Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с зпр Особенности мышления детей с зпр кратко

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях .

Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы - представления .

Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Т.Д.Пускаева, У.В.Ульенкова и др.).

Во-первых, в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

Во-вторых, в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб.

В-третьих, в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

В-четвертых, в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Анализ уровня развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие (30%), кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев (60%) детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети (10%), которые, использовав все попытки и всевозможную помощь, с заданием так и не справляются .

Дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности. Одни из них, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети. Умение ставить такие вопросы и способность самостоятельно находить требующие разрешения проблемы являются важными проявлениями мыслительной активности. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач.

У детей с задержкой психического развития недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе - основная функция которого состоит в анализе условий задачи и в самом предварительном составлении общего плана решения, в определенной стратегии поиска. Этот важнейший этап у данных детей практически отсутствует .

Анализ исследований (Л.С.Выготского, Г.М.Дульнева, В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, Г.Е.Сухаревой, Ж.И.Шиф и др.) показал, что у детей с ЗПР особенные трудности вызывает решение задач, в которых необходимо осмыслить и выделить проблемную ситуацию, проанализировать её условия, найти новый способ решения, опираясь на обобщение прежнего опыта.

Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов и явлений окружающей действительности (умение мысленно расчленять объекты на составляющие их элементы, выделять отдельные признаки и свойства предметов) такие дети проводят бессмысленно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате этого они затрудняются в установлении связей между частями предмета, устанавливают обычно лишь зрительные свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Анализ предметов отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью .

Из-за несовершенства анализа предметов затруднен синтез. Специфические черты мышления у детей с задержкой психического развития отмечаются и в операции сравнения, в ходе которой приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Дети затрудняются установить сходства и различия в предметах.

Следующей особенностью является недостаточный уровень сформированности операции обобщения (умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак), к установке связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. Это отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия носят у детей с ЗПР диффузный, плохо дифференцированный характер. Дети недостаточно владеют операцией абстрагирования - всякая вещь и всякое событие для такого ребенка приобретает значение в зависимости от ситуации. Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности .

Развитие наглядно-образного мышления включает в себя три этапа: перенос практического опыта в наглядно-образный план; дети устанавливают причинно-следственные зависимости и анализ сюжетов со скрытым смыслом (детальное рассмотрение и осознанное воображение) .

Учитывая вышеперечисленные особенности наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития можно выделить одно из направлений коррекционно-педагогической работы - развитие познавательной мыслительной деятельности детей, развитие основных видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

При развитии мышления необходимо помнить основные этапы развития мышления у детей данной категории, и в процессе работы психолог должен решать следующие задачи: создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления; формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения. Формирование метода проб. Включение речи в процесс решения всех познавательных задач; обучение детей воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, опираясь на свой практический и социальный опыт; развитие понимания временных и причинно-следственных связей; развитие умения выполнять предметную классификацию и группировку по образцу, слову и самостоятельно; решение логических задач .

Баркина Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Раздольская сош"
Населённый пункт: деревня Раздолье Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития"
Дата публикации: 24.03.2017
Раздел: начальное образование

Развитие словесно-логического мышления

у детей с задержкой психического развития

Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят

существенные

изменения -

с о д е р ж а н и я

о б р а з о в а н и я,

ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии

потребностями

и возможностями.

актуальность

положение

приобретает

отношению

к процессу

образования

с ограниченными возможностями здоровья.

воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.

Систематическая

коррекционная

вызывает

окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают

ждать решения всех вопросов от взрослого.

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном

возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и

нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не

может овладеть приемами мыслительной деятельности в младшем школьном

возрасте, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих.

Целью данной работы является изучение особенностей развития словесно-

логического мышления у детей с ЗПР и создание методических рекомендаций

для учителей

Характеристика детей с задержкой психического развития

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом

развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети

с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в

развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха,

двигательной

Основные

трудности,

испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной)

адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-

волевой сферы - ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие,

заставить себя выполнить что-либо.

Нарушения

внимания:

неустойчивость,

сниженная

концентрация,

повышенная

отвлекаемость.

Нарушения

внимания

сопровождаться

повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушение

восприятия

выражается

затруднении

построения

целостного

известные

предметы

незнакомом

структурность

восприятия

является

причиной

недостаточности,

ограниченности,

окружающем

страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности памяти - ограничен объем памяти и снижена прочность

запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря

информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Учащиеся

значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем

вербальный. Речевые проблемы связаны в первую очередь с темпом ее

развития.

Эмоциональная сфера – у учащихся с задержкой психического развития

наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными

проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость,

лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость,

отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом,

легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.

Развитие личности - для них характерна низкая самооценка, неуверенность в

Разработать

коррекционной

соответствии

индивидуальными особенностями обучающегося;

2 . Мышление

психическая

особенность

детей

задержкой

психического развития .

Мышление

познавательной

деятельности

человека,

характеризующийся

обобщенным

опосредованным

отражением

действительности.(на слайд)

Мышление

является

функцией

головного

составляющей

интеллекта

человека.

Благодаря

мышлению

способны

обобщать

отражаемую

действительность, представлять не только внешнюю сторону предмета, но и внутреннее

предвидеть их изменения во времени.(говорю)

Отставание

развитии

мышления

основных

отличающих

задержкой

психического

развития

нормально

развивающихся

сверстников.

Отставание

развитии

мыслительной

деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех

компонентах структуры мышления, а именно:

дефиците

мотивационного

компонента,

проявляющемся

познавательной

активности,

избежание

интеллектуального

напряжения вплоть до отказа от задания;

нерационально сти

регуляционно-целевого

ком п о н е н т а,

обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия

методом эмпирических проб;

длительной

несформированности

умственных

операций:

синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Почему это происходит

Мышление развивается двумя путями:

восприятия

наглядно-действенному

мышлению,

наглядно-образному и логическому;

От восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению.

Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном

этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль

в познавательной деятельности человека.

Развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески

детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от

предметной

деятельности

мышления

называется

«наглядно-

действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми

условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого

типа ребенок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.

наглядно-действенным

возникает

наглядно-образное

мышление,

становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает

«в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. Развитие наглядно-образного

мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы - представления.

На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться

словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга

задач, усвоения научных знаний.

развитие

словесно-логического

мышления

развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с

большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При

этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном

возрасте являются основными.

У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются

виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом

мышлении

(оперирующем

представлениями,

чувственными

образами

предметов),

нормального

развития

находится

наглядно

Действенное

мышление

(связанное

ре альным

ф и з и ч е с к и м

преобразованием предмета).

У детей младшего школьного возраста с ЗПР наглядно-действенное

мышление

характеризуется

отставанием

развития.

самостоятельно

обобщают

повседневного

действия

предметами-орудиями,

имеющими

фиксированное

назначение.

отсутствует

осмысления

ситуации,

требующей

применения

фиксированного

(общепринятого)

помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно

обобщают свои собственный опыт действий и не могут использовать его при

решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не

умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не

анализируют

попытках

отбрасывают

ошибочные

варианты,

повторяют

непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

отличаются

включением

решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется

постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа

своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих

действий,

начинает

выполнять

организующую

регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с ЗПР такая потребность почти не возникает. Поэтому у них

обращает

внимание

недостаточная

практическими

действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между

действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны,

опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы -

представления формируются замедленно и фрагментарно.

До конца дошкольного и начала младшего школьного возраста у детей с

ЗПР фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между

словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между

основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического

мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них

складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Особенности развития логического мышления у детей с задержкой

психического развития

Исследования, посвященные развитию мышления у детей этой группы,

показывают отставание детей с ЗПР в развитии всех видов мышления и

особенно словесно-логического.

значение

исследование

проведенное на детях шестилетнего возраста с ЗПР. Автор отмечает, что у

детей шести лет с задержкой развития операции мышления более развиты на

чувственном, конкретно-предметном, а не на вербально-абстрактном уровне.

Прежде всего у этих детей страдает процесс обобщения. Потенциальные

возможности детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормальных сверстников,

но гораздо выше, чем у детей-олигофренов. При организации коррекционной

работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, И.Н.

основное

внимание

обращать

организацию

деятельности

определению

группировке

предметов,

пополнение чувственного опыта детей, образование системы обобщающих

слов - родовых понятий, а также на развитие операций мышления.

В.И. Лубовский (1979), характеризуя развитие мыслительных операций

у детей с ЗПР, отмечал, что они анализируют непланомерно, опускают многие

выделяют

признаков.

обобщении

сравнивают

попарно (вместо сравнения одного объекта со всеми остальными), делают

обобщение по несущественным признакам. К началу школьного обучения у

сформированы

сформированы

недостаточно

мыслительные

операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Шевченко

овладение

элементарными

понятиями

установила,

свойственно

неправомерное

расширение

недостаточное

дифференцирование.

овладевают

обобщающими словами; для них характерно неумение рассмотреть объект

по плану, выделить в нем части и назвать их, определить их форму, цвет,

величину, пространственное соотношение частей. Основным направлением

коррекционной работы С.Г. Шевченко считает активизацию мыслительной

деятельности детей в процессе уточнения, расширения и систематизации их

знаний об окружающем.

развития

словесно-логического

мышления

необходимо

использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:

Включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа,

синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

Из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в

которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

Расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания

сложности;

Упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более

лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему

повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую

Сложность упражнения должна соответствовать возможностям ученика.

2.3. Упражнения на развитие логического мышления

«Зачеркни лишнее»

Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.

прочитав

определить,

объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он

должен объяснить свой выбор.

Вариант 1

Слова объединены по смыслу.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например,

начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка,

одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении

совпадал

Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает

на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Вариант 3

16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)

64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на

3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)

«Слова-невидимки»

потребуется

напечатать

перемешались.

Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница

рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому

правильный,

Выполнение

концентрации

внимания.

выполнения

упражнения

тренируется

умение анализировать материал.

Вариант 1

Восстанови правильный порядок букв в словах.

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

Вариант 2

Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать

столбики

расшифровки

правильно

написанных слов будут тоже образовывать слово.

Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое слово, состоящее

из первых букв расшифрованных слов.

ПТЛАОК –

ВДУЗОХ –

Ответ: привет.

Ответ: урок.

КСОТМЮ –

ОТНОГЬ –

Ответ: кино.

«Другая буква»

В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив

одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах

менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

Вариант 1

Отгадай загадки.

Могут в школе нам поставить,

Если ничего не знаем.

Ну а если с буквой «Т»,

То мяукнет он тебе. (кол - кот)

По нему любой пройдет.

С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)

С буквой «Д» - в квартиру вход,

С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)

С «Д» - мама в платье наряжает,

С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)

С «Л» - не выручил вратарь,

С «Д» - меняем календарь. (гол - год)

С буквой «К» - она в болоте,

С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)

С «Т» - он на огне с едой,

С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)

С «Р» - и прятки, и футбол.

С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)

Вариант 2

Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше

слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

Занятие 24.

«Назови слова».

Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей

темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.

Занятие 25.

«Определение понятий».

Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается

следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает

значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое

слово. Как бы ты объяснил это?».

Занятие 26

«Вербальная гибкость».

Детей просят за одну минуту написать как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Темы

задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.

Занятие29.

Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Например, по математике:

Подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» - «задача».

Подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» - «остаток».

И так по любому учебному предмету. Задание можно использовать в начале урока.

Занятие 30.

«Выражение».

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот

эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый

мальчик смотрит кинофильм».

Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме

урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети

анятие 31.

«Словесная ассоциация».

Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы

урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая

еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная,

справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная,

страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.

Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.

Занятие 21.

«Кому чего недостает?»

Упражнение предназначено для развития наглядно-образного мышления. Детям показывают иллюстрации с

объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть,

чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.

Мышление как психическая особенность детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день изучение развития мышления ребенка с задержкой психического развития представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка с ЗПР представляет вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не может овладеть приемами мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное развитие детей с ЗПР, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям мышления.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности .

Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

    в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

    в нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

    в длительной несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

    в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов, ближе к уровню нормального развития находится наглядно -действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета) .

Мышление - является высшей степенью познания человеком окружающего мира. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы, связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации является деятельностью мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи.

У детей с ЗПР тесно взаимодействуют три основных вида мышления:

    Предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает, перекладывает, пересыпает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.

    Наглядно - образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

    Словесно - логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Данные виды мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то один, то другой вид мышления и в связи с этим познавательный процесс реального мира преобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность действовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно - логическими формами мышления.

Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

В игровой ситуации эти дети обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении новых знаний, познавательных интересов, сочетается с нарушением внимания, плохой координацией движения. У таких детей наблюдается более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, запас сведений об окружающей действительности.

В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить основные группы детей с ЗПР:

    Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у детей с ЗПР психогенного происхождения.

    Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм, соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)

    Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности. (Осложненный психический инфантилизм, выраженная задержка психического развития церебрально-органического генеза) .

Наглядно-действенное мышление активно формируется в раннем дошкольном возрасте в процессе овладения ребенком игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. У детей с ЗПР, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления, и проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляции.

Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Кроме того, у нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия. У детей с ЗПР такая потребность почти не возникает. Поэтому у них доминирует недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы - представления формируются медленно и фрагментарно.

Можно отметить, что к началу школьного возраста наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР активно развивается.

Многие ученые занимались изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями. Они отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией. Исключением лишнего понятия умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно - образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления.

Таким образом при ЗПР недостаточность мышления проявляется, прежде всего, в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого явления. Темп мышления замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция общения .

Литература:

    Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М. : Изд- во НЦ ЭНАС, 2011.

    Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. - М., 20 13 . – 300 с.

Что касается развития мышления, то исследования, посвященные этой проблеме, показывают отставание детей с ЗПР в развитии всех видов мышления и особенно словесно-логического. В.И. Лубовский (1979) отмечает значительное расхождение между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления у этих детей: практически правильно выполняя задания, дети часто не могут обосновать свои действия. Исследование Г.Б. Шаумарова (1980) показало более высокий уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с ЗПР по сравнению со словесно-логическим мышлением.

Большое значение для нас имеет исследование И.Н. Брокане (1981), проведенное на детях шестилетнего возраста с ЗПР. Автор отмечает, что у детей шести лет с задержкой развития операции мышления более развиты на чувственном, конкретно-предметном, а не на вербально-абстрактном уровне. Прежде всего у этих детей страдает процесс обобщения. Потенциальные возможности детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормальных сверстников, но гораздо выше, чем у детей-олигофренов. При организации коррекционной работы с дошкольниками, имеклцими задержку психического развития, И.Н. Брокане рекомендует основное внимание обращать на организацию деятельности детей по определению и группировке предметов, на пополнение чувственного опыта детей, образование системы обобщающих слов - родовых понятий, а также на развитие операций мышления .

Основой для формирования словесно-логического мышления является полноценно развитое в соответствии с возрастными возможностями наглядно-образное мышление. Т.В. Егорова (1971,1975,1979) установила, что дети с ЗПР позднее, чем дети с нормальным развитием, овладевают умением мыслить образами без опоры на предметное действие. Автор выделил два этапа в развитии наглядно-образного мышления у этих детей. I этап - создание базы, что обеспечивается формированием умения решать различные задачи в практическом плане с помощью предметного действия; П этап - развитие собственно наглядно-образного мышления, формирование всех мыслительных операций. Дети решают задачи не только в предметно-действенном плане, но и без опоры на действие в уме .

Т.В. Егорова описала также ряд других особенностей мышления детей с ЗПР. Среди них неполноценность процессов анализа, обобщения, абстрагирования; недостаточная гибкость мышления. В.И. Лубовский (1979), характеризуя развитие мыслительных операций у детей с ЗПР, отмечал, что они анализируют непланомерно, опускают многие детали, выделяют мало признаков. При обобщении сравнивают объекты попарно (вместо сравнения одного объекта со всеми остальными), делают обобщение по несущественным признакам. К началу школьного обучения у них не сформированы или сформированы недостаточно мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. С.А. Домишкевич (1977) также говорил о том, что у детей с ЗПР слабо развиты доступные возрасту мыслительные операции. К такому же выводу в результате проведенного исследования пришла и И.Н. Брокане (1981) .

Исследования показали, что дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении каких-либо общих признаков в группе предметов, в абстрагировании существенных признаков от несущественных, в переключении с одного признака классификации на другой, что дети слабо владеют обобщающими терминами (З.М. Дунаева,1980; Т.В. Егорова, 1971, 1973; А.Я. Иванова, 1976, 1977; А.Н. Цымбалюк, 1974). Аналогичные факты и зависимости, характеризующие мыслительную деятельность, описаны исследователями применительно к "детям, не способным к обучению" (A.H. HaydЈn, R.K. Smi-tti, C.S. Hippel, S.A. Baer, 1978).

С.Г. Шевченко (1975, 1976) изучала овладение детьми с ЗПР элементарными понятиями и установила, что этим детям свойственно неправомерное расширение объема видовых и родовых понятий и их недостаточное дифференцирование. Дети с ЗПР с трудом овладевают обобщающими словами; для них характерно неумение планово рассмотреть объект, выделить в нем части и назвать их, определить их форму, цвет, величину, пространственное соотношение частей. Основным направлением коррекцион-ной работы С.Г. Шевченко считает активизацию мыслительной деятельности детей в процессе уточнения, расширения и систематизации их знаний об окружающем.

Умозаключающее мышление детей с ЗПР до сих пор не изучалось. Лишь Т.В. Егорова (1975) и Г.Б. Шаумаров (1980) отмечали трудности, возникающие у младших школьников с ЗІР при установлении отношений по аналогии между понятиями, а также между наглядными признаками (Т.В. Егорова, В.А. Лонина, Т.В. Розанова, 1975).

Многие ученые, изучающие детей с ЗПР, говорят о неоднородности этой группы детей и наряду с типическими особенностями детей с задержкой психического развития выделяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Чаще всего исследователи делят детей на три подгруппы. А.Н. Цымбалюк (1974) проводит такое деление в зависимости от уровня познавательной активности и продуктивности деятельности детей. Г.Б. Шаумаров (1980) кладет в основу группирования успешность выполнения детьми различных заданий и выделяет: 1) группу детей с ЗПР, результаты которых находятся в диапазоне нормы; 2) группу учащихся, суммарный показатель которых находится в промежуточной зоне (типичная задержка); 3) учащихся, показатели которых находятся в зоне умственной отсталости (глубокая задержка). По мнению автора, дети с типичной задержкой психического развития должны составлять основной контингент специальных школ для детей с ЗПР. З.М. Дунаева (1980) делит детей на три группы по особенностям поведения и характеру деятельности детей. В.А. Пермякова (1975) выделяет 5 групп детей. В основу деления она кладет два параметра: 1) уровень интеллектуального развития (запас знаний, наблюдательность, быстрота и гибкость мышления, развитие речи и памяти); 2) уровень общей работоспособности (выносливость, развитие произвольных процессов, рациональных приемов деятельности) .

Вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление.

Мышление у ребят с ЗПР

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.
По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие - это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в мышлении производятся практические и теоретические выводы.
Мышление у детей с ЗПР и умственно отсталых малышей отличается. У первых оно более развито. Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. На уровень мышления детей с ЗПР могут влиять:
развитие внимания;
опыт общения с окружающим миром;
уровень развития речи;
степень сформированности регуляторных механизмов.
По мере взросления здоровому малышу под силу будет справляться со все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У малышей с ЗПР это получится с трудом, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.
Главные недостатки мыслительной деятельности ребят с ЗПР
Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.
1. Несформированная поисковая и познавательная мотивация. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру.
2. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Особенность мышления детей с ЗПР - неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не задумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.
3. Невысокий уровень мыслительной активности. Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы. Многие дети пытаются справиться с заданием, используя собственную интуицию.