Тесты успеваемости и контрольные работы. Общий интеллект и школьная успеваемость Тесты школьной успеваемости

Как показывает опыт, исследователи часто ошибаются при проверке результатов исследовательской работы. Именно результаты проверки могут существенно искажать результаты исследования. Причина этого - отсутствие измерительного средства для точной и объективной оценки успешности

При проверке результатов педагогического исследования в основном применяют разнообразные письменные контрольные работы и тесты успешности (качества знаний). Однако нередко слишком мало внимания обращают на методику их составления. Тесты успеваемости и контрольные работы обычно составляют интуитивно; часто задаваемые вопросы, оказываются случайными, с их помощью не удается выяснить необходимого.

При контрольной работе ученик должен в свободной форме и собственном видении дать ответ на любой вопрос или решить любую задачу (задачи).

В педагогических исследованиях как средство измерения знаний и умений учащихся достаточно широко используются тести1 успешности.

Тест успешности определяют как совокупность заданий, ориентированных на измерение степени усвоения определенных аспектов учебного материала учащимися.

тестом успешности понимают всерию кратко и точно сформулированных вопросов или заданий, на которые учащийся должен дать краткие и точные ответы. Тест дает возможность за сравнительно короткое время проверить достаточно большое количество учеников. Проверка его результатов в сравнении с другими проверками занимает значительно меньше времени.

Тесты успешности выполняют следующие функции:

1) дидактическую (определение знаний, умений и навыков учащихся в пределах какого-либо раздела предмета);

2) изучение учащихся (различие учащихся на основании знания ими предмета);

3) прогнозирующую (позволяет выяснить, владеют ли учащиеся теми знаниями, умениями и навыками, наличие которых необходимо для усвоения последующего учебного материала);

4) измерения и сравнения (выражение результатов тестов в цифрах дает точную информацию о результатах учебной работы в различных ученических группах);

5) обратной связи (дает информацию о знания самим учащимся и преподавателям);

6) учебная (после проведения теста анализируются задачи и ответы на них);

7) урівнюючу (позволяет уравнивать требования, предъявляемые к учебному процессу, и выяснять посильність содержания обучения).

Тесты успешности достаточно разнообразны. Их классифицируют следующим образом.

1. Тест напоминания, при котором ученики должны в ответ на вопрос привести любой факт. (Например, каков удельный вес латуни?). Такого рода тест подходит, в основном, для проверки фактических знаний.

Правила укладки: 1) задача формулируется в виде прямого вопроса; 2) оно должно быть простым; 3) предусмотрена ответ должен быть кратким

(число, несколько слов, буква, формула и др.); 4) ответ должен быть однозначным (т. е. на вопрос может быть только один правильный ответ).

2. Тест с пропусками (тест дополнения). В предложении, чаще всего в конце предложения, оставляют место, отмеченное точками, куда ученик вписывает пропущенное слово или число. (Например, при одинаковом сопротивлении с ростом напряжения сила тока..).

Правила укладки: 1) вопросы не могут быть неопределенными; 2) пропуск (пропуски) не должны искажать понимание предложения; 3) пропущенное слово является существенным; 4) возможна только однозначный ответ; 5) ответ должен быть кратким (одно-два слова, цифра или буква).

3. Альтернативный тест (правильный-неправильный тест) где ученик (студент) должен решить, правильное или неверное какое-либо утверждение. (Например, Днепр впадает в Черное море ...). В этом случае ученик должен в конце предложения отметить или "+" (правильно), или "-" (неверно). В пропуск он может писать или "правильно", или "неверно"; "да" или "нет".

Правила укладки: 1) нельзя пользоваться словами (все, некоторые и т. п), что подсказывают ученику ответ; 2) правильные и неверные предложения следует давать рассредоточено, чтобы в их порядке не было закономерности; 3) предложение должно быть явно правильная или неправильная; 4) предложение следует точно сформулировать.

4. Выборочный тест. Ученик должен из нескольких ответов выбрать правильный, подчеркнув этот ответ или отметив ее другим образом. (Например, Эфиопия находится в Европе, в Америке, в Африке или в Азии?).

Правила укладки: 1) число вариантов должно быть не менее четырех; 2) правильные ответы должны находиться на любом месте, только не на первом или последнем; 3) правильный ответ не должен быть намного достовернее других, а неверные варианты слишком абсурдны; 4) все варианты должны быть в одной и той же грамматической форме.

5. Тест сравнения. Ученик должен найти связанные между собой данные, находящиеся в двух столбиках, которые имеют отношение друг к другу по смыслу.

Например, обозначить цифрами фамилии, приведенные в первом столбце, так, чтобы авторы относились к соответствующего произведения:

Леся Украинка...................................

Михаил Коцюбинский.................

Михаил Старицкий........................

Иван Карпенко-Карый........................

Иван Нечуй-Левицкий......................

Панас Мирный..................................

Марко Кропивницкий....................

1. "Попрошайка"

2. "Кайдашева семья"

3. "Голодная воля"

4. "Лесная песня"

5. "Каменный хозяин"

6. "Разве ревут волы, как ясли полны"

7. "Маруся Богуславка"

8. "Лошади не виноваты"

9. "Тени забытых предков"

10. "Пока солнце взойдет, роса глаза выест

Правила укладки: 1) во втором столбике должно быть данных на два или на три больше, чем в первом; 2) возможности выбора не должны быть слишком легкие; 3) один столбик должен состоять из предложений, другой из слов; 4) в тесте должно быть от 5 до 15 заданий; 5) данные, сопоставляются, должны находиться на одной странице.

6. Тест, что требует расположения предметов в определенной последовательности.

Учащимся предлагают какую-нибудь количество явлений, величин или других наименований, которые должны быть размещены в порядке уменьшения или увеличения. (Например, разместить в порядке уменьшения 2/3, 3/4, 5/6, 1/2 и др.).

Правило заключения: в тесте не рекомендуется использовать более 7 членов.

В педагогических исследованиях целесообразно пользоваться так называемым комбинированным тестом, содержит вопросы разных типов.

При всех своих достоинствах тесты успешности имеют и некоторые недостатки.

Причиной неверного ответа могут быть не только недостатки знаний, но и неверное понимание задачи учеником. При тесте успешности (особенно, если он требует альтернативных ответов) не всегда можно выяснить, как ученик нашел ответ, путем логического мышления или случайно Путем тестирования трудно выяснить идейные убеждения ученика и то, как он оценивает явления.

Массовое применение тестов в школьной практике иногда приводит к механическому усвоению учебного материала.

Письменные контрольные работы в некоторой степени дают возможность ликвидировать недостатки теста, но их применение имеет свои собственные недостатки: небольшой круг вопросов, которые проверяются, более длительное время выполнения, субъективность оценки (ответы могут быть не только однозначные, ход решения может быть разнообразен и др), значительное количество времени для их проверки и тому подобное.

Таким образом, каждый из методов проверки знаний и умений имеет свои сильные и слабые стороны, а это надо помнить при проведении педагогических исследований.

Контрольные работы и тесты успеваемости, применяемые в педагогических исследованиях, должны соответствовать следующим основным требованиям.

1. Объективность оценки результатов. Результаты не должны зависеть от личности составителя контрольных работ. Условия проведения, обработки и оценки контрольной работы или теста успешности в научно-исследовательской работе должны быть строго регламентированы. Под объективностью следует понимать и одинаковые условия проведения теста в том или ином классе. Вполне непозволительно проведения теста в экспериментальном классе в одних условиях, а в контрольном классе в других.

2. Существенно, чтобы тест успеваемости и контрольная работа измеряли именно то, что исследователи хотят проверить, есть были валидными. ни Один тест успешности не является валидным для измерения нескольких явлений или для измерения того же явления в других условиях. Не существует общей валидности тестов успеваемости. Термин "валидность" имеет и синонимы - действительность и показушность.

Исследователь сначала должен выяснить, является ли тест валидным по отношению к материалу, что проходят по программе. При укладке теста или контрольной работы исключают все вопросы, при ответе на которые у учащихся будут отсутствовать объективные предпосылки (то есть которые не пройдены в учебной работе). Всячески надо обдумывать посильність вопросов ученикам.

При заключении теста успешности прежде всего следует выяснить, что хотят проверить (знание фактов, понимание теории, умение, навыки и др.). Согласно цели проверки составляют и вопросы.

3. Диагностическая ценность. С валидностью тесно связана диагностическая ценность теста успеваемости и контрольной работы Это является одним из показателей валидности теста. Сильные ученики должны дать более хорошие ответы по предмету, что проверяется, чем слабые. Важен и уровень сложности. Если учащиеся отвечают правильно, то работа слишком легкая; если правильных ответов несколько, то работа слишком сложная.

Для определения диагностической ценности вопросов применяют различные методы.

4. Тесты успеваемости и контрольные работы при повторном проведении должны давать примерно те же результаты, то есть быть надежными (реліабільними). Это возможно в том случае, если в промежутке между повторениями, исследуются дополнительно не делают упражнения. Надежность и валидность не связаны, и их нельзя смешивать.

5. Тесты успеваемости и контрольные работы должны обеспечить всестороннюю проверку, то есть обладать репрезентативностью. Вопросы должны быть выбраны из каждой части учебного материала так, чтобы ответы на них дали объективную картину уровня знаний ученика. Нельзя считать, что ценность контрольной работы возрастает пропорционально ее объему.

6. С точки зрения исследовательской работы важно, чтобы результаты контрольных работ и тестов можно было сравнить. Итак, в экспериментальных и контрольных классах надо проводить одинаковую контрольную работу Если хотят определить эффективность экспериментального фактора, то нужно применить несколько эквивалентных форм. Это следует делать и в том случае, если во время проведения теста ученики сидят рядом.

7. Экономными считаются такие тесты или контрольные работы, содержание которых понятно и легко используются в практике. Ученик хорошо понимает, что от него требуют. Исследователю легко их просмотреть, исправить, обработка результатов их не сложная. Тесты успеваемости и контрольные работы в исследовательской работе должны быть снабжены точной инструкцией по их проведению и оценки (необходимо дать правильные ответы, расчет баллов). Исправление тестов и подведение итогов не должно быть громоздким и требовать много времени.

В заключение надо подчеркнуть, что для получения объективной картины о любом явлении в дидактических исследованиях, надо иметь наряду с различными по содержанию и построениями тестами успешности и другие виды проверки (беседы, рассказы, описательные контрольные работы и др.).

Требования, касающиеся тестов успешности, относятся и к контрольных работ, которые применяются в дидактических исследованиях.

Тесты школьной успеваемости являются методами педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.

Выделяют следующие виды тестов школьной успеваемости: а) ориентированные на соотносительную группу; б) ориентированные на критерии. Также они могут быть формализованными и неформализованными (неформальными).

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на соотносительную группу, предполагают сопоставление индивидуального результата тестирования каждого ученика с результатами, полученными с помощью релевантной выборки (чаще всего это все классы школьного выпуска). Составление тестов данного типа включает следующие этапы: а) подготовительное планирование, б) анализ учебных программ и учебников, в) конструирование заданий, г) анализ заданий, д) выверка.

Этап подготовительного планирования предполагает обдумывание следующих вопросов: кто, что и почему подлежит исследованию? Например, если необходимо определить учащихся для дополнительных занятий, то нет необходимости тестировать весь класс, можно взять лишь более слабую его половину. Необходимо продумать, какие формы успеваемости будут исследоваться – устные, письменные или моторные, что будет выноситься на первый план – умение мыслить или запоминать и т.д.

После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализ учебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, каков уровень требуемых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученного материала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использования в новой ситуации.

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на критерии,– это тесты, сообщающие индивидуальный результат учащегося по отношению к критериям, заранее установленным исследователем (педагогом) или учебной программой. В этом случае учащиеся заранее предупреждаются, что результаты предстоящего тестирования на владение грамотной письменной речью успешно пройдут лишь те, кто наберет такую-то сумму баллов. То или иное количество тестовых баллов может быть определено для получения той или иной отметки успеваемости.

Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, конструируемыми школьными педагогами с целью объективной фиксации результатов процесса обучения в своем классе. Неформальные тесты характеризуются отсутствием строго научного подхода на всех этапах создания. Если даже формализованные тесты никогда не дают уверенности в абсолютной надежности, то несовершенным тестам, создаваемым учителями для собственного пользования, это присуще еще в большей степени. Несовершенство измерений с точки зрения их надежности находит свое практическое выражение в вычислении стандартной измерительной ошибки, то есть величины стандартного отклонения теста, которая объясняется его надежностью.

Стандартная измерительная ошибка учитывается создателями теста в процессе его подготовки. Пользователь теста в специальном приложении к тесту предупреждается, что стандартная ошибка в измерении, допустим, составляет ±4 балла. В этом случае он знает, что «истинное» значение успеваемости для ученика, набравшего 24 балла, располагается между 20 и 28 баллами. Если знать измерительные ошибки инструментария, то можно избежать переоценки его надежности и не принимать случайные расхождения результатов при их интерпретации за подлинные различия в успеваемости.

Надежность инструментария зависит – при прочих равных условиях – от количества заданий. Для неформальных тестов ошибка в измерении может быть вычислена с помощью следующего основного правила: при количестве заданий менее 24 ошибка составляет 2 балла; при количестве заданий между 24 и 47 ошибка составляет 3 балла; при количестве заданий между 48 и 89 ошибка составляет 4 балла.

Существуют три основных сферы тестирования: 1) тестирование в образовании; 2) профессиональное тестирование; 3) психологическое тестирование. Во всех трех сферах применяют следующие виды тестов: личностные, проективные, тесты интеллекта, тесты достижений, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные.

Личностные тесты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм: 1) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи (определяется усвоение знаний), оценку себя, своих личностных конструктов и пр.

Проективные тесты – [< лат. projectio – выбрасывание вперед] – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов исходят из предположения о том, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений. Сюда относятся, например, тест чернильных пятен Роршаха, тест по объяснению сюжета на картинках и др. Проективные тесты конструируются в двух видах. В ассоциативном проективном тесте предлагаются незаконченные предложения, рассказы, рисунки и др. В экспрессивном тесте предлагается принять участие в психодраме, игре, рисовании на свободную тему и др. Достоинством методики проективных тестов является то, что они облегчают демонстрацию скрытого содержания внутреннего мира субъекта, которые он не может выразить открыто. Это позволяет сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

Тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Иногда в задачах теста необходимо правильно составить рисунок, собрать геометрическую фигуру, сложить из представленных деталей изображение предмета и др.

Тесты достижений – одна из методик психодиагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Направлены на выявление уровня усвоенности конкретных навыков, а не обобщенных умений, которые человек приобретает в итоге разнообразного жизненного опыта. Тесты достижений проводятся в трех формах: 1) тесты действия; 2) тесты письменные и 3) тесты устные. Тесты действия выявляют умения оперировать инструментами, механизмами, материалами. В письменных тестах необходимо выбрать верный ответ среди нескольких предложенных либо отметить что-то на графике, либо указать что-то в предложенном рисунке. Устные тесты достижений – заранее подготовленная система вопросов, на который испытуемый должен дать правильные ответы.


Тесты креативности [< лат. creatio – сотворение, создание] – методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности; анализ творческого мышления и его продуктов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве, пока остается нерешенным. Тесты креативности до сих пор остаются не надежными. При их помощи можно измерить такие качества, как беглость, гибкость мышления, оригинальность, чувствительность к проблемам и некоторые другие, но творческие достижения требуют более сложного сочетания способностей и свойств личности.

Более-менее корректному измерению доступны далеко не все творческие достижения, а только конвергентные. Конвергентными [<лат. convergere – приближаться, сходиться] называются такие достижения, которые могут быть выражены в правильном или однозначно лучшем результате. Это громадная сфера в самых различных специальных областях и на различных уровнях, которая простирается от знания фактов до аргументированной оценки. Конвергентные успехи в учебе вполне доступны измерению. Иначе обстоит дело с дивергентными творческими достижениями.

Дивергентные [< лат. divergere – отклоняться, расходиться] достижения те, которые могут привести ко многим в принципе равноправным результатам. Типичным примером является сфера креативного, художественного творчества. Одна и та же тема может быть разработана с помощью музыкальных, поэтических, изобразительных средств в различных вариациях, которые не могут быть классифицированы по принципу «правильно-неправильно» или «лучше-хуже», если абстрагироваться от более «ремесленного» аспекта, имеющего лишь второстепенное значение. Очень редко удается измерить дивергентные креативные способности, иногда с помощью вспомогательных проблемных конструкций.

Тесты критериально-ориентированные – методики психодиагностики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. Это инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению этих результатов к статистической норме, а по отношению ко всей сумме тестовых задач. Критериально-ориентированное тестирование позволяет обнаружить при анализе результатов недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп, и наметить меры для их ликвидации.

Тесты могут быть вербальные (словесные, смысловые) и невербальные (фигурные, рисуночные), то есть без слов.

По методике выполнения теста выделяют рефлективный и верификационный методы. Рефлективные тестовые задания подразделяются на два вида: 1) элективные [< лат. electus – избранный] задания на распознавание с выбором верного ответа из нескольких данных альтернатив, установление логической или иной связи; 2) инвентивные [< лат. inventiv – выдумка, изобретение] задания на дополнение, преобразование и на свободную форму ответа. Сущность верификационного метода выполнения тестовых заданий заключается в том, что ученик должен дать ответ типа «верно-неверно», «да-нет».

Тесты школьной успеваемости

Тесты школьной успеваемости являются методами педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.

Выделяют следующие виды тестов школьной успеваемости: а) ориентированные на соотносительную группу; б) ориентированные на критерии. Также они могут быть формализованными и неформализованными (неформальными).

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на соотносительную группу, предполагают сопоставление индивидуального результата тестирования каждого ученика с результатами, полученными с помощью релевантной выборки (чаще всего это все классы школьного выпуска). Составление тестов данного типа включает следующие этапы: а) подготовительное планирование, б) анализ учебных программ и учебников, в) конструирование заданий, г) анализ заданий, д) выверка.

Этап подготовительного планирования предполагает обдумывание следующих вопросов: кто, что и почему подлежит исследованию? Например, если необходимо определить учащихся для дополнительных занятий, то нет необходимости тестировать весь класс, можно взять лишь более слабую его половину. Необходимо продумать, какие формы успеваемости будут исследоваться – устные, письменные или моторные, что будет выноситься на первый план – умение мыслить или запоминать и т.д.

После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализ учебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, каков уровень требуемых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученного материала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использования в новой ситуации.

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на критерии,– это тесты, сообщающие индивидуальный результат учащегося по отношению к критериям, заранее установленным исследователем (педагогом) или учебной программой. В этом случае учащиеся заранее предупреждаются, что результаты предстоящего тестирования на владение грамотной письменной речью успешно пройдут лишь те, кто наберет такую-то сумму баллов. То или иное количество тестовых баллов может быть определено для получения той или иной отметки успеваемости.

Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, конструируемыми школьными педагогами с целью объективной фиксации результатов процесса обучения в своем классе. Неформальные тесты характеризуются отсутствием строго научного подхода на всех этапах создания. Если даже формализованные тесты никогда не дают уверенности в абсолютной надежности, то несовершенным тестам, создаваемым учителями для собственного пользования, это присуще еще в большей степени. Несовершенство измерений с точки зрения их надежности находит свое практическое выражение в вычислении стандартной измерительной ошибки, то есть величины стандартного отклонения теста, которая объясняется его надежностью.

Стандартная измерительная ошибка учитывается создателями теста в процессе его подготовки. Пользователь теста в специальном приложении к тесту предупреждается, что стандартная ошибка в измерении, допустим, составляет ±4 балла. В этом случае он знает, что «истинное» значение успеваемости для ученика, набравшего 24 балла, располагается между 20 и 28 баллами. Если знать измерительные ошибки инструментария, то можно избежать переоценки его надежности и не принимать случайные расхождения результатов при их интерпретации за подлинные различия в успеваемости.

Надежность инструментария зависит – при прочих равных условиях – от количества заданий. Для неформальных тестов ошибка в измерении может быть вычислена с помощью следующего основного правила: при количестве заданий менее 24 ошибка составляет ±2 балла; при количестве заданий между 24 и 47 ошибка составляет ±3 балла; при количестве заданий между 48 и 89 ошибка составляет ±4 балла.

Новый тест поможет определить будущую успеваемость ребенка в школе в возрасте 8 лет.

Этот простой тест разработан учеными из Университета Варвика и с его помощью можно практически со стопроцентной точностью определить успеваемость ребенка в школе и его умение концентрировать внимание. Этот тест нужно проводить с детьми в возрасте 1 год.

Тест можно провести самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобится всего одна изюминка и пластиковый стакан. Идея теста состоит в Родителям нужно наблюдать за тем, сколько времени ребенок сможет выдержать, прежде чем взять изюминку, которую помещали в непрозрачный стакан. Всего с детьми проводилось три сессии, с помощью которых тестировалась выдержка.

После того, как перед малышами демонстрировали изюминку, им говорили, что они могут на нее смотреть до тех пор, пока им не разрешат ее съесть. Выяснилось, что дети, рожденные раньше срока не могли дождаться команды и брали изюминку раньше срока (чтобы проверить выдержку, дети должны были подождать команды экспериментатора в течение 1 минуты).

Выяснилось, что дети, которые не смогли справиться с искушением, через 7 лет имели плохую успеваемость в школе, им сложно было на долгое время концентрировать внимание и были проблемы с усидчивостью.