Значение огня в эволюции человека. Вопрос: Значение огня в жизни древнейших людей

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Занятие-исследование: «Значение огня в эволюции человека»

Место проведения : школьный кабинет.

Возраст : 9 класс (3 год обучения).

Оборудование: музыкальные отрывки: Л.Бетховен – балет «Творения Прометея», либо А.Скрябин – симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»), либо Ф.Лист – симфоническая поэма «Прометей».

Тексты по теме (отрывки) – Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь», «Прометей», «Сахара». Р.К.Баландин, ЛГ.Бондарев «Природа и цивилизация», Н.Н.Воронцов «Экологические кризисы в истории человечества».

Географическая карта пустынь и полупустынь, репродукции рисунков со стоянок древних людей в Африке, подсвечник с тремя (четырьмя) свечами, весы, черные и белые шары (можно от настольного тенниса).

Ход занятия

Для создания особого эмоционального настроя в затемненном классе на учительском столе горит свеча. Звучит тихая музыка. Ученик (с артистическими способностями) выразительно читает отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь». После окончания чтения отрывка свеча гасится. Некоторое время класс погружается в темноту. Затем зажигаются все свечи (дальнейшее занятие проходит при свете свечей).

Вступительное слово учителя. 1. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте наших предков, сидящих у огня.

2. Обратить внимание на то, что использование огня утилитарно, но тяга человека к огню бессознательна, инстинктивна.

3. Указать на культы огнепоклонников и разрушительные блаженства пироманов.

4. Вспомнить некоторые исторические факты, например, подожженный и вновь отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших...

Обсуждение прочитанного отрывка (тексты находятся на столах учащихся).

1. Как сохраняли люди огонь?

2. Каково было значение огня для древних людей?

3. Какие средства выразительности использует автор при описании огня?

4. Какие средства выразительности использует автор при описании умирающего огня?

5. Как в тексте передано горе уламров?

Общий вывод: огонь олицетворялся су древних людей с живым существом, которому присущи жизнь и смерть.

Постановка целей и задач занятия.

Рассмотреть проблему положительного и отрицательного влияния на эволюцию человека, сузив ее до позиций «Огонь – Жизнь» и «Огонь – Смерть».

Организация работы в группах. Предварительно класс делится на 3 группы (по желанию): сторонники позиций «Огонь – жизнь» и «Огонь – Смерть» и наблюдатели (арбитры, судьи). На учительском столе устанавливаются символические весы, рядом кладутся белые и черные шары.

Мифологическое толкование умения человека владеть огнем.

Легенда о Прометее. Читается отрывок из произведения, звучит музыка.

«Огонь – Жизнь». Огонь принес человечеству разум. (Белый шар кладется на весы).

«Огонь – Смерть». Дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что привело к губительным последствиям. Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. (Черный шар)

Значение огня в эволюции человека.

«Огонь – Жизнь». 1.Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усваиваемой и вкусной. (Белый шар).

2. Лицо человека приобрело современные черты. (Белый шар).

3. Огонь сделал человека независимым от климата. Позволил расселиться по всей поверхности земли . (Белый шар).

4. Люди использовали пламя для обороны от крупных хищников-конкурентов. Могли с его помощью отвоевать у зверей удобные жилища-пещеры. (Белый шар).

При помощи огня люди могли изготавливать более совершенные орудия труда. (Белый шар).

Постепенно укрепилось ощущение «дома» - места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты . (Белый шар).

Огненная революция.

«Огонь – Смерть». 1. Охотничьи племена практиковали выжигание лесов; в результате, луга распространялись и на территории, где выпадало больше дождей. (Белый шар).

2. Тщательно контролируемое выжигание лесов с целью стимулировать рост одних пород деревьев и подавлять другие – один из известных приемов в современном лесопроизводстве. (Белый шар).

«Огонь – Смерть». 1.Знаменитые пустыни Африки – Сахара и Калахари – антропогенного происхождения . (Черный шар).

2. Использование аборигенами Тасмании огня привело к смене флоры и фауны и, как следствие. Отрицательно сказалось на экосистеме острова. (Черный шар).

3. Современные пустыни и полупустыни Австралии имеют антропогенное происхождение. (Черный шар).

4. Формирование антропогенных (пирогенных) тундр началось еще со времен сумнагинской культуры (6-10 тысяч лет назад). Деятельность человека способствовала расширению тундровой зоны и отступанию на юг северной границы тайги. Современные границы тундры сложились под влияниемантропогенного воздействия. (Черный шар).

Огонь и металлургическое производство.

«Огонь – Смерть ». Рудное дело невозможно без применения огня. (Белый шар).

«Огонь – Смерть». Изменение содержания углекислого газа в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Все это – следствие освоения человеком огня. (Черный шар).

Подведение итогов занятия.

Судьи подсчитывают количество шаров черных и белых. Белых оказывается больше. Обсуждение полученных результатов. Учащиеся свободно высказывают свое мнение.

Учитель делает общий вывод.

Литература для учителя.

1. Цыбасова В.И. Биология. Проектная деятельность. ИТД Корифей, Волгоград, 2009г.

Литература для учащихся.

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., Мысль, 1998.

2. Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества. //Биология, 2001, № 40,41.

3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. М., Педагогика-Пресс, 1994.

4. Рони-Старший Ж. Борьба ха огонь. Пещерный лев. Вамирех, М., Пресса, 1994.

К такому парадоксальному выводу пришли археологи, чья статья опубликована на сайте журнала PNAS 14 марта.

Одна из двух кремневых пластин, покрытых черной смолой, из местонахождения Кампителло, Италия (Campitello Quarry), возрастом более 200 тыс. лет. Иллюстрация к обсуждаемой статье

"Приручение" огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).

Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…

Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.

Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» - только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.

Авторы публикации - Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.

Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является Сима дель Элефанте в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).

Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Sch?ningen) в Германии.

Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), Висоглиано (Италия), Сима дель Эльфанте (Испания), Араго (Франция), Гран Долина (Испания).

Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как Араго и Гран Долина . В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!

И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.

Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).

Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе - становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле (о которой мы недавно писали) древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.

Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение Гешер Бенот Яаков в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.

Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь - о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в Сварткрансе , ряд находок в Чесованье и Кооби Фора , возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет .

По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.

Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый очаг, с выкладкой камней вокруг … Он тоже появился от удара молнии?

Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», - пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.

В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…

В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение огня в жизни человека

Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?

  1. Тепло в холод

При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.

2. Огонь — это сухая одежда

Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.

3. Огонь – это приготовленная пища

Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.

4. Огонь – это свет

Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.

5. Огонь – это надежная защита от хищников

Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.