Вице-адмирал михаил моцак: "честь имею!". Михаил моцак и его сын сергей Михаил васильевич моцак

Моцак Михаил Васильевич

Герой Российской Федерации (1994), вице-адмирал (1996), подводник.

В 1972 г. с отличием окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. После окончания училища начал службу старшим инженером базы оружия Тихоокеанского флота, затем служил на подводных лодках. В 1974–1979 гг. – командир боевой части, помощник командира, старший помощник командира атомной подводной лодки. В 1980 г. окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. В 1981–1985 гг. – командир атомной подводной лодки Северного флота, в 1985–1991 гг. – заместитель командира дивизии подводных лодок СФ.

В 1987 г. окончил с золотой медалью заочное отделение Военно-морской академии имени А.А. Гречко.

С 1993 г. – начальник штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок, с 1994 г. – командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок.

Указом Президента РФ от 15 июня 1994 г. контр-адмиралу М.В. Моцаку за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, присвоено звание Герой Российской Федерации.

В 1999–2001 гг. – начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом. Почетный полярник России. Участник 24-х дальних походов, наплавал в общей сложности 390 тыс. миль. В июле – октябре 2001 г. возглавлял экспедицию особого назначения по подъему погибшей атомной подводной лодки «Курск». В 2002 г. Указом Президента РФ освобожден от должности, а несколько позже назначен первым заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. В настоящее время М.В. Моцак – помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-западном Федеральном округе. Курирует оборонные и правоохранительные вопросы.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За личное мужество», Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, 15 медалями.

Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 239.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 210–213.
Морской сборник. 1994. № 7, с. ЗЗ.
Словарь биографический морской. СПб., 2000.
Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 24 января.
Спасский И.Д. «Курск». После 12 августа 2002 г. М., 2003, с. 233.



М оцак Михаил Васильевич – командующий 1-й Краснознамённой флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота, контр-адмирал.

Родился 22 ноября 1949 года в Москве. Русский. В 1967 году окончил среднюю школу в Севастополе, куда переехала семья.

В Военно-Морском Флоте с 1967 года. В 1972 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова (Севастополь) по специальности «Системы управления ракетами подводных лодок». Офицерскую службу начал инженером и старшим инженером лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота. С февраля 1974 года - командир группы управления минно-торпедной боевой части, помощник командира, старший помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ) Северного флота.

В 1982 году с отличием окончил 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР. С 1982 года командир атомной подводной лодки «К-517» Северного флота, которая в течение двух лет объявлялась лучшей атомной подводной лодкой (АПЛ) ВМФ, завоевывая призы Главнокомандующего ВМФ СССР.

С августа 1985 года - заместитель командира 33-й дивизии АПЛ 1-й флотилии АПЛ Северного флота. В 1987 году заочно окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.

В 1991 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е.Ворошилова. С июня 1991 года - командир 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. С августа 1993 года - начальник штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок. Контр-адмирал (18.02.1993).

Участник 24 боевых служб и многих дальних походов, в том числе в Арктику. Был командиром трансарктических переходов с Северного на Тихоокеанский флот: в августе-сентябре 1991 года - АПЛ «К-173» и «К-449»; затем с 18 августа по 14 сентября 1993 года - «К-456» (командир корабля капитан 1-го ранга А.П. Ефанов). Внёс большой вклад в подготовку командиров атомных подводных лодок, в совершенствование форм и способов боевого применения подводных сил.

У казом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, контр-адмиралу Моцаку Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С декабря 1994 года - командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок Северного флота (Западная Лица: бухты Нерпичья, Большая и Малая Лопатки). В августе 1995 года руководил ракетной стрельбой тяжёлого атомного подводного крейсера «Тайфун» (командир – капитан 1-го ранга А.С.Богачёв) из района Северного полюса. С мая 1999 года - начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом. В июле-октябре 2001 года руководил экспедицией особого назначения по подъёму атомного подводного ракетного крейсера «К-141» («Курск»), погибшего со всем экипажем 12 августа 2000 года, в ходе плановых учений Северного флота.

С 1 декабря 2001 года вице-адмирал М.В.Моцак – в отставке, последовавшей после распоряжения Президента России об освобождении от должностей практически всего руководства Северным флотом, в связи с трагическими событиями, повлекшими гибель 118 членов экипажа АПРК «Курск».

В январе 2002 года вице-адмирал в отставке М.В.Моцак был назначен первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, ответственный за координацию деятельности органов военного управления, объединений, соединений и учреждений Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и правоохранительных органов в федеральном округе. С мая 2004 года - помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Живёт и работает в городе-герое Санкт-Петербурге.

Вице-адмирал (22.02.1996). Действительный государственный советник РФ 2-го класса. Награждён советскими орденами Красной Звезды (1980), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1998), Почёта (5.10.2009), «За личное мужество» (1993), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1977).

Удостоен звания «Почётный полярник». Почётный гражданин города Заозёрск Мурманской области.

В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью в акватории Невы.

В то время как контр-адмирал в отставке Михаил Моцак служит помощником полпреда

Президента РФ в СЗФО, одновременно возглавляя Совет Героев Советского Союза

и Российской Федерации, его сын Сергей манипулирует с чужой собственностью

в акватории Невы.

По иронии судьбы, теплоход, который осуществляет бункеровку в порту Санкт-Петербург флотским мазутом, зовется «Амуром». Когда-то будущий контр-адмирал начинал офицерскую карьеру инженером в лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота, расположенную, как удалось определить, недалеко от дальневосточной реки с таким же именем.

Потом Михаил Моцак ушел в подводники, заслужил ордена и медали, был удостоен самого почетного звания в стране. А в отставку контр-адмирал отправился в 2001 году, вскоре после распоряжения Президента России об освобождении всего руководства Северного флота из-за гибели экипажа АПРК «Курск».

С тех пор он подвизается на государственной службе, координируя на Северо-Западе деятельность органов военного управления, подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Но сын Сергей избрал для себя иную стезю. И, похоже, не прогадал.

Мазутные барыши

Позапрошлым летом один из крупных петербургских нефтетрейдеров – ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг», дало сильный крен. Специализировался холдинг на дозаправке судов топливом, так называемой бункеровке. Санкт-Петербург – город портовый, носит гордое звание Морской столицы России, и поэтому многие годы «ЭКО «Феникс» богател и благоденствовал. Но к 2009 году ситуация в корне изменилась, компания-бункеровщик начала продавать самое ценное, что у нее было – собственный флот. Так случилось с теплоходом «Амур», который приобрело некое ООО «ЭКОТэк», принадлежащее в том числе Сергею Моцаку. Новый владелец без проволочек зарегистрировал право собственности на судно в Северо-Западном Управлении Государственного морского и речного надзора и начал зарабатывать деньги на мазуте.

Однако за два дня до продажи теплохода «Амур», 24 июня 2009 года, владелец холдинга уже принял решение о ликвидации ОАО, назначив ликвидатором Виталия Осипова и прекратив его полномочия как генерального директора. Тот провел инвентаризацию общества и выяснил, что общая стоимость имущества составляет 626, 31 млн. рублей, а признаваемые требования кредиторов – 704, 05 млн. рублей. После чего начал процедуру банкротства.

Уже в октябре того же года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» банкротом по делу №А56-53851/2009.

В рамках проведения процедуры банкротства, конкурсный управляющий в соответствии с действующим законодательством оспорил договор купли-продажи теплохода. И ООО «ЭКОТэк» обязали вернуть спорное судно в собственность ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг».

Еще немного юриспруденции. Высшие судебные органы России в апреле 2010 года разъяснили, что если в решении предусмотрен возврат недвижимого имущества одной из сторон сделки, то это является основанием для восстановления в госреестре записи о праве собственности этой стороны на недвижимость. В нашем случае – холдинг должен был получить «Амур» обратно. Причем в соответствии со ст.187 АПК РФ – немедленно.

Вряд ли такой вердикт устраивал ООО «ЭКОТэк». Вероятно, звучная фамилия собственника компании вызвала у представителей регистрирующего органа настоящую «кессонную болезнь», которой страдают подводники: из-за резкого снижения давления в крови образуются пузырьки газов, которые блокируют кровоток и могут привести к параличу.

Не торопился возвращать теплоход назад и Сергей Моцак. Его юристы принялись оспаривать судебное решение вплоть до Президиума ВАС РФ. Хотя результаты длительной тяжбы оказываются не в пользу ООО «ЭКОТэк», оно продолжает вовсю эксплуатировать теплоход.

Согласно отчету первого заместителя капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по безопасности мореплавания Михаила Харьюзова № 02/КП-1814 от 08.12.2011, судно «Амур» до сих пор осуществляет бункеровку судов практически ежедневно.

Странное дело, но почему-то судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный лист, не принялся рьяно возвращать теплоход ОАО «ЭКО «Феникс Холдингу». И как его, «Амур», возвращать? Это же не оборудование или ценная вещь, которую можно погрузить в багажник автомобиля… Да и неясная тень контр-адмирала, которая нет-нет да и мелькнет в окне полпредства, не располагает к зряшной суетливости.

Казалось бы, расклад понятен. Пока компания-банкрот оформляла несостоятельность юридически, один из ее активов ушел «на сторону» и до сих пор не возвращен назад, несмотря на судебное решение.

Дело шьют?

Время обратиться к материалам уголовного дела №377353, возбужденного 22.04.2011 следственным управлением при УВД по Кировскому району Санкт-Петербурга

по признакам преступления, предусмотренного ст.30 ч.3 и ст.159 ч.4 УК РФ. Инициатором разбирательства выступил генеральный директор ООО «ЭКОТэк» Дмитрий Галданов, который прекрасно знал истинное положение дел.

Вспомним о том, кто координирует в наших краях деятельность правоохранительных органов...

Следствием установлено, что 26.06.2009 представитель ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» Виталий Осипов продал теплоход ООО «ЭКОТэк» за 11,00 млн. рублей. То, что «Амур» находился в залоге у «Росбанка» по договору об ипотеке, а новоиспеченный ликвидатор компании-продавца не имел полномочий на совершение этой сделки, никого не смутило. После того как холдинг официально признали банкротом, теплоход должен был, как мы раньше говорили, вернуться назад, а незадачливый покупатель – получить потраченные деньги. Но не сразу, а встав в длинную очередь кредиторов.

Часто вы видели, чтобы адмиральские семьи стояли в очередях вместе с простолюдинами?

Тем более что реализуемых активов у обанкротившегося нефтетрейдера насчитывалось меньше, чем долгов. Не желая мириться с таким положением дел, ООО «ЭКОТэк» обвинило неустановленное лицо в том, что оно, путем обмана и злоупотребляя доверием, пытается завладеть… имуществом этой компании. Ведь даже при включении её в реестр кредиторов, вероятность возвращения денег оказывалась слишком мизерной.

Оставим за скобками повествования, как Виталия Осипова вызывали летом 2009 года в высокие кабинеты, где шла речь о судьбе теплохода «Амур». Не будем подвергать сомнению смешную цифру, за которую судно спешно поменяло владельца. Постараемся не видеть несостыковок в действиях милицейского следствия, возбудившегося невзирая на вступление в законную силу судебных актов арбитражного суда и в противоречие с ними передавшего теплоход (вещественное доказательство) на хранение ООО «ЭКОТэк».

«Амур» выплыл…

А ведь у теплохода есть другой покупатель. В процессе банкротства ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» конкурсный управляющий провел торги, опубликовав, как требуется, объявление в петербургских газетах. В итоге спорное судно должно было отправиться к фирме ООО «Амур», специально созданной для бункеровки в порту. Уставной капитал этого покупателя был минимальный, чтобы в случае проигрыша на торгах снизить риски практически в ноль.

Но поскольку на основании ст.167 и ст.168 Гражданского кодекса РФ теплоход не выбывал из собственности ОАО «Эко «Феникс Холдинг», несмотря на отсутствие восстановленной записи в госреестре, воодушевленный победитель отправился за «Амуром»… И наткнулся на «кессонную болезнь» чиновников, регистрирующих права собственности.

В середине ноября 2011 года Арбитражный суд СПб и ЛО рассмотрел иск ООО «Амур» к Северо-Западному Управлению Государственного морского и речного реестра, обязав последнего погасить в Государственном судовом реестре запись о праве собственности ООО «ЭКОТэк» на спорный теплоход, восстановить право за ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» и зарегистрировать имущество на истца.

Только свое судно ООО «Амур» не может получить и поныне. Как бы его не постигла трагическая участь АПРК «Курск»…