Совместная работа воспитателя и специалистов доу. Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве доу
Руководство всей деятельностью МОУ детского сада осуществляется заведующей в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Заведующая обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико - педагогического консилиума;
- совместно с коллективом создает климат психологического комфорта,
- формирует предметно - развивающую среду.
Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии возможно достижение результата.Особое внимание мы хотим уделить МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая разработана в процессе нашей работы и представлена на мультимедиа. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – дефектолога, педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику.Все специалисты при создании модели работают под руководством дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.
Дефектолог
- Диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированность представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
- Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.
- Проводит подгрупповые и индивидуальные Занятия в первой половине дня. формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития..
- Участвует в методических Объединениях, и является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
- Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ЛОГОПЕД
- Диагностирует: уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
- Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.
- Проводит подгрупповые занятия по формированию фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).
- Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.
- участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Проведение специально - организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.
- Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.
- Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.
- Консультирование родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.
- Воспитатель совместно с логопедом и дефектологом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.
ПСИХОЛОГ
- Организация взаимодействия педагогов;
- Психопрофилактическая работа.
- Психодиагностическая работа с детьми.
- Выявление и преодаление отклонений в становлении отдельных сторон личности детей дошкольного возраста.
- Специально – коррекционная работа с детьми, входящими в группу «риска».
- Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Повышение уровня психологической грамотности родителей.
- Консультативная работа с родителями.
- Коррекционная работа с родителями.
- Оказывает методическую помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
- Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.
- Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.
- Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.
ИНСТРУКТОР ФИЗКУЛЬТУРЫ
- Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
- проведение танцевально-игровой гимнастики, самомассажа, ритмики.
МЕДПЕРСОНАЛ
- Проведение лечебно - профилактических и оздоровительных мероприятий.
- Соблюдение требований санитарно – эпидемиологических правил и норм.
- Осуществление контроля режима и качества питания.
- Оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей.
- Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
- Проведение массажа по назначению врача.
- Проведение физиопроцедур и медикаментозного лечения по назначению врача педиатра, невролога.
- Организация «оздоровительного сна», ароматизация спальни успокоительными травами, фиточай.
- Врач-психоневролог консультирует дефектологов, логопедов, воспитателей по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Были определены формы взаимодействия специалистов:
- педсоветы,
- консультации,
- тренинги,
- семинары-практикумы, (например, в январе 2007 г. нами был проведен семинар - круглый стол на тему «Семья – детский сад – школа - социум», с приглашением педагогов других детских садов, школ (различного вида), родители).
- медико – психолого - педагогические консилиумы,
- деловые игры,
- круглые столы,
- анкетирование,
- просмотр и анализ открытых занятий и др.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии:· совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
· одновременного решения коррекционно-образовательных задач, логопеда, педагога - дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии).
Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
·успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
В детском саду педагог -психолог. Специалист проводит диагностику интеллектуального и личностного развития детей. В старшей и подготовительной группах диагностика направлена на изучение готовности детей к школьному обучению: мотивационной, интеллектуальной, волевой, моторно-зрительной. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, запросу родителей и педагогов. В рамках краевого проекта “Ранняя профилактика социального сиротства и социально опасного положения несовершеннолетних” организует индивидуальные формы работы с детьми и родителями.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
Взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.
Консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речи с воспитанниками, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, консультирует педагогов и родителей по вопросам коррекции речи и развития речевых навыков.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, их физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой цели инструктор взаимодействует как с воспитателями и узкими специалистами, так и с родителями, службами оздоровительной направленности.
Воспитатель по изобразительной деятельности организует и проводит образовательную работу по развитию художественных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД.
Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает:
Согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям;
Обсуждение и формулирование общих понятий;
Установление связи образовательных задач;
Согласование по времени;
Совместное планирование работы с детьми в рамках НОД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;
Совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе;
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
Реализация технологии совместной проектной деятельности;
Реализация технологии ведения портфолио дошкольника.
Модель участия специалистов в реализации образовательных областей ООП.
Образовательная область | Учитель-логопед | Воспитатель | Педагог-психолог | Инсруктор ФИЗО | Муз. Руководитель |
Физич. Культура | Развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, «расскажи стихи руками», подвижные игры, «сухой бассейн для рук»), песочная терапия, имитационные движения с речью, физкультминутки | Утренняя гимнастика Руководство самостоятельной деятельностью в центре здоровья Двигательная разминка физкультминутки проведение физкультурных занятий подвижные игры индивидуальная работа по развитию движений Настольно-дидактические игры и пособия | Изучение мотивационной сферы ребенка по отношению к занятиям физической культуры, упражнения на развитие координации движения, физкультминутки. | Система работы по развитию основных движений, развитие физических качеств, интереса, потребности в движениях. Накопление, обогащение двигательного опыта детей. Спортивно-массовая работа. Походы, туристические прогулки. Контрольно-диагностическая деятельность. | Движение под музыку, развитие пластики, грации, координации. Дидактические игры с элементами движения. Хороводные игры. Народные игры. Физкультминутки. |
Здоровье | Корреция недостатков в итмизир речи, игры на развитие артикуляционного аппарата. | Ситуативный разговор на валеологические темы Застольные беседы Беседы КГН Валеологические занятия Просыпальтельная гимнастика Двигательная разминка Физкультминутки Закаливающие процедуры Адекватная самооценка –психическое здоровье Чтение художественной литературы Настольно-дидактические игры и пособия Профилактика осанки и зрения, плоскостопия | Сохранение психического здоровья (игры, тренинги). Изучение ценностного отношения к своему здоровью. Ситуативные разговоры с детьми на тему здоровья. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. | Организация системы физкультурно-оздоровительной работы. Валеологические игры, беседы. Дни здоровья. Контрольно-диагностическая деятельность. | Досуговая деятельность. Театрализованные представления. Смотры, конкурсы. |
Безопасность | Игры, викторины, чтение худ. Лит-ры на закрепление представлений об основных источниках безопасности | Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Ситуативные разговоры с детьми. | Работа над техникой выполнения движений. Мероприятия по предотвращению детского травматизма. | Досуговая деятельность | |
Социализация | Игры в парах, в микрогруппах. Логоритмика. | Релаксационные игры Ситуация общения Игровая деятельность Решение проблемных ситуаций Игры на развитие толерантности | Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Коррекционно-развивающие игры на развитие взаимоотношений. Ситуативные разговоры с детьми. Контрольно-диагностическая деятельность. | Подвижные игры, задания с учетом гендерной принадлежности. | Творческие задания, игры в группах с учетом гендерной принадлежности. |
Труд | Планирование предстоящей деятельности, подготовка и уборка своего рабочего места. | Организация дежурств, коллективного труда и трудовых поручений Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной – досуговой деятельности Представление картин, иллюстраций, литературных произведений о трудовой деятельности Творческие мастерские Реализация гендерного подхода в трудовом воспитании Формирование навыков самообслуживания | Изучение ценностного тношения к собственному труду, труду других людей, его результатам. Игры-тренинги. | Поготовка, уборка спортивных снарядов. Хозяйственно-бытовой труд. Развитие самоорганизации. | Досуговая деятельность |
Познание | Развивающие игры и занятия. Логоритмика. Викторины, сочинение загадок. | Развивающие игры. Игры-ситуации. Свободные диалоги с детьми в играх. Контрольно-диагностическая деятельность. | Рассматривание тематических альбомов. Экскурсии, туристические походы. | Календарные праздники. Экскурсии в театр, просмотр спектаклей. Познавательная литература об истории музыки, биографии композиторов. | |
Коммуникация | Развитие всех компонентов устной речи в разных заданиях, играх. Контрольно-диагностическая деятельность. | Ситуация общения Словесно-дидактические игры и упражнения Обучение связной речи (рассказ, пересказ, описание) Заучивание стихов, потешек и др. Литературные викторины Беседы (тематические итоговые, ситуативные) Встречи с интересными людьми Создание ситуаций общения между детьми и между детьми и сотрудниками детского сада Наблюдения Индивидуальная работа в центрах | Психологические игры, тренинги. Игры-диалоги. Ситуативные разговоры с детьми. Индивидуаль ные игры. Контрольно-диагностическая деятельность. | Подвижные, народные игры. Игры-соревнования, эстафеты, походы, физкультурные развлечения. | Творческие задания в группах. Этюды. Игры-диалоги. |
Чтение х/л | Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, стихи. Игры на развитие темпа речи, ритма, правильного дыхания и интонации. Оформление книжек-малышек. Рассматривание и обсуждение сюжетных и предмтных картинок, иллюстраций к произведениям. | ЧХЛ Индивидуальная работа с полочкой умных книг Экскурсии в библиотеку | Пословицы, проигрывание сцен из сказок. Сказкотерапия. | Считалки, заклички, стихи. Подвижные, народные, хороводные игры. | Драматизация сказок, чтение стихов, попевки, песенки, прослушивание аудиозаписей. Хороводные игры. Инсценирование сказок. |
Худ. Творчество | Использование эстетических пособий, творческие задания. Использование художественного слова. | НОД по худ. Творчеству Экскурсии на выставки, в музеи Создание декораций для оформления помещений ДОУ Участие в выставках Индивидуальная работа в центре искусства Беседы о художниках, скульпторах Изготовление подарочных книг для друзей Книжная мастерская «АйБолит» | Игры-задания на развитие воображения. Чтение художественной литературы. Сказкотерапия. | Творческие задания. Использование эстетически оформленных атрибутов. | Творческие задания, этюды. Участие в детских музыкальных конкурсах, конкурсах чтецов. Игры-импровизации. Концерты. |
Музыка | Использование аудиозаписей, логоритмика. | Создание аудиотек и условий для их использования Музыкально-дидактические игры и упражнения Индивидуальная работа в центре музыки Использование музыки в театрализованной деятельности, в НОД и режимных моментах | Музыкотерапия | Использование музыки на занятиях, гимнастики, в играх. | Система работы по итмизирова воспитанию. Контрольно-диагностическая деятельность. |
Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В данной статье нами будет подробно рассмотрен данный процесс, на примере дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б Филичева, Т.В. Туманова и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных детских садов обнаруживает необходимость взаимодействия логопедов не только с воспитателями, но и с другими специалистами внутри детского сада, а именно с музыкальным руководителем, психологом и инструктором по физкультуре.
Большой вклад в изучение проблемы взаимодействия специалистов внесла М.А.Поваляева. Она разработала моделькоррекционно-развивающей деятельности в образовательном учреждении, которая включала :
· создание команды единомышленников, повышение профессионального уровня педагогов, родителей и медицинского персонала;
· организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
· разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики;
· непосредственную коррекцию всех компонентов речи детей;
· подбор лингвистического материала с учетом этапа работы и компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Данная модель взаимодействия специалистов в дошкольном учреждении способствует эффективным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, расширению границ познания родителей в области коррекционной педагогики. В образовательном процессе любого ребенка важна его своевременная ранняя поддержка педагогами и врачами, которая предупреждает большинство и позволяет быстро и вовремя исправить их.
Должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи
Рассмотрим должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
Согласно должностным инструкциям, на музыкального руководителя любого дошкольного учреждения возлагается основнаяфункция по обеспечению выполнения программы эстетического развития и музыкального воспитания детей с учетом возраста воспитанников.
Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения
Для этого музыкальный руководитель обязан:
1. Контролировать работу педагогов образовательного учреждения и родителей по вопросам музыкально-эстетического развития;
2. Проводить интегрированные занятия с воспитанниками дошкольного учреждения, совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами;
3. Активно участвовать в деятельности Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения и методических объединений;
4. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам музыкального и эстетического воспитания детей;
5. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Взаимоотношения и связи по должности музыкального руководителя:
Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения
На инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :
1. Выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом их психофизических и возрастных особенностей;
2. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
3. Формирование у детей на своих занятиях:
А) основ и понятий здорового образа жизни человека;
б) двигательных умений и навыков;
в) двигательной активности в самостоятельных и коллективных видах деятельности;
г) культуры здорового образа жизни;
д) максимально осознанного освоения образовательной программы.
В своей деятельности инструктор по физической культуре обязан:
1. Грамотно и поэтапно выполнять работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;
2. Обеспечивать совместно с медицинским персоналом контроль состояния здоровья детей и их физического развития;
3. Обеспечивать индивидуальный подход к комплектованию подгрупп детей для проведения занятий физической культурой;
4. Проводить оздоровительные мероприятия;
5. Обеспечивать безопасность детей;
6. Осуществлять охрану здоровья детей;
7. Следить за эмоциональным комфортом в период занятий физическими упражнениями;
8. Проводить физическую реабилитацию воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
9. Активно участвовать в деятельности методических объединений и Совета педагогов дошкольного учреждения;
10. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам физического воспитания детей;
11. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения
Взаимоотношения и связи по должности и нструктора по физической культуре:
1. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией дошкольного учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного учреждения;
3. Подотчетен руководителю дошкольного учреждения и Совету педагогов.
Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения
На педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :
1. Обеспечение психического, соматического и социального благополучия и комфорта воспитанников учреждения;
2. Оказание психологической помощи нуждающимся воспитанникам учреждения, их родителям (лицам, их заменяющим) в вопросах поведения, обучения и воспитания ребенка, педагогическому коллективу.
Педагог-психолог обязан:
1. Осуществляя свою деятельность, педагог-психолог обязан проводить :
· Анализ работы педагогов дошкольного образовательного учреждения, оказывать помощь при возникших затруднениях, которые связанны с особенностями индивидуального развития некоторых детей;
· Развивающие занятия и игры для детей дошкольного возраста;
· Тренинги для педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
2. Педагог психолог должен уметь выявлять причины и степень отклонений в развитии детей (интеллектуальном, эмоциональном, личностном, социальном плане), проводить психолого-педагогическую коррекцию;
3. В случаях особой необходимости направлять детей на консультацию в медицинские, психологические и медико-педагогические Центры;
4. Уметь составлять психолого-педагогические заключения и составлять беседы с родителями и педагогами с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника;
6. Педагог психолог должен осуществлять :
· помощь детям, родителям и педагогам на протяжении всего адаптационного периода к дошкольному учреждению;
· психологическую помощь и поддержку одаренным детям и детям с определенными трудностями;
7. Развивать психологическую культуру в дошкольном учреждении у воспитанников, педагогов, специалистов и родителей;
8. Проводить консультации для участников образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты);
9. Педагог психолог должен участвовать :
· в заседании Педагогического совета дошкольного учреждения;
· в заседании совета психолого-педагогической службы дошкольного учреждения;
· осуществлять «психологизацию» воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, осуществляя научные эксперименты;
· в собраниях для родителей и круглых столах для педагогов;
10. Участвовать в работе Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Взаимоотношения и связи по должности п едагога-психолога:
1. Педагог психолог должен уметь самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие, помесячно. Все разработанные планы согласуются и утверждаются руководителем дошкольного учреждения, согласуются с
психолого-педагогической службой.
2. Педагог психолог должен обменивается полученной информацией с работниками психолого-педагогической службы и педагогическим коллективом учреждения.
3. Педагог психолог должен информировать руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникающих трудностях в работе с детьми, родителями, различными социальными службами.
4. Педагог психолог должен передавать своим руководителям информацию, полученную на совещаниях и семинарах.
Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения
На учителя-логопеда возлагаются следующие функции :
1. Активное участие в образовательном процессе детей дошкольного возраста, направленном на диагностику,
предупреждение, компенсацию, коррекцию отклонений в развитии воспитанников учреждения.
2. Охрана прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3. Проведение логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3до 7лет.
4. Использование в работе детьми дошкольного возраста только апробированных методик по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных речевых функций.
5. Проведение консультаций для родителей (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам учреждения, по возникающим вопросам диагностики речевых нарушений детей, применению методик.
Для выполнения возложенных на него функций учитель-логопед обязан
1. Проводить :
·Ежегодное обследование воспитанников с целью определения структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов речи;
·Комплектование подгрупп для логопедических занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
·Подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста по исправлению речевых нарушений;
2. Выявлять причины и степень отклонений в интеллектуальном, нервно-психическом и речевом развитии детей;
3. В случаях особой необходимости направлять воспитанников на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры;
4. Составлять заключения по результатам логопедического обследования;
5. Доводить до сведения педагогов и родителей результаты обследования с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.
6. Разрабатывать и использовать в своей деятельности
:
· коррекционные программы, циклы занятий, которые направлены на устранение речевых расстройств детей дошкольного возраста;
· рекомендации для педагогов, специалистов учреждения и родителей, касающихся особенности работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; консультации при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе; по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению; по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи;
7. Осуществлять взаимодействие с воспитателями и педагогами дополнительного образования по закреплению результатов;
8. Формировать у воспитанников навыки речевой культуры;
9. Проводить консультации для всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений;
10. Осуществлять выбор технологий логопедической помощи детям.
11. Участвовать :
·в заседаниях Педагогического совета дошкольного учреждения;
·в заседаниях совета психолого-педагогической службы;
·экспериментальной деятельности дошкольного учреждения;
·в родительских собраниях для родителей и круглых столах для педагогов учреждения;
5. В своем вооружении иметь наглядные пособия, материалы и инструменты для обследования и проведения коррекционно-развивающей работыс детьми дошкольного возраста.
Взаимоотношения и связи по должности учителя-логопеда:
1. Учитель логопед самостоятельно планирует свою деятельность на год, полугодие и помесячно. Все планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются руководителем дошкольного учреждения.
2. Обменивается информацией входящим в свою компетенцию с работниками службы и педагогическим коллективом по вопросам;
3. Информирует руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями, детьми и различными социальными службами;
4. Передает выше стоящим руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах;
5. Подотчетен Совету педагогов.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения
На воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагаются следующие функции:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников;
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
3. Воспитание, обучение, развитие детей дошкольного возраста;
4. Оказание помощи социализации воспитанников;
5. Взаимодействие с семьями детей;
6. Проведение консультаций и оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:
1. Способствовать созданию и закреплению благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для каждого воспитанника.
2. Осуществлять :
· индивидуальную образовательную и оздоровительную работу с детьми;
· изучать особенности развития каждого ребенка;
· следить за состоянием здоровья каждого ребенка;
· быть чутким к эмоциональному самочувствию малыша;
· проводить в мониторинг;
· оперативно извещать руководителя о несчастных случаях;
· уметь оказывать первую доврачебную помощь;
· проводить оздоровительные мероприятия, рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;
· осуществлять текущее и перспективное тематическое планирование работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотизма и гражданской позиции, обучению основам безопасности жизнедеятельности, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности,формированию понятий здорового образа жизни ребенка;
· выполнять подготовку и проведение родительских собраний. С периодичностью 1раз в квартал;
· проводить консультации для родителей;
· оформление тематических стендов для родителей;
3. Обеспечивать
:
· совместно с медицинским работником укрепление и сохранение здоровья детей;
· подготовку воспитанников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
· регулярно информировать родителей детей о состоянии здоровья малыша;
· выполнять требования медперсонала;
· осуществлять работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ЛФК и ФТО;
· осуществлять выполнение режима дня детей и учреждения;
· соблюдать двигательную нагрузку детей;
· информирование медицинской службы и родителей об изменениях в состоянии здоровья воспитанников;
· информирование о плановых профилактических прививках родителей или лиц их заменяющих.
4. Контролировать зрительную нагрузку детей;
5. Принимать активное участие в подготовке и проведении детских утренников, праздников, спортивных мероприятий, развлечений, посещений музеев. экскурсий, открытых занятий, родительских гостиных.
Взаимоотношения и связи по должности воспитателя:
Воспитатель передает заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
Таким образом, несмотря на то, что все специалисты дошкольного учреждения наделены специфическими функциями и должностными обязанностями, в рамках коррекционно-воспитательного процесса их функции пересекаются, все педагоги должны работать в тесном контакте друг с другом.
Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна
Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
- Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
- Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
- Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами .
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).
Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:
- проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
- создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
- отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
- применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя :
Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
- ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
- проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- логопедизация режимных моментов и занятий;
- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:
- Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
- Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
- Психокоррекционные игры.
Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
При чтении произведений учитывается:
- Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
- Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
- Лексическая тема.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии.
Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:
- Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
- Освобождение от мышечных зажимов;
- Развитие внимания, чувственного восприятия.
Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
- Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
- Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа логопеда и руководителя изостудии
- Развитие художественно-творческих способностей.
- Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
- Развитие мелкой моторики.
- Придумывание сказок по рисункам.
- Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:
- музыкальные произведения различных жанров;
- логоритмические упражнения;
- упражнения на развитие координации между движением и словом;
- игры и упражнения на развитие дыхания;
- игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
- упражнения на развитие мимических движений.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
- постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
- развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
- расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
- анкетирования, опросы,
- родительские собрания,
- индивидуальные и групповые встречи, консультации,
- просмотры занятий,
- дни открытых дверей,
- домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
- тематические вечера «Уроки для родителей»,
- тематические выставки.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Примерные темы для консультаций:
- Артикуляционная гимнастика;
- Развитие мелкой моторики;
- Выполнение домашнего задания;
- Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
- Речевые игры дома;
- Автоматизацией звука дома;
- Как научить ребёнка читать;
- Обучение практическим приёмам работы.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.
Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.
Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.
Наталья Султанова
Система взаимодействия воспитателей со специалистами ДОУ
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей . Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.
Были определены формы взаимодействия специалистов : открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят : праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями : готовит консультации по просьбе воспитателя , рекомендации, памятки.
В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми, и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде : консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
Публикации по теме:
Доклад на августовском конференции воспитателей ДОУ на тему: «Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка». В настоящее.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ в соответствии с ФГОС Опыт работы Одной из главных задач ФГОС ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Организация работы по укреплению.
2 слайд. Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования.
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС «Педагогический мониторинг. Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.» Надо ли педагогам ДОО.
Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Актуальность и просто жизненная необходимость.