Каким предстает василий теркин в каждой главе. Анализ главы «Переправа» из поэмы «Василий Теркин

Как изображен Теркин в главе “Два солдата”? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин

уверен, что у старухи при­пасено сало: “Не был немец – значит есть!” Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: “Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…” Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

– Побьем, отец…

Глава названа “Два солдата” не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно. Оба вынесли на войне много су­ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: |

Рассуждать со мной достоин.

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

Какое отношение проявляют друг к другу ста­рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по­ступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни­чающее – такими словами можно оха­рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе­ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета­лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и “солда­ту самому”. “Брат” и “солдат” – наибо­лее частые обращения старика к Тер­кину. В свою очередь, молодой боец назы­вает старика “дед”, “хозяин”, “отец”, уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, “Жи­ли-были дед и баба” и оказывающий им помощь “добрый молодец”, использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения “то-то ладно, то и складно”, “дунул, плюнул, – что ты ду­маешь, пошли” и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору. Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе “Дед и баба”? Что, по-ва­шему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания “двух солдат” в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа­ция, бои… И наконец, новая встреча – при отступлении немцев. И Теркин – во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко­торому доверено руководить разведыва­тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ­веденным в офицеры, но впоследствии ре­шил оставить все же рядовым бойцом (по­эма называлась “Книга про бойца”), и по­тому в главе “Дед и баба” он назван “старшой”, “молодец”, “вроде даже офи­цер”. Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе “Два солдата”, а с достоин­ством и доброй шуткой-полувопросом от­вечает:

– Закусить бы счел за честь,

Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное – уверенность в гряду­щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре­тения. Он теперь не просто “мастер-ухарь, с кем сидели у стола” и не только “цел по­куда”, “а теперь гляди, кто буду, – вроде даже офицер”. Появляется и такое новше­ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: “Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь”. Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах “Два солдата” и “Дед и баба”. Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав “Два солдата” и “Дед и баба”. Это, прежде все­го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе – не будет ли отступлений). Но есть и разли­чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав­шаяся крестьянка от радости освобожде­ния и встречи с дорогим человеком, рус­ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго­щение, оказывает уважение крестьянско­му дому:

И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.

Табаку отсыпал деду И простился.

Часы – очень важная деталь, связую­щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб­рое прошлое, нежели представляли прак­тическую ценность, а фашист-разруши­тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли­на, еще раз выражая свой победный опти­мизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике стари­ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие пе­ренесенных в оккупации страданий, не­отступного страха быть убитыми. Поста­ревший дед стремится предугадать ход во­енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, –

Сам хотел того иль нет, –

Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувст­вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит­нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супру­гу и со стороны бабки. Если в главе “Два солдата” мы читаем:

С кем жила – не уважала,

С кем бранилась на печи,

От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдат Целый, невредимый.

Пощади его, снаряд,

В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор – и наперед Заслонил старуху.

Гибель верную свою,

Как тот миг ни горек,

Порешил встречать в бою,

Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихо­летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро­вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава “О себе”?

Глава “О себе” дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор­мировании его мировоззрения, об обога­щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра­щается к читателю с сокровенным. Поэти­ческое раздумье писателя идет к само­му сердцу читателя, который приглаша­ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при­дают особый лиризм, теплоту, приближа­ют его к герою, автору произведения, изо­бражаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе “О себе” Твардовский делает Теркина сво­им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит­вой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.

Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.

То, что я всем сердцем славил И любил, – за той чертой.

Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы “Василий Теркин” – тема родной земли, родного края. В главе “О себе” большое место зани­мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. “Мать-земля моя родная” – дваж­ды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение – “отчий край”. Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи­ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это “милый лес”, который красоч­но описывает Твардовский, и “стежка до колодца”, и дворик, “где песочек золо­той”, и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это “край, страдающий в плену”.

На данный вопрос о слиянии лириче­ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе­реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна – Смоленщина.

Отвечая на упреки в свой адрес, что в “Книге для бойца” автор многое пи­шет о себе и от себя, Твардовский отве­чает:

Но давайте скажем честно:

Я ведь тоже человек.

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Он земляк мой, и, быть может,

Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну – нет.

Глоссарий:

  • как изображен теркин в главе два солдата почему она так названа
  • Как изображен теркин в главе два солдата
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе два солдата
  • анализ главы два солдата

Другие работы по этой теме:

  1. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, пришелся по душе русскому народу за его жизнерадостность, простоту характера, добродушность. Вася Теркин стал не...
  2. Василий Теркин Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, смелый солдат из смоленской области. Это обычный парень из народа, воплотивший лучшие черты...
  3. Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” является одним из лучших произведений в творчестве автора. Она...

— поэма Твардовского, которая описывает время Великой Отечественной войны, да и пишет ее писатель в военное время отдельными главами. Каждая часть может считаться отдельным произведением, ведь повествует читателю об отдельной истории, где главным героем является солдат Вася Теркин. Произведением Александра Трифоновича зачитывались все бойцы, что воевали на фронте и ждали каждую главу с нетерпением, ведь работа писателя вдохновляла, дарила веру в победу, воодушевляла и обнадеживала. Теперь же и мы изучили поэму Твардовского, остановившись подробнее на главе Два солдата. Именно данную часть нам предстоит проанализировать, выделяя образ Василия.

Глава Два солдата из поэмы рассказывает о том, как боец отправился на фронт. По дороге на войну он остановился в избе стариков. Он разговаривает с ними о быте, помогает по хозяйству. Василий чинит старикам пилу, а также настенные часы. Старушка угощает молодого бойца салом, которое сначала припрятала, но в итоге не пожалела для человека, ставшего на защиту Родины. Когда Василий уходил, на вопрос старика: побьем ли мы немца, молодой боец дал обнадеживающий ответ. Не раздумывая и с полной уверенностью Теркин заявил, что обязательно побьем.

Краткий анализ

Знакомясь с главой, мы видим состарившегося хозяина, бывшего солдата, что воевал в годы Первой Мировой, воина, который также в свое время рисковал жизнью, лишь бы страна была свободной от врага. Теперь же пришел черед молодого поколения отстаивать свободу народа. Теперь молодые бойцы идут на фронт, чтобы одержать победу в Великой Отечественной войне. В поэме и ее части Два солдата мы видим, как оттаял старик в отношении Теркина, признав его за равного. Замечаем и старуху, которая подает кушанья бойцу, несмотря на то, что вокруг царит голод. А все потому, что увидели в молодом Василии защитника Родины.

Самого же Теркина автор в главе Два солдата изображает остроумным опытным бойцом, что не теряется ни перед какими обстоятельствами. Теркин — мастер на все руки, ведь без проблем починил не только пилу, но и часы, за которые не каждый бы часовщик взялся. Теркин бравый молодец, который сумел найти те самые слова, что так ожидали услышать старики. Парень подарил надежду, подарил веру, произнеся краткие два слова: Побьем, отец.

Анализируя главу, хотелось бы отметить и ее необычное построение, что напоминает нам сказку, ведь и начинается она со слов жили-были дед и баба. Да и бравый молодец здесь имеется, который в итоге просто обязан победить и змея Горыныча, и Кащея Бессмертного, и Гитлера. Словом, любого врага, который позарился на русскую землю. Для побед же нужно немного, полная отдача, вера в победу и сплочение. Это мы и видим во главе Два солдата поэмы Василий Теркин, где старый и молодой солдаты, где два поколения, выступают единым фронтом. Теперь же с уверенностью можно сказать, описанная сказка стала былью, где все же наш народ в конечном счете одержал победу.

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста-рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян-ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель-ствами, мастеровой, знающий и крестьян-скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов-щик-профессионал. Зная хорошо быт де-ревни, Теркин уверен, что у старухи при-пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ-та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер-та трудового русского человека, умеюще-го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…

Глава названа «Два солдата» не случай-но. Диалог деда и Теркина свидетельству-ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

  • Можно ли считать, как утверждает автор, Тер-кина и старика солдатами-братьями?
  • Можно. Оба вынесли на войне много су-ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко-стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

    И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.

    Рассуждения молодого солдата нравят-ся старику, и он признает его право на ра-венство:

    Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.

  • Какое отношение проявляют друг к другу ста-рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по-ступках, жестах, манере обращения?
  • Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни-чающее — такими словами можно оха-рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе-ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета-лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда-ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо-лее частые обращения старика к Тер-кину. В свою очередь, молодой боец назы-вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

  • Какие сказочные, обрядовые и народно-пе-сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
  • Народно-песенные традиции проявля-ются в ритмике стиха, интонациях, свой-ственном песне хореическом размере. Са-ма ситуация, принятая в сказках, «Жи-ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле-нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду-маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

  • Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва-шему, приобретено и что утрачено солдатом?
  • Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа-ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко-торому доверено руководить разведыва-тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ-веденным в офицеры, но впоследствии ре-шил оставить все же рядовым бойцом (по-эма называлась «Книга про бойца»), и по-тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи-цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин-ством и доброй шуткой-полувопросом от-вечает:

    Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?

    Самое главное — уверенность в гряду-щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре-тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по-куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше-ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

  • Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
  • Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все-го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли-чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав-шаяся крестьянка от радости освобожде-ния и встречи с дорогим человеком, рус-ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго-щение, оказывает уважение крестьянско-му дому:

    И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал деду И простился.

    Часы — очень важная деталь, связую-щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб-рое прошлое, нежели представляли прак-тическую ценность, а фашист-разруши-тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли-на, еще раз выражая свой победный опти-мизм и природный юмор.

  • Какие изменения происходят в облике стари-ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
  • Изменения происходят вследствие пе-ренесенных в оккупации страданий, не-отступного страха быть убитыми. Поста-ревший дед стремится предугадать ход во-енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

    И уже казалось деду, - Сам хотел того иль нет, - Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

    И он больше не разговаривает с чувст-вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит-нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

    Меняется и отношение к своему супру-гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:

    С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

    то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

    Две войны прошел солдат Целый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!

    И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

    За топор — и наперед Заслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.

    Так, общие испытания военного лихо-летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро-вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

  • Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
  • Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор-мировании его мировоззрения, об обога-щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра-щается к читателю с сокровенным. Поэти-ческое раздумье писателя идет к само-му сердцу читателя, который приглаша-ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при-дают особый лиризм, теплоту, приближа-ют его к герою, автору произведения, изо-бражаемым событиям.

    Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво-им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит-вой за родной дом и дорогой к нему.

    Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой. Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.

  • Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
  • Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани-мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж-ды обращается поэт к своей малой родине.

    И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи-ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч-но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо-той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».

  • Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче-ская гармония?
  • На данный вопрос о слиянии лириче-ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе-реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.

    Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи-шет о себе и от себя, Твардовский отве-чает:

    Но давайте скажем честно: Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет. Теркин — дальше. Автор — вслед.

    "Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

    Анализ главы "Переправа"

    В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

    Анализ главы "Два солдата"

    Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

    Анализ главы "Поединок"

    Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

    Анализ главы "Кто стрелял?"

    Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

    Анализ главы "Смерть и воин"

    Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

    Как изображен Теркин в главе "Два солдата"? Почему она так названа?

    Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: "Не был немец - значит есть!" Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: "Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…" Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

    Он вздохнул у самой двериИ сказал:- Побьем, отец…

    Глава названа "Два солдата" не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

    Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

    И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо.Разговор ведут солдатский,Дружно спорят, горячо.

    Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство:

    Рассуждать со мной достоин.Ты - солдат, хотя и млад,А солдат солдату - брат. Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?

    Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее - такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и "солдату самому". "Брат" и "солдат" - наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика "дед", "хозяин", "отец", уважительными в народе словами.

    Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

    Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, "Жили-были дед и баба" и оказывающий им помощь "добрый молодец", использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне. Народно-поэтические выражения "то-то ладно, то и складно", "дунул, плюнул, - что ты думаешь, пошли" и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

    Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе "Дед и баба"? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?

    Прошло три года с момента прощания "двух солдат" в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча - при отступлении немцев. И Теркин - во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась "Книга про бойца"), и потому в главе "Дед и баба" он назван "старшой", "молодец", "вроде даже офицер". Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе "Два солдата", а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:

    Закусить бы счел за честь,Но ведь нету, бабка, сала?

    Самое главное - уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто "мастер-ухарь, с кем сидели у стола" и не только "цел покуда", "а теперь гляди, кто буду, - вроде даже офицер". Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: "Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь". Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

    Сопоставьте сцены прощания в главах "Два солдата" и "Дед и баба". Что общего в них и что Различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

    Есть что-то общее в сюжетах глав "Два солдата" и "Дед и баба". Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе - не будет ли отступлений). Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:

    И спешил, а все ж отведал,Угостился, как родной.Табаку отсыпал дедуИ простился.

    Часы - очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.

    Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

    Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

    И уже казалось деду, -Сам хотел того иль нет, -Перед всеми за победуЛично он держал ответ.

    И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

    Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе "Два солдата" мы читаем:

    С кем жила - не уважала,С кем бранилась на печи,От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи,

    То теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

    Две войны прошел солдатЦелый, невредимый.Пощади его, снаряд,В конопле родимой!

    И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

    За топор - и напередЗаслонил старуху.Гибель верную свою,Как тот миг ни горек,Порешил встречать в бою,Держит свой топорик.

    Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

    Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава "О себе"?

    Глава "О себе" дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.

    Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе "О себе" Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.

    Я дрожу от боли острой,Злобы горькой и святой.Мать, отец, родные сестрыУ меня за той чертой.Я стонать от боли вправеИ кричать с тоски клятой.То, что я всем сердцем славилИ любил, - за той чертой. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

    Одна из важных тем поэмы "Василий Теркин" - тема родной земли, родного края. В главе "О себе" большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. "Мать-земля моя родная" - дважды обращается поэт к своей малой родине.

    И еще одно обращение - "отчий край". Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это "милый лес", который красочно описывает Твардовский, и "стежка до колодца", и дворик, "где песочек золотой", и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это "край, страдающий в плену".

    На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна - Смоленщина.

    Отвечая на упреки в свой адрес, что в "Книге для бойца" автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:

    Но давайте скажем честно:Я ведь тоже человек.То, что молвить бы герою,Говорю я лично сам.Я за все кругом в ответе,И заметь, коль не заметил,Что и Теркин, мой герой,За меня гласит порой.Он земляк мой, и, быть может,Хоть нимало не поэт,Все же как-нибудь похожеРазмышлял. А нет, ну - нет.Теркин - дальше. Автор - вслед.