Варлаам чикойский житие. Чикойский монастырь

Память 23 января/ 5 февраля в день преставления; 5/18 октября в день монашеского пострига; 8/21 августа в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых

Василий, в иночестве Варлаам, родился в 1774 году в семье Федота и Анастасии (Яковлевой) Надежиных, в селе Маресиве, что на Рудке Лукьяновского уезда Нижегородской губернии. Происхождения они были самого простого - из крепостных крестьян Петра Ивановича Воронцова.

Подробностей детских лет и более позднего периода жизни подвижника предание не сохранило. Известно только, что ко времени он женился на Да­рье Алексеевой, тоже из крепостных Воронцовых. Своих детей у них не было, и они принимали на воспитание сирот, согревая их теплом семейного очага. Грамоте Василий Федотович выучился сам. Впоследствии он писал рапорты церковными литерами, по­лууставом, а свое имя всегда писал по-церковному.

Семейная жизнь Василия Федотовича длилась недолго. Од­нажды он исчез, скрылся неведомо куда, так что и все поиски его ни к чему не привели. Впрочем, господа Воронцовы отнес­лись к этому обстоятельству без особенной тревоги; скоро и до­машние успокоились, предоставив судьбу Василия Божьему Промыслу.

В 1811 году Василий Федотович объявился богомольцем в Киево-Печерской Лавре, но отсутствие у него паспорта привело к тому, что он как бродяга был осужден к ссылке в Сибирь. Поз­же, будучи игуменом, вспоминая молодые годы, часто называл он себя бродягой.

Безропотно покорился Василий Федотович своей судьбе. Как ни желанно было ему остаться в Киеве, но предстоял долгий путь в Сибирь. По прибытии в Иркутск он первым делом напра­вился в Вознесенскую обитель, к мощам святителя Иннокентия. В Иркутске он пробыл недолго и уже через месяц продолжил путь за Байкал, в село Малокудари некое Урлукской волости, куда был приписан на поселение.

На месте своего водворения будущий подвижник, как и в Ир­кутске, обнаружил все то же стремление к благочестивой жизни и удалению от мирских соблазнов. И здесь он старался при­ютиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и работать Богу. С этой целью он нанимался трапезни­ком (сторожем) в Урлукскую Богородице-Казанскую церковь, потом в Верхнекудринскую Покровскую, затем в Троицкий со­бор города Троицкосавска, и, наконец, в Воскресенскую церковь Кяхтинской торговой слободы. Всюду он исполнял свои обязан­ности старательно и добросовестно, так что положительно был отмечен кяхтинскими гражданами. В Кяхте Господь послал ему духовником известного на всю слободу священника отца Аетия Разсохина, который и благословил Василия оставить мир ради трудов во славу Божию на поприще пустынножительства.

Чикойские горы, где решил подвизаться Василий Федотович, своими высокими хребтами напоминают высоты Афонские, прав­да, в ту пору это сходство было лишь внешним. Со дней Адама ни одна тварь в тех местах не слышала славословий Триипостасному Богу, но после того, как поселился здесь безвестный пус­тынник, глухие чащи огласились несмолкаемой песней Ему.

Выбрав местом своего будущего подвига глухой уголок дре­мучей тайги на Урлукском хребте Чикойских гор, в семи вер­стах от поселка Урлук и в трех от Галдановки, Василий Федотович прежде всего водрузил там большой деревянный крест и в полутора саженях от него срубил себе келью. Здесь начался его тернистый путь ко спасению, полный молитиеппых трудов, телесных утеснений, смиренного богомыслия.

Много претерпел на этом пути Василий Федотович, немало потребовалось ему сил душевных и телесных, чтобы со смирени­ем выносить все тяготы уединенной жизни. Голод и жажду, зной и стужу, помыслы и прилоги воздвигал враг спасения рода хрис­тианского на его пути. Не раз приступал он к нему, пытаясь за­пугать его привидениями, подсылая к нему разбойников, а то и в образе знакомого или какого благожелателя пытался соблазнить его напоминаниями о прежней жизни, о родных, но все это пре-побеждал отшельник силой молитвы и благодати Божией.

Около пяти лет прожил он в полной безвестности. Лишь из­редка навещал близлежащие Галдановку и Урлук для приобще­ния святых Христовых Тайн. Обыкновенно он останавливался в доме местного диакона либо в домах двух благочестивых граж­дан: Макарова и Лужникова. Придет, бывало, стараясь остаться незамеченным, поговеет, причастится и опять возвращается в свою пустынь. Но скоро молва о нем стала распространяться по окрестным весям, и потянулись к нему люди, в надежде услы­шать от пустынника назидательное слово.

По прошествии нескольких лет отшельнической жизни Бог наградил Василия Федотовича даром слова, и настолько проник­новенным было оно, что никто из приходящих не уходил от него неутешенным, а кое-кто оставался, чтобы не покидать его более. Так возникла община, в которую кроме жителей окрестных по селений стали приезжать и из Кяхты, причем, бывали здесь люди всех сословий, в том числе и богатые именитые граждане. Через короткое время, а именно в 1826 году, усердием кяхтских граждан в пустыне была воздвигнута часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По сторонам от часовни стояло тогда девять келий (по числу насельников) - пять с одной сто­роны и четыре с другой.

Священника в пустыни не было, и по­этому Василий Федотович, как самый грамотный, читал для бра­тии ежедневное правило, Псалтирь, акафисты.
Вскоре мирная жизнь пустыни была нарушена. Василий Фе­дотов Надежин, несмотря на вынесенное ему наказание - ссыл­ку в Сибирь, по-прежнему числился в розыске, и теперь полиция без труда смогла его обнаружить. Арестовывать его приехал сам исправник. После тщательного обыска в скиту Василия Федото-вича увезли в острог.

Словно гром среди ясного неба была эта новость для всех его почитателей. Кяхтинское купечество помнило его беспорочную службу трапезником; известно было, что и в Чикойских горах он скрывался от мира исключительно с целью спасения своей души, и граждане Кяхты решили ходатайствовать за Василия Федотовича перед мировым судьей. По их хлопотам дело его было перенесено на рассмотрение епархиального начальства.

Надежин был вытребован в Иркутскую духовную консисто­рию, и преосвященный Михаил II (Бурдуков) сам испытал нрав­ственные качества и убеждения пустынножителя. Архиерей не нашел ничего предосудительного ни в образе мыслей Василия Федотовича, ни в его поведении. Наоборот. Труды подвижника на ниве Христовой были как бы предуказаны свыше.

Пределы Чикойских гор и далее в основном населяли буря­ты-язычники, а православные Урлукской волости жили вместе с раскольниками поповской и беспоповской сект. В такой ситуа­ции очень остро ощущалась потребность в миссионерах. Этим-то и был озабочен преосвященный Михаил. Отличавшийся высокой образованностью и апостольской ревностью, он уже не раз обра­щался в Священный Синод с просьбами о миссионерской помо­щи, однако имеющиеся кандидаты все еще не были испытаны Синодом в своих способностях и благонадежности. И когда вла­дыка узнал о ревности Василия Федотовича на избранном по­прище, он не только не воспротивился его самочинию, но оказал покровительство.
Убедившись в благонадежности Василия Федотовича. архи­епископ Михаил предложил ему принять «зрак равноангель-ский» - продолжить служение Христу в монашеском чине. Установленным порядком Василий Федотович подал владыке собственноручно написанное прошение, и тот предписал настоя­телю Троицкого Селенгинского монастыря, иеромонаху Израи­лю, постричь в монашество пустынножителя. 5 октября 1828 го­да, по отправлении в скиту всенощного бдения, во время чтения часов, основатель скита был пострижен в монахи с наречением ему имени Варлаам, а скит по воле владыки приписали к Троице-Селенгинскому монастырю. Так спешит Господь устроить доброе произволение желающих спастись.
Еще до пострижения Василия Федотовича, отпуская его из Иркутска, владыка Михаил предпринял свои меры «к устроению скита на твердом основании». Им было направлено и Священ­ный Синод прошение, в котором он писал о нуждах Забайкальской миссии, радеющей об обращении бурят и монголом и право­славную веру и противостоящей проповеди раскольников.

Терпение «смиренного Михаила» было вознаграждено через шесть лет. Высочайшим рескриптом в Иркутской епархии было образовано несколько новых бесприходских миссионерств, с вы­делением на их содержание средств из казны. В этом указе была поименована и Чикойская пустынь.

Жизнь в Чикойской пустыни не замирала в ожидании адми­нистративного решения. Отшельники продолжали труды во сла­ву Божию. В часовне, для которой уже и колокола были пожер­твованы кяхтинцами, как и раньше читались каноны, акафисты, правила. Не хватало только одного: здесь по-прежнему не было священника.

Так продолжалось до весны 1830 года. В марте владыка Михаил затребовал к себе в Иркутск монаха Варлаама, для посвящения его в священнический сан, и 22 марта Варлаам был посвящен в иподиакона и в стихарь. Через два дня в Ир­кутском кафедральном соборе он был рукоположен во иеродиа­кона, а 25 марта, в день Благовещания Пресвятой Богородицы, во иеромонаха.

Новопоставленному иеромонаху помимо обычного служения в Чикойской обители было поручено заботиться об обращении иноверных и о возвращении заблудших - раскольников.

В скиту в то время не было храма и отцу Варлааму еще пред­стояло заняться его постройкой, а пока церковь была устроена в часовне. Ее освящение было совершено при преосвященном Иринее в 1831 году.

Отец Варлаам ревностно поддерживал в скиту чин богослу­жения по уставу Церкви. Немного позже, когда ему в помощь был прислан иеромонах Аркадий, появилась возможность посе­щать ближайшие к пустыни жилища для исправления треб, и то усердие, с каким он крестил детей, напутствовал умирающих, та горячая вера, с которой он служил Богу и людям, невольно рас­полагали к нему сердца даже закосневших в расколе. Этим он заслужил особенное расположение епархиального начальства. Архиепископ Ириней радовался успехам трудов отца Варлаама и, выражая ему свою архипастырскую благодарность, писал: «Благодаря Бога, споспешествующего в делах ваших, сердечно радуюсь умягчению сердец закоренелых доселе в ожесточении старообрядцев, что они не только начали вас слушать, но и кре­щением детей своих утешили уже вас, усердных сеятелей, тем, что посеянное пало не на камени и не при пути, но на доброй земле. Господь, положивый благому намерению благое начало, впредняя да поможет вам собирать расточенных овец во едино стадо Единого Небесного Царя».

Преподобный Исайя-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная - едва приметно; но эти звезды все - на одном небе». Такой яркой звездой для Забайкалья является святой преподобный Варлаам Чикойский. Святой Варлаам - единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Великим Божиим благоволением можно считать то, что Господь не только открыл имя этого пустынника, подвизавшегося в середине XIX века в чикойских горах, недалеко от селения Урлук, но и сподобил всех нас быть свидетелями обретения мощей преподобного Варлаама.

Родился будущий подвижник (в миру Василий Федотович Надежин) в с Маресево Нижегородской губернии.

По происхождению он был из дворовых крестьян Петра Ивановича Воронцова. По достижению совершеннолетия Василий Федотович вступил в законный брак с Дарьей Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых, но они были бездетны. Видя в бездетности промысел Божий, они брали на воспитание сирот и не только заменяли им родителей, но и устраивали их жизнь в дальнейшем. Девочкам готовили приданое и выдавали замуж за благочестивых мужей. О том, что это была не сиюминутная прихоть и не попытка заменить родительские инстинкты и потребности, а духовный подвиг, может говорить одна фраза Дарьи Алексеевны из письма своему мужу, уже монаху Варлааму в Сибирь: «Взяла я снова сироту, ради спасения своей души». Подвиг взращивания и определения в обществе сирот Дарья Алексеевна пронесла, через всю жизнь, только из ее писем мы узнаем, что она одна вырастила и выдала замуж трех девочек сирот.

Стремление к подвижничеству другого рода сначала выливалось в то, что Василий совершал паломничества в различные обители. В одно из таких богомолий он посетил св. преподобного Серафима Саровского, который наставил его на новый путь. Также в числе его духовных наставников была игуменья Казанского монастыря г. Касимова Елпидифора. Под влиянием писем и бесед с этими духовными руководителями, Василий Надежин твердо решил стать на путь иноческого жития.

В 1810 Василий Феодотович находился на богомолье в Киево-Печерской Лавре и хотел здесь пожить, но начальство Лавры, узнав, что у него нет паспорта, выдало его светским властям. Надежин был признан «бродягою», и по приговору был осужден без наказания к ссылке в Сибирь на поселение. Видя в этом Промысел Божий, Василий Надежин, не обращаясь за помощью ни к Воронцовым, ни к родным, отправляется в неведомую Сибирь.

В три года растянулся путь до Иркутска, где он получил первое духовное утешение – Вознесенском монастыре у мощей Св.Иннокентия Иркутского.

Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезарника, просфорника, сторожа. Также, будучи достаточно грамотным он брал на обучение детей. В г. Кяхте Василий Надежин встретился со священником Аетием Разсохиным, который отличался смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы, для уединенной жизни. В семи верстах от селения Урлука и остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, а рядом собственными руками срубил из дерев келию для себя. Здесь предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и самоуничижения. В свободное время он занимался переписыванием церковных книг, молитв для своих знакомых и благодетелей. Много искушений пришлось пережить в первые годы отшельничества: тяжелые климатические условия, скудное пропитание, дикие звери были не так страшны, как враг спасения, являвшийся то в виде разбойников, то в виде родных людей. Как гласит предание, для духовной борьбы для смирения он надевал железную кольчугу, которая выполняла функцию вириг.

В 1824 году пустынник был обнаружен охотниками - вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги.

Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября по старому 1828 года по предписанию Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг в монахи основателя Чикойского скита Василия Надежина с наречением имени Варлаам в честь св. Варлаама Печерского. Незадолго до пострига будущего подвижника игуменья Казанского монастыря Елпидифора через письмо наставляла Василия Надежина: «Знаю с начала вашего бытия, сколь много было вам терпения, но вы все претерпели ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог вас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывает нас из небытия в бытие. Но вот - это совершенный есть подвиг».

Архиепископ Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.

В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Учреждение Чикойского скита было опубликовано в «Московских ведомостях» и вызвало поток пожертвований на строительство храма. Также жертвовали многочисленные паломники, благоволили и Иркутские Преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил Исаакович, который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители из Св. Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена.

В 1841 году игуменом Варлаамом был освящен главный храм обители – во имя Рождества Иоанна Предтечи, с боковыми приделами в честь Скорбящинской иконы Божией Матери и святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. По указанию преосвященного Нила, главный храм был построен в средине скита, так что прежний храм приходился при спуске от него по лестницам на востоке; влево от последнего по тротуару – настоятельский корпус, сгоревший в 1872 году и замененный новым, тоже двухэтажным корпусом. Все хозяйственные постройки были вынесены за стены монастыря, в самом монастыре находились дом для паломников, келии для братии, которые соединялись террасами, многочисленными лестницами, тротуарами.

Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей - все это не сломило преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.

На сегодняшний день Чита - один из немногих городов Сибири, имеющий духовную силу, духовный щит - мощи святого преподобного Варлаама Чикойского. А как показывает многовековой опыт, монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, несмотря на войны, смуты, время безбожничества, сохранились и действуют до сего времени.

Хочется верить, что молитвами и заступничеством святого преподобного Варлаама Чикойского Господь сохранит город Читу и Забайкалье в целом от врагов видимых и невидимых.

Юлия Биктимирова

Видеостудия «Слово» Читинской епархии приступила к съемкам фильма о забайкальском чудотворце преподобном Варлааме Чикойском с актером Андреем Мерзликиным в роли рассказчика.

Об этом сообщает сайт Чита.ru.

«Задача творческой группы энтузиастов-профессионалов - создать глубокий и яркий документальный фильм о святом Забайкальском чудотворце, о человеке, который пришел в духовную пустыню и с Божьей помощью сделал ее духовным оазисом, благодатным местом, к которому и спустя 200 лет притекают сотни паломников», - сказано в описании проекта.

Кроме того, предполагают создатели, фильм поможет в деле восстановления основанного прп. Варлаамом Иоанно-Предтеченского монастыря, который получил в народе второе название - Забайкальский Афон.

В видеоролике, посвященном съемкам фильма, Андрей Мерзликин рассказал, что принять участие в создании фильма его подвигли несколько факторов, в том числе личность главного героя и красота Забайкальского края.

«Я узнал о съемках этого фильма, загорелся. Мне стало интересно рассказать об этом отшельнике. И что скрывать - вряд ли у меня была бы возможность поехать так далеко, в Забайкальский край. Для этого нужна какая-то оказия, и здорово, что этой оказией является работа по профессии, и в этом случае - еще и по душе. Рассказать о человеке, который был причислен к лику святых. Он сделал очень много для расцвета православия в таком далеком краю. Это всегда интересно для людей, которые об этом никогда ничего не слышали», - рассказал А. Мерзликин.

Основном местом съемок стал Забайкальский Афон - монастырь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, основанный преподобным Варлаамом почти 200 лет назад в Чикойских горах. В обители сохранились остатки фундаментов храмов, монастырские колодцы, древний склеп, могильные плиты, мельничный жернов, поклонный крест, остатки кельи святого.

Кроме того, запланированы съемки в Казанском соборе в Чите, в Кяхте, в селе Маресево Нижегородской области, на родине прп. Варлаама, в Иркутске, где произошло исцеление мальчика в реанимации по молитве матери, в мужском монастыре Улан-Удэ, в селе Малая Кудара (Бурятия), где житель в одиночку построил единственный в России храм в честь прп. Варлаама Чикойского.

До конца апреля создатели фильма планируют собрать 332 тыс. рублей. На сегодняшний день собрана 91 тысяча.

Преподобный Варлаам Чикойский и Забайкальский Афон

Варлаам Чикойский (в миру Василий Федотович Надежин) родился в 1774 году в селе Маресево Нижегородской губернии в крестьянской семье. По настоянию родителей женился. Брак был бездетным, и Василий в 1811 году отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру.

Не имевший паспорта Василий был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь. Начал странствовать, в 1814 году дошел до Иркутска. Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин жил при храмах, исполняя послушания трапезника, просфорника, сторожа. Будучи достаточно грамотным, он брал на обучение детей. В г. Кяхта Василий встретился со священником Аетием Разсохиным. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы для уединенной жизни. Близ села Урлук он устроил келью и стал вести отшельническую жизнь.

В 1824 году на пустынника наткнулись охотники, а вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты.

Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября 1828 года по предписанию владыки Михаила (Бурдукова), епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам - в честь святого Варлаама Печерского. В 1830 году его рукоположили в сан иеромонаха.

С благословения еп. Михаила был основан Чикойский скит.

В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Об учреждении Чикойского скита сообщили «Московские ведомости», и потекли пожертвования на строительство храма. Жертвовали и многочисленные паломники, благоволили и Иркутские преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители у Святейшего Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона».

В 1830 году архиепископ Нил возвел Варлаама в сан игумена.

Миссионерская деятельность среди старообрядцев и инородцев Забайкалья игумена Варлаама, который был известен своей подвижнической жизнью, имела огромный успех. Всего трудами игумена Варлаама было обращено из раскола около 5000 староверов.

В 1845 году игумен Варлаам был награжден Святейшим синодом золотым наперсным крестом.

Игумен Варлаам скончался в 1846 году. Его похоронили возле Иоанно-Предтеченского храма основанного им монастыря. Вскоре после смерти ему стали приписывать чудотворения, и в конце XIX века он был прославлен как местночтимый святой. Житие преподобного Варлаама написал святитель Мелетий (Якимов).

В 1869 году главный соборный храм обители был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение: до 1950-х годов в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Из 30 монастырских колодцев, выкопанных братией, сохранилось в хорошем состоянии три.

В течение всех десятилетий Советской власти 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы жители совершали крестный ход от Илиинского храма с. Урлук к развалинам монастыря.

В 1984 году Варлаам Чикойский был прославлен для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых. В 2002 году среди руин Чикойского монастыря было определено место его захоронения, и 21 августа 2002 года по благословению патриарха Алексия II состоялось обретение его мощей, которые поместили в приделе Александра Невского Казанского собора города Читы.

Варлаам Чикойский ( - ), преподобный (мест. Сибир.)

В миру Василий Надежин, родился в году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру .

Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь .

С посвящением его в году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря : строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Скончался в году. Был погребен напротив алтарного окна с южной стороны придела иконы Всех скорбящих Радость Иоанно-Предтеченского храма обители.

Почитание

После кончины игумена Варлаама, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых. На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный Чикойский монастырь стекались жители близлежащих сел, прося у угодника Божия исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем.

В году возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму, в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки. В июле года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, чьи участники во главе с епископом Читинским Иннокентием посетили развалины монастыря и изложили мнения по поводу нахождения мощей преподобного. В июне года на руины отправилась экспедиция в составе настоятеля Улан-Удэнского Троицкого храма священника Евгения Старцева и краеведов А. Д. Жалсараева и А. Д. Тиваненко, которые отыскали место погребения обозначенное в жизнеописании пустынника Варлаама составленном святителем Мелетием Рязанским. После получения Патриаршего благословения, 21 августа того же года к монастырю отправилась экспедиция во главе с епископом Читинским Евстафием . Раскопки растянутся далеко за полночь. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного вместе с его деревянным настоятельским крестом. Впоследствии мощи были положены в Читинском Казанском кафедральном соборе , в приделе благоверного князя Александра Невского.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога .

Урлукский монастырь - его создание

История Забайкалья, а так же вопросы его основания и заселения, привлекали внимание ученых.

Урлукский монастырь находился на юго-западе Читинской области, в острогах Малханского хребта, в 6 км к югу от села Урлук Красночикойского района и в 180 кв. к востоку от старинного торгового центра г. Кяхты.

Монастырь располагался на юго-восточном склоне хребта. Высота окружающих его горных вершин достигает 1300 м. Монастырские строения размещались на 100 -150 м от этих отметок. С гребня хребта открывается круговая панорама, в которую входят все населенные пункты, которые находятся на расстоянии 15-20 км. местность, на которой расположен монастырь, обусловлен обилием воды и закрытостью пространства, пробиваются родники. Это благоприятствует росту растительности. В некоторых источниках вода имеет белесый оттенок, что дает основание предполагать, что в воде содержится известняк.

Монастырские строения сохранялись еще до конца 20-х годов 20 века, а сейчас от них остались разрушенные фундаменты и каменные основания других зданий. Кое-где сохранились части построек из дерева и кирпича, колодцы и многое другое.

Центральная часть монастырских строений располагалась на насыпной террасе, ширина которой 25 м. Необходимость возведения террасы была вызвана отсутствием горизонтальных площадок. Края террасы выложены были из необработанного камня. Каменный материал использовался широко в строительстве самого монастыря. На наиболее крутых участках склона, занято монастырскими постройками, были деревянные или каменные лестницы.

Колодцы - одна из местных достопримечательностей. Их насчитывалось около 30. Они представляют собой деревянные срубы, шириной 1-2 м. Глубина - от 5 до 9 м. До настоящего времени хорошо сохранились 3 колодца, а остальные затянуло травой. Уровень воды в сохранившихся колодцах поднялся до краев.

Основная часть построек была сосредоточена вокруг храма. Близко около храма находились 3 больших здания.

Второй храм находился в 100 м от центрального. Между собой соединялись аллеей из елей. Русло ручья, который протекает из центральной части монастыря, обустроено каменными вкладками. В его русле находят две дамбы. Они выложены из камня в форме выпуклых стен. Длина первой -14 м, высота до 1,5 м. Ниже по течению расположена вторая длиной 10 м, высотой 1 м. Толщина стен превышает 0,5 м.

Возле северной стены главного храма сохранились остатки двух склепов. Рядом с ними каменные надгробья, выполненные в виде прямоугольных плит. Одна плита сохранилась только частично: фрагмент с надписью утрачен. На второй плите различима выбитая надпись, по которой можно установить, что захоронение относится ко второй половине 19 в. По сведениям местного населения, еще до начала 70-х годов 20 в. вокруг склепов сохранилось ограждение, выполненное из металлических цепей.

Игумен Варлаам - вложенные труды для создания Урлукского монастыря.

Обломок чугунного надгробия с могилы настоятеля монастыря Игумена Варлаама находится в школьном музее села Урлук. Местоположение его захоронения сейчас уже известно. Земля, в которой лежал Варлаам, была влажная, гроб весь истлел и рассыпался, но игуменский крест на груди святого сохранился, как новый. Мощи святого были переложены в заранее заготовленную раку и привезены в Читу. Они выставлены для почитания в свято-Воскресенском храме. Праздничные службы в дни поминовения святого Варлаама в Чите совершаются 5 февраля, в день его кончины (1846 г. - умер), и 21 августа - в день обретения мощей.

Чикойский монастырь был широко известен в конце 19 нач. 20 в. история монастыря берет свое начало с появления в этих местах Василия Надежина. Он удалился в эти глухие места в 1820 г., установил крести срубил себе келью. Весть об удивительном пустыннике разнеслась по Чикою. Уже в 1828 г. здесь возводится часовня, а рядом строится еще несколько келий.

Остатки келий и часовни не сохранились до настоящего времени. В 1931 г. часовня преобразуется в церковь. Ниже по склону возводится двухэтажный настоятельский корпус. Перед монастырем была поставлена задача «обращать в православную веру бурят...» В 1839 г. при монастыре открылось училище, где обучали грамоте детей, также обучали их молитвам, воспитывали в духе православия. Впервые дети крестьян получили возможность овладеть грамотой. Обучением занимался сам настоятель, отец Варлаам. Под его руководством в селениях на реке Чикой было создано более 10 единоверческих церквей.

Второй храм на территории монастыря был заложен в 1836 г., строительство которого было завешено в 1841 году. К этому времени Чикойский горный скит переведен в разряд заштатных монастырей, иеромонах Варлаам произведен в сан игумена Чикойского Иоанна Предтеченского мужского заштатного монастыря. Официальная православная церковь высоко оценивала деятельность монастыря и его настоятеля. Варлаама стали называть «Подвижником Чикойских гор», церковью он был причислен к лику святых.

В это же время возводится еще два больших строения: дом для странноприемницы и корпус для братии. Также можно предположить, что устройство дорог было проведено, примерно, в это же время, так как для возведения второго храма был использован привозной кирпич. Для его подвоза имеющаяся тропа не подходила. Возникла необходимость строительства дороги для конных повозок. Время прокладки дороги подтверждается и тем, что использовался такой же кирпич, как и для других сооружений этого периода.

Монахи разводили скот, завели пашни, разбили огород. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований богатых кяхтинских купцов. Например, проценты от банковского вклада в 50 000 ассигнациями купца первой гильдии Пахолкова ежегодно отчислялись монастырю.

В 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Монахи были переведены новоселенинский монастырь. Окончательно уничтожен в 30-е годы прошлого века. Поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы. Которые не успели забрать и спасти местные жители. Вывезли и сожгли на окраине леса

Святой Варлаам Чикойскии.

Осваивая новые Сибирские земли шли смеренные иноки. Они строили новые кельи, и часовни, учили христианским нормам жизни, боролись с сектантами. Которые бежали в эти земли. Где была еще нестабильна советская власть.

Одним из подвижников веры и благочестия являлся Варлаам, Чикойскии пустынник. Родился он в 1774 году Нижегородской губернии, Лукояновского уезда в селе Маресево. До монашества его имя было Василий. Родители его были крепостными П.И. Воронцова. В Маресеве Василий вступил в законный брак с Дарьей Алексеевой. Так как детей у них своих не было они брали на воспитание сирот.

Однажды Василий исчез из дома. Никому ничего не сообщив. Объявился он в 1811 г. в Киево-Печерской лавре. Но, не имея при себе документов, был отправлен в ссылку в Сибирь за бродяжничество. Из Иркутска, где он нашел себе прибежище у мощей Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре. Отправлен был на поселение за Байкал. В селе Малокударинское Урлукской волости. Было положено начало его трудам. Он старался приютиться около храмов. При всех храмах исполнял обязанности сторожа и другие послушания. И этим притягивал к себе любовь и уважение прихожан и других людей. И вот в 7 верстах от селения Урлук и в 3 верстах от селения Галдановки в глухой чаще леса он построил себе келью и поставил большой крест.

Варлаам очень много молитв и слез пролил. Окрестные жители все более и более проникались а нему доверием и уважением. Его трудами и усилиями было построено несколько церквей. Его труды были более прославлены тем, что он создал училище для детей.

В 1845 году Варлаам еще продолжал трудиться на пользу окрестным жителям. В январе 1846 г. - совершил миссионерское поселение по селениям Урлукской волости. С этой поездки он возвращался уже больным. 23 января старец Варлаам предал дух свой в руки Божьи. Тело его было предано земле против алтарского окна монастырского храма с южной стороны предела Божьей матери.

Всего старец Варлаам трудился в Чикойских горах около 25 лет и скончался на 71 году жизни. Окрестные жители до сих пор имеют веру к старцу. До революции и закрытия монастыря постоянно заказывались по нему панихиды. С закрытием и разорением монастыря память о нем не исчезла.

Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг , доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!