Нод осенины в подготовительной группе. Сценарий праздника "осенины" для старших групп

Конспект музыкально-тематического занятия

в подготовительной группе «Осенины»

Цель: Познакомить детей как в прошлые времена встречали осень

Образовательные задачи:

    Учить передавать характер музыки в движении.

    Развивать музыкальную память и чувство ритма.

    Развивать двигательную активность детей, точно выразительно выполнять движения.

Звучит народная музыка (дети входят в зал парами в русских народных костюмах, проходят круг, садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель:

В конце сентября наступает всякому лету конец.

В прошлые времена встречали осень у воды.

По утрам выходили на берег рек, озёр встречать Матушку Осенину.

Мы сейчас с вами перенёсёмся в те далёкие времена, закройте глазки…

Звучит музыка. Входит матушка Осенина с овсяным хлебом

Матушка Осенина:

Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй матушка Осенина!

Матушка Осенина:

Прошу вас детки встать, взяться за руки сделать круг- хоровод, а я встану в центр хоровода. А вы мне песенку споёте?

Дети: Да!

Песня –Хоровод «Осень, осень» дети садятся на стульчики

Музыкальный руководитель:

Матушка Осенина, ребята для тебя приготовили стихи

1 ребенок. Осень красит золотом, рощи и леса. Слышаться прощальные птичьи голоса.

2 ребенок. Алые и желтые ветер листья рвет, кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод

3 ребенок. Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила

4 ребенок. Пожелтел орешник и зарделись клены в пурпуре рябины дуб еще зеленый.

5 ребенок. с утра ворчала тучка, все небо потемнело, но солнца рыжий лучик вдруг выглянул несмело. И улыбнулась осень, а желтый листик клена, подумал, будто снова он стал совсем зеленым.

6 ребенок. за окошком плачет дождик, дождик не кончается раз он плачет – это значит с летом он прощается.

Матушка Осенина:

Благодарю вас за стихи!

Вот вам Хлеб на угощенье!

Музыкальный руководитель:

Спасибо большое! Мы потом хлеб разломаем и всех угостим! Ребята, одновременно с Осенинами отмечали и праздник урожая. Люди ходили друг к другу в гости, угощали друг друга, ведь урожай уже собран, играли, веселились.

Матушка Осенина:

А играть вы любите?

Дети: Да!

Игра «Кто быстрее перенесёт в свой домик (обручи) овощи и фрукты

Матушка Осенина:

Молодцы ребята!

Музыкальный руководитель:

Матушка Осенина мы тебя приглашаем с нами танцевать

Танец «Весёлый хоровод»

Матушка Осенина:

Ну мне пора идти с зимой встречаться

До свиданья! (матушка Осенина уходит)

Музыкальный руководитель:

Когда Осень зиме на встречу вышла, несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушки, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев. С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы уползали в норы.

Музыкальный руководитель:

Хорошо мы погуляли, пора возвращаться в группу, там вас ждёт угощенье от Матушки Осенины.

Звучит русская народная музыка

Дети парами идут по кругу, и у уходят в группу

Список литературы:

С.И.Бекина "Учите детей петь", Музыка В.В.Алеев, Т.Н.Кичак

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСЕНИНЫ»

Елена Орлова

Задачи:

1.Дать детям элементарные представления о том, что такое « осенины ».

2.Учить видеть, наблюдать изменение в природе.

3.Воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование : Картина «Осень», корзина с овощами, веточки с осенними листьями и гроздями рябины, мешок, загадки об осени .

Ход занятия

Воспитатель

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - …(Осень)

Ребята, по каким приметам вы узнали осень ?

Какое время года сейчас?

Какой месяц осени ? (Ответы детей, разговор о приметах осени ) .

Воспитатель

Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленой шляпке и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в красных, оранжевых одеждах.

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель. Ребята, а вы знали, что у осени тоже есть день рождение? (Ответы детей)

И сегодня мы будем праздновать Осенины – день рождение осени ! Осень – пора щедрая , богатая! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за хороший урожай.

Воспитатель Ребята, давайте посмотрим видео «Осенины на Руси», которое вам расскажет о том, как появился праздник «Осенины», как люди его отмечали, и как отмечают его в наше время.

Воспитатель Ребята, есть такие народные приметы об осени, это те знания о природе, ее явлениях, которые люди собирали и передавали друг другу:

Гром в сентябре - к теплой осени.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

Игра «Что в мешке». Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать их муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает приз.

Появляется Осень с корзиной овощей.

Урожай-то мой неплох –

И капуста, и горох.

Что поспело, угадайте?

На вопросы отвечайте.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…

- картошку -

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?

- Капуста -

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

- морковь -

Алый сапог в земле горит.

- свекла -

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

- луковица -

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…

- чеснок -

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

- баклажан -

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец -

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это…

- репка -

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом.

- редиска -

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ?

- Помидор -

Свежий и солёный

Он всегда зеленый.

- огурец -

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

- горох -

В огороде, на дорожке,

Под моим окошком

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке.

- подсолнух -

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце…

- тыква -

Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок…

- кабачок -

Осень Молодцы, ребятки! Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, дети делятся на две команды. По сигналу выходит по одному участнику из каждой команды, и они начинают дуть на свой лист. Победит та команда, участники которой быстрее справятся с заданием.

Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Осень Вы, ребята, просто отлично справились с заданием! Но мне пора уходить. Давайте вместе встанем в круг, возьмемся за руки и споем песню «Листик-листопад»

Осень А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

Осенины , Осенины будем долго вспоминать!

Конспект ООД детей в старшей группе по теме «Что такое осень?»

Место работы: МКДОУ "Детский сад №72 " г. НовосибирскКонспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Что такое осень? "
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект проведения организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме « Что такое осень?». Данный материал будет полезен воспитателям старших возрастных групп и начинающим воспитателям. Этот конспект занятия предназначен для интегративного развития старших дошкольников по теме "Осень».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Активизация интереса детей к окружающему миру, речевой, изобразительной деятельности по теме «Осень ".

Задачи по образовательным областям:

Речевое развитие: Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "Осень ". Уметь подбирать слова-признаки к слову "осень ". Подбирать числительные от одного до десяти к существительным, существительные к отыменным прилагательным. Называть родственные слова. Упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме, употреблять в рассказе распространенные сложноподчиненные предложения.

Познавательное развитие: Углублять знания детей об осени; активизировать познавательный интерес.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение рисовать осенний пейзаж, отмечать изменения в природе и передавать их в рисунке. Стимулировать творчество дошкольников в процессе создания осенних образов.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение не перебивать друг друга, радоваться успехам товарищей; воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Предварительная работа:

Беседа об осени.

Отгадывание загадок об осени, осенних явлениях.

Презентация об осени.

Экскурсия в осенний лес.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Оборудование для педагога: Ворота, репродукции пейзажных картин: А. Головин «Осень», И. Левитан «Дубовая роща. Осень»,письмо от жителей далеких планет, план-схема по теме «Осень», картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако, гриб, береза, небо.

Оборудование для детей: Бумага для рисования, палитры, кисточки, простые карандаши, восковые мелки, гуашь, непроливашки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришло сообщение из космоса.

Показываю письмо от жителей других планет.

Послушайте сообщение: «Дети Земли! Нам очень нравится ваша планета, особенно нам нравится ваше время года осень, у нас не бывает такого времени года. Могли бы вы прилететь к нам и рассказать об осени. Жители далёких планет»

Хотите отправиться в путешествие?

Дети дают согласие на путешествие.

Для того чтобы отправится в путешествие надо выполнить ряд заданий.

Пройти через волшебные ворота со словами, какая осень.

Дети проходят через волшебные ворота, говоря слова-признаки про осень.

Игра «Скажи, что бывает осеннее, осенняя, осенний?»

Дети называют существительные к отыменным прилагательным.

Игра «Веселый счет»

На доске расположены в ряд картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако,

гриб, береза, небо.

Дети подбирают числительные от одного до десяти к существительным.

Игра «Слова-родственники»

Назвать только те слова, которые нам подходят:

1.Вода, водяной, водный, водолей, водитель (Вода, водяной, водный, водолей)

2.Лист, листопад, листва, листоед, лисичка (Лист, листопад, листва, листоед)

3.Осень, осина, осенняя, осенины(Осень, осенины, осенняя)

4. Ветерок, ветер, ветреный, обветренный, ветка (Ветерок, ветер, ветреный, обветренный)

Почему выбрали эти слова?

Дети отвечают, что это слова-родственники.

Расскажите об осени для жителей далеких планет.

Выставляю план-схему.

Дети составляют описательные рассказы об осени по плану-схеме.

Физкультминутка:

Наступает листопад (пальцы бегают по столу)

Листья кружатся, летят (поднять руки вверх и помахать ими)

Ветер кружит всю листву (руки вперед, машем кистями рук)

По полям и по двору.(похлопать в ладоши)

Хотите ли нарисовать для жителей других планет осенние пейзажи, так как они хотят их оставить себе на память?

Дети выражают согласие и приступают к рисованию.

Потом ребята показывают свои работы.

Чьи пейзажи понравились больше всего? Почему?

Что больше всего понравилось в занятии? Как вы считаете, мы помогли жителям далеких планет?

Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали доброе дело, рассказали инопланетянам об осени. Пора возвращаться домой.

Три раза вокруг себя обернитесь и в группе окажитесь!

Праздник для детей старшей группы «Осенины»

Персонажи:

Дети:

2. Козел Мефодий

Взрослые:

1. Ведущая

2. Матрешка

Ведущая:

Добрый день, гости желанные!

Милости просим на наш праздник.

Ведь без гостей и праздник не праздник

А их на Руси большое количество!

Многие из них пришли из глубокой старины.

Самые веселые и щедрые были осенью.

А сегодня у нас Осенины – славной осени именины.

В этот день всегда провожали осень, прославляли её,

благодарили за богатый урожай.

Время пришло, я наш праздник начинаю,

Ребятишек всех я созываю!

Ведущий:

Эй, красны девицы да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Веселиться, петь, плясать,
Осинины отмечать!

Под р. н.м. забегают дети, танцуют танец «Ах, ты береза»
Ведущая:

Очень много нам подарков

Эта осень принесла,

Будем чествовать сегодня,

Нашу осень мы не зря,

День рождения бывает и у мам, и у ребят

И конечно, в день рожденья песни радостно звучат.

Дети исполняют песню «Ах, какая осень»

Ведущая:

Мы для осени в подарок

Спляшем и споем

И красивые стихи для неё прочтем.

Дети читают стихи
1-й ребенок.

Листья пожелтели,
Солнце чуть блестит,
И у старой ели
Ежик в норке спит.
2-й ребенок.

Стали дни короче,
Ночи все длинней,
Не поет уж в роще
Песен соловей.
3-й ребенок.

Птицы улетаю, в теплые края,

к нам идет холодная Зимушка - зима!
(дети садятся)

Ведущий:

У Осени, есть три месяца, кто знает какие?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ведущий:

Все три месяца не похожи друг на друга.


Сентябрь – это рябинник, самый красивый месяц.

«Одна в сентябре ягода, да и та – горькая рябина».
Много на рябинке ягод: из них можно и варенье варить, и бусы красивые сделать.

Они и птицам холодной зимой пригодятся.

Выходят девочки садятся на скамеечку под рябинкой.

Ведущий:

Во поле рябинушка, во поле кудрявая,
Как под той рябинушкой сидят красны девицы.
Устали после работы в поле.
1-я девочка.

Осень-тетушка,
Тяжела работушка,
Все покосы, нивушка –
Болит моя спинушка.
2-я девочка.

Во полях снопы вязали,
Надломили спинушку,
Как по осени ломали
Красную калинушку.

Девочки исполняют хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина».
Ведущий:

А еще сентябрь радует
Грибами да ягодами.

Под русскую народную мелодию выходят дети с корзинками танцуют
1-й ребенок
.

Столько надо нам грибков –
Сколько во лесу дубков.
2-й ребенок .

Столько надо нам корзинок –
Сколько во лесу осинок.
3-й ребенок.

Столько коробов –
Сколько в лесу комаров.
4-й ребенок .

Столько надо нам лукошек –
Сколько в поле мошек.

Ведущая: (обращаясь к детям)

Ну-ка, кто готов,
Набрать больше грибов?
Большие и маленькие грибки,
Полезайте в кузовки!
Проводиться игра «Кто больше соберет грибов».

Ведущая:

Ну, вот и закончился сентябрь-рябинник.

Пришел второй осенний месяц – октябрь.

А про октябрь говорят: так «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

Выходят дети:

https://pandia.ru/text/79/176/images/image002_85.gif" width="18" height="38 src=">Как же, капусте не виться, 2 раза
Белым кочаном не завиться!

Дети садятся на стульчики, остается ребенок – сторож.

Сторож:

Я на камушке сижу,

Мелки камушки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб сюда не прибежали

И капусту не украли,

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заинька усатый,

И козлик наш рогатый.

Сценка «Козел Мефодий»

Под музыку появляется козлик

Сторож: кто там ходит в огороде?

Козлик : Это я – козел Мефодий!

Сторож: По каким таким делам?

Козлик: Помогаю сторожам, я капусту охраняю, каждый лист оберегаю.

Сторож: Почему капусту вдруг, а не редьку и не лук?

Козлик: лук стеречь я не умею, а от редьки я худею,

А капуста хороша

И нужны ей сторожа.

Потому что самый вкусный, очень вкусный лист капустный.

Ведущая:

Вижу я, веселый вы, народ,

Приглашаю вас к себе я в огород.

Чтобы было веселей, затевай игру скорей.

Дети идут по кругу друг за другом

Ваня, Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед и поехал в огород,

Только конь поторопился наш Ванюша и свалился

Дети заводят хоровод - игра «Про огород»

Ведущий:

А вот и последний месяц осени настал – ноябрь.

1-й ребенок:

В ноябре с солнцем прощайся,
Ближе к печке подбирайся.
2-й ребенок:

В ноябре зима с осенью борется.
3-й ребенок:
В ноябре празднуют Синицын день.

Люди синичку прославляют,
Люди синичку привечают.

4-й ребенок:
Крошат хлебушка немножко,
Кладут сало за окошко.

5-й ребенок:
Ведь зимующим птицам люди помогать должны –
Им голодно и холодно в условиях зимы.
Ведущий:

А еще в ноябре на Руси проводились ярмарки!
Вот по улице в конец
Идет Иванушка-молодец.
Дети исполняют песню «Где был, Иванушка?».

Ведущая:

Карусели, карусели,
Закружился стар и млад.
Кто на ней не покатался,
Тот полжизни потерял

Игра: «Карусель»

Выходит Матрешка:

Здравствуйте, ребятишки!

Пришла я с ярмарки,

Покровской, осенней!

Уж на ярмарке веселье!

Там и пляшут и поют, и товары продают.

Принесла для ваших ушек,

Кузовок смешных частушек.

А вы в сторонке не сидите, подпевать мне выходите!

Матрешка поет:

Ох, частушки хороши,

Я пою от всей души,

Гости тоже не зевайте,

А смелее подпевайте!

Дети:

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот все идет на оборот!

Матрешка

Где ж ты, спонсор, объявись,

Минимальный будет риск.

Все частушки эти наши.

Запиши скорей на диск.

Дети:

Шла Матрешка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

И упала в яму – бух,

Раздавила сорок мух.

Матрешка:

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша.

Попляши-ка ты со мной.

Все кружатся на топотушках в парах

Дети:

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую,

Ой, спасибо, вам Матрешка,

За игру веселую.

Матрешка:

Я по ярмарке ходила, и гостинцев всем купила.

Угощает детей фруктами

Ведущая:

Мы благодарны осени за праздник,

Но расставаться с ней пришла пора,

Мы скажем ей до скорой встречи,

До свиданья!

Ведь к нам идет холодная зима!