Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности

Под формированием личности подразумевают процесс развития человека как в зависимости от целенаправленных воздействий, так и различных воздействий окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая воздействий на человека часто обозначается термином "интенциональное воспитание", вторая - "функциональное воспитание".

Педагогическая технология - совокупность форм, методов, способов, приемов учебных и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых педагогических для психолого-педагогических установок.


2. Образование

Образованием называется процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общую и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания , умение и навыки , которые необходимы ей для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или выше. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.


3. Обучение

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение - процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, таким, включающий как связанные части целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - обучение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество , условия его существования (философия , этика , эстетика , психология , политэкономия , социология , история , анатомия , физиология , медицина и др.)., и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в частности математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.


4. Структура педагогики и система педагогических дисциплин

В педагогике существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной деятельности учащихся составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности всех организационно-педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководством их деятельностью, занимается школознавство.

В целях конкретизации научно-исследовательской работы в области педагогики и углубленного профессионального изучения педагогики как учебного предмета возникает потребность в выделении специфических особенностей воспитания и обучения отдельных возрастных или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных или высших учебных заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно говорят о П. дошкольное, школьное, вузовское и т.д. и рассматривают вопросы организации и методов воспитания и обучения данного контингента учащихся с учетом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.

К собственно педагогики примыкают методики преподавания отдельных учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабобачучих - тифлопедагогика, с недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями речи - логопедия), история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи.


5. Основные этапы развития педагогики как науки

Первые попытки осмысления практики воспитания с учетом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачи, содержание и средства воспитания (конечно, только для свободнорожденных) занимали видное место в произведениях Демокрита , Платона , Аристотеля и др.. древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а были компонентами философских систем или проектов организации общества. Для дальнейшего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др.. В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана ?О воспитании оратора" появилась по сути первым специальным трудом, где был обобщен опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учета индивидуальных особенностей детей.

Педагогические воззрения европейских народов в эпоху Средневековья испытали сильное влияние христианства, стало господствующей религией феодального общества в Европе: все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в других регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеологии (ислам, буддизм).

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 века), отразились и на педагогических убеждениях. В разных по жанру произведениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор , Т. Кампанелла , Эразм Роттердамский , Франсуа Рабле , Мишель Монтень и других) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений научных знаний, бурно развивались в тот период.

История педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связана с именем чешского мыслителя Я. А. Каменского, который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В "Великой дидактике" Каменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Каменский оказался основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей которого ("Пампедией") полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т. д.

Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 века в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение феодальная клерикально концепция воспитания, с другой - начинает складываться новое, буржуазное трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки ее к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Джона Локка , выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и утилитаристского подхода, явившийся родоначальником, к образованию и обучению. Важное значение имела борьба Локка против теории врожденных идей.

В 18 веке теоретическая разработка вопросов воспитания осуществлялась, главным образом, в рамках Просвещения. Опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители (К. А. Гельвецiй, Д. Дидро, Руссо и др.) развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Французскими материалистами обосновывалась и популяризировалась идея реального образования , которая должна была вытеснить так называемую схоластическую образованность. Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в 18 веке внес Ж.. Ж. Руссо , что явился основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на разных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения. Влияние идей Руссо прослеживается в демократических проектах реформы народного образования во Франции в период революции 1789-1793, в деятельности немецких филантропистив (И. Б. Базедов, Х. Р. Зальцман, И. Г. Кампе и др..), Создавших оригинальные педагогические учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической разработке Педагогике.

Педагогическая мысль 18-19 веке испытала воздействие ряда положений немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). В разработке же собственно педагогической проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоццi, который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мнения Песталоццi, касающиеся развития ребенка в процессе обучения и воспитания, вопросам трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счету, географии и др.., Явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 века Песталоццi был первым теоретиком народной школы.

Разработка теоретических проблем советской педагогики, связанных с выяснением взаимоотношений с другими науками, с определением ее предмета, задач и методов и т.п., вызвала необходимость критического пересмотра педагогических концепций и теорий прошлого.

Уже в 20-е годы Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), научной педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Институт научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Институт политехнического образования (в 1937 преобразован в Институт средней школы). В 1938 все научно-исследовательские институты педагогического профиля были объединены в Институт школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й половине 20-х годов педагогические научно-исследовательские учреждения были открыты в Украине (1926), Белоруссии (1928), Грузии (1929), Азербайджане (1931), в 40-50-е годы - в др.. союзных республиках. В 1943 с целью консолидации научно-исследовательские работы в области педагогики установлена Академия педагогических наук РСФСР , преобразованный в 1966 в Академию педагогических наук СССР.

Становление и развитие советской педагогики связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский , И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Е. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. З. Смирнов, Ф. Ф. Королев. Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров, М. М. Мехты-заде, А. А. Курбанов, С. Х. Чавдаров, А. Е. Измайлов, С. Р. Раджабов (история педагогики) и др.. За годы Советской власти подготовлены научные издания педагогических сочинений многих выдающихся мыслителей прошлого, внесших вклад в создание фундамента педагогической науки (Коменского , Дистервега, Локка , Песталоцци , Гербарта, Фурье , Оуэна , Белинского , Герцена , Чернышевского , Добролюбова , Писарева, Ушинского , Лесгафта и др..). Вместе с тем критическому анализу были подвергнуты основные течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм , экспериментальная педагогика и др..).

Обобщению и систематизации достижений советской педагогики способствовала подготовка учебников и учебных пособий по педагогике и истории, а также подготовка справочно-энциклопедических изданий ("Педагогическая энциклопедия", т. 1-3, 1927-29, "Педагогический словарь", т. 1-2 , 1960; "Педагогическая энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).

Отыскания оптимальных путей формирования всесторонне и гармонично развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в марксистской педагогической науке. Педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приведение его в соответствие с потребностями социалистической экономики , культуры и науки . Для эпохи научно-технической революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, вызывает расширение объема научного образования, которую должна давать школа при случае, почти не меняется, ее самой и учащихся (продолжительность срока обучения, длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т.д.). Педагогика разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний относительно потребностей общего образования, усиление его системности и теоретической, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе и т.д..

Направление исследований в области организации учебной работы связан с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями . В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классической формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на совершенствование средств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в педагогике является разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодежи, с формированием у нее коммунистического мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, действенные педагогические средства, обеспечивающие выработку у молодежи единства коммунистического сознания и поведения). Дальнейший прогресс педагогике как науки в значительной степени зависит от разработки теоретических проблем, связанных с уточнением ее предмета, категорий, терминологического аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с др.. науками.

Большую актуальность имеют также педагогические исследования, посвященные истории отдельных педагогических проблем и их решений, генезису различных педагогических концепций, теорий, методов, понятий и т. д. Такой подход превращает историю педагогики на настоящую историю науки о воспитании, добавляет историко-педагогическим исследованием прогностическую значимость.

В других социалистических странах разработке проблем педагогики также уделяется большое внимание; созданы педагогические научно-исследовательские институты (в ГДР - Академия педагогических наук). В европейских социалистических странах сформировалось поколение педагогов-марксистов, которые вносят существенный вклад в разработку теории и практики коммунистического воспитания (Р. Нойнер , К. Х. Гюнтер, Е. Дрефенштедт, Х. Штольц, Г. Франкевич и др.. - ГДР; М. Ципро, Б. Куял, С. Маржан, Э. Страчар, Р. Павлович , О. Павлик, Л. Бакош и др. - Чехословакия; В. Оконь, И. Куписевич, К. Сосницкий и др. - Польша; Н. Чакаров, Д. Цветков, Ж. Атанасов и другие - Болгария, И. Сарка, Ш. Надь, Е. Фельд и др. - Венгрия и т. д.). (Рус.)


8. Попытки реконструкции праславянских педагогических представлений

В начале 21 века появился ряд публикаций, исследующих праславянские педагогические представления. Учитывая закрытость данной тематике во времена СССР, эти работы пока немногочисленные и требуют дальнейших глубоких исследований. О.Лук Лукьяненко ввел понятие Родоцентричнои педагогики как педагогической системы древней (ведической) Руси.

См.. также

Литература

  • Лукьяненко А.В. Родоцентрична педагогика: историко-теоретические исследования

В конце XIX – начале XX века со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Это привело к тому, что появилось большое количество различных реформаторских педагогических течений. Все педагоги-реформаторы были единодушны в требовании того, что школа не только должна сообщать знания, сколько заботиться об общем развитии детей, о выработке у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. Большинство педагогов, искавших пути реформы школы, относились к сторонникам сочетания умственного труда с ручным, требовали учитывать в процессе воспитания и обучения возрастные и индивидуальные особенности детей.

К числу педагогов-реформаторов относится немецкий педагог Георг Кершенштейнер – один из теоретиков «гражданского воспитания». Главным средством воспитания Г. Кершенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую книжную школу. По его мнению, большую роль в учебных планах школ должны занимать математика, естествознание, рисование и уроки труда. Любая школа должна быть оборудована специальными мастерскими, иметь школьный сад и школьную кухню, где учащиеся могли отрабатывать практические трудовые навыки. Наиболее результативными Г. Кершенштейнер считал активные методы обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Таким образом, Г. Кершенштейнер тесно связывал гражданское воспитание с приучением ребенка к добросовестной работе на благо государства. В своей статье «Школа будущего – школа работы» он писал: «Нам нужны школьные мастерские, чтобы воспитать людей, которые понимали бы цель и благо государственного союза и посвящали бы себя ему на службу. Нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истине».

Реформаторские идеи Г. Кершенштейнера дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества.

Другим направлением реформаторской педагогики стала экспериментальная педагогика, основателем которой стал Эрнст Мейман, немецкий педагог и психолог.

Основная цель экспериментальной педагогики, по Мейману, – дать общей педагогике эмпирическое основание.

Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок), психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.), дидактические приемы, школьная организация. Методами экспериментальной педагогики он считал не только непосредственный эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.), Эти методы до сих пор считаются основными методами научно-педагогического исследования. Высказанные Э. Мейманом идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков также сохраняют свою актуальность.

Последователем Э.Меймана в области экспериментальной педагогики стал другой немецкий педагог Вильгельм Лай решающее значение в педагогической практике придавал организации действия. Именно действие ученика совместно со сверстниками составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся.

С помощью дидактического эксперимента он стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Особое значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию.

Лай считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность и оказать влияние на методику преподавания отдельных школьных предметов: естествознания, математики, рисования и др.

К числу педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX вв. относят и американского педагога Дж. Дьюи, который считается автором «прагматической педагогики».

Цель теории воспитания Дьюи – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для личного опыта учащихся. В методике Д. Дьюи большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность. Роль учителя сводилась, в основном, к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

Педагогическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг. Это влияние выразилось в создании комплексных программ, в которых учебный материал группируется вокруг «целостных областей жизни», связанных с детскими интересами и в методах проектов.

Сегодня идеи Дьюи изучаются в связи с идеями комплексного, интегрированного обучения, повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Представьте сравнительный анализ дидактических идей развивающего и воспитывающего обучения в трудах А. Дистервега, И. Гербарта, И.Г. Песталоцци.

2. Назовите основные признаки теории и практики эпохи Просвещения.

3. Выделить основные черты реформаторской педагогики.

1. Баранов С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 260 с.

2. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

3. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике. // Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001.– 345

7. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1998. – 174 с.

8. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: история и современность../ А. Н. Джуринский - М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

10. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

11. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

12. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

13. Очерки истории школы и педагогики., Ч. 2., – М., 1989.

14. Пискунов А. И. «История педагогики» / часть 2 М. ,1997 с. 33-39

15. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 304 с.— ISBN 5-7695-0793-4.В книге освещены основные разделы курса "Педагогика и психология высшего образования", который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Учебное пособие может быть интересно и полезно также аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам.Содержание:
Основные задачи курса "Педагогика и психология высшего образования".
О предмете педагогики.
Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия.
О предмете психологии высшего образования.
Краткая история и современное состояние высшего образования в России.
Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.).
Первые высшие учебные заведения в России.
Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв.
Система высшего образования в советский период.
Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами.
Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны.
Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.
Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны.
Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе.
Общие понятия о деятельности.
Деятельность как философская категория.
Психологическая структура деятельности и "деятельностная" трактовка психики.
Составляющие сознания.
Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.
Функциональная структура познавательных процессов и понятие "образ мира".
Учение как деятельность.
Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.
Общие положения.
Этапы формирования умственных действий и понятий.
Типы ориентировочной основы действия или типы учения.
Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе.
Психология личности и проблема воспитания в высшей школе.
Что такое личность?
Вводные замечания.
Личность как психологическая категория.
Личность и деятельность.
Личность, индивид, индивидуальность.
Строение личности.
Вводные замечания.
Потребности и мотивы.
Эмоциональная сфера личности.
Воля.
Темперамент.
Характер.
Способности.
Развитие личности.
Вводные замечания.
Движущие силы, условия и механизмы развития личности.
Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.
Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
Вводные замечания.
Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.
Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.
Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.
Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе.
Цели и содержание обучения.
Организационные формы обучения в вузе.
Классификация методов обучения и воспитания.
Активные методы обучения.
Технические средства и компьютерные системы обучения.
Общие положения.
Технические средства предъявления информации (ТСПИ).
Технические средства контроля.
Технические средства управления обучением (ТСУО).
Вспомогательные компьютерные учебные средства.
Интернет в обучении.
Некоторые практические советы преподавателю по использованию технических средств в учебном процессе.
Психодиагностика в высшей школе.
Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии.
Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики.
Психодиагностика как психологическое тестирование.
Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы.
Психодиагностика как специальный психологический метод.
Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений.
Классификация психодиагностических методов.
Номотетический и идеографический подходы.
Типы психологических показателей.
Тесты интеллекта.
Тесты способностей.
Тесты достижений.
Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе.
Личностные тесты.
Проективные техники.
Анкеты и опросники.
Психофизиологические методы.
Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе.
Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.
Компьютеризация психодиагностических методик.
Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства.
Вводные замечания.
Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Структура педагогических способностей.
Установки преподавателя и стили педагогического общения.
Психологическая служба вуза.
Заключение.
Литература.

Наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского . К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Другие определения

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание : как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование .

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека , в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Структура педагогики

Педагогика содержит разделы:

  • общие основы педагогики,
  • дидактика (теория обучения),
  • теория воспитания,
  • дошкольная педагогика,
  • школоведение,
  • педагогика высшей школы,
  • история педагогики,
  • профессиональная педагогика,
  • религиозная педагогика,
  • сравнительная педагогика,
  • военная педагогика,
  • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

Публикации

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
  • Болдырев Н. И. , Гончаров Н. К. , Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  • Гавров С.Н. ,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . - 2008. - № 5. - С. 21-29.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007.- 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0025-7 . (Сборник включает в себя работы "Как любить ребёнка" (первый раздел её напечатан с сокращениями) и "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых".)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». - 1997. - № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
  • Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А.С.Макаренко с разр. автора), предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г. [неавторитетный источник? ]
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 1983. - 608 с.
  • В. А. Сластёнин , И. Ф. Исаев , А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. - 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
  • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. Литературная газета, 25 марта 1987 г.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. - 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
  • Морозов В. И. - Педагогика - «Просвещение»
  • Педагогика О. Газмана и В. Матвеева. Газета «Первое сентября», № 52/2000
  • Юркевич П. Д. Сокральная педагогика сердца . - Луганск: ЛГПУ, 2000. - С. 70.
  • Юркевич П. Д. О христианстве и воспитании . - Луганск: ЛГПУ, 2005. - С. 100.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда . Критический взгляд на современную педагогику.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Сандхи
  • Лексическая лакуна

Смотреть что такое "Педагогика" в других словарях:

    ПЕДАГОГИКА - (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    педагогика - – наука о воспитании детей. <...> Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского

  • Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.
  • Пенитенциарная педагогика (педагогика исправительно-трудовых учреждений) – занимается вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей.
  • Превентивная педагогика – педагогика ненасилия, изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи.
  • Возрастная педагогика – занимается вопросами воспитания и обучения людей разных возрастных групп.
  • Специальная педагогика – занимается проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями (тифлопедагогика – обучение и воспитание слабовидящих и слепых; сурдопедагогика – обучение и воспитание детей с дефектами слуха; олигофренопедагогика – работа с умственно отсталыми; логопедия – педагогика постановки речи).
  • Этнопедагогика (народная педагогика) – занимается традиционными народными методами и приемами обучения и воспитания.
  • Религиозная педагогика – рассматривает вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в религиозных традициях (христианство, ислам, иудаизм и т.д.).

Дука Н.А. Введение в педагогику

В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в относительно самостоятельные отрасли знания.

Школоведение - система знаний об организации школьного дела и управления им. Теорию образования детей с физическими недостатками называют коррекционной педагогикой . История педагогики позволяет заново осмыслить, глубже понять закономерности историко-педагогических процессов.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Педагогика зарождалась и складывалась как социальная наука. Она находится в системе гуманитарных знаний и продолжает развиваться в соответствии с другими гуманитарными науками. Прежде всего - с философией, этикой, эстетикой, психологией.Поскольку человек неотделим от природы и развитие его (физическое и психическое) представляет собой процесс социально-биологический, то состояние педагогики во многом зависит от уровня развития естественнонаучных знаний (биологии, физиологии, генетики). Например, теория физического воспитания опирается на анатомию и физиологию человека, коррекционная педагогика - на педиатрию и психиатрию.



Для современной педагогики характерно укрепление связей с антропологией (наукой о происхождении и эволюции человека), социологией и психологией. Соотношение между педагогикой и другими науками сложны, относительны и подвижны. Психология не ограничивается изучением только психики человека. Изучается психология социальных масс, групп, коллективов и проч. Педагогика же признает что воспитание должно строиться на основе изучения объективных закономерностей жизни и развития детей в различных социально-исторических условиях.

Для современной педагогики характерны комплексные исследования, которые сочетают социологический, психологический и собственно педагогический анализ того или иного явления.Если на процесс воспитания в широком его смысле посмотреть более детально, то можно выделить более мелкие отрасли педагогического знания.Например, антропология изучает человека (того, кто передает и кому передается опыт), педагогическая культурология изучает саму человеческую культуру (то, что передаетсяв процессе воспитания). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука о человеческихценностях.

Многоаспектность педагогики свидетельствует о широком спектре вопросов и задач, решаемых педагогикой как наукой. В этой связи немаловажным будет также определение функций педагогики, реализация которых объединяет все рассмотренные отрасли в единую систему.

Задание 5. Проведите сравнительный анализ функций педагогики, используя информационный материал к данному заданию. Сравнительный анализ функций педагогики представьте в виде графического изображения (схема, кластер и т.д.)

Цель: Выполнив это задание, Вы научитесь определять и различать функции педагогики, понимать взаимосвязь и специфику их отражения в образовательной системе школы.

Рекомендации по выполнению задания : рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание на взаимосвязь и специфику функций педагогики как науки. Составьте схему или кластер (графическое изображение) с целью отражения функций педагогики в их взаимосвязи, в схеме кратко укажите сущность каждой функции.

Требования к отчету по данному заданию : оформление графического изображения функций педагогики.

Критерии оценки задания:

Отражение в графическом изображении взаимосвязи функций,

Наглядность и четкость графического изображения,

Культура оформления схемы, кластера,

Оригинальность, творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов : Задание 2 выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде графического изображения, обсуждается в группе.