Сочинение на тему: Воспитание в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев. Сочинение на тему: Совесть в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев Конь с розовой гривой проблема воспитания

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» - честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема , которую мы составим в процессе анализа произведения .

3. Запишите тему урока . На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

Что является завязкой рассказа?

Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы .(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»).

Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой...» ? (Битая посуда - признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? (Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. (Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.)

Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.) Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

Как на это отвечает Витя ? Найдите в тексте. (с.106)

Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме сверху «Раскаяние, признание вины».

- Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу . Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание . Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)


>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой

Воспитание

Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева - тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Писатель рано осиротел и рос с бабушкой и дедушкой в нелегкие для страны времена. Действие рассказа «Конь с розовой гривой» происходят как раз до начала Великой Отечественной войны в сибирской глубинке.

Повествование ведется от лица мальчика семи лет, который мечтает о «прянике конем», чтобы похвастать им перед другими деревенскими ребятами. День, который описан героем, имел большое значение в его последующем взрослении и в определении смысла истиной любви. Бабушка ему обещала купить его любимый пряник на деньги, вырученные от продажи земляники. Соответственно, ему нужно было насобирать лукошко спелой ягоды. В лес он отправился с соседскими ребятами - детьми дяди Левонтия и тетки Васёны, хотя бабушка их особо не жаловала.

Семья Левонтия жила бедно, от зарплаты до зарплаты, а получив какую-то сумму на руки, начинала раздавать долги. Оттого ребята росли впроголодь, и­ даже мылись у соседей, потому что вокруг их избы никаких удобств не было. Во время похода в лес, пока они собирали землянику, завязалась драка и вся ягода рассыпалась на землю. Старший заметил, что пока он собирает ее в посудину, остальные кладут ее в рот. В итоге левонтьевские ребята съели рассыпавшуюся ягоду и остались ни с чем. А мальчика «на слабо» тоже заставили съесть все, что он собрал. Потом они все вместе пошли на речку.

Домой вернулись к вечеру. Мальчик по подсказке Саньки набил свой туесок доверху травой и прикрыл несколькими ягодами так, чтобы бабушка не заметила обмана. Сам он очень мучился оттого, что приходиться врать. Вдобавок ко всему, его соучастники стали вымогать калачи за молчание. За ночь он все обдумал и решил признаться во всем бабушке, но наутро ее не застал. Она уже взяла корзину и поехала в город. Мальчик места себе не находил. Он понимал, что она сильно разозлиться, обнаружив обман. Вскоре бабушка вернулась. Завидев ее в лодке, грозящую ему кулаком, он сбежал.

В тот день он вспоминал, как его мать утонула, когда однажды вот так же возвращалась в груженой лодке из города. Вспомнил, как бабушка мучилась, пока река не отпустила маму. От этого ему стало еще более совестно перед самым дорогим для него человеком. На следующее утро приехал дедушка и велел просить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив его, она все-таки простила и «коня с розовой гривой» все же привезла. Этот пряник запомнился главному герою на всю жизнь. Потому что это был не просто кусочек лакомства, а символ бескрайней бабушкиной любви.

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» - воспоминания писателя о детстве, переданные при помощи художественного слова. Кажется, что взрослый человек наблюдает за собой со стороны. Он не просто рассказывает о поступках сорванца-мальчишки, но и анализирует их, подталкивая читателя к серьезным выводам. Школьники изучают «Коня с розовой гривой» в 6 классе. Предлагаем краткий анализ произведения, который поможет качественно подготовиться не только к урокам, но и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1963.

История создания - Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.

Тема - В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.

Композиция - Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нем отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.

Самым близким после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Ее соседом был дядя Левонтий - глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в веселые истории. Одна из них отобразилась в рассказе.

Год написания произведения - 1963. На самом деле, «Конь с розовой гривой» - часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».

Тема

В «Конь с розовой гривой» анализ стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.

Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения .

Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник - коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.

Бабушка и внук Витя - главные герои произведения . Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы - дед и мать Витьки.

Центральное событие сюжета - сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть - рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.

Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.

Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату» , но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения - ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь - символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.

В произведении раскрываются такие моральные проблемы : отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.

Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.

Основная мысль произведения : нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.

Композиция

Характеристика композиции - обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.

Начинается рассказ завязкой - просьба бабушки. Далее следует экспозиция - знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий - сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация - переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка - бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение - часть повести.

Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения В. Астафьева - рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 530.

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.

Подлость

Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок. Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи. Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.

Совесть

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Прощение

Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой. Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком. Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.

>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой

Совесть

В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство - это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было. Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.