Откровение иоанна богослова 15 глава. Библия онлайн

И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное — семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

Можно было бы подумать, что, рассказав о жатве суда, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему нужно еще много чего сказать — о последних ужасах и тысячелетнем правлении святых, о последнем приступе язычников и об окончательном блаженстве.

Иоанн рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божия. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов.

Все это происходит на небесах. Прежде чем приступить к рассказу о семи ангелах с семью чашами гнева, Иоанн рассказал о тех, кто принял мученическую смерть ради Христа и теперь стоят на как бы стеклянном море. Это море мы уже видели в 4,6. Теперь это стекло смешано с огнем, совершенно естественное сочетание в настоящих условиях. В этом отрывке говорится о суде, а в Писании огонь часто является символом суда. Град и огонь — одна из казней египетских (Исх. 9,24); солому Бог сожжет огнем неугасимым (Мат. 3,12); а Бог наш есть огонь поедающий (Евр. 12,29). Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится на землю.

Вскоре мы слышим песнь Моисея. Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли от опасности и прошли через Чермное море. Также и мученики, говорит Суит, невредимыми прошли через море мученичества и достигли небесных берегов.

Мученики, говорит Иоанн, победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Это крайне важно. Мученики умерли самой жестокой и ужасной смертью, и все же Иоанн говорит, что они победили зверя и вышли победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы окончательное поражение. В истории ранней Церкви день мученической смерти как день победы. В истории мученической смерти Перпетуы читаем: «День их победы подходил к концу и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице». Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот отберет ее» (Мат. 16,25). Одержать подлинную победу — это не благоразумно сохранить жизнь, а смело встретить лицом к лицу самое худшее, что может причинить зло и, если нужно, быть верным до конца. «Да лишит Господь вас мира вашего, — сказал испанский мистик Унамуно, — и даст вас славу».

Откровение 15:3.4 Победная песнь

И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Мученики-победители поют две песни: песнь Агнца, которую, как мы видели (14,3) могли выучить только они; и песнь Моисея, раба Божия. Это была песня, которую пел Моисей во славу Божию после благополучного перехода Израиля через Чермное море. Она находится в Исх. 15,1-19: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением… Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес?… Господь будет царствовать во веки и в вечность».

Эта песнь была запечатлена в памяти иудеев. Ее пели на каждой субботней службе в синагоге. Во время каждой иудейской службы чтение Шемы, кредо веры Израиля, сопровождалось — и сопровождается еще сейчас, — двумя молитвами, и одна из них вот эта песнь: «Истинно, что Ты Иегова, Бог наш, и Бог наших отцов, наш Спаситель и Спаситель наших отцов, наш Создатель, Скала нашего Спасения, Помощь наша и наш Избавитель. Имя Твое извечно и нет Бога кроме Тебя. Новую песнь воспели те, что были избавлены, Твоему имени на морском берегу; они все вместе восхваляли Тебя и величали Царем и говорили, да царствует Иегова в беспредельном мире! Благословен, Ты Господи, спасший Израиля». Песнь Моисея запечатлела навек величайшее избавление в истории избранного Богом народа Израиля, и эту песнь поют победоносные мученики, проведенные через море гонений в обетованную землю небесную.

Но у мучеников есть своя собственная песнь. Здесь выделяются два обстоятельства.

1. Она почти полностью составлена из цитат из Ветхого Завета. Мы сперва приводим слова песни, а потом соответствующие места Ветхого Завета.

Велики и чудны дела Твои.

«Как велики дела Твои, Господи» (Пс. 91,6). «Велики дела Господни» (Пс. 110,2) «Он сотворил чудеса» (Пс. 97,1). «Дивны дела Твои» (Пс. 138,14).

Праведны и истинны пути Твои.

«Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144,17).

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?

«Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85,9).

Ты един свят.

«Нет столь святого, как Господь» (1 Цар. 2,2). «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» (Пс. 98,3). «Свято и страшно имя Его!» 77с. 110,9).

Открылись суды Твои.

«Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 97,2) Такой отрывок показывает нам, насколько Иоанн был погружен в Ветхий Завет.

2. В песне торжествующих мучеников бросается в глаза еще одна вещь. В ней нет ни слова об их собственных свершениях; эта песнь с начала и до конца — лирическое излияние в честь величия Божия.

Небеса — это место, где люди забывают о себе и помнят только о Боге. Как выразился Р. Г. Чарльз: «При видении совершенного Бога свое «я» совершенно забывается». Суит выразился так: «В присутствии Бога мученики забывают о себе; мысли их поглощены окружающими их новыми чудесами; перед нами открыта слава Божия и Его великий план, в котором их страдания составляют лишь крайне незначительную толику. Они начинают видеть великие события мировой драмы и мы слышим славословие, в котором они приветствуют свое первое совершенно ясное видение Бога и Его дел».

Откровение 15:5-7 Ангелы-мстители

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе,

И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

Скиния откровения — так обычно называется в Ветхом Завете скиния в пустыне (Числ. 9,15; 17,7; 18,2). Таким образом Иоанн имеет в виду вовсе не иерусалимский Храм, а древнюю скинию.

И вот именно из скинии вышли семь ангелов-мстителей. В центре Святого в скинии стоял ковчег завета; ящик, в котором находились скрижали с Десятью заповедями, составлявшими суть закона. Другими словами, эти ангелы вышли из того места, где находится закон Божий, чтобы показать, что ни один человек и ни один народ не может безнаказанно игнорировать закон Божий.

Эти ангелы-мстители одеты в чистую и светлую льняную одежду и опоясаны золотыми поясами. Одежда ангелов символизирует три вещи, а) Это священническая одежда. Одежду из тонкого белого льняного полотна и шитый золотом пояс вокруг стана носили первосвященники. Первосвященника вполне можно назвать представителем Бога среди людей, и эти ангелы вышли как представители-мстители Бога, б) Это царская одежда. Белое льняное полотно и высокие пояса одежды князей и царей и вот эти ангелы вышли в царственном одеянии и с полномочиями Царя царей, в) Это — небесная одежда. Юноша у пустого гроба Иисуса был облачен в белую одежду (Мат. 28,3; Мар. 16,5), а ангелы, жители небесные, пришли исполнить на земле решение Бога.

Чаши, наполненные гневом Бога, дало семи ангелам одно из четырех животных. Когда мы в первый раз говорили о четырех животных при их первом появлении на сцене (4,7), мы видели, что первое животное было подобно льву; второе — подобно тельцу; третье имело лицо, как человек; а четвертое животное подобно орлу, и что они являются символами всего самого сильного, храброго, мудрого и быстрого в природе. Если это так, то будет вполне уместно, если одно из них даст семи ангелам чаши, наполненные гневом Бога. Чаши гнева должны принести несчастья в природу и на землю и вполне может быть, что это символ того, как природа сама отдает себя в руки и в распоряжение Бога для того, чтобы служить Его целям.

Откровение 15:8 Неприступная слава

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Идея славы Божией, символизируемой облаком дыма, типична для Ветхого Завета. В видении пророка Исаии дом Божий наполнился курениями (Ис. 6,-4).

Кроме того, и идея, что никто не может приблизиться к Храму, пока там находится дым от славы Божией, тоже типична для Ветхого Завета. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40,34.35). Об освящении Соломонова Храма говорится: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар.8,10.11).

В этом заключена двойная идея. Во-первых, идея, что цели Божии часто скрыты облаком от людей, ибо никто не может посмотреть, что на уме у Бога; и, во-вторых, идея, что святость и слава Божии таковы, что человек сам по себе не может приблизиться к Нему.

Но некоторые богословы считают, что это значит нечто большее. Никто не может войти в Храм до тех пор, пока не завершатся семь казней семи ангелов. В этом Р. Г. Чарльз видит символическую констатацию факта, что как бы человек не приближался к Богу и не обращался к Нему, это не может отвратить грядущего суда.

Глава поясняет, что будет происходить на небесах после «сбора» первого «урожая» (соправителей Христа на небесах в «жатве» из 14 гл) и перед тем, как будет обрезан «плохой виноград» Земли для «точила» гнева Божия (все нечестивые, дожившие до кончины века сего будут собраны для уничтожения в Армагеддоне)
Всё, что происходит на небесах в этом периоде - предшествует началу семи казней Бога Вседержителя для остатка жителей века сего. К этому времени все, кто смог пройти свой путь достойно будущего нового мира в глазах Господа - уже ожидает этого мира: 144 000 новозаветных праведников века сего, уподобившиеся Христу - находятся на небесах. Остальные, кто "не дотянул" в этом веке до сущности Христа - успели "умереть в Господе" к этому времени (Откр.14:13). В итоге - Землю подготавливают к вступлению в новую эпоху: в эру Божьего правления и "дня вечного" (2Петра 3:18).

15:1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.
Здесь речь идёт о выходе "на арену" событий - исполнителей судебного приговора Бога для всех нечестивых земного мироустройства.

15:2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем;
Это стеклянное море упоминалось, как помним, в Откр.4:6: оно находилось перед престолом Бога в небесном "тронном" зале заседаний духовной "команды помощников" Иеговы. Тогда на нём было ещё пусто: "море" только готовилось к принятию на свою поверхность всех соправителей Христа в количестве 144000.
Море, смешанное с огнём, означает, что эти люди прошли через огненные испытания веры, выпавшие на их долю. Какие именно - показывает дальнейший текст:

и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
Создаётся впечатление, что здесь сказано лишь об остатке соправителей Христа, живущих во времени возрождения зверя дьявола (его выхода из бездны)и не поклонившихся ему (Откр.13:1,5-7)Однако позже сообщается о том, что все соправители Христа подвергались влиянию зверя дьявола на протяжении своей жизни, но не поклонились ему:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю , ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет .
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет . (Откр.20:4,6)

Стало быть, все участники первого воскресения, в том числе и остаток соправителей Христа - при своей жизни в этом веке должны были сталкиваться с властью зверя дьявола, преследующего каждого из них в своё время и на своём участке планеты - «руками» разнообразных «звериных» представителей века сего.

Но ни один из них даже пред лицом смерти не поддался их давлению и не предал Бога. Поэтому они удостоились чести занять место рядом с престолом Бога в Его тронном небесном зале, держа гусли для того, чтобы петь Иегове.

Можно образно сказать, что пророчество из Быт.3:15 исполнилось на Иисусе Христе и соправителях Христа: они оказались семенем жены Бога, а все "звероподобные" люди, с кем им пришлось сталкиваться в своей жизни - являются семенем или порождением дьявола. Каждый из них "жалил" детей Бога в пяту (преследовал и умерщвлял для века сего). А дети Бога поражали его в голову, побеждая всех его "зверёнышей" - стойкостью и преданностью Всевышнему.

15:3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Их нахождение на море с песней Моисея - символично: Моисей когда-то провёл весь народ Бога древности через воды Чермного моря, выводя их из рабства египетского фараона под руководством Иеговы.
Все соправители Христа, стоящие на этом "море" (не "затонувшие" в пучине вод нечестивого мира) - благодаря искуплению Агнца - вышли из рабства большего фараона: из рабства греха и смерти, на которое всех потомков Адама обрёк диавол.

Почему песнь названа песней Моисея и Агнца?
Моисея - потому, что, как упоминалось в Откр.14:1-3 - они прошли в человеческом теле как рабы Бога все испытания тягот земного несовершенства и смогли на себе прочувствовать, в чём заключаются великие и чудные дела Бога Иеговы для грешного человечества.
Песнь Агнца - потому, что это песнь победителей мира сатаны: Иисус Христос первым показал пример победы над ним, оставив "следы" для всех остальных (1Петра2:21). А 144000 успешно справились с преодолением пути к победе над дьяволом и его звероподобными детьми, ступая в точности по следам Христа.

Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! В результате успешного прохождения земного пути к святости детей Божиих - все 144000 соправителей убедились в пользе наставлений Бога для человека: только руководство этого Правителя может принести вечную пользу всему мирозданию.
Потому и назван здесь Иегова - Царём всех святых, сколько бы их ни было в Его духовной семье.

15:4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Смысл этой песни - пророческий: все соправители Христа уверены, что за страшным временем века сего с повсеместным злом, беззакониями и богохульством - последует полное и справедливое воздаяние Божие всем жителям Земли, как нечестивым (гибель в Армагеддоне и невозможность попасть в мир Бога) так и богобоязненным (все они попадут в мир Бога).
А после сего - святость Божия утвердится во всех жителях Божьего мироздания. Именно так будет выглядеть день вечный: все живущие в мире Бога будут поклоняться Ему во всей вечности. Об этом сообщал также и Захария в 14:17-21.

15:5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.
Перевод В. Кузнецовой (Радостная весть) здесь более понятен:
И потом я увидел: в небе отворился Храм - Шатер Свидетельства,

Скиния свидетельства /откровения или Святое-Святых - известна из древности как малое отделение скинии, отделённое завесой от остального помещения скинии, в котором находился ковчег откровения. Словом «скиния» (позже –храм, наос) называлось и основное помещение, и малое отделение Святое-Святых. Отличие их было в месте расположения и содержимом помещений:
2 ибо устроена была скиния первая (всё помещение храма) в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых ",
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета
(Евр.9:2-4)

Ковчег назывался также ковчегом откровения (Исх.26:34) : над ним Бог открывал Моисею Свои замыслы, являясь ему в виде облака или при помощи голоса (Чис. 7:89; 9:15; 17:4).
Потому Святое-Святых, показанное Иоанну на небесах, названо здесь «скинией свидетельства» или «откровения» Божиего: как помним, ковчег откровения к этому времени находится на небесах, в истинном Святом-Святых – жилище Бога (Откр.11:19). Иоанну дали понять, что сейчас откровение Бога будет явлено в виде последующих событий.

15:6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами
Ангелы вышли за пределы Святого-Святых с готовностью вершить исполнительные приговоры для Земли.
Чистая и светлая льняная одежда ангелов свидетельствует о святости вестников Иеговы - тех, кто в данном случае представит откровение Божие с небес: в земном храме одним из требований для священников (земных вестников Иеговы, Малах.2:7) было надевать льняные одежды во время служения во внутреннем дворе храма и в храме (Лв.16:4; Иез.44:17).
Золотые пояса - знаменуют славу Божию: Иисус Христос тоже был опоясан золотым поясом «истины» Бога (Откр.1:13; Еф.6:14) Семь язв, имеющихся у них, означают семь видов наказаний Бога, приготовленных для нечестивых (Ис.Нав.24:5).

15:7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
Четыре животных, как помним из Откр. 4:6 - находятся пред престолом Бога, в том самом Святом-Святых (в «тронном зале», Откр. 4), которое показано Иоанну в качестве обители Вседержителя.

Одно из животных дало семи вышедшим из скинии Ангелам - семь золотых чаш, наполненных гневом Бога. Судя потому, что в дальнейшем тексте сказано о наполнении храма дымом - в чашах этих был «огонь» гнева Бога Вседержителя, которыми должна закончиться ярость Божия для всех нечестивых Земли:
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него
. (Пс.17:8,9)

15:8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.
Дым или густое облако часто символизирует присутствие Бога: если
«дымится» огонь гнева Вседержителя, значит, всё происходящее - с ведома Бога и под Его руководством происходит.
Итак, семь наказаний (язв), приготовленных Богом для земли, - «розданы» ангелам, а исполнительную силу им придаст гнев Бога (чаши огненные)

В результате дальнейших событий Святое-Святых будет временно закрыто «дымовой завесой»: до тех пор, пока не выльется весь гнев Бога и не будут уничтожены все нечестивые - на Земле в поклонении Вседержителю будет «объявлен» временный перерыв до наступления новой эпохи: эры Божьего правления.

Всё это образно, конечно, на языке метафор.
Говоря же языком событий - перед началом уничтожения века сего нечестивого и всех его сторонников - наступит небольшое затишье: нечестивые будут жить, продолжая творить зло, в условиях отсутствия истинного поклонения Иегове на Земле. То есть, никто из живущих на ней в этом времени не будет поклоняться Богу угодным Ему образом: Бог скроется от всех нечестивых Земли за «облаком» Своего «огненного» негодования.

Я увидел на небе еще одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Божья заканчивалась. Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнем. На море стояли те, кто вышел победителем в борьбе со зверем, его изображением и с числом его имени. Они держали в руках Божьи арфы и пели песнь Моисея, слуги Божьего, и песнь Ягненка:

– Велики и чудны Твои дела,

Господь Бог Вседержитель!

Твои пути справедливы и истинны,

Царь народов!

Кто не устрашится Тебя, Господи,

и не прославит Твоего имени?

Ведь Ты один только свят!

К Тебе придут на поклонение все народы,

потому что все узнали о Твоих справедливых судах!

После этого я увидел, что на небе открыт храм – скиния свидетельства. Из храма вышли семь ангелов с семью бедствиями. Они были одеты в чистую и блестящую льняную одежду, и по груди каждый был опоясан золотым поясом. Потом одно из четырех существ раздало семи ангелам по золотому сосуду, наполненному яростью Бога, живущего вечно. Храм наполнился дымом от славы и силы Божьей, и никто уже не мог войти в храм до тех пор, пока не окончатся семь бедствий, посылаемых семью ангелами.

15:3: См. Исх. 15:1-18.

15:3: Или: «Царь веков».

15:3-4: См. Иер. 10:7.

15:4: Ср. Пс.. 85:9-10.

15:5: Скиния свидетельства – под словом «свидетельство» имеются в виду или две каменные плитки с написанными на них 10 заповедями, которые служат свидетельством завета между Израилем и Богом, или же здесь говорится о том, что сам шатер был свидетельством присутствия Бога среди Своего народа.

15:8: См. Исх. 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11.

15:1 - 16,21 Семь чаш гнева Божия составляют четвертый цикл видений, подводящих ко Второму пришествию (Введение: Характерные особенности и темы). Начальная картина поклонения Богу (15,1 - 16,1) напоминает поклонение престолу Божию (4,1 - 5,14). Семь светоносных ангелов получают чаши в Божием присутствии в храме. Чаши символизируют чашу гнева Божия, которой, как сказано в Ветхом Завете, упиваются народы (14,10; 16,19; Ис. 51,17.21.22; Иер. 15-29; Плач 4,21; Иез. 23,31-34; Авв. 2,16). Эти чаши изливаются по повелению Божию (16,1); за каждой из них следует одна из семи последних язв, что подводит повествование ко Второму пришествию Христа, поскольку язвами "оканчивалась ярость Божия" (15,1).

Семь чаш ассоциируются с семью трубами. Первые четыре чаши, как и первые четыре трубы, приводят к разрушениям в главных сферах тварного мира: на земле, на море, на водах и на небе. Подобно трубам, чаши напоминают египетские казни. Но чаши вызывают более ужасные язвы, чем те, что следовали за гласом труб. Казни после звучания труб поразили треть живущих, язвы, последовавшие от излияния чаш, полностью поражают все живое.

Эти чаши символизируют суды Божий над творящими зло. Картина суда может указывать как на суд над безбожной Римской империей, так и на последнюю схватку перед Вторым пришествием Христа (Введение: Трудности истолкования).

15:2 стеклянное море. См. ком. к 4,6.

победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9-11). Как и в 7,1-17, святые защищены от казней, поражающих землю.

15:3 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15.

15:5 храм. См. 4,1 - 5,14 и ком.

15:6 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников (Исх. 28,42; Лев. 16,4). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих.

15:7 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6.

15:8 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай (Исх. 19,9; 20,18) и видениями пророков Исаии и Иезекииля (Ис. 6,4; Иез. 1,4; ср. Чис. 12,5; Пс. 17,9.12; 73,1).