Патриотические литературно музыкальные композиции о родине. Литературно - музыкальная композиция

Наталья Пермина
Музыкально-литературная композиция «Россия - Родина моя»

Сценарно-режиссерская разработка досуга «Россия- Родина моя »

Цель : Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Задачи :

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к стране.

2. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

3. Привить любовь к Отечеству.

4. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) .

5. Расширение представлений о стране, столице, символике государства.

Аудитория : дети подготовительной к школе группы, родители , воспитатели.

Форма проведения : досуг

Детский сад «Сказка»

Воспитатель

Самарская область

г. Нефтегорск

Дети входят в зал под песню «Красно солнышко» - Людмила Зыкина. Идут по кругу, затем змейкой, делают два круга, в центре зала расходятся вправо-влево и встают полукругом.

Вед : Внимание! Внимание!

Сегодня в этом зале

Не зря мы вместе собрались,

И всех друзей позвали!

Мы о России будем говорить ,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия

Песня «Русская сторонка» слова и музыка С . Кожуховской

У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя .

Для Ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья. …

У каждого на свете

Есть родина своя .

А там, где мы родились ,

Где радостно живем,

Края свои родные

Дети :

Мы родиной зовем . (Е. Карасев)

(звучит музыка , дети проходят до середины зала, расходятся вправо-влево и садятся на стульчики).

Вед : Дети, как называется наша родина ?

Дети : Россия .

Вед : Что мы Родиной зовем ?

Дети : Дом, в котором мы живем.

Вед : (читает на фоне слайдовой презентации)

Страна, где с вами мы живем,

Мы гордо Родиной зовем .

Любуемся ее красой,

Пшеничной хлебною косой.

Как велика наша страна,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса и степь и горы!

Вед : Почему мы все любим Родину – Россию ?

Дети : Потому, что нет нигде Родины красивей

Потому что нет нигде

Лучше наших пашен.

Лучше наших синих рек.

И полянок наших.

Реб : Родиной милой

Все с детства гордятся,

Все красоту ее берегут.

Это для нас день просыпается,

Это для нас рассветы поют.

Вед : Мы о Родине своей

Распеваем песни.

Потому что нет нигде

Родины чудесней !

Песня «Что мы Родиной зовем »

Реб : А, Россия , родная Россия ,

В твоем имени нежность берез

И народная мудрость и сила,

И сверкание утренних рос.

В твоих песнях разливы гармони.

В плясках - удаль и русская стать.

Реб : Я такой красоты не припомню,

Где б еще нам такую сыскать.

Я хочу пожелать тебе счастья,

Мирной жизни покоя, тепла,

Чтоб тебя не коснулось не счесть,

Чтоб судьба твоя светлой была!

Вед : Широка Россия ,

Широки ее просторы (слайд)

Вот она, Россия –наша страна ,

Очень и очень большая она,

Россия Родина , наш дом,

Где вместе с вами мы живем!

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем,

Россия , милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем!

Песня «Моя Россия » .

Реб : Нет на свете Родины красивей ,

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени-Россия

От степей простерлась

До морей.

Вед : на много тысяч километров раскинулась наша Родина - с востока

На запад, с севера на юг. Бывает, что в одном ее краю лето, а в другом

зима. И все то : моря и реки, и горы и леса, и города и поселки – есть

наша Родина .

Вед : Назовите главный город России столицу нашей Родины .

Дети : Ответы.

Вед : Правильно! Москва главный город России , столица нашей Родины .

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал!» - гласит народная мудрость.

Реб : Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля,

Москва – это сердце России ,

Которое любит тебя!

Звучит песня «Москва Златоглавая»

Реб : Славен город наших дедов.

В жизни многое изведав,

ОН стоит из года в год

Наша гордость и оплот.

Реб : И любыми временами

За Кремлевскими стенами,

Русь спасая от невзгод,

Жил великий наш народ.

Танцевальная композиция «Богатырская сила» .

Вед : Назовите, как называется главная песня нашей страны?

Дети : (ответы)

Вед : Что такое гимн? Кто знает?

Дети : (ответы)

(Звучит гимн России , все встают)

В каких случаях исполняют гимн России ?

Дети : (ответы)

Дети (ответы)

Вед : Когда простую песню слышишь,

Когда ты сам ее поешь-

Одним ты с ней дыханьем дышишь,

Одною жизнью с ней живешь!

(Л. Некрасов)

Песня «Моя Россия » .

Я рисую белым мелом облака,

Я мечтаю, будет день наверняка.

Это счастье, улыбнётся с неба мне.

И моей стране

Припев :

Моя Россия - моя страна

Моя Россия- мои друзья

Дай Бог нам силы, мы вместе одна семья

Сколько можно,вечно спорить ни о чём,

Сколько можно, воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране.

Припев :

Моя Россия - моя страна

Ты так красива во все годы-времена.

Моя Россия - мои друзья .

Дай Бог нам силы, мы вместе одна семья! 4 раза

Вед : Дети, а какие символы нашей страны вы знаете?

Дети : (ответы)

Вед : Кто назовет цвета Российского флага ?

Дети : (ответы)

Реб : Белый цвет - березка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Игра «Собери флаг»

Реб : Белый - облако большое.

Красный – солнышко восход.

Новый день Россию ждет .

Символ мира, чистоты

Это флаг моей страны!

(И. Смирнова)

Песня «Флаг России »

(слова В. Смирнова, музыка И . Смирновой)

Вед : Что изображено на гербе?

Реб : У России Величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восход

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный .

Вед : В народе сложено много пословиц и поговорок о Родине . А какие вы знаете?

Дети : «Человек без Родины , что соловей без песни» , «Береги Родину , как зеницу ока» , «Родина - всем матерям мать » , «Нет в мире краше Родины нашей » , «Одна у человека мать, одна у него и Родина » , «Где родился , там и пригодился»

Вед : Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать «Мама» , «Родина »

Реб : Стихотворение «Родина »

Мама и Родина очень похожи :

мама - красивая, Родина - тоже !

Вы присмотритесь : у мамы глаза

цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

напоминают луч солнца они.

Если поёт мама песню, то ей

вторит весёлый и звонкий ручей.

Так и должно быть : что дорого нам, -

напоминает всегда наших мам!

Вед : Любят солнце российские дети .

Любят видеть деревья в рассвете.

С молодыми садами, лесами

Мы расти и цвести будем сами.

Пусть цветет с каждым часом все краше

Дети : Дорогое Отечество наше!

Песня «Россия , мы дети твои»

Любуюсь тобой, ярко залитой солнцем,

За гладью озёр золотые поля,

И в первых словах навсегда остается

Земля, где я вырос, Россия моя .

И космоса даль, и простор океана

Нас манят загадочной силой своей,

Но ждёт нас Россия , любя и прощая,

Как матери любят своих сыновей.

Россия , мы дети твои,

Россия , мы дети твои,

Пусть вьются знамена над миром,

И с именем гордым твоим

Мы все твои дети, Россия ,

А значит, мы победим.

Россия , мы дети твои,

Россия , мы дети твои,

Пусть вёсны твои будут пахнуть дождями,

И смехом детей каждый день озарит,

Пусть в сердце любовь и добро будут с нами,

И Родины имя так гордо звучит.

Россия , мы дети твои,

Россия , мы дети твои,

Россия .

Вед : Когда празднуют праздник – День России ?

Реб : День России !

Мы каждый год его встречаем.

Мы Россияне , мы живем в России !

И бесконечно благодарны ей,

Считая ее Матерью своей!

Вед : Берегите Россию –

Без нее нам не жить!

Берегите ее,

Чтобы вечно ей жить!

Нашей правдой и силой.

Нашей гордой судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой .

(Е. Синицин)

Вед : Пусть всегда Россия наша процветает ,

Никаких пускай не будет потрясений!

Лично вам любить я Родину желаю ,

И ценить ее, не ведая сомнений!

Хоровод «Ромашковая Русь»

(дети уходят)

Литературно-музыкальная композиция. « Я люблю тебя, моя деревня»

Данная литературно-музыкальная композиция может быть использована на уроках мужества? открытых воспитательных мероприятиях, выступлениях коллективов в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.

Участниками данной композиции являются учащиеся 5-6 классов.

Цель и задачи:

Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Задачи:

Приобщение детей, подростков, молодежи к патриотическим и историческим традициям культуры своего Отечества;

Воспитание обучающихся и воспитанников в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Формирование нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;

Выявление и поддержка талантливых детей и подростков, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер

Песня «С чего начинается Родина»

(под медленную мелодию дети начинают читать стихи)

1 чтец . Откуда начинается Россия

С Курил? С Камчатки или с Командор?

О чём грустят глаза её большие

Над камышами всех её озёр?

2 чтец . Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью. В том её звезда.

И в этом каждый видит своё счастье.

Она горит и светит нам всегда.

3 чтец. Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

1 чтец . Наша большая Родина – Россия. Эти строки – о ней. А малая родина у каждого своя. Край дремучих лесов, край невиданных рек…-это всё она, уникальная земля Суксунская. А малая частица её деревни Агафонково и Бердыкаево.

2 чтец : Каждую малую ветку,

Каждый цветок над ручьем

Мы Родиной нашей любимой,

Родиной малой зовем.

Может быть, красивее,

Может быть, счастливее,

Может быть, богаче

Где-то есть края.

Только нет милее,

Только нет роднее

На земле деревни,

Чем моя.

Ведущий : Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали опознавать окружающий нас мир.

(Звучит тихо музыка П. И. Чайковского и учащиеся рассказывают стихи.)

1 чтец : Родина наша малая-

Там, где родился и рос

Связаны с ласкою маминой,

С лепетом белых берёз.

2 чтец: Родина наша малая-

Там, где в тяжёлый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнёт.

3 чтец: Родина наша малая-

Там, где в прощальный час

Зори восходят алые,

Добром, провожая нас.

(Исполняется учащимися песня «Наш край». Слова: А. Пришельца. Музыка Д. Кабалевского )

4 чтец. Деревня Агафонково и Бердыкаево – это край, где мы родились. Здесь наши корни, здесь наша семья. Здесь, мы сделали первые шаги. Эти деревни самые отдаленные деревни нашего района. История этих деревень тесно связана. Возникновение деревни Бердыкаево официально зафиксировано в 1675 году, тогда она впервые появилась на карте Кунгурского края. По переписи Кайсарова на месте теперешней деревни Бердыкаево стояли 3 юрты. Выходит деревне Бердыкаево не менее 400 лет. История возникновения деревни Агафонково связано 1670-80 ми годами. По переписи 1811 года, на карте появляется деревня Агафонково, но дворы числятся в деревне Бердыкаево. По переписи 1869 года волостной центр находится в деревне Агафонково, которая вышла из состава деревни Бердыкаево. Родоначальником деревни Агафонково считается дед Агафон. Дед его, Енаруш Кунилев, жил в соседней юрте, рядом с Бердыкаем Кобеняковым. По описанию родовых знаков - они с одного рода. Деревня Агафонково расположена на живописном берегу реки Сылва.

1 чтец. У каждого листочка,

У каждого куста

Есть главное на свете

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились

Где радостно живём,

Края свои родные.

Мы Родиной зовём.

5 чтец. Самым любимым местом в моей деревне для меня является мой родной дом.

Все дороги ведут сюда

В мой родительский отчий дом

В этом доме всегда весна.

Мне не надо красивых хором

Мне не надо чужих земель

Этот дом – это всё для меня

Громче всех здесь поёт капель

И свежее всех, после дождя.

Песня «Родительский дом»

Ведущий 1. В 1928 году в деревне возник колхоз, которому были отданы лучшие земли крестьян. Первым колхозом в деревне был колхоз «Игенче» , который состоял из 15 хозяйств. На весь район славилась молочно-товарная ферма- победитель областного соревнования. Передовые доярки в 1958 году занесены в областную Книгу Почета. в 1964 году колхоз поменял название на колхоз «Агафонковский» В 2000 году проведена реорганизация колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив, из-за развала экономики в области, районе, в деревне. Но деревню это не спасло.

Чтец 2. Я люблю тебя моя деревня

За твои прекрасные поля,

За колосья золотого цвета

И за блеск журчащего ручья.

За пруды поросшие травою,

За леса зеленые твои.

Я ищу в них вечного покоя

Трогая рукою ковыли

Чтец 3. В 1941 году на нашу Родину обрушилась беда: началась Великая Отечественная война. На фронт из нашей деревни ушло 255 человек. Наши деревенские жители не остались в стороне: они храбро воевали, сражались на разных фронтах, многие были ранены, 155 человек остались на полях сражений. В 2015 году вся страна отметит 70-летие Великой Победы. А в нашей деревне остался лишь один ветеран Великой Отечественной войны – Мусабикова Гульшира. .

Читаю короткие сводки:
Мол, фронт – без особых боев…
А мы подбираем пилотки,
Свалившиеся с голов.
Винтовки вздымаем круто.
Грусть сыплется с желтых берез…
И девушка-санинструктор
Не просыхает от слез.

Чтец. В настоящее время на территории Агафонково находится школа, когда-то она была средней, а сегодня она – филиал Тисовсой школы- в школе обучаются всего 12 учащихся, и 10 дошкольников группы кратковременного пребывания., а когда –то и она славилась своими учениками.
Звучит тихая мелодия, на фоне которой ученик читает
стихотворение.
Маленький кусочек от России –
Деревушка милая моя,
Многих ты в полях своих взрастила,
Отпустила в дальние края.

Отпустила, снова не вернула,
А сама осталась уж не той.
Маленький кусочек от России,
Я вдали – душа моя с тобой.

По деревне бродят только бабки,
Нет ребят и маленьких внучат,
Не дежурят ночью по порядку,
Колотушки ночью не стучат.
Некому стеречь и от пожара
Да и слова некому презреть.
Маленький кусочек от России
Неужели может умереть?

Некому в полях пахать и сеять,
Некому картошку убирать,
Некому, друзья мои, поверить,
Что деревня может умирать.

Не могу, но все идет к кончине,
Если только молодежь опять
Не вернется в край, где нас учили
Сеять, жать и поле убирать.

Песня «Деревня моя»

Ведущий.
Любовь к малой Родине – это не пустые слова. Не хочется верить, что может исчезнуть наша маленькая и такая дорогая для нас деревня. Но в наших силах изменить все и сохранить самое дорогое – малую Родину.

Ведущий : Нельзя не гордиться краем, в котором ты живёшь.

Моя любимая родная деревня

Ты на свете живешь много лет.

Для меня ты красива, и дорога.

Зажигается в окнах свет.

Полевые твои цветочки

Я готов целовать всегда

Обнимать лесные берёзки

Видеть речки родной берега.

И никак нельзя позабыть

Твой сладчайший запах сирени,

Шепот листьев, просторов синь,

Звон весенней первой капели.

Ты мне нужна–

Как небу, солнце

Ты мне нужна –

Как рыбе, вода.

Ты мне нужна

Как свет в оконце

Я любить тебя буду всегда.
Ведущий: Малая Родина… Деревня, где вы родились, где живут ваши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома. Все это нужно сберечь и сохранить, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.

Сценарий историко – литературной музыкальной композиции “Русь, Россия, Родина моя”.

Слово директору школы - На экране просторы России,

    Звучит мелодия “Россия - матушка” (минусовка Жасмин),

на сцену выходит директор школы В.М. Жадова.

Выступление гостей.

    ГИМН РОССИИ

    Звучит: Рахманинов С. «Концерт для фортепиано с оркестром»

(на фоне музыки Буслаева Н.В., Войнова Л.В.)

Нелегок путь России своенравной -

Столетья закаляли ее стать.

Окреп с годами дух самодержавный.

Историю потомкам должно знать.

Русь Древняя под Рюрика началом

Есть власти государственной исток.

История сурово закругляла

Свой первый из пяти лихих виток.

За ним пришло Москвы стоглавой царство,

Прославилась Империя Петра

И Красное Советов Государство,

А ныне - Федерации пора.

Хватило нам на долю испытаний –

Немало пережили мы потерь.

Уходит время разочарований,

Вперед смелее смотрим мы теперь.

Исполнены торжественным волненьем,

Сплотимся крепкой, дружною семьей.

Своим патриотическим раденьем

Поднимем мы Россию – Дом родной!

    Фоновая музыка – «Рассвет на Москва - реке» (начало погромче)

на сцену выходит сказитель Баян. (Алёшин Владимир, 11класс)

Баян: Мне бы в руки звонкие гусли взять

Да потешить вас старой сказкою.

Неспроста нынче начали вспоминать

Призабытую быль славянскую.

Коли крепко помнится о былом

Легче знать, что в грядущем станется,

Так пускай же быль не слывёт быльём,

Пусть вовек старина не старится.

Баян: Русь языческая

Отмахнём по честь тыщу лет назад

Рыща след на тропу троянову.

Поведём свой сказ не на новый лад,

А по замышленью моему, баянову.

И пускай привидится сквозь туман

За посадами и за весями,

Как скитается по Руси Баян,

Собирая приданья с песнями.

    На сцене языческий танец под песню ансамбля Ивана Купала «Полосынька» - 6в класс

    Фоновая музыка «Богатырская симфония» Мусоргского

Баян читает слова на фоне музыки

Баян: Много дней Баян по Руси гулял,

А как в Киев прийти случилося,

Подевился мудрый старик,

Сколько тут чудес приключилося….

Правил Киевом Стольным Владимир князь,

Тот, кто Русь собирал по зёрнышку

И кого преспешники, умиляясь

Называли вслух Красным Солнышком.

И в боях и в пирах был тот князь силён:

Дума скорая, речь умелая.

800, не меньше имел он жён.

Сыновей – аж дружина целая.

С младу князь был язычеством обуян,

Хоть по всей земле зычно кликни – ка:

Ни в своих родных, не в чужих краях

Не сыскать такого язычника,

Он кумирами изукрасил град.

На холмах заблестали в роскоши

Со своим исконным Перуном в ряд

Привозные Хорсы, да Мокоши.

Баян: А теперь войдём же, наконец

С удалой толпою молодецкою

В золотой, резной, теремной дворец

Прямо в гридницу княжескую.

    Музыка «Переполох» танец Скоморохи (7б класс)

    Аренский А.С. «Фантазии» (фоновая музыка до середины слов Антона Кутукова)

Баян: Восседает у князя великий совет,

Воеводы, бояре думные.

Говорит старшином Владимир – свет,

Таковы слова великомудрые.

    Театральная миниатюра - князь Владимир -11класс, Антон Кутуков, Олег Данилов Никита Копнин, Кирилл Полынов, Тимофей Денисенко.

Аз собрал вас нонь не пир пировать,

Думу думать большую, главную:

Как любезной отчиной управлять,

Как упрочивать власть державную?

Друга! Братия верная, гой еси!

Людям бога чтить полагается,

Ан ведь темный люд на лесной Руси

Пням бесчувственным поклоняется.

Не срамно ли нам от других отстать

В веке разума воссиявшего,

Не пора ли новых богов сыскать

Для отечества заплутавшего?

Тут, успевший братину осушить,

Молвит слово Добрыня-дядюшка:

Так каким же ноне богам служить

Повелишь нам, прикажешь, князюшка? -

Князь тяжелой дланью подпер чело.

Видно, долго умом раскидывал,

Чай, немало вер изучил зело.

Тьму пресвитеров перевидывал.

Звали нас Магометов закон принять...

Зол закон на хмельное зелие.

Где же русским людям коран понять,

Коль питье - всей Руси веселие!

От хазарских каганов был посол,

Речью ластился фарисейскою,

Ждал, чтоб Киев-батюшка перешел

В веру ихнюю, иудейскую.

Иудеям короток был ответ:

«Зря своих богов предлагаете,

У самих у вас даже дома нет,

По чужим краям обитаете!»

Нам бы надобно к вере прийти такой,

Чтобы в храмах высоких пелося,

Чтоб, отведав сладости неземной,

Прежней горечи не схотелося!

Потому порешили мы в Корсунь плыть

С нашей знатью большой боярскою,

Там самим креститься и Русь крестить

В веру новую христианскую.

10. Песня « Покаяние» Ледовских Ирина

На экране видеоряд – икона Чудотворная, монастыри, свечи ….

    Аренский А.С. «Фантазии» Фоновая музыка

Ведущий: В 988 году князь Владимир принял на Руси православную христианскую веру. Вера в единого Бога собрала славянские племена и помогла им ощутить себя единым народом. (2 слайда)

    Прокофьев С. «Рыцари» Фоновая музыка (до середины слов Котельного Михаила)

Ведущий: Это был 13 век. Тевтоно – ливонские рыцари двинулись с запада на Русь, объявив новый крестовый поход. Русь привлекала завоевателей своими великими землями и богатствами. Захватчики ждали лёгкой победы над нашим народом, ведь Русь только что пережила кровавый удар монголов.

Котельный Михаил

Поэма « Александр Невский» К. Симонова, по ходу чтения музыка меняется – Прокофьев « Русская конница».

На голубом и мокроватом

Чудском потрескавшемся льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные щиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

Всё было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

Гулять отправились сюда...

Князь перед русскими полками

Коня с разлёта развернул,

Закованными в сталь руками

Под облака сердито ткнул.

«Пусть с немцами нас бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем божьему суду!»

А впереди, по звонким льдинам

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином -

Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следит за битвою с горы.

Его дружинники скучали,

Топтались кони, тлел костёр.

Бояре старые ворчали:

«Иль меч у князя не остёр?

Не так дрались отцы и деды

За свой удел, за город свой,

Бросались в бой, ища победы,

Рискуя княжьей головой!»

Князь молча слушал разговоры,

Насупясь на коне сидел;

Сегодня он спасал не город,

Не вотчину, не свой удел.

Сегодня силой всенародной

Он путь ливонцам закрывал,

И тот, кто рисковал сегодня, -

Тот всею Русью рисковал.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

    Фоновая музыка Прокофьев С. «Русская конница»(до конца стиха)

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лёд вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлёпая об лёд.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил.

Видео «Александр Невский» (музыка и слова с видео)

    «Полонянки» музыка + видео до конца стиха Архиповой Марии

Ведущий:

Неспешно в годы лихолетья

Потоком бед ползло столетье,

Орда сжигала города.

Был век 14 тогда.

Сметая всё и разрушая,

На Русь пришла беда большая.

И были страшными следы

От злобной поступи Орды.

Чтиво: « Полонянки» - ученица 6А класса Архипова Мария
Полонянки шли степями,

Руки скручены ремнями,

Так девиц и гнали к морю.

Уцелевших же на горе

К персам, к туркам повезли,

Погрузив на корабли.

Турки пленных, как товар,

Покупали у татар.

Бедным девушкам отныне

Не видать земли своей,

И живут они рабынями,

Чтоб качать чужих детей.

Всё в чужих краях не мило –

Солнце, звёзды, соловьи.

Соловьи поют постыло,

Потому, что не свои.

И не радуют цветы

Небывалой красоты.

    На сцене танец «Улетай на крыльях» (видео, музыка с видео)

16. Миниатюра «Дмитрий Донской» без музыки (Блох Эндрю,

Морохов Игорь, Пащенко Георгий, Василов Альберт, Ухов Даниил)

«Не довольно ль, братцы, даром

Отдавать добро татарам?

Сбросить иго, не пора ли?

Сколько лет нас обирали!

Ой, вы, силы молодые,

Выше копья поднимай!

Возомнил себя Батыем

Злой татарин, хан Мамай.

Он путём Батыя старым

Всей ордой пошёл на Русь.

Надо дать отпор татарам.

Я вас в бой вести берусь!»

С чего бы слово мне начать

О славе тех времён?..

Большую, тысяч в триста, рать

Привёл Мамай на Дон.

Она драконом в сто голов

Легла на берегу,

О ней вернее этих слов

Сказать я не могу…

Пришли с войсками Дмитрий-князь

И друг его - Боброк.

Неслышно, крадучись, в туман

Пришли богатыри.

И на семь вёрст раскинут стан,

И ждут они зари…

Поутру Мамай в шатре

Глянул в щёлку узкую

И увидел на заре

В поле силу русскую.

«Ай-ай-ай! - подумал хан. -

Что за наваждение!

Может, так шалит шайтан?

Может, сновидение?»

Хан опять глаза протёр,

Закричал сердито.

Трепеща, к нему в шатёр

Прибежала свита.

«Вы видали эту рать?

Мы её разгоним!

Время битву начинать!

Батыры! По коням!

Поднимайтесь на врага

Золотой ордою!»

Крик в степи: «Олга! Олга!» -

Призывает к бою.

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Вот тут-то памятный урок

Был дан врагам-татарам:

Вдруг вывел конницу Боброк,

Что прятал он недаром.

И нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Мамай бегущих увидал,

Их крики услыхал он,

И сам, как баба, зарыдал,

И сам завыл шакалом.

Никто остановить не мог

Смятенного потока, -

Орда катилась на восток,

Гонимая жестоко.

А сам Мамай, один, на юг

Бежал живым, здоровым,

Но там пришёл ему каюк -

Убит был ханом новым.

Как мне закончить быль мою

О поле Куликовом?

Кому я славу пропою?

Кого прославлю словом?

Руси достойных сыновей -

Отчизны честь и силу,

А князя Дмитрия - Донским

С тех пор прозвал народ.

И слава добрая за ним

До наших дней живёт.

17. Фоновая музыка флейта (до слов «Мать мёртвого сына под вязом…» )

Ведущий: 1480 год - правление Ивана III , собирателя русских земель.

18. Чтиво « Казачья легенда» - Амирханян Анна

Давно, страсть давно, ах, и в те времена

Морила, губила, сжигала война.

Несчётные вражьи сходились полки

И шли безудержно до Дону-реки.

Казачья им сила навстречу пошла,

И в схватке неравной в степи полегла.

А враг, нагружённый добром не своим,

Шляхами небитыми тронулся в Крым.

И вышла Наталья, казачая мать,

Ах, сына Степана по Полю искать.

В соседней станице, сожжённой дотла,

Мать мёртвого сына под вязом нашла.

19. Фоновая музыка Моцарт «Реквием» (Лакримоза)

А рядом, сраженный казачьим копьём,

Татарин израненный, с мёртвым конём,

Метался в предсмертной борьбе на траве,

И кровь, ох, на бритой его голове.

Он шепчет чегой-то-су-бер, аль су-бар...

Напиться так просят у них, у татар.

И кинулась мать, чтобы сына обмыть;

Татарина хочет она напоить,

Могилку бы вырыть-да руки дрожат,

И катятся горькие слёзы, как град.

И бредит татарин. И солнышко жжёт.

А ворон-могильщик и кружит, и ждёт.

И кинулась снова казачая мать,

Татарина хочет она приподнять,

Он в латы закован, подбитый орёл,

И ей не под силу. Тяжёл, ох, тяжёл!

Татарскою саблею, слабой рукой,

Мать роет могилку, а слёзы - рекой.

Но дело своё до конца довела,

И сына зарыла, и Отчу прочла.

И снова к татарину: «Боже ты мой.

Никак не поднять - агромадный такой!

Поди, у него-то маманя его

Всё ждёт - не дождётся сынка своего.

Хоть нет его, Стёпушки, Господи, нет,

Нехай очунеется этот Ахмет!

Ох, нету в живых моего казака,

Нехай, хучь татарка, дождётся сынка!»

И хочет татарина вновь приподнять...

И всё это видела Божия Мать.

И кинулась к Богу-Отцу в небесах,

Просила Его со слезами в глазах,

И сбилась... и начала горько рыдать,

И хочет Наталью Ему показать,

Что, сына зарывши в землице сырой,

Татарина поит водой ключевой.

И видит: Господнею волей святой

Поднялся Степан из земли, из сырой,

Подходит к сражённому в битве врагу,

И матери шепчет: «Постой, помогу».

И с матерью вместе Ахмета подняв,

Кладёт на ковёр из лазоревых трав.

Не знает Наталья, казачая мать,

Смеяться ли ей - иль от счастья рыдать:

Господь бесконечных неведомых сил

Степана ей, сына её, воскресил!

20. Фоновая музыка флейта до конца стиха

Татарин спокойно лежит на траве,

Нет крови на бритой его голове.

Уснул он, спокойно Ахметка уснул,

Вернётся он снова в родимый аул.

Расскажет: в далёкой стране казаков

Сражённых на землю, не мучат врагов.

Дадут и поесть, и напиться дадут,

У них, казаков, там - лежачих не бьют!

А если кто думал - народ их убит,

Напрасно! Господь казаков воскресит.

И в мирном труде, не в кровавом бою,

Державу Казачью построят свою.

21. Театральная миниатюра Иван III в исполнении 10 класса

Обуяла татарского хана гордыня:

Он потомок прямой Чингис-хана!

Что-то мало ему подчиняется ныне

Русь великого князя Ивана!

«От высоких от гор и от тёмных лесов,

Что подвластны ордынскому хану,

И от сладостных вод и от чистых лугов

Шлёт Ахмет своё слово Ивану.

Ты припомни, как корчились ваши цари

От Батыевой сабли жестокой,

Сорок тысяч алтын мне теперь набери

И отдай эту дань за три срока.

Да ещё островерхий колпак свой вдави

В знак покорности хану Ахмету,

А не то потоплю твою землю в крови",

По хребтам по боярским проеду.

И как минет зима - девяносто ночей, -

Снова стану для вас я бедою,

Доберусь до Москвы я с ордою моей,

Напою тебя мутной водою!..»

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!..»

С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,.

И распалась ордынская сила.

22. Видео с поляками (видео поляки без музыки)

Музыка – Набат до окончания звучания колоколов.

Ведущий: Н епререкаемый истории один, в борьбе не будет закон, кто предан Родине своей, в борьбе не будет побеждён.

23. Театральная миниатюра - Смута – 9Б

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и с огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены -

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идёт,

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней,

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, всё, что лишь могли,

На площадь Минину несли,

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал,

И эту рать в туманной мгле,

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице он повёл.

Подошёл под Крымский брод.

С тыла грянул на Ходкевича

Всею мощью, что была,

Далеко до поля Девичья

Сеча грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

24. Глинка М.И. «Славься, ты славься, ты – Русь, моя!»

25. Гендель «На водах» фоновая музыка до конца

Ведущий: Наступила пора царя Петра I . Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству.

Чтиво – « Пётр Первый» ученик 6а класса – Гребенюк Даниил.

Романов Пётр Алексеевич

Окно в Европу прорубил,

Потратил он на то не мало

Терпенья, мудрости и сил.

Учился строить каравеллы,

Водил потешные полки,

Побрили бороды бояре

Попав в Петровские силки.

Одели на манер немецкий

Камзолы, туфли, парики.

Так и не поняли величья

Петра седые старики.

И доживая век кондовый

Держали фигу под полой,

Но поздно, мир родился новый,

Задорный, смелый, молодой.

Остался Пётр в умах народа

Как всадник медный на коне,

Стоит он на высоком камне,

Европа перед ним в окне.

Царь - человек, Герой, Завоеватель.

Несокрушимого крутого нрава

Им создана огромная страна

Великая Российская Держава.

26. Видео с музыкой

Ансамбль песни – « Марш Преображенского полка» 6 класс

27. ВАЛЬС Петров Александр (пара вальсирует)

Музыка Г. Свиридов «Метель» (вальс)

28. Ведущий: Восемнадцатый век – золотой век дворянства

(вместе с вальсом)

29. Музыка «Тройка» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Ведущий : В июне 1812 года армия доселе непобедимая армия Наполеона вторглась в пределы России. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Варвара Рябова

Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Наполеон, он принес миру горе, смерть, разрушения.

Жалкий человек, чего он хочет?

Небо ясно под небом места много всем,

но беспрестанно и напрасно один враждует он - зачем?

30. Музыка «Французский марш» (всё на фоне музыки)

Наполеон (Михаил Котельный):

В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия, Я раздавлю ее. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если я возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак, Москва.

31. Музыка «Романс» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

Да! Были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля боя.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Военный Совет в Филях (Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав)

Господа, думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию

Потеряв этот город, мы сохраним армию

И вы говорите этот город, да этот город - сердце России, ее священная столица. Умереть каждому, но отстоять столицу.

Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России, сохраним армию, спасем и Москву и Россию. Приказываю отступать.

Елена Бабич и Варвара Рябова

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля

Но не пошла Москва моя.

К нему с повинной головой.

Не праздник,

Не священный дар,

Она готовила пожар.

Нетерпеливому герою.

Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав

Будете вы у меня ворон жрать, французы.

Наполеон:

Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.

Лористон:

Ваше превосходительство. Я уполномочен мои императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Пора кончать говорите? А мы, граф, войну только начали. Да, только начали.

Лористон:

Но война ведется варварскими способами, со стороны русских.

Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию.

Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф, что еще предложить.

Война закончилась за полным истреблением неприятели. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату.

32. Музыка «Боже, царя храни!»

(П.Чайковский Увертюра «1812 год») (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года

33. Видео с музыкой «1917 год – видео, газетчики»

Ведущий: «В России произошла революция, власть захватили большевики, Временное правительство арестовано.»

Чтиво – Маяковский – Нефёдова Д. и Чурикова С., Туркина А.

34. « Как родная меня мать провожала». Песня в исполнении 5Б класса.

35. «Взвейтесь кострами синие ночи» - под плюсовку. На сцене 5А класс, инсценировка

36. Музыка «В буднях великих строек» - инсценировка 7Б класса.

37. Видео Левитан – Объявление войны

Фоновая музыка «Священная война»

38. Песня «Победа» - Гайворонская Анна.

Школьный прощальный бал

Музыки круговорот

Танго оркестр играл

Шёл 41-й год

Кружишься в танце ты

Бывший десятый-а

Завтра твои мечты

Перечеркнёт война

Прощай, прощай, прощай

Детство с чистыми глазами

Прощай, прощай, прощай

Впереди войны экзамен

И не сдать его нельзя

За отечество в ответе

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Утром, уйдя в туман

Доблестный выбрав путь

Мы не считали ран

Не береглись от пуль

Милых не долюбив,

Песен не дописав,

Родину заслонив,

Падали в зелень трав

Прощай, прощай, прощай

Мой ровесник, мой товарищ

Прощай, прощай, прощай

Мы уходим в дым пожарищ

Над тобой роняя грусть

Словно мама плачет ива

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

Отполыхал закат

Утро весны восход

Мимо садов и хат

Шёл 45-й год

Где ты 10 "А"?

Памятной той весной

Из двадцати ребят

Лишь трое пришли домой

Весна, весна, весна!

И салют, салют в полнеба!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, победа!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, Победа!

39. Песня – «Дети войны» - минусовка Ледовских Ирина и 3 классы

(видео без музыки)

40. Чтиво: - Чурикова София «День Победы»

Фоновая музыка «Брестская крепость» до конца.

Когда окончилась война,

Цвели сады и птицы пели,

И, словно белая волна,

Мели вишнёвые метели.

А в домике молилась мать,

Просила Господа о сыне...

И не хотела принимать,

Что безвести сыночек сгинул...

В молитвах мать войну кляла,

Шептала имя сына тихо...

Она бы сердце отдала -

Так было ей сегодня лихо.

Зашла соседка и стоит,

Прижавшись к стенке виновато,

А за окном весна звенит,

Как гимн погибшему солдату.

Салют разрезал небосвод,

Земля спасённая рыдала.

Победу праздновал народ,

А мать сыночка поминала...

Так будь же проклята, война!

Любая, что ещё грохочет,

Моя родимая страна,

Как мать, покоя детям хочет!

41. Монтаж «Помните» - 6А класс

Фоновая музыка «Мама…»

Через года через века - ПОМНИТЕ!

О тех, кто уже не придет никогда - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ценой своей жизни нас защитил - ПОМНИТЕ!

О тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто на речных переправах шел, словно камень, но дну - ПОМНИТЕ!

О тех, кто навеки безымянным канул в фашистском плену - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов - ПОМНИТЕ!

Всех тех, кто ушёл в бессмертие и победил - ПОМНИТЕ!

42. Ведущий: Объявляется Минута молчания, на экране Вечный огонь и звучит метроном с видео

43. Ведущий: Наша страна выстояла в смертельной схватке с коричневой чумой, разгромила фашизм и возродилась к жизни, как птица Феникс.

44. Видео с музыкой «Время вперёд», Гагрин.

Чтиво – « Гагарин» - 1 класс

В космической ракете

С названием "Восток"

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Сказал: "Поехали!" Гагарин.

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень.

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда.

Надежд, желаний и событий,

Теперь всё это - навсегда!

45 . Песня: минус «Россия – Звезда моя» (Хохлома видео без музыки) - Логачёва Елизавета 7Б класс

46 . Чтиво - Стихотворение – «Россия» - 3 класс – Иванова Полина.

Видео с музыкой «Россия»

47 . «Гимн молодёжи» - Барабошкина Виктория, Ледовских Ирина, Саджая Меги, 7а, 7б, 6а класс и поют все.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

"Тамбовский край - мой край родной».

Скворцова Маргарита Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

р. п. Дмитриевка

2013 г.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Цели:

    расширить знания учащихся о родном крае;

    воспитывать у учащихся любовь к родному краю.

Оборудование: карта Тамбовской области; стенды с видами Тамбова; выставка книг о Тамбовском крае, портреты выдающихся людей.

Звучит песня “С чего начинается Родина?”.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Ход урока

Ведущий 1:Действительно, с чего начинается наша Родина? Великая земля наших отцов. Поля и леса, моря и горы, города и маленькие деревушки, белые стволы берёз и шорох спелых колосьев. Эту землю мы называем самым дорогим именем – Родина. Но на этой земле есть место, которое самое дорогое для каждого человека, и чем больше пройдёт он по земле, тем дороже ему приметы родного края.

Стихотворение

Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша –
В самом сердце России.
Начиналась как крепость,
Разрослась вширь и ввысь.
В людях – сила, и крепость,
И кипучая жизнь…
Были стоны и крики,
И отчаянья миг:
Не щадил Боборыкин
Ни себя, ни других.
Но звезда восходила,
Освещая Тамбов.
Знать, и вправду так было,
Говорили: там – Бог!
Ниспослал он таланты
На тамбовскую пашню,
И взрастали гиганты
На землице на нашей.
Здесь жили и творили
Баратынский, Державин,
Верой – правдой служили
И народ уважали…
Восхищался Чайковский
Черноземною мощью.
За границей Рахманинов
Тосковал по Тамбовщине.
Здесь великие ценности
От Сергеева-Ценского…
А какое богатство
Нам оставил Вернадский!
Он творил для народа,
Слава сердцу, уму!
Человек и природа
Благодарны ему…
Цна – голубка пленяла
Не одно поколенье…
Перед родиной малой
Постоим на коленях…

Ведущий 2: Тамбовский край – небольшой уголок необъятной Родины, часть русской земли в самом её центре, неповторимый уголок России.

Стихотворение

За деревню выйдешь на рассвете –
Разольётся запах медуниц.
Встрепенётся и затихнет ветер
На равнинах зреющих пшениц.
Перелески да реки, да в цветах косогор
Полюбил я навеки мой Тамбовский простор.

Песня “Деревенское детство моё”

Заблудились в тумане деревья
Поднимается солнце в зенит
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.
Здесь на лавочках деды шутливо,
Про своё вспоминают житьё.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство моё.
Деревенское детство моё.
Заливаются в клубе гармони,
Жёлтый месяц согнулся в дугу.
И пасутся усталые кони
На прохладном и мокром лугу.
Здесь вручили мне землю в наследство.
Ни за что не прожить без неё…
Здесь навеки прописано детство,
Деревенское детство моё,
Деревенское детство моё.

Ведущий 2: Родная Тамбовщина! Ты не можешь удивлять путешественников высокими горами, большими реками с бурными водопадами. Здесь всё скромно и вместе с тем неповторимо красиво. Красота природы родного края подсказала Ивану Шамову сюжет стихотворения “Край мой Тамбовский”.

Стихотворение

Край мой Тамбовский, смолистые сосны,
Край мой отцовский, юные вёсны…
Где я не буду, сколько б ни прожил,
Я не забуду край свой хороший.
Воздух тамбовский, светлые реки…
С краем отцовским связан навеки.
Равнина, среднерусская равнина.
Просторна, солнцем вся освещена.

Ведущий 1: Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она “рассинелась” речками. Хороши наши реки! В их прозрачных водах отражаются зори и закаты. Мы любим наши “голубоглазые” равнинные реки: Цну, Челновую, Ворону, Лесной Воронеж…

Стихотворение

Рад посвятить стихов страницу
Тебе, тамбовская река.
Тебе с другими не сравниться:
Не Волга ты и не Ока.
Но я живу с тобою рядом,
Я слышу твой весенний шум.
Твоею свежестью, отрада,
В погоду знойную дышу…
Тебя лучами день ласкает,
В ночи любуется луна.
Тобой, спокойная, простая,
Чуть-чуть задумчивая Цна.

Ведущий 1: Тамбовщина… Широко и привольно раскинулись её земли в центре России. Леса и зелёные луга, чистые реки и знаменитый чернозём – всё это составляет богатство нашего края. Щедра и богата природа Тамбовского края. Много лекарственных растений встречается в нашей области. Одно из них – облепиха. А знаете ли вы, чем полезна облепиха?

(Облепиха – витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения ран).

Ответьте, что это?
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.

(Лук)

От каких болезней можно лечиться луком? (от насморка, от кашля, от простуды).

Наша земля благоприятна для роста растений, богатых полезными и питательными веществами.

Песня “Родная песенка”

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами
Над полями и лугами.

Припев: Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.
Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Припев:

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

Припев:

Ведущий 2: 1636 год. Растёт и крепнет государство Российское. Для защиты южных границ от набегов воздвигались крепости, создавалась единая заградительная линия.

На высоком берегу при впадении реки Студенца в Цну был основан город-крепость – Тамбов.

Через тамбовские земли протянулась часть линии укреплений, которая получила в народе название “Татарский вал”.

Ведущий 1: Ничем не приметный сторожевой город, он видел много тягот, много пережил. Отрезанный от остальной страны бездорожьем Тамбовский край долго оставался изолированным.

В 1796 году была создана Тамбовская губерния, которая по своей площади почти в два раза превосходила нынешнюю Тамбовскую область.

Картину губернского города Тамбова мы можем увидеть на страницах “Тамбовской казначейши” Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение

Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда;
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые,
И фонари, и мостовые,
Там два трактира есть, один
“Московский”, а другой “Берлин”.
Там есть ещё четыре будки,
При них два будочника есть;
По форме отдают вам честь,
И смена им два раза в сутки…

Ведущий 2: В сентябре 1937 году была образована Тамбовская область, но тогда она занимала большую территорию, чем сейчас. В современных границах наша область была сформирована в феврале 1939 года.

Ведущий 1: В этом году исполнилось 370 лет со дня основания Тамбова. Трудно складывалась история нашего края. Но сколько удивительных людей прошло его дорогами, оставив след в его судьбе.

Скольким служила источником вдохновения прекрасная природа родной Тамбовской земли.

В памяти каждый из нас сохранит имена тех, кто составил славу и гордость родной земли.

Стихотворение

Какая удивительная сила!
Размах у русских гениев какой!
Сыны земли Тамбовской и России,
Вы вечно живы в памяти людской…
И вот опять на набережной цнинской,
Где красота видна со всех концов,
Идёт поэт Евгений Баратынский –
Вернулся он к полям своих отцов…
В садах тамбовских притаилось чудо –
Деревья буйным цветом расцвели.
И чувствует, и чувствует Мичурин
Бессмертное дыхание земли.
Ей каждый в пояс поклониться должен:
Здесь жил, творил, оставил острый взгляд
Герасимов – талантливый художник…
Здесь жил Чичерин – первый дипломат…
Нет, музыка другая за границей,
И небо, и земля – совсем не те:
Рахманинов в Тамбовский край стремится,
Чтоб музыку создать о красоте…
Ах, этот дивный воздух деревенский!
А в городе течёт голубка – Цна.
Как воспевал её Сергеев-Ценский!
Как вдохновляла гениев она!...
Тамбовский край! В истории державы
Ты оставляешь свой заметный след:
Ведь навсегда прописан здесь
Державин – великий губернатор и поэт…

Ведущий 1: О нашем крае можно говорить долго, но обо всём рассказать трудно. Мы ещё не раз вернёмся к этой теме. Кого интересует прошлое и настоящее нашего края, вы можете узнать о многом из книг о Тамбовском крае. Некоторые из них мы показали на нашей выставке.

Гимн Тамбовской области

На просторах бескрайних и синих
Где берёзы любуются Цной,
В самом центре великой России
Ты раскинулся край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу храня от оков.

Припев: Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни.
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда,
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.

Список используемой литературы:

    Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. В 6 т. - Тамбов, 1883-1897.

    Наш край тамбовский. - Тамбов, 1991

    И пыль веков от хартии отряхнув…: хрестоматия по истории Тамбовского края.- Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993.- 388 с.

    В. Т. Дорожкина Сборник стихотворений «Весь мир проходит сквозь меня». Тамбов. 2001

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

Разработала:
Муженская Валентина Николаевна,учитель ОПК

Сценарий
литературно­ музыкальной композиции
«Милый сердцу уголок»
Чтец:
Поля да овраги, луга, перелески,
Люблю тебя с детства мой край деревенский
Зимою село утопает в сугробах
Весной ­ в белой пене садов и черемух
А летом­ вокруг золотая пшеница
Ну как мне в такой хуторок не влюбиться.
Звучит гимн х Маркин
(исполняет вокальная группа)
Гимн
1
На земле Донской
Есть хутор небольшой,
Хутор небольшой,
Но сердцу дорогой.
Припев:

Я люблю тебя, мой золотой
2.
Здесь хлеба растут,

Здесь сады цветут,
И в почете тут хлебороба труд
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
3.
На земле родной,
Здесь живут со мной
Как одной семьей
Весь наш народ простой
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
Звучит музыка « Гляжу в озера синие»
Выходят казак и казачка. Музыка смолкает.
Звуки природы(на фоне журчания ручья, пения птиц).
Инсценировка (казак и казачка)
Она: Ой, заря ноне ясная. Тихо ­ то как, и ковыль не шолохнется.
Он: Глянь, глянь, как рыба в реке играить.
Она: Красиво­ то как! Люблю я наш край.
Надысь слыхала я, что казаков за хорошую службу землей одаривать будут
Он: Верный закон. Вот послушайте, люди добрые, приказ атамана нашего
(зачитывает указ):
От 28 мая года 1835 утвердил государь­ батюшка Николай 1 закон «Об
улучшении в земле Войска Донского юртовых довольствий и о наделении
помещенных крестьян землёю».Наградить казака станицы
Бессергеневской Маркова наделом земли на берегу полноводной реки
Кадамовка.

Она: Название хутора произошло от фамилии казака Маркова, который заложил
хутор в этих живописных местах.
Песня («Над родимой степью» Исполняет вокальная группа).
Чтец:
Я счастлив, что в хуторе Маркин родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю:
Мой хутор ­ частичка великого края!
Чтец:
Куда ни глянешь – светится хрустальная роса,
В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса.
На эти дали дальние смотрю – не насмотрюсь,
На все четыре стороны – ромашковая Русь.
Чтец:
Малая Родина или большая ­ все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, ­ все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.
Чтец:
Для России наш хутор – частица,
А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
Звучит музыка «С чего начинается Родина.»
Участники уходят, на сцене ведущие.)
Чтец. (читает под музыку).
Родина! Нет ничего дороже тебя. Разве существует что­либо не только
более дорогое, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Она
подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всем,
что живу, дышу, учусь я обязана ей одной – моей прекрасной Родине. Но
всякое дерево имеет корни, которые его питают и связывают с землей.
Это наша история, наши деды и прадеды, их дела, молчаливо живущие
рядом с нами. Это славные имена сыновей и дочерей моего хутора.
Чтец:
Уж так заведено годами,
И дальше так тому и быть,
Минувших лет святую память
Мы будем бережно хранить.
Звучит музыка «Риорита»
Дети прогуливаются парами.
Танец прерывается сообщением о начале войны:
Левитан. Начало войны.(звучит голос за кадром).

Под музыку «Вставай страна огромная» выходят солдаты (маршируют
несколько раз по кругу, читают стихи.)
Чтец:
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,
Над страною дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозные годы войны
Присягают на верность твои боевые сыны
.
Звучит «До свидания, мальчики».(На фоне музыки).
Чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Звучит музыка «То не ветер ветку клонит»
Сценка.(выходит скорбящая женщина­мать. На фоне музыки звучит стих)
Р.Рождественский «Реквием».
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь -

не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной,
сын, не возвращаешься? Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою...Отзовись,
моя кровиночка! Маленький. Единственный...
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!Зернышко мое,
Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою...
Не хочу я ничегошеньки -только сына
милого. За лесами моя ластынька!
За горами - за громадами...Если выплаканы
глазыньки -сердцем плачут матери.
Белый свет не мил. Изболелась я. Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Звучит колокольный звон.(уходит со сцены)
Танец журавлей
(Девочки в белых платьях и накидках кружатся с бумажными голубями)
Презентация. Слайды о ветеранах.
Левитан.Конец войне
Голос за кадром (слайд: вечный огонь):
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и на веки ничто не забыто.
Звучит музыка «Широка страна моя родная»
Выходят чтецы