Равнодушие и сочувствие. Равнодушие и отзывчивость

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Заочное отделение

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Этика.

Выполнила : студентка 1 курса Каморникова В. К.

Якутск 2011

Введение

1. Что такое равнодушие

2. Сострадание в истории этической мысли

3. Внутреннее сопереживание чужого несчастья

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Реализация демократических реформ в России имеет основную цель - построение гражданского общества. Однако сегодня развиты пассивность и равнодушие граждан, их неверие в свои силы, привычка перекладывать всю ответственность на власть, то есть отсутствие практических навыков жизни в гражданском обществе.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать -- тоже поступок.

Не оказать помощь -- промолчать, закрыть глаза -- это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал -- значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора -- не более чем самообман.

У равнодушия очень много масок. Многолико оно в притворстве. А если ещё человек хитёр и рационален, то всегда по ситуации - и добрые мы, и честные, и гневно осуждаем... А внутри - пустота.

1. Что такое равнодушие

сострадание милосердие равнодушие прагматизм

Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие - это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие - это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно... По определению, романтика - это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика - это истинная любовь, преданная дружба... Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они - никакие, ни то ни сё, ни рыба, ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди - полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Своя рубашка ближе к телу.

После нас - хоть потоп.

Наше дело - сторона.

Хоть трава не расти.

Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

Я вполуха слушаю. Это - равнодушие.

Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

Гордость;

Эгоизм;

Сребролюбие;

Карьеризм.

Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:«Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.»

Однако все вышесказанное - лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии - состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия - это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется: «Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Это такое состояние, когда человек не способен увидеть всю свою жизнь в едином, а также проблемы в общении с прочими людьми

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более, что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то - определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) - специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

Спросите любого, равнодушный ли он человек?

Да что вы?! Да как можно?! Да я душу готов отдать, за ближнего! Я в детстве старушек через дорогу переводил! И еще тысячи примеров, как уступил очередь пенсионеру, помогал соседке вбить гвоздь в стенку. Как приятно ощущать себя благородным и неравнодушным человеком!

Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как РАВНОЕ, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и Равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии.

Ну и что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию.

В Америке принцип взаимоотношения (а теперь и в нашей стране) отражён в одном, максимально ёмком выражении: “ Это - твои проблемы!” Соответственно «Это - НЕ мои проблемы!»

Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно!

Даже если ты вчера потерял работу, у тебя разбили автомобиль, а представитель «расового меньшинства» ограбил твою жену. Файн! Все остальное - мои проблемы. Потому что у ТЕБЯ, спросившего, как МОИ дела, свои проблемы.

Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе. Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Достаточно «выздороветь от равнодушия», и сразу: «Человек человеку - друг, товарищ и местами даже брат!»

Равнодушие - это не болезнь, это скорее защита!

Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору...

Быть отзывчивым, неравнодушным - слишком большая, непозволительная роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг?

Слишком сильные эмоции незамедлительно начнут разрушать нас. Поэтому мы уходим в равнодушие, в забывчивость - лишь бы не реагировать и не психовать понапрасну... Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.

2. Сострадание в истории этической мысли

Вопрос о причинах и жизненном смысле сострадания всегда был полем горячих споров и дискуссий. Ответ на него зависит от мировоззренческого подхода к бытию мира и месту человека в нем. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний. Ф.М. Достоевский, переживший трагический фарс собственной смертной казни и познавший ужасы каторги, всю жизнь проповедовал гуманистическую сущность сострадания и искупительную силу страдания.

Интересна позиция Аристотеля по вопросу о сострадании. По его мнению, сострадание следует испытывать к «близким нам», «когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». К состраданию способны люди, уже пострадавшие, и те, кто считает других хорошими людьми, не заслуживающими несчастья. А это значит, что есть люди, не способные испытывать чувства сострадания. К ним Аристотель относит тех», кто «совершенно погиб», т.е. полагает, что уже все пережил и потерял тех, кто считает себя вполне счастливым и поэтому ведет себя надменно; и тех, кто вообще никого не любит и всех людей считает плохими.

В западной философии Нового времени сострадание оценивают по-разному. Моральной ценности сострадания, по мнению Канта, оно не является подлинно моральным, ибо испытывается человеком лишь на основе его чувственной природы. Кроме того, оно только увеличивает количество страдания, прибавляя к горю страдающего еще и горе сострадающего.

В постклассической этике эта негативная оценка сострадания сменяется двойственным отношением к нему, особенно в его толковании представителями «философии жизни» А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.

Шопенгауэр видит в сострадании опыт непосредственного проникновения в чужое Я, слияния с ним. Способность к состраданию он рассматривает как одно из трех проявлений моральности человека (наряду со справедливостью и человеколюбием). Если Кант, Гегель и другие философы пытались исключить сострадание из этики, то Шопенгауэр, наоборот, превращает это состояние в краеугольный камень этики, распространяя его и на отношение человека к животным. Высоко оценивает Шопенгауэр и роль страдания в жизни человека.

Ницше отвергает сострадание как депрессивное состояние, уменьшающее ценность жизни, и считает его «проявлением дурного вкуса»: «Сострадание называется добродетелью у всех маленьких людей: они не умеют уважать великое несчастье, великое безобразие, великую неудачу.

Сострадание Бердяев определяет как «соединение со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. Поскольку страдание бывает разным (возвышающее и очищающее, унижающее и раздавливающее), то и сострадание неоднозначно: оно должно способствовать освобождению человека от второго вида страдания и помогать ему переносить страдание первого вида.

Вместе с тем уже с начала XX в. сострадание по каплям уходило из реальной жизни. Люди становились безжалостнее, никто уже не умел, да и не хотел жалеть. Слово «жалость» доживало свои последние дни. В пьесе «На дне» М. Горький с пафосом требовал уважения к человеку, противопоставляя уважение жалости: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... Уважать надо!» И до сегодняшнего дня мы, воспитанные на этих словах, испытываем некоторое презрение к жалости, не терпим, чтобы нас жалели, видя в этом унижение нашего достоинства. А ведь одним из коренных значений слова «жалеть» в русском языке является «любить, беречь, заботиться.

3. Внутреннее сопереживание чужого несчастья

Не только равнодушие к чужому страданию является негативной реакцией на собственное страдание. Еще более опасными являются озлобленность, агрессивность, жестокость, мстительность, выражающиеся формулой: «Если я страдал, то пусть пострадают и другие».

В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужой беды реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде утешительных, ободряющих слов, жестов, мимики или даже сочувственного молчания. Так, рука, всего лишь положенная на плечо скорбящего при утрате им близкого человека, означает разделенное с ним горе, облегчает тяжесть переживаний.

Проявление сострадания со стороны других людей помогает страдающему переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью. И даже если страдающий человек сам виноват в собственных бедах, то он нуждается не столько в объяснении причин своего страдания («Ну что ж, ты сам в этом виноват, раньше надо было думать»), сколько в утешении и сочувствии, в возможности высказать, -а иногда и выплакать свою боль и обиду, и быть выслушанным и понятым.

Но жалеть и любить надо именно человека, а не его грех, проступок, глупость. Сострадание должно помогать человеку, но вместе с тем бороться против зла в нем, соединяя мягкость сопереживания с твердостью противостояния злу, а подчас и с суровой требовательностью, борющейся с человеком за человека. Без этого сострадание может вылиться в гибельную, расслабляющую сентиментальность.

Благотворительность может быть направлена не только на помощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, ремесел. В этом случае она принимает форму меценатства, которое, с одной стороны, способствует развитию культуры, с другой -- приобщает к ней самого мецената, что ведет к его нравственному совершенствованию.

К сожалению, спонсорство пришедшее сегодня на смену меценатству, не равно ему в своем бескорыстии, ибо предполагает получение каких-либо льгот или выгод (как правило, связанных с имиджем и благосостоянием спонсора), поэтому назвать его благотворительностью в полном смысле слова нельзя.

Милосердие проявляется в умении прощать -- «прощать тихо и незаметно» (А. Швейцер). Прощению как форме любви к ближнему особенно большое место отводится в христианской этике, которая учит прощать не только «ближнему», но и «дальнему», и даже врагу. В своих молитвах мы просим Бога явить нам милосердие, простив нам наши грехи. Мы просим прощения у тех, кому причинили страдание; и мы должны уметь прощать тех, кто заставил страдать нас. Ибо Иисус Христос своими страданиями искупил наши грехи.

Одна из самых сложных проблем, которая остается открытой: всегда ли и все мы должны прощать «врагам нашим»? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла? Проблематичным является и вопрос о границах милосердия и помощи ближнему. Та же эвтаназия -- помощь в смерти: следует ли облегчать человеку его предсмертные страдания, ускоряя его уход из жизни? Эвтаназия -- сострадание или преступление, добро или зло? Наконец, вопрос о том, на кого должно распространяться наше сострадание: только ли по отношению к человеку? Древнеиндийские философы, мизантроп А. Шопенгауэр, альтруист А. Швейцер и многие другие были здесь едины: сострадание -- это чувство, которое человек -- поскольку он человек, должен проявлять ко всему живому. А. Швейцер выразил это формулой «благоговение перед жизнью», а отказ от сострадания к живому назвал попыткой «замутить естественные источники нравственности».

За ключение

В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

Равнодушие - это не отрицательная характеристика человека. Ведь именно мудрые, духовные люди умеют поддерживать в своей душе равновесие, т.е. сохраняют "равнодушие". Страсть и мудрость никогда не стояли рядом. Наверное, надо различать человека, сострадательного, готового прийти на помощь в беде (если его просят об этом и готовы принять его помощь в нужной им форме)... и человека, который во все вмешивается со "своим добром", часто оказывая его тогда, когда он считает нужным и не в той форме, которая нужна человеку. Также есть уроки, которые человек должен пройти сам и сам справиться с ними, и помощь в этом случае будет мешать ему обретать необходимый опыт. Так что, не все так просто с понятием равнодушие.

Мне кажется, если человек равнодушен, то это во первых, для него очень большая потеря в духовном смысле, и вообще с такими людьми трудно найти общий язык. Потеря сострадания и сочувствия к ближнему ведет к полной деградации всей его сущности.

Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать.

"Будьте огнем или льдом, но не будьте равнодушно-теплыми!"

Список используемой литературы

1. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008. 365-367 стр.

2. Андреева Г.М. Социальная психология., М. 1980.

3. Бердяев Н. А. О назначении человека.2010. 478 с.

4. Канке В. А. Современная этика. -Учебник.2011. 394 с.

5. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

6. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд. испр. и доп. -М.: Инфра-М, 2002. С.17

7. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006. 304-307 стр. Название: Страдание и сострадание.

8. Этические основы социальной работы. - В кн. «Теория и методика социальной работы» (Краткий курс). М.: 2006, с. 33-39

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Страдание и сострадание в истории этической мысли. "Всеобщий характер страдания" Эриха Фромма. Смысл - центральный вопрос в проблеме страдания. Реакция на страдание и модели отношения к нему. Понятие сострадания и милосердия в христианской этике.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Характеристика этики XX века. Сущность марксистской этической теории. Нравственные взгляды Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, особенности русской этической мысли XIX-XX веков. Развитие религиозных этических учений, христианская этика и модернизм.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Развитие этической мысли Нового времени, представители английской школы этики. Сущность этической системы И. Канта, характеристика концепции Ф. Гегеля, основы философии Ф. Ницше. Теория утилитаризма Д. Милля, его суждение о нравственности и счастье.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Жизнь и характер Артура Шопенгауэра и характеристика эпохи, в которую он жил. Противоречие между учением и характером. Этика вселенского пессимизма. Основной вопрос этики. Сострадание как основание этической составляющей. Путь к спасению у Шопенгауэра.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2017

    Добро и Зло - общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Понятие блага. Категории добра и зла в истории этической мысли. Проблема борьбы добра и зла. Сторонники этики ненасилия. Справедливость: победа добра и зла.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Моральный облик человека как совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершать поступки определенного типа. Главная нравственная ценность людей потребительского и героического типа. Определение конформизма и особенности его проявления.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Анализ этических понятий "честь" и "достоинство". Честь как общественная оценка личности, мера духовных и социальных качеств человека. Достоинство как внутренняя самооценка личности. Понятия репутации, деловой репутации и доброго имени в юриспруденции.

    реферат , добавлен 10.06.2009

    Милосердие внешнее и сердечное, его отличия от внешней благотворительности. Трактовка милосердия и благотворительности с позиций христианской морали и этики. Дела милосердия, относящиеся к душе. Красота окружающего мира, чувства и доброжелательность.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Первые попытки философского обобщения моральных принципов и зарождение этической мысли в произведениях античных мыслителей Гомера и Гесиода. Релятивистские воззрения древнегреческих софистов. Этические воззрения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Направление "Равнодушие и отзывчивость " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы равнодушия и отзывчивости в итоговом сочинении.


Комментарий ФИПИ относительно сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Тематика направления "Равнодушие и отзывчивость" ориентирует школьников на осознание разнообразия форм отношения человека к окружающим его людям и к миру в целом.

Эти отношения могут выражаться в форме безразличия к окружающим, неготовности уделить внимание и сочувствие к чужому человеку или наоборот - в виде откровенного сопереживания за кого-либо, умении искренне радоваться чьим-то успехам и достижениям.

В литературе представлены обе ипостаси человеческих отношений. С одной стороны, мы встречаем самоотверженных героев, готовых откликаться на чужие невзгоды и радости, а с другой - эгоистичных, самолюбивых и безразличных персонажей, озабоченных лишь собственной судьбой.

Пример итогового сочинения на тему Равнодушие и отзывчивость

Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город...и, безусловно, за свою страну.

Быть эгоистом, о себе лишь печься - или же чувствовать, поддерживать, сопереживать? Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется.

Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат - человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств. Постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций. Но для них этот язык "неродной", он нужен лишь для манипулирования другими людьми. Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия.

В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие - это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять.

На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Безразличному человеку можно объяснить, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям - это добро, позитив, созидание и любовь. Всё это вполне понятно для равнодушной личности, но ей управляют совсем иные помыслы и мотивы - достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды. Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности. Изменить такого человека практически невозможно.

Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.

Отзывчивость - позитивное и созидательное свойство личности. Оно является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация.

Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость - куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих - чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие - лицемерием. Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах - открытость, чуткость и сопереживание.

Тезисы и аргументы для сочинения по теме Равнодушие и отзывчивость

1. Равнодушие и отзывчивость к людям (посторонним или близким; друзьям или оппонентам; просто к тем, кто нуждается в помощи или поддержке). Будет уместным рассмотреть равнодушное отношение к чужим бедам и безразличие к успехам. Интересным будет провести сравнение и сопоставление героев литературных произведений - филантропов и мизантропов, эгоистов и добродушных чутких персонажей).

Отдельного внимания заслуживает тема равнодушия в любви. Безразличие и неразделенные чувства - излюбленный сюжет популярной художественной литературы.

2. Равнодушие и отзывчивость к окружающему миру, живой и неживой природе.

3. Равнодушие и «отзывчивость души» к эстетическим ценностям, искусству и красоте.

4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой натуры. Здесь можно проанализировать формы крайнего проявления этих свойств: равнодушия - в фатальном эгоизме и безразличии, а отзывчивости - в фанатизме. Склонный помогать подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально "сажает себе на шею" объект своей заботы. В художественной литературе, как и в жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П. Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).

Темы итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Примерный список тем сочинения по данному направлению.

Что значит быть «отзывчивым»?

Что значит быть «равнодушным»?

В чём опасность равнодушия?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Не делай добра - не получишь зла. Может ли отзывчивость привести к разочарованию?

Нужно ли учиться отзывчивости и сочувствию?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Согласны ли вы с утверждением, что «здоровый эгоизм» полезен?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе отзывчивость?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К чему приводит равнодушное отношение к природе?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Стоит ли бороться с несправедливостью?

Что сильней - равнодушие или отзывчивость?

Отзывчивость к себе предполагает равнодушие к окружающим?

Лживая отзывчивость и искреннее безразличие.

Самозабвенная отзывчивость и иждивенчество.

Одобрение, восхищение, поддержка или лицемерие?

Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого - безразличного?

Равнодушие - это просто эгоизм и безразличие или это ещё и бессердечность, злобность и недоброжелательность?

Равнодушие - это уже мизантропия или всего лишь оппортунизм?

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. | Автор цитаты: А.П. Чехов |;

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. | Автор цитаты: Х. Мураками |;

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. | Автор цитаты: Б. Ясенский |;

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. | Автор цитаты: Бернард Шоу |;

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. | Автор цитаты: Дон-Аминадо |;

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. | Автор цитаты: Ван Гог |;

Как тягостно равнодушие к самому себе! | Автор цитаты: А.В. Суворов |;

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. | Автор цитаты: О. Мирабо |;

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. | Автор цитаты: Максим Горький |;

Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. | Автор цитаты: Ч. Лэм |;

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. | Автор цитаты: О. Уайльд |;

Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. | Автор цитаты: Г. Лихтенберг |;

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. | Автор цитаты: М.Е. Салтыков-Щедрин |;

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. | Автор цитаты: Ги де Мопассан |;

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». | Автор цитаты: Э. Золя |;

Равнодушие — тяжкая болезнь души. | Автор цитаты: А. де Токвиль |;

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. | Автор цитаты: К. А. Гельвеций |;

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. | Автор цитаты: К.Л. Бёрне |;

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. | Автор цитаты: Дж. Шоу |;

Эгоизм — это первопричина рака души. | Автор цитаты: В. А. Сухомлинский |;

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. | Автор цитаты: Л.Н. Толстой |;

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. | Автор цитаты: М. Уилсон |;

Спокойствие — сильней эмоций.

Молчание — громче крика.

Равнодушие — страшней войны. | Автор цитаты: М. Лютер |;

В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. | Автор цитаты: пословица |;

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... | Автор цитаты: Э. Золя |;

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие - решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

сострадание милосердие равнодушие прагматизм

Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие - это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие - это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно... По определению, романтика - это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика - это истинная любовь, преданная дружба... Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они - никакие, ни то ни сё, ни рыба, ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди - полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:

  • -- Моя хата с краю, ничего не знаю.
  • -- Своя рубашка ближе к телу.
  • -- После нас - хоть потоп.
  • -- Наше дело - сторона.
  • -- Хоть трава не расти.
  • -- Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

Я вполуха слушаю. Это - равнодушие.

Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

  • -- Гордость;
  • -- Эгоизм;
  • -- Сребролюбие;
  • -- Карьеризм.

Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:«Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.»

Однако все вышесказанное - лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии - состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия - это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется: «Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Это такое состояние, когда человек не способен увидеть всю свою жизнь в едином, а также проблемы в общении с прочими людьми

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более, что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то - определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) - специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

Спросите любого, равнодушный ли он человек?

Да что вы?! Да как можно?! Да я душу готов отдать, за ближнего! Я в детстве старушек через дорогу переводил! И еще тысячи примеров, как уступил очередь пенсионеру, помогал соседке вбить гвоздь в стенку. Как приятно ощущать себя благородным и неравнодушным человеком!

Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как РАВНОЕ, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и Равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии.

Ну и что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию.

В Америке принцип взаимоотношения (а теперь и в нашей стране) отражён в одном, максимально ёмком выражении: “ Это - твои проблемы!” Соответственно «Это - НЕ мои проблемы!»

Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно!

Даже если ты вчера потерял работу, у тебя разбили автомобиль, а представитель «расового меньшинства» ограбил твою жену. Файн! Все остальное - мои проблемы. Потому что у ТЕБЯ, спросившего, как МОИ дела, свои проблемы.

Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе. Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Достаточно «выздороветь от равнодушия», и сразу: «Человек человеку - друг, товарищ и местами даже брат!»

Равнодушие - это не болезнь, это скорее защита!

Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору...

Быть отзывчивым, неравнодушным - слишком большая, непозволительная роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг?

Слишком сильные эмоции незамедлительно начнут разрушать нас. Поэтому мы уходим в равнодушие, в забывчивость - лишь бы не реагировать и не психовать понапрасну... Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.

Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».

Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развитие навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».

Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развитие навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания.

Орг. момент. Введение в тему.

На прошлых занятиях мы с вами говорили, о каких качествах? (терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость)

Сегодняшний классный час я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий.

Подумайте, о чем сегодня пойдет речь? (Слайд 2)

Правильно о жестокости. (на экране появляется слово ЖЕСТОКОСТЬ). Приведите примеры из своей жизни, где человек проявлял бы жестокость

Я попрошу Вас подобрать слово, противоположное этому (СОЧУВСТВИЕ) (слайд 3).

А если не проявлять ни одного из этих качеств, как назвать состояние человека? (РАВНОДУШИЕ) сталкивались ли вы в своей жизни с равнодушием? Приведите примеры. (слайд 4).

Целепологание. Тема нашего урока «Жестокость, сочувствие, равнодушие». Сегодня мы на занятии познакомимся с определениями качеств: жестокость, равнодушие, сочувствие, определим разницу между ними, Будем развивать навыки анализировать и само анализировать ситуативные задачи, на примерах героев притч учиться сочувствию и противостоянию жестокости, будем работать индивидуально, группами, практически. Оценка знаний.

Мотивация. - Ребята, как вы думаете, нам нужно говорить об этих качествах: жестокость, сочувствие, равнодушие? Почему?

Потому что в стране много людей жестоких и равнодушных. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики.

А ещё, почему эту тему нужно изучать? (чтобы научить людей человечности, милосердию и состраданию, чтобы больше было людей добрых, сочувствующих людям, не проходили мимо чужой беды, оказывали помощь окружающим, чтобы не было людей безразличных и жестоких.)

Как вы думаете, полученные знания на занятии пригодятся вам в жизни? (Да)

Критерии оценивания

Как нужно поработать на занятии, чтобы усвоить знания и заработать больше баллов?

Отвечать правильно полными ответами

Выполнить без ошибок все задания

Быть активным на протяжении всего урока

Напоминаю, что вы сами будете оценивать себя на занятии при помощи листа достижений. В конце занятия подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

Слайд. Лист достижений.

5 баллов - отлично, у меня всё получилось 4балла - хорошо, но не всегда правильно (1,2 ошибки) 3балла - старался, но не всё получилось

Ребята, давайте обсудим три качества жестокость равнодушие сочувствие, выполним задание. Надо определить к какому качеству относятся эти поступки, и разместить в нужном столбце. (Раздаются поступки на карточках детям. Сафоненко Маша, Поланто Слава индивидуально определят с помощью картинки качество.)

СОЧУВСТВИЕ

ЖЕСТОКОСТЬ

РАВНОДУШИЕ

Накормить бездомного

Обижать животных

Пройти мимо упавшего человека

Разделить чью-то неприятность

Ударить слабого

Не заступиться за слабого

Проведать больного

Дразнить кого-либо

Помочь в беде

Радоваться чужому горю

Молодцы, ребята, правильно выполнили задание!

А теперь попробуйте своими словами дать определение этим качествам: сочувствие, жестокость, равнодушье.

Информационный блок. Некоторым ребятам было задание найти в словаре определения этим качествам. Давайте их послушаем.

Сочувствие – стремление проявить к кому-либо сострадание, оказать помощь, сопереживать.

Жестокость – проявление к кому-либо насильственных грубых действий. Равнодушие – проявление безразличного отношения к окружающему.

Ребята, какая разница между ними? (Когда мы сочувствуем мы совершаем хорошие, добрые поступки. Жестокость и равнодушие – плохие поступки).

Домашнее задание

Ребята, вам было домашнее задание найти в библиотеке рассказы, где говорилось о жестокости, сочувствии, равнодушии. Расскажите кратко, какие рассказы вы нашли и о чём они?

Притча « Про собаку»

А сейчас послушайте внимательно притчу в музыкальном исполнении известной актрисы и исполнительницы песен из Иркутска Светланы Копыловой. Притча « Про собаку» Скажите, о чем она?

Она передвигалась еле-еле,

И как ещё душа держалась в теле?

Хозяин, чтоб от мук освободить,

Решил свою собаку утопить.

С большим трудом старушка в лодку села

И преданно ему в глаза глядела.

Булыжник в сетке за бортом висел,

А он петлю на шею ей надел.

Хозяин помнил, как она, бывало,

За палкой в воду радостно ныряла,

И вот сейчас, как бы играя с ней,

Он бросил палку, дав команду ей.

На миг она о старости забыла,

И бросилась за борт, что было силы,

Но лодка неожиданно в тот миг

Перевернулась под истошный крик.

Хозяин стал тонуть в шуге весенней,

Хоть было и несильное теченье,

Но судорогой тело всё свело,

А тут ещё воронка, как назло.

Собака, чья петля в одну минуту

Каким-то соскользнула с шеи чудом,

Отважно тявкнув, ринулась нырять

И своего хозяина спасать.

На берегу вдвоём они лежали

И на ветру от холода дрожали,

А после, отдышавшись кое-как,

Он нёс свою собаку на руках.

С пословицей «Не рой другому яму…»

Ухаживал за ней до смерти самой.

И как-то раз нашёл её в кустах

С застывшей благодарностью в глазах…

Понравилась песня? О чем она?

Да, эта притча о жестокости, предательстве человека и преданности собаки. -Действительно, есть люди добрые, а есть злые. В притче хозяину повезло, он мог погибнуть от своих страшных мыслей и жестоких действий, но он остался жить и всю оставшуюся жизнь старался вымолить прощение у собаки. - Чему учит нас эта притча? (не нужно делать плохо другим, а то тебе самому будет плохо «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» нельзя быть жестоким, поступать с людьми, с животными плохо.) Особенно недопустима жестокость по отношению к тем, кто слабее. Обижать беззащитных и слабых – это не только плохо, но и подло.

Стихотворение «Не трогай детка, а вдруг заразная!» послушайте внимательно, о чём он?

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу?

Делить беду. Придумал тоже.

Сам разбирайся! Не мне же больно.

С меня своих проблем довольно.

О чём этот стих? (о равнодушии, есть люди равнодушные, которые не хотят замечать чужую беду). Как вы думаете это правильно?

«РАВНОДУШИЕ» (ПРИТЧА ОТ ГАЛИНЫ ШИРЯЕВОЙ) Внимательно послушайте и скажите о чём она, чему учит она нас?

В ОДНОМ прекрасном городе люди перестали уважать друг друга. Они бросали повсюду мусор, вырубали деревья, обижали друг – друга, дрались и ругались. При этом те горожане, которых это непосредственно не касалось, предпочитали ни во что не вмешиваться и делали вид, что ничего не замечают.

Если, например, в толпе стояла одинокая старушка, которая забыла дорогу домой, то над ней смеялись или не обращали внимания и шли по своим делам, и только один человек из тысячи подходил к ней с желанием помочь. Если на улице лежал человек, то все брезгливо отводили глаза в сторону и успокаивали себя тем, что это пьяница, хотя они тоже люди. И было мало желающих, хотя бы вызвать скорую помощь. Над городом завис дух стяжательства и равнодушия. В один день, когда люди идут на кладбище и поминают своих усопших родственников один пожилой человек пошел с маленьким внуком помянуть своих родных. На кладбище собралась толпа юнцов, которые развлекались тем, что раскачивали чью-то могилу. Вдоволь позабавившись, они ушли, при этом люди, стыдливо спрятав глаза, торопливо проходили мимо. Пожилой человек взял лопату и стал вместе с внуком поправлять могилу. Вокруг них собралась толпа и люди стали говорить, перебивая друг - друга:

А зачем вы это делаете, разве это могила вашего родственника?

Да зачем вы это делаете, неужели вы думаете, что один сможете что-то изменить в этом мире.

Это все никому не нужно, сейчас люди безразличные, а вся молодежь невоспитанная. Как вы собираетесь переделать этот мир?

А я начну вот с него, сказал пожилой человек, показывая на внука.

Люди в толпе сразу замолчали и быстро разошлись. Но кое-кто взял лопату и стал помогать пожилому человеку.

Чему учит нас эта притча? - Как бы вы поступили на месте этих людей? - Почему, сказал пожилой человек, показывая на внука « А я начну вот с него». - Может ли один человек переделать этот мир? (Может. Делать добрые дела. Старик показал пример……)

Приведите примеры добрых дел. (Проводил до дома заблудившегося ребёнка, кто-то накормил бездомную собаку, кто-то помог пожилым людям перейти через дорогу или донести их сумки из магазина до дома.)

Вывод: Многие добрые дела не требуют особых усилий. Но каждый такой поступок делает мир лучше.

Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды. Если вы видите, что человеку на улице стало плохо, позвоните в «скорую помощь». Напомню, что на мобильном телефоне для этого надо набрать цифры 112.

Физкультминутка.

Инсценировка ситуации в зоомагазине . Внимательно посмотрите и подумайте о чём она.

"Мальчик отправился в зоомагазин, чтобы купить себе щенка. Там он увидел сидящих рядом четверых щенков, каждый из них стоил 50 долларов. А один щенок одиноко сидел в углу.

Мальчик. Скажите пожалуйста из того же ли самого помёта этот щенок, продаётся он, почему он сидит отдельно.

Хозяин магазина. Да, он из того же помёта, но он увечен и не продаётся.

Мальчик. Что за увечье у этого щенка.

Хозяин магазина. Щенок родился без вертлюжной впадины и у него не хватает одной ноги.

Мальчик. Что вы собираетесь с ним сделать?

Хозяин магазина. Щенка усыпят.

Мальчик. Можно мне поиграть с этим щенком.

Хозяин магазина. Конечно.

Мальчик. (мальчик взял щенка на руки стал с ним играть, и тот лизнул её в ухо.) Продайте мне этого щенка.

Хозяин магазина. Но он не продаётся!

Мальчик. Продайте, пожалуйста. (Мальчик вытащил из своего кармана 2 доллара и побежал домой, чтобы взять ещё 48 долларов у своей матери.)

Хозяин магазина. (Когда он вышел за дверь, хозяин магазина крикнул ему вслед) "Но я не понимаю, к чему тебе платить полную цену за этого щенка, тогда как ты можешь за те же деньги купить себе хорошего".

Мальчик. Протянул руку с деньгами.

Хозяин магазина. "Я понял тебя. Проходи и забирай его". Вот что такое сочувствие".

О чём эта сценка? Чему учит она нас? (О том что нужно быть милосердным, со чувствительным, человечным к животным, к людям, сострадать больным.)

Практическое задание «Выразить сочувствие словами».

Представьте себе, что один из наших мальчиков, попал в трудную ситуацию, поскользнулся, и упал в лужу.

Выразить сочувствие словами: не унывай, не падай духом, мы с тобой.

Анализ ситуативных задач (работа в группах). Внимательно прочитайтеРассмотрим разные ситуации.

Ситуация 1. Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?

Ситуация 2. Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?

Ситуация 3 На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?

Самостоятельная работа с опросными листами. «Как ты поступишь в данной ситуации?»

Задание: отметить (+) тот вариант ответа, который наиболее приемлем для вас в той или иной ситуации.

Ситуация

Варианты ответов

1. Одного из друзей моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я…

Откажусь.

Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал

Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища

Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой

Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я…

Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился

Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга

После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы

Давайте проверим, как поступили бы вы в первой ситуации? А во второй? читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали.

Молодцы, ребята! Оказывается, в нашей группе все обучающиеся умеют сочувствовать, сопереживать. А там, где царит милосердие, любовь и сострадание, нет места жестокости и насилию.

7. Подведение итогов (рефлексия). - Ребята назовите тему нашего занятия? - Чему мы учились на занятии? - О каких качествах мы с вами говорили? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть жестоким и равнодушным? - Как бы вы оценили работу на занятии? Самоанализ (несколько человек). Давайте подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

В завершении, я хочу пожелать Вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестокие поступки. Я очень надеюсь, что вы в будущем станете добрыми, милосердными, хорошими людьми