Прянишников картины. Прянишников, илларион михайлович

Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 - 12 (24) марта 1894) - русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С.Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865), за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В работах второй половины 1860-х - начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. «Для нас, русских жанристов, Москва - клад», - говорил Прянишников: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью»". И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867); страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило - не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.

В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года и в 1874 году завершил полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвёртый) находится ныне в Третьяковской галерее. Крамской восхищенно писал Репину: «Прянишников написал хорошую вещь - „Пленные французы в 1812 году“».

В 1871–1872 годах для Политехнической выставки в Москве Прянишников вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне; из девяносто семи сюжетов Прянишниковым было написано восемнадцать - в их числе: «Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе».

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам ( , «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами, исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Известность Прянишникову принесла картина , созданная в первый год обучения. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.

С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», . Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Изменилось и значение пейзажа в картинах: если ранее он выполнял преимущественно роль фона, то теперь стал полноценным участником общей композиции.

В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». Каждая его картина становилась очередной сценой из жизни низших слоев общества. Если в ранних работах эта тема была пронизана иронией и юмором, то позднее она стала более трагичной. При этом на протяжении всего своего творческого пути Прянишников умело сочетал драму с сатирой.

Индивидуальность художника проявилась и в работе «Эпизод из войны 1812 года». Эта картина, в противовес многим подобным, стала изображением не прославленных полководцев, а простых солдат, победивших врага. Такие масштабные картины, как , соседствовали с камерными сюжетами, такими как «В провинции», .

С 1873 года и практически до конца своих дней Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились Лебедев, Богданов-Бельский, Архипов и многие другие. Прянишников принимал участие в росписи московского Храма Христа-Спасителя. Завершить последнюю работу художнику не позволила кончина 12 марта 1894 года.

Лучшие картины Прянишникова И.М.

(1840 — 1894)

Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.

Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.

В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.

В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное признание художнику.

Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».

Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.

Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.

Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В.Нестеров, С.И.Светославский, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля и многие другие.

Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.

Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я.Васильева, С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.

В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.

В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).

    Илларион Михайлович Прянишников Работы на Викискладе «Крестный ход». 1893. Масло Илларион Михайлович Прянишников (1840 1894) русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действитель … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - , русский художник жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К.… … Большая советская энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко; преподавал там же (1873 94), среди учеников В. К. Бялыницкий Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин. Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

    ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович - (1840 1894) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины проникнуты сочувствием к страданиям бедняков (Шутники, 1865, Порожняки, 1872) … Большой Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 94) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1 й степени, жил и работал в Москве. Его картины,… … Биографический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), живописец. Член Товарищества российских художников передвижников. Жанровые картины отличаются меткостью психологических и социальных характеристик («Шутники», 1865; «Порожняки», 1872). * * * ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович… … Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… …

    Прянишников, Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894) русский живописец передвижник, создатель жанровых картин, выпускник и преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества … Словарь литературных типов

Прянишников Илларион Михайлович

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.


Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи - создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.

Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели - служению народу.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова - истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873-1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество - пример верности установленному в молодости нравственному кредо.

Прянишников Илларион Михайлович

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ