Пабло пикассо авиньонские девушки. «Авиньонские девицы» – шедевр Пабло Пикассо

Название, англ. : The girls of Avignon.
Оригинальное название : Les Demoiselles d"Avignon.
Год окончания : 1907.
Размеры : 245 × 234 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Нью-Йорк, Музей современного искусства

Полотно было написано в 1907 году и ознаменовало собой новый творческий этап в жизни Пикассо - кубизм. История создания картины гласит, что сюжет навеян кварталом Авиньон в Барселоне, в котором располагался публичный дом. Задумывая произведение, художник сделал несколько эскизов, основные их которых - соблазнительная сцена в борделе, но в процессе работы остановился на выполнении пяти обнаженных фигур и натюрморта.

Эта картина взорвала представление о живописи в обывательском понимании этого слова. Шокировала публику, которая знала Пикассо, и которому вновь удалось добиться ошеломляющего эффекта посредством новаторства. Тут отрицаются и органическая целостность человеческого тела, и его пропорции. Изображения создают эффект трехмерности, а грани, клинья, углы затенены таким образом, что являют собой картину некоего отвердевшего пространства, или прозрачных тел, и все это целостно, непрерывно, обтекаемо…

Мастер представил зрителям неких чудовищ с масками вместо лиц, едва обозначенной половой принадлежностью, пугающими созданиями дикой природы, агрессивной эротики, возбуждающей экспрессии.

Изображенные фигуры выполнены по-разному необычно. Слева силуэт имеет что-то общее с ассирийскими и египетскими рельефами. Женские фигуры в центральной части полотна - это роспись романских храмов Каталонии, с присущим ей мистическим лиризмом. Лица правых фигур напоминают африканские лики. Они как будто владеют знанием жуткого, магического ритуала.

Данный факт имеет свою подоплеку, ведь в 1907 году в Париже проходила выставка, посвященная культуре и быту народов Африки. В своем произведении Пикассо по-новому воссоздал увиденные ритуальные маски африканцев. На картине - таинственные, пугающие зрителя существа, которые завораживают своей неподвижностью. Мастер создал мрачные и загадочные образы, которые подавляют мысли, инстинкты и чувства, довлеют над зрителем. Именно отсюда идет «демонизм» в творчестве мастера, о котором так много говорят критики.

Пикассо ставил перед собой задачу перенести объемную форму на плотность, расчленить ее на геометрические составляющие, а также решить поиск экспрессивной деформации, выразить гротеск. Ему удается насытить фигуры мощной силой и жутковатой агрессией.

В картине присутствуют охристо-розовые цвета и синеватый тон, как дань уже ушедших «голубого и розового» периодов в творчестве художника. Угловато-острые элементы рисунка напоминают технику Матисса. Расположение, группировка фигур - это, скорее всего, от Сезанна, который вдохновил своими «Купальщицами» немало художников-кубистов.

Несомненно, картина имеет традиционное и в то же время новаторское начало. Переплетение этих двух квинтэссенций несет зашифрованность и аллегоричность сюжета. Тут господствуют варварские истоки, стихийные, с хаотичными вкраплениями, когда вся история была соткана из мифов и сказаний.

Парижская богема приняла «Девиц» не однозначно. А. Матисс усмотрел в этом произведении ключ к новому развитию изобразительного искусства, приревновал, а потому отошел к тем, кто был против картины. Жорж Брак, наоборот, настолько восхитился изображением, что она вдохновила его на создание своей «Обнаженной».

История написания полотна, также, тесно связана с личным кризисом отношений мастера и Фернанды Оливье - они девять лет вместе, Пикассо начинает тяготиться этими отношениями, и решает проверить чувства альтернативными связями.

В картине нет сюжетности, она наполнена неким мистическим смыслом. Ее язык необычен и нов, а сама манера исполнения стала значительным событием в изобразительном искусстве того времени.

Своим названием полотно обязано Анре Сальмону - поэту и близкому другу Пикассо.

В 1905 г. Пикассо создает свою знаменитую серию “Акробаты”, “Девочка на шаре”, “Семья акробатов” и другие композиции “розового” периода, исполненные мягкого лиризма, еще более детализированные, близкие к натуре, чем предыдущие работы. Они не предвещают того перелома в творчестве художника, который наступает внезапно и со всей резкостью проявляется впервые в большой композиции “Авиньонские девицы”. Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, “Две обнаженные женщины” (обе картины написаны в 1906 г.). Но когда она была закончена, в 1907 г., в ней не осталось ничего, что напоминало бы прежнего Пикассо “розового” периода. Пять обнаженных женских фигур, изображенных в разных ракурсах, заполняющих почти всю поверхность холста, как бы грубо вытесаны из твердого дерева или камня. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии.

Авиньонские девушки. П. Пикассо. 1907 год.

Картина Авиньонские девицы (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала 20 в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета -- купальщицы на фоне пейзажа. Однако нарочитые смещения форм создают эффект, автономного пространства. Холст более не рассматривается как окно в иллюзорное пространство. Картина теперь не считается подражанием природе и вообще чему бы то ни было; отныне она самоценный, независимый объект.

В картине Авиньонские девицы изображение состоит из нескольких фрагментов живописных плоскостей, которые оказываются не жестко скрепленными, а находящимися в свободном движении друг относительно друга. Если зритель смотрит на верхний правый угол картины, он с большим трудом может обнаружить плоскости, разграничивающие объемы предметов и пустое пространство. Такого разделения -- одного из основополагающих понятий для всей предшествующей западноевропейской живописи -- в этой работе не существует. Искаженные формы со срезанными углами и совмещением фрагментов разных пространственных планов передают ощущение необработанности первичной материи. В поисках первобытной энергии и мощи Пикассо, как уже отмечалось, обращался к мотивам иберийской скульптуры и африканских резных деревянных масок -- формам примитивного искусства, которые в начале века вызывали огромный интерес у парижских художников и любителей искусства.

Замысел и композиция картины Авиньонские девицы соответствуют эстетике кубизма -- направления в искусстве, которое создали ок. 1909 Пикассо и Брак. Первая фаза развития этого течения (1909--1912) получила название «аналитический кубизм»: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы. Направление развития кубизма на ранней стадии можно последовательно проиллюстрировать картинами Пикассо: Сидящая женщина (1909, Лондон, коллекция Пенроуз), Портрет Канвайлера (1910, Нью-Йорк, частное собрание) и Моя красавица (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Постепенно сюжет теряет свое значение; различие между предметами и свободным пространством исчезает, композиция становится все более дробной. Вопреки расхожему мнению, в цели Пикассо и Брака не входило изображение предмета одновременно с разных точек зрения. Скорее они стремились использовать предметы как средство исследования новых пространственных отношений, которые могли существовать только внутри самой картины и не были связаны со зрительным восприятием реального мира.

Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора. Ж.Брак, увидевший “Авиньонских девиц” одним из первых, возмущенно заявил, что Пикассо хочет заставить его “есть паклю и пить керосин”. По свидетельству Гертруды Стайн, известный русский коллекционер С.И.Щукин, большой поклонник живописи Пикассо, будучи у нее после посещения мастерской художника, чуть ли не со слезами на глазах воскликнул: “Какая потеря для французской живописи!” Маршаны, до того скупавшие все работы Пикассо, отказались приобрести эту картину, значение которой в 1907 г. поняли, кажется, только два человека - Гийом Аполлинер и Даниель Анри Канвейлер. Именно эта картина, так и оставшаяся непризнанной, знаменует начало нового, “негритянского” периода в творчестве Пикассо и нового направления в мировом искусстве - кубизма.

“Картина “Авиньонские девицы” не является в собственном смысле кубистской картиной, - пишет крупнейший английский исследователь Джон Голдинг. - Кубизм реалистичен… в некотором смысле это - искусство классическое. “Девицы” же производят впечатление крайней напряженности… Вместе с тем этот холст, бесспорно, отмечает перелом в творчестве Пикассо и, более того, начало новой эры в истории искусства. Он является логической отправной точкой в истории кубизма. Анализ картины отчетливо показывает, что большинство проблем, над которыми позднее будут совместно работать в процессе создания стиля Брак и Пикассо, здесь уже поставлены, может быть, еще неумело, но впервые достаточно ясно”.

По свидетельству Г.Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо), именно в период работы над “Авиньонскими девицами” художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой. М.Жорж-Мишель в книге “Живописцы и скульпторы, которых я знал” вспоминает о посещении Пикассо вместе с Аполлинером экспозиции негритянского искусства в Музее этнографии Трокадеро. По словам Жорж-Мишеля, Пикассо “вначале легкомысленно развлекался, но затем страстно увлекся безыскусственными варварскими формами”. Можно добавить, что в 1906 г. Пикассо познакомился с Дереном, который находился тогда под сильным впечатлением от африканской скульптуры, открытой им в Британском музее.

Поэт и критик Андре Сальмон, всемерно поддерживавший новое направление в искусстве, был первым указавшим на связь между созданием знаменитой картины и африканской скульптурой. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. “День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. К этому времени художник уже увлекся искусством негров, считая его более совершенным, чем египетское. Причем особенно он ценил его конструктивность, считая, что дагомейские или полинезийские образы предельно лаконично передают пластическую сущность предмета”.

По свидетельству Сезанна, Пикассо явно отдавал себе отчет в том, что в африканской скульптуре его привлекает безыскусственная пластичность, непосредственность. В связи с этим следует упомянуть также замечание русского критика Тугендхольда в статье о коллекции С.И.Щукина. “Когда я был в мастерской Пикассо, - писал Тугендхольд, - я увидел там черных идолов Конго, я вспомнил слова А.Н.Бенуа о… предостерегающей аналогии между искусством Пикассо и религиозным искусством африканских дикарей и спросил художника, интересует ли его мистическая сторона этих скульптур… Нисколько, ответил он мне, меня занимает их геометрическая простота”.

Геометрическая простота фигур - именно то, что прежде всего бросается в глаза в “Авиньонских девицах”. Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. По рисунку и цвету эти головы резко отличаются от остальных, и композиция в целом производит впечатление незаконченности. Рентгенограмма картины показала, что обе эти фигуры, самые новаторские и в то же время самые “негритянские”, были написаны вначале в той же манере, что и остальные, но вскоре переписаны заново. Предполагают, что они были переработаны после посещения художником этнографического музея, когда он “страстно увлекся” африканской скульптурой.

“Я сделал половину картины, - объяснял Пикассо, - я чувствовал, что это не то! Я сделал иначе. Я спросил себя: должен ли я переделать все целиком. Потом сказал: нет, поймут, что я хотел сказать”.

1906 г. был определяющим для дальнейшей направленности его творчества, именно в это время Пикассо переходит от реализма сентиментального к реализму пластическому. Пикассо больше не удовлетворяют его предыдущие достижения. “Все это от чувства!” - заявил он в 1906 г. другу по поводу своих предыдущих работ. Уяснение этого момента (отрицание чувства, переживаний как основы творческого импульса) очень важно для правильного понимания тех задач, которые были поставлены пионерами кубизма.

В этом смысле весьма характерны известные афоризмы Ж.Брака - одного из основателей этого направления: “Я люблю правило, которое корректирует переживание”, “Чувства деформируют, рассудок - формирует”, “Эмоция не должна передаваться взволнованным трепетом. Она не усиливается и не имитируется. Она есть завязь, произведение - распустившийся цветок”. Однако эти формулировки появились позднее, когда Брак в тесном сотрудничестве с Пикассо уже далеко ушел по новому пути. Вначале шокированный больше других “Авиньонскими девицами”, он вскоре оказался первым признанным представителем направления, которое именно его работам обязано своим названием.

«Авиньонские девицы » – очень необычная и знаковая работа в творчестве живописца Пабло Пикассо, с которой, как считают искусствоведы, начался кубизм.

Как рождаются шедевры

Картину «Авиньонские девицы» великий художник написал в 1907 году. Это полотно открыло кубический период творчества Пикассо, который постоянно находился в поиске новых выразительных средств.

Предположительно, Пабло вдохновило полотно французского постимпрессиониста Поля Сезанна «Купальщицы», на котором изображено множество полнотелых обнаженных женщин. Кроме того, в 1906 году Пикассо побывал на парижской выставке иберийской скульптуры.

Иберами называли группы народов, которые жили в глубокой древности, в железном веке, на побережье Средиземного моря между устьем реки Роны и Гибралтаром. После них осталось множество памятников, в частности, фактурные скульптуры, главной из которых считается «Дама из Эльче». Безусловно, эти произведения искусства оказали влияние на впечатлительного Пикассо и подтолкнули его на создание собственного шедевра.

«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо: сюжет

Существует несколько версий относительно происхождения замысла и сюжета полотна. По одной из них, на картине изображен бордель, в который, видимо, наведывался художник. Вероятно, это заведение располагалось в Барселоне, в Готическом квартале, на улице Авиньон. Вот таким неожиданным образом связаны великое полотно Пикассо и старинный городок Прованса.

Во время написания картины Пикассо переживал непростой период: его отношения с возлюбленной Фернандой Оливье дали трещину. Соответственно, эту работу можно рассматривать как некую квинтэссенцию внутреннего мира мастера: сомневаясь в силе чувств, связывавших его с Фернандой, он начинает мысленно проверять их на стороне.

На картине Пикассо мы видим пять полностью обнаженных дам, причем каждая из них написана в особой манере. Так, две фигуры с лицами, похожими на африканские ритуальные маски, расположенные справа, знаменуют собой рождение кубизма, совершенно нового живописного направления начала ХХ века. Дамы написаны приятными персиково-охристыми красками на голубом фоне – это отсылает зрителя к так называемым «розовому» и «голубому» периодам творчества Пикассо.

В картине интересно переплетаются живопись и театр – две главных страсти художника. Мы видим сценку, разыгравшуюся в публичном доме. Будучи запечатленной рукой гения, она навсегда вошла в историю мирового изобразительного искусства.

Пикассо. Авиньонские девицы. Судьба полотна.

Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель», однако за ней закрепилось название «Авиньонские девицы» (1907) , которое придумал приятель Пикассо, писатель Андре Сальмон.

Новое полотно Пабло привлекло внимание парижское богемы. Художников настолько поразил новаторский стиль работы мастера, что один из них, Жорж Брак, будучи под впечатлением, написал полотно «Обнаженная». Кроме того, «Авиньонские девицы» Пабло повлияли на творчество Робера Делоне, основоположника «орфизма», и Андре Дерена, графика, керамиста и театрального декоратора.

Анри Матисс же, напротив, не был в восторге от произведения Пикассо и высказывался о нем крайне критично. Вероятно, у художника были личные мотивы, ведь именно «Авиньонские девицы », а не его «Танец», открыли дверь в авангардное искусство.

Коллекционер Жак Дусе, французский модельер и меценат, почитатель творчества импрессионистов, приобрел картину в 1920 году. Интересно, что до этого момента шедевр Пикассо нигде не выставлялся. Впервые его представили широкой публике в 1937 году.

Вот так маленькому Авиньону удалось косвенно повлиять на творчество Большого художника.

Описание картины Авиньонские девицы

Тема картины была внушена Пикассо девушками публичного дома квартала Авиньон в Барселоне Я(он походил на улицу, где подростком жил художик). Обычная картина, тема которой - поститутки, представляет красивое нравоучение. На подготовительных эскизах бок о бок с "Авеньонскими девицами" сидят моряки и студент-медик, держащий череп, - нечтно вроде memento mori, объеденяющей секс и смерть. Окончательная версия картины представляет пять проституток перед наполовину прикрытой шторой, в нижней части композиции - натюрморт из плодов.

Это - отличающееся от предшествующих, не дискурсивное (то есть последовательно рассказанное) произведение художника. Значение следует за символом и педставляется скорее как вызов. Близких Пикассо шокировала не столько тема, сколько манера, в которой выполненна картина: ее фигуры напоминают разобщенные доски изгороди, через которую глаз фиксирует события.

Источники картины различны. Предыдущим летом Пикассо провел "каникулы" в Госоле, прогретой солнцем деревне выше долины Андорры, в сердце Пиренеев. Там он участвовал в жизни крестьян - сопровождал их на охоте, слшал легенды, гулял. По возвращении в Париж художник приобрел две каменные иберийские головы с сомкнутыми глазами и сжатыми челюстями. К этому добавляется открытие африканской скульптуры, без сомнения решающее.

"Авиньонские девицы" выполненв в два периода ожесточенной работы - приблизительно по шесть месяцев для каждой из сторон, очень отличающихся друг от друга. В первый период художник написал три центральные фигуры, за исключение головы женщины помещенные в левой части и выполненные в том же стиле, что и созданные в Госоле произведения и иберийские скульптуры. Обнаруживаются характерные моменты: тяжелые подбородки, огромные уши и выпученные глаза. Пикассо наслаивал на полотно их тела, фиксируя угловатость груди и коленей, ориентировал их носы, презрев все правила живописи, установившиеся начиная с Ренессанса.

Писатель и коллекционер Гертруда Стайн познакомилась с этой картиной и написала: " Каждый шедевр родился на свет с дозой уродства в нем. Это уродство - знак борьбы творца с целью создания новой ыещи новым образом". Прекрасная брутальность выражена, главным образом, персонажами правой стороны, которая была выполнена возможно в июле с неслыханной, "дикой" смелостью: параллельные полосы, штриховки, надрезы, которыми исполосованы тела.ю узкие неодинаковые глаза. Тела этих персонажей, с их чистыми цветами, - более угловатые, чем тела трех других женщин и сидящей проститутки внизу справа - с ногами и бюстом, повернутыми так, что она становится похожей на монстра.

Видение Пикассо в "Авеньонских девицах" боизко примитивам, нагружено дедовскии страхами и отложившимися в паяти угрозами. Пикассо в рамках ретроспективы хотел изобразить что-то противоположное "Турецким богиням" Жана Доминика Энгра. В Госоле за год до "Авиньонских девиц" он создал почти монохромную композицию "Гарем". Это как первый этап к созданию "Авиньонских девиц".

Для своих значимых работ художник всегда делал эскизы. "Авиньонские девицы" сопровождались многочисленными этюдами, среди которых - параллельно выполненные эскизы обнаженных. Существуют так же эскизы, выполненные китайской тушью. Говорят о том, что знаменитая картина многим обязана Сезанну (будучи "отщепенцем" импрессионизма, он стал героем художников молодого поколения). Авеньонские девицы - предвестники кубизма, с которго начнется следующий год, ставший революционным для современного искусства. Автору этой революции 26 лет. Картина, будучи скатана, кочевала по мастерским художника, в конечном счете найдя приют в музее лишь спустя 32 года - своего рода шедевр в кредит.

В 1924 году она оказалась в частной коллекции одельера Жака Дусе, купивего ее по совету Андре Бретона за 25 000 франков, выплаченных в виде 12 ежемесячных взносов.


Пикассо начал работать над задумкой для этой картины еще в 1906 году. Эскизы композиции работы сохранились до настоящего момента. Интересно, что сюжет картины видоизменялся. В начале 1907 года Пикассо замышлял семь фигур - пять женских и две мужские. По позам героев похоже, что весь конфликт такой расстановки персонажей должен быть сосредоточен внутри картины. А в доработанном майском эскизе мужчины вышли за пределы композиции, а напряженность перенеслась на зрителя.

Пабло Пикассо - Студент медицины, моряк и пять обнаженных в борделе (начало 1907)

Пабло Пикассо - Пять обнаженных (май 1907)

Пикассо относительно долго работал над созданием этой картины. Иногда его не устраивали части изображения, тогда он снимал краску и переписывал их. Так и не добившись полностью удовлетворившего бы его результата, в 1907 году Пикассо начал показывать полотно гостям своей студии, предупреждая, что это - неоконченная картина. По одной из легенд авторское название работы - «Авиньонский бордель».

Пабло Пикассо - Авиньонские девицы (июль 1907)

Реакция зрителей была однозначно негативной - друзья Пикассо были шокированы резкостью и «непривлекательностью» картины.

Неодобрение вызвало также и название картины, чрезмерно вызывающее и провокационное для того времени. Друг Пикассо Адре Сальмон предложил художнику использовать другое название - «Авиньонские девицы». Пикассо одобрил. Видимо, ему понравилось, что Авиньон таит в себе неоднозначность - это и город во Франции (для большинства зрителей), и улица на окраине Барселоны, знаменитая своими публичными домами (для самой целевой аудитории). Эта история фигурирует в некоторых источниках, в других утверждается, что Пикассо и не давал картине названия до предложения со стороны Сальмона.

В ноябре 1907 Брак увидел эту картину и вынес свой вердикт - «Твоя картина производит впечатление, будто ты хочешь, чтобы мы жевали паклю или пили бензин» .

На почве такой сомнительной славы последнего эксперимента Пикассо, к нему в студию в 1907 году пришел Канвайлер, малоизвестный в то время торговец картинами. Позднее он написал:

В левой части полотна перед зрителем предстали неподвижные обнаженные фигуры с огромными внимательными глазами. Их негибкие тела окрашены в телесный, черный и белый цвета. Все это вполне соответствует стилю художника 1906 года. На переднем плане и в правой части картины расположены чужеродные элементы: 2 фигуры и фрукты, написанные угловато в более резких цветах. Это - начало кубизма, первая явная и отчаянная попытка решить все конфликтующие проблемы сразу. А главной задачей было отобразить трехмерные объекты на плоской поверхности холста, и осмыслить их в пределах двухмерного пространства.

Стоит отметить, что слова «отображение» и «осмысление» употребляются здесь в самом строгом смысле. Пикассо не хотел симулировать форму с помощью светотени, он задался целью построить органичную объемную структуру. В процессе решения этой задачи возникли трудности с использованием цвета и, что важнее, с согласованием всех элементов между собой так, чтобы они представляли собой сбалансированное единое произведение. При этом Пикассо полностью отказался от использования светотени. Он стремительно атаковал все эти неприятности одновременно, но с таким подходом у него не получилось разрешить вышеописанные конфликты.

Это, однако, не делает картину менее красивой. Пикассо, как и любой великий мастер, всегда создает эстетически прекрасные работы. Я лишь хотел сказать, что цели, которые он поставил перед собой, на этом этапе не были достигнуты. (Канвайлер)

Из-за общей негативной реакции Пикассо немало расстроился и долгое время он почти никому ее не показывал. Только в 1916 году картина была предоставлена вниманию публики. В 1921 Пикассо продал картину коллекционеру Жаку Дусе. А в 1939 году, после еще одной смены владельца, картина была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке, где и находится по сегодняшний день.