Павел коган биография. Павел Коган: биография, творческое наследие

06/06/2012

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра Павел Леонидович Коган родился 6 июня 1952 года в Москве в семье известных музыкантов. Его отец, Леонид Коган, был известным скрипачом, профессором, народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии. Мать, Елизавета Гилельс, скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Дядя Павла Когана - выдающийся пианист Эмиль Гилельс.

С детства Павел имел возможность общаться со многими известными музыкантами и дирижерами – Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Геннадием Рождественским, Евгением Светлановым и многими другими.

Первоначальное музыкальное образование по классу скрипки Павел Коган получил в Центральной музыкальной школе в классе Юрия Янкелевича, которую окончил в 1969 году.

В 1969-1974 годах он учился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу скрипки у Юрия Янкелевича.

В 1970 году Коган, мечтавший о дирижировании, поступил в Ленинградскую консерваторию в дирижерский класс профессора Ильи Мусина.

В 1971 году он получил разрешение на параллельное обучение по двум специальностям в Московской консерватории и перевелся в Москву в дирижерский класс Лео Гинзбурга.

В 1976 году Павел Коган окончил аспирантуру.

Как скрипач Павел Коган дебютировал в 12 лет в филармоническом концерте в Москве, выступая в составе семейного трио с родителями. В 18 лет он завоевал первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия). За этой победой последовали многочисленные концерты с известными оркестрами Советского Союза, Европы, Японии, США.

Дирижерский дебют Когана состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. В последующие годы он выступал с главными оркестрами и в Советском Союзе, и в концертных турне со знаменитыми оркестрами мира по приглашению выдающихся дирижеров Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина, Евгения Светланова, Геннадия Рождественского.

В 1978 году Коган был приглашен дирижировать Госоркестром СССР в финале VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

В 1988-1990 годах Павел Коган руководил Камерным оркестром Загребской филармонии. Одновременно в сезоне 1988-1989 годов он дирижировал в Большом театре постановкой оперы Джузеппе Верди "Травиата".

С 1989 года Павел Коган является художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), основанного в 1943 году, одного из пяти старейших концертных оркестров России.

Под управлением Павла Когана МГАСО приобрел мировую известность. Маэстро реформировал репертуар коллектива, расширив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Иоганнеса Брамса , Людвига Бетховена , Франца Шуберта , Роберта Шумана , Рихарда Штрауса , Феликса Мендельсона , Густава Малера , а также Петра Чайковского , Александра Глазунова , Сергея Рахманинова , Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича и других великих композиторов. Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально симфонической классики, работ современных композиторов, многих забытых и незнакомых слушателям произведений.

В исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра звучат и произведения современных композиторов – Альфреда Шнитке , Софьи Губайдулиной, а также Эдисона Денисова, с которым Павла Когана связывала многолетняя дружба и который ему доверял первое исполнение своих сочинений.

Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Сергея Рахманинова, изданный лейблом Alto: созданные МГАСО и Павлом Коганом интерпретации трех симфоний и "Симфонических танцев" композитора возглавили списки всех существующих прочтений.

Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высокие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг почитателей в мире.

Ежегодно Московский государственный академический симфонический оркестр дает около 100 концертов. Среди них серии абонементных программ в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П.И. Чайковского, выступления в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также турне за рубежом. Гастроли коллектива регулярно проходят в более чем 50 странах мира.

С 1998 по 2005 год, одновременно с работой в МГАСО, Павел Коган занимал пост главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

В 1976-1998 годах Павел Коган вел преподавательскую деятельность по классу скрипки в Московской консерватории.

На выборах в президенты России в 2012 году дирижер входил в число доверенных лиц кандидата на должность президента РФ Владимира Путина.

Павел Коган - Народный артист России (1994), академик Российской академии искусств (1997).

За исполнение цикла всех симфонических и вокальных сочинений Малера маэстро был удостоен Государственной премии России.

Дирижер был награжден орденами Дружбы, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, литовским орденом Великого князя Гедиминаса, наградами Хорватии и США.

Сын Павла Когана – Заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган, первый из музыкантов исполнивший концерт для полярников на Северном полюсе, ныне является художественным руководителем Самарской государственной филармонии, советником по культуре губернатора Челябинской области.

Среди увлечений Павла Когана – художественная литература, классический джаз, автомобили, ретроавтомобили, пилотирование малых самолетов.

Павел Коган

Павел Леонидович, поскольку вы из семьи знаменитых музыкантов, скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, наверное, все спрашивают вас про династическую предопределенность? Поди, и в раннем детстве не хотели быть пожарным или космонавтом, а только музыкантом?

На самом деле не хотел. Среда, генетика, предопределенность... Пожалуй, что называется, с пеленок, пребывая в атмосфере высокой классической музыки, я был органично в нее погружен. Не я один «пошел» в музыку - моя сестра (Нина Коган - Ред. ) стала пианисткой, мой сын (Дмитрий Коган - Ред. ) стал скрипачом... В советское время семейные династии - педагогов, сталеваров, ученых - были распространенным явлением, они традиционно приветствовались. Еще была хорошая традиция - люди общались друг с другом, встречались, ходили друг к другу в гости, и неважно было, что там накрыто на столе. Я бы даже сказал, была мощь общения! Вообще девизом времени было: «Возьмемся за руки друзья!». Сейчас мы, на мой взгляд, живем очень обедненной жизнью - все бегают, как волки в поисках пропитания, а волк, как известно, одиночка. Разобщенность, разрозненность - одна из примет сегодняшнего времени. Жизнь убыстрилась невероятно, вместо живого общения - электронное: , и дружат, и женятся.

Увы, мир меняется к худшему, аксиома - чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Другие приметы времени - деньги во главе угла и засилье непрофессионализма - в силу специфики профессии вас не особо коснулись?

Ну как же, профессия наша требует громадного умения и опыта, профессионалов и в нашей области становится все меньше и меньше, все больше наших заняты коммерческими думами. Я убежден: погоня за материальными благами убивает духовные аспекты. Все выливается в потребление, а оно неуемно. Ничего из ничего возникнуть не может, а удержаться тем более. Нужны постоянные усилия и работа. С обучением, кстати, больной вопрос... Я, будучи студентом первого курса, не удивлялся, регулярно раскланиваясь в коридорах с Шостаковичем , Хачатуряном , другими великими музыкантами. Тогда была концентрация великих людей, это было привычно, и это было замечательно.

Кого сейчас встречает в коридорах консерваторский студент?

Это хороший вопрос (Смеется... ).

Вижу, вы не в горних высотах пребываете...

Абсолютно! С одной стороны вижу все происходящее, с другой, стараюсь как-то заградиться в собственном мире, чтобы максимально донести те традиции... Сохранить их без ущерба сложно, но необходимо. Хочется как можно дольше протянуть эту ниточку, чтобы конец ее зацепился куда-то дальше. На мне лежит огромный груз ответственности - ведь я являюсь, условно говоря, последним поколением, которое получило лучшую в мире исполнительскую школу. Россия своей культурой проросла во всем мире, культура ее - величайший мировой пласт, но сейчас для культуры настали тяжелые времена.


Московский государственный академический симфонический оркестр и его худрук

Послушайте, так не лучше ли жить в тоталитарном государстве с мощными и развитыми искусством и культурой, чем в демократическом с культурой в упадке?

Да почему все время надо выбирать? В то старое время никому неохота возвращаться, и мне первому. Обратно в стойло - ни за что, ни в коем случае! Но. В тоталитарные времена государство пропагандировало классическое музыкальное искусство - шли постоянные радиотрансляции великих произведений в замечательном исполнении, телевизионные трансляции... Вследствие чего простые люди разбирались в классическом искусстве , писали благодарственные письма и лихо разгадывали кроссворды на тему культуры. Радиоточка «Маяк» - это было и духовное воспитание, и отдохновение, и подпитка. Кто говорит, что все должно упираться только в классическую музыку? Вовсе я не строгий поборник классики, однако во всех жанрах необходимы уровень и качество. Советская эстрада была замечательная, профессиональная, образованная, а сейчас это помойка. Попса - это что-то грязное духовно. Сейчас у нас огромное количество радиостанций, но львиная доля их передает чудовищную попсу. Лекарство, на мой взгляд, есть: если бы обладал такими возможностями, запустил бы с помощью СМИ пропагандистскую машину на всю страну. Народ наш в силу тоталитарного прошлого все-таки еще достаточно внушаем, и при определенно направленной пропаганде можно было бы исправить положение. Сдвинуться с ужасной точки необходимо, это сродни национальной безопасности.

Российская публика изменилась за последние 20-30 лет?

Конечно, изменилась. Когда я начинал свою карьеру, существовала широкая прослойка интеллигенции, регулярно посещавшая концерты, запасавшаяся абонементами. Когда открылся железный занавес, огромное число любителей классической музыки покинуло страну, плюс естественный процесс - многие ушли из жизни. Одно время был явный провал, мы его очень ощущали. В последнее время на концертах стала появляться молодежь , что меня очень радует. Мне кажется, это показатель определенного выздоровления общества.

Вы много работаете на Западе, люди там в общении, в работе другие?

Люди другие, потому что общество другое. В нас еще очень крепко сидит совковость во всем - в отношении к работе, к обязанностям, к честному слову. В западном обществе генетически передается, что работа - это святое, контрактное или иное обязательство, у нас же ничего подобного нет. Видимо, очень сложно интегрироваться в мировое сообщество в столь короткие строки - исторически они малы, миг практически. Хочется верить, что Россия уж слишком велика, чтобы пропасть. То, что пережила Россия в ХХ веке, не пережила бы ни одна другая страна, она бы просто самоуничтожилась.


Павел Коган говорит, что у отечественной культуры сейчас тяжелые времена

Как вам «Золотой петушок» и «Евгений Онегин» в Большом?

Можете считать меня ретроградом, я абсолютно не воспринимаю те эскапады, которые сегодня происходят на ведущих оперных сценах, в Большом и Мариинском театрах. Хотите оригинальничать, самоутверждаться - ради Бога, но не в академических театрах! В экспериментальном где-нибудь, на районе - да на здоровье, можете делать все, что вам угодно. Если на великой академической сцене ставится великое произведение двух великих авторов - Пушкина и Чайковского, и вмешивается третий, интерпретатор, который уничтожает первых двух - это безобразие. Если хотите представлять «Евгения Онегина» на первой сцене страны, дух не должен быть поруган. Интерпретация должна быть максимально приближена к автору, а режиссер должен понимать, что он лишь авторский проводник. Навязать свое, поломать все, чтобы выставить самого себя - по сути преступно. Уверен, есть множество постановщиков, способных талантливо воплотить классическое произведение, не поругав и не уничтожив его при этом.

А вам не кажется, что обществу нравится подобное выдрючивание - «Золотой петушок» как современный политический памфлет?

Обществу ничего это не нравится, общество просто потеряло критерии. Должна быть общественная совесть, не допускающая подобного. Сейчас пиар решает все. Если показать картинку с кошкой и из каждого утюга кричать, что это собака - люди поверят.


Павел Леонидович уверен, дирижер - это не женская профессия

Вы посмотрели фильм Павла Лунгина «Дирижер» ? Узнаваем характер главного героя?

Сложно однозначно сказать. Реалии дирижерской профессии в жизни совсем иные. Я ревностно и болезненно отношусь ко всем атрибутам, связанным с профессией дирижера. «Репетицию оркестра» Феллини тоже нельзя считать учебником по взаимоотношению оркестра и его руководителя... Что касается характера главного героя - это лидерство , авторитарность, властность, без которых в определенный момент не обойтись. Руководство людьми подразумевает организационный момент, когда без воли и цельности натуры лидера все станет расползаться и в середине, и по краям. Профессия для героя Лунгина является первым и главным в жизни, поэтому неизбежно возникают проблемы с близкими.

Вы - такой?

Моя профессия, мой путь в искусстве - первостепенны и превыше всего. Не могу сказать, что я киноман, в сегодняшнем кино , как и в других областях, много шелухи, и так жалко времени - минус два часа из жизни, которые невосполнимы. Я, скорее, читатель - очень люблю жанр мемуаров, недавно с большим удовольствием перечитал воспоминания князя Юсупова - какая была удивительная Россия...

Дирижер - профессия редкая, штучная, и совсем уж мало женщин-дирижеров. Почему?

Был бы в Америке - не стал бы отвечать на этот вопрос. Да простят меня феминистки - все же есть на свете малое количество действительно не женских профессий, таких как танкист, пилот истребителя или дирижер.

Биография

Павел Коган родился 4 июля 1918 г. в Киеве . В 1922 г. вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 гг. учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (Яшин, Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е гг., началась его известность.

Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию . Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.

Творчество Когана, из которого многое утрачено, обнаруживает влияние Э. Багрицкого , что типично для вре­мён его молодости. Революционная патетика сочетается с патриотизмом и темой военной уг­розы. Некоторые стихи Когана, не связанные с политикой, позволяют уловить горечь, по­иски сути жизни, но цельного впечатления они не оставляют. В стихах Когана преобладает повествовательность, для него важен ритм.

Вольфганг Казак

Избранные цитаты

«Бригантина»

Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса…

«Гроза»

Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!

«Лирическое отступление»

Есть в наших днях такая точность, Что мальчики иных веков, Наверно, будут плакать ночью О времени большевиков. И будут жаловаться милым, Что не родились в те года, Когда звенела и дымилась, На берег рухнувши, вода. Они нас выдумают снова - Сажень косая, твердый шаг - И верную найдут основу, Но не сумеют так дышать, Как мы дышали, мы дружили, Как жили мы, как впопыхах Плохие песни мы сложили О поразительных делах. Мы были всякими, любыми. Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась. Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых, Мы будем строги и прямы, Они прикрасят и припудрят, и всё-таки __________пробьемся мы! Но людям Родины единой, Едва ли им дано понять, Какая иногда рутина вела нас жить и умирать. И пусть я покажусь им узким И их всесовестность оскорблю, Я - патриот. я воздух русский, Я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках… И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох как пес от ностальгии В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя.

Издания

  • Гроза, 1960
  • Стихи // «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», 1965

Источники

  • Коган, Павел Давидович - статья из Краткой литературной энциклопедии
  • Казак В.
РСФСР

Па́вел Давидович Ко́ган (4 июля , Киев - 23 сентября , под Новороссийском , Краснодарский край) - русский советский поэт романтического направления. Автор слов песни «Бригантина ».

Биография

Родился в Киеве в семье Давида Борисовича (Боруховича) Когана (1895-1970) и Фани Моисеевны Коган (урождённая Парташникова, 1896-1977) . В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву .

Семья

Издания

  • Коган П. Гроза. - М., Советский писатель,1960.- 96 с.
  • Имена на поверке. - М ., 1963.
  • Стихи // Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне / Предисл. А. Суркова . Вступ. ст. В. Кардина . - М .-Л. , 1965.
  • Коган П. Стихи. Воспоминания о поэте. Письма. - М., Молодая гвардия, 1966
  • Коган П. Гроза.- М., Сов. писатель, 1989. - 176 с. Тираж 50000 экз. ISBN 5-265-00035-6

Источники

  • // Краткая литературная энциклопедия . - М .: Советская энциклопедия , 1962-1978.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Напишите отзыв о статье "Коган, Павел Давыдович"

Ссылки

  • на «SouLibre»

Отрывок, характеризующий Коган, Павел Давыдович

– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.