Порций катон старший. Катон марк порций

Катон Старший, или Марк Порций Катон Цензор (Marcus Porcius Cato Censorius, 234-149 гг. до н.э.) был известным римским политиком, оратором и писателем.
В отличие от своего правнука - Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, впоследствии был назван Старшим (Major), а также прозван у римских писателей Цензором (Censorius, Censor).
Катон Старший представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель. Как свидетельствуют исторические источники, Катон принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н.э.
Истории известны два наиболее ярких момента из жизни Катона старшего - это его строгость нравов и приверженность идее окончательного уничтожения Карфагена. Именно Катону принадлежит известнейшая фраза «Карфаген должен быть разрушен».
Катон родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, происходил из всаднического рода (эквитов). Его семья владела собственным поместьем.
Катон воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи.
С ранней молодости Катон готовился заниматься сельским хозяйством, работая в поле, зачастую вместе с рабами.
Начало военной службы Катона совпало с началом второй Пунической войны. В 217-216 гг. поступил на военную службу, а с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Он сражался, в частности, в битве при Метавре (207).
Впоследствии он служил под началом Марцелла и Фабия, участвовал во взятии Сиракуз и Тарента. По словам Плутарха, уже в 17 лет Катон имел множество ран.
Скорее всего, уже в последние годы войны с Ганнибалом в Риме оформилась партия противников Сципиона. К этой партии присоединился и Катон, а впоследствии и возглавил ее. Катон и его последователи придерживались сугубо «национальной» политики и главенства римской общины над завоеванными народами.
Катон, осознавая превосходство греческой культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные произведения на латинском языке.
В 204 г. Катон был квестором (чиновником по финансам) Сципиона Африканского Старшего в Сицилии. Однако он рассорился со своим начальником, критикуя его изнеженный образ жизни и распущенность войска. Эти обвинения поддержал в сенате бывший диктатор Фабий.
Впоследствии «новый человек» (homo novus, буквально, «новый человек», то есть «выскочка») из Тускула начал восхождение по лестнице магистратур.
При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти.
В 199 г. Катон получил должность эдила, в 198 г. - претора. В управление ему была передана провинция Сардиния, где он прославился как честный судья и гонитель ростовщиков.
Из Сардинии он вывез в Рим поэта Энния, чей талант стал гордостью молодой римской литературы.
В 195 до н.э. Катон стал консулом, и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился.
В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания.
В начале Сирийской войны (191) Катон служил в штабе консула Глабриона в Греции. Именно он совершил обходной маневр в Фермопилах, обеспечивший римлянам быструю победу. Он же первым принес весть об изгнании Антиоха III из Греции в сенат, опередив на доли часа второго гонца.
Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, Катон одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней.
Возвратившись в Рим, Катон стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах.
В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман.Ацилием Глабрионом, М.Фульвием Нобилиором) триумфов.
Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина).
Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции.
Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.
В 185 г. он получил, вместе с Л.Валерием Флакком, цензуру. С этого момента начинается новый этап в жизни Катона.
При изучении римско-италийского хозяйства II-I вв. до н.э. в целом биография Катона Старшего является особенно интересной.
Так, М.Е.Сергеенко считала Катона «консерватором, который уживался с приверженностью новым формам хозяйствования» . Моммзен видел в Катоне идола италийских «пахарей» , а Кинаст определил Катона, как идеолога сената, то есть сторонником аристократической партии.
Как следует из изложенного, изучение политической деятельности представляется особенно интересным, так как может показать политическую направленность деятельности Катона.
Катон добился должности цензора, одолев 8 знатных соискателей. Он был из незнатного рода и только собственными заслугами дошел до высшей государственной должности - цензорской, что в Риме это было редкостью.
Катон этим гордился и в каждой речи твердил о своих заслугах; впрочем, когда его спросили, почему ему еще не воздвигли статую, он сказал: «Пусть лучше спрашивают, почему не воздвигли, чем почему воздвигли».
С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия, борясь с все разрастающемся своеволием высших должностных лиц в провинциях.
Городские эдилы, желавшие стать преторами и консулами, заботились об устройстве впечатляющих игр и о раздаче дарового хлеба. «Не удивительно, - саркастически пишет Катон, - что народ не слушает добрых советов, ведь у брюха нет ушей».
Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры.
Катон боролся с роскошью, изгонял из Рима греческих учителей за то, что их уроки подтачивают суровые нравы предков. Он говорил: «Не выстоять городу, где за красную рыбу платят дороже, чем за рабочего вола».
В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената, в том числе бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во время цензорского смотра)
Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Катон обложил дорогие товары высоким налогом. Договоры по откупам и подрядам он заключил по ценам, выгодным для казны, не побоявшись столкновения с могущественной корпорацией откупщиков.
Он сам подавал пример своим суровым образом жизни: работал в поле, ел и пил то же, что его батраки, сам воспитывал сына, сам написал для него крупными буквами историю Рима, и книгу советов по сельскому хозяйству («как разбогатеть»), и многое другое.
Катон боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель.
Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для и развития средних поместий (от 80 до 200 югеров).
Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды, что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ. Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды.
В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до н.э., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов.
Цензорство Катона (как, впрочем, и последующие законодательные акты) активно служило развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом, причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Позже Катон даже сближается с частью римского нобилитета, которая стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии, а также противодействовать росту крупных земельных владений.
У Катона было много врагов. В борьбе с соперниками Катон показал себя лучше, чем Аристид. Аристиду пришлось уйти в изгнание, а Катон спорил с соперниками в судах до глубокой старости и всегда выходил победителем. При этом Аристиду серьезным соперником был один Фемистокл, человек низкого рода, а Катону приходилось пробиваться в политику, когда у власти прочно стояла знать, и все-таки он достиг цели.
Когда в 155 г. в Рим прибыло афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно воздействовать на римскую молодежь, Катон всячески старался скорее избавиться от гостей.
Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149-146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.
Самому Катону не удалось дожить до падения Карфагена, хотя он упорно не переставал требовать его разрушения (общеизвестно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»).
Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден.
В области внешней политики Катон выступал против алчных командиров, возбуждавших ненужные войны ради личного обогащения и славы. В его словах часто звучал мотив установления строгого государственного контроля над военной добычей.
После цензуры сограждане поставили Катону статую, а в сенате он стал самым авторитетным лидером незнатного сенатского большинства. Политика Катона была направлена против нобилитета - засилья знати в сенате и государстве.
Он боролся с влиятельнейшей группировкой Сципионов, вдохновил судебные преследования Сципиона Африканского и его брата и добился низвержения могущественных противников. При его поддержке, в интересах «новых людей», была установлена «лестница должностей», запрещены повторные консулаты (151), возбуждены судебные дела против хищных наместников провинций и учреждены постоянные уголовные комиссии для рассмотрения жалоб провинциалов (149).
Таким образом, нельзя не отметить, что на протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии, которая заключалась в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя.

Как свидетельствует история, в римской литературе личность Катона еще более значительна, чем в государственной жизни.
В сущности, Катона следует назвать основоположником римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи одним из крупнейших писателей с начала истории появления римской словесности.
Красноречие было теснейшим образом связано с политической и в целом гражданской жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства. Однако только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка.
При всей своей нелюбви к грекам, Катон изучил самостоятельно греческий язык, а по книгам греков - теорию красноречия. В дальнейшем он составил и первую римскую риторику. Очевидно, что этим руководством Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, а также на красноречие последующих ораторов.
После Катона осталось множество речей, сказанных в сенате, народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорил, что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора.
Цицерон сравнивает Катона, как оратора, с греческим оратором Лисией, находя между ними сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, которые проявлялись в речах Катона, Плутарх сравнивает его даже с Демосфеном.
Впрочем, в качестве подтверждения вышесказанного можно привести следующее высказывание Катона: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - в золоте и пурпуре».
К сожалению, речи Катона до нас не дошли, а сохранились лишь в виде цитат, которые собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).
Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину.
Из этого сборника ничего до нашего времени не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей.
Катон стал автором прозаического сочинения «Об обычаях» (Carmen de moribus). Он также создавал пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина - Медицинские записки (Commentarius de medicina), Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris civilis), О военном деле (De re militari). Однако ничего из этих сочинений не сохранилось.
История оставила нам только сочинение «О сельском хозяйстве» (De re rustica), в котором без систематического порядка перемешаны всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и т.д., причем закреплены также и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно.
Сочинение «De re rustica», называемое иногда «De agricultura», печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей («Scriptores rei rusticae»). Оно также было издано Кейлем в 1884 г.
В сочинении «О земледелии» Катон обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
Так, прежде чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе прессов, а также сосудов для хранения земледельческой продукции. Необходимо, «чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе не израсходоваться на имении».
По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д.
Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад.
Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать».
Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли. Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград.
Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат достаточно осторожно. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими.
Эта противоречивость воззрений Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы была очень типична для начала II в. до н.э., когда специализация поместий только начиналась.
Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Он писал, что управляющий поместьем должен следить за тем, чтобы рабы постоянно были заняты изнурительным трудом, тогда они будут здоровее и охотнее будут идти отдыхать после дневной работы. «Труд удерживает раба от воровства», рассуждает далее Катон, а потому и в праздники рабы должны быть заняты делом: ремонтировать дороги, чинить постройки, возделывать сады.
Каждый раб получал в поместье «задание» - работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба.
По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой - двое суток. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам.
Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он «первым встанет с постели и последним ляжет в постель». Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе».
Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия.
Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.
Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар). Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах. Виноградарство было более интенсивным типом агрикультуры.
Значительное внимание Катона к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее».
Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Уже в самом начале трактата Катон предостерегает землевладельца от «большого оборудования». Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов.
В трактате Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.
Уже в старости, около 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г. Не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название - Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н.э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов.
Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. IV книга описывала Пунические войны, книга V, вероятно, македонские войны, книга VI - войны с Антиохом III Великим и книга VII - войны в Испании.
Данный труд положил начало римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катонном сочинение стало первым историческим трудом на латинском языке и важнейшим источником римской и в целом с древнеиталийской историей. Оно было написано по материалам, которыми потом уже не пользовались римские историки.
В сочинении «Начала» наиболее полно отразилось своеобразие речи Катона. Как указал Гелий - «Все это, быть может, и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее - невозможно».
Свое название - «Начала», труд получил от того, что в нем две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. По крайней мере, так объясняет это название Корнелий Непот. Эти две книги, как и первая, говорившая о Риме царского периода, были самыми ценными для римских историков.
От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые изданы Герм.Петером в его работе «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лейпциг, 1870).
Как следует из истории, речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» стали наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона, в то же время, по словам Цицерона, не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон».
На протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии, которая заключалась в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя.
В римской литературе личность Катона еще более значима, чем в государственной жизни.
Он стал основоположником римской прозаической литературы, создав множество произведений. Катона, в сущности, является одним из крупнейших писателей с начала истории появления римской словесности.
Его называли «новым человеком», подчеркивая низкий статус происхождения. А на самом деле, он стал новым, революционным правителем, привнесшим в систему правления того периода совершенно новые приемы и требования.
Катон умел смотреть в будущее. Несмотря на то, что он отрицательно относился к греческой цивилизации, Катон проницательно усвоил все лучшее в ней, как ни претила ему тогдашняя греческая политика.

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 до н. э. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран.

В 204 до н. э., получив квестуру, отправился с Публием Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе.

В 199 до н. э. он получил должность эдила, в 198 до н. э. — претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в 195 до н. э., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с острова Сардинии, он был избран в консулы вместе с своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком.

Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награждён триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 до н. э. он принял в качестве легата Мания Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах.

Вернувшись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 до н. э. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру.

В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого — за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 до н. э. прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Карфаген должен быть разрушен»)), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания.

Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в 149 до н. э.

Культурное наследие
В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал Катон».

Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину.

Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием и носившая заглавие «Carmen de moribus».

Речи
Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка.

Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов.

После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора.

Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором Лисией, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости.

По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре».

Как образец искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом.

Отрывки эти приведены в переводе в «Лекциях по истории римской литературы» В. И. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).

«Начала»
Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) — не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей.

Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора её в собрании материалов.

Написана она была Катоном в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г от основания Рима), а название свое, «Начала», получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3).

Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лпц., 1870).

«О земледелии»
Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение «О земледелии» (De agri cultura). В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно.

В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы.

Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами.

В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы.

Сочинение «De agri cultura», называемое некоторыми «De re rustica», обыкновенно печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей («Scriptores rei rusticae») и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в 1884 г. (Лейпциг). На русском языке есть специальное сочинение Зедергольма: «О жизни и сочинениях Катона Старшего» (Москва, 1857).



Макс Порций Катон Старший - древнеримский политик, государственный деятель, писатель, чье творчество заложило основы римской литературной прозы, современник Гая Юлия Цезаря . Старшим называется потому, что его правнук также носил имя Марк Порций Катон (Младший). Римские собратья по перу дали ему прозвище «Цензор» за чрезвычайно ревностное выполнение соответствующих обязанностей. Биография Катона Старшего, его деяния достаточно хорошо известны, так как сохранилось немало источников, в которых он упоминается.

Марк Порций был потомком плебейского рода, появился на свет в 234 г. до н. э. в Тускуле. В молодости жил в семейном сабинском имении, в 217 г. поступил на военную службу. Известно, что в битве с Ганнибалом он был неоднократно ранен, будучи 20-летним молодым человеком, являлся военным трибуном. В 199 г. до н. э. ему досталась должность эдила, в следующем году он был уже претором в провинции Сардиния, многое сделал для искоренения на острове ростовщичества. В 195 г. его избрали консулом, вверив в управление Ближнюю Испанию, где им было завоевано немало городов. По возвращению в Рим его ожидал триумф. В качестве легата выиграл сражение при Фермопилах с Антиохом.

Возвратившись с полей битвы, Катон Старший становится сенатором, активно участвует в судебных процессах, в народных собраниях. Как сенатор он потратил немало усилий, чтобы некоторые полководцы не были удостоены триумфа. Громко заявил он о себе и в должности цензора, которую получил в 184 г. до н. э. Строгость нравов он оберегал очень строго, невзирая на личности. Катон был страстным обличителем роскоши, требовал уплаты больших налогов за молодых рабов, женские ювелирные украшения, ревностно следил за тем, чтобы частные интересы не мешали реализации интересов общественных.

Еще одной характерной чертой его деятельности на государственном, политическом поприще было всяческое сопротивление иностранному влиянию. Особенно Марк Порций был неравнодушен к эллинизации и Карфагену. Вошла в историю его фраза, которую он часто произносил в сенате: «Карфаген должен быть разрушен». Из-за принципиальности, суровости характера врагов и недоброжелателей у него было очень много. В биографии Катона Старшего есть такой красноречивый факт: его 44 раза призывали к суду, но так ни разу не смогли осудить, причем Марк Порций имел обыкновение защищать свою честь сам.

Борьба за чистоту нравов, огромная неприязнь к иностранному вмешательству поспособствовали тому, что Катон Старший стал писателем, снискав на этом поприще не меньшую славу, чем на политическом. Стремясь привить сыну Марку свои принципы и знания, без чуждого влияния, он писал для него книги, в частности, об истории Рима («Начало»), о делах житейских. Его перу принадлежит «Наставление сыну», которое принято считать первой римской энциклопедией, в которой Катон давал советы по врачебному делу, риторике, сельскому хозяйству и др.

Скончался Марк Порций Катон Старший в 149 году до н. э.

Содержание статьи

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.

Катон Старший.

Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.

При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.

В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.

В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.

Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.

Катон Утический.

Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).

В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон , которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).

Marcus Porcius Cato ), обыкновенно называемый в отличие от правнука , современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур и как государственный деятель, и как писатель.

Краткая биография

Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к , разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Карфаген должен быть разрушен»)), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует , он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в

Культурное наследие

В римской литературе он имеет значение еще большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором , находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с . В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - в золоте и пурпуре».

Как образец искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом. Отрывки эти приведены в переводе в «Лекциях по истории римской литературы» профессора Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).

Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора ее в собрании материалов. Написана она была Катоном в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. от основания Рима), а название свое, «Начала», получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон». Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием (см.) и носившая заглавие «Carmen de moribus». Дошло до нас - хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде - лишь сочинение «О сельском хозяйстве» (De agri cultura ). В сочинении этом перемешаны без систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причем сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. Сочинение «De agri cultura», называемое некоторыми «De re rustica», обыкновенно печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей («Scriptores rei rusticae») и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в 1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное сочинение Зедергольма: «О жизни и сочинениях Катона Старшего» (М., 1857).