Посох моисея где. Посох моисея

Посох Аарона фигурирует всего в двух содержательных библейских эпизодах, первый из которых относится еще к периоду пребывания евреев в Египте. Точнее - к моменту перед Исходом.

Когда Бог призвал Моисея к пророческому служению, тот сначала отговаривался тем, что «тяжело говорит и косноязычен» (Исх., гл. 4). Бог повелел ему взять своего старшего брата Аарона своим помощником и идти к фараону.

Когда Моисей и Аарон пришли к фараону и попросили (или потребовали) отпустить евреев из Египта, они сказали, что являются посланниками самого Бога, но фараон не поверил им и потребовал доказательств. Тогда в доказательство своих слов Аарон сделал следующее:

«И бросил Аарон посох свой перед фараоном и перед рабами его, и сделался посох змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы » [ Исх 7:8-13 ] Рекомендую обратить особое внимание на данный случай, а вот на египетские жезлы, о которых идет речь у автора - пока нет.

В каббалистической традиции, правда, посохи превращались не в змей, а в крокодилов, но суть от этого не меняется…

Однако это лишь разозлило фараона, и он отказался отпускать евреев из Египта. И тут наступило время знаменитых десяти «казней египетских», в трех первых из которых был вновь задействован посох Аарона:
«…поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх., гл. 7).

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую» (Исх., гл. 8).

«Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» (Исх., гл. 8).

Если в первом случае события во время визита к фараону можно, скажем, было бы списать на грамотно наведенную массовую галлюцинацию, то в трех первых «казнях египетских» посох Аарона выступает уже в роли своеобразной «волшебной палочки». Хотя и здесь вариант может быть гораздо более простой. Ведь во всех случаях реальное действие, в котором и заключается «казнь», производит вовсе не Аарон, а сам Бог.

Взмах же Аароном своим посохом мог служить только «сигнальной отмашкой» для Бога, которому для того, чтобы добиться от фараона нужного решения, нужно было не только провести саму «казнь», но и поднять авторитет своих посыльных - Моисея и Аарона.

«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Ароновых» (Исх., гл. 28).

Однако многие «именитые люди» выступили против этого назначения и требовали равного участия в проведении культовых обрядов для всех родов. Бунт, в традициях действий Бога в подобных случаях, был подавлен на корню -

Библия сообщает, что в результате «умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву» [ Числ 16:41-50 ]
; сколько же погибло «по делу Корееву» так и не указывается.

И все-таки после столь образцово-показательной «порки» зачем-то устраивается «игра в демократию».

Претендентам от двенадцати родов предлагается на ночь оставить свои посохи в Скинии перед Ковчегом Завета, дабы Бог выбрал из них тот посох, обладатель которого и станет первосвященником.
«…и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис., гл. 17).

Выбор стал для всех ясен (как будто не ясен он был по предыдущей резне), и Аарон был назначен первосвященником, как первосвященниками с тех пор должны были быть только потомки из его рода.


Расцветший посох Аарона

Вряд ли можно однозначно сказать, как именно случилось то, что посох Аарона смог так «отличиться» всего за одну ночь. Можно, конечно, было его посадить в горшок с влажной почвой и поместить в какой-нибудь «ускоритель времени». Можно было бы ускорить растительные процессы каким-то неизвестным нам видом излучения от Ковчега. А можно было и просто подменить. В том числе сделать это мог и Моисей - ведь он был заинтересованным лицом, поскольку Аарон был ему братом. Как бы то ни было, история (а тем более Ветхий Завет) об этом умалчивает.

Затем «…сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» (Чис., гл. 17).

Довольно странное распоряжение, надо сказать. Ведь Ковчег Завета (он же «ковчег откровения») видеть имели право лишь те же первосвященники. Тогда кого могло остановить от ропота и бунта «знамение», находящееся в недоступном месте?..

На этом упоминания о посохе Аарона заканчиваются…

Если посох Аарона был при совершении «казней египетских» хотя бы в роли «сигнальной палочки», то уже было бы интересного его поизучать при обнаружении Ковчега Завета - вдруг там не просто «палочка дирижера», а источник какого-то сигнала. И уж тем более было бы интересно его исследовать, если его роль в данных действиях была существенно шире. Например, посох Аарона действительно производил какие-то действия, связанные с применением биологического оружия.

Однако даже если в Ковчеге Завета и лежит какой-то расцветший посох Аарона, то отсюда вовсе не следует, что он является тем самым посохом, который был задействован при «казнях египетских». Библия этого совершенно не утверждает. А у Аарона мог быть и не один посох…

Самым загадочным предметом, который имеется в оглашенном списке претендентов на то, чтобы оказаться внутри Ковчега Завета, является посох Моисея, хотя проявления его «странных» свойств также ограничиваются всего несколькими библейскими эпизодами.

Первый эпизод не особо впечатляет. Тем более, что действие нам уже знакомо - посох превращается в змею и обратно. Это происходит во время того, когда Бог назначает Моисея избранным пророком, который должен повести за собой народ израильский.

«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его» (Исх., гл. 4).

Это свойство жезла превращаться в змея и обратно Моисей и продемонстрировал вскорости евреям в качестве знамения, подтверждающего его притязания на звание пророка…
Гораздо более впечатляющ второй эпизод, связанный с посохом Моисея. Этот эпизод относится к событиям уже после Исхода евреев из Египта.

Фараон послал вслед ушедшим евреям огромное войско, которое настигло беглецов у побережья «Чермного моря» (большинство исследователей полагает, что речь идет о Красном море, но есть и те, кто сомневается в этой версии). Оказавшийся в безысходном положении Моисей воззвал к Богу.

«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).

Перед Моисеем раздвигаются воды моря

Третий эпизод с использованием необычных свойств посоха Моисея произошел после того, как евреи познакомились с «манной небесной».

«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.

И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх., гл. 17).

В данном тексте почему-то говорится о том, что Моисей ранее «ударял» посохом по воде. Между тем ни о каком ударе посоха по воде при форсировании Чермного моря нет ни слова - Моисей там лишь простирает над водой руку с посохом, а это все-таки несколько иное действие, нежели удар. Но возможно, что здесь лишь неточности перевода…

Буквально сразу же после описания события с извлечением воды из скалы, в Ветхом Завете следует текст о еще одном использовании посоха Моисеем.

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх., гл. 17).

Аарон и Ор поддерживают руки Моисея

Больше о посохе Моисея в Ветхом Завете не говорится ничего…

Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялись посохи Аарона и Моисея.


Posts from This Journal by “Ковчег Завета” Tag

  • Некоторые странности на горе Хорив

    По аналогии с странными свойствами Ковчега Завета 1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо…

  • В начале было Слово

    Раньше, чем мне попался на глаза вчерашний шикарный материал о Ковчеге Завета, сделанный на основе данных книг Ветхого Завета, я пришла к выводам…

  • Ковчег Завета-9. Краеугольный камень

    Вслед за этим Израиль постигла катастрофа, о которой мы уже ранее упоминали, - когда Офни (Хофни) и Финеес (Пинхас), сыновья Илия, взяли…

  • Ковчег Завета-8. Траектория Ковчега

    Предположительный маршрут евреев до горы Синай Посмотрим теперь на хронологию событий, так или иначе, связанных с Ковчегом Завета. Итак, через…

В Библии имеется немало описаний чудес. Например, загадочный жезл Моисея, врученный тому самим Богом: с его помощью можно было превращать воду в кровь и вызывать град. Интересно, что в наше время некоторые из описанных чудес объясняются с помощью науки.

А что, если жезл был всего лишь прибором, правда, столь совершенным, что в нашей цивилизации он пока еще не изобретен?

Под диктовку Бога

Волшебный жезл Бога впервые упоминается в Пятикнижии, написанном пророком Моисеем, причем буквально по совету или приказу самого Бога («И сказал Господь Моисею: напиши это для памяти в книгу»; Исход, 17:14). Богословы считают, что описываемые там события происходили в XV веке до нашей эры.


Кто же такой Моисей? Он родился в Египте, в котором задолго до этого нашли прибежище иудеи, превратившиеся
там в рабов. Однажды Моисей стал свидетелем того, как египтянин бьет его соплеменников, после чего убил обидчика и был вынужден бежать в »землю Мадиамскую», где обзавелся женой и сыном. Тем временем притеснения евреев в Египте продолжались, и они «стенали и вопияли», жалуясь на свои горести, и однажды Господь услышал их.

Свет из куста

И вот тогда Бог явился к Моисею и велел ему вывести евреев из Египта в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед», а со своей стороны обещал помощь и поддержку.

Уже в том, как Господь предстал перед Моисеем, можно увидеть подтверждение гипотезы о том, что Бог был представителем высокоразвитой цивилизации и оснащен различными техническими приспособлениями, которые казались древним людям волшебными.

Господь и его ангел предстали перед Моисеем чудесным образом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает» (Исход, 3:2).

Может быть, жителю XV века до нашей эры яркий свет, от которого не загораются деревья, и кажется удивительным, но в наши дни мы его наблюдаем повсюду, и даже на природу можно взять с собой фонарь на батарейках, который будет ярко освещать окрестности. Но, впрочем, судя по всему, цивилизация, к которой принадлежал Господь, было намного более развита, чем наша, ибо мы еще не догнали ее, в чем и убедимся.

Фараонова змея

Итак. Моисей согласился вывести евреев из Египта - под руководством Бога. Для того чтобы напугать египтян и чтобы соплеменники поверили Моисею, Господь дал ему волшебный жезл, который был способен превращать воду в кровь. Более того, совсем уж удивительный момент: жезл мог обращаться в змею.
Казалось бы фантастика, сказки, но попробуем разобраться с этими чудесами.



Сейчас буквально любой школьник сумеет превратить воду в «кровь» - точнее, в жидкость, очень на нее похожую. Для этого достаточно смешать хлорид железа и роданид аммония (или калия). И так же просто превратить «кровь» в воду, добавив в нее фторид натрия. Это довольно простые химические опыты, которые иногда используют фокусники.

Превращение в змею - тоже очень интересная, но самая обычная химическая реакция. Если взять кусочек роданида ртути (или кальция) и нагреть его, то он начинает очень быстро разлагаться, превращаясь в извилистую двигающуюся пористую массу, что очень похоже на извивающуюся змею. Кстати, опыт так и называется - «фараонова змея», и если вы не имеете возможности сделать его сами, то можно легко найти видеоролик с демонстрацией этого «фокуса»...

Десять казней египетских

Итак, мы видим, что иногда мифическое чудо - обычная химическая реакция. Но, скорей всего, волшебный жезл Моисея был очень сложным механизмом. Все вышеописанные фокусы имеют к нему отношение, но примерно такое же, как первый телефон Александра Белла к современным мобильникам.

Посудите сами: жезл Моисея мог, например, превращать день в ночь, насылать стаи саранчи или «песьих мух» и вызывать огромный град - почитайте о десяти казнях египетских, которые были призваны устрашить фара она и египтян.

Правда, управление погодой в наше время тоже уже не фантастика -например, можно разгонять тучи специальными реагентами, которые распыляют с самолетов.

Так что, может быть, жезл мог делать то же самое, но на расстоянии - как пульт дистанционного управления. А умея «командовать» ветрами и дождями, можно наслать на определенную местность жаб и мух. Ведь сильный ветер иногда может подхватить с болот множество лягушек, а потом выпадают дожди с земноводными - и это совершенно реальные случаи.

Мельче атома

Однако все же как работал волшебный жезл, чем он являлся на самом деле? Например, как жезл Бога мог, помимо всего прочего, превращать одни вещества в другие? Попытаемся объяснить.

Как мы знаем, состав вещества зависит от заряда его атомного ядра, и именно по этому принципу расположены элементы в таблице Менделеева. То есть если мы изменим заряд ядра, то само вещество тоже станет другим.
Интересно, что уже в XX веке проводились опыты по совершенно фантастическому изменению структуры вещества, и даже было получено искусственное золото - при помощи бомбардировки нейтронами ядер ртути и свинца. Но этот способ обходится дороже добычи настоящего золота, поэтому в промышленном масштабе его использовать не стали.

Однако не исключено, что в будущем будет открыт более простой способ изменения вещества. Сейчас идет активное изучение множества гипотетических частиц, например, гейджино, чарджино, глюино, гравитино, хиггсино. Знаменитый бозон Хиггса уже почти обнаружен в адронном коллайдере (почти - потому, что сейчас идет тщательная проверка результатов проведенных экспериментов, во время которых была найдена некая новая частица). Кстати, бозон Хиггса часто называют частицей Бога, так как это именно он, по предположениям, отвечает за массу элементарных частиц.

Теоретически эти исследования могут когда-нибудь привести к тому, что пока еще неизвестным науке способом можно будет превращать одно вещество в другое, вмешиваясь в его структуру на уровне мельчайших частиц. Или вообще лишать их массы - ибо древние боги явно знали тайны антигравитации. Так что, возможно, жезл Бога - не что иное как не изобретенный пока прибор, умеющий преобразовывать вещества при помощи какой-то пока неизвестной энергии.

Волшебная палочка

В Библии сказано, что подобные волшебные жезлы имелись не только у самого Бога, но и у власть имущих Египта. «И бросил Аарон жезл свой перед фараоном и перед рабами кадуцей его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями» (Исход. 7:8).

В общем-то, в этом нет ничего удивительного. В египетской мифологии есть немало подобных чудес, свои боги и волшебные жезлы - и имеется довольно большое количество их древних изображений. Мифы об аналогичных жезлах и их изображения встречаются в древних культурах Индии, Шумера и Америки.

Интересно, что боги многих древних цивилизаций тоже могли управлять погодой, и тоже при помощи загадочных приборов. У древних греков, например, имелся волшебный жезл кадуцей , при помощи которого творились различные чудеса, и описание его очень напоминает жезл Моисея.



Кадуцей выглядит как жезл, по которому спиралью завиваются змеи, и он очень похож на коническую спиральную антенну - тут есть над чем подумать пытливым исследователям.

Кстати, изображение кадуцея распространено и в наши дни - оно часто используется в различных эмблемах и гербах городов. К примеру, на гербе Федеральной налоговой службы России изображен именно кадуцей.



Интересно, что древние волшебные жезлы, атрибуты загадочных богов, стали прообразом знакомой нам с детства волшебной палочки, с помощью которой можно совершать любые чудеса. И кто знает, может быть, вскоре ученые сделают настоящую волшебную палочку, которая сможет управлять погодой, разрушать скалы и творить множество других чудес.

Наталья ТРУБИНОВСКАЯ

Известный из ветхозаветного предания посох Моисея являл собой образ Древа Жизни со Змеем на ветвях его, как оно описано в Книге Бытия.
Потрясая именно этим посохом, или «змеиным крестом», представал Моисей пред народом.
Спрашивается, какую роль играл этот посох в общении Моисея с народом?

Мы знаем, что Моисей дал народу конституцию в форме десяти заповедей, на которых базировалось его законодательство. Так мы описываем образование народа израильского современным языком. Соответственно, видим Моисея как законодателя. У нас, привычных к закону и понимающих необходимость такового, не вызывает сомнения историческое значение Моисея и почитание его как благодетеля, поскольку в идеологии Нового Времени законодатель есть благодетель и спаситель народа от губительной смуты беззакония.

Однако древние евреи, вышедшие из Египта не похожи на нас. Устройство их жизни совсем иное – ритуальное, культовое, концентрирующееся вкруг родовых и домашних божков. Им совсем не понятно право и жизнь по закону. С какой стати им подчиняться заповедям? Предание говорит об этом совершенно отчетливо, когда рассказывает о попытке Моисея призвать своих соплеменников к законосообразному поведению. Они резко воспротивились его суду и пригрозили донести о совершенном Моисеем убийстве египтянина.
Так что Моисею пришлось применить силу для утверждения своей власти. Книги «Исход» говорят о тысячах израильтян, зарезанных Моисеем. И, тем не менее, одной лишь силы недостаточно. Нужно убеждение, основанное на идеологии. Посох, или Крест Моисея как раз и был знаком такой идеологии, наподобие знамени, хоругви, значка легиона и т.п.

Это была идеология возвращения евреев в Рай, из которого они были изгнаны в лице своего предка Адама за грех поклонения Змею, обитавшему на запретном древе. Мидраши говорят, будто Крест этот был передан Адаму самим Господином перед изгнанием его, в вечное поминание ему и потомкам его о грехе их перед Господином. И посох этот передавался в поколениях: от Адама – Еноху, от Еноха – Симу и так далее.

В этом предании ясно отображена функция Посоха в руках Моисея. Само именование этого знамени «посохом» говорит о пастырстве Моисея, упасении им народа своего. В те времена посох – символ политической власти. Потрясая им пред евреями, Моисей напоминал им об изгнании из Рая и о смысле закона, который он дал им, как залоге возвращения в Рай. То есть, Посох был символом политической идеологии, основанной на историческом мифе.

Соответственно времени и нравам, заповеди и законы не выступали сами по себе, как таковые, но – как условия возвращения в Рай, которые Господин поставил перед ними в результате личных переговоров Моисея с Ним на горе Синай. Так что первобытно-религиозные евреи воспринимали следование заповедям как форму выкупа, как епитимью. Этим они выкупали свой грех, добивались прощения Господина и возвращения в Рай. Моисей в их глазах не законодатель, а священник, сумевший договориться с Богом о выкупе. Потому и кодекс Моисея называется Завет, или Договор.

Отсюда, совершенно неправильно понимать поход евреев во главе c пророком Моисеем как поход на завоевание Ханаана. Нет, они шли в Рай, который был не на небе, как мы теперь понимаем, а на земле: имел географические координаты. Эпитет «земля, текущая молоком и мёдом», относится вовсе не к Ханаану, а к Раю библейскому. Евреи искали Рай, свое историческое отечество – именно этим вызвано сорокалетнее их блуждание по пустыне, сопровождаемое постоянными очистительными жертвоприношениями, которые должны были открыть райские врата. Вспомним: огонь жертвенника шел впереди и вел их за собой. Это означает одно – направление, куда идти, находилось путем гадания на жертве. Чудеса Моисеевы: иссечение воды из скалы, манна небесная были ничем иным, как признаком близости Рая. Именно эта явленная близость вдохновляла народ, а вовсе не могущество Моисея как волшебника.

И только после смерти Пророка, разочаровавшись в бесплодных поисках Рая, евреи во главе с Иисусом Навином приступили к завоеванию себе места на грешной земле, в пределах Ханаана.

Фараон послал вслед ушедшим евреям огромное войско, которое настигло беглецов у побережья «Чермного моря» (большинство исследователей полагает, что речь идет о Красном море, но есть и те, кто сомневается в этой версии). Оказавшийся в безысходном положении Моисей воззвал к Богу.

«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).

Рис. 17. Перед Моисеем раздвигаются воды моря

Третий эпизод с использованием необычных свойств посоха Моисея произошел после того, как евреи познакомились с «манной небесной».

«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.

И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (см. Рис. 4-ц ).

Рис. 4-ц Евреи набирают воду из источника, созданного посохом Моисея

И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх., гл. 17).

В данном тексте почему-то говорится о том, что Моисей ранее «ударял» посохом по воде. Между тем ни о каком ударе посоха по воде при форсировании Чермного моря нет ни слова – Моисей там лишь простирает над водой руку с посохом, а это все-таки несколько иное действие, нежели удар. Но возможно, что здесь лишь неточности перевода…

Буквально сразу же после описания события с извлечением воды из скалы, в Ветхом Завете следует текст о еще одном использовании посоха Моисеем.

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх., гл. 17).

Рис. 18. Аарон и Ор поддерживают руки Моисея

Больше о посохе Моисея в Ветхом Завете не говорится ничего…

Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялись посохи Аарона и Моисея. Но если происхождение посоха Аарона так и остается полной загадкой, то с посохом Моисея дело обстоит существенно лучше. Причем версия, высказываемая по этому поводу в мусульманской традиции, совпадает с тем, что можно найти в Торе. И ту же самую версию мы услышали от Великого Коэна, то есть Первосвященника, самаритян (см. Рис. 5-ц ).

Рис. 5-ц Великий Коэн самаритян

Согласно всем этим источникам, Моисей не сделал себе посох из ветки какого-то дерева или кустарника, а получил в уже готовом виде от своего тестя (то есть отца жены) по имени Итро. Итро же, как выясняется, был человеком не простым.

Вот, что говорит по этому поводу один из еврейских источников.

Некогда Итро занимал должность советника египетского фараона и, в отличие от других советников, предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом.

Однако в некий момент (по неясным причинам) Итро проникся центральной идеей монотеизма – идеей единого Бога – и объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.

Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от чего и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные напоят свои стада.

Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот – и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов, и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше (то есть Моисей). Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и, в конце концов, я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям». Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.

Упоминание «рода Яакова» (он же Иаков в христианской традиции) в этой истории не случайно. Дело в том, что именно с Яаковым связан тот отрывок в Торе, в котором вновь мы видим посох, творящий «чудеса».

«В недельной главе «Ваишлах» наш праотец Яаков рассказывает: «С моим посохом перешел я этот Иордан». Раши поясняет: «Он опустил свой посох в Иордан, и воды реки расступились». То есть Яаков тоже сделал чудо с помощью посоха» (Бенцион Ласкин, Недельная глава «Шмот»).

Таким образом воздействие посохом на большой массив воды имело место задолго до рождения Моисея. И это не случайно, поскольку посох имел божественное происхождение и имел длинную историю. Вот, что пишет об этом, скажем, Бенцион Ласкин:

«На самом же деле все началось еще раньше. В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения – в сумерки, перед самым началом первой в истории человечества Субботы. Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох. Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро (возможно, после смерти Йосефа фараон раздал его имущество, и Итро, как наиболее духовный человек из всех советников фараона, получил посох). Когда Итро, покинув Египет, поселился в Мидьяне, он воткнул посох в землю в своем саду, но потом никак не мог вытащить его из земли. У Итро была дочь по имени Ципора, которая была очень хороша собой: как говорит Раши, «все признавали ее красоту». Так что в Мидьяне многие герои хотели взять ее в жены. Каждого, кто приходил просить руки дочери, Итро подвергал испытанию, говоря: «Если ты сможешь вытащить этот посох, то получишь мою дочь». Однако все попытки женихов не увенчались успехом. А потом пришел Моше и вынул посох из земли (и женился на Ципоре)».

Несколько иной вариант (который не принципиально отличается от приведенного выше) дает еврейская Агада:

«Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку, к Яакову и, наконец, к Йосефу. После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Итро понял, что Моисею суждено освободить народ израильский, и дал ему в жены дочь свою Ципору» (Я. д. Ел.).

Во всех этих вариантах присутствуют два важных момента. Во-первых, посох имеет «божественное» происхождение, то есть создан Богом. А во-вторых, Итро был египетским жрецом. И это выводит нас на те изображения египетских «богов», где «боги» держат в руках некий посох или жезл.

Весьма любопытны в этом отношении фрески и барельефы в храме Сети I в египетском Абидосе. «Посох» в руках «богов» совершенно не похож на простую палку, помогающую при ходьбе, как не похож он и на простой декоративный атрибут власти. Скажем, в нижней своей части «посох» представляет из себя явно полую трубку с выходящей из нее «вилкой с двумя зубцами». Эта «вилка» показана то полностью задвинутой в «посох», то частично или полностью из него выдвинутой. Такое различие в положении «вилки», очевидно, указывает на какую-то ее функциональность.

Рис. 19. «Посох» в руках Анубиса

В верхней своей части «посох» заканчивается крючковатым разветвлением, который египтологи называют «тесло». Иногда к «тесло» на изображениях к верхней части «посоха» добавляются в различных количествах и комбинациях еще одно или более «тесло», а также объекты под названием «анкх» (так называемый «египетский крест», у которого верхняя «палочка» заменена на «кольцо») и «джед» (утолщенный цилиндр с поперечными «насадками»).

Египтологи полагают, что «тесло» использовался для «отверзания уст» умершим; «анкх» не имел практического использования и представлял из себя «символ жизни» или «жизненной энергии»; а смысловое значение «джеда» до сих пор не определено (мне доводилось как-то слышать даже такую интерпретацию: джед – это позвоночник Осириса). При таком подходе получается, что все эти изображения «посоха» не имеют вообще никакой осмысленности вне рамок религиозного символизма.

Однако можно обратить внимание на то, что «тесло», «анкх» и «джед» на «посохе» могут находиться как в «сложенном», так и в «развернутом» состоянии. Причем в «развернутом» виде они представлены именно тогда, когда на изображении отражено явно взаимодействие бога с кем-то еще (человеком или другим богом). И на самом деле вполне можно вести речь не столько о «свернутом» или «развернутом» состоянии верхней части «посоха», сколько о ее «рабочем» и «нерабочем» положении (особенно если вспомнить о том, что и нижняя часть «посоха» тоже может находиться в разном состоянии).

В целом же получается, что «посох» не был каким-то сугубо символическим «атрибутом», а представлял из себя некое довольно высоко технологичное устройство со вполне определенными функциональными возможностями. При этом дополнительные «тесло», «анкхи» и «джеды» (в разной их комбинации) использовались в том случае, когда требовалось изменить или усилить воздействие «посоха».

Рис. 20. Верхняя часть «посоха» в выключенном (вверху) и рабочем (внизу) состоянии

Каковы были функциональные возможности «божественного посоха», по изображениям в храме Сети I, к сожалению, определить невозможно. Однако можно предположить, что Моисею достался от Итро один из таких «посохов», с помощью которого пророк и совершал перечисленные выше «чудеса», демонстрируя громадное превосходство технологий цивилизации «богов» не только над возможностями людей ветхозаветных времен, но и над нашими современными достижениями.

Естественно, что в рамках монотеистической религии никто не мог вести речь о многих «богах», поэтому в текстах остался лишь один «Бог», который все создал – в том числе и «посох», доставшийся в итоге Моисею. Та же часть сюжета, согласно которой Бог передал этот «посох» самому первому человеку – Адаму, может указывать на то, что «посох» попал к людям в очень давние времена.

Понятно, что подобный предмет не мог свободно использоваться кем попало. Его должны были хранить жрецы или посвященные. Вот и упоминаются среди владельцев «посоха» только выдающиеся «праотцы», которые явно не относились к разряду «простых смертных». И то, что «посох» на определенном этапе оказался в руках именно египетского жреца Итро, тоже явно не случайно.

Данная версия по крайней мере оказывается куда более логичной, нежели предположение, что простой деревянной палкой можно было совершать «чудеса», описанные в Ветхом Завете. Например, такой, какую сейчас демонстрируют во дворце Топкапы в Стамбуле, утверждая, что это и есть посох Моисея.

Рис. 21. Посох из дворца Топкапы в Стамбуле

Настоящий посох Моисея исчез в неизвестном направлении. Его следы потерялись после смерти пророка. Можно, конечно, надеяться, что он находится в Ковчеге Завета, как указывалось выше. Но лично я очень сильно сомневаюсь, что как посох Моисея, так и другие перечисленные выше предметы (за исключением Скрижалей) находятся в Ковчеге. Все-таки Ковчег Завета вовсе не был простой коробкой для хранения, о чем весьма красноречиво говорят те свойства, которые он проявлял.

Под диктовку Бога

Волшебный жезл Бога впервые упоминается в Пятикнижии, написанном пророком Моисеем, причем буквально по совету или приказу самого Бога ("И сказал Господь Моисею: напиши это для памяти в книгу"; Исход, 17:14). Богословы считают, что описываемые там события происходили в XV веке до нашей эры!

Кто же такой Моисей? Он родился в Египте, в котором задолго до этого нашли прибежище иудеи, превратившиеся там в рабов. Несмотря на тяжкий труд и притеснения, племя евреев так размножилось, что египетский царь решил их уничтожить.

Но новорожденного Моисея мать спрятала и скрывала от всех три месяца. А затем, когда это стало невозможно, она взяла корзинку из тростника, положила в нее младенца и оставила на берегу реки, где его вскоре обнаружила дочь фараона. Та пожалела младенца, и «он был у нее вместо сына».

Но когда Моисей вырос, то однажды увидел, как притесняют «братьев его - сыновей Израилевых» - он стал свидетелем того, как египтянин бьет его соплеменников. После этого Моисей убил обидчика и был вынужден бежать в «землю Мадиамскую», где он обзавелся женой и сыном.

Тем временем притеснения евреев в Египте продолжались, и они «стенали и вопияли», жалуясь на свои горести, и однажды Господь услышал их.

Свет из куста

И вот тогда Бог явился именно к Моисею и велел ему вывести евреев из Египта в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед», а со своей стороны обещал помощь и поддержку.

Уже в самом процессе явления Господа Моисею можно увидеть подтверждение теории о том, что Бог был представителем высокоразвитой цивилизации и оснащен различными техническими приспособлениями, которые казались волшебными древним людям.

Господь и его ангел предстали перед Моисеем чудесным образом – «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает» (Исход, 3:2).

Может быть, жителю XV века до нашей эры яркий свет, от которого не загораются деревья, и кажется удивительным, но в наши дни мы его наблюдаем повсюду – и даже на природу можно взять с собой фонарь на батарейках, который будет ярко освещать окрестности. Но, впрочем, судя по всему, цивилизация, к которой принадлежал Господь, было намного развитее, чем наша, ибо мы еще не догнали ее – и мы в этом еще убедимся.

Фараонова змея


Итак, Моисей согласился вывести евреев из Египта - под руководством Бога. Для того чтобы напугать египтян и для того чтобы соплеменники поверили Моисею, Господь дал ему волшебный жезл, который был способен, например, превращать воду в кровь. Более того, совсем уж фантастический момент - этот жезл мог обращаться в змею!

Казалось бы, фантастика, сказки, но попробуем разобраться с этими чудесами. Уже сейчас, при нынешнем уровне развития науки и техники, можно объяснить некоторые необычные действия и метаморфозы жезла.

Многие почему-то не знают, что сейчас буквально любой школьник сумеет превратить воду в «кровь» - точнее, в жидкость, очень на нее похожую. Для этого достаточно смешать хлорид железа и роданид аммония (или калия). И так же просто превратить «кровь» в воду, добавив в нее фторид натрия. Это довольно простые химические опыты, которые иногда используют фокусники. А добавив значительную концентрацию перечисленных химических элементов в воду, можно и целую сделать реку «кровавой»!

Превращение в змею – тоже очень интересная, но самая обычная химическая реакция. Если взять кусочек роданида ртути (или кальция) и нагреть его, то он начинает очень быстро разлагаться, превращаясь в извилистую двигающуюся пористую массу, и это очень похоже на извивающуюся змею! Посмотрите, как это выглядит!

Десять казней египетских

Итак, мы видим, что иногда мифические чудеса – вовсе даже и не чудеса, а обычные химические реакции. Но, скорей всего, волшебный жезл Моисея был очень сложным механизмом, до изобретения которого наша наука пока еще не дошла. Все вышеописанные фокусы имеют к нему отношение, но примерно такое же, как телефон Александра Белла к самым современным мобильникам.

Посудите сами, жезл Моисея мог, например, превращать день в ночь, насылать стаи саранчи или «песьих мух» и вызывать огромный град – почитайте о десяти казнях египетских, которые были призваны устрашить фараона и египтян.

Правда, управление погодой в наше время уже не фантастика - например, можно разгонять тучи специальными реагентами, которые распыляют с самолетов.

Так что, может быть, жезл мог делать то же самое, но на расстоянии – некое дистанционное управление. А умея «командовать» ветрами и дождями, можно наслать на определенную местность различных жаб и мух - сильный ветер иногда может подхватить с болот множество лягушек, а потом выпадают дожди с земноводными – это совершенно реальные случаи. Но все же - как именно работал волшебный жезл, чем он являлся на самом деле?

Мельче атома

Конечно же, пока мы еще не можем понять принцип действия жезла Моисея, так как не достигли такого уровня развития техники.

Однако кое-что уже можно попытаться объяснить. Например, жезл Бога мог, помимо всего прочего, превращать одни вещества в другие.

Как мы знаем, состав вещества зависит от заряда его атомного ядра – и именно по этому принципу расположены элементы в таблице Менделеева. То есть, если мы изменим заряд ядра, то само вещество тоже станет другим.

Интересно, что уже в XX веке проводились опыты по совершенно фантастическому изменению структуры вещества, и даже было получено искусственное золото – при помощи бомбардировки нейтронами ядер ртути и свинца. Но этот способ обходится дороже добычи настоящего золота, поэтому в промышленном масштабе его использовать не стали.

Однако не исключено, что в будущем будет открыт более простой способ изменения вещества – и на другом уровне строения веществ. Сейчас идет активное изучение множества гипотетических частиц, например, гейджино, чарджино, глюино, гравитино, хиггсино. Знаменитый бозон Хиггса уже почти обнаружен в адронном коллайдере (почти, потому что сейчас идет тщательная проверка результатов проведенных экспериментов, во время которых была найдена некая новая частица). Кстати, интересный момент - бозон Хиггса часто называют частицей Бога, ибо это именно он, по предположениям, дает массу элементарным частицам!

Теоретически, эти исследования могут когда-нибудь привести к тому, что пока еще неизвестным науке способом можно будет превращать одно вещество в другое, вмешиваясь в его структуру на уровне мельчайших частиц. Или вообще лишать их массы - ибо древние боги явно знали тайны антигравитации... Так что, возможно, жезл Бога – ни что иное, как не изобретенный пока прибор, умеющий преобразовывать вещества при помощи какой-то пока неизвестной энергии…

Волшебная палочка Бога


Еще один интересный момент - в Библии указано, что подобные волшебные жезлы имелись не только у самого Бога, но и у египтян.

«И бросил Аарон жезл свой перед фараоном и перед рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями». (Исход, 7:8).

В общем-то, в этом нет ничего удивительного. В египетской мифологии есть немало подобных чудес, свои Боги и свои волшебные жезлы – и имеется довольно большое количество их древних изображений. Мифы об аналогичных волшебных жезлах и их изображения имеются в древних культурах Индии, Шумера, Мезоамерики…

Интересно, что управлять погодой тоже могли боги многих древних цивилизаций, и тоже при помощи загадочных приборов…

У древних греков имелся волшебный жезл кадуцей, при помощи которого творились различные чудеса, и описание его очень напоминает жезл Моисея.

Кадуцей выглядит как жезл, по которому спиралью завиваются змеи – и он очень похож на коническую спиральную антенну – тут есть над чем подумать пытливым исследователям...

Кстати, символ кадуцея распространен и в наши дни – он часто используется в различных эмблемах и гербах городов. К примеру, на гербе Федеральной налоговой службы России изображен кадуцей.

Интересно, что эти древние волшебные жезлы, атрибуты загадочных богов, стали прообразом знакомой нам с детства волшебной палочки, с помощью которой можно совершать любые чудеса.

И кто знает, может быть, вскоре ученые сделают настоящую волшебную палочку, которая может управлять погодой, ломать скалы и творить множество других чудес…