Приставочные глаголы к слову шли. Конспект занятия Приставочные глаголы

Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".

2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.

3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).

4. Работа над предложением с приставочным глаголом.

5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки;
  • символы слов-действий на доске;
  • картонные декорации: домик,
  • кормушка, елка;
  • мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
  • картинки с изображением птиц;
  • карандаши;
  • сухарики.

Ход занятия

I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)

Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)

Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(снегири).

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

II. Закрепление лексического материала.

Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!

1) Ответьте на вопросы:

Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)

Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)

2) Задание "Закончи предложение":

Сова днем спит, а ночью...(охотится).

У сороки хвост длинный, а у галки... (короткий).

Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).

3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":

Медведь, дятел, барсук, лиса.

Скворец, синица, грач, ласточка.

Ворона, снегирь, соловей, воробей.

4) Задание "Что умеют делать птицы?"

"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"

(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)

5) Задание “Как разговаривают птицы?”

Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.

Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),

синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).

Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.

III. Объяснение нового материала.

Логопед предлагает послушать историю про воробья:

"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел . Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел , в кормушку залетел , крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел . К гнездышку подлетел . В гнездышко залетел . Всю зиму так и перезимовал."

1. Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)

(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)

Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

(На доске карточки с символами слов-действий.)

Логопед: - Синица к кормушке... (подлетела), от кормушки... (отлетела).

Синица в кормушку... (залетела), из кормушки... (вылетела).

Синица через кормушку... (перелетела), под кормушкой... (пролетела).

- Вокруг кормушки... (облетела).

2. Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом "Наоборот":

3. Закрепление нового материала.

Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)

"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда... (вылетали ). Воробьи летали, корм искали. Через деревья... (перелетали ). Под кормушкой... (пролетали ), в кормушку...(залетали ), крошки клевали. От кормушки... (отлетали ), вокруг дерева... (облетали) , опять к кормушке...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали) . Всю зиму так и перезимовали!"

IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.

Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"

(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)

Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.

V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.

1. Игра "Исправь ошибку в предложении".

Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)

2) Вороны через куст улетели . (перелетели)

3) Сова в дупло отлетела . (залетела)

2. Игра "Придумай предложение"

Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.

Логопед:

Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)

Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)

VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".

(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)

Найти зимующих птиц и обвести кружочком.

Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.

(Дети выполняют задание.)

2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.

Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)

VII. Итог занятия: Оценка работы детей.

Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)

Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.

(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)

Организация: ГБОУ Школа № 415

Населенный пункт: г. Москва

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным А.Н.Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных,27,4% глаголов,11,8% прилагательных, 1,9% числительных, 0,9% предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи не сформированы структуры значения глаголов. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, выбежал, подошёл, приехал, подъехал. Очень часто для них не понятно значение глаголов. Ребёнок с ОНР будет показывать на одну и ту же картинку с действием, когда просят показать,например, где подъехала, выехала, переехала (машина).

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);

Уточнение значений слов;

Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного);

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного активный словарь.

На начальном этапе логопедической работы рекомендуется развивать глагольную лексику следующим образом:1).Объяснить значение слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово;

А). Показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики:

Б). Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить - пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

В). С целью актуализации припоминания событий ребёнок может мысленно (про себя),а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

2).Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить-брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, натягивать, смотреть, вытаскивать.

ПРЫГАТЬ- разгоняться, вытягивать ноги, тормозить, дышать,отдыхать,лететь.

Словообразование представляет собой,с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой-она является составной частью морфологической системы языка,така как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.

В просе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом словообразование различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования глаголов. Дифференциация словообразовательных форм является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных моделей аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

1).Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

А). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

С - (играть -сыграть, петь -спеть, есть -съесть, делать -сделать),

НА- (рисовать- нарисовать, писать -написать),

ПО – (обедать – пообедать, ужинать- поужинать),

Б). Образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов – ива, -ыва, -во- (застегнуть- застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).

2). Дифференциация возвратных невозвратных глаголов.

3). Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками;

Входит-выходит подходит-отходит

Подлетает- отлетает

Подлетает- отплывавает

Влетает- вылетает подъезжает-отъезжает

Въезжает – выезжает закрывает- открывает

Прибегает - убегает наливает –выливает

Приезжает – уезжает

Прилетает –улетает

1). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается:

Мыла –вымыла красит – покрасил

Ловит – поймал

Рисует нарисовал стирает –постирала

Догоняет – догнала вешает – повесила.

2). Логопед просит детей показать на картинках, кто …

Умывает – умывается обувает –обувается

Прячет- прячется качает – качается

Одевает -одевается причесывается – причесывается

Делается вывод: слова умывается, прячется, обувается, одевается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте ещё раз эти слова и скажите, какая общая часть слышаться в конце этих слов? (_ся)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинках.

3) . Дифференциация глаголов с приставками (картинками).

А).В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Входит- выходит

Подлетает-отлетает

Подходит-отходит

Влетает-вылетает

Наливает-выливает

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова,

Обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

Б).В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4).Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

В клетку….(влетает), через дорогу …(переходит)

Из клетки…(вылетает) , от дерева…….(отходит)

Клетку….(перелетает), к дому……..(подходит)

5).Найти общую часть в словах (по картинкам)

Переходит- перебегает,

Наливает-выливает,

Подходит-подбегает; подходит –уходит

Подлетает-отлетает.

Префикс - одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.

Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка - это изменить категорию слова внутри части речи.

Вконтакте

Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с . Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с - перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Образование слов с помощью приставок

Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно

Существительное

С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

пол - подпол

порядок - беспорядок

внук - правнук

заголовок - подзаголовок

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

мобилизация - демобилизация

революция - контрреволюция

Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто - от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина - подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати - съзьдати - созидать - создать - со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание ).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных - их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

пример

привет

природа

прибор

причуда

Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее - от глаголов после усечения суффикса:

мера - мерить - примерять - пример

Как видим, пример , несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку .

Еще сложнее с привет . В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

тропики - субтропики

субъект и объект

Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Глагол

Глагол - довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид - категория, которой обладает конкретный глагол.

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать . Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть - кольнуть ). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия -ть )

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

стоять - отстоять

знать - познать

сердиться - рассердиться

бить - прибить

бежать - прибежать

плыть - отплыть

грызть - загрызть

плескать - выплескать

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать - с делать (отличия практически нет)

решать - раз решать (отличие налицо)

жечь - от жечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить - вос ходить

страдать - со страдать

носить - воз носить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать - де приватизировать

квалифицировать - ди сквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить - из водить - произ водить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение - некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить .
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах наи выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з , если глухая - ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор .
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере- . Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление .
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: при вести, при знать, при служник, при брежный .
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни- , с ударением - не- . В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. ни когда, не когда .
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение - контр-адмирал .

Некоторые интересные случаи

Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.

премьера - нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;

президент - слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;

присный - выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа - присн-;

здание - приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий );

выгода - стала частью корня;

искажать - тоже самое;

обмануть - так же;

прейскурант - германский корень Preis.

Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.

В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)

Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.

Цель :

  • активизация предикативного словаря.

Задачи:

коррекционно — образовательные:

  • закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при;
  • упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
  • учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
  • продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
  • развивать произвольное внимание, расширять его объем;
  • совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
  • расширять объем памяти;
  • продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
  • развивать речедвигательную координацию,

коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

Лексика

  • Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
  • Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
  • кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.

Оборудование и материалы:

  • картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
  • предметные картинки; сюжетные картинки;
  • макет части городского ландшафта, модели транспорта;
  • сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
  • «разрезная» картинка — сюрприз.

Ход занятия

Организационный момент.

Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.

4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)

Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?

Выложить фрагмент картинки 1.

Повторение.

Что перепутал художник?

Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).

Какие предметы художник поместил неправильно?

Назови их? Назови общим словом?

Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)

Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)

Выложить фрагмент картинки 2.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
Две ладони, друзья, Ладони вверх.
- Это лодочка моя. «Лодочка»
Паруса я подниму, Ладони вверх.
Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.

Выложить фрагмент картинки 3.

З. Основная часть.

Употребление предлогов.

Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.

  • плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
  • лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
  • ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
  • идти по, подойти к, выйти из.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).

Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.

Выложить фрагмент картинки 4 .

Динамическая пауза.

«Ракета» (движение и речь).

А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетаем по планете.
Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (основная стойка)
Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетели, полетели,
Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)

Выложить фрагмент картинки 5.

Закрепление.

Игра «Найди ошибку».

Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).

Автобус отъехал к остановке (подъехал).
Лодка отплыла к берегу (подплыл).
Автомобили заехали к светофору (подъехали).
Самолет прилетел на аэропорт (в).
Ракета прилетела с Земли (улетела).
Автомоиль выехад от гаража. (из)
Выложить фрагмент картинки 6.

Итог занятия.

О чем говорили?

Что делали?

Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.

Оценка деятельности детей. Угощение.

Лесная И.А.,
учитель-логопед

Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.

Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль над речью.

Ход занятия

I. Организационный этап. Слайд 1.

Игра «Будь внимателен». Слайд 2.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.

Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.

Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!

II. Основной этап.

1. Введение в тему.

Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.

Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу… полетела.

Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес… влетела.

Слайд 4. Она к дереву … подлетела,

Слайд 4. За дерево залетела…

Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.

Слайд 5. В избушку… влетела.

Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.

Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?

Дети: Летела.

Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.

2. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы -лить. Слайд 6.

Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.

Логопед: Налила.

Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.

Логопед: Долила.

Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.

Логопед: Отлила.

Дети: Воды в стакане стало меньше.

Логопед: Полила.

Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.

Логопед: Облила.

Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).

Логопед: Вылила.

Дети: Воды в стакане не осталось.

Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!

3. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.

Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше. (Разводят прямые руки в стороны)

Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)

Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)

В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)

Чтобы птицы пели. (Изображают кистями рук птичку)

4. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.

Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.

Логопед: Вот синица в комнату…

Дети :Влетела.

Логопед: Синица по комнате …

Дети: Полетела.

Логопед: Синица над столом летела и к цветку …

Дети: Подлетела.

Логопед: Она вокруг цветка …

Дети: Облетела.

Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …

Дети: Слетела.

Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…

Дети: Вылетела.

Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.

5. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.

Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

Слайд 10. Логопед: Птички по небу… Дети: полетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы в лес… Дети: влетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы из леса… Дети: вылетели.

Слайд 12. Логопед: Птицы к речке… Дети: подлетели.

Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку. Дети: полетели.

Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита… Дети: долетели.

Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.

Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса… Дети: выехали.

Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: Вот они до речки… Дети: доехали.

Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: На мосту на камень… Дети: наехали.

Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста… Дети: съехали.

Слайд 17. Логопед: По дороге… Дети: поехали.

Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита… Дети: доехали.

Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.

Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: Лисички до речки… Дети: добежали.

Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: С моста… Дети: сбежали.

Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке… Дети: побежали.

Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.

Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.

III. Итоговый этап. Слайд 23 . Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.