Как распознать психические отклонения ребенка. Речевые нарушения у детей

Психические нарушения раннего детского возраста (первых 3 лет жизни) изучаются относительно недавно и недостаточно исследованы, что во многом связано с особой сложностью оценки ранней детской психики, ее незрелостью, абортивностью проявлений, трудностями в разграничении нормы и патологии. Существенный вклад в разработку этого направления детской психиатрии внесли работы Г.К.Ушакова, О.П.Парте (Юрьевой), Г.В.Козловской, А.В.Горюновой. Было показано, что у детей раннего возраста, начиная с младенческого, эпидемиологически выявляется широкий круг психических нарушений (эмоциональных, поведенческих, умственного развития, речевых, двигательных, психовегетативных, пароксизмальных и др.) на пограничном и психотическом уровне в виде реакций, фаз и процессуальных расстройств. Их частота незначительно отличается от распространенности у взрослых. По данным Г.В.Козловской, распространенность психической патологии (болезненность) у детей до 3 лет составила 9,6%, психическая заболеваемость - 2,1%. Накопленные знания о психической патологии У детей раннего возраста дают основания рассматривать микропсихиатрию (по терминологии известного детского психиатра Т.П.Симеон) как самостоятельную область детской психиатрии.

Психопатология раннего детства имеет ряд характерных особенностей: полиморфизм и рудиментарность симптоматики; сочетание психопатологических симптомов с теми или иными формами нарушенного развития психических функций; тесная спаянность психических расстройств с неврологическими; сосуществование начальных и конечных проявлений болезни.

Нарушения эмоций

Снижение общей эмоциональности в раннем возрасте может проявляться отсутствием комплекса оживления, улыбки при виде ухаживающих за ним; успокоения на руках у близких; реакции недовольства на несвоевременное кормление, невыполнение должного ухода. Снижение настроения часто сопровождается нарушением аппетита, сна, общим недомоганием, дискомфортом и нередко жалобами на боли в животе. Для первых лет жизни характерна анаклитическая депрессия возникающая при разлуке с матерью: ребенок часто плачет, не гулит, недостаточно активно берет грудь, отстает в прибавлении веса, склонен к частым срыгиваниям и другим проявлениям диспепсий, подвержен респираторным инфекциям, отворачивается к стене, вяло реагирует на игрушки, при появлении знакомых лиц не обнаруживает положительных эмоций.

У дошкольников часто встречаются жалобы на скуку, лень, снижение настроения, сопровождающиеся пассивностью, медлительностью, психопатоподобным поведением. Повышение эмоций в виде гипомании или эйфории обычно проявляется моторной гиперактивностью и нередко уменьшением продолжительности сна, ранними вставаниями и повышением аппетита. Встречаются и такие эмоциональные нарушения, как эмоциональная монотонность, тусклость и даже выхолощенность в качестве проявления эмоционального дефекта. Бывают и изменения эмоций смешанного типа.

Выраженное снижение аппетита у грудных детей и детей младшего возраста встречается при резких изменениях привычных условий жизни с периодическим отказом от еды и рвотой. У более старших детей известны однообразные предпочтения в еде, сохраняющиеся длительное время (едят только мороженое или картофельное пюре в течение ряда лет 3 раза в день), упорное избегание мясных продуктов или поедание несъедобных вещей (например, шариков поролона).

Задержка психомоторного развития или его неравномерность (задержанное или асинхронное умственное развитие) может быть неспецифической (доброкачественной), проявляющейся запаздыванием ста¬новления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Подобный тип задержки не связан с повреждением мозга, легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

При специфической задержке психомоторного развития нарушения становления двигательных, психических и речевых функций, связанные с повреждением мозговых структур, проявляются патологическими синдромами и не компенсируются самостоятельно. Специфическая за¬держка психомоторного развития может возникать в результате воздействия гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов, нарушения обмена веществ, наследственных заболеваний, раннего начала шизофренического процесса. Внача специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций.

Характерна повышенная общая нервность с чрезмерной возбудимостью, склонностью к вздрагиваниям, раздражительностью, непереносимостью резких звуков и яркого света, повышенной утомляемостью, легко возникающими колебаниями настроения с преобладанием гипотимных реакций, плаксивости и тревожности. При любых нагрузках легко возникают вялость и пассивность или беспокойство и суетливость.

Страх темноты часто бывает у маленьких детей, особенно нервных и впечатлительных. Обычно он возникает во время ночного сна и сопровождается кошмарными сновидениями. Если эпизоды страха повторяются с определенной периодичностью, наступают внезапно, во время них ребенок отчаянно кричит, не узнает близких, после внезапно засыпает, а проснувшись, ничего не помнит, то в таком случае необходимо исключить эпилепсию.

Дневные страхи очень разнообразны. Это страх животных, персона¬жей сказок и мультфильмов, одиночества и толпы, метро и автомобилей, молнии и воды, изменений в привычной обстановке и любых новых людей, посещения дошкольных учреждений, телесных наказаний и т.д. Чем более вычурны, нелепы, фантастичны и аутистичны страхи, тем более они подозрительны в плане их эндогенного происхождения.

Патологические привычки порой диктуются патологическими влечениями. Это упорное стремление грызть ногти (онихофагия), сосать палец, соску или кончик одеяла, подушку, раскачиваться, сидя на стульчике или в кровати перед сном (яктация), раздражать половые органы. Патология влечений может выражаться и в упорном поедании несъедобных вещей, игрушек, сосании грязного пальца, испачканного калом. В более выраженных случаях нарушение влечений проявляется в виде ауто- или гетероагрессивности уже с грудного возраста, например, в упорном стремлении биться головой о край кроватки или в постоянном кусании груди матери. У этих детей часто появляются потребность мучить насекомых или животных, агрессия и сексуальные игры с игрушками, стремление ко всему грязному, отвратительному, дурно пахнущему, мертвому и т.д.

Ранняя повышенная сексуальность может заключаться в стремлении к подглядыванию, желании касаться интимных мест у лиц противоположного пола. Для оценки психического состояния детей младшего возраста показательны особенности игровой деятельности, например, склонность к стереотипным, странным или аутичным играм или играм с бытовыми предметами. Дети могут часами перебирать или перекладывать из одной емкости в другую луковицы или пуговицы, рвать на мелкие кусочки бумажки и складывать из них кучки, шуршать бумажками, играть струей воды или переливать воду из одного стаканчика в другой, по многу раз выстраивать паровозик из обуви, делать башенку из кастрюль, сплетать и завязывать узлы на веревочках, катать взад и вперед одну и ту же машинку, рассаживать вокруг себя только мягких зайчиков разных размеров и цветов. Особую группу составляют игры с воображаемыми персонажами, и тогда они тесно спаяны с патологическими фантазиями. В таком случае дети оставляют на кухне корм или молочко «для динозавриков» или кладут на тумбочку около кровати конфету и мягкую тряпочку «для гномика».

Чрезмерная склонность к фантазированию возможна начиная с одного года и сопровождается яркими, но отрывочными образными представлениями. Она отличается особой охваченностью, затрудненным возвращением в реальность, стойкостью, фиксацией на одних и тех же персонажах или темах, аутистической загруженностью, отсутствием желания в свободное время рассказать о них родителям, перевоплощением не только в живые, но и в неодушевленные предметы (калитку, домик, фонарик), сочетанием с нелепым коллекционированием (например, экскрементов птичек, грязных целлофановых пакетов).

Вы заметили психическое нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Телефон нашей клиники в Киеве: (+3(многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось психическое состояние у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву «п»:

Актуальные темы

  • Лечение геморроя Важно!
  • Лечение простатита Важно!

Консультация психиатра

Консультация психиатра

Консультация детского психолога

Другие сервисы:

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Торговая марка и торговый знак EUROLAB™ зарегистрированы. Все права защищены.

Как не пропустить психическое расстройство у ребенка и что делать в этих случаях

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также - материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное - своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.

Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве - обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Расстройства пищевого поведения - такие, как анорексия, булимия и обжорство - достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

Расстройства аффекта, такие как депрессия и биполярное расстройство, способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

Основные признаки психического заболевания у детей

Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием - серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

Нехарактерное поведение. Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

Сложность концентрации. Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

Физические симптомы. По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы - часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще - нет никакой панацеи в виде таблеток от психического расстройства.

Общие действия специалистов

Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку - одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

Общие терапевтические подходы

Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом - без лекарственных средств будет не обойтись.

Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

Помощь родителей

В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также - о том, как справиться с трудным поведением.

Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

Комментарии и отзывы:

пОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ, КАК РАЗ ПОДРАСТАЕТ РЕБЕНОК. тЕПЕРЬ ЗНАЮ НА КАКИЕ МОМЕНТЫ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ.

В первом классе я поняла, что с моим ребенком что-то не то. Все дети как-то переживали в этот год, но моему сыну было особенно сложно. И несмотря на то, что муж считал что с ним все в порядке, я обратилась к врачу. И не зря. Просто заботы и внимания сыну было недостаточно. Пришлось принимать препараты и лечение оказалось очень дейтсвенным

У ребенка очень нарушена психика что делать?

Здравствуйте, я мама троих детей. Двое мальчиков 8 и 3 года и малышка 8 месяцев. Проблема со старшим ребенком. С самого маленького возраста он был очень гиперактивный и возбудимый. С самого детства он никогда не играл в игрушки. Всегда не знал чем заняться вплоть до сих пор. Очень агрессивный чуть что то не так может биться. Везде его не любят ни в саду не любили ни в школе ни на улице. Он всегда всем делает на зло. И еще радуется. У нас в семье все хорошо никто не пьет и не курит. Дома тоже проблема он младшего обижает никогда не может сесть и поиграть во что нибудь. Игрушек хватает. Он только гоняет по всей квартире младшего или крутит головой на кровати вместе с младшим вот такая игра. Чуть что сразу плачет и орет. Объясняю что плачем и ором не решают проблемы надо подойти ко мне и поговорить. Еще он всегда дергается представляет себе что стреляет. Ведет себя как на 4 года. Неадекватный на улице или в любом другом месте. В школе жалуются что бьет детей что агрессивный если его кто покривляет или нечаянно полкнет готов прибить. Очень злой. Что делать незнаю. Можно ли как то успокоить психику? Успокоительные? Когда он был маленький папа часто смотрел телевизор боевики с убийствами и стрелялками и он тоже вижел. Могло это повлиять на психику? Он все время дергается не может и 10 минут спокойно быть даже когда идем в школу он дергается типа стреляет. Помогите советом.

Читайте также

nata30

Комментарии к записи

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.

Лёник Василиса

Как ребенок развивается - по возрасту или с отставанием?

Как он успевает в школе - вот конкретно как?

Вам необходимо обратиться к психологу для диагностики - действительно ли присутствует гиперактивность или это следствие воспитания? К психологу для полноты картины следует принести характеристику от учителя.

Также снимите видео и покажите психологу как ведет себя ребенок дома, как играет.

Вы не пробовали отвести его в спортивную секцию по возрасту? Подыскать хорошего тренера, объяснить ситуацию. Может в секции ребенок будет выпускать пар и ваши отношения будут налаживаться.

Впечатление, что за все это время вы ничего не пытались исправить, извините, но вы не написали, что именно вы пытались сделать.

Не запускайте проблему до подросткового возраста, со временем будет труднее

nata30

Судя по Вашему описанию, состояние нервной системы и психики мальчика обязательно должны быть проверены специалистами: неврологом, психиатром (в поликлинике) и психологом (нужно поискать, но сейчас штатные психологи не редкость и в школах).

Только специалисты после личного контакта с ребенком могут сделать заключение: адекватный ребенок или нет.

Если специалисты сочтут, что ребенок совершенно адекватный, только есть трудности с воспитанием и т.п. - тогда пожалуйста, мы сможем здесь обсудить эти проблемы подробно.

Если специалисты сочтут, что ребенку нужно медицинское наблюдение и медицинские меры - то они эти меры и примут, в том числе могут назначить и успокоительное.

Пожалуйста, не бойтесь обратиться к неврологу и психологу - только они лично могут установить, в полном порядке нервы и психика ребенка или нет.

Если с ними все в порядке - то можно будет корректировать воспитание и образ жизни ребенка.

Но если не все в порядке - то необходимо это точно установить.

nata30

Поддерживаю Е.О.Комаровского и повторю то, что уже говорил: если врач-психиатр после длительного наблюдения ставит диагноз «гиперактивность», то ничего лучше, чем выполнять его предписания, пациенту сделать нельзя, разве только искать другого врача-психиатра.

Психические расстройства у детей

Психические расстройства способны усложнить человеку жизнь даже больше, нежели очевидные физические недостатки. Особенно критично выглядит ситуация, когда от невидимого недуга страдает маленький ребенок, у которого вся жизнь впереди, а именно сейчас должно происходить стремительное развитие. По этой причине родителям следует ориентироваться в теме, внимательно следить за своими детьми и оперативно реагировать на любые подозрительные явления.

Причины возникновения

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Генетическая предрасположенность

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Этот фактор, также являющийся своего рода психическим расстройством, может отрицательно повлиять на дальнейшее развитие организма и провоцировать более тяжелые недуги.

Повреждения головного мозга

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Нарушения может спровоцировать также инфекция, которая считается более опасной для плода, но может заразить и ребенка.

Вредные привычки у родителей

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.

Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Беременной женщине пить и курить запрещено категорически.

Постоянные конфликты

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.

Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье, поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.

Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Не во всех случаях родители могут легко распознать первые признаки проблем.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.

Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов. Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете.

Отвлечь малыша от обучения может малейший посторонний фактор.

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.

Если высокая активность не является странной для маленьких детей, то здесь она гипертрофирована вплоть до того, что малыш даже не может дождаться своей очереди в игре – и по этой причине может ее бросить, не доиграв.

Совершенно очевидно, что заставить такого ребенка прилежно учиться крайне проблематично.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но по своему потенциалу аутист обычно не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Однако аутисты способны даже к самостоятельному умственному развитию, просто оно проходит медленнее – из-за отсутствия максимальных возможностей для получения новых знаний.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).

На что обратить внимание родителям?

Психологи с большим опытом работы утверждают, что абсолютно здоровых людей не существует. Если в большинстве случаев мелкие странности воспринимаются как своеобразная, но никому особо не мешающая черта характера, то в определенных ситуациях они могут стать явным признаком грядущей патологии.

Поскольку систематика психических заболеваний в детском возрасте осложняется похожестью симптомов у принципиально разных нарушений, не стоит рассматривать тревожные странности в привязке к отдельным заболеваниям. Лучше подать их в виде общего перечня тревожных «звоночков».

Стоит напомнить о том, что ни одно из названных качеств не является стопроцентным признаком психического расстройства – если только не наблюдается гипертрофированный, патологический уровень развития дефекта.

Итак, поводом для похода к специалисту может стать яркое проявление у ребенка следующих качеств.

Повышенный уровень жестокости

Здесь следует различать детскую жестокость, вызванную непониманием степени причиняемого дискомфорта, и получение удовольствия от целенаправленного, осознаваемого причинения боли – причем не только другим, но и себе.

Если малыш в возрасте около 3 лет тянет кошку за хвост, то он таким путем познает мир, а вот если в школьном возрасте он проверяет ее же реакцию на попытку оторвать ей лапу, то это уже явно ненормально.

В жестокости обычно выражается нездоровая атмосфера дома или в компании приятелей, но она может как пройти сама собой (под воздействием внешних факторов), так и дать непоправимые последствия.

Принципиальный отказ от еды и гипертрофированное желание похудеть

Понятие анорексии в последние годы на слуху – оно является следствием заниженной самооценки и стремлением к идеалу, который настолько преувеличен, что приобретает безобразные формы.

Среди детей, страдающих анорексией, практически все – это девушки-подростки, но следует различать нормальное слежение за своей фигурой и доведение себя до истощения, поскольку последнее крайне отрицательно влияет на работу организма.

Приступы паники

Боязнь чего-либо может выглядеть в целом нормальной, но иметь неоправданно высокую степень. Условно говоря: когда человек боится высоты (падения), стоя на балконе – это нормально, а вот если ему страшно находиться даже просто в квартире, на последнем этаже – это уже патология.

Такой необоснованный страх не только мешает нормальной жизни в социуме, но и может довести до более тяжелых последствий, фактически создавая сложную психологическую обстановку там, где ее нет.

Ярко выраженная депрессия и склонность к суициду

Грустить свойственно людям любого возраста. Если это затягивается на продолжительное время (например, пару недель), возникает вопрос о причине.

У детей фактически нет причин для того, чтобы впадать в депрессию на столь продолжительный период, поэтому ее можно воспринимать как отдельную болезнь.

Единственным распространенным основанием для детской депрессии может быть разве что сложная психологическая обстановка, однако она как раз является причиной развития многих нарушений психики.

Сама по себе депрессия опасна склонностью к самодеструкции. О самоубийстве хотя бы раз в жизни задумываются многие люди, но если данная тема принимает очертания увлечения, есть риск попытки нанесения себе увечий.

Резкие смены настроения или изменения в привычном поведении

Первый фактор указывает на расшатанность психики, ее неспособность сопротивляться в ответ на те или иные раздражители.

Если человек так ведет себя в повседневности, то его реакция в чрезвычайной ситуации может быть неадекватной. Кроме того, постоянными приступами агрессии, депрессии или страха человек способен изводить себя еще больше, а также отрицательно влиять на психическое здоровье окружающих.

Сильное и резкое изменение поведения, не имеющее конкретного обоснования, указывает скорее не на появление психического расстройства, а на повысившуюся вероятность такого исхода.

В частности – внезапно ставший молчаливым человек наверняка испытал сильный стресс.

Зашкаливающая гиперактивность, мешающая концентрации внимания

Когда ребенок очень подвижен, это никого не удивляет, но у него наверняка есть какое-то занятие, которому он готов посвятить продолжительное время. Гиперактивность с признаками нарушения – это когда малыш даже в активные игры не может играть достаточно долго, и не потому, что устал, а просто вследствие резкого переключения внимания на что-нибудь другое.

Повлиять на такого ребенка невозможно даже угрозами, а ведь он сталкивается с пониженными возможностями для обучения.

Негативные явления социального характера

Чрезмерная конфликтность (вплоть до регулярного рукоприкладства) и склонность к вредным привычкам сами по себе могут просто сигнализировать о наличии сложной психологической обстановки, которую ребенок пытается преодолеть такими неприглядными способами.

Однако корни проблемы могут быть и в чем-то другом. Например, постоянная агрессия может быть вызвана не только необходимостью защищаться, но и упомянутой в начале списка повышенной жестокостью.

Природа внезапно проявившегося злоупотребления чем-либо вообще весьма непредсказуема – это может быть как глубоко спрятанная попытка самодеструкции, так и банальный уход от реальности (или даже психологическая привязанность, граничащая с манией).

При этом алкоголь и наркотики никогда не решают проблему, которая привела к увлечению ими, но пагубно влияют на организм и могут способствовать дальнейшей деградации психики.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении. Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так.

Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

Специалист может оценить масштаб происходящего, выяснить причины. Задача опытного психолога в данной ситуации – показать ребенку гипертрофированность причины в его сознании, а если причина действительно серьезная – попытаться отвлечь пациента от проблемы, дать ему новый стимул.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.

Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.

Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.

Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Совершенно недопустимо дразнить или попрекать ребенка его расстройством, да и вообще не стоит о нем упоминать – пусть малыш почувствует себя нормальным.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Психическое расстройство у детей

Психическое расстройство – не заболевание, а обозначение их группы. Нарушения характеризуются деструктивными изменениями психоэмоционального состояния и поведения человека. Пациент не способен адаптироваться к ежедневным условиям, справляться с бытовыми проблемами, профессиональными задачами или межличностными отношениями.

Причины

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность – главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве – это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха – тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей – всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей – вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей – обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель – выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

мы потеряли в них целые поколения. Пока родители трудились и пытались принести домой корку хлеба, дети гуляли сами по себе. И хоть, знаю, что многие из вас вспоминают свое детство, как что-то самое замечательное, я, кстати, тоже вхожу в эти ряды. Но тот кризис и безработица дали мощный толчок негатива.

Недавно муж рассказал. Его приятель шел домой, а около дома стояла компания молодых людей кричала под окнами благим матом и распивала спиртные напитки. Мужчина попросил компанию переместиться в более безлюдное.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи. Эта проблема приобрела важное, в том числе, и медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен. Его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут первые признаки расстройства психики у детей:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Ребенок не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы. Он все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него о них спрашивают.
  • Страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия.

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями. На самом деле ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при отсутствии новых. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни. Изменение личности сопровождает немотивированная агрессия. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка в и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают навязчивыми головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин. Они вызваны психосоматическими нарушениями как при респираторных заболеваниях.

Болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки расстройства психики у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его, продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности. В будущем возможны проблемы во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание. В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет.
Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций. Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему. Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность - главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве - это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха - тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

  • психологи,
  • соцработники,
  • поведенческий врач и т. д.

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей - всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей - вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей - обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель - выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!