Анализ и синтез в логопедии. Звуко-буквенный анализ и синтез в работе логопеда

Анализ - это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ - разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова - звуки). Т.е., звуковой анализ - разделение слова на звук, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове сок , а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …, а еще «Фанта»!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализа слова,

Однако уже в ходе записывания происходит синтез, т.е. мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например, вместо страна - сана, тана или др.

Синтез - это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р,М ? Ребенок отвечает: - Рома .

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (нем, н, в, а мэ, нэ, вэ ). Дети читают: ам - амэ, вы - вэы и т.д. побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1 - 2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих (каска - кашка, помощь - помочь, жевать - зевать );
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился,

операция вместо операционная , вынула вместо вытянула );

  • грамматические ошибки - недочеты, связанные с переносом аграмматизмом в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие - способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ - способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы - это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Символы гласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

  • формирование в словах первого гласного звука;
  • анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков;
  • определение последнего гласного звука в словах;
  • определение наличия либо отсутствия в словах звуках;
  • определение первого согласного звука в словах.
  • определение последнего согласного звука в словах;
  • определение гласного звука в середине односложных слов;
  • синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
  • определение позиции согласного звука в словах;
  • определение количества слогов в словах;
  • синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.
  2. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Подготовила учитель-логопед: Королева О.А

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки) установление их количества и последовательности. И чтобы помочь своему ребенку в формировании звукового анализа и синтеза приводятся некоторые игры и упражнения:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки) установление их количества и последовательности. И чтобы помочь своему ребенку в формировании звукового анализа и синтеза приводятся некоторые игры и упражнения:

1. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.д.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Игра: « Определи первый звук в слове»,

научит детей слышать, различать и определять 1 звук в отдельном слове.

3. Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным

звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.

4. Поймай последний звук в ладошку . Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5 . Горлышко болит. Произнести губами без звука всё слово, только последний звук вслух.

6. Определите места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор» . В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

7 . Подбор слов , где заданный звук был на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова в середине слова в конце. Помните что звонкие (парные) гласные в конце слова оглушаются, не предлагайте детям таких заданий.

8 . Подумай, не торопись . Предложите детям несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и др.

9. Предложите ребёнку представить ситуацию « Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком «Ш», а твоих со звуком «Ж» и т.д.

10. Находясь в магазине , предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...

Задачи: закреплять умение правильно делить на слоги слова разной слоговой структуры, самостоятельно составлять схему слова, развивать самоконтроль.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно разделить слово на слоги (части) и в окошке записать схему слова. После того, как карты будут заполнены, учитель-дефектолог просит детей еще раз самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Ведя указкой по схеме, ребенок «читает» слово и соотносит произносимую часть с «написанной». Затем учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: .

Задачи: закреплять умение определять наличие заданного звука в слове, его позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять гласные в слове; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятан» звук «О», определить его место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Оставшееся слово разделить на части и определить в нем гласные звуки. В окошке записать схему. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель:

Задачи: закреплять навык дифференциации парных согласных по звонкости, глухости, образования сущ. множественного числа, определения последнего слога в слове и соотнесения его с написанием.

Ход упражнения

1 вариант. Детям раздаются предметные картинки содержащие парные согласные в конце слова. На наборное полотно выставляются слоги. Учитель-дефектолог просит прочитать слоги. «У каждого из вас один предмет. Вам нужно изменить слово так, чтобы получилось множество таких предметов, и услышать какой в новом слове последний слог» . Дети изменяют слова, определяют последний слог и выставляют картинку под соответствующим слогом на наборном полотне.

2 вариант. Детям раздаются карточки с написанными слогами. Учитель-дефектолог читает слова, не произнося в них последний слог. Дети добавляют подходящий слог и показывают соответствующую карточку. В зависимости от подготовленности детей, можно только показывать соответствующую карточку, не произнося добавленный слог.

Например. Покажи ВЫ или ФЫ Шка… сли… тык… штра… кана… голь… гра… жира… бук… шар… заба… ми… тари… взры.. припе… ри.. уда… тра…

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: закреплять умение определять наличие заданных звуков в слове, их позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять твердость, мягкость согласного; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятаны» звуки «М», «Мь», определить их место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Затем обвести букву на схеме зеленым карандашом, если звук мягкий и синим, если звук твердый. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: .

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия звука в слоге, слове, развивать произвольное и слуховое внимание.

Необходимо соединить точки последовательно как указано на образце. Соединять их можно тогда, когда услышишь кодовый (заданный) звук (слово).

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.

Задачи: учить выделять гласные звуки из слова, определять их последовательность. Соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

На игровом столе предметные картинки, названия которых содержат гласные звуки. Произношение гласных звуков совпадает с написанием. Разрезная или магнитная азбука. Нужно определить какие гласные звуки спрятались в словеи соотнести их с буквами. Затем, произнося слово, голосом выделяя гласные доказать правильность своего выбора. Проверяющие все игроки. Они согласны или не согласны с доказательством.

Цель: .

Задачи: формировать представление о слоге, как части целого (слова); учить детей соотносить произношение слогов с одновременным выполнением механического действия (вести указкой); закреплять понятия начало, середина, конец слова; учить находить заданный слог в слове.

Ход упражнения

Детям раздаются веревочки. Сообщаем детям о том, что веревочка – это слово. «По сколько слов у каждого из вас?» - «По одному». «Покажите где у слова начало, конец, середина. Сегодня мы будем делить слово-веревочку на части. Сколько сейчас вы видите частей?» - «Одну». « Сколько частей в слове ЛУК?» - «Одна». «Прочитайте слово ЛУК, ведя указкой от начала к концу слова. Сейчас завяжите узелок на веревочке. На сколько частей он разделил наше слово?» - «На две». «Сколько частей в слове ЛИСА?»- «Две». «Прочитайте» слово. До узелка ЛИ, а затем СА. Покажите, где «живет» часть ЛИ, где «живет» часть СА. Сколько частей в слове КУБИКИ?» - «Три». «Поделите слово-веревочку на три части. Прочитайте слово. Покажите, где живет часть БИ, КУ, КИ». Далее детям раздаются предметные картинки с различным количеством слогов (от 1-го до 4-х), состоящие из открытых слогов и предлагается выполнить задание самостоятельно. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: формирование представления о правиле слогового деления (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задачи: формировать представление о правиле слогового деления; закреплять умение делить слова на слоги; выделять гласные из слога, слова; соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

Данное упражнение выполняется после того, как у детей сформировано умение выделять гласные звуки из слога, слова. Детям раздаются веревочки и слова с изученными гласными звуками. Предлагается разделить слово-веревочку на части. «Читая» слово по частям, определить, какие гласные звуки спрятались в каждой части. Соотнести звук с буквой и выложить ее на веревочку. Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в слове столько гласных, сколько слогов и наоборот.

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи: закреплять умение определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Ход упражнения

Детям говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: закреплять кинестетические образы гласных звуков; учить определять последовательность звуков; развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения

1 вариант. Учитель-дефектолог беззвучно артикулирует ряд гласных звуков, состоящий из3-4-х звуков. Ребенок должен произнести эти звуки в той же последовательности. Затем, по заданию определить и назвать 1-4-й звук.

2 вариант. Повторить за учителем-дефектологом 3, 4 слова отличающихся гласными звуками. Затем назвать слово с заданным звуком. Например:

Лук лак люк бак бок бык ток так тик

Рык рак рок мыл мал мол мок Мук мак

Сам сом семь назови слово со звуком «А»

Бал бил бас ныл нос Нил кит кот кат

Рис рос рысь мил мул мал пол пил пел

вол вал вил назови слово со звуком «И».

Первый звук называй, слово быстро отгадай!

Электронное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет "Первый звук называй, слово быстро отгадай!"

Цель: формирование у дошкольников навыков составления слов, по первым звукам названий предметов изображенных на картинках.
Задачи:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать умение выделять первый звук в слове;
- учить составлять слова из звуков;
- закреплять навыки определения места звука в слове (начало, середина, конец слова)
- развивать фонематический слух;

Назначение.
Данная игра может быть использована в работе с детьми 4-7 лет. Пособие выполнено в программе Microsoft PowerPoint . На экране появляются несколько картинок. По первым звукам, изображенных на них предметов, ребенок отгадывает слово. В игре ребенку предоставлена возможность не только угадать слово, но и прочитать его. Задания выстроены по принципу от простого к сложному, каждое последующее задание сложнее предыдущего. Вся игра занимает несколько минут, что не позволяет ребенку устать и предотвращает длительное нахождение дошкольника у монитора компьютера.
Хочу обратить внимание на особенности работы по звуковому анализу и синтезу слов с детьми дошкольного возраста. Дошкольники еще не знают правил русского языка. Можно объяснять, что не всегда мы пишем то, что слышим. При отборе слов для звукового анализа необходимо следить, чтобы все гласные и согласные звуки совпадали с буквами.
Поясню. Например, слово ОЧКИ брать нельзя, в нем первая буква О , а звук А . Не брать слова типа САД , так как последний звук Т , а буква Д , тоже и в середине слов ЛОЖКА – звук Ш , а буква Ж . Для детей 4-7 лет важно познать сам принцип звукового анализа, все остальное они узнают в школе.
Обратите внимание, что в данном пособии для детей есть подсказки и ориентиры, на которые необходимо указать ребенку. Гласные звуки обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым цветом. Кроме того, первый звук в словах на картинках также, соответственно, твердый или мягкий согласный. Это не всегда учитывают разработчики пособий для детей. Если Вы посмотрите на алфавит с картинками в магазинах, то и там очень часто увидите такие ошибки (например, буква Б – нарисована белка). Это не допустимо, при обучении грамоте детей в детском саду.

Ход игры.
- Сегодня мы поиграем в новую игру. Давай вспомним, как мы умеем определять первый звук в словах. (Ребенок находит первый звук в слове путем громкого проговаривания, необходимо побуждать дошкольника делать это самостоятельно).
- Я научу тебя составлять слова из звуков. Вот послушай, каждое слово состоит из разных звуков. Давай прислушаемся… с о м . Если наш голос постарается пропеть все эти звуки вместе, то мы услышим слово. Попробуем произнести: ссссссоооооммммм .
- Что получилось?
- Правильно, СОМ

Задания.
- Посмотри на картинки. По первым звукам названия картинок отгадай слово.


Детям старшего дошкольного возраста предлагаем составить слова из букв и прочитать слово.


Также старшие дошкольники смогут справиться и с более сложным заданием, последовательным анализом входящих в слово звуков.


Сначала можно предложить выполнить такие задания:
- Посчитай сколько звуков в слове.


- Я назову звук, а ты выбери картинку, название предмета на которой начинается с этого звука.


Какой это звук? (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук)


- Вот несколько картинок, выбери ту, название предмета на которой начинается на гласный звук.
- Найди все гласные звуки в слове.


- Найди картинки, названия предметов на которых начинается на согласный звук. Определи, мягкий это согласный или твердый (звонкий или глухой).




- Определи, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова).
Такие задания, с постепенным их усложнением, позволят подготовить ребенка к обучению грамоте.

Желаю успехов!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению

Александрова К.А. Методист

кафедры дошкольного образования АО ИППК РО

Звуковой анализ слова - необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1.Элементарный звуковой анализ — выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

Определение первого и последнего звука в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Определение последовательности звуков в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Ниже приводятся упражнения, которые помогут овладеть навыками звукового анализа. Кстати, такие упражнения замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.

«Нужный звук»

Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Поле чудес»

Угадать слово по заданному количеству букв.

«Пазлы»

Написать слово на бумаге, разрезать, перемешать и попросить ребенка собрать слово из получившихся частей.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:

1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.

2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).

3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.

4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.

5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

Формирование навыков звукового синтеза - обратный процесс. Ребёнок должен уметь синтезировать («складывать») из разрозненных звуков слоги, слова. Этапы работы практически такие же, как и при формировании навыков фонематического анализа, однако для работы необходимо подбирать материал лёгкий и понятный дошкольнику. Лучше всего готовить материал для синтеза трёх и четырёх звуковых слов. Более длинные слова могут вызывать трудности.

Работу по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза нужно проводить постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.