В городе китай что создали. Тайны мира

В советские времена, начиная с пятидесятых годов, в СССР строилось очень много жилья, и при этом его хронически не хватало. Страна с населением в четверть миллиарда человек нуждалась в новых домах, районах и даже городах. Тогда же и немного позже появились знаменитые «хрущевки», возводимые по блочной или панельной технологии, скромные, но дававшие миллионам граждан возможность переселиться на отдельной площади и забыть постылые коммуналки, не говоря уже о подвалах. В последнее десятилетие массовое строительство развернуто в КНР, но его результаты разительно отличаются от советских. Китайские граждане не отмечают радостно получение ордеров, не танцуют на новосельях, а продолжают жить в тех же условиях, что и прежде. Новые дома, районы и города пустуют. Почему?

Жилье в КНР дорогое. Вернее будет отметить, что оно несоизмеримо с доходами среднего китайца. Впрочем, и это понятие как таковое бессмысленно, так как расслоение общества очень велико. В крупных городах работник высокой квалификации может получать зарплату в четыреста или даже пятьсот долларов, но для того, чтобы так устроиться, нужно хорошо постараться. Важен уровень образования, знаний (есть стимул не ограничиваться учебной институтской или университетской программой, а постигать науки и языки самостоятельно) и опыта. В Шанхае (этот город лидирует по размеру средней зарплаты в Китае) или Гуанчжоу (там тоже неплохо ценят специалистов) для получения хорошей должности, например менеджера по экспортному сбыту, требуется знание техники, двух-трех языков, умение общаться и многие другие профессиональные навыки. Вот такому будут платить.

Доходы широких масс

Голода в Китае нет. Продуктов хватает, и в этом состоит огромное достижение реформаторской политики руководства компартии, отошедшей от маоизма и провозгласившей курс на развитие рынка. Тем не менее, крестьяне в КНР живут бедно. Временами их приглашают на заработки в город, где предлагают за очень скромную плату буквально в пару долларов в день выполнять несложные операции на промышленных предприятиях. Этот утомительный и монотонный труд носит эпизодический характер и дает возможность заработать «живые деньги» а не только еду. Приезжая в родное село через две-три недели такой «шабашник» считается какое-то время состоятельным человеком (пока деньги не закончатся) и даже может удачно жениться. На покупку городской квартиры китайский кули рассчитывать не может. Эта мечта недостижима.

Платежеспособность менеджеров в Китае

Теперь об упомянутых менеджерах среднего звена. Накопить десять-пятнадцать тысяч долларов на отдельную самую скромную квартиру у него тоже вряд ли получится. В Шанхае или Гуанчжоу продукты стоят денег, хотя их можно назвать умеренными. К тому же жилье приходится снимать, а это тоже урезает бюджет. Программы ипотеки и, вообще, кредитования существуют, но они не более благоприятные, чем российские, проценты «кусаются». И все-таки, очень постаравшись, можно реализовать эту мечту и добиться своего, особенно если сделать удачную карьеру и выбиться в разряд топ-менеджеров. Это трудно, особенно учитывая, что торговля и экспортные поставки существенно упали в последние годы, а заработок, как и у нас, сильно зависит от объема личных продаж. Работают такие молодые люди и девушки очень старательно, борются за каждого клиента, но видеть в них массовых покупателей недвижимости пока не приходится.

Призрачные города

Иностранцев, случайно посетивших «города-призраки», поражают здесь многие странности. Китай – страна многолюдная, все города забиты людьми, а тут тишина, покой и почти полное отсутствие не только жителей, но и следов их присутствия. Красивые новые жилые многоэтажки стоят пустыми, при этом в них зимой работает отопление (очевидно, чтобы избежать губительных температурных перепадов), а лифты включены. Инфраструктура тоже создана, дороги гладко заасфальтированы, или идет процесс доводки этих работ. Другой вопрос, что все эти чудеса урбанистической цивилизации расположены в отдаленных северных районах, где плотность населения всегда была невысокой, и порой вообще окружены пустыней. Например, во Внутренней Монголии. Здесь есть даже парки и спортивные сооружения, рассчитанные на массовых посетителей. Кто же будет жить здесь?

Оборонная версия

Огромное количество пустующих жилых многоквартирных зданий (всего их, по различным оценкам, до 64 миллионов) и их обслуживание не вызывают сомнений в том, что правительство, вкладывающее во все это немалые деньги, имеет в отношении многочисленных объектов какие-то планы, но не спешит ими делиться с общественностью, как китайской, так и зарубежной. На почве этой загадочности даже возникло предположение о том, что КНР готовится к ядерной войне, в результате которой готова пожертвовать крупными городами, зато население можно переселить сюда, на Север. Предположение это, конечно, имеет право на существование, но представляется не очень логичным. Во-первых, сюда нужно успеть эвакуировать многие миллионы людей, а времени на это может и не остаться. Во-вторых: а что, собственно, они будут здесь делать? Пуховики шить или компьютеры собирать? И для кого? И в-третьих, получается, что война уже совсем близко. Почему же китайская армия так слабо готовится к ней? А то ведь от долгого праздного стояния дома портятся…

Разгадка

Скорее всего, в этом случае имеет место особенность китайской национальной психологии, выраженной, в частности, и в манере вести бизнес. Этим государственный подход лидеров КНР отличается от американского и, увы, зачатую российского. Называется это умением видеть перспективу. Цены на недвижимость в КНР довольно быстро растут, стратегия экономического развития меняется в пользу наращивания внутренней платежеспособности, и рано или поздно все эти квартиры станут чьей-то собственностью. Сегодня один метр уже стоит до пяти тысяч юаней (а это более 700 $), увеличившись за последние годы на 50%. Массовое строительство – дальновидный способ вложить деньги, а не хранить их в зеленой американской бумаге, с которой еще неизвестно что произойдет. Причем в самое ближайшее время.

Каждый год в КНР появляется два новых города. Уже сейчас эти мегаполисы могут вместить все население Украины, Молдавии и Белоруссии вместе взятое. Китайцы, наверное, знают, что делают…

Китай – страна с самой большой численностью населения в мире. На 2015 год число жителей Поднебесной составило 1, 371 миллиарда человек. Несмотря на такие показатели, за последние пару десятков лет экономика Китайской Народной Республики совершила гигантский скачок, обогнав многие ведущие страны мира. Это сподвигло правительство КНР на новые реформы и создание смелых проектов, многие из которых оказались провальными и не принесли желаемой выручки. Впрочем, китайцев это не смущает.

В начале 2000-х годов правительство Китая пустило в ход программу расширения рынка недвижимости. На огромной территории страны существовало большое количество пустующих участков земли, которые решили освоить методом строительства новых городов. Учитывая темпы роста населения китайцев, такое решение выглядит довольно логичным, но на деле реализация уперлась в тупик.

После вступления программы в силу, огромное количество строительных компаний начали возведение новых жилых районов в существующих городах, а также постройка целых населенных пунктов. Застройщики предполагали, что китайцы с удовольствием начнут уезжать из шумных мегаполисов в новые города. На деле все пошло не так, как планировалось, и мертвые города-призраки остаются практически пустыми по сей день.

Примечательно, что постройка таких мертвых городов ведется по сей день и программа продолжает работать, поэтому ежегодно на территории Китая появляются огромные жилые комплексы, которые никому не нужны.

Мы подготовили для вас подборку таких городов, где жизнь практически остановилась, а редкие прохожие на улице вызывают скорее удивление и какое-то чувство отчужденности.

1. Темза-таун

Копирование других городов и их стилей популярно у человечества с давних пор. Например, в США есть целый ряд населенных пунктов с названием Москва, а Санкт-Петербург во Флориде по красоте может сравниться с крупнейшими городами мира.

В 2001 году в рамках проекта расширения жилой территории страны, под раздачу попал мегаполис Шанхай. Девелоперы начали застройку близлежащих территорий города новыми, более мелкими населенными пунктами. В одном из таких городков было принято решение использовать классическую лондонскую стилистику со всеми подробностями, включая невысокие жилые дома, знаменитые красные телефонные будки, пожарные гидранты и даже ночные фонари были скопированы.

Строительство города, который получил название Thames Town (Город Темзы) было закончено в 2006 году. Правительство планировало, что такой городок, рассчитанный на 10 тысяч человек, сможет отвлечь жителей от центра Шанхая, чтобы разгрузить перенаселенный мегаполис, но на деле все пошло не так, как ожидалось. Хитрые и богатые китайцы начали скупать недвижимость в Темза-тауне исключительно в виде инвестиций своих денег в будущее, но жить там совсем не планировали. Жилье разошлось очень быстро, однако заселились в этот город единицы, и теперь Темза-таун превратился практически в мертвый город, где можно встретить редких жителей, брачующихся молодых людей и туристов.
Этот город не спасает даже то, что он расположен всего в 4 километрах от главной линии метро Шанхая.

2. Тяньдучэн

Мертвый город Тяньдучэн является частью провинции Чжэцзян. Неподалеку от него находится столица провинции, один из крупнейших туристических городов Китая – Ханчжоу.
Добро пожаловать в Париж! Точнее в китайский Париж, строительство которого было начато в 2007 году, но местные СМИ уже говорят о том, что это почти мертвый город-призрак.
В Тяньдучэн произошла та же ситуация, что и с Темза-таун. Городок, который был рассчитан также на 10 тысяч человек, стал жертвой инвестиций китайских семей, которые просто скупили дешевое жилье для своих детей, но заселяться туда не планируют.

Если вы собрались посетить Тяньдучэн, то первое, с чем вы столкнетесь, это, скорее всего, 108-метровая копия парижской Эйфелевой башни. Весь город также выполнен в стиле, присущем столице Франции. Здесь и характерная лепнина на жилых домах, и четко очерченные газоны с прогулочными дорожками. Даже деревья, которые растут на обочинах, были тщательно подобраны в соответствии с теми, что растут в Париже.

Пешеходов на улице мало, еще меньше автомобилей на дорогах. По данным некоторых СМИ, город заполнен лишь на пятую часть, и в ближайшее время заселения новых жильцов не предвидится. Никто не хочет срываться с насиженного места в городок, где не так развита инфраструктура, как в любимом мегаполисе.

Несмотря на оскорбительные заявления о том, что Тяньдучэн мертвый город, правительство Китая не оставляет надежд, что когда-нибудь он станет огромным мегаполисом, который будет привлекать своими красотами жителей страны и туристов со всего мира. Тем временем китайская урбанизация продолжается.

3. Инкоу, провинция Ляонин

Инкоу отличается от своих собратьев мертвых городов тем, что он не пытается копировать чью-то архитектуру или стиль. Здания здесь выполнены в традиционном стиле, присущем социалистическому государству. Только заселять их пока некем.

Почти 10 лет назад правительством провинции Ляонин и ее председателем Ли Кэцяном в частности, был запущен масштабный проект по перестроению экономики региона таким образом, чтобы она была менее зависима от добычи полезных ископаемых и производства металлов. Шахты постепенно израсходовали свои ресурсы, но кормить регион чем-то было надо. Для этого было решено привлечь в область другие активно развивающиеся отрасли, которые бы компенсировали финансовый провал.

Для работников новой инфраструктуры решили построить новое жилье по сниженным тарифам, так началось возведение новых городов и пристройка районов к существующим.
Инкоу стал одним из городов, куда изначальные инвестиции в строительство вливались особенно бодро, поэтому там в считанные годы вырос целый лес высотных новостроек, которые впоследствии оказались никому не нужны. В результате часть строек заморозили по сей день, от других и вовсе отказались.

На самом деле Инкоу является местом жительства для более чем 2 миллионов человек, однако площадь этого города составляет 5402 км2, что очень много для такого количества жителей. Для сравнения, площадь Москвы 2511 км2. Если в центре Инкоу и есть какая-то жизнь, то на его окраинах при взгляде на пустынные улицы пробегают мурашки по спине от постапокалиптического вида.

4. Ордос

История Ордоса также связана с Великой китайской урбанизацией. Когда в монгольских степях были обнаружены большие залежи угля, туда устремились сотни китайских компаний по добыче полезных ископаемых. Правительство начало скупать земли фермеров, которые, в свою очередь, становились работниками на шахтах. Большие и далеко идущие планы по разработке местной территории заставили Китай спроектировать огромный город, который планировалось заселить работниками ближайших предприятий, а позже привлечь другие компании на расширение сферы их влияния.

Благоустройство территории Ордоса шло полным ходом. Трудолюбивые китайцы построили множество музеев, причудливых скульптур, театров и огромный стадион. Но все это так и осталось стоять нетронутым, в город площадью 86 752 км² заселилось всего полтора миллиона человек. Главной причиной этого стала ошибка расчета рентабельности угольных предприятий, которые начали работать себе в убыток.

Улицы мертвого города-призрака Ордоса пустынны и навевают неприятные мысли о всемирном апокалипсисе. Прохожих на улице практически нет, зато очень много работников коммунальных служб. Именно благодаря им на территории этого огромного города очень чисто, и это поражает немногочисленных туристов, которые добавили этот город в свой туристический маршрут. Многие действительно целенаправленно едут посмотреть именно на пустой город.

На улицах Ордоса вы не встретите пробок. Несмотря на то, что движение общественного транспорта здесь организовано весьма грамотно, все автобусы ездят практически пустые. Многие местные жители предпочитают добираться на работу на велосипедах и мопедах, тем более, что здесь можно ездить прямо по шоссе.

В планах китайского правительства переселить в подобные города большую часть сельского населения. Связано это не только с заботой о своих гражданах, но и на ориентированности экономики страны. Деревенские жители практически не покупают товары местного производства за ненадобностью. Они обеспечивают себя всем сами, в том числе жильем и едой. Если сельскому жителю и понадобится что-то раз в год, так это какая-нибудь запчасть для трактора или инструменты для возделывания земли. Такая позиция не устраивает власти КНР, поэтому на переселение 100 миллионов сельских жителей в каменные массивы планируется потратить почти 7 триллионов долларов.

Чтобы заставить крестьян переселяться в Ордос, чиновникам пришлось идти на ухищрения. Например, школы и больницы в сельской местности стали закрывать, чтобы перенести их в город. Таким образом у бедных китайцев не оставалось иного выбора, как собрать свои пожитки и отправиться на проживание в каменный лес.

Еще одна проблема, с которой столкнулись власти при переселении сельских жителей в большой город – это вопрос воспитания. Вы можете вывезти человека из деревни, но деревню из человека никогда. Переселенцы не соблюдают элементарных правил личной гигиены, справляют нужду на обочине тротуара, бросают окурки на землю и сплевывают там же, а мыться могут в самых неожиданных местах. Например, в общественных туалетах какого-нибудь музея. Терпеливые работники городских служб направляют все силы на то, чтобы перевоспитать бескультурных крестьян мертвого города и дать шанс на развитие жизни в этом свидетельстве провала урбанизации.

Пока что Ордос является крупнейшим мертвым городом-призраком в мире, который не сдается в своих попытках стать очередным мегаполисом и свидетельством развитой экономики Поднебесной.

5. Новый Хэби

Еще один практически мертвый город Китая, который пострадал из-за плановой экономики страны и всеобщей урбанизации. Здесь, как и в Ордосе, ведется массовая добыча угля. За счет предприятий угольнодобывающей отрасли и живет Новый Хэби.

Когда правительство Китая захотело освоить новые угольные месторождения, было принято решение заложить новый город рядом со старым Хэби. Почти 20 лет назад в 40 километрах от старого города началось строительство населенного пункта под названием Новый Хэби.

Рентабельность новых угольных шахт опять оказалась под вопросом, а быстрорастущий город никто не хотел заселять. На протяжении двух десятилетий большая территория в несколько сотен квадратных километров остается пустующей. В отличие от других городов-призраков, здесь жители Китая даже не стали скупать недвижимость в качестве инвестиций. Если в Темза-тауне и Тяньдучэне изначальная стоимость жилья была очень мала, но через несколько лет увеличилась в несколько раз, то в Новом Хэби ситуация обстоит довольно плачевно и роста стоимости не предвидится.

Несмотря на то, что люди отказываются заселяться в этот город, здесь все также действует план по расширению и урбанизации. Строительные компании продолжат возводить новые здания и другие объекты инфраструктуры в надежде на то, что китайская программа по переселению сработает.

6. Чэнгун

Несмотря на то, что китайские власти избегают таких формулировок, многие журналисты и жители страны называют Чэнгун очередным мертвым городом призраком на карте Китая.

В 2003 году правительство решило использовать территорию малонаселенного уезда Чэнгун для расширения территории городского округа Куньмин, который был столицей провинции Юньнань. Всего за несколько лет девелоперские компании возвели на этом месте огромный район с тысячами домов, в которые планировалось заселить почти 1,5 миллиона человек. В городе построили большое количество школ и даже два университета, а также здания правительства. Но урбанизация в Чэнгун пошла не по плану, и китайцы отказываются заселяться в этот город, предпочитая оставаться в родных местах. Во многом это связано и с плохим транспортным сообщением, а также отсутствующей инфраструктурой, хотя все предпосылки для ее существования есть.

Впрочем, инвестиции в покупку жилплощади на территории города Чэнгун идут активно. Богатые китайские семьи не прочь купить жилье про запас для своих потомков, или же просто в целях заработка в виду будущего роста цен на квадратный метр жилья в этом районе.
В 2010 году в прессе начали активно появляться публикации, что Чэнгун стал одним из самых больших городов-призраков в Азии. Возможно, именно это стало толчком для власти кардинально пересмотреть свои решения по урбанизации этого района.

Недовольство китайцев отсутствием нормального транспортного сообщения планируется удовлетворить. В районе активно ведется строительство железных дорог, а недавно в эксплуатацию была введена скоростная дорога, соединяющая центр столицы Куньмин с Чэнгуном.

Также правительство предполагает, что жителей заставит заселяться близость к кампусу нового университета Юньнань и к другим объектам общественного назначения.
Еще одна неприятная новость ожидает китайцев, которые уже купили квартиры в Чэнгуне в виде вложений. Местное муниципальное правительство полагает, что снижение цен на жилье в Чэнгуне в несколько раз по сравнению с Куньмином, заставит жителей переселяться на эту территорию, поэтому инвестиции скупщиков могут серьезно пострадать.
Возводя такие города-призраки как Чэнгун, Китай совершенно не заботится о дизайне и архитектуре. Многие жители высказывают недовольство однотипными и унылыми блочными домами, которые своим серым цветом отпугнут кого угодно.


***
Китайские чиновники очень неохотно говорят о существовании мертвых городов-призраков. Плановая экономика КНР терпит существенные убытки из-за того, что китайцы ведут себя не так, как предполагало правительство.

Недавно СМИ сообщили, что по всему Китаю пустует почти 65 миллионов квартир. Это удалось выяснить с помощью энергетической компании, которая проверила показания счетчиков электроэнергии. По подсчетам, такого количества квартир было бы достаточно для проживания почти 200 миллионов человек.

Сельские жители очень неохотно перебираются в городские застройки. Они не готовы отказаться от привычного образа жизни в угоду правительству. Кроме того, препятствием заселению новых городов являются китайские бизнесмены, которые во время кризиса начали скупать недвижимость в городах-призраках целыми небоскребами, пытаясь избежать банкротства. Формально квартиры принадлежат владельцу, но на деле они пустуют.

Пока Китай не разработает новый план по предотвращению скупки жилья в качестве инвестиций, у вас есть шанс посетить настоящие мертвые города, где на пустынных улицах едва теплится жизнь.

#Китай #путешествия #туризм #сталкеры

Пустующие города – явление широко распространённое, и характерное не только для стран третьего мира, но и для экономически развитых государств. Старые и новые, большие и малые, со своей историей и без неё, города-призраки есть сегодня повсюду, на всех континентах. Кроме разве что Антарктиды.

Мёртвые города в Китае – это действительно современный феномен, который, впрочем, легко поддаётся рациональному объяснению.

Нужно понимать, что города-призраки в Китае – это не заброшенные некогда процветавшие центры. Это построенные с нуля мегаполисы со всей необходимой инфраструктурой. В этих мертвых городах никогда никто не жил!

Пустующие города в Китае расположены в центре страны, как раз на неосвоенной территории.

Для чего китайцы строят пустые города

Феномен городов-призраков в Китае легко поддается объяснению, если познакомиться с Поднебесной поближе.

Итак. Если посмотреть на демографическую карту Китая, по берегам южных морей китайцев проживает значительно больше, чем на севере или в центре страны. В этом нет ничего удивительного, т.к. весь бизнес, а соответственно и деньги сосредоточены именно в прибрежной зоне, которая и притягивает сюда работников со всей Поднебесной. Для примера в районе Гонконг, Шэньчжэнь, Макао проживает почти 300 млн. человек!

Чтобы изменить эту ситуацию (привлечь людей в центральную часть страны) существуют целые государственные программы, которые включают в себя строительство городов «про запас», различного рода льготы для бизнеса и производства, которые откроются на неосвоенных территориях. Люди не могут просто переехать в город, в котором негде зарабатывать деньги, а производство не может быть открыто там, где нет людей. Вот такой замкнутый круг.

Теперь пустые города в Китае фактически стали ещё одной достопримечательностью этой страны, правда, весьма и весьма своеобразной – сегодня они стоят абсолютно безжизненными, все эти китайские города-призраки, в которые практически ещё не ступала нога человека.

Впрочем, надо отдать должное китайским градостроителям – они всегда строят с грандиозным, поистине социалистическим размахом, и, как почти незыблемое правило, одновременно с готовым многоэтажным типовым жильём сдают в эксплуатацию всю необходимую городскую инфраструктуру: широкие проспекты, детские сады, школы и ВУЗы, больницы, крупные торговые центры, стадионы на тысячи мест, театры, музеи и даже административные здания – целые кварталы таких зданий.

Типичный пример китайской «бесхозяйственности» – «Нью Саус Чайна Молл» в Дунгуане, на юге Китая, второй по размерам в мире торгово-развлекательный комплекс после знаменитого «Дубаи Молл». Сданное в эксплуатацию ещё в 2005 году огромное сооружение, рассчитанное аж на 2350 (!) магазинов, фактически пустует. Исключение составляют несколько точек сетевых ресторанов быстрого питания и трасса для картинга на месте оказавшейся никому не нужной парковки. Причина здешнего запустения очевидна – данный торгово-развлекательный комплекс находится в труднодоступном месте, на отдалённой городской окраине, вдалеке от оживлённых автомагистралей. Вряд ли это была просто ошибка недальновидного архитектора или проектировщиков. Вероятнее всего таким образом хотят разгрузить перенаселенный Гуанчжоу, но пока местные не особо хотят перемещаться дальше от денег.

И если хоть какая-то часть этой самой инфраструктуры, к тому же очень благоустроенной, всё же худо-бедно используется впоследствии жителями прилегающих районов и населённых пунктов, то новое жильё десятилетиями простаивает в тщетном ожидании своих хозяев, а по пустынным улицам и проспектам таких городов в это время гуляет только ветер.

По некоторым данным, общий жилой фонд, по тем или иным причинам выведенный в Китае из оборота с самого начала его создания на сегодня составляют… 60 млн квартир и отдельных домов со всеми удобствами и благоустроенной прилегающей территорией, не говоря уже о вышеупомянутой городской инфраструктуре.

Самые известные китайские города-призраки

На сегодня известно, по крайней мере, о полутора десятках таких городов Поднебесной, и в их числе следующие заброшенные города и районы, которые всё ещё ждут своих жителей:

  • Кангбаши – крупный город, главным предназначением которого должна была быть пресловутая «смычка города и деревни» и дальнейшая постепенная урбанизация китайского крестьянства; рассчитан на миллион горожан, но до настоящего времени не заселён даже наполовину.
  • Ордос – город-призрак, расположен вблизи только что упомянутого Кангбаши, возведён ещё в 2001 году и обладает всё той же чрезвычайно развитой инфраструктурой; однако, не пользуясь популярностью у туземного населения, до сих пор остаётся заброшенным.
  • Сишуань – построен в крайне неблагоприятных условиях пустыни во Внутренней Монголии и чем-то напоминает небезызвестный город Припять; население – раз-два и обчёлся.
  • Темза-таун – район в предместьях Шанхая, завершённый строительством в 2006 году; его предназначением должно было быть расширение границ второго по значимости китайского мегаполиса – однако, ввиду того простого обстоятельства, что основу здешнего жилого фонда составляют, главным образом, одноэтажные особняки, особой популярностью этот район у местного населения также не пользуется. В настоящее время заселён не более чем на 10 %. Используется исключительно в качестве места отдыха жителей Шанхая.
  • Тяньдучэн – эдакая миниатюрная «копия Парижа» с типичной – по местном представлениям – европейской архитектурой, пригород или, точнее, город-спутник Гуанчжоу, знаменит на весь мир своей репликой парижской Эйфелевой башни, но до сих пор не заселён исключительно из-за отсутствия здесь сколь-нибудь пригодной инфраструктуры, что является скорее исключением из общего правила. Немногочисленные жители живут «подножным кормом», разбивая огороды непосредственно вблизи памятников архитектуры.

Так что вывод из всего вышеизложенного вполне очевиден и очень даже прост – все эти суперсовременные города-призраки в Китае нельзя назвать чем-то экстраординарным, из ряда вон выходящим, этому явлению много лет, для Китая оно уже стало чем-то обыденным и, в каждом отдельно взятом случае, ему есть своё вполне логичное объяснение.

Поистине феноменальный строительный бум, захлестнувший Китай в начале XXI века, породил удивительное явление на рынке недвижимости – города-призраки, построенные «про запас».

Пустующие кварталы высотных домов и огромные комплексы из офисных небоскребов, безлюдные улицы с мигающими светофорами, гипермаркеты без товаров и покупателей, детские сады без детей, университеты без студентов, широкие проспекты без автомобилей, заброшенные парки развлечений, театры и музеи без посетителей – нет, это не антураж очередного постапокалиптического блокбастера. Это реалии современного Китая – города-призраки, число которых перевалило за два десятка, миллионы благоустроенных квадратных метров, на которых никто не живет.

В свое время Китай поставил перед собой ряд стратегических задач, решение которых является залогом существования государства: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.

Строительство оказалось той панацеей, которая позволяет одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, стал сооружать города, мосты, дороги, заводы, превратив строительную отрасль в один из главных локомотивов экономики.

Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства, гигантские объемы свободных финансовых средств в конце концов привели к тому, что на китайском рынке образовался огромный переизбыток недвижимости. В 2011 году Государственная электросетевая компания КНР обнародовала данные по 660 городам. И оказалось, что в 65 млн квартир никто не пользовался электричеством, иными словами, они пустуют. Такого количества жилья было бы достаточно, чтобы переселить туда, как минимум, 200 миллионов человек - всех жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Молдавии, Украины, Франции и Великобритании вместе взятых.

Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.

Город Синьян в провинции Хэнань. Центральная площадь со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.

Город Дунгуане на юге Китая. В 2005 году здесь открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует. Тем не менее, комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.

Город Цяндучен близ Шанхая. Возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней. Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.

Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина. Рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса. Здесь с успехом освоены гигантские средства, но зияющие оконными проемами жилые высотки пока не находят своих «льготников».

Канбаши, район города Ордос. Самый известный из китайских городов-призраков. Вырос за 6-7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии, стоит на очень крупных месторождениях угля и природного газа. Способен вместить до 1 миллиона жителей, но сейчас заселен едва на 20%.

Разумеется, в Поднебесной с ее бесчисленным населением найдется немало желающих улучшить свои жилищные условия. Так почему же пустуют города-призраки? Во-первых, многие из них построены вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации. Во-вторых, далеко не каждый китаец способен «поднять» кредит на покупку квартиры . В-третьих, зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008-м из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни. Есть и примеры городов, отгроханных в непосредственной близости от гор фосфогипса - высокотоксичных отходов.

Отдельные эксперты предполагают, что наличие такого устрашающего количества пустующих квадратных метров – опаснейшая аномалия, тот мыльный пузырь, который обязан лопнуть, приведя к сильнейшему экономическому кризису. Однако в Китае, где ежегодный прирост городского населения составляет 10-12 миллионов человек, свято уверены в том, что города-призраки рано или поздно будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это грандиозные убытки!» - скажете вы. Да, но у Поднебесной сегодня столько денег, что она может себе это позволить. К тому же в Китае уже есть примеры того, как безумные расходы, казалось бы, «в никуда» через некоторое время приносили впечатляющую отдачу. В частности, шанхайский район Пундун еще лет 10 назад напоминал безжизненную пустыню, утыканную небоскребами, а сегодня это цветущий и престижнейший уголок мегаполиса, вмещающий 5,5 млн. человек.

В 2010-м году компанией "Госэлектросети" КНР была проведена перепись электрических счетчиков абонентов из 660 городов. В результате этого мероприятия выяснился достаточно странный факт. По итогам переписи, на счетчиках из 65.4 миллиона квартир был ноль. То есть на этих площадях никто не живет. Как оказалось, с 2000-го года Китай строит города-"призраки". Более двадцати возводимых пунктов остаются незаселенными. Зачем Китаю пустые города? Попробуем разобраться в статье.

Никакого жилищного кризиса

Сложно поверить в то, что в перенаселенной стране, где рождение каждого ребенка считается практически преступлением, существуют пустые города. В Китае возводятся новые здания, магистрали, магазины, парковки, детские сады, офисы. Разумеется, жилье обеспечивается водопроводом, электричеством, канализацией. Все готово для жизни. Однако в пустые не спешит отправлять своих граждан. В чем же причина их появления?

Один из вариантов

Зачем Китай строит пустые города? Правительство страны свято хранит тайну, оставляя возможность только предполагать истинное назначение этих пунктов. Существует мнение о том, что пустые города в Китае - это всего лишь "утка". Однако ведь есть снимки этих ненаселенных пунктов. Здесь стоит сказать, что получить фото пустого города, в общем-то, несложно. В любом, даже крупном, мегаполисе есть период, когда на улицах нет ни людей, ни машин. Как правило, это случается ранним утром. Ну а если не получилось поймать такой момент, можно воспользоваться многим известной программой Photoshop. На это мнение, тем не менее, есть и возражения. В первую очередь следует сказать, что сами китайцы не отрицают факта существования таких городов. Кроме этого, есть достоверные снимки со спутников. На них видно четко, что в самый разгар дня на улицах нет никого, а на парковках отсутствуют автомобили.

"Теория заговора"

Существует также мнение, что каждый пустой город в Китае стоит на огромных подземных убежищах. Они рассчитаны на прием нескольких сотен миллионов жителей. Таким образом, правительство Пекина дает понять властям Вашингтона и Москвы, что страна вполне готова к Как известно, подземные убежища считаются наиболее эффективным способом защиты населения от поражающих факторов (проникающей радиации, радиоактивного заражения, излучения).

Пустые города на случай катастрофы

Согласно еще одному предположению, правительство Пекина, предчувствуя скорую смену власти в США, готовит жилье для своих сограждан, которые находятся на настоящий момент в Америке, но будут готовы покинуть ее при возникновении экономического коллапса. Также выдвигается версия, что пустые города станут убежищем для жителей Поднебесной при когда вода скроет под собой все прибрежные территории. А дома возводятся на наиболее удаленных участках.

Капиталовложение

По еще одной версии, пустые города - это денежный вклад правительства. Власти Пекина посчитали, что выгоднее хранить деньги в недвижимости, чем на счетах западных банков. В этой связи и строятся монументальные, но пустые города - на всякий случай. Опять же с этим мнением можно поспорить. Сколько сможет простоять пустой город? Фото, представленные в статье, достаточно полно иллюстрируют эти ненаселенные пункты - некоторые из них стоят уже более 10 лет. Простоят они еще 20 лет, что с ними будет дальше? Если пустые города так никто и не заселит, придется их снести, скорее всего.

Новые дачные поселки

Все пустые города действительно строятся вдали от побережья. При этом для их возведения выбираются наименее сейсмоопасные территории. Собственно, это все можно объяснить. Если существует выбор местности, где вести такое монументальное строительство, то лучше сразу перестраховаться и обеспечить надлежащую защиту будущим жителям хотя бы от землетрясения и наводнения.

Канбаши и Ордос

Выше приводилась версия о выгодном капиталовложении. В этом предположении есть доля истины. Многие собственники выкупили квартиры у застройщиков еще на начальных этапах возведения. Сейчас стоимость жилплощади увеличилась в несколько раз. Как стало известно из некоторых источников, в городе Ордосе квартиры в домах имеют своих хозяев. Один из его районов - Канбаши - располагается в двадцати километрах от центра. Он построен посреди пустыни. Рассчитан район примерно на 500 000 человек. Однако выглядит он абсолютно пустым, поскольку постоянно в нем проживает около 30 тысяч. В действительности свободных квартир в районе почти не осталось. Ордос считается одним из самых богатых китайских городов. Он стоит на залежах природного газа и угля. При этом район Канбаши для его жителей - что-то вроде дачи. Они приезжают туда на выходные. Следует также сказать, что ежегодно увеличивается количество людей, которые хотели бы работать и жить в Ордосе. Из этого следует, что квартиры в домах, даже построенных в 20 км от центра, постоянно дорожают.

Ложка дегтя

Без нее не обходится почти никакое крупное начинание даже в такой стране, как Китай. Любое крупномасштабное строительство основывается на государственных дотациях. Для контроля над перемещением средств назначаются ответственные чиновники. Однако далеко не все из них чисты на руку. Периодически кто-то попадается на крупных хищениях и махинациях. Так, к примеру, достаточно крупный населенный пункт Циншуйхэ начинали строить еще в 1998-м году. Однако в течение последующих десяти лет он так и не был завершен. К слову сказать, средний город на 500 тысяч человек возводится в Китае примерно за 6-7 лет. Выделенные на Циншуйхэ деньги магическим образом исчезли. Виновные, конечно, были найдены и привлечены к ответственности, но поселок так и не был достроен. Долгое время он стоит заброшенный и абсолютно непригодный для проживания. Однако история с этим поселком скорее исключение, чем правило.

В заключение

Большинство экспертов все-таки склоняются к версии, связанной с грамотным экономическим планированием. В Китае постоянно увеличивается население, строятся дома. Люди идут работать на стройки, получают достойную зарплату. При этом, разумеется, все они платят налоги. Имея накопления, люди вкладывают их в недвижимость. Зачастую они покупают те же самые квартиры, что когда-то строили сами. Таким образом, идет равномерное заселение пустых районов. По статистике, ежегодно огромное количество людей перемещаются из деревень в более крупные населенные пункты. А прежние китайские мегаполисы в скором времени не смогут вмещать всех желающих. Для тех, кто не желает жить в деревне, правительство предоставляет возможность приобрести квартиру в новом районе.