Специальность «Культурология» (академический бакалавриат, прикладной бакалавриат). Культуролог — профессия истинных ценителей культуры

Культуролог — научный специалист, изучающий особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Заработная плата

25.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Культурологи работают в школах, научно-исследовательских институтах, музеях, заповедниках, в вузах.

Обязанности

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг.

Научная работа — основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Быть специалистом во всех областях практически нереально. Поэтому культурологи специализируются на изучении определённых проблем в области мировой культуры.

Дополнительными обязанностями культурологов являются: проведение экскурсий в музеях и старинных сооружениях, чтение лекций в вузах, написание книг.

Важные качества

В профессии не обойтись без таких качеств, как: аналитический ум, склонность к кабинетной исследовательской работе, аккуратность, внимательность и ответственность.

Отзывы о профессии

«Культура больше, важнее, системнее — сильнее, чем институты государства, которое, безусловно, крупнейший игрок во всех сферах жизнедеятельности. У него много функций. Оно — заказчик, оценщик, цензор, управленец, защитник. Может ускорять или тормозить, помогать или препятствовать, поддерживать или гнобить. Но в большом Времени государство не способно победить, тотально преодолеть культурные предписания».

Даниил Дондурей,
культуролог.

Стереотипы, юмор

Культурологов часто привлекают в качестве экспертов и консультантов по вопросам культуры различных стран. В их задачу входят выявление и оценка гуманитарных рисков в инженерных, социальных, экономических и политических проектах. Поэтому профессию трудно назвать скучной и монотонной.

Обучение

Для работы культурологом требуется высшее специальное образование. Учиться можно, например, в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций, Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина, Русской христианской гуманитарной академии.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Справка

Понятие «культура» (от лат. «culture») появилось ещё в средние века: так называли способ возделывания зерновых. К 17 веку оно приобрело иное значение. Его стали использовать, когда хотели обозначить улучшение, совершенствование чего-либо. Так, ещё с давних времён культурный человек - тот, кто воспитан и образован.

В настоящее время существует множество определений культуры. Прежде всего, она понимается как совокупность ценностей, созданных на протяжении всей истории человечества. Наука, посвящённая изучению культуры, называется культурологией.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Культуролога считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Культурологи потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Культурологи занимаются научной работой. Они исследуют различные виды искусств, народные традиции и социальные течения, определяют особенности их формирования и развития. В культурологии можно выделить несколько направлений и областей, поэтому у каждого представителя данной профессии для подробного изучения есть своя узкоспециализированная тема. Культурологи часто работают с архивными документами, редкими библиографическими источниками, произведениями искусства.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Редкая профессия

Представители профессии Культуролога действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Культурологом . На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Культуролога вправе называться редкой профессией.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Культуролога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Культурологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Культурологом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Главная задача культуролога - осуществление научно-исследовательской работы. Он изучает различные предметы и явления культуры. Для этого специалист анализирует данные различных источников: от исторических документов до трудов других культурологов. Не исключены выезды в различные командировки, этнографические экспедиции, участие в опросах населения. Результатами его работы становятся различные публикации, лекции. Многие представители данной профессии занимаются преподавательской деятельностью. Некоторые проводят разнообразные экскурсии или становятся кураторами выставок.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Культуролога относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Культурологи отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Культурологи могут работать в самых различных областях профессиональной деятельности. Они нужны в музеях, галереях, научно-исследовательских центрах, учреждениях и организациях, сосредоточенных на охране памятников культуры. Большая часть культурологов становится не только исследователями, но и преподавателями. Есть возможность стать журналистом и освещать события и проблемы культурной жизни. Из предприимчивых культурологов могут получиться хорошие организаторы разнообразных выставок.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Культурологи имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Культуролога не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

В последние десять-пятнадцать лет в вузах появляется всё больше неприкладных специальностей: регионоведение, культурология и т.д. Названия красивые, обещания светлого будущего и открытых дверей, за которыми скрываются золотые горы, сладкие – а вот как все обстоит на самом деле? Кем может устроиться культуролог?

Как молодые культурологи-выпускники не всегда предполагают, куда им податься, так и не все работодатели знают, что им делать с культурологами-соискателями. Образование слишком теоретическое, его границы чересчур размыты – в отличие от таких практически-ориентированных, как журналистика, педагогика, менеджмент и прочее.

Например, я - культуролог по образованию и почти десять лет работала в вузе, где вела несколько курсов – общую «культурологию», «культуру повседневности», «социологию культуры», «теорию культуры», «философию культуры», «русская культура» и т.д. и т.п. Так что с масштабом проблемы, увы, знакома. Как и с тем, что способов с ней справиться не так уж и много.

Итак, вы – культуролог. Конечно, можно посоветовать получить второе образование или пройти какие-нибудь курсы, или, на худой конец, изучить что-то самостоятельно, вроде «Как стать гуру программирования за 8 часов сна» – но ради чистоты эксперимента мы отметем эти варианты.

Поэтому в нашем списке вы не увидите таких профессий, как программист, мастер маникюра, веб-дизайнер, менеджер и прочие. Но не встретите и продавца, тамаду, дворника, промоутера, сотрудника колл-центра, вахтера, уборщика и тому подобных – эти возможности открыты для любого выпускника.

Преподаватель

Идеальный, из палаты мер и весов, вариант того, кем может работать культуролог – преподавателем культурологии. Или смежных дисциплин – социологии культуры, философии культуры и далее (смотрите выше).

Однако желающих нести разумное, доброе, вечное и культурологическое встретят сразу несколько «но». Первое – кафедры уже полностью укомплектованы педсоставом, поэтому мест для молодых аспирантов практически нет. Второе – чтобы полноценно работать преподавателем на полную ставку, необходима ученая степень. То есть защищенная диссертация, выделить на которую время, силы и деньги могут далеко не все. И третье – больной финансовый вопрос.

Преподаватель без степени может рассчитывать в регионах на 5 тысяч рублей, в столице – на 10 тысяч. Если у факультета есть коммерческие средства, то эта сумма может увеличиваться, но не намного. Не лучше дело обстоит и у почасовиков – , но в итоге в месяц выходит примерно столько же, сколько и у «штатников».

Ученый-культуролог / «публичный» культуролог

Под «научной культурологией» сейчас можно понимать сразу два типа деятельности.

Первый – классический ученый, кандидат или доктор наук, двигающий эту самую науку вперед, постоянный участник конференций, симпозиумов и семинаров, в основном зарубежных. Нередко этот ученый читает лекции, но преподавателем в полном смысле не является. Увы, при всей заманчивости это не столько профессия, сколько образ жизни, призвание. Чтобы иметь статус, двигаться по карьерной лестнице и не нуждаться в деньгах, ученому-культурологу нужно или быть выдающимся, или уметь работать с волшебным словом .

Второй тип деятельности – «культурологи», которых можно видеть на ток-шоу, публичных лекциях и круглых столах самого разного толка. Они занимаются культурными проектами, урбанистическими практиками, социальными вопросами, нередко являются городскими активистами и общественными деятелями. И это тоже, как и в случае с наукой, особый образ жизни и особое призвание, которые по плечу далеко не всем.

Кандидат или доктор наук уже может рассчитывать на финансовые вливания от 20 до 40 тысяч, а если при этом он еще и совмещает научную деятельность, например, с руководством кафедрой, то планка поднимается до диапазона 50-80 тысяч рублей.

Музейный работник

Представление о том, что музеях работают бабушки-смотрительницы, вся забота которых в том, чтобы экспонаты не лапали посетители, а самих старушек не съела моль - несостоятельный стереотип. Музеи всё больше ориентируются на молодежь – и для этого им требуются молодые кадры. Методисты, организаторы экскурсий, экскурсоводы, кураторы выставок, пиарщики – те профессии, которые подходят не только дипломированным музеологам.

Минусы этой работы, как и любой, связанной с бюджетными учреждениями – низкая зарплата и необходимость обеспечивать определенное число посетителей ежемесячно. Второй пункт особенно сложен – ведь если краеведческий музей или музей изобразительных искусств еще пользуются популярностью (и прежде всего, у гостей города), то положение музея городского быта или литературного музея весьма незавидно. Вот и приходится изобретать новые заманухи – квесты, музыкальные вечера, литературные чтения, киноклубы и «Ночи в музее». Культурологи тут как раз к месту.

К сожалению, в этой области зарплаты в регионах и столице не сильно отличаются. Конечно, есть отдельные музеи, которые находятся на особом положении – но их на всю страну не более десятка. В среднем «температура по больнице» выглядит примерно так: директор музея - 30-70 тысяч, менеджер проектов - 15-20 тысяч, методист - 15-25 тысяч, хранитель фондов - 20-30 тысяч, администратор экскурсий в агентстве – 15-25 тысяч, экскурсовод в агентстве экскурсий - от 2 до 5 тысяч в день (работа по выходным).

Библиотекарь

Стереотипы здесь такие же, как и у музейных работников. Однако библиотека – уже давно не тихое замшелое место, где можно почитать книжку и полистать подшивку газет. Книги и газеты стремительно уходят в онлайн, а библиотеки, наоборот, стремятся к народу – проводят мероприятия, организуют читательские клубы, устраивают флэшмобы, буккроссинги, литературные пикники… Молодые культурологи, владеющие навыками пиара и находящиеся в курсе современных культурных и субкультурных тенденций, могут чувствовать себя тут как рыба в воде.

Ситуация с зарплатами не лучше, а то и хуже, чем в музеях. В библиотеки не приводят экскурсии иностранцев, там продаются сувениры и даже в туристических проспектах библиотеки обходят стороной. И это сказывается на зарплатах: библиотекарь - от 10 до 20 тысяч, заведующий методическим отделом - от 15 до 30 тысяч рублей.

Журналист

Многие редакторы отмечают, что журналисты с просто гуманитарным образованием (в нашем случае, культурологи) нередко справляются с заданиями лучше, чем журналисты-филологи. Причин тому может быть множество, однако итог таков, что в СМИ и масс-медиа культуролог-соискатель больше не рассматривается как неведомая зверушка. Его единственный минус – нехватка практики, однако он может искупить её, очаровав работодателя своими обширными знаниями и аналитическими способностями.

Из моих однокурсников и студентов один работает аналитиком в крупном издании, один является редактором издания не менее крупного, а третий стал начальником областной службы радиовещания. Не говоря уже о десятке-двух собственно журналистов и теле- и .

Зарплатная вилка здесь зависит, прежде всего, от финансовых возможностей издания. Например, может рассчитывать на 10-15 тысяч, – от 12 тысяч. уже «стоит» от 30 до 70 тысяч рублей. Некоторые издания предлагают доплаты за количество просмотров, репостов и лайков – поэтому хороший журналист, разрабатывающий популярную тему, может еще тысяч пять в месяц накинуть.

Критик/обозреватель кино, музыки, театра, моды

Отличие этой профессии от профессии журналиста в том, что критики и обозреватели «окучивают» конкретное поле. Конкуренция на этом поле мала, но и деньги, увы, такие же. Особенно в небольших городах – культурные события рассредоточиваются в течение года неравномерно, и можно столкнуться с тем, что в один месяц концерты заезжих звезд сыплются, как из рога изобилия, а в другой – в поле зрения только фестиваль урожая. Однако эта профессия – неплохой способ показать себя и завязать полезные знакомства. Ну, и бесплатно ходить, например, в театр.

Как правило, здесь нет фиксированной зарплаты, а есть гонорары за статьи, которые могут радикально отличаться в зависимости от издания и имени автора – от тысячи рублей за разворот (в регионах или в небогатых центральных изданиях) до 10 тысяч (эти товарищи обитают в столичном секторе и вынуждены жестоко биться за пятачок места под солнцем).

Блогер/видеоблогер

Рассматривать как полноценную профессию не имеет смысла, и с юридической точки зрения оно ею не является (в трудовую книжку не вписать, пенсию не получить), и деньги для начинающих там совсем небольшие. В музеях и то больше платят.

Зато потом хороший, грамотно раскрученный (вот где пригодятся навыки культуролога!) и монетизированный блог или YouTube-канал может неплохо прокормить его хозяина.

Чаще всего зарплаты как таковой нет, но иногда начинающим блогерам может перепасть временный проект стоимостью 5-10 тысяч рублей.

Консультант в книжном магазине

В отличие от продавца, это профессия, где культуролог может блеснуть своими знаниями, если специализация магазина соответствует околокультурологическому профилю. Прежде всего это, конечно, книжный: сведущий в литературных направлениях, новинках, модных течениях и способный подсказать нужную книжку консультант быстро продвинется по карьерной лестнице.

В вакансиях, как правило, указывается максимальная зарплата, которая считается по форме «оклад+премиальные для бессмертного пони». На деле реальная зарплата человека, который будет кроме работы еще вести хоть какую-никакую да личную жизнь, окажется раза в два меньше. Обычно денежные выплаты укладываются в диапазон от 15 до 30 тысяч рублей, в регионах ближе к первой цифре, в столице – ко второй.

В рекламе культурологам открыты все пути – по той причине, что специального «рекламного» образования у нас в стране пока нет, и значит, нет сильной конкуренции соискателей. Выпускник может устроиться как рекламным менеджером, так и , креативщиком и сценаристом рекламных роликов. А если подтянуть (сейчас мы забудем на минуту о чистоте эксперимента) умение рисовать – то есть шансы стать дизайнером рекламы.

Нередко в рекламном бизнесе работают фрилансеры, получающие деньги не ежемесячно, а за каждый заказ, но серьезные фирмы предпочитают иметь в распоряжении штат с четким рабочим графиком и не менее четким окладом. К этому окладу приплюсовываются и премиальные. В итоге, например, сценарист рекламных роликов может получить в месяц от 20 до 80 тысяч рублей.

Переводчик

В учебный план культурологов, как и всех гуманитариев, входит и курс иностранных языков, пусть даже и не в том объеме, как у филологов. Если студент не филонил во время занятий, а ещё и самостоятельно подтягивал языки, то ему прямая дорога в . А тут вариантов масса: переводчики на официальных мероприятиях, в штате крупной компании, в издательствах, письменный перевод, локализация фильмов и игр… Причем в большинстве случаев особенно ценятся не переводчики «с иностранного на русский», а наоборот.

Что же касается денег, то тут все зависит от статуса фирмы и редкости языка. Например, простой «англо-русский» может претендовать на зарплату от 15 до 35 и выше тысяч рублей, а такой экзотический вариант, как уже стоит 50-55 тысяч.

И напоследок самый главный совет студентам-культурологам – по максимуму используйте . Часто студенты рассматривают её как неизбежное зло, а свою миссию видят в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с этим злом. Правда, тут всё зависит от того, насколько ответственно к практике подходят сам факультет и принимающие организации. В ваших интересах найти наиболее перспективное место и с выгодной стороны показать себя там. Помните, после выпускного вечера у вас появится куча конкурентов!

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Кто такой культуролог и чем он занимается? Разобраться в этом, пожалуй, не так легко: чаще всего в интернете можно видеть лишь расплывчатые описания и скудные определения профессии. А ведь на деле эта довольно редкая профессия охватывает целую сферу — сферу культуры. Так как же именно можно реализовать себя в этом направлении?

Специалисты по культурологии, испытывающие неудержимую жажду к науке, увлечённо занимаются научными исследованиями, пишут статьи для научных и научно-популярных изданий, ведут преподавательскую деятельность, работают над созданием учебных и методических пособий. Подготовкой таких специалистов (квалификация «Культуролог-исследователь. Преподаватель») успешно занимаются в (специальность «Культурология. Фундаментальная культурология») и в (специальность «Теория и история культуры»).

Большую популярность сегодня набирают специальности, на которых культурология изучается как дисциплина прикладная. В таком случае присваивается квалификация «Культоролог-менеджер». Само слово «менеджер» произошло от английского глагола «manage», что означает «управлять». Такой специалист имеет возможность устроиться на работу в различные компании, издательства, СМИ в качестве консультанта по вопросам культуры. Коммуникабельность и умение устно излагать свои мысли открывают и другие возможности, такие как работа в музеях, архивах, библиотеках, художественных галереях. Проведение экскурсий, реализация инновационных культурных проектов (в том числе и международных), организация мероприятий и праздников, а также прочая деятельность, связанная с культурой, по силам культурологу-менеджеру. Не стоит забывать и о Министерстве культуры, где на самом высшем уровне специалисты по культурологии заботятся о сохранении и развитии национальной культуры и традиций.




Квалификацию «Культуролог-менеджер» можно получить в (специальность «Культурология. Прикладная культурология»), (специальности «Информационные системы в культуре», «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей») и (специальность «Культурология. Прикладная культурология»).


В средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях есть возможность получить квалификацию «Организатор культурно-досуговой деятельности», причём как на основе общего среднего (11 классов), так и на основе общего базового образования (9 классов). От профессии культуролога-менеджера эта квалификация отличается привязкой к конкретному виду искусства — музыка, хореография и пр. Таких специалистов готовят по всей Беларуси.

…культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Виталий Анатольевич, что представляет собой культурология в современной России?

— Культурология - это дисциплина, возникшая в России в постсоветское время, до этого никакой культурологии у нас не существовало. По своему генезису российская культурология весьма неоднородна. С одной стороны, она ориентировалась на отдельных крупных ученых - Сергея Сергеевича Аверинцева, Юрия Михайловича Лотмана и в целом то интеллектуальное явление, которое называется московско-тартуской семиотической школой, и так далее. Здесь я могу упомянуть также наших коллег по отделению - Галину Ивановну Звереву и Александра Львовича Доброхотова. С другой стороны, сюда массово влился интеллектуальный контингент, который в силу новых политических обстоятельств оказался «не у дел», - например, историки партии. Поэтому я бы сказал, что сегодня культурология в России весьма неоднородна: есть отдельные сильные центры, но в значительной мере это не вполне благополучная сфера. Содержательно здесь до сих пор широко процветают некие самобытные концепции, почти никак не соотносящиеся с международным контекстом исследований культуры.

И все же нельзя сказать, что формирование культурологии шло у нас в полном отрыве от основных мировых тенденций гуманитарного знания. Появление культурологии в России формально и дисциплинарно зафиксировало тот «поворот к культуре», который интенсивно происходил во всем мире в течение второй половины XX века. Уже упомянутая московско-тартуская школа по общему направлению своей деятельности также соответствовала общегуманитарному «лингвистическому повороту», а в какой-то мере и тем передовым интеллектуальным трендам, которые разворачивались в это время в западной гуманитарной среде - например, французскому структурализму. Кроме того не следует все же забывать, что именно в советский период были сформулированы концепции, оказавшие заметное влияние на различные западные программы исследований культуры. Прежде всего, необходимо назвать работы русских формалистов, а также работы Михаила Бахтина и Валентина Волошинова. Правда, я едва ли преувеличу, если скажу, что за рубежом они были восприняты более продуктивно, чем в России.

Если говорить о сегодняшней культурологии в международном плане, то я бы отметил, что это одна из самых подвижных исследовательских областей. Речь, конечно, никоим образом не идет о какой-то гомогенной дисциплине, некоей «Науке о культуре» с большой буквы, как кто-то пытается ее представить. Корректнее говорить о наличии различных исследовательских программ и проектов, которые имеют различные циклы существования, но разрабатываются очень активно.

До сих пор на эту область оказывает заметное влияние возникшая в 1960-е годы британская программа культурных исследований (Cultural Studies) - левое по своей политической ангажированности направление критических исследований культуры.

Есть множество направлений, связанных с исторической семантикой («история понятий»), в последнее время - это визуальные исследования, перформативные исследования, различные виды городских исследований, исследования медиа и массовой культуры, рецептивные исследования и прочее. Что касается исследований визуальной культуры, то, замечу, мы с коллегами как раз интенсивно работаем над соответствующим проектом второй нашей магистратуры - на данный момент это очень перспективная и в исследовательском, и в прикладном отношении область.

Кроме того классические гуманитарные дисциплины за последние десятилетия в значительной мере совершили, так сказать, собственный поворот к культуре. Ни современную экономику, ни социологию, ни политические исследования нельзя представить без обращения к анализу культуры, что находит своей выражение в появлении, например, культурсоциологии, в различных вариантах институциональной экономики и так далее. В некоторых направлениях исследований я бы сейчас даже затруднился провести границу между социологией и исследованиями культуры. Междисциплинарные исследования также невозможно представить без исследований культуры.

Но изменения в науке не появляются сами собой, они отвечают запросу, идущему от нашего социального опыта. Нетрудно заметить, что культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях, консерваториях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается во все более заметный экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Что должно измениться, чтобы наша культурология влилась в мировой контекст и стала практичнее, ближе к жизни?

— Стратегии здесь понятны, но требуют значительных усилий по обновлению всего поля российской культурологии.

Первое - акцент на современную теорию и преодоление концептуальной отсталости. Теоретический аппарат российской культурологии ближе к XIX, чем к XXI веку. Необходимо включать в образовательный и научный оборот целые пласты методологических и теоретических исследовательских инструментов, обновлять понятийный аппарат, вводить новые языки описания.

Второе - активная исследовательская работа, включая интеграцию в большие международные программы исследований культуры. На отделении культурологии Вышки, кстати, преподает очень большое число специалистов, имеющих западную степень PhD, а некоторые просто чередуют работу в западных университетах и у нас - вопрос о международной интеграции мы решали сразу и без всяких провинциальных скидок. Конечно, в отличие, скажем, от математики или научных подходов с выраженной количественной составляющей, исследования культуры неизбежно имеют национальную и локальную прописку. Но мы не должны быть изолированы в теоретической или методологической сфере.

Добавлю к этому еще одно соображение. Критически важно для российских исследований культуры преодолеть своеобразный «филологизм». Это я не в укор филологии, речь лишь о том, чтобы переориентировать исследования культуры на актуальную социокультурную реальность, а не ограничиваться пространством письменного стола, практикуя своего рода культурный эскапизм. У нас колоссальный провал в знаниях о современной российской культуре - да и не меньший, кстати, и о ее недавнем прошлом. Советские годы наложили на современность отпечаток в том смысле, что в СССР доступ к исследованию актуальной реальности был всегда строго ограничен и подконтролен, что, конечно, побуждало исследователей удаляться в башню из слоновой кости и заниматься вопросами, далекими от окружающей их действительности. В итоге в рамках исследований культуры образовался явный дефицит полевой, культурно-антропологической работы. Сегодняшние журналисты часто лучше умеют описывать происходящее в стране, чем ученые, которые, казалось бы, должны быть здесь на передовой линии. Именно поэтому, кстати, мы уделяем такое большое внимание нашим исследовательским практикам - уже второй год мы проводим летнюю исследовательскую практику в Торжке. Если не совершать систематически подобных усилий, будет воспроизводиться ситуация, при которой студенты лучше осведомлены о новейших интеллектуальных модах Франции, чем о том, что происходит просто на улице - за окном библиотеки.

Третье - постоянное внимание к обновлению исследовательских стратегий смежных научных дисциплин. Без современной социологии, экономической и политической теории, культурология быстро превращается или в эзотерическую «игру в бисер», или в необязательные спекуляции по поводу Микки Мауса - это хорошо известно по накопленному и у нас, и за рубежом печальному опыту.

Четвертое - необходимо развитие прикладной культурологии. Для реализации проектов в сфере культуры - в современном, широком смысле этого слова - необходим особый набор компетенций и навыков: организационных, управленческих, информационных. Перед нами огромное поле работы. Это можно назвать сферой культурного предпринимательства, и именно на развитие данного направления нацелена наша магистратура «Прикладная культурология». Но, разумеется, продуктивная активность здесь невозможна без определенных аналитических навыков, без знания и понимания процессов современной культуры.

Собственно, когда создавалось отделение культурологии Вышки, мы исходили именно из такой концепции культурологии. При этом мы, конечно, исходим из специфики нашего университета, тех преимуществ, какие предоставляет нам кооперация с существующими здесь научными и образовательными подразделениями.

— Кем обычно работают люди с культурологическим образованием в России и чем отличается подготовка таких специалистов во ВШЭ?

— Культурологи могут работать в сфере образования и заниматься исследовательской работой. Но исследователи - штучный товар, это скорее призвание, а не профессия. Однако задача обновления этой научной и образовательной среды стоит весьма остро, и исследования в этой области перспективны.

Вторая профессиональная возможность - современные культурные индустрии; подвижная среда культурных проектов, развивающихся, прежде всего, в крупных городах и связанных, грубо говоря, с коммерциализацией культурной и креативной деятельности. Быстро формирующийся рынок труда отмечен все возрастающей активностью по актуализации культурного наследия, прежде всего, на региональном уровне. Необычайно востребованы люди, обладающие соответствующими компетенциями и профессиональными навыками. Также и традиционные институты культуры - музеи, библиотеки и другие учреждения. Они находятся сегодня в совершенно новой для себя ситуации, когда они не обеспечены гарантированной аудиторией, формирующейся под давлением государственной просветительской политики, но должны активно формировать свою аудиторию. Одних управленческих компетенций для этого недостаточно. Важно понимать основные тенденции современной культуры, запросы аудитории - наши выпускники хорошо подготовлены для решения подобных задач.

Наконец, к третьей сфере профессиональной занятости я бы отнес сферу медиа, которая со временем только расширяется и требует в том числе профессионалов, способных работать в культурном сегменте информационного поля.

Наши магистры успешно вступают в трудовую деятельность - работают редакторами, начинают публиковаться как критики, работают в галереях, активно включены в столичные культурные проекты. Так, в начале этого года на площадке Artplay проходила самая масштабная выставка современного искусства, посвященная двадцатилетию распада СССР - «Искусство памяти». Она была организована и сопровождалась нашими преподавателями, студентами и выпускниками. Курировал ее, кстати, Валериан Валерианович Анашвили - координатор магистерской программы «Прикладная культурология».

Подготовка специалистов в названных областях имеет в настоящее время особую сложность, связанную с инерционной системой профессиональной подготовки. Дело в том, что традиционные номенклатуры профессий - вроде «клубный работник» - совершенно не вписываются в подвижную проектную сферу современной культурной индустрии. Поэтому мы ориентированы не на подготовку узких специалистов с фиксированным багажом знаний, а именно на компетентностный подход. Последний обеспечивает нашим выпускникам необходимую здесь мобильность и компетентностные конкурентные преимущества. Для реализации этой программы университетская подготовка должна быть обеспечена тем, что можно называть «живой связью с городом». Поэтому у нас на отделении, особенно в магистратуре, преподают многие ведущие организаторы культурного предпринимательства - кураторы, издатели, редакторы профильных СМИ, руководители выставочных компаний, представители московских музеев. Так запрос от рынка труда мы получаем, что называется, из первых рук.

— Все-таки журналистика и организация выставок — очень разные сферы деятельности. Как помочь будущему культурологу определить, что ему ближе?

— Нужно создавать для студентов возможности попробовать себя в разных ролях. У нас для этого выстроена многоуровневая система практической деятельности. Так, непосредственно на отделении действует целый инкубатор различных проектов, «завязанных» на наш проектный семинар. Есть и своя пресс-служба, и фотослужба: если вы пройдетесь по зданию, то увидите, что здесь регулярно проходят тематические фотовыставки - как наших студентов, так и приглашенных мастеров. Организованы клубы. Старейший - клуб «Креативный класс», он существует с первого года работы нашего отделения. В его рамках регулярно проходят встречи с известными специалистами различных культурных индустрий, с писателями и режиссёрами, проходят обсуждения самых актуальных культурных событий.

Есть и серьезная дискуссионная площадка - совместно с издательством НЛО и журналом «Неприкосновенный запас» - «Клуб гуманитарных диспутов»: это, как правило, виртуозные интеллектуальные дискуссии, на которые приглашаются яркие современные исследователи.

Совместно с культовыми книжными магазинами «Фаланстер» и «Циолковский» у нас вот только что начал действовать книжный клуб «Гутенберг».

Один из популярных проектов - клуб культурных путешествий «Улисс», организующий совсем не тривиальные поездки - эта такая сложная альтернатива массовому экскурсионному туризму, где сочетается и исследовательская, и игровая, и просветительская составляющие.

Есть также киноклуб «Синий ключ» - со своей вполне оригинальной концепцией. Постоянно возникаютя какие-то новые инициативы - студенты пробуют, экспериментируют. На первый взгляд кажется, что это какая-то побочная активность студентов. Но на самом деле это не так. Вот мы много слышим разговоров про креативный класс. А что это такое, как можно людей научить креативности? - Да, оказывается, научить-то нельзя, не особенно приспособлен классический университета для этого. Можно только в рамках вот таких проектов - ребята сами все организуют, вкладываются в них. И, замечу, это совершенно спонтанная активность - мы ее никак не бюрократизируем, не просим на них специальных ресурсов, не вешаем какую-то формальную вывеску - вот в этом кабинете у нас «инкубатор культурных проектов». Культурные индустрии развиваются за счет личной инициативы небольших групп, поэтому и важно, чтобы студенты проявляли свою креативность в условиях, приближенных к реальным.

Другой уровень включения в практическую деятельность - система практик. Студенты сами находят работу - в профильных исследовательских институтах, в музеях, в журналах, на фестивалях и так далее. Мы организуем некоторое пространство возможностей, а дальше они действуют самостоятельно.

И еще раз скажу о том, что у нас преподает большое число реальных практиков и мы прикладываем специальные усилия для привлечения лучших из них. Это своеобразная система мини-базовых кафедр. Особенно в магистратуре - это и урбанисты, и музыканты, и кураторы. Магистрам это дает необычайное приращение и профессионального, и социального капитала - фактически, они сразу имеют дело с потенциальными работодателями или могут напрямую включаться в соответствующие профессиональные среды.

За время учебы наши культурологи имеют дело с разными культурными индустриями — будь то издательство, журнал, галерея или студия звукозаписи. Ведь если мы говорим о прикладной составляющей, то современный культуролог — это культурный предприниматель, то есть человек, который может создать интересный проект и довести его от стадии замысла до реализации, обеспечив необходимыми ресурсами.

— А каковы основные принципы образования в сфере культурологии за рубежом?

— Пожалуй, корректнее было бы говорить отдельно о разных странах. Но я отмечу один общий момент. Важная социальная особенность европейского и американского аналога культурологии заключается в том, что «Liberal Arts» - это престижное, элитарное образование. За этим стоит глубоко укорененная в традиции и весьма сложная концепция гуманитарного образования. «Свободные искусства» - это образование, ориентированное не на то, чтобы человек превращал себя в некий инструмент зарабатывания денег, но на идеал полноценного свободного развития. Я не склонен - при всех имеющихся сложностях - алармистски оценивать состояние современной отечественной культуры, но совершенно очевидно, что по ряду конкретных причин в России эта традиция не получила развития, не укоренилась в достаточной степени, чтобы мы могли ориентироваться на этот образец.

Да, и в Европе, и, прежде всего, в США это элитарное образование - и там действительно воспитывается элита, обладающая широким кругозором, воспроизводящая определенную систему ценностей, обладающая глубоким и всесторонним пониманием как традиции, так и современной культуры. У нас такого рода элиты пока не сложилось - детей скорее отправляют получать «полезные» профессии, что затем уже в карикатурных формах воспроизводят и другие социальные слои - отсюда у нас расцвет разного рода «фейкового» образования, получения «хлебных» профессий. Но это вопрос взросления культуры - надеюсь, когда-нибудь и мы здесь достигнем своего совершеннолетия.

— От каких ошибок вы могли бы предостеречь начинающих культурных предпринимателей в России?

— Я бы сказал иначе: на ошибках учатся, не нужно их бояться. Джон Хокинс - ведущий специалист по креативной экономике - как-то во время одного из своих докладов назвал креативную экономику экономикой неудач. Это важно понимать: далеко не все креативные проекты удаются и нужно быть к этому готовым. Но настойчивость, труд и творческое начало все равно побеждают. Отечественные культурные индустрии ждут тех, кто готов проявлять инициативу и не боится возможных неудач.

Беседовала Екатерина Рылько

22.01.2013

Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ: …культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды..jpg" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">