Внутренняя политика англии в 20 веке. Великобритания во второй половине XX – начале XXI века

Экономическое развитие. В конце XIX - начале XX в. Великобритания была одной из самых могущественных и богатых стран мира. Она занимала первое место в мировой торговле и в вывозе капитала. Английские капиталовложения за границей превосходили капиталовложения всех других крупнейших держав, вместе взятых. Английский фунт стерлингов являлся основной мировой валютой. Его принимали к уплате повсюду. Лондон был главным торговым и финансовым центром мира.

Англию называли "владычицей морей".

Промышленность Англии продолжала расти, однако техническое оборудование многих заводов устарело и по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия стала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США - 4,2%, в Германии -4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, а США - по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Благодаря более совершенному техническому оборудованию и повышению производительности труда американские и немецкие товары стали стоить дешевле английских. Они успешно конкурировали с английскими товарами.

В сельском хозяйстве Великобритании преобладало мелкое крестьянское хозяйство, но также сохранялась (особенно в Ирландии) крупная земельная собственность аристократов-лендлордов. Собственное сельское хозяйство не обеспечивало потребности Великобритании в продовольствии. Значительную часть продуктов питания и сельскохозяйственного сырья привозили из других стран.

Британский империализм был колониальным империализмом. На долю империи приходилась значительная часть зарубежных английских капиталовложений. Товарооборот Англии со странами Британской империи превосходил ее товарооборот с любой другой страной. Многие английские предприниматели были связаны с колониальным рынком. Сохранение и расширение империи являлось одной из важнейших целей британского империализма.

"Викторианская эпоха". Вторую половину XIX в. в Англии часто называют "викторианской эпохой" по имени королевы Виктории, царствовавшей почти 64 года: с 1837 по 1901 г. Это был период наибольшего могущества Великобритании, когда быстро росла ее колониальная империя, английская промышленность еще удерживала первое место в мире, власть буржуазии была прочной, а классовая борьба носила сравнительно мирный характер. В стране сохранялись конституционная монархия, парламентский строй и двухпартийная система.

На парламентских выборах соперничали две главные партии - консерваторы и либералы. Консервативная партия выражала в первую очередь интересы земельной аристократии и части крупной буржуазии. Главным лидером консерваторов считался Бенджамин Дизраэли, сын литератора, известный писатель, ловкий политик. Либералов поддерживала преобладающая часть крупной и средней буржуазии, а также значительная часть рабочего класса. Руководителем либеральной партии был видный государственный деятель, сын богатого коммерсанта Уильям Гладстон. Большинство либералов во главе с Гладстоном отстаивали свободу торговли, возражая против введения покровительственных пошлин. Консерваторы, напротив, предлагали ввести таможенное обложение иностранных товаров, чтобы оградить английскую промышленность от конкуренции. Обе партии считали необходимым проведение реформ избирательной системы и социального законодательства. В 1867 г. консервативное правительство Дизраэли провело парламентскую реформу, которая увеличила число избирателей почти в два раза. Сменившее его либеральное правительство Гладстона в 1871 г. официально признало законной деятельность профсоюзов, включая стачки. В 1872 г. оно ввело тайное голосование на выборах в парламент (раньше голосовали открыто). Вернувшись к власти в 1874 г., Дизраэли отменил еще существовавшие ограничения на Проведение стачек и разрешил деятельность кооперативов. В 1875 г. консерваторы приняли закон об ограничении рабочего дня 54 часами в неделю и закон об охране детского труда. Прием на работу детей до 10 лет запрещался. Новое возвращение либералов к власти ознаменовалось избирательной реформой 1884 г. Она предоставила право голоса большинству рабочих и крестьян.

В области внешней политики и консерваторы, и либералы руководствовались принципом "европейского равновесия", согласно которому ни одна держава не должна господствовать на континенте Европы. Для сохранения равновесия Великобритания обычно противодействовала наиболее сильной континентальной державе, не давая ей занять преобладающее положение в Европе. Сохраняя господство на море и поэтому не опасаясь вторжения извне, Великобритания проводила политику "блестящей изоляции", избегая длительных и прочных союзов с другими государствами. "У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей; у нее есть только постоянные интересы", - говорили английские политики.

Вплоть до конца XIX в. английские правящие круги считали своим главным противником Францию, которая соперничала с англичанами в захвате колоний. С начала XX в. англо-французские противоречия отошли на второй план и основным противником Великобритании стала Германия, экономическая, военная и морская мощь которой быстро увеличивалась.

Одним из главных направлений английской внешней политики в конце XIX в. было расширение колониальной империи. В 1875 г. правительство Дизраэли купило у Египта контрольный пакет акций построенного французами Суэцкого канала. Это обеспечило Англии контроль над важнейшей водной артерией, открывшей английскому флоту кратчайший путь в Индию и другие английские колонии. В 1876 г. королева Виктория приняла титул императрицы Индии, и английские колониальные владения стали официально именоваться Британской империей. На 80-е и 90-е гг. XIX в. приходится период самой интенсивной колониальной экспансии за всю историю Великобритании. В 1885 г. англичане овладели Бирмой, в 1886 г. африканскими странами Нигерией и Сомали, в 1888 г. - Кенией и Танганьикой, в 1890 г. - Угандой и частью Южной Африки. С 1880 по 1900 г. площадь британских владений возросла с 20 млн. до 33 млн. кв. км, а численность их населения увеличилась с 200 млн. до 370 млн. человек. В 1901 г. площадь самой Великобритании составляла меньше 1% площади ее колониальных владений, численность населения - менее 12% населения Британской империи.

Особое положение сложилось в Ирландии, которая считалась составной частью Великобритании, но фактически находилась на положении полуколонии. Несмотря на 400-летнюю английскую колонизацию, ирландцы не утратили своей самобытности. Сохранив язык, культуру, религию, они выступали против английского господства. Национальные и религиозные противоречия в Ирландии тесно переплетались с социальными. Наиболее плодородные ирландские земли были захвачены английскими помещиками-лендлордами.

В конце XIX в. главными требованиями ирландского крестьянства, ирландской интеллигенции и крепнущей ирландской буржуазии стали проведение земельной реформы и предоставление самоуправления - гомруля (от английского home rule -самоуправление). Самым видным деятелем ирландского освободительного движения этого времени был Чарлз Парнелл, избранный в 1875 г. в английский парламент. Стремясь привлечь общественное внимание к положению в Ирландии, он часто прибегал к парламентской обструкции, то есть мешал парламенту работать, произнося бесконечные речи, внося запросы, используя все возможные процедурные условия. Многие ирландские крестьяне отказались платить арендную плату. Ирландская крестьянская организация "Земельная лига" начала нападать на помещичьи усадьбы, жечь посевы, убивать скот. Одним из методов ее борьбы было прекращение всяких отношений с лендлордами и их управляющими. По имени капитана Бойкота, к которому впервые применили такую форму борьбы, ее назвали бойкотом.

В 1886 г. правительство Гладстона решило пойти на уступки населению Ирландии и внесло в парламент проект гомруля. Это вызвало раскол среди либералов, часть которых присоединилась к консерваторам. Правительство Гладстона пало, и власть почти на 20 лет перешла к консерваторам.

Лишь в 1905 г. правительство консерваторов потеряло доверие парламента и ушло в отставку, уступив место либералам, одержавшим победу на выборах 1906 г. Либералы оставались у власти до 1915 г.

Рабочее движение. Конец XIX - начало XX в. был периодом подъема английского рабочего движения. Утрата прежней промышленной монополии, обострение конкуренции на мировом рынке, стремление предпринимателей уменьшить издержки производства привели к снижению жизненного уровня английского рабочего класса, который усилил борьбу за свои права. Значительно возросло количество стачек, увеличилась численность профсоюзов (тред-юнионов), объединенных с 1868 г. в Британский конгресс тред-юнионов. К 1913 г. число их членов достигло 4 млн. человек.

По численности и организованности профсоюзов Англия в это время опережала все другие страны, кроме Германии. Часть профсоюзных деятелей считала, что профсоюзы должны вести не только экономическую, но и политическую борьбу. В 1900 г. они организовали Комитет рабочего представительства для выборов в парламент рабочих депутатов. В 1906 г. комитет был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию, которая приняла участие в выборах 1906 г. и провела в парламент 29 депутатов. Таким образом, двухпартийная система была поколеблена: наряду с консерваторами и либералами возникла третья влиятельная партия - партия лейбористов.

Первоначально лейбористская партия состояла из коллективных членов, в нее вступали целыми организациями. Поскольку членами лейбористской партии объявили себя многие профсоюзы, она сразу стала массовой. Уже в 1904 г. ее численность составляла около 1 млн. человек.

Лейбористская партия долго не имела собственной программы. Свою задачу ее лидеры видели в избрании лейбористских депутатов в парламент, где они обычно голосовали вместе с либералами. Такое положение вызывало недовольство левых социалистов, в том числе небольшой группы социал-демократов, стоявших на позициях марксизма. В 1911 г. они создали Британскую социалистическую партию, которая в соответствии с марксистским учением провозгласила главной целью борьбу за социализм. Британская социалистическая партия намеревалась возглавить рабочее движение, но не сумела достичь этой цели и осталась малочисленной организацией.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

Сын учителя, адвокат по профессии, талантливый оратор, ловкий и дальновидный политик, Ллойд Джордж впервые был избран в парламент в 1890 г. в возрасте 27 лет и вскоре стал одним из лидеров либеральной партии. Широкую известность он приобрел своими выступлениями против "тунеядцев-богачей". Ллойд Джордж считал, что надо принять ряд мер против "постыдной нищеты" рабочих, ибо в противном случае они выйдут из-под влияния либералов, перейдут на сторону социалистов и покончат с капитализмом. Заняв в правительстве либералов пост министра торговли, имеющий в Англии большое значение, а в 1908 г. пост министра финансов, Ллойд Джордж в 1906-1911 гг. представил в парламент серию законов, касавшихся условий труда и повседневной жизни рабочих. По его инициативе был принят закон о бесплатном начальном образовании и бесплатном питании в школьных столовых для детей неимущих родителей. Работа в ночную смену ограничивалась; ночной труд женщин запрещался. Пострадавшие от несчастных случаев на работе получили право на бесплатное лечение и на пособие по инвалидности.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Большой общественный резонанс вызвал представленный Ллойд Джорджем проект бюджета на 1909 г. Он предусматривал выделение 1% расходов на проведение социальных реформ и значительное увеличение расходов на морские вооружения. Возросшие расходы предполагалось покрыть резким увеличением налогов на крупные состояния, земельную собственность и наследство, а также повышением косвенных налогов (касавшихся всех слоев населения) на табак, спиртные напитки и почтовые марки. Свой бюджет Ллойд Джордж представлял как начало "войны против бедности" и средство сломить "наглость богатства". Владельцы крупных состояний называли этот бюджет "революционным". Палата общин, в которой либералы вместе с лейбористами имели прочное большинство, одобрила проект бюджета, но назначаемая пожизненно королем палата лордов, в которой преобладала земельная и финансовая аристократия, отвергла ее. Тогда Ллойд Джордж развернул борьбу против палаты лордов, требуя ограничить ее полномочия или вовсе ликвидировать. В 1911 г. палата общин приняла закон об ограничении полномочий палаты лордов. Теперь палата лордов имела только "задерживающее вето", то есть могла отсрочить принятые палатой общин законы, но не отменить их. Если палата общин трижды принимала проект закона, он входил в силу, несмотря на возражения палаты лордов. Сопротивление палаты лордов было сломлено и "революционный бюджет" Ллойд Джорджа стал законом.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая. Эти республики, богатые золотом и алмазами, были населены белыми выходцами из Голландии - бурами, которые колонизировали местное африканское население.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. Буры пользовались поддержкой Германии и других соперников Англии, им симпатизировало общественное мнение многих стран мира. Они героически сражались, но силы были неравными. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

Учитывая интересы белого населения этих колоний, правительство Англии решило предоставить им права доминионов - самоуправляющихся частей Британской империи со своими парламентами и правительствами. Помимо Канады, имевшей статус доминиона с 1867 г., доминионами стали Австралия (1900), Новая Зеландия (1907) и бывшие бурские республики, объединившиеся в 1910 г. в Южно-Африканский союз. Доминионы участвовали совместно с метрополией в имперских конференциях, где обсуждались и согласовывались важнейшие вопросы оборонной, внешней и торгово-финансовой политики.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу. Называя себя "истинными националистами", руководители "шинн-фейн" выдвинули лозунг "Ирландия для ирландцев".

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Особенно резко выступали против гомруля консерваторы из северной части Ирландии - Олстера. Эта, наиболее развитая в промышленном отношении, часть Ирландии была населена смешанным населением: ирландцами, англичанами и шотландцами. Большинство населения составляли англичане и шотландцы, которые, в отличие от исповедовавших католическую религию ирландцев, были протестантами. Лидеры протестантов, давние сторонники союза ("унии") с Англией, заявили, что не допустят перехода Олстера под управление ирландского парламента. Их последователи ("унионисты") устраивали массовые митинги и демонстрации протеста против гомруля, создавали свои вооруженные отряды и готовились силой помешать введению гомруля. Они пользовались поддержкой английских консерваторов и части офицерства. Когда офицеры одной из английских воинских частей получили приказ отправиться в Олстер, они в знак протеста подали в отставку.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.

Вопросы и задания. 1. Расскажите об экономическом развитии Великобритании в последнее тридцатилетие XIX в. 2. Почему к концу XIX в. Великобритания начала терять ведущие позиции в экономике? 3. Расскажите о либералах и консерваторах, их лидерах и парламентской борьбе в "викторианский период" 4. Как образовалась лейбористская партия? 5. Какие реформы провел Ллойд Джордж? Раскройте их значение для разработки системы социальной защиты трудящихся, существующей в западных странах в настоящее время. 6. Охарактеризуйте колониальную политику Великобритании в конце XIX - начале XX в. 7. Каким было положение Ирландии в Британской империи? Расскажите о борьбе, развернувшейся вокруг вопроса о независимости Ирландии.

Тема: Великобритания в конце XX-XXI века

1 Социально-экономическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

2 Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

3 Внешняя политика Великобритании на рубеже XX-XXI века

I Социально-экономическое развитие Великобритании

На рубеже XX-XXI века

В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консервативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов.

Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продолжали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укрепление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев».

После спада производства в 1990 – 1992 г. вновь начался подъем экономики. В 1993 г. темпы прироста ВВП к предыдущему году составили 2%, а в 1994 – 3,8%. В целом консервативная стратегия экономического развития увенчалась успехом. Обеспечено стабильное финансовое положение страны. Внутренние и внешние долги не растут. Уровень инфляции заметно снизился. Платежный баланс положителен, однако, торговый баланс отрицателен. В первую очередь это касается отраслей машиностроения. В настоящее время Великобритания ввозит больше промышленной продукции, чем вывозит. Положительное же сальдо платежного баланса обеспечивается за счет экспорта нефти, «невидимых статей», таких, как туризм, фрахт судов и приток финансовых средств в одну из столиц финансового мира.

1 мая 1997 г. в Великобритании прошли парламентские выборы. Премьер-министром стал лидер лейбористской партии Тони Блэр, который пришел к власти под лозунгом третьего пути.

«Третий путь» отвергает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе социализма.

Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию частной инициативы, активно действует в тех случая, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль.

В начале XXI века Великобритания, как и другие ведущие страны Западной Европы, добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии. В стране сложилась исключительно благоприятная конъюнктура. В последние годы показатели экономического роста составили 2,75% в год. Безработица была самая низкая за последнее десятилетие – 5–6%.

Инфляция считалась до 2% в год, это значительно лучше, чем у большинства стран ЕС.

Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.

Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи – заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.

Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» – Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая – назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.

7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.

Социально-экономическая политика правительства нашла отклик у избирателей и принесла успех лейбористам на выборах 2001 года и 2005г.

Первые недели премьерства Брауна ознаменовались рядом инициатив, которые были восприняты позитивно:

¾ строительство нового дешёвого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах,

¾ новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом,

¾ предложения по реформированию международных институтов, более сдержанные и деловые отношения Лондона и Вашингтона.

¾ Браун лично контролировал борьбу с наводнениями и вспышкой ящура летом 2007 года, а только что созданное им правительство четко и слаженно отреагировало на попытки терактов в Лондоне и Глазго.

Решительные действия правительства осенью 2008 года, в условиях развития мирового экономического кризиса, способствовали осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

Мероприятия в годы кризиса:

¾ Национализация ряда английских банков

Основной мерой борьбы с кризисом стали масштабные вливания государственных средств в национальную экономику, что плохо сказывается на бюджете. В течение последующих лет национальный долг Великобритании значительно вырастет.

¾ Налогово-бюджетное стимулирование. С 17 до 15% снижен налог на добавленную стоимость

¾ Поддержка жилого сектора, набор мер, направленных на смягчение ипотечного кризиса. Речь идет о 3-х месячной отсрочке по выплатам основной суммы.

¾ В мае 2010 года Г.Браун подает в отставку, пост премьер-министра занял Дэвид Кэмерон – лидер Консервативной партии, которая набрала больше всего голосов на недавних парламентских выборах.

Кэмерон выступает за скорейшее сворачивание антикризисных мер государства по восстановлению экономики, чтобы вернуть бизнесу ту необходимую свободу, которая является приоритетом его партии. Кэмерон также планирует упростить налоговую систему, а также сократить базовую ставку налога на корпорации и малые предприятия.

Сам Д.Кэмерон называет себя "современным сочувствующим консерватором" и выступает за новый стиль в политике.

Среди громких инициатив Д.Кэмерона на посту премьер-министра Великобритании – самая масштабная за последние 60 лет реформа здравоохранения и первый за последние 12 лет пересмотр военной доктрины Соединенного королевства, предусматривающий значительное сокращение расходов на оборону страны и увольнение 7 тыс. военнослужащих.

Т.о. экономическое развитие США во II половине XX-XXI в. характеризуется постепенной сменой периодов либеральной экономической политики на консервативую.

II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

Великобритания - конституционная монархия.

Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952.

В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право:

¾ созывать и распускать парламент, если парламент выразил недоверие правительству,

¾ назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство.

¾ утверждает законы, принятые парламентом.

¾ является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников.

¾ назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов.

¾ имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин.

Парламент занимается законотворческой деятельностью.

Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 650 членов - по 1 представителю от каждого из 650 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин.

Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.

Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте.

Английский парламент является не только специфическим, но в своем роде уникальным политическим явлением. Это объясняется прежде всего тем, что Великобритания - одна из немногих стран, не имеющих до сих пор письменной конституции.

¾ Поэтому законы, принимаемые парламентом и особенно важные, носящие в той или иной степени конституционный характер являются, более весомыми, чем в других странах, имеющих закрепленные конституции. История Великобритании показала, что отсутствие в стране такой конституций может быть определенным преимуществом как бы это ни казалось парадоксальным. За последние 300 лет многие страны европейского континента пережили революцию, смену форм правления, не раз поменяли свои конституции. А Великобритания в основном избегала подобных потрясений, оставаясь оплотом относительной стабильности, несмотря на отсутствие формальной конституции.

¾ Другой важной специфической чертой английского парламента является его удивительная способность к саморазвитию. Лишь реформа 1832 г, явилась результатом ожесточенной борьбы. Последующие аналогичные действия в 1867, 1884 и 1918 годах осуществлялись в более спокойной обстановке и были в какой-то степени результатом доброй воли правительств и парламента. Разумеется, каждая из этих реформ с необходимостью отвечала накопившимся в стране потребностям. Но с другой стороны, все они работали в какой-то степени и на опережение. Каждая из трех перечисленных реформ избирательного права увеличивала электорат примерно вдвое (реформа 1832 г. - втрое) . Это обеспечило сравнительную плавность, многоступенчатость эволюции всей политической системы страны. Такая способность парламента к саморазвитию удачно сочетала в себе обеспечивающий стабильность здоровый консерватизм и необходимый динамизм. Эти качества английского парламента способствовали тому, что граждане до сих пор сохранили веру в исключительную роль своего высшего представительного учреждения.

¾ Наконец, важным свидетельством настроения британцев является тот факт, что за последние 70 лет во всеобщих парламентских выборах участвовало в среднем три четверти, имевших право голоса и ни разу меньше 71%(т.е. низкий процент абсентеизма). Это весьма высокие и стабильные показатели в особенности по сравнения с некоторыми странам европейского континента. Все это свидетельствует, что граждане Великобритании до сих пор очень серьезно относятся к парламентским выборам и к самому парламенту, видя в нем главную опору и гарантии стабильности и порядка в стране и одновременно залог ее прогрессивного развития.

Стержнем политической структуры Великобритании является двухпартийная система, две основные партии состоят в особых отношениях с государством, как основой всей политической системы.

Существующая столетиями в Соединенном Королевстве политическая система призвана в первую очередь обеспечивать сильное правительство. Достигается это за счет особой избирательной системы, когда побеждает тот депутат, который набрал больше голосов избирателей.

Только руководство двух этих партий участвует в формировании правительства, лишь ему принадлежит определяющая роль в парламенте, только оно находится (хотя и в ограниченной степени) в непосредственных отношениях с аппаратом профессиональных чиновников в министерствах и центральных ведомствах.

Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.

Лейбористская партия (Labour Party)

Лейбористская партия была образована в начале ХХ века при активном участии представителей рабочего движения левой направленности ("labour" в переводе с английского означает "труд", "рабочая сила").

Лейбористы выступают за сохранение необходимой роли государства в экономике, ликвидацию общественного неравенства и поддержку социальных программ в области образования, здравоохранения и борьбы с безработицей, наличие ограниченной экономическими нуждами иммиграции, защиту прав меньшинств и активную европейскую интеграцию.

Лейбористы традиционно пользуются популярностью избирателей в индустриальных районах северной и северо-западной Англии, в Лондоне, а также в Шотландии и Уэльсе.

Премьер-министры Тони Блэр 1997-2005гг., Гордон Браун 2005-2007гг.

Консервативная партия (Conservative Party), в политическом и разговорном обиходе также известная как "тори" (по названию старинной партии, из которой выросли современные консерваторы).

Главными пунктами программы консерваторов является сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защиту традиционных семейных ценностей, принятие закона об обязательном вынесении на референдум любого решения о передаче властных полномочий от Великобритании к Евросоюзу.

Консерваторы традиционно пользуются популярностью избирателей в богатых сельских районах в центральной, южной и юго-восточной Англии, а также в зажиточных районах.

Премьер-министр Дж.Мэейджор(1990-1997гг.), Дэвид Кэмерон с 2010г.

Существование двухпартийной системы с ее специфическим связями между государством и руководством двух парий создает неблагоприятную для остальных партий политическую ситуацию, ибо их отношения с государством носит гораздо более ограниченный характер. Члены этих партий, правда, принимают участие в деятельности выборных органов государства, но фракции третьих партий, как правило, играют там второстепенную роль.

Две основные партии меняют друг друга, действуя по принципу маятника. Это придает парламенту большую устойчивость и обеспечивает преемственность его деятельности. Правда, такой “маятник” не действует чисто механически. Иногда он надолго “застревает” в одном положении. Примером могут служить несколько побед подряд на выборах консервативной партии в 1979-1997гг., лейбористов в 1997-2010гг.

В 90-х годах на политическую арену выходит третья партия, которая укрепляет свои позиции.

Либерал - демократическая партия (Liberal Democrats) - третья по величине и влиянию политическая партия Великобритании. Название часто сокращается до слова "либдемы". Лидер (с 2007 года) - Ник Клегг.

Либерал-демократическая партия была образована в 1988 году в результате объединения Либеральной и Социал-демократической партий. В британском политическом спектре "либдемы" занимают наиболее центристскую позицию с небольшим уклоном влево.

Партия либеральных демократов выступает за широкое снижение налогов, за увеличение рабочих мест за улучшение качества школьного образования и увеличение инвестиций в школы, за ликвидацию коррупции среди членов парламента, защиту гражданских прав, за защиту окружающей среды, развитие «зеленых» технологий в производстве, за борьбу с глобальным потеплением, а также за развитие общественного транспорта и увеличения контроля за эмиграцией.

В Великобритании существуют и национальные партии, но они имеют узкую социальную базу и не играют существенной роли:

¾ Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925);

¾ Шотландская национальная партия (основана в 1937,

¾ Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в.,

¾ Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА)

В 1997г. впервые за длительный период времени на парламентских выборах победили лейбористы.

Консервативная партия вела малоактивную кампанию. Было очевидно, что популярность консерваторов очень невысока.

¾ Длительный экономический рост при Маргарет Тэтчер сменился начавшейся рецессией при Мейджоре,

¾ Некоторые члены партии во время предвыборной кампании публично заявили о своём несогласии с проводимой правительством политикой (в частности, в вопросе об отношении к единой европейской валюте), что ещё более усугубило положение консерваторов.

Лейбористская партия под руководством Тони Блэра вела предвыборную кампанию, используя новые центральные положения программы лейбористов («новый лейборизм»). Так, лейбористы отказались от крупномасштабной национализации, а также согласились с тем, что частная инициатива является наилучшим средством для достижения экономического роста. Также лейбористы умело использовали разногласия и трудности, возникшие у консерваторов, в своих интересах.

Отличительной особенностью парламентских выборов 1997 г. было то, что консерваторы проиграли выборы при хорошем экономическом положении. Лейбористам досталось широкое наследство. ВВП Великобритании составил к концу ХХ в. более 1 трлн. 150 млрд. долларов, а на душу населения в год приходилось около 20 тыс. долларов.

Значительным событием общественно-политической жизни страны стала победа Шотландской национальной партии на выборах в Парламент Шотландии 5 мая 2007 г. Националисты завоевали 49 мест из 127, на одно место больше, чем Лейбористская партия, которая в прежние времена пользовалась здесь неизменным доверием избирателей. С тревогой была встречена в верхних эшелонах власти декларация руководства ШНП о том, что через три года оно намерено провести референдум по вопросу о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства.

Этот факт, чреватый распадом страны и потерей контроля Британии над добычей североморской нефти, привел к падению авторитета премьер-министра. Еще большее недовольство вызывала зависимость внешней политики страны, включая войну в Ираке, от планов американского президента Дж. Буша. Критике подвергался и стиль руководства Блэра. Его упрекали в том, что он «превратился в национального лидера, затмевающего собой другие центры власти», т.е. кабинет и Парламент.

В 2007 году премьер-министр Тони Блэр подает в отставку, из-за негативного восприятия общественностью ситуации с введением английских войск в Ирак в 2003году около 46 тысяч военнослужащих.

Решение об участии в совместной с США военной кампании в Ираке было принято кабинетом министров Великобритании во главе с Тони Блэром 17 марта 2003 года. Поводом для этого стало обвинение руководства Ирака в разработке оружия массового поражения. За все шесть лет присутствия американских и британских солдат в Ираке это оружие так и не было найдено.

Пришло время для передачи власти ждущему своего часа Г. Брауну.

Курс правительства, направленный на жесткое уменьшение государственных расходов, в том числе и за счет сокращения затрат на высокопоставленных чиновников и их аппарата, объявленный в конце 2009 г., мало что изменил в финансовом положении Великобритании. Заметно падала популярность лейбористов и их лидера среди избирателей.

По итогам парламентских выборов 2010 года ни одна из партий не обладает большинством в Палате общин и не имеет возможности сформировать однопартийное правительство.

Возникла ситуация «подвешенного» парламента - может ознаменовать переход к новому периоду политической истории, когда самую активную роль в определении будущего страны сможет играть третья политическая сила - Либеральные демократы.

306 мест в парламенте получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном, 258 мест - лейбористы (лидер - премьер-министр Гордон Браун), 57 мест - либерал-демократы во главе с Ником Клеггом. Еще 28 мест разделят между собой остальные партии.

Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства.

Такую возможность Гордон Браун не использовал, он подал в отставку, премьер-министром стал лидер Консервативной партии.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон провел переговоры с либерально-демократической партией. Руководитель последней принял предложение занять пост заместителя премьер-министра. 12 мая 2010 года, впервые в послевоенной истории Британии, было сформировано, коалиционное правительство.

Одной из острых проблем политической жизни Великобритании является Ольстерский кризис.

ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС - политический конфликт, вызванный противостоянием двух религиозных общин (протестантов и католиков) в Северо-Восточной Ирландии (Ольстере). По англо-ирландскому договору 1921 г., предоставившему католической Ирландии независимость от Англии, Ольстер остался в составе Великобритании (Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии). Основные ирландские националистические движения: партия «Шин фейн» («Мы сами») и Ирландская республиканская армия (ИРА) повели борьбу за воссоединение этой территории с остальной Ирландией. Дискриминация католического меньшинства населения, массовые беспорядки и террористические акты привели к резкому обострению положения в Ольстере в 1956-1958 гг., а затем вновь с 1968 г. В 70-90-х гг. XX в. британскому правительству, использовавшему одновременно военные и политические средства, не раз удавалось приблизиться к урегулированию ольстерского кризиса.

Лишь в мае 1998г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании выборных органов самоуправления.

(Белфастское соглашение или Соглашение Страстной пятницы - соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, предусматривавшее создание автономных органов власти, также был предложен ряд других мер, касающихся политических и конституционных аспектов североирландского конфликта. Соглашение предусматривало:

· Избрание Североирландской Ассамблеи, обладающей законодательными полномочиями.

· Формирование Исполнительного комитета в составе 12 министров обеих главных конфессий для исполнения функции правительства Северной Ирландии.

· Создание министерства межирландского совета в рамках сотрудничества между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.

· Создание межправительственного Совета британских островов, включающего представителей Великобритании, Ирландии, Ольстера, Шотландии и Уэльса.

· Внесение поправок в Конституцию Республики Ирландия относительно территориальных претензий на Северную Ирландию.

· Разоружение военизированных группировок Северной Ирландии в течение ближайших двух лет после проведения референдума, за которым должно последовать исполнение обещания об освобождении североирландских заключенных из тюрем.

· Реформа ольстерской полиции

План реформы предусматривал уравнение в количестве протестантов и католиков, служащих в полиции, создание комиссии для контроля над соблюдением прав человека, а также исключения из официального названия полиции слова «Королевская», что имело значительную символическую окраску, подчеркивающую деволюционный статус Северной Ирландии. Но, несмотря на основательный и достаточно хорошо разработанный план, он был одобрен только Североирландским парламентом, а основные политические партии высказали некоторое недовольство, по различным пунктам)

Т.О. Общая демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменение облика Британской империи привели в Новейшее время к существенному видоизменению традиционной системы политических партий.


Похожая информация.


К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

В 50-70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809-1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента - принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих - Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853-1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 г. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 г. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики «блестящей изоляции» - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 г., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. «Сердечное согласие» (Антанта). Были поделены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар. Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.


3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гг. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гг. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, поэтому она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена всеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920