Учителем,
Добровольное следование заветам Истины,
если мы вверились ей и считаем, что Учитель ею обладает;
Мужественная выдержка при встрече с личной несправедливостью,
Смелое провозглашение принципов,
Доблестная защита ближнего от несправедливых нападок,
Взор, постоянно устремлённый на идеал человеческого прогресса и совершенствования, который даёт тайная наука -

Таковы золотые ступени лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости. При внимательном прочтении можно разглядеть в этих указаниях напутствия для овладения проявлениями своей личности, для организации своей душевной природы, а также для формирования верных духовных устремлений.

Много подробных советов вступившим на Путь мы находим в книгах Ч.В.Ледбиттера. Так, например, в книге «Учителя и путь» он так описывает начальный, подготовительный к ученичеству этап:

  1. Совершенное физическое здоровье.
  2. Абсолютная умственная и физическая чистота.
  3. Бескорыстие намерений, всеобъемлющее милосердие, сострадание ко всем живым существам.
  4. Правдивость и непоколебимая уверенность в законе кармы, независимом от вторжения любой силы природы - том законе, выполнение которого не остановить никаким средством, и который нельзя умилостивить ни молитвами, ни внешними церемониями.
  5. Бесстрашие в любой ситуации, даже при угрозе жизни.
  6. Интуитивное восприятие, проводник проявленного Авалокитешвары или божественной атмы (духа).
  7. Спокойное бесстрастие, и в то же время справедливая оценка по отношению ко всему, что составляет предметный и преходящий мир, включая его соотношение с областями невидимыми.

Очень часто люди говорят или пишут нашему президенту или мне: «Почему Учитель не использует меня? Я так серьезно настроен, так предан ему, я так хочу, чтобы меня использовали. Я хочу, чтобы он взял и учил меня. Почему он не делает этого?»

Может быть много причин, почему он не делает этого. Иногда у просящего есть какой-нибудь значительный недостаток, который сам по себе служит основанием. Нередко, и я говорю об этом с сожалением, таким недостатком является гордость. Самомнение человека может быть так велико, что он не поддаётся обучению, хотя сам он думает иначе. Очень часто в нашей современной цивилизации таким недостатком является раздражительность. У хорошего и достойного человека нервы могут быть так издерганы, что невозможно привлечь его к более близкому и постоянному соприкосновению с Учителем. Иногда помехой служит любопытство. Вероятно, некоторые из вас будут удивлены, но любопытство к делам других - серьезный недостаток, а в особенности - к их оккультной ступени или развитию. Совершенно невозможно, чтобы Учитель приблизил к себе человека с подобным недостатком.

Ещё одно распространённое препятствие - обидчивость.

Эгоцентризм - это лишь ещё одна форма гордости, и в наше время он очень распространен. Личность, которую мы выстраивали в течение многих лет, окрепла и стала самоутверждающейся, и одна из труднейших задач - переменить это отношение на обратное и заставить её приучиться смотреть на вещи с точки зрения других людей. Тот, кто хочет подойти к Учителю, несомненно должен выйти из центра своего круга, как объяснено это в книге «Внутренняя жизнь».

Однако, иногда бывает, что желающие подойти не имеют никаких особенных недостатков, и глядя на на них, можно сказать одно: «Я не вижу никакой определенной причины, никакого недостатка, который служил бы препятствием, но вам надо немного подрасти во всех отношениях». Неприятно говорить людям такие вещи, но это факт. Они ещё недостаточно велики и должны подрасти, прежде чем станут годны.

Ещё одна вещь, которая часто не даёт людям прийти в соприкосновение с Учителями - это недостаток воли и уверенности.

Те, кто уже приобрел некоторый опыт в следовании по духовному Пути, свидетельствуют о глубоких и существенных переменах, которые происходят медленно и незаметно, но отражаются на всех аспектах нашей жизни, на нашем мировосприятии, способе взаимодействия, качествах самовыражения. Радикальные изменения происходят под влиянием движения по Пути. Смысл того алхимического процесса, который происходит в душе человека и отражается на всех проявлениях его, теософы определяют как ВНУТРЕННЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Вот как характеризует этот процесс сегодняшний президент ВТО, г-жа Рада Бернье:

Я не могу подыскать другого понятия, которое лучше бы выражало цель Теософского Общества, чем «духовное возрождение человечества» - внутренняя революция, очищающая разум. Если не осознавать этого, то попытки реализации цели Общества могут стать лишь источником заблуждений и завести в тупик. С сожалением приходится отмечать, что в Обществе слишком много лож и групп членов, чье понимание работы Общества свидетельствует об утрате направления. Лишь то имеет отношение к Теософии, что связано с движением от теперешних ограничений и заблуждений разума к мудрости, следствием которой только и может быть правильное поведение. Поглощенность же второстепенными задачами, к примеру, изучение способов улучшения физического здоровья, исследование психических феноменов и т. д., не помогают человечеству обрести более мудрый образ жизни, хотя и имеют свою сферу применения.

Хочется завершить это повествование о Пути строками, вышедшими из-под пера ЕПБ. Эту запись обнаружили в ящике письменного стола после её ухода, 8 мая 1891 года:

Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей, - но всё же путь; и ведёт он к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь... Того, кто неустанно пробивается вперёд, ждет награда несказуемая: сила даровать человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех.

Е. П. Б.

Дорогие друзья, мы не выбирали друг друга на нашем Пути, но мы выбрали этот Путь. Мы идем по нему сообща и ни один из нас не одолеет его в одиночку. Давайте же доверять друг другу, помогать и поддерживать друг друга. Давайте учится без слов прозревать нужду и протягивать руку друг другу.

В этом наша вселенский долг и в этом наша непреходящая радость.

Многие годы сохраняет популярность учение Елены Блаватской, которое нашло приверженцев в теософическом движении. Его основной девиз - «Нет религии выше истины», и личное самосовершенствование в современной жизни стало темой для особого внимания к такой теме, как теософия.

Что такое теософия?

Некоторые современные ученые утверждают, что теософия - новая наука, но это не совсем так. Это понятие возникло еще во 2 столетии, когда его взяли за основу философы Аммоний Саккас с последователями. Они стремились утвердить единую этику вечных истин и примирить все религии. Что такое теософия - в переводе с греческого это - «божественная мудрость», которой можно достичь познанием себя. В широком понимании, теософия - это наука, изучающая законы Вселенной, наука о духовном предназначении каждого человека.

Теософия - философия

В философии лучше всего изложен в учениях Елены Блаватской, которая позиционировала то, что в теософии объясняется суть всех религий мира. Девиз «нет религии превыше Истины» она позаимствовала у Махараджи Бенареса, опираясь на то, что только люди, знакомые с понятиями эзотерики могут познать Абсолютную Истину и очень успешно двигаться по этому пути. Теософия в философии это – трактовка главных моральных и . Но с позиций не Божьей воли, а как результат поступков самого человека, потому теософическое общество избрало девизом постулат: «Нет религии выше истины».

Основы теософии

Главные основы теософии состоят в создании всемирного Братства, в котором каждый будет жить ради других, а не ради себя. Чтобы этого достичь, нужно не только , привязанность к материальным благам, которые в духовном мире несущественны, но и принять идеи личного совершенства. Практическая теософия предусматривает 2 основных главных момента.

  1. Желание создать общество, в котором братская любовь была основой реальных, а не надуманных отношений.
  2. Индивидуальное совершенствование, этот процесс легко продвигается у тех, кто понимает ответственность перед обществом, отказ от эгоистичных стремлений ради духовного наслаждения.

Теософия в современном мире

Хотя теософия – учение о духовном совершенствовании, оно существенно повлияло на получении человечеством материальных благ. Огромную мировую известность эта философия получила через Теософское движение, которое было создано группой Елены Блаватской. Они объяснили, как влияние коллектива может пробуждать в каждом энергию Доброй Воли, создали методику, как реально развить в человеке искреннее стремление изменить свою жизнь к лучшему. Основные цели общество сформулировало так:

  1. Создание ячейки единого братства.
  2. Изучение древних религий и философий.
  3. Исследование необъяснимых феноменов природы или .

Теософия и эзотерика

Эзотерика - это направление для посвященных, которое базируется тайных знаниях и практиках медитации. С теософией их объединяет использование сходные методик и принципов воздействия, работа над совершенствованием своего «Я». А изучение феноменов природы и духовной сущности человека подразумевает закрытый доступ для неподготовленных к этому людей.

Теософия и магия имеют некий общий базис, поскольку оккультизм предполагает знание о тонких материях, которые и составляют нашу Вселенную. Теософия предлагает правила поведения в тонких мирах и грамотное использование постулатов, мистика же открывает способы воздействия на энергетику других с помощью тонких энергий, далеко не всегда во благо человеку.

Теософия и буддизм

Уже доказано, что многие постулаты и определения теософия одолжила из буддизма. Теософическое общество открыло для всей Европы особенности учения Будды. Многие современные исследователи называют теории Блаватской и ее сторонников «теософизм», что является попыткой выдать собственную доктрину за постулаты буддизма. Но, кроме общих черт, имеются и различия между этими двумя течениями.

  1. Для Теософского общества не характерна преемственность и касты.
  2. Теософия - это постоянное движение в совершенствовании.
  3. В буддизме различные состояния рассматриваются, как следствия кармы.

Теософия и православие

Христианство – одна из мировых религий, главная аксиома которой – постижение Божественной любви через гармоничное развитие. С теософией ее сближает цель - духовный рост человека. Теософию называют Божественной мудростью, но это некий список знаний о законах нашего мира. Христианство подает это учение через призму жестких постулатов. Но даже при своей общности, отношение религии к теософии критическое, и тому есть несколько причин.

  1. Еретические идеи, как учение о реинкарнации и карме.
  2. Теософия допускает, что человек путем совершенства может подняться к Абсолюту, в христианстве человек никогда не станет равным Богу.
  3. В христианстве за грехи наказывает Бог, в теософии – сам человек последствиями своих поступков.

Слово «теософия» не так уж часто, но мелькает в СМИ, его мы порой видим на расклеенных на улицах объявлениях. Курс лекций по теософии от Роберта Монро встречается в книжных лавках, доступен в авторстве А. М. Алферова в интернете. И это не говоря о многочисленных книгах Блаватской и Рерихов.

Данная статья популярно познакомит вас с этим учением и его основоположниками.

Что такое теософия?

Название сие состоит из двух слов «тео» - бог и «софия» - мудрость. Поэтому чисто с лингвистической точки зрения, теософия - это мудрость божественная. Однако суть данного понятия в действительности оказывается совершенно иной.

Впервые теософами назвали себя неоплатоники, жившие во втором веке нашей эры. Амоний Сакос и его ученики создали философскую систему, в основу которой положили вечные истины, с намерением примирить все религии, выработать единый универсальный принцип и общую этику. Их последователи - средневековые ученые-схоласты, коими были Якоб Бёме, Парацельс, Сведенборг, Сен-Жермен, - вкладывали в понятие теософии мистический опыт познания божества, тайн природы, противопоставляя рассматриваемое нами течение теологическому богословию.

Фактически же современная теософия - это учение, созданное Е. П. Блаватской. Авторство за ней, поскольку ни древним грекам, ни их средневековым последователям так и не удалось сформулировать теоретический базис учения.

Елена Петровна родилась в Екатеринославле (современный Днепропетровск) в 1831 году, прожила шестьдесят лет, происходила из дворянской семьи, имеющей немецкие корни. В семнадцать лет вышла замуж за старого генерала Блаватского, но, прожив с ним месяца три, сбежала. Много путешествовала, изучая различные религии (Индия, Тибет, Греция, Турция, Франция, Британия, США). Слыла человеком необычным, ее окружали мистерии, а поступки были скорее интуитивны, чем логичны. Жизнь Елены Петровны стоит того, чтобы стать основой многих приключенческих романов.

Часто Блаватскую называют русским философом, мистиком, писательницей. Впрочем, основную суть ее неординарной личности определяли медиумные способности. По многим свидетельствам современников, она могла часами находиться в трансе, путешествуя в тонких мирах, при этом ее взгляд, смотрящий в одну точку, был осмыслен, но пульса и дыхания не наблюдалось.

Это был медиум экстра-класса.

Теософия - не религия

Чем же является ее учение? Порой в публикациях встречаются его определения, составленные по следующему образцу: «Теософия - это наука и религия одновременно, поскольку изучает Вселенную через высшее «Я» человека (в христианстве этот термин называется душой).

Следует задуматься, прежде чем принять их на веру. Зададимся вопросом: «Разве созданная оккультным способом, пусть даже самым талантливым медиумом теология - это религия?»

Отвечая на него, следует пояснить принципиальную разницу: чем отличается человек-медиум, порабощенный волей духа, от творцов религии (Иисуса Христа или Мухаммеда). И создатель христианства, и создатель ислама являлись людьми просветленными, приблизившиеся к Абсолюту и ставшие им, а значит, это были личности свободные. Религия соединяет с Абсолютом, она гармонична. Теософия этой целостностью не обладает, подчиняя человека воле духов. Учение, полученное при помощи спиритизма, и религия, созданная путями откровения Божьего, - вещи разные.

Кстати (факт документально подтвержден), во время крещения Елены на одном из священников загорелось одеяние. Потом в «Разоблаченной Изиде» Блаватская напишет: «Законы Библии, учение которой он полностью отвергал, Христос нарушил первым, за что в конечном счете был распят».

Как известно, мистическое учение Блаватской декларирует замещение собой всех религий.

Теософия - не наука

Елена Петровна была образованнейшим человеком своего времени как благодаря самопросвещению, так и (простите, но факт есть фактом) мистической подпитке, путем ментальной связи с духами. Ведь как объяснить, что женщина, не окончившая даже гимназии, выходила победителем в спорах по специальности с профессорами химии или же биологии?!

Она была полиглотом, знала «мертвые языки»: санскрит и древнеегипетский. Старик-египтянин, живший в Стамбуле, научил ее умению разбираться в неизвестных текстах при помощи ясновидения. Современные исследователи ее трудов определили, что в них она использовала более 1400 источников. Такое не под силу ни одному ученому!

На ее работах, написанных в конце 19 века, основывается современная теософия. Книги Блаватской, несмотря на тяжелую авторскую подачу текста, популярны и по сей день:

  • «Тайная доктрина».
  • «Ключ к теософии».
  • «Голос безмолвия».
  • «Разоблаченная Изида».
  • «Из пещер Индостана».

Вера теософов

Практическая теософия описана Е. П. Блаватской в книге «Голос безмолвия», впервые напечатанной в 1889 году. Японский идеолог сэн-буддизма Дайсэцу Судзуки считал, что ей удалось отразить учение Махаяны, изложенное в книге мистических учений «Золотые правила», и что она, несомненно, была посвящена в него.

Спустя сто лет предисловие к юбилейному изданию книги написал Далай-Лама XIV, отметивший оригинальность изложения Еленой Петровной пути бодхисаттвы (адепта).

Таким образом, формально буддизм признал теософию своим прозападным ответвлением.

  • «Голос безмолвия».
  • «2 пути».
  • «7 врат».

Практическая теософия представляет собой позаимствованную идеологом теософии из «Лалитавистары» (жизнеописания Будды Шакьямуни - труда 3 века нашей эры) теории пути бодхисаттвы (адепта, идущего путем просветления). Он является последовательным преодолением парамит (ступеней), ведущих к архатству:

  1. Дана (нескупость, единство всего сущего).
  2. Шила (руководствования обетами).
  3. Кшанти (смирение, терпение).
  4. Вайраги (бесстрастность).
  5. Вирья (старания, усердие).
  6. Дхьяна (сосредоточение, созерцание).
  7. Праджня (мудрость).

Архат в толковании Елены Петровны - «заслуживающий почестей божественных», «представитель разума… сравнимого со степенью архангелов в сказах библейных». (Блаватская, «Учение храма»).

Учение Блаватской. Цели. Фундаментальные истины

В 1875 году Елена Петровна создает в Нью-Йорке теософское общество, теоретической основой которого стал ее труд «Тайная доктрина», в котором изложены основы истины. Содержание: первый том «Космогенезис» («Сотворение мира»), второй том «Антропогенезис» («История создания человечества») и краткая история религии.

Перед теософией ставятся цели:

  1. Братство человечества без учета рас, цвета кожи или социального положения.
  2. Изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики.
  3. Изучение скрытых божественных и сверхъестественных сил в человеке.

Базис учения - три фундаментальные истины:

  1. Существует вечный, беспредельный и непреложный принцип как источник первопричины мироздания. Причем о нем ничего, кроме наличия этой причинной связи, не известно.
  2. Вселенная вечна и циклична. Т. е нет ни начала мира, ни его конца.
  3. Всемирная душа тождественно-индивидуальна душе каждого человека. Что также называется седьмым принципом. Считается, что душа - это высшее «Я» человека.

Блаватская почерпнула идею познания мира через самопознание человека из индийского учения Адвайты (первопричины всего сущего и знания). Согласно ему:

  • Душа бога и индивидуальная душа человека тождественны.
  • Отдельное бытие есть иллюзия - отражение истинного бытия.
  • В мире фактически нет многообразия душ, душа одна - божья, все остальное - ее отражения.

Как устроено мироздание

«Весь мир создан из одной и той же материи, различающейся своими модусами», - гласит теософия. Лекции по этому учению дают толкование понятию модуса. Попробуем его пояснить.

Следуя теории Блаватской, физическая и духовная материи по своей сути одинаковы, они различаются лишь модусами (т. е. способами существования, характером бытия). Для сравнения представим себе, что жидкость, лед и пар - модусы одной и той же материальности - воды. Все эти состояния связаны между собой. Таким образом, дух и материя родственны, и никакого бога за пределами мира материального не существует, ибо он волен пребывать в различных модусах, в том числе и материальном.

Впрочем, модусов больше, чем известных нам состояний воды. Блаватская говорит о семи состояниях материи. Седьмое - духовное и непостижимое, соответствующее высшему принципу. Состояние это теологи называют христом, т. е. у них так называют не мессию, не Бога-сына, а то высшее состояние, которого может достигнуть каждый человек, пройдя путем бодхисаттвы.

Таким образом, достигший просветления архат (теософ) - это человек, который через медитацию, через транс может жить во всех семи модусах, т. е. на всех уровнях реальности. Т. е. архат может так же сознательно действовать в них, как мы это делаем в «нижнем», т. е. материальном мире.

Взгляды на человека, рай и ад, карму и перевоплощение

Третьей по важности в ряду своих произведений Елена Блаватская называет книгу «Ключ к теософии». В ней повествуется о природе человека, карме, жизни после смерти. В предисловии автор указывает на то, что этот труд есть только ключом, открывающим дверь познания в ее учение, не претендуя на базовость.

В частности, в нем, рассказывая о строении человека, Блаватская говорит о его семи телах:

  1. Физическом.
  2. Эфирном (энергетическом).
  3. Астральном (эмоциональном).
  4. Интуитивном (душевном).
  5. Каузальном (кармическом).
  6. Ментальном (разумном).
  7. Духовном (высшем «Я»).

Исходя из этой теории, болезнь с эпицентром в эфирном теле будет влиять на физическое. Причем эффекта от лечения обычного человек не почувствует. Такова природа, например, рожистых заболеваний. Кстати, китайская медицина, обращаясь к телу эфирному, давно и эффективно лечит мигрень, перед которой пасует западная наука.

Следуя закону кармы, Блаватская утверждает, что рай и ад - это временные состояния, подобные сну. В этом смысле диалектична теософия. Лекции эзотериков на тему причинно-следственных связей упоминают как позитивную, так и негативную карму. Первая следует из тонких человеческих чувств (дружбы, любви, уважения), вторая - из грубых звериных эмоций (грубость, гнев).

Время пребывания человеческой души в раю или аду пропорционально результирующему кармическому накоплению. Т. е. в загробном мире не существует ни вечных мук, ни вечного блаженства.

Также Елена Блаватская переняла из индуизма закон перевоплощения. Считает мир совокупностью различных монад (сущностей, конструктивных элементов бытия). Причем первичная монада не обладает самоосознанием, личностью, индивидуальностью. Однако в своем развитии она должна пройти семь царств: каменное, растительное, животное, человеческое, ангельское, а потом - более высокие ступени.

Теософия о человеческих расах

Теософы связывают будущее человечества с 6-й расой, более духовной, обладающей новыми знаниями, экстрасенсорными способностями, которой будут противиться расы более ранние. Всего же их, согласно книге Елены Петровны Блаватской «Антропогенезис», должно быть семь.

Первая раса (бахишады, пришедшие с Венеры) выделили свои тонкие тела и создали тонкие формы тел человека - эфирные . Они не были материальными, не обладали сознанием, передвигались в виде призраков.

Вторая раса произошла от первой, она как бы отпочковалась от ее ауры, обладая более плотной оболочкой, однако сознания у нее также не было.

Начиная с третьей расы у людей появляется разум. Владыки мудрости (по Блаватской - Махатмы) даруют его. Третья раса была огромна ростом, фактически соразмерна с современными ей динозаврами, а их рост составлял около 18 метров. В среде ее представителей появляются пол, они являлись гермафродитами. Ее представители стали смертными. Ведь первая и вторая расы как таковые не умирали, эволюционно превращаясь друг в друга.

Третья раса обитала на материке, который назывался Лемурией. Материк погиб примерно 700 000 лет тому назад вследствие катаклизмов: землетрясений и извержений вулканов. Однако часть лемурийцев проживала на острове Атлантида. Их рост постепенно уменьшался.

Четвертая раса (атланты) как таковая появилась 4-5 миллионов лет тому назад. Первые ее представители были высотой около 3,5 метра. Постепенно их рост уменьшался и на момент гибели Атлантиды сравнялся с человеческим. Информацию об Атлантиде Блаватская почерпнула из «Диалогов» Платона. Атланты якобы занимались черной магией, что и погубило материк. Однако к концу существования Атлантиды часть их мигрировала в Египет.

Сейчас, по Блаватской, на Земле существуют три расы:

  • отдельные представители 4-й (на уровне диких островных племен),
  • 5-я (современное человечество);
  • представители 6-й (люди по типу «индиго»).

Распространение теософии в мире

В конце 19 века на свет появилась теософия. Развитие движение получило после смерти Блаватской. В мире было создано несколько теософских обществ:

  • Самое мощное, международное, находящееся в Адьяре (Индия). Его основала сама Елена Петровна, проведшая свои последние годы в Адьяре.
  • Со штаб-квартирой в Пасадене (США). Оно произошло от секции, которую в 19 веке возглавлял Уильям Джадж. Он отделил свое общество от международного после смерти Блаватской.
  • Национальные, ранее подчинявшиеся адьярскому, но потом связи с ним утратившие. Они существуют более чем в трех десятках стран.
  • Альтернативные теософские общества «Объединенная ложа теософов», «Теософ интернешнл», а также антропософтские и рериховские общества.

Теософия в России начала свой путь развития с Петербургского общества, созданного в 1908 году, но в 1918-м большевики его запретили.

Действующее же ныне Теософское общество России было организовано в 1991 году.

В настоящее время в России действуют 17 подобных организаций, расположенных в следующих регионах:

  1. Московская область, индекс 143500.
  2. Новомосковск Тульской области.
  3. Петербург.
  4. Пятигорск.
  5. Нижний Новгород.
  6. Сызрань.
  7. Тольятти.
  8. Самарская область, г. Отрадный.
  9. Пермь.
  10. Кемерово.
  11. Красноярск.
  12. Омск.
  13. Юрга.
  14. Новосибирск.
  15. Братск.
  16. Хабаровск.
  17. Якутск.

Встречи членов общества проходят 1-2 раза в неделю. К примеру, в Московском они спланированы по четвергам, а иногда и по понедельникам. Адепты вникают в учение Блаватской путем изучения курса «Теософия, живая этика». Лекции, проводимые в его рамках, бесплатны и доступны всем желающим.

Поясним, почему в названии лекций появился новый термин. Нередко отечественные теософские общества проводят совместные встречи с рериховскими (их в России больше). Учение Рерихов, созвучное и родственное созданному Блаватской, так же как и теософия, многое почерпнуло из буддизма. При этом оно называется агни-йогой, или живой этикой.

Кратко об учении Рерихов

Елена и Николай Рерихи примерно на 40 лет младше, чем Е. П. Блаватская. Их предшественница издавала свои труды в конце 19 века в Нью-Йорке. Елена Ивановна, сама будучи членом теософского общества, перевела их на русский язык. Далее, будучи медиумом, она стала контактером одного из Махатм Блаватской, известным под именем Мориа.

Настало время пояснить, кто такие Махатмы. Это легендарные в Индии люди, имя которых переводится как «Великий дух». Блаватская утверждала, что ее учителями являются три такие личности. Их вживую видела лишь она и несколько ее сподвижников. В Британском музее (Лондон) хранится переписка Махатм с теософским обществом.

Материалом для учения агни-йоги послужили беседы Елены Рерих с этим учителем. Основой мистического учения Николая и Елены Рерихов стали 14 книг, среди которых наиболее известны «Шамбала», «Практика и теория Агни-йоги», «7 тайн космоса»,«Гималаи-Алтай»,«Держава света»,«Цветы Мории». В них в более доступном, чем у Елены Петровны, стиле излагаются теософия и живая этика.

Лекции общества агни-йоги порой проводятся сугубо по книгам Блаватской, ведь Елена Рерих в начале своей деятельности являлась фактически переводчиком и популяризатором учения Елены Петровны в России. Со временем два учения в отечественных условиях практически слились. В настоящее время двумя российскими обществами совместно разработан, а также посредством интернета и печатных изданий популяризирован «Курс теософии и живой этики».

Заключение

В мире есть много как сторонников, так и противников теософии. Пик ее популярности пришелся на конец 19 века. Медиум Блаватская сделала себе мировое имя и выполнила миссию Махатм, создав международное сообщество, сверхпопулярное в конце 19 - начале 20 века. Его членами были Томас Эдисон, Льюис Кэрролл, Джек Лондон, Джеймс Джойс, Генри Миллер, Поль Гоген. Общались с сообществом и знакомились с его теорией Альберт Эйнштейн и Сэр Артур Конан Дойл.

Заслуживает уважения подвижничество Блаватской и супругов Рерихов. Теософия, живая этика сегодня доступны и популяризированы. Более широкому их распространению препятствует, с одной стороны, отрицающая его позиция христианства, а с другой, его дискредитируют различные псевдоучения теософии.

Не зря на сайте российского теософского сообщества имеется страничка «Господа! Остерегайтесь шарлатанов!». На ней кратко изложены признаки псевдотеософских сообществ:

  • платность;
  • декларирование исключительности;
  • эго их руководителей;
  • требование личной преданности;
  • демонизация других сообществ;
  • обещания физического бессмертия.

В статье представлена информация о таком движении, как теософия. В философии это понятие используется как в узком, так и в широком смыслах. Мы поговорим об этом, а также подробно остановимся на особенностях учения, основанного Блаватской. Именно с ним чаще всего ассоциируют интересующее нас понятие.

"Теософия" - это слово, которое происходит от двух греческих слов, в переводе означающих "Бог" и "мудрость". Если их сложить, мы получим "божественная мудрость". Вот что означает это слово. Что такое теософия и что она изучает? Читайте статью, и вы узнаете ответ на этот вопрос.

Первые теософы

"Теософия" - это термин, который употреблялся еще со 2 века н. э. Его использовали неоплатоники, к которым относился Аммоний Саккас и его ученики. Они создали философскую систему, основной целью которой являлось примирение всех религий. Теософы хотели утвердить общую систему и универсальный принцип этики, которая основана на вечных истинах. Термин "теософия" в "Ареопагитиках" выступает в термина "теология". Однако впоследствии два этих направления разошлись.

Противопоставление теологии

Некоторое время спустя теология и теософия начали противопоставляться. Первая из них опиралась на догматы церкви и идею откровения. Теософией же начали называть познание бога через мистический опыт, то есть общение с ним в состоянии экстаза. Другими словами, это было учение о божестве, опирающееся на субъективный опыт, но пытающееся изложить полученные результаты в виде связной системы, к чему не стремились чистые мистики.

Теософия в широком и узком смысле

В широком смысле теософия - это движение, включающее в себя неоплатонизм, гностицизм, герметизм, каббалу, розенкрейцерство. Однако чаще всего употребляется узкий смысл этого слова. В этом случае теософия - это движение, к которому относятся мистические теории 16-18 веков, находившиеся, как правило, за пределами той или иной конфессии и в целом церковной христианской традиции. Это, в частности, теории Якоба Беме, Л. К. де Сен-Мартена, Парацельса (портрет представлен выше), Ф. Этингера, Э. Сведенборга и др. Многие мыслители (к примеру, последователь теософии Парацельс) считали, что это движение включает не только опыт созерцания Божества. К нему относится также совершение чудес (тауматургию) и познание тайн внешней природы.

Теософия Блаватской

Термин "теософия" в философии - это в еще более узком смысле учение, фрагменты и основы которого изложены в труде Елены Петровны Блаватской. Последователи теософии убеждены в том, что в ней объединяются основа и сущность всех мировых религий. Е. П. Блаватская в основу этого движения положила следующий девиз: "нет религии выше Истины". Он был позаимствован Еленой Петровной у Махараджи Бенареса. Теософия (цитаты из книги Блаватской свидетельствуют об этом) основывается на том, что люди, которые не посвящены в те или иные эзотерические учения, не могут познать Интересующее нас движение считается квинтэссенцией эзотерических учений.

Елена Блаватская

Елена Петровна Блаватская (годы жизни - 1831-1891) является основательницей теософии. Она родом из дворянской семьи с немецкими корнями. Елена Андреевна Фадеева, мать Елены Петровны, была писательницей. Муж Фадеевой был офицером, командовавшим батареей конной артиллерии. Елена Петровна в возрасте 17 лет вышла замуж. Супругом ее стал Николай Блаватский, пожилой генерал. Однако она рассталась с ним уже через 3 месяца. Блаватская официально разведена не была, долгое время выдавала себя за вдову. Однако супруг ее даже пережил. Елена Петровна всю жизнь путешествовала по Западу и Востоку, нигде не задерживаясь.

Блаватская основала теософское общество в Нью-Йорке в 1875 году. Его фундаментом является работа Елены Петровны "Тайная Доктрина". В ней представлены основы космогенезиса (сотворения мира), краткая история религий, антропогенезис (история человечества) и др.

Цели теософского общества Блаватской

Блаватская заявила, что цели созданного ей теософского общества следующие:

1) изучение мировых религий в целях их сравнения и создания универсальной этики;

2) исследование и развитие скрытых сверхъестественных (божественных) сил в человеке;

3) братство без различия религии, цвета кожи, рас или социального положения.

Теософское общество сегодня имеет представительства во множестве стран мира (в нескольких десятках государств). Штаб-квартира его расположена в Адьяре (Индия). Практическая теософия, однако, распространяется целым рядом самостоятельных обществ. Мы подробно расскажем о них чуть позже.

Три "истины"

Теософское учение базируется на "догматах", трех "фундаментальных истинах". Первая из них: непреложный, беспредельный, вечный и вездесущий Принцип - это первопричина и источник мироздания. Нам ничего не известно о Принципе, кроме его существования и того, что благодаря ему был создан мир. Вторая "истина" гласит, что вселенная вечна и является цикличной в своем развитии. И последняя, третья, - существует всемирная душа, которая тождественна душе каждого человека. Блаватская полагает, что это и есть "высшее я" каждого из нас.

Согласно первой "истине", человек может постигнуть Абсолют через безличностные по природе своей проявления его. Они выражаются в законах, которые управляют жизнью всей вселенной. Следующая, вторая "истина", учит, что в своем развитии душа эволюционирует ко все более совершенным формам. Этот процесс происходит в соответствии с циклами. Вселенная также развивается циклично в вечности. В этом процессе нет моментов начала и конца. Согласно третьей "истине", человеку присуща "божественность", поскольку его душа тождественна всемирной превысшей душе. Отметим, что эта доктрина теософии аналогична той, которая представлена в учении адванта-веданты. Идея обожествления человека следует из этого положения. Каждый из нас есть Бог. Блаватская полагала, что сущность человека и Бога идентичны.

Эволюция души в теософии

В качестве одного из главных законов мироздания теософское направление признает закон кармы, как и закон реинкарнации (перевоплощения). Эволюция души (монады), согласно этому учению, происходит следующим образом. Монада сначала живет в минеральном царстве. Она превращается в камень. Затем следует царство растений, животных, человека и ангелов. На каждой планете эволюция монады может проистекать лишь в одном царстве. Для того чтобы продолжить развитие, она через некоторое время меняет планету.

Таковы основы теософии. Предлагаем познакомиться и с организациями, существующими в рамках этого движения.

Виды теософских организаций

Итак, в конце 19 века появилось оккультное движение, названное теософией (в узком смысле слова). Большой популярностью при жизни Е. П. Блаватской оно не пользовалось, главным образом из-за того, что репутация Елены Петровны была сомнительна. Вокруг ее имени постоянно вспыхивали скандалы. Кроме того, заявления, которые делала Блаватская, были недоказуемы.

Однако вскоре после кончины Елены Петровны, произошедшей в 1891 году, началось увлечение востоком, поэтому это учение оказалось востребованным. Интересующее нас движение раскололось на несколько ветвей. В мире сегодня существует 4 вида организаций, которые относятся к теософии.

Главным среди них является Международное Теософическое Общество (МТО). Его штаб-квартира расположена в Индии (Адьяре). Оно считается самым первым, которое было создано еще Блаватской. У этого общества есть представительства во многих государствах мира.

Второе - Теософическое общество, имеющее штаб-квартиру в США (Пасадене). Оно тоже международное. Это общество происходит от американской секции, которую возглавлял Уильям Джадж. Вскоре после смерти Елены Петровны Блаватской оно стало отдельным. Его отделения встречаются во множестве стран мира, но они не столь популярны.

Третий тип организаций - Национальные теософические общества. Это, как правило, ветви МТО, которые утратили связь с ним. Это также могут быть структуры, созданные на местах энтузиастами.

Четвертый тип - организации, которые основаны как альтернатива ТО. Это, например, различные антропософские и рериховские общества, Объединенная Ложа Теософов (эмблема его представлена ниже) и др.

История движения теософии Блаватской в России

Первое теософское общество в России было создано в 1908 году, однако отдельные последователи этого движения и их группы существовали и до этого. Учение Блаватской не получило широкого распространения в годы, предшествовавшие Революции. Советское правительство в 1918 году и вовсе прекратило его деятельность. Общество вновь открылось только в 1991 году. РТО (Российское теософское общество) было зарегистрировано в качестве общественной организации. Несколько раз оно пыталось вступить в МТО, однако обязательным условием членства было отречение его представителей от агни-йоги Рерихов. Это требование было принято РТО. Тем не менее вступление в МТО так и не произошло. Российским теософам было отказано в признании международных кругов движения Блаватской. Поэтому сегодня они действуют вместе с рериховцами. Представители их поддерживают друг друга и занимаются распространением своих учений в нашей стране.

Российское общество в начале 90-х годов прошлого века развило бурную деятельность. Оно проводило семинары и лекции, теософские чтения, а также художественные выставки и На базе РТО в 1992 году даже было создано издательство "Сфера", занимавшееся публикацией трудов по теософии. В РТО в 1994 году произошел раскол. Он существенно ослабил Общество и значительно нарушил его единство, и без того шаткое. Эти, а также финансовые проблемы привели к изменениям, произошедшим в нем. Официальное объединение рериховских и теософских обществ состоялось в 1997 году.

Сегодня появляется тенденция реабилитировать в глазах большинства людей теософию Блаватской. Ее пытаются превратить из псевдорелигиозного, маргинального учения в какое-то респектабельное движение, основанное на науке. В этом отношении критика теософии уместна. Это направление, конечно, не может быть связано с наукой.

Кто может стать теософом, по мнению Блаватской

Блаватская считала, что членом ее организации может быть каждый человек, невзирая на его политические, религиозные или иные пристрастия. Она говорила, что стать теософом не трудно. Для этого достаточно иметь средние умственные способности и обладать склонностью к мистицизму. Кроме того, последователь теософии должен вести чистую жизнь, не быть эгоистом, находить радость в помощи ближнему, жертвовать собственными удовольствиями ради других. Следует любить Мудрость, Добро и Истину ради них самих, а не из-за пользы, которая предоставляется ими.

Итак, мы вкратце рассказали о том, что представляет собой древняя и современная теософия. Вы также познакомились с краткой историей этого движения и с его основными организациями и представителями. Теософия есть путь к постижению Бога. Следовать ему или выбрать другую дорогу - каждый решает сам.