Васильева Лариса: из поэтессы - в писательницы-публицистки. Ушла из жизни писательница и поэтесса лариса васильева Лариса васильева вконтакте

Какую роль играют жены в жизни государственных мужей и почему современные кремлевские обитатели с этой точки зрения не представляют интереса? Дочь создателя танка Т-34, автор книг "Кремлевские жены" и "Кремлевские дети", президент Международной Лиги писательниц Лариса Васильева рассказала порталу Delfi о своем отце, Анне Ахматовой, Вере Марецкой, Людмиле Швецовой, Маргарет Тэтчер и Дале Грибаускайте.

"Для меня мир не делится на правых и левых, христиан и мусульман, русских и украинцев, а только на мужчину и женщину, — утверждает Лариса Васильева. — Этими же началами мир и объединяется".

Книги Васильевой заставляют взглянуть на историю России с другой стороны, предлагают неожиданные версии известных событий — Ахматова и Сталин, Пушкин и жена Александра I Елизавета, Горбачев и Раиса Максимовна… За свои поэтические сборники Васильева удостоена Большой Бунинской премии.

Писательница имела возможность сравнить жизнь в Советском Союзе и Англии гораздо раньше, чем многие ее коллеги по цеху. С 1972 по 1978 годы она жила в Англии вместе с мужем, корреспондентом газеты "Известия" Олегом Васильевым, о чем написала серию очерков "Альбион и тайна времени". Несколько лет она читала лекции в университете Ноттингема. Васильева — член Библиотеки Британского Музея, рекомендацию для вступления ей давал знаменитый английский писатель Чарльз Перси Сноу.

В интервью Delfi Лариса Николаевна призналась, что у нее была масса возможностей остаться жить в Англии, но… "где родился, там и сгодился" — решила она. И вернулась в Россию.

Ваш отец создал воплощение мужского начала — танк Т-34. Было ли это причиной того, что вы всю жизнь искали во всем женское начало?

Даже не знаю. Своего отца я мало видела. Когда он уходил на работу — я еще спала. Когда возвращался — уже спала. Иногда он даже ночевал на заводе. Я нашла в семейном архиве лишь одну фотографию, на которой я вместе с папой.

Он был человеком своего времени. Трижды лауреат Сталинской премии, но тех денег семья не видела, хоть мама не отказалась бы. Но он все отдал детскому дому, который курировал всю жизнь. Когда мы переехали с Урала в Москву, где отец стал начальником ГлавТанка (подразделение министерства оборонной промышленности СССР — прим. ред), эти дети приезжали к нам домой, ночевали у нас, а днем гуляли по Москве. Поначалу я их жутко ревновала, но потом полюбила.

После смерти Сталина отца то спускали вниз по карьерной лестнице, то обратно поднимали, кремлевская еда в нашем доме то появлялась, то исчезала. Маму это расстраивало, а отец говорил: господи, хоть наемся пельменей магазинных!

Мой интерес к женскому началу скорее связан с маминой подругой тетей Таней, которую мы звали "графиня Карпович" — очень образованная и начитанная женщина, чей сын погиб на фронте. Она много занималась моим воспитанием. Благодаря ей, я в первом классе читала не "Мойдодыра", а "Анну Каренину", "Милого друга" и чудесную прозу Лидии Чарской. И о сексе я узнала именно из высокой литературы. Тетя Таня говорила: ребенок должен знать все, и лучше пусть он это узнает из книг, чем с улицы. В школе я скрывала свои знания, но в университете консультировала весь свой курс.

В Москве наша семья очень дружила с Верой Марецкой — гениальной актрисой и моим незаменимым наставником по жизни. Когда в итоге я захотела поступать на актрису, Вера Петровна безжалостно изложила подробности своей жизни и постановила: "Какие ты пишешь стихи — жизнь покажет, но у тебя есть СВОЕ слово, а так тебе придется всю жизнь говорить ЧУЖИЕ слова". Это произвело на меня сильное впечатление. Сейчас наши актеры, за отсутствием других авторитетов, исполняют роль чуть ли не проповедников и несут такую чушь — они привыкли говорить чужими словами… В общем, в итоге, я поступила на филфак МГУ — и это был рай!

- Почему вы уверены, что мужские идеи себя исчерпали?

А где мы находимся? В большой всемирной яме! Где все воюют и враждуют. И все это подходит к закономерному результату, о котором даже думать не хочется… Например, представьте, что погаснет все электричество? И что останется? Оно же реально нами управляет…

- Электричество — мужская идея?

Скорее, идея использовать его повсеместно. Электричество и выход женщин на сцену общества — два обстоятельства, которые создали 20-й век. И я не уверена, что женщины хорошо себя чувствуют, начав вести себя так, как мужчины. Перестали быть вместе. Стали претендовать на роль "вместо".

- Иными словами, вместо традиционной роль шеи, взяли на себя роль головы?

Именно! И ведут себя, как мужики, иначе их сбросят. Посмотрите на президента Литвы Грибаускайте?! Тут все налицо. Но история показывает, что это контрпродуктивно воевать с мужиками.

Как-то я упрекнула Маргарет Тэтчер, сказав ей: "В Англии восемь лет у власти были одни женщины — вы и королева — но вы ничего не сделали, чтобы женщина стала в равно великой с мужчиной!" И железная Маргарет ответила: "А кто бы мне это позволил?" Она-то понимала, что если бы она всерьез повела об этом речь, ее бы тут же сбросили, объявив… слабой.

Тут надо действовать тоньше. С мужчиной нельзя бороться — его надо любить, понимать, помогать, подсказывать и не требовать, чтобы он тут же действовал. В этом смысле удивительно правильно вела себя моя недавно ушедшая подруга Люся Швецова (с 2000 по 2011 год — заммэра Москвы, с 2011 по 2014 год — зампред Госдумы России, — прим. Ред.). Она говорила мэру Юрию Лужкову: вы не обязаны меня тут же слушаться, но вы хотя бы выслушайте и запомните. Когда мэром стал другой (Сергей Собянин, — прим. Ред.), он сменил всю команду, Швецову оставил. Она ему тоже помогала. О своем опыте она написала книгу "Откровения настоящей женщины". Женщина многое может сделать, но только по принципу не вместо, а вместе.

Свою книгу "Кремлевские жены" вы написали, пообщавшись либо с самими женами, либо с теми, кто хорошо их знал. Какую роль они играли при своих мужьях?

Очень важную. Ведь жена — тот человек, который ближе всего стоит к своему мужу и кормит его, можно сказать, с рук.

Великая женщина Крупская писала, что когда она впервые увидела Ленина, то ее поразил не высокий лоб или сильные руки, у нее в голове "как на бархате ночи прошло: революция близка и возможна". А ведь она тогда была молодой и хорошенькой, с косами и румянцем. Именно она выбрала его нам и сделала все, чтобы ничто не мешало ему идти к поставленной цели. Она конспектировала и переписывала его работы, брала на себя весь черный труд.

В желтой прессе пишут о любовнице Ленина Инессе Арманд, но она была ему нужна, прежде всего, как женщина с языками, способная ездить по заграницам и объяснять рабочим аудиториям, кто такой Ленин. Инесса была таким личным министром иностранных дел.

Сталин — самая несчастная фигура по женской части. Он был ранним вдовцом (его первая жена Екатерина Сванидзе умерла в 22 года — прим. Ред.), заселившимся в Кремль, самым образованным среди всех кремлевских коллег — он окончил шесть классов семинарии.

Мужчина привык брать то, что близко. Он жил у друга Аллилуева, а за стенкой — девочка Надежда. Она и стала его новой женой, но не смогла с ним справиться — это был слишком тяжелый для нее человек. Она пыталась спорить с ним, но безуспешно. Он устроил ее секретарем к Ленину, но она отказалась приносить информацию мужу… Надежда страдала сильнейшими головными болями, от которых хотела освободиться, в итоге — покончила с собой. Нельзя сказать, что Сталин ее не любил: ее смерть он расценил, как предательство. Потом скромная официантка Валечка помогала ему в чисто личных нуждах. Но это уже была пора климакса, когда начинают нравиться молодухи…

Именно благодаря своей Нине Петровне, Хрущев вывел кремлевских жен из Кремля в свободное плавание Москвы. "В Кремле не надо жить — Преображенец прав, там зверства древнего еще кишат микробы", — писала Ахматова. Кстати, Анна Андреевна познакомилась с моей поэзией раньше, чем я с ее. Одна знакомая моей мамы дала Ахматовой мои детские стишки, на которых она написала: "Меня ты не бойся, меня тебе не надобно бояться".

Я была хорошо знакома с Раисой Горбачевой — невероятно сильной натурой. Она хотела, чтобы в СССР было, как там (за границей, где ей сразу очень понравилось), но при этом, как у нас. В первый раз, когда Горбачевы приехали в Англию, они вместо поездки на могилу Маркса, отправились к другой Марксу — в магазин модной одежды "Marks and Spencer". С этого все и началось. Когда несколько лет назад я встретилась с Михаилом Сергеевичем, он кинулся ко мне, заплакал и сказал: "Вот веришь, ни дня не было, чтобы я ее не вспомнил". Это была любовь. И Раиса, при всей яркости своей натуры, тоже хорошо понимала, что надо быть вместе, а не вместо.

- А Наина Ельцина?

Она до сих пор жива, занимается йогой и чтит память мужа, которого не дает в обиду, хотя всем, включая и меня, хочется его укусить. Но после развала Союза, к которому пьяница Ельцин в компании хорошо выпивающих Кравчука и Шушкевича имели прямое отношение, мне все наши руководители и их кремлевские жены стали неинтересны. При всей своей любви к родине я считаю, что Россия — нелегитимная страна. После развала СССР реально ее никто особо не признавал и с ней не считался. Конечно, мне любопытно наблюдать за тем, что происходит. В том числе и с Путиным. Но это уже не то.

Как вы думаете, почему нынешний президент России так тщательно прячет свою личную жизнь? Если его бывшую жену мы еще как-то видели, то дочерей скрывают, а нынешнее его "гражданское состояние" вообще непонятно — то ли женился тайно, то ли нет, то ли родил кого-то, то ли нет.

Семья Путина мне неинтересна. Что там у них происходит — не знаю. Похоже, скрывать жен — это из коммунистического наследия. Скажем, Николай Второй на всех мероприятиях появлялся с семьей. И другие императоры более-менее с детьми-женами всюду ходили. Тайны начались со Сталина. Он своих жен особо не показывал. Да и про детей узнавали постольку-поскольку. Жена Хрущева время от времени появлялась рядом с ним, а вот супругу Брежнева мы впервые увидели лишь когда он ездил в США — Никсон был с женой, и Брежневу пришлось.

Про семью Юрия Андропова никто не знал. Его первой женой была графиня Инга Лычева. У них были дети. Но в какой-то момент Андропов понял, что ее прошлое может ему повредить карьеру. Они расстались по-тихому, и Андропов женился на комсомолке Татьяне Лебедевой…

Сегодняшняя скрытность семьи российского лидера — беспрецедентна. Ходит масса слухов, а что на самом деле — не знает никто. Это объявлено закрытой темой. Причины такого решения тоже не раскрываются. Когда-то все станет известным, но мне это неинтересно уже сейчас. Ничего хорошего я не предвижу. Но все хорошо, и светит солнце, от которого, правда, надо закрываться…

Встречу с Ларисой Васильевой организовал клуб Kultūras līnija в сотрудничестве с русской библиотекой им. Н.Задорнова, куда писательница передала серию своих книг.

Стало известно, что 27 февраля умерла Лариса Васильева. Это известная поэтесса, которая многих вдохновляла своим примером. О ней отзывались, как о прекрасном и добром человеке. О причинах смерти пока не сообщили, но ей было 83 года.

Про время и место погребения тоже не говорят. Как известно у поэтессы есть муж Олег. Вероятнее всего ее будут хоронить близкие и друзья. Она была человеком с интересной судьбой, что всегда выражалось в ее книгах.

Взять уже только то, что она выросла в семье изобретателя легендарного танка Т-34. Это сыграло огромную роль в ее судьбе. А сама она родом из Харькова. В ее детстве была страшная война и ее последствия.

Родилась будущая поэтесса 23 ноября 1935 года. Радовало лишь то, что главу семейства не забрали на фронт, так как его талант нужен был в другом месте. Он вместе с другими инженерами трудился над созданием нового оружия для советских войск. К слову, у них это хорошо получилось – отец Ларисы Васильевой помог сконструировать танк Т-34.

Позже она детально опишет весь путь создания этого мощного орудия в одной из своих книг.

После окончания войны жизнь постепенно вернулась в свое русло. Окончив школу, Лариса Васильева поступила в Московский государственный институт им. Ломоносова, на филологический факультет. Именно здесь она познакомилась со своим будущим мужем Олегом Васильевым.

Их отношения развивались бурно. Как призналась сама поэтесса, она влюбилась в стройного юношу с первого взгляда.

Она прекрасно осознавала, что хочет прожить остаток своих дней только с этим мужчиной. Поэтому в январе 1957 года, прямиком на Крещение, молодая пара поженилась. А спустя год они получили свои дипломы и начали длинное путешествие к аллеям славы.

Когда же создала свое первое произведение Лариса Васильева? Стихи она начала писать еще в раннем детстве, что крайне порадовало ее родителей. Что касается первого воспоминания, связанного с поэзией, то оно относится к шестилетнему возрасту. Тогда еще совсем маленькая девочка написала стихотворение, ставшее украшением для одной из страниц газеты «Пионерская правда».

Позже родители решили послать работы дочки поэтессе Анне Ахматовой, дабы та дала им справедливую оценку. Увы, критика женщины была весьма жесткой, но, как уверяет сама писательница, весьма мотивирующей. И действительно, несмотря на провал, девочка и дальше продолжила работать над совершенствованием своего писательского таланта.

А вот как состоявшиеся поэтесса Васильева Лариса прославилась лишь в начале 1957 года. Возможно, толчком к этому стал ее брак, который принес в жизнь девушки шквал новых эмоции и заставил ее по-новому взглянуть на мир. При этом стихи писательницы мигом расходились по страницам известных на тот момент изданий. Например, ее работы публиковались в журналах «Юность», «Москва», «Молодая гвардия» и так далее.

Если же говорить о природе ее произведений, то прежде всего они сосредоточены на внутреннем мире человека: его переживаниях, стремлениях и борьбе. Помимо этого, Васильева Лариса часто пишет о любви к России, ее природе и о тех людях, что живут на ее чудесных землях. В целом из-под ее руки вышло более 20 сборников стихов, которые издавались как на русском языке, так и на английском.

Первая книга писательницы вышла в 1985 году. Это был сборник рассказов об истории Англии под названием «Альбион и тайна времени». Следующим ее произведением стала автобиографическая повесть «Книга об отце. Роман-воспоминание». Именно она принесла славу Васильевой, так как нашла отклик в сердцах тысяч людей.

Однако сама Васильева Лариса считает, что переломным моментом в ее карьере стала эпоха перестройки. Именно в
этот период она переквалифицировалась из поэтессы в писательницу-историка. Ее главным бестселлером стала книга «Кремлевские жены», увидевшая свет в 1994 году. Успех был настолько ошеломляющим, что вскоре писательницу завалили письмами поклонники, призывающие продолжить эту серию.

Васильева прислушалась к просьбе своих читателей и вскоре выпустила еще несколько похожих книг: «Сказки о любви» (1995) и «Дети Кремля» (1996), пишет портал Rosregistr. Последняя была переведена на множество языков и востребована не только в Европе, но и в Азии. После такого фурора Лариса Васильева окончательно перешла в публицистику, оставив поэзию молодым талантам.

Комментари

    Зоя Молокова 2 года назад

    Сегодня услышала тяжелую новость- ушла из жизни Лариса Николаевна Васильева, писатель,общественный деятель.
    Я с Ларисой Николаевной познакомилась в 1995г. Раньше я читала стихи и рассказы Ларисы Николаевны в журнале Новый мир, но лично мы познакомились после выхода моей книги. Мне хотелось узнать ее мнение и я позвонила ей и наговорила на автоответчик. Лариса Николаевна мне перезвонила и мы познакомились лично.Было много встреч дома у нее, в общественных местах, вместе ходили купаться в Москва- реке в Серебряном бору вместе с коллегой из США -Нормой и др. Лариса Николаевна поддержала меня и в моем личном горе. Меня всегда восхищала целеустремленность Ларисы Николаевны, талант, поиск и воплощение новых идей и проектов. В последние годы Лариса Николаевна отдавала много сил музейной деятельности — созданию музея Танк Т-34. Это было воплощение ее дочерней любви к ее отцу,одному из создателей танка Т-34. Спасибо Вам,Лариса Николаевна, за Ваш талант, доброту, дела,которые оставили навсегда большой след на земле. Светлая память Ларисе!

— 27.02.2018
Ее книги «Кремлевские жены»
и "Дети Кремля» стоят у меня на полке на видном месте. Если я сама их не читаю их данный момент, обязательно кто-то из пришедших в гости попросит почитать. Поразительно, но книга про кремлевских жен вышла раньше, чем появился термин «желтая пресса», который в нашей стране означает почему-то все то, что касается личной жизни известных людей.
Лариса Васильева по сути открыла этот жанр в литературе – и сделала это блестяще, без слезливых причитаний и ненужных бытовых подробностей. Она еще много чего написала и создала за свою жизнь, но вот с этими двумя «желтыми» книжками он точно войдет в историю по крайней мере русской литературы.

Она первая объяснила, что без личной жизни – в ее случае политиков и государственных деятелей – невозможно понять человека, его поступки и действия. Все идет из семьи, из личных взаимоотношений, потому что дома, в семье человек ничем не прикрыт, он такой, как есть. И именно оттуда, из семьи, идут все решения и приказы, и как следствие – повороты в политике и в государстве. Писатель Лариса Васильева это хорошо и понятно всем объяснила.
Сегодня ее не стало.

Сохранено

Ее книги «Кремлевские жены» и "Дети Кремля» стоят у меня на полке на видном месте. Если я сама их не читаю их данный момент, обязательно кто-то из пришедших в гости попросит почитать. Поразительно, но книга про кремлевских жен вышла раньше, чем появился термин «желтая пресса», ...

"/>

Родилась 23 ноября 1935 года в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей серии танков БТ и Т-34. В 1958 году окончила филологический факультет МГУ.

Литературная деятельность

Начала писать с детства, одно стихотворение было опубликовано в газете «Пионерская правда». Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Печатается с 1957 года. Автор более двадцати поэтических сборников и поэм («Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля - одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991). В них поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.

Прожив более пяти лет в Великобритании вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым, написала серию очерков «Альбион и тайна времени» (1-е издание 1978; 2-е дополненное издание 1983), открывшие в писательнице одарённого прозаика.

В 1983 году выходит в свет книга «Книга об отце» - роман-воспоминание об отце, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами - танкостроителями и танкистами. Книга получила огромный читательский отклик: «откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л. Н. Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы.» На основе материалов, присланных читателями, Ларисой Васильевой был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 года принял первых посетителей.

Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ (ст. Жизнь, смерть и Пушкин, Живая женская душа, Антигона, Прасковья - Вера! - об актрисе В. П. Марецкой; «Лорд Си Пи и леди Сноу» - о чете английских писателей Ч. П. Сноу и П. Х. Джонсон и др.). Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. В. Думбадзе, В. С. Пикуля, Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина. В 1993 году выходит документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Будённого, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущёва и др.

Произведения Ларисы Васильевой переведены на несколько иностранных языков (в том числе на английский). Писательница также занимается переводами с английского языка.

Общественная деятельность

В 1990-е годы Лариса Васильева активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью, участница женского движения. Публикует ряд статей по женской проблематике. Президент Международной Лиги писательниц. Член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Президент информационного содружества «Атлантида».

В 2000 году Лариса Васильева при поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова и губернатора Московской области Б. В. Громова инициировала вопрос о строительстве «настоящего» музея истории танка Т-34. Уже в 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство и менее чем через год - в 60-ю годовщину начала контрнаступления под Москвой - открылся новый музей, созданный в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни. В создании и наполнении экспозиции музея приняли участие государственные и муниципальные органы, организации, учреждения, предприятия, общественные организации Москвы и Московской области, городов Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Нижнего Тагила и Харькова, а также Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации.

Библиография

  • Васильева Л. Н. Альбион и тайна времени. - 1978.
  • Васильева Л. Н. Книга об отце. - 1984.
  • Васильева Л. Н. Облако огня. - 1988.
  • Васильева Л. Н. 15 встреч в Останкине. - 1989. - 304 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-250-00353-2
  • Васильева Л. Н. Кремлёвские жёны. - Москва: Вагриус, Вышэйшая школа, 1993. - 544 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-339-00927-0
  • Васильева Л. Н. Дети Кремля. - Москва: АСТ, 1997. - 400 с. - 11 000 экз. - ISBN 5-88011-014-1
  • Васильева Л. Н. Жёны русской короны. Книга 1. - Москва: АСТ, Атлантида - XXI век. - 416 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-93238-001-2
  • Васильева Л. Н. Жёны русской короны. Книга 2. - Москва: АСТ, Атлантида - XXI век. - 560 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-93238-002-0
  • Васильева Л. Н. Жена и муза. - Москва: АСТ, Атлантида - XXI век. - (Биографии). - 10 000 экз. - ISBN 5-93238-003-9
  • Васильева Л. Н. Деловая переписка на английском языке. - Москва: Айрис-Пресс, Рольф. - 352 с. - (Как сделать карьеру). - 13 000 экз. - ISBN 5-7836-0096-2
  • Васильева Л. Н. Тайна времени. - Москва: Эксмо-Пресс, Атлантида - XXI век. - 416 с. - 7 100 экз. - ISBN 5-04-007092-6
  • Васильева Л. Н. Лариса Васильева. Стихотворения. - Москва: Эксмо-Пресс, Атлантида - XXI век, 2005. - 384 с. - (Лариса Васильева. Собрание сочинений). - 5 100 экз. - ISBN 5-04-007090-X
  • Васильева Л. Н. Четыре женщины в окне. - Москва: Молодая гвардия, 2005. - 432 с. - (Библиотека лирической поэзии "Золотой жираф"). - 2 000 экз. - ISBN 5-235-02748-5
  • Васильева Л. Н. Семь дней творения. - Москва: Вагриус, 2005. - 528 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-9697-0086-X
  • Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. - Москва: Атлантида - XXI век, 2005. - 480 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-93238-079-9