Такой какой падеж. О падежах: что такое падежи и почему они так называются

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.

Роль падежей

Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

Падежная система русского языка

В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:

Именительный, или Им. п.- мастер, дом - кто? что?

Родительный, или Р. п. - мастера, дома - кого? чего?

Дательный, или Д. п. - мастеру, дому - кому? чему?

Винительный, или В. п. - мастера, дом - кого? что?

Творительный, или Т. п. - мастером, домом - кем? чем?

Предложный, или П. п.- о мастере, о доме - о ком? о чем?

Все падежи, кроме именительного, имеют название "косвенные" и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.

Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.

Именительный падеж

Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.

Например: «Мальчик (падежный вопрос - кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.

А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.

Родительный падеж

Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.

Например:

  • «Ходит без тапочек (без чего?)».
  • «Суп из рыбы (из чего?)».
  • «Девочка шла от бабушки (от кого?)».

Дательный падеж

Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?

Например: «Дети скачут по коридору (по чему? - падежный вопрос; где? - смысловой)».

Очень важно различать эти потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.

Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.

Винительный падеж

С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.

Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:

«Мышь увидела мышь». - Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: - «Мышь увидела (кого? что?) мышь».

Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».

Творительный падеж

Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».

Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» - из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое - «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».

Предложный падеж

В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:

  • «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
  • «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
  • «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».

Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.

Другие падежи

Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.

  • Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня - Им.п., а Ань - звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
  • Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
  • Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» - о чем? и «в шкафу» - где?
  • Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».

Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.

Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.

Вконтакте

Одноклассники

В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.

Понятие склонения: склонение в русском языке

Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.

Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.

Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :

Название падежа Вопрос Предлоги Окончания 1 склонения Окончания 2 склонения Окончания 3 склонения Окончания множественного числа
Именительный кто? что? -а, -я -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный кого? чего? чей? чья? чьё? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный кому? чему? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный кого? что? в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е = И.п. -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный кем? чем? за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный о ком? о чём? в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.

В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:

  • прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
  • косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.

Значения косвенных падежей

Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).

Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.

Определение падежа имени существительного

Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:

Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.

→ Существительные: основные значения падежей

Основные значения падежей

Основные значения падежей имен существительных в русском языке; основные предлоги падежей.

Падеж – форма изменения слова при . В русском языке шесть падежей:

  • Именительный (И.). . . . кто?что?
  • Родительный (Р.). . . .. . кого?чего?
  • Дательный (Д.). . . . . . . . .кому?чему?
  • Винительный (В.). . . .. . кого?что?
  • Творительный (Т.) . .. . . . кем?чем?
  • Предложный (П.) .. . . . . о ком?о чём?
Именительный падеж - исходная форма имени существительного (а также всех других склоняемых частей речи).В этой форме существительные приводятся в словарях.В предложении именительный падеж обозначает подлежащее (мальчик читает; окно закрыто ) или именную часть сказуемого (мой товарищ - врач ; это была школа ) . Родительный падеж может зависеть от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, а также причастий и деепричастий.

Родительный падеж, зависимый от существительных, обозначает:
- принадлежность: комната сестры , книга товарища , стихотворение Пушкина ;
- определительные отношения: запах цветов , свет луны , центр го рода , лист книги , рука человека ;
- действующее лицо (после отглагольных существительных): выступление артиста (ср. артист выступает), приезд делега тов ;
- объект действия (после отглагольных существительных): решение задачи , чтение книги (ср. решать задачу, читать книгу);
- вещество, мера которого определяется: стакан воды , литр молока , килограмм сахару .

Родительный падеж употребляется после количественных числительных (два ученика, 5 тетрадей, 50 лет ), после слов, обозначающих неопределённое количество (много машин, мало сил, несколько метров, сколько человек и т. п.), и после прилагательных в сравнительной степени (выше дерева, белее снега ).
Родительный падеж, зависимый от глаголов, обозначает прямой объект при переходном глаголе с отрицанием: не сказа л правды , не получи л письма (ср. сказал правду, получил письмо - винительный падеж) - или предмет, на который действие направлено частично: налить воды , выпить молока (т. е. немного; ср. выпить молоко , т. е. всё); употребляется после глаголов «бояться» (собаки ), «добиваться» (цели ), «избегать» (простуды ), «лишаться» (надежды ) и т. п., а также в безличных предложениях после глаголов «не было», «не будет» и после слова «нет»: не было (нет) бумаги, не будет времени.
Родительный падеж употребляется для обозначения даты, когда указывается точное число: он вернулся десятого мая, она родилась пе рвого сентября тысяча девятьсот сорокового года (ср. предложный падеж).

Дательный падеж , зависимый от глаголов и некоторых, преимущественно отглагольных, существительных, обозначает косвенный объект действия: верить людям , помогать товарищу , писать брату (ср. писать письмо - прямой объект). При предикативных наречиях и глаголах в безличном предложении дательный падеж указывает на логический субъект действия: мне грустно, ему не спалось (т. е. он не мог спать).

Винительный падеж (без предлога) употребляется для обозначения прямого дополнения (прямого объекта) после переходных глаголов: вижу де рево , пишу письмо , встречаю товарища (ср. родительный падеж).

Творительный падеж , зависимый от глаголов и некоторых существительных, обозначает:
- орудие действия: ударить (уда р) палкой , писать карандашом ;
- способ действия, сравнение, время, место: говорить гро мким голосом , петь соловьём (как соловей), прие хать ранней весной , идти лесом ;
- логический субъект в страдательном или безличном обороте: дом строится рабочими (ср. рабочие стро ят дом ), берёзу повалило ве тром (ср. ве тер повалил берёзу );
- часть составного сказуемого при глаголах «быть», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «являться» и т. п.: он был студентом , он стал инженером , мальчик становится взрослым ;
- употребляется после глаголов «владеть» (до мом ), «руководить» (группой ), «управлять» (производством ), «заниматься» (чте нием ) и др.

Предлоги русских падежей:

Родительный, дательный, винительный, творительный падежи могут употребляться с предлогами; наиболее употребительные предлоги :
- с родительным падежом - «без», «для», «до», «из», «из-за», «от», «с», «у»,
- с дательным падежом - «к», «по»,
- с винительным падежом - «в», «за», «на», «под», «про», «через»,
- с творительным падежом - «за», «над», «под», «перед», «с».
Предложный падеж выступает после глаголов и некоторых существительных, употребляется только с предлогами и обозначает:
- предмет речи, мысли и т. п. (с предлогом «о», «об», «обо»): говорить (разгово р) о литературе, думать о дела х, узнать об отъезде ;
- место, время (с предлогами «в»,«на», «при»): учиться (учёба) в институте, быть на севере, жить при школе (ср. сад при шко ле ), в прошлом году, на этой неделе .

Предложный падеж употребляется для указания даты , когда обозначается лишь год, но не указывается
месяц и число (ср. родительный падеж): Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году .
Если указывается месяц и год, но не указывается число, для обозначения месяца употребляется предложный падеж, а название года ставится в родительном падеже: ...в мае тысяча девятьсот семидесятого .

  • Перейти к разделу: Существительные: ← Падежи →

Большинство людей уже позабывало то, что проходило в школе, и сегодня с трудом вспоминает, что же называется падежами, и для чего они предназначены. Однако иногда возникает вопрос о том, какой падеж как называется, и почему ему присвоено именно такое наименование. Такая мысль может поселиться очень глубоко, став навязчивой, и не исчезнуть, пока вы не вспомните, почему какой-либо из падежей получил свое имя. И сегодня мы разберемся в данном вопросе.

Что такое падежи

Для начала, если вы забыли, мы напомним о том, что же вообще такое падежи, с какой целью они присутствуют в нашей речи и грамматике.

Падежи являются категорией частей речи, которая позволяет придать словам какую-либо семантическую либо синтаксическую роль. Именно за счет падежей мы понимаем, что в конкретном контексте может означать та или иная фраза, склоняя части речи, согласно существующим падежам.

Существует шесть падежей, которые, несмотря на прошедшие годы с момента окончания школы, пожалуй, и по сей день помнит большинство людей. Это:

  • Именительный;
  • Родительный;
  • Дательный;
  • Винительный;
  • Творительный;
  • Предложный.

Почему падежи так называются

Ниже мы предлагаем коротко уделить внимание всем существующим падежам и дать ответ на вопрос о том, почему они получили свои названия.

Для того чтобы запомнить, к какому падежу относятся те или иные слова, важно запомнить основные вопросы, на которые они отвечают. К примеру, чтобы дать ответ на вопрос, почему предложный падеж так называется, необходимо понимать, что слова, склоненные в данный падеж, отвечают на вопросы «О ком?», «О чем?» и т.д. То есть, например, «о родителях», «о компьютерах» и т.д. Получил свое название данный падеж по причине того, что слова, склоняемые в него, можно подставить к фразе «Предложение». То есть, например: «Предложение о родителях», ведь предложения могут быть о ком-либо, или о чем-либо.

Аналогичным образом присваивались названия и другим падежам в русском языке. И отследить последовательность можно очень легко. К примеру, слова, склоненные в винительный падеж, происходящий от слова «Винить», отвечают на вопросы «Кого?» и «Что?», ведь винить можно или кого-либо, или что-либо.

Аналогичным образом формируются вопросы и при склонении в другие падежи, не рассмотренные нами выше:

  • Именительный: «Кто?» и «Что?»;
  • Родительный: «Кого?» «Чего?»;
  • Дательный: «Кому?» и «Чему?»;
  • Творительный: «Кем?» и «Чем?».