Кооперация,конкуренция, конфликт. Типы взаимодействий Сравнительная характеристика кооперации конкуренции и конфликта

Описание: Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Реферат содержит 1 файл:

Социология.doc

2. Управление впечатлениями.

Концепцию взаимодействия - концепцию управления впечатлениями - разработал Ирвинг Гофман (1922 – 1982). Основной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновениях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изучить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию называют иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи , причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы – сознательно и бессознательно – передаем другим людям информацию.

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия – бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.

3. Кооперация, конкуренция и конфликт.

Социальные взаимодействия в обществе можно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей. Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

1) Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co" - "вместе" и "operari" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

2)Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе) - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

3)Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами. Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - 1) форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда; 2) система кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов.

Конфликт (от лат. conflictus ) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями , выходящий за рамки правил и норм.

Конкуренция (от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - борьба, соперничество в какой-либо области; это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция как процесс взаимодействия .

Из четырех типов взаимодействия – конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции – конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта. Если это кажется, учитывая сказанное, чем-то парадоксальным, то потому, что в человеческом обществе конкуренция всегда осложняется другими процессами, а именно конфликтом, ассимиляцией и аккомодацией.

Только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами.

Члены растительного сообщества сосуществуют в отношениях общей взаимозависимости, которую мы называем социальной, потому, наверное, что хотя она и является тесной и жизненно необходимой, но не является биологической. Это отношение не биологическое, потому, что оно только внешнее, и, растения, входящие в него, не принадлежат даже к одному виду. Они не скрещиваются. Члены растительного сообщества приспосабливаются друг к другу, как и все живые существа приспосабливаются к окружающей их среде, но между ними не возникает конфликта, поскольку они не обладают сознанием.

Конкуренция принимает форму конфликта или соперничества, только тогда когда она становится осознанной, когда конкурирующие стороны идентифицируют друг друга как соперника или врага.

Это позволяет предположить, что может означать утверждение о конкуренции, как о взаимодействии без социального контакта. Можно сказать, что собственно социальный контакт существует, только тогда когда встречаются два разума, только когда значения одного разума передаются другому разуму так, что они оказывают взаимное влияние друг на друга .

С другой стороны, социальные контакты не ограничиваются прикосновением, ощущением, речью; они, вероятно, более сокровенны и более распространены, чем мы себе представляем. Несколько лет назад японцы – желтые – нанесли поражение русским – белым. В течение нескольких следующих месяцев известие об этом выдающемся событии проникло, как впоследствии выяснилось, в самые отдаленные уголки земли. Эта сенсация потрясла всю Азию и стала известна в самых глухих закоулках Центральной Африки Везде она побудила неведомые до селе фантазии. Вот это и означает социальный контакт.

А) Конкуренция и соревновательная кооперация.

Социальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции, непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкуренцию. С другой стороны, в пределах, образованных культурным процессом и устанавливаемых обычаем, законом и традицией, конкуренция

Неизменно стремится создать безличный социальный порядок, в котором каждый индивид, будучи свободен в преследовании своей собственной выгоды, и, в некотором смысле, вынужден к этому, делает всякого другого индивида средством для достижения своей цели. Однако, таким образом он неизбежно способствует всеобщему благополучию посредством взаимного обмена услугами. Природа торговой сделки как раз и заключается в том, что изолируется стремлением к прибыли, и оно закладывается в основу организации дела; деловые отношения неизбежно приобретают безличный характер, приписываемый им повсеместно.

«Конкуренция, — говорит Ф.Уокер, — противопоставляется чувству. Как только какой-либо деятель экономике делает или воздерживается от чего-либо под влиянием какого0-либо чувства, отличного от желания дать как можно меньше, а получить взамен как можно больше, будь то чувство патриотизма или благодарности, или милосердия, или тщеславия, заставляющее его поступать иначе, нежели под воздействием личного интереса, — в этом случае он отступает от правила конкуренции. В этом случае он замещается другим правилом ».

В этом и заключается смысл известных выражений, что «не должно смешивать чувство с делом», что «дело есть дело», «корпорации бессердечны» и т.п.

Именно потому, что корпорации «бессердечны» , так сказать безличны, они и представляют собой наиболее передовую, эффективную и ответственную форму организации предпринимательства.

Но и в силу этой же причины они должны регулироваться в тех интересах сообщества, которые не могут быть немедленно переведены в понятия прибыли и убытка для индивида.

Растительное сообщество – наилучшая иллюстрация того типа социальной организации, которая образована соревновательной кооперацией (конкурентным сотрудничеством), потому что в растительном сообществе конкуренция не ограничена.

Б) Конкуренция и свобода.

Экономическая организация общества в той мере, в какой она является результатом свободной конкуренции, есть экологическая организация. Помимо экологии растений и животных, существует еще человеческая экология.

Если предположить, что экономический порядок является изначально экологическим, т.е. создан борьбой за существование, организацией наподобие растительного сообщества, где отношения между индивидами, если это можно себе представить, полностью внешние, то вполне обоснованно может встать вопрос, почему вообще конкуренция и созданная ею организация, должна рассматриваться как социальная. По сути дела, социологи вообще приравнивали социальный и моральный порядок; Дьюи в работе «Демократия и образование» приводит утверждения, полагающие, что чисто экономический порядок, в котором человек становится скорее средством, нежели целью для другого человека, является не- социальным, если не анти- социальным.

Тем не менее, факт заключается в следующем: это внешний характер человеческих отношений является фундаментальным аспектом общества и социальной жизни. Это просто еще одно проявление того, что мы называем дистрибутивным аспектом общества. Общество складывается из индивидов пространственно разделенных, распределенных территориально и способных независимому передвижению. Эта способность к независимому передвижению – основа и символ любой другой формы независимости. Свобода – это, в сущности, свобода передвижения, а индивидуальность немыслима без способности и возможности приобретать индивидуальный опыт в результате независимого действия.

С другой стороны, не менее верно и то, что общество можно считать существующим постольку, поскольку эта независимая активность индивида контролируется в интересах группы в целом. Вот почему проблема контроля, если употреблять это понятие в его очевидном смысле, неизбежно становится центральной проблемой социологии.

В) Конкуренция и контроль.

Конфликт, аккомодация и ассимиляция, отличаемые от конкуренции, самым тесным образом связаны с контролем. Конкуренция представляет собой процесс, посредством которого создается дистрибутивная и экологическая организация общества. Конкуренция обусловливает территориальное и профессиональное распределение населения. Разделение труда и обширная организованная экономическая взаимозависимость индивидов и групп индивидов, характерная для современной жизни, является продуктом конкуренции. С другой стороны, моральный и политический порядок, довлеющий над этой конкурентной организацией, является продуктом конфликта, аккомодации и ассимиляции.

Конкуренция универсальна в мире живых существ. В обычных условиях она проходит незаметно даже для тех, кто более всего интересуется ею. И только в периоды кризисов люди прилагают новые и осмысленные усилия проконтролировать условия их совместной жизни; тогда силы, с которыми они конкурируют, идентифицируются с личностями, и конкуренция превращается в конфликт. Именно в том, что мы описываем как политический процесс, общество осознанно пытается преодолеть свои кризисы. Война - это политический процесс par excellence *. Великие решения принимаются именно в войне. Политические организации существуют для того, чтобы заниматься конфликтными ситуациями. Партии, парламенты и суды, публичное обсуждение и голосование должны рассматриваться просто как заменители войны.

Г) Аккомодация, ассимиляция и конкуренция.

Аккомодация, с другой стороны, - это процесс, посредством которого индивиды и группы внутренне приспосабливаются, насколько это необходимо, к социальным ситуациям, созданным конкуренцией и конфликтом. Война и выборы изменяют ситуацию. Когда происшедшие изменения существенны и приняты, конфликт затухает, и созданные им напряжения разрешаются в процессе аккомодации, глубоко преобразуя конкурирующие единицы, т. е. индивидов и группы. Человек, однажды потерпевший сокрушительное поражение, как замечено, «уже никогда не будет тем же человеком». Завоевание, порабощение и поражение - как психологические, так и социальные процессы. Они устанавливают новый порядок, изменяя не только статус, но и установки участвующих сторон. В конечном счете, новый порядок закрепляется в привычке и обычае и затем передается последующим поколениям как часть установленного социального порядка. Ни физический, ни социальный мир не сотворены так, чтобы удовлетворить сразу все желания человека естественного. Права собственности, различного рода имущественные права, организация семьи, рабство, каста и класс, социальная организация в целом фактически представляют собой аккомодации, так сказать, ограничения естественных желаний индивида. Можно предположить, что эти социально унаследованные аккомодации появились в страданиях и борьбе предшествующих поколений, но они были переданы последующим поколениям и восприняты ими как часть естественного, неизбежного социального порядка. Это все формы контроля, в которых конкуренция ограничена статусом.

Конфликт, поэтому, следует отождествить с политическим порядком и с осознанным контролем. Аккомодация же ассоциируется с социальным порядком, закрепленным и установленным в обычае и нравах.

Ассимиляция , будучи отличной от аккомодации, предполагает более глубоко проникающую трансформацию личности - преобразование, происходящее постепенно, под воздействием социальных контактов, наиболее конкретных и интимных.

Аккомодацию можно рассматривать как подобие религиозного обращения, как вид мутации. Желания остались те же, но их организация уже другая. Ассимиляция происходит не столько в результате изменений в организации, сколько в содержании, т. е. в воспоминаниях личности. Индивидуальные образования в результате тесных связей, так сказать, взаимопроникают и, таким образом, становятся обладателями общего опыта и общей традиции. Устойчивость и сплоченность группы основывается в конечном счете на этой совокупности общего опыта и традиции. Роль истории заключается в том, чтобы сохранить эту совокупность общего опыта и традиции, пересматривать и заново интерпретировать их в свете нового опыта и изменяющихся условий, и, таким образом, сохранять непрерывность социальной и политической жизни.

Отношение социальных структур к процессам конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции схематически можно представить следующим образом:

Социальный процесс

Социальный порядок

Конкуренция

Экономическое равновесие

Конфликт

Политический порядок

Аккомодация

Социальная организация

Ассимиляция

Личность и культурное наследие


Посвящена вопросам перехода от монополии в электроэнергетике к конкуренции: причины и предпосылки дерегулирования, структура и механизмы различных моделей оптовых рынков, контракты и управление рисками, вопросы ценообразования и обеспечения рыночного равновесия, методы биржевой торговли электроэнергией, вопросы розничного рынка электроэнергии. В книге также даны общие сведения об энергосистемах, об экономике товарных рынков и приведено описание наиболее известных дерегулированных рынков электроэнергии за рубежом. Книга может быть полезна как специалистам, занимающимся вопросами организации, управления и регулирования рынков электроэнергии, так и собственно участникам рынка (производителям, потребителям, торговцам). Книга может быть полезна также при подготовке специалистов соответствующих профилей.

Глубокое проникновение в процесс ценообразования на рыках валют, страхования валютного риска и извлечения прибыли (валютных сюрпризов) из валютообменных операций (на рынке FOREX) невозможны без знания механизмов, применения методов и использования техник, излагаемых в настоящей книге. Читатель узнает о тайнах валютного механизма, о выражении стоимости одной денежной единицы в других денежных единицах и о том, как хеджировать возникающие при такой деятельности риски, получит последовательное и полное представление о наиболее искушенных стратегиях валютного дилинга, о валютном оверлее в его пассивной и активной формах, и научится использовать эти техники для своей пользы. Эта книга нацелена на широкую аудиторию. Ее читателями будут менеджеры по оверлею валюты, представители более широкой индустрии управления капиталовложениями, инвестиционные консультанты и актуарии, более грамотные с инвестиционной точки зрения менеджеры пенсионных фондов, отделы по управлению...

Руководство крупнейшей в мире сети розничных магазинов Wal-Mart открыто заявляет о планах вхождения на восточноевропейский рынок и активно регистрирует свои торговые марки в России. Опережая в рейтингах журнала Forbs нефтяные компании и другие высокодоходные бизнесы, Wal-Mart стал эталоном в торговой отрасли. Опыт данной компании изучают во всём мире, как поставщики, так и руководители розничных магазинов. Каким образом Wal-Mart удалось дотичь внушительных успехов за короткий промежуток времени? Что необходимо знать о ведущем на мировом рынке ретейлере его конкурентам, чтобы сохранить свою конкурентоспособность? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на страницах нового издания. За время работы под началом Сэма Уолтона, автор книги внимательно изучил манеру управления ведещего руководителя компании и членов его команды. Изучив Wal-Mart изнутри, Майкл Бергдал представил независимый и беспристрастный взгляд на стратегию и концепцию развития компании.

Настоящее учебное пособие является первым изданием, построенным на принципе соответствия таможенного оформления и определения таможенной стоимости методам ВТО и нормам и правилам ГАТТ. Подробно рассматриваются понятия стоимости товара и цены внешнеторговой сделки, таможенной стоимости, ее структуры, технологии формирования. Впервые в учебной литературе особое внимание уделено организационно-экономическим аспектам подготовки внешнеторговой сделки, принципам установления цены на товар в зарубежных фирмах-производителях. Приводятся практические рекомендации по расчету цены товара, участвующего во внешнеторговой сделке, и по подготовке необходимых документов. В конце пособия дается дидактический практикум по определению таможенной стоимости и таможенному оформлению товаров. Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей вузов; руководителей и специалистов предприятий участников ВЭД, руководителей и сотрудников таможенных органов.

В данном пособии изложены сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Освещены вопросы составления сметной документации, определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок. Основные положения работы использовались при выполнении научно-исследовательской работы по договору с Госстроем России, результатом которой явился МДС 81-35.2004 "Методика определения сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации". Предназначено для студентов строительных и экономических специальностей, а также административно-управленческого персонала и инженерно-технических работников строительных организаций.

Эта книга представляет собой первое в отечественной литературе комплексное исследование вопросов структурирования и ценообразования размещений российских компаний на международном рынке акционерного капитала. Какая структура размещения является оптимальной? На каком уровне установить ценовой диапазон и цену размещения? Какая динамика котировок после размещения является нормой? Эта книга предоставляет читателю уникальную возможность получить непредвзятые ответы на вышеперечисленные, а также многие другие важные вопросы. Ее автор, представитель инвестиционно-банковской индустрии, провел критический анализ огромного массива информации (в том числе закрытой), результаты которого теперь доступна широкому кругу читателей. Для владельцев и руководителей компаний, финансовых и юридических консультантов, всех, кто интересуется размещениями на рынке акционерного капитала.

Пошаговый самоучитель на простых примерах поможет изучить приемы и методы работы с программой "1С:Управление торговлей 8.2", научиться решать вопросы ценообразования и маркетинга, вести учет оптовой и розничной торговли, складской учет, планировать и учитывать финансы компании, а также формировать отчетность. Издание будет исключительно полезно владельцам и специалистам торговых предприятий (менеджерам, бухгалтерам), внедряющим и осваивающим новейшую версию программы 1С 8.2.

Анализируются нетрадиционные способы управления потребительскими предпочтениями (эпатаж, интрига, событийные акции и др.) в аспекте "физиологических" механизмов; приводится множество нестандартных креативных решений в области создания ажиотажа. Для студентов, преподавателей экономических вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами маркетинга.

Традиционное управление проектами концентрируется на своих проблемах и не может реагировать на постоянные быстрые изменения в современном бизнесе. Книга ориентирована на будущее. Все заинтересованные стороны на равных участвуют в управлении проектом от начала и до конца. Автор описывает гибкий непрерывный процесс управления, охватывающий разработку проекта, и его поддержку. Роб Томсетт, один из крупнейших в мире консультантов в области управления проектами, предлагает пошаговые методы управления проектами: В книге вы найдете: - Приоритеты управления проектом: люди, взаимоотношения, накладные расходы; - 11 абсолютно новых правил, гарантирующих выживание менеджера проекта; - Новейшие инструменты экстремального управления проектами; - "Открытое планирование" и превалирующая роль партнеров - залог успешного управления проектами; - Новые метрики экстремального управления проектами и методы контроля; - Чудовищные технические подробности больше не нужны...

42. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция .

Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Взаимодействие (в узком смысле) – 1) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Соц. психология сосредотачивает свое внимание на 2-х вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) . Леонтьев называл две основные черты совм. деятельности: разделение единого процесса деят-ти между участниками; изменение деят-ти каждого, т.к. рез-т деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности, т.е. «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целейи интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп . Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперацию не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместной кражи и т.д.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация - объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.



Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов - в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Конфликт - это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт имеет общие стадии протекания:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

Второй элемент конфликта - это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.