Познавательное развитие аквариум средняя группа. Конспект занятия на тему: "Рыбы" в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание

I. Образовательные задачи:

1. Продолжать развивать экологическую культуру детей, закрепляя знания детей о рыбах: строении их тела, способах передвижения.
2. Закрепить знания детей о разной среде обитания рыб: открытые водоемы (моря, реки, озера…); аквариум.

II. Развивающие задачи:

1. Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках: фраттаж, рисование точками, трафаретами.
2. Поощрять инициативу и самостоятельность в манипулировании материалами и творчество в дополнении своей работы.

III. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к живой природе
2. Воспитывать чувство соучастия, желание искать выход из проблемной ситуации.

IV. Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать зрительно-моторную координацию (глаза – рука).
2. Умение выполнять работу в контуре.

Словарная работа:

Расширять словарь за счёт имён:
– существительных (акула, щука, дельфин, осьминог, аквариумные рыбки, золотая рыбка, меченосец, гуппи; аквариум – дом для рыбок, водоросли, плавник, чешуя..);
– глаголов (плавает, прячется, подплывает…).

Материалы к занятию: тонированные листы бумаги, изображения рыбок и улиток для техники фраттаж, восковые мелки, трафареты, ватные палочки, поролоновые губки, гуашь. Наклонные доски для слабовидящих детей и детей с косоглазием.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята входят в группу.

Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? (Хорошее)
И у меня тоже хорошее настроение. Смотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте им улыбнёмся, поздороваемся и подарим им своё хорошее настроение

Ой, ребята, тише, тише
Что-то странное я слышу
Приготовьте ушки
Ушки-послушки…

(Звучит музыка – шум воды)

– Что слышат ваши ушки?
– А Лерочка что услышала?
– Сонечка?

Воспитатель: Я тоже услышала, что водичка шумит. А где может шуметь вода? (В море, океане, озере, пруду, фонтане, реке…)
– А вы знаете, кто живёт в водоёме? (Рыбки, осьминог, улитки…)
– А где могут жить рыбки у нас в группе? (В аквариуме)
– А какие рыбы могут жить в аквариуме? (Аквариумные)
– Каких аквариумных рыб вы знаете? (Золотая рыбка, гуппи, меченосец...)
– Ребята, а вы хотели бы, чтобы в нашей группе тоже был аквариум? (Да)
– И мне тоже очень хочется, и я решила сделать вам сюрприз. Зажмурьте глаза…

(Звучит волшебная музыка и воспитатель открывает фланелеграф под тканевой накидкой. Дети открывают глазаю)

Воспитатель: Посмотрите, какой аквариум я решила вам подарить. Здесь даже живёт рыбка. Как вы думаете, как она называется? (Золотая рыбка)
Она любит плавать, нырять. Вот посмотрите …

(Зрительная гимнастика – рыбка плавает – влево, вправо вверх, вниз)

Рыбка плавал, ныряла
Рыбка хвостиком виляла
Вверх плывёт и вниз нырнёт
Вверх плывёт и вниз нырнёт
Вправо, влево, вправо, влево
Всё ныряла то и дело.
Вот она какая – рыбка золотая!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кого она ищет? Почему? (Ей одной скучно, грустно, не с кем поплавать, поиграть...)
– Что мы можем сделать
– Что бы рыбке стало веселее, радостнее?

Воспитатель: Нарисуем ей друзей – рыбок.

Приглашаю ребят за столы. На столах (наклонных досках) тонированные листы бумаги (неопределённой формы) с затонированными окошечками округлой формы)
Говорю детям, что у нас на листочке уже кто-то спрятался (под камушком), и предлагаю найти неизвестного друг для нашей рыбки.

Техника фраттаж: дети водят восковым мелком и находят там рыбку, улитку…

Далее дети рисуют рыбок: с помощью трафаретов, поролоновыми губками, передавая чешую ватными палочками или пальчиками.
Дополняют работу по желанию водорослями, камушками, осьминожками (дети рисуют под музыку шума воды).
По окончании работы самостоятельно помещают свои рисунки в “аквариум” и “знакомят” “золотую рыбку” с друзьями (любование!)

Игра: «Рыбка – рада»

(играет с ребятами)

Рыбки плавают, ныряют –
Корм подводный собирают.
Раз-два-три – собери!

Рыбка ныряет под камушек и дарит детям ракушку-шкатулку, а там угощение «морские камушки» – конфетки.

Конспект занятия

Тема: «Аквариум и его обитатели»

Цель: расширить представление детей об аквариуме и его жителях

Задачи:

Уточнить представления детей с ограниченными возможностями о то, что в аквариуме живут рыбы, улитки, растения;

Закрепить знания детей с ограниченными возможностями о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем) ;

Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.

Материал и оборудование: аквариум в живом уголке, модель рыбы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, музыкальный центр, запись музыки для проведения релаксации.

Ход занятия:

(дети сидят полукругом перед столом, на котором находится накрытый салфеткой аквариум)

П: - Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:

Дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы (Аквариум)

(ответы детей)

П: - Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы)

Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.

Игра "Аквариум и его жители"

(педагог читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)

1. К нам из сказки приплыла,

Там царицею была,

Рыбка эта не простая –

Рыбка эта – золотая

Длинный острый хвостик носит

И зовется (меченосец)

2. Рыбу хищную с усами

Называем мы … (гурами)

3. У кого под камнем домик?

Он усатый, пестрый (сомик)

4. Как месяц серебристый и грустная на вид,

Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)

5. Маленькая, красивая, шустрая и озорная

Рыбка (гуппи) по воде проплывает.

П: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:

(обращает внимание детей на модель рыбки)

Тело овальной формы

Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде)

Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать)

Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века)

Есть рот (чтобы рыбка питалась)

Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)

Тело покрыто чешуйками.

Физминутка.

Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.

И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.

То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения

То зароются в песке – приседают с круговыми движениями ладоней.

Игра "Наряди рыбку"

(детям раздаются силуэты аквариумных рыбок и чешуек; дети вставляют чешуйки в прорези на теле рыбы, наряжают свою рыбку и закрепляют название "чешуя")

П: - Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей)

Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.

П: - Как вы думаете, рыбы, улитка они живые или нет? (ответы детей)

П: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.

В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)

П: - В чистой воде.

П: - Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты. А некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.

П: - Давайте посмотрим, как едят рыбки.

(дети наблюдают за процессом кормления аквариумных рыбок).

П: - А теперь наши рыбки приглашают нас отдохнуть на морском берегу.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Звучит спокойная музыка, дети располагаются на ковре: ложатся, глаза закрыты и слушают шум моря. Педагог спокойным голосом рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой, можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза). Тишина, слышен только шум моря и крики чаек.

Но пора просыпаться и снова возвращаться (дети открывают глаза, медленно садятся, а затем встают)

П: - На память о сегодняшней встрече с обитателями аквариума давайте вылепим понравившуюся вам рыбку.

(дети занимают рабочие места за столом и под спокойную музыку начинают работать; воспитатель оказывает помощь советом или показом)

П: - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума.

Берегите свой красивый дом для рыб, ухаживайте за рыбами, не забывайте, что они живые, что им надо ваше внимание, кормите их, а они будут радовать своей красотой.

Рогачева Майя Петровна

Воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

Ход занятия в средней группе Часть 1. Аквариум

Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

П. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

Дети садятся за столы.

Часть 2. Обустраиваем аквариум.

Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

П. Что это за этажи?

Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

Д. Других моделей у нас нет.

П. Сколько различных частей в аквариуме?

Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

П. Почему вы так считаете?

Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

Д. С голубой. Она обозначает воду.

П. Какая она по величине?

Д. Небольшая. Меньше белой.

П. Как вы это определили?

Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

Д. Вверху воздух. Они им дышат.

П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

Часть 3. Рыбы

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Олеся Круглова
    Конспект занятия в средней группе «Кто живет в аквариуме?»

    Конспект занятия в средней группе

    по теме : «Кто живет в аквариуме .

    Программное содержание :

    Вызвать желание у детей заботиться об обитателях аквариума . Развиваем общие интересы. Уточнить представление детей о том, что в аквариуме живут рыбки , растения, все они живые. Рыбки живут в хороших условиях. Активация речи, развитие познавательной речи.

    Воспитатель : Ребятки, где у нас живут рыбки? (в море,озере, речке)

    Воспитатель : Правильно! Давайте подумаем, а в квартире могут рыбки жить (могут)

    Этот дом не деревянный,

    Не из камня этот дом,

    Он прозрачный, он стеклянный

    Нету номера на нем

    И жильцы в нем не простые

    Не простые, золотые.

    Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

    Дети : Аквариум

    Воспитатель : А кто у нас живет в аквариуме ? (рыбки,растения)

    Воспитатель : А давайте посмотрим наш аквариум .

    И понаблюдаем за рыбками.

    Все рыбки у нас плавают? (Да)

    А они быстро плавают? (Да)

    А вода у рыбок должна быть чистая или грязная? (чистая)

    (Объясняет деткам, что в плохих условиях рыбки могут заболеть, тогда они будут плохо плавать. Показать какой не должна быть вода. Берем баночку с мутной водой)

    А какие у нас рыбки?

    (Перечисляем : что есть у рыбок)

    Что у нее впереди, а что сзади? (голова, хвост)

    Где спинка, а где брюшко? (наверху, внизу)

    Что у рыбки на голове (глаза, рот)

    Воспитатель : Какие молодцы ребятки, теперь знают, что есть у рыбок.

    Воспитатель : А в какой водичке живут рыбки?

    (предлагаем деткам потрогать воду)

    Воспитатель : А что еще есть в нашем аквариуме ? (на дне камушки и песок, растения)

    А рыбки кушают растения? (Да)

    А что еще кушают рыбки (Корм)

    Это специальный корм для рыбок. Понюхайте :запах- рыбий.

    Воспитатель :И рыбок нужно кормить каждый день.

    Давайте их покормим

    (одному из детей коробочку с кормом, другому- крышечку, остальные детки кормят рыбок, обозначая им меру кормления).

    Наблюдаем как рыбки кушают.

    Воспитатель : А пока они кушают, расскажу вам

    Считалачку

    «Ини, мини, майни,май.

    Рыбку за ногу поймай.

    Если рыбка : «Ой-ой-ой» ,

    Отпусти ее домой»

    Рыбки покушали и поплыли отдыхать, скажем им «До свидания!» .

    Методическая литература :

    1.. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,. изд-во «Учитель» -2016г.

    2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный Эколог» . – М.: Мозайка-Синтез,2016.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Кто живет в лесу?» Цель: расширять представления детей о диких животных нашего края. Задачи: - продолжить знакомство детей с животными леса, их особенностями.

    Тема:"Насекомые. " Программные задачи: 1. Учить пересказывать впервые прочитанный текст на основе временно-пространственных моделей. 2. Закрепить.

    Тема: «Фрукты» Цель: уточнить и расширить знания детей о фруктах. Задачи: 1. Закрепить знания о цвете, форме, размере, вкусе, запахе, характере.

    Рогачева Майя Петровна

    воспитатель МБДОУ № 8

    Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

    Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

    Ход занятия в средней группе

    Часть 1. Аквариум

    Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

    П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

    Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

    П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

    Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

    П. Зачем в аквариуме нужны растения?

    Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

    П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

    Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

    П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

    Дети садятся за столы.

    Часть 2. Обустраиваем аквариум.

    Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

    У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

    П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

    Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

    П. Что это за этажи?

    Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

    Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

    П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

    Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

    П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

    Д. Других моделей у нас нет.

    П. Сколько различных частей в аквариуме?

    Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

    П. Почему вы так считаете?

    Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

    Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

    Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

    П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

    Д. С голубой. Она обозначает воду.

    П. Какая она по величине?

    Д. Небольшая. Меньше белой.

    П. Как вы это определили?

    Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

    П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

    Д. Вверху воздух. Они им дышат.

    П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

    Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

    П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

    Часть 3. Рыбы

    П. А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок. (Дети вновь подходят к аквариуму) Как они называются?

    Д. Гуппи, меченосцы...,

    П. Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

    Д. Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и потому незаметные.

    П. Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

    Д. Маленькие яркие, а большие неприметные.

    П. У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

    Д. У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.

    Педагог объясняет, что среди рыб есть папы и мамы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками - самцы, а большие, серень-кие, незаметные - самочки.

    П. Чем покрыто тело рыбки?

    Д. Тело рыбки покрыто чешуйками.

    П. А чем покрыто тело кошки? Птицы?

    Д. У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы - перьями.

    Педагог прикрепляет графические схемы строения рыбки (рис. а, б).


    II. Как и с помощью чего передвигается рыбка?

    Д. Рыбка плавает. У неё есть плавники, они и в воде.

    П. Как передвигаются птицы? Кошки?

    Д. Птицы летают, ходят. У них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает- у неё лапы.

    Педагог выставляет ещё одну карточку (рис. в).

    П. Где живут рыбы?

    Д. Они живут в воде, У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.

    Педагог выставляет карточку с изображением воды (рис. г) и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным в воде. Показывает жабры на рисунке. Если в аквариуме живут крупные рыбы, то дети рассматривают их жабры, наблюдают, как рыбы дышат, как у них поднимаются и опускаются жаберные крышки. Рассказывают об увиденном.


    П. Чем рыбы питаются? Посмотрите на рисунок.


    Корм для аквариумных рыбок:

    а – лист салата; б – личинки мотыля; в – сухой корм; г – каша; д – хлеб; е – яичный желток; ж – мясной фарш; з – сухое молоко

    Д. Они едят сухой корм, крутую кашу (манную, гречневую, пшенную), салат, белый хлеб, мотыль - личинки комара, яичный желток, порошок сухого молока.

    П. Кто доедает корм за рыбками и таким образом помогает чистить аквариум?

    Д. Моллюски (улитки). Они едят то же, что и рыбки, а кроме того, питаются водорослями.

    П. А теперь давайте составим меню для рыбок на семь дней из пяти видов корма так, чтобы каждый день рыбки получали только два вида корма, но при этом питание их было разнообразным.

    Часть 4. Покормим рыбок

    Дети садятся за столы. У каждого набор карточек с изображением видов корма для аквариумных рыбок.

    П. На сколько дней составляем меню?

    Д. На неделю. Значит, на семь дней.

    П. Назовите, какой корм изображен на карточках?

    Д. Хлеб, каша, мотыль, сухой корм, желток яйца.

    П. Сколько всего видов корма у каждого из вас?

    Д. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять видов,

    П. Сколько видов корма можно давать каждый день?

    Д. Два вида.

    П. Составьте меню для рыбок на неделю.

    Дети составляют наборы с помощью карточек, педагог проверяет правильность выполнения задания каждым ребенком. Затем выставляет меню на фланелеграф. Например, понедельник - хлеб, мотыль; вторник - каша, сухой корм; среда - хлеб, желток; четверг - желток, каша; пятница - хлеб, каша; суббота - сухой корм, хлеб; воскресенье - желток, мотыль.

    П. Посмотрите на карточки и расскажите все, что вы узнали сегодня о рыбах.

    Дети составляют рассказ по опорным карточкам (рис. а, б, в, г, д).