Сколько выпускников вузов работают по специальности статистика. Успешный переход

Этим летом миллион выпускников вузов, защитив дипломы, вышли на рынок труда. Как примет их отечественная экономика? Опросы показывают: трудоустройство выпускника вуза — головная боль для семьи и полагаться в ответственном деле приходится не на диплом, а в основном на связи и знакомства. Официальная статистика подтверждает: большинство молодых специалистов испытывают трудности с поиском работы. По данным Минобра, например, каждый четвертый выпускник вуза не трудоустроен, а тех, кому посчастливится найти работу, начальство старается вытолкнуть во фриланс, чтобы не платить налоги и пенсионные отчисления. Но и это еще не все: ведомственная отчетность не включает тех, кто прошел обучение на платной основе. А значит, безработных молодых специалистов на самом деле еще больше, и при всех разговорах о дефиците кадров родной экономике они просто не нужны. "Огонек" попытался разобраться в проблеме.

В 2016 году Росстат проводил выборочное наблюдение трудоустройства выпускников образовательных организаций. Вот его подсчеты: 139,6 тысячи молодых людей в возрасте 20-24 года (то есть только что окончившие вузы) не имеют работы. И получается, что безработица среди выпускников вузов 2015 года в 5 раз больше, чем в целом по стране (5 процентов). Есть и еще одна цифра: среди выпускников от 25 до 29 лет (то есть предыдущие выпуски) Росстат насчитал 152,1 тысячи безработных. Проблема, стало быть, не только со "свежим притоком", но и с тем, что до него — две выпускные "волны" дают в общем зачете 291,7 тысячи молодых людей с дипломами и без работы.

Между тем наблюдение, как указывает Росстат, "выборочное". Стоит ли этим данным доверять? Эксперты утверждают: стоит, поскольку они коррелируются с другими.

Это можно признать одним из парадоксов нынешней ситуации: выпускники, учившиеся на платных местах, оказываются в самом невыгодном положении. За этих студентов родители годами платили университетам немалые деньги (до 500 тысяч рублей в год), но их судьбы никого не интересуют, их нигде не учитывают, о них и вузы, и министерство забывают, как только подписывают им дипломы. Хотя высокие зарплаты преподавателей — это ведь как раз из дополнительных доходов от студентов "на договорной основе", и вузы должны бы их на руках носить: платники дают денег не меньше, чем бюджет...

— На российском рынке труда нарастает конфликт между выпускниками и работодателями,— считает Елена Авраамова, заведующая лабораторией исследования социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.— Работодатели при первом трудоустройстве значительно занижают оплату труда. Поэтому среди молодежи велика текучка, мало кто остается на одном месте три года и больше. В кризис же работодатели сразу предлагают молодым неформальную занятость, я бы сказала, просто выталкивают их во фриланс, на срочные договора, а то и вообще без договора, оплачивая налом подработку, без соцпакета, без страховых и пенсионных взносов.

Фактически многие ребята начинают профессиональную жизнь с заведомо худших условий, за рамками нормальных трудовых отношений. Опросы показывают: трудоустройство молодого специалиста — это большая проблема для семьи. А главным в поиске работы становятся нужные связи и знакомства. Елена Авраамова подтверждает: "Сегодня в России самый важный фактор при первом трудоустройстве — это полезные связи соискателя. Да, диплом важен, но на первом месте — знакомство. И не только при устройстве на "теплые" места — на любые: работодатель не любит брать молодого специалиста, если его не порекомендует кто-то из знакомых".

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, говорит, что на нашем рынке труда есть, по сути, "закрытые сектора, в которые случайным людям попасть крайне трудно". Прежде всего медицина: как правило, кто-то из родителей (или родственник из старшего поколения) выпускника медвуза в этой сфере работал. Далее — архитектура, творческие профессии: художники, артисты, музыканты. Очень специфичен нефтегазовый сектор. Скажем, Губкинский университет может похвалиться 80-процентным трудоустройством выпускников, но если не брать в расчет вахтовиков, то "чужие там не ходят". Похожая ситуация начинает складываться в строительной и металлообрабатывающей отраслях.

Состояние нашего рынка труда, считает Ирина Абанкина, тревожное. Он развивается совсем не по тем моделям, которые наработаны в развитых экономиках. Там стоимость труда определяет уровень образования, а не только опыт работника. Там выпускники, имеющие высокие оценки, получают лучшие предложения от работодателей. Там конкурентоспособность кадров зависит от постоянного повышения квалификации, от способности работника адаптироваться к новым требованиям.

У нас ничего этого нет — нашей экономикой такой тип работника не востребован. Хотя принцип "лучшие студенты выбирают лучшие места" когда-то действовал — в советской системе распределения выпускников: первыми на распределительную комиссию выходили отличники. Но старую систему отменили, а в новой имеем то, что имеем.

Николай М. в 2015 году окончил физфак МГУ по престижной современной специальности — "математическое моделирование и информатика" с высоким средним баллом. Месяца два отдыхал, потом начал устраиваться на работу. "Я хотел заниматься программированием,— говорит Николай,— и искал интересное дело. Ну и чтоб зарплата была 55-60 тысяч рублей". Для такой специальности это средний заработок. Коля — москвич. Три месяца хождений по собеседованиям результата не дали: на айтишников спрос большой, но работодателям нужен опыт работы, а не престижный диплом с хорошими оценками, на них, как правило, не обращают внимания. Сколько бы еще промаялся, неизвестно, но повезло: мамин знакомый предложил работу в своей фирме и по профилю — программирование интернет-сетей. Правда, через полтора года работу пришлось сменить.

Выпускнику истфака МГУ 2015 года Алексею К. повезло меньше: он говорит, что по специальности (то есть исторической наукой) из его выпуска смогли найти работу процентов десять, остальные — как сумели. Кто-то зарабатывает репетиторством, кто-то ушел в риэлторы, есть девушки, которые подались в модельный бизнес. Самого Алексея, москвича, родственники устроили на телевидение в крупном областном центре. И он считает, что это удача...

По данным Европейского статистического агентства (Евростат), в 2016 году в Евросоюзе уровень занятости молодежи 20-34 лет в течение трех лет с момента получения высшего образования составил 80,8%. Причем выпускники мужского пола трудоустраиваются легче — среди них уровень занятости составляет 83,3%, тогда как среди женщин — 78,8%. Самая высокая доля трудоустроенных выпускников в ЕС была зафиксирована на Мальте (96%), в Германии (92,6%) и Нидерландах (92,3%), самая низкая — в Греции (53,6%), Италии (57,7%) и Испании (70,7%).

По данным Евростата, в мае 2017 года в 28 странах Евросоюза насчитывалось 19,1 млн безработных (на 2,1 млн меньше, чем в мае 2016 года). Среди жителей ЕС младше 25 лет таковых нашлось 3,8 млн человек (на 585 тысяч меньше, чем годом ранее). Самая низкая доля безработной молодежи зафиксирована в Германии (6,7%), Нидерландах (9%) и Чехии (9,2%), в то время как самая высокая — в Греции (45,5%, данные за апрель), Испании (38,6%) и Италии (37%). Для сравнения, по данным ОЭСР, в Японии в 2016 году доля безработных среди жителей младше 25 лет равнялась 5,2%, в США — 10,4%, в Австралии — 12,7%, в Канаде — 13,1%.

Самыми неблагоприятными регионами для трудоустройства молодежи в 2016 году оказались Ближний Восток и Северная Африка. Там, по данным Всемирного банка, безработица среди граждан 15-24 лет в среднем составила 29,7%. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна оказалось в среднем по 16,9% безработных молодых людей, в Юго-Восточной Азии — по 10,5%. Среди стран-рекордсменов, в которых более половины молодежи — безработные, оказались Босния и Герцеговина (67,6%), Свазиленд (52,8%), ЮАР (52,3%), Французская Полинезия (50,8%) и Оман (50,8%).

Важнейшим направлением социальной политики является населения. Для полного представления о качестве обучения и выработки рекомендаций по улучшению образовательной системы создается статистика выпускников . На ее основе принимаются решения по социальной, и экономической политике государства.

О «Демографической яме»

В России разрабатывается комплекс мер по стабилизации численности . Достижение поставленных задач возможно только при учете всех неблагоприятных факторов. Чтобы процессы, связанные с игнорированием данных статистики не привели к социальным потрясениям, необходимо составлять грамотные прогнозы по изменению численности населения и длительности влияния на нее «Демографической ямы».

Трактовка такого влияния неоднозначна. Специалисты расходятся во мнениях о ее природе. Основной причиной возникновения «Демографической ямы» стала и послевоенный период. Число жителей РФ достигло довоенного уровня (1940 год – 110,1 млн. чел.).


Первое влияние «ямы» сказалось в 1966–1971 годы. Прирост населения снизился, но без критических показателей, благодаря проводимой тогда социальной политике. В период 1989–1993 показатель опять снизился, а вот дальше наступил провал. Дополнительную роль сыграл экономический фактор. До конца 2000 года показатель превышал количество рожденных почти на 1 млн. человек ежегодно.

Следующая стадия «Демографической ямы» пришлась на 2013–2017 гг. Однако уже наблюдался процесс затухания влияния военных потерь. На первое место вышли экономические причины. К ним относится:

  • рост трудовой конкуренции;
  • непостоянство ;
  • повышение жизни;
  • увеличение времени на получение образования.

Росстат опубликовал данные за первый квартал 2017 года. Из него видно, что рождаемость по стране упала на 10,1%. Самым вероятным прогнозом на период следующего пика «Демографической ямы» в 2036–2040 гг. становится вывод о практическом прекращении действия «Эха войны».

На основе вышеизложенного составляются среднесрочные прогнозы с погрешностью ±4% численности выпускников школ, что влияет на необходимость создания новых средне-специальных учебных заведений, и рабочих мест.

Статистика выпускники школ


Отметила снижение показателей за 12 последних лет практически вдвое. Детальнее с татистика выпускников школ по годам представлена на рисунке:

На графике хорошо видна «Демографическая яма». Система достигла дна в 2017 году. Статистика выпускников прогнозирует постепенный рост с 2018 года. К 2023 году показатель должен достичь того уровня, что был в 2010.

Постоянное уменьшение учеников сопровождалось закрытием школ. Особенно это заметно в сельской местности. В 1990 году в селах было 48,6 тыс. школ, а в городах 21,1 тыс. В 2016 год у показатели упали до 24,5 тыс. и 17,28 тыс. соответственно

Причина такого количества закрытий – снижение численности учащихся. Школы в селах стали укрупнять, обеспечивая транспортом для перевозки , что позволило повысить уровень образования. Еще одна причина – социально-экономические факторы обусловили отток самого трудоспособного населения в города.

В городах количество школ закрылось меньше. Отчасти благодаря притоку учеников из сельской местности. Но «Демографическая яма» сказалась и тут. При составлении рейтингов самых конкурентоспособных выпускников школ (Топ-50), оказалось, что это ученики регионов, где отсутствуют . На 1 месте оказался Югорский физико-математический лицей-интернат (ХМАО ).

Статистика по выпускникам удручает. По данным Генпрокуратуры 40% выпускников интернатов для сирот становятся алкоголиками и , еще 40% становятся . Статистика выпускников сиротских учреждений показывает, что только 10% удается адаптироваться и начать нормальную жизнь.

Статистика выпускников ВУЗов

С 1990 года наблюдался активный рост числа высших профессиональных образовательных заведений. До 2012 года их стало больше в два раза (1990 – 514, 2012 – 1046). Основной прирост был за счет негосударственных . Их стало больше на 437 шт. На 95 стало больше государственных.

Однако «Демографическая яма» развернула процесс в обратную сторону. Статистика выпускников школ сказалась на количестве лиц, окончивших высшие учебные заведения. Численность выпускников ВУЗов сократилась практически на 30%. За период с 2010 по 2015 год закрылось 184 ВУЗа.

Ориентируясь на количество выпускников, статистика предсказывала снижение численности профессорско-преподавательского состава и не ошиблась. Если в 2005 году преподавателей было 358,8 тыс. То в 2016 году их осталось всего 303,6 тыс.

Трудоустройство выпускников ВУЗов

Статистика выпускников показывает, что наличие диплома престижного ВУЗа не гарантирует молодому специалисту последующее трудоустройство. По данным Минобрнауки только 75% выпускников 2015 года нашли работу.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности отмечает 11 заведений, окончание которых позволяет легче найти работу. Все они вошли в список международного рейтинга QS 500 ВУЗов:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. МГИМО.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  5. Томский политехнический университет.
  6. МФТИ .
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
  10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Статистика трудоустройства выпускников вузов отмечает, что работодатели стараются занизить молодым специалистам при первичном трудоустройстве. Такой подход провоцирует текучку молодых кадров. В условиях кризиса частный бизнес привлекает молодых специалистов без официального трудоустройства.

Очень сильное влияние на трудоустройство выпускников оказывают связи. Статистика считает их основным фактором. Гораздо легче получить место по рекомендации, чем без нее. представлена в таблице.

Больше всего выпускники востребованы в строительстве, медицине и нефтяном секторе. Хуже всего обстоят дела у обладателей дипломов педагогов, социологов и истории. Подавляющее большинство из них работает в других сферах. Выпускники по специальности агрономия также не спешат уезжать в деревню.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности показывает, что 60% из них в течение пяти лет идут на переподготовку или на курсы повышения квалификации. Чтобы молодым специалистам было легче находить работу, необходимо привлекать к преподаванию руководящий состав профильных компаний. Это позволит подготавливать студентов к решению конкретных производственных задач.

Размер у выпускников вузов по статистике составляет в среднем по стране 22,7 тыс. руб. В Москве показатель не превышает 40 тыс. Исключением являются IT-специалисты.

Как дела у соседей

В Республике Казахстан действует программа развития образования и науки на 2016–2019 гг. Согласно ей 71% выпускников могут найти применение своим силам.

В 2017 году в Казахстане 136 тыс. детей окончили школу. Из них 20% получили образование на русском языке. В республике наблюдается отток выпускников школ в Россию для дальнейшего обучения. За 2015–2016 гг. четверть всех иностранных студентов в российских ВУЗах составляли выпускники из Казахстана (67727 чел.).

Республику Беларусь также не обошла стороной «Демографическая яма». Общая цифра окончивших лицеи, гимназии и школы в 2010 году составила 92,6 тыс. человек. В 2015 году показатель снизился до 56,6 тыс. В РБ наблюдается перекос с выпуском по специальностям . В 2016 году 42% выпускников (75 тыс.) получили диплом экономиста. Медиков всего 4,5 тыс., т. е. 6% от общего числа получивших диплом.

Еще один пример «Демографической ямы» образовался в Украине . В 2001 году там был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости. Соответственно 2018 год покажет антирекорд количества лиц, поступающих в ВУЗы. По предварительным расчетам их должно быть около 200 тыс.

Для украинских выпускников в российских ВУЗах на 2017–2018 гг. было зарезервировано 474 квоты. В дальнейшем планируется увеличение числа квот. Как видно, «Демографическая яма» коснулась всех бывших союзных республик. Перед выпускниками стоят одинаковые проблемы, как с поиском работы, так и с размером заработной платы.

Каждый второй выпускник вуза не может найти работу по специальности


Похоже, набирать студентов в российские высшие учебные заведения скоро придется, как в армию, по повесткам. Причины две: дефицит молодежи и отсутствие гарантий достойного трудоустройства.

В Свердловской области нынче на 17 тысяч выпускников средних школ приходится 20 тысяч мест в вузах региона: 12,5 тысячи — бюджетные плюс 7,5 тысячи — коммерческие. То есть конкурса фактически нет, примут всех (или почти всех), кто придет. Ситуацию отчасти спасает репутация уральских вузов в соседних регионах, благодаря которой пятую часть местных первокурсников составляют искатели студенческого счастья из Тюмени, Кургана, Челябинска, Перми.

В Москве по той же причине конкурс в престижные вузы достигает 25-30 человек на место. Хотя цифры нужно делить как минимум на пять, а то и на десять. Ибо по новым правилам любой абитуриент может подать заявление с предоставлением результатов ЕГЭ в пять разных вузов России, причем на несколько специальностей в каждом.

«В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество, — говорит глава Минобрнауки Ольга Васильева. — Что касается доступности: в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11-х классов приходится 57 мест. Из них 46% отдано инженерным специальностям...»

Выполнение планов набора жестко контролируется. Приказы о зачислении студентов вузы обязаны издать 4 августа. Но если обнаружится недобор, стартует вторая волна приема, которая продлится до 10 августа. В итоге подберут с обочины прогресса даже троечников.

Хорошо ли это для молодых людей и для страны в целом? Учтем, что даже в московских академиях не первый год снижается качество абитуриентов. «Вроде бы средний балл ЕГЭ нынче немного повыше, — заявил журналистам проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. — Примерно 86 баллов против 84 в 2010 году. Однако ребята часто не могут ответить на элементарные вопросы. В чем причина, определенно сказать не могу...»

Теперь о практичности. По министерским данным, ежегодно российскими университетами выпускается около 250 тысяч инженеров, из которых лишь около 50 тысяч начинают работать на высокотехнологичных предприятиях, а остальные остаются невостребованными. И такая ситуация не только с техническими специальностями. Служба исследований HeadHunter недавно провела опрос, который показал: половина «высокообразованных» россиян начинают свой трудовой путь не по специальности, еще около четверти увольняются через первые полгода работы по своему диплому.

Зато практичнее становятся сами абитуриенты, у них меняются предпочтения. В МГУ повышенным спросом стала пользоваться Высшая школа государственного аудита: аж 30 человек на место! А на экономический, юридический и филологический уже никто не ломится — там всего 5-7 претендентов на зачисление. В РГГУ с огромным отрывом лидируют специальности «туризм» и «связи с общественностью» — больше 100 (!) человек на место. А в самом хвосте плетется геология: подано 427 заявлений на 192 места. Жутко представить, что подумал бы о нашем малоромантичном времени Олег Куваев, написавший когда-то «библию геолога» — роман «Территория»...

Причина простая: по большинству специальностей высшее образование вовсе не обещает будущему дипломнику даже более или менее обеспеченной жизни. По данным исследования Высшей школы экономики, в Москве, например, зарплатные ожидания новичка со свежим дипломом составляют не менее 56 тысяч рублей в месяц (меньше среднестатистической зарплаты в столице), но работодатели предлагают ему не более 30 тысяч. В целом же по России при среднестатистической зарплате в 34 тысячи рублей выпускники вузов могут рассчитывать лишь на 22,7 тысячи. Зачем же, спрашивается, учились?

Однако есть и другая сторона медали — низкое качество подготовки вузовских выпускников.

Из-за чего нанимать их на работу готовы не более 60% работодателей, хотя еще в 2013 году таких было свыше 70%. Меньше претензий к знаниям и умениям молодых специалистов предъявляют в организациях банковской сферы, в IT-компаниях, в сфере сервиса. А больше всего жалоб — на качество подготовки инженеров, которых после приема на работу поголовно приходится переучивать. Может быть, «в консерваториях» у нас что-то не так?

Декан факультета инженерного менеджмента РАНХиГС Сергей Серебренников предлагает использовать зарубежный опыт. «Откуда, например, взялась программа MBA? На Западе после Второй мировой войны появилась потребность в ускоренном росте экономики, нужно было подготовить сразу большое количество суперклассных управленцев, администраторов. И по армейскому принципу в университетах были сформированы такие программы, которые за один-два-три года с интенсивной подготовкой выпускали таких вот менеджеров бизнес-администрирования». Ровно такой же подход можно было бы применить и сегодня в России.

В оборонно-промышленном комплексе, где трудятся около 2 млн человек и тоже требуются классные специалисты, есть свои предложения. Цитируем: «Сконцентрировать усилия на возрождении и развитии системы специальных физико-математических школ, интернатов и лицеев. Она должна стать базовым элементом национальной системы элитарного образования, направленного на выявление и продвижение талантов — от детского сада (да-да!), школы, вуза и в конечном итоге — до КБ, НИИ и производства. По сути, речь идет о создании сквозной, от школы до НИИ и промышленных предприятий, системы воспроизводства научно-инженерной элиты страны — профессионалов высшего уровня: ученых и инженеров, конструкторов и рабочих высшей квалификации...»

Далее оборонщики предлагают «сформировать пул вузов, готовящих специалистов инженерно-технического профиля, в интересах инновационно-оборонного сектора российской экономики. Это примерно 10-15 вузов (не более), среди которых МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ, МИСи-С, МАИ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, Новосибирский ГУ, Томский ГУ, Казанский и Уральский федеральные университеты и некоторые другие. На пятилетку вперед для этого пула сформировать госзаказ как по перечню и номенклатуре специалистов, так и по содержанию преподаваемых курсов, вплоть до согласования ученых-специалистов, читающих эти курсы. Вернуть для студентов-бюджетников этих вузов систему целевого распределения и обязательной отработки после окончания вузов. Сформировать у студентов ясную картину профессиональной перспективы с реализацией жизненной стратегии именно в России...». И так далее.

В принципе «технологически» очень дельные предложения. Но они не для всей экономики страны — только для военно-промышленной элиты. Под девизом «Вновь превратим Россию в осажденную крепость во имя победы в грядущей войне!». В сущности, такой вариант в нашей истории уже был. Чем все закончилось, мы еще не забыли.

Не нравится? Предлагайте что-нибудь получше. Но хотелось бы знать, кто предложит. Министерство образования и науки? В прошлом году там сменился министр и до сих пор идет процесс «вычищения» прежней команды. Ибо бывший глава ведомства — доктор физико-математических наук, обладатель золотой медали Российской академии наук, автор учебника для вузов «Физика металлов» и 60 научных статей, из которых полсотни опубликованы за рубежом — Дмитрий Ливанов провинился перед системой во многом.

Он заявил, что в России перебор студентов. Составил список неэффективных вузов и приступил к их ликвидации (с 2014 года лицензий лишились около 40 самых никчемных), а также боролся с липовыми диссертациями. При Ливанове в российских вузах появились именитые иностранные преподаватели, а тройка наших вузов — МГУ, СПбГУ и Новосибирский государственный университет вошли в Шанхайский рейтинг — один из самых авторитетных в мире. Словом, это был министр-реформатор, ученый и либерал (извините за ругательное в России слово). После назначения главой Минобрнауки он заявил, что страна должна войти в XXI век как конкурент ведущим странам с ведущим образованием, таким как США, Германия, Великобритания...

Нового министра Ольгу Васильеву называют «патриотом-государственником». Она доктор исторических наук, религиовед (специалист по Русской православной церкви) и преподаватель Сретенской духовной семинарии. До назначения на должность министра трудилась в Администрации президента РФ (заместитель начальника управления по общественным проектам). Возглавив Минобрнауки, заявила: «Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет...» Хотя если оно уже на уровне, куда же поднимать и зачем?

Еще министр пообещала вернуть в школу общественно полезный труд. «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений», — перечислила министр. В Минобрнауки задумали также возвращение летних трудовых лагерей...

Зато созданные предшественником вузовские научные центры вызывают у нового министра большие сомнения. Ибо вузовская наука «не может существовать отдельно от большой науки, академической. Такого никогда не было в истории», — заявила Ольга Васильева. Хотя в Европе и США большая наука развивается, как правило, именно в университетах. И отлично там себя чувствует!

Но мы же опять идем своими путем и легких дорог не ищем, не так ли?

Несмотря на рост числа работников с дипломом (с 23,8% в 2001 году до 32,2% в 2014 году), каждый четвертый россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. При этом около 30% работников считают, что работают не по специальности. К таким выводам пришли авторы исследования Высшей школы экономики "Где и кем работают высокообразованные россияне". ТАСС изучил работу, чтобы узнать, какие специалисты чаще работают по полученной профессии, кто занимает руководящие должности, а чей потенциал используется не до конца.

Согласно исследованию, среди работающих россиян больше всего обладателей дипломов экономистов и инженеров, меньше всего - аграриев, искусствоведов и специалистов естественных наук и математики. При этом среди мужчин - специалистов технического профиля, а среди женщин - экономистов и педагогов.

Авторы работы отмечают, что образование молодых и пожилых работников различается. Среди молодежи преобладают дипломы экономистов, а среди работников от 40 лет и старше на первом месте инженерная подготовка. Из этого эксперты делают вывод, что обе группы не конкурируют напрямую на рынке труда, так как предъявляют спрос на разные рабочие места.

Более половины дипломированных работников (55,8%) занимают позиции специалистов высшего уровня квалификации. Больше всего таких сотрудников среди выпускников медицинских вузов, меньше всего среди инженеров и аграриев.

Почти каждый шестой выпускник вуза занимает руководящую должность. Чаще всего в кресло руководителя садятся инженеры, специалисты в области сельского хозяйства, а также экономисты и управленцы.

Четверть обладателей высшего образования (26,6%) работают на позиции, для которой оно избыточно. Тут явным лидером выступают выпускники сельскохозяйственных вузов. Реже других выполняют работу ниже своей квалификации медики.

Что касается субъективной оценки соответствия выполняемой работы и специализации, указанной в дипломе, то 71,4% работающих россиян отмечают, что работают по профессии. В основном такого мнения придерживаются медики, а вот среди специалистов в области сельского хозяйства гораздо больше тех, чье образование никак не связано с нынешней работой.

Таким образом, авторы исследования констатируют, что выпускники медицинских вузов могут считаться самой благополучной группой: они не зря тратят время в университете, так как в дальнейшем работают по специальности и занимают позиции, требующие высокой квалификации. Хуже всего дела обстоят у аграриев, профессия которых чаще, чем у других, оказывается не связана с дипломом, к тому же зачастую вообще не требует высшего образования. Правда, среди них достаточно высок процент руководителей.

МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Новое исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работает не по специальности. Об этом рассказал замглавы Росстата Константин Лайкам "Российской газете" , опубликованной в понедельник.

В интервью газете Лайкам рассказал об обследовании самочувствия россиян на рынке труда, которое впервые проводилось Росстатом.

"Узнали немало. Например, у нас никогда не было информации о том, насколько люди удовлетворены своей работой. Так вот, более всего россиян устраивает режим работы. 75 процентов респондентов им вполне довольны. Следом идут: выполняемые обязанности (68%), расстояние до работы, условия труда (64%), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55%)", - сказал Лайкам.

По его словам, главное недовольство у россиян вызывает зарплата. Ей доволен лишь каждый четвертый. Также исследование выявило прямую зависимость зарплаты от уровня образования. "Чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой", - заявил в интервью эксперт.

Лайкам отметил, что 87% трудоспособного населения (в городе чуть больше, в селе меньше) имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Вместе с тем почти 60% россиян работают не по специальности.

"Чем ниже уровень образования, тем больше людей работает не по специальности. Провальные группы - имеющие основное общее (8-9 классов) и среднее общее образование. Там огромное несоответствие работы и специальности - 72% и 67% соответственно. В этих же группах самый низкий уровень переподготовки, переобучения", - приводит издание слова чиновника.

Результаты обследования позволили выявить также серьезный разрыв между формальным и неформальным сектором экономики. В первом - полное соответствие работы и специальности - 45%, во втором - только 27%, причем хуже всего дела у тех, кто занят семейным делом. Там полученная профессия пригодилась только 12%.

"Важно, что мы эту проблему высветили и измерили. Кстати, у женщин чаще (42%), чем у мужчин (38%) работа полностью соответствует полученной специальности. Однако мужчины, если их работа не соответствует специальности, чаще готовы переучиваться", - добавил представитель службы.

В 2011 году было принято решение о том, что Росстат с 2016 года будет каждые пять лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности.