Как лечиться земелькой с канавки божьей матери. Православный паломник

Из рассказа «Дивеево - Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево - это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево - это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы .

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь . Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню . Правильным - потому что так получается более торжественно , не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни , увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета , почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво .

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского . Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые .



Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы



Дивеево. Троицкий собор

Мы зашли в Троицкий собор . Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный . Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором , чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее . По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой .



Начало Канавки Пресвятой Богородицы

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» .



Канавка. Мы начинаем свой путь

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.



Канавка

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами . Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.




Почти дошли до завершения

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево , которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Лиственница царевича Алексея

Любимая икона Серафима Саровского .

Это Божия Матерь «Умиление».

Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.

Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями - нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски - нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.

Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь - по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы - Параклис . «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.

Что привезти из Дивеева .

Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки .
Пакетики для них - небольшие прозрачные - настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки - окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных - Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) - летом, или в притворе Преображенского собо ра (там, где наливают масло) - зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.

Сухарики - маленькие кусочки ржаного хлебца . Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики - кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима , в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.



Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево

Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря ». Её автор - митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.

О Дивеевских матушках .

Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц . Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.

Блаженные - это особые люди . Блаженность - очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это - «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это - «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? - Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.

Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые - это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся - где мы - там или тут? Блажённые люди - находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность - всегда светлая. Там - они очень близко видят Бога. Там - они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному - играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они - светлые люди, они - взрослые дети . А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.

Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый - это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума - это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство - отнюдь не притворство, не имитация дурости, но - неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей ».

И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные - это удивлённые люди. Удивлённые Богом .

В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные - Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) - «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) - «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.

Как это ни странно звучит , в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.



Вход в Преображенский собор

Где поесть в Дивеево .

Можно перекусить на территории монастыря . Там, во-первых, есть большая трапезная . Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки . И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.



Тут вкусные блинчики

Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.

Продолжение в рассказе «Дивеево - Русская Земля Обетованная »

Святая канавка Пресвятой Богородицы – самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка – не такая уж маленькая, это – достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику – преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой “Умиление”. Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь – это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

  1. Иверия
  2. Дивеево

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

“Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. ” (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери – это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву “Богородице Дево, радуйся”:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

– Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную , а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную , и это пусть продолжает до самого сна.

– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

– “Держась этого правила, – говорит отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь - особое место, расположенное в Нижегородской области. Сюда стремятся и любопытные туристы, изучающие историю русских земель, и многочисленные паломники из христианских стран, которые смиренно просят заступничества у Богоматери.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История монастыря

Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности.

В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведённый за счёт средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселилась Александра и четыре послушницы.

В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.

По благословению попечителя Серафима в 1827 году, недалеко от Казанской основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых - монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова.

В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь.

Упадок и восстановление обители в XX веке

После большевистской революции обитель продолжала функционировать до 1927 года. Часть монахинь расселились в соседних сёлах. Многие были репрессированы. Культовые здания отдали в распоряжение административных и учебных учреждений. Но даже в советское время к закрытым храмам приходили люди, проводили крестные ходы и службы.

Нижний храм Благовещенского собора в Дивеевском монастыре

В конце 80-х годов монашеская община начала вновь функционировать. В год празднования тысячелетия крещения Руси зарегистрировали дивеевскую православную общину. Через год в её распоряжение передали Троицкий храм. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1995 году обитель приобрела статус памятника архитектуры федерального значения.

Современная обитель - это место, куда каждый год приезжают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира. На её территории находятся несколько святых источников, множество мощей православных святых. Но главной святыней Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской лавры является Святая Канавка Пресвятой Богородицы.

Святая Канавка

Главная святыня обители появилась после явления Серафиму Саровскому Богородицы. Дева Мария приказала основать новую обитель (Мельничную) и обнести её рвом и валом. Копать ров в указанном месте надлежало монахиням и послушницам монастыря. Труд жителей села использовался на вспомогательных работах. Строительство канавы было закончено в 1832 году.

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка

Канавка состоит из шести отрезков общей протяжённостью 777 метров. Её глубина и ширина, а также высота прилегающего вала равны 2,13 метра (3 локтя).

Верующие люди утверждают, что святая канавка является забором четвёртой духовной обители Богородицы на земле, через который не сможет переступить даже антихрист. Богоматерь каждый день незримо присутствует в своём уделе.

Интересно! Паломники и монахини советуют приходить к святыне с 3 до 4 часов ночи. Они верят, что в это время там прогуливается Дева Мария и является избранным.

Зачем ехать в Дивеево

Многие утверждают, что туристическая поездка в Дивеевский монастырь не имеет смысла. Но архитектура монастыря не может оставить равнодушным ни одного человека. Именно торжественный и монументальный вид храмов, чистота и ухоженность территории настраивают на нужные для смиренной молитвы мысли.

Дивеево - уникальное место, в которое стоит приехать для духовного очищения и укрепления Веры. Приезжая сюда, люди просят об исполнении своих самых сокровенных желаний и благодарят Богородицу за их исполнение. По традиции, верующие за время пути по Канавке должны 150 раз вознести молитву Богоматери.

Земля Канавки, растущие в ней цветы и травы обладают целительными свойствами. Землю с Канавки Царицы Небесной можно набрать с собой в специально обустроенном месте.

Она обладает многими чудесными свойствами:

  1. Землю из Святой Канавки в Дивеево используют для защиты от нечистой силы и недобрых мыслей. Для этого часть чудодейственной земли смешивают с обычным грунтом или песком и помещают у входной двери или зарывают под порогом частного дома.
  2. Горсть земли, завернутую в ткань, прикладывают к больным или травмированным частям тела чтобы ускорить процесс излечения.
  3. Укреплению физического здоровья способствует ежедневное употребление святой воды, в которой разводят небольшое количество земли.
Совет! Чтобы увидеть все святыни и реликвии монастыря, понадобится не один день. Поэтому следует выделить для поездки в Дивеево 2-3 дня. Жить в это время можно в гостинице для паломников, или снять жильё у жителей села. Много объявлений такого характера располагают на тематических страницах в социальных сетях.

Главная святыня Дивеевской обители – рака со святыми мощами преподобного Серафима

Как доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области. Ближайшим к нему городом, из которого можно доехать до Святой обители является Арзамас. В 180 километрах располагается Нижний Новгород.

Проезд на общественном транспорте

Людям, передвигающимся на общественном транспорте способ прибытия в Арзамас или Нижний Новгород следует выбирать в зависимости от региона проживания. Жителям Москвы следует сесть на поезд, отправляющийся с Курского или Ярославского вокзала.

Добравшись до станции Арзамас-2, следует пересесть на автобус до Дивеево. Автобусы отправляются с интервалом в один час.

Туристам и паломникам, приезжающим в Нижний Новгород, следует добраться до автовокзала на ул. Гагарина и сесть в автобус No 1645 до Дивеево. В качестве альтернативного маршрута можно рассматривать поездку в маршрутном такси «Нижний Новгород - Саров», которое делает остановку в Дивеево. Этот автобус отходит от автостанции на ул. Лядова.

Передвижение на автомобиле

На основе отзывов людей, неоднократно посещавших монастырь, поездка в Дивеевский монастырь на личном автотранспорте является наиболее экономичным и удобным способом путешествия к святому месту. Чтобы добраться до места из регионов Центральной России понадобится в среднем 7-8 часов.

Преображенский собор в Дивеевском монастыре

Автолюбителям из Москвы необходимо двигаться по Горьковскому шоссе в направлении Владимира. На развязке перед городом необходимо свернуть в сторону Мурома. Далее путь продолжают через Муром, Ардатов и Маевку. Примерно через 270 км путешественники прибудут в Дивеево.

Совет! Чтобы добраться до Серафимо-Дивеевского монастыря, не задумываясь о схеме проезда и проблемах проживания, можно обратиться в туристическое агентство. Многие из них организуют туристические и паломнические поездки в монастырь.

Перед первой поездкой в Дивеево следует изучить историю этого места, его святыни и уникальные реликвии. Без этой информации происходящие в монастыре действия могут быть непонятными для туристов.

Для туристов и паломников женского пола, независимо от возраста, обязательно носить на территории обители длинную юбку и головной убор. Нарушителей этого правила монахи попросят уйти.

Нелишним при подготовке к поездке будет выучить молитву, читаемую на Святой Канавке. Она содержит всего несколько строк. Благословение на фотосъёмку можно приобрести в церковной лавке, но многие туристы делают фотографии без него. Главное, не вести себя при этом вызывающе и уважать окружающих людей.

Дивеевский монастырь и его главная святыня — уникальный духовный и архитектурный памятник православной культуры. На его территории даже не верующие люди чувствуют покой, благоговение перед божественной силой и уважение к людям, основавшим и возродившим к жизни Святую обитель.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

*Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

January 25th, 2012


Четыре места на Земле Богородица взяла под своё особое покровительство. Это земные её уделы, земные жребии. Первый удел Богородицы - Иверия (современная Грузия), второй - Афон, третий - Киево-Печёрская Лавра, четвёртый (последний, где являлась матерь Божья)- Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь). Николай Александрович Мотовилов - дворянин и благотворитель Дивеевской обители (как он сам себя называл "Служка Божьей Матери и Серафимов") писал Императору Николаю первому: "Благословение Ея для всех четырёх мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели".

Про канавку Дивеевского монастыря один из самых почитаемых русских святых - Батюшка Серафим Саровский сказал, что кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице - Дево, радуйся…» 150 раз, тот побывает в Киеве, Иерусалиме и Афоне. "Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце." Вы получите утешение, наставление, покров.


Это на самом деле так! Я точно знаю! В Дивеево душа человеческая и духовное зрение очищаются! И можно получить ответы на терзающие душу вопросы...

На фото начало Канавки, вырытой монахинями, по которой каждый день проходят тысячи паломников с молитвой. Вот эта молитва:

«Богородице Дево, радуйся ,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших!»
Считается, что можно продолжить этой молитвой канавку до того места, где вы живёте.

За 100 метров до окончание Канавки. Зимой

Это самая удивительтная из существующих границ, на сооружение которой благословил Дивеевских девиц-монахинь батюшка Серафим Саровский, т.к. по этому пути прошла своими стопочками матерь Божья. Канавка пресвятой Богородицы по научению Батюшки Серафима должна была выглядеть так: 3 аршина глубиной, 3 аршина шириной и вал должны были насыпать 3 аршина. И сказал Батюшка, что за этой 800 метровой границей встанет последняя твердыня православия, встанет в конце времён. Время придёт такое, что ангелы не будут успевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Когда Антихрист станет все монастыри и храмы разрушать, кресты сбрасывать на землю. Подойдёт он к Дивеево, а канавка встанет от земли до небес и не сможет он её перейти. Постоит, постоит и уйдёт. Не допустит канавка Антихриста.

Рыли канавку в 1829 - 30 годах. А Несколько лет тому назад её восстанавливали с помощью специалистов Московского Строительного Университета. Они искали, где она была ранее. Но копали её всё равно девицы-монахини, так Батюшка благословил. Девство - добродетель, достигающая до небес, так же как молитва. Ведь «отыми от ангела крылья - будет дева. И наоборот. Приставь деве крылья - будет ангел».

Про канавку Царицы Небесной Серафим Саровский говорил: «Возродится канавка - воскреснет Россия».

Матушки в холода утепляются серыми пуховыми платками (у моей бабушки был точно такой)) и идут с чёточками в руке, читая молитвы. Идут и по одной и Крестным ходом раз в день. За ними пристраиваются паломники и помогают своей молитвой держать щит России.

Совершая Крестный ход, монахини проходят по канавке с Иконой Умиления. Икона Умиления была любимой иконой Серафима Саровского. Он даже отошёл ко Господу, молясь перед этой иконой.
Икона Умиления находится в правом пределе Троицкого Храма, она увешана вся драгоценностями, подаренными разными людьми, в знак благодарности Богородице за помощь и исцеления.

Дивеево - четвёртый удел Богородицы. Матушка Александра - благочестивая вдова Агафья Семёновна Мельгунова, основала здесь монастырь. Ей было видение на этом месте. Богородица появилась и сказала остаться здесь, в Дивеево, где находится древнейший последний удел Матери Божьей, ценившийся монахами.

Перед кончиной матушки Александры в Дивеево появился молодой иеродьякон Серафим и обещал не оставлять сестёр своим духовным попечением. Но до исполнения этого обещания он удалился в затвор на долгие годы, где жил в келье, на горке, названной им Афоном. После этого Серафим Саровский стал прозорливым и предрёк много того, что до сих пор сбывается.

В декабре 1927 года разогнали всех насельниц монастыря, многих сослали в лагеря. Батюшка и это предвидел. Говорил, что посыпятся сироты мои в рождественские ворота, как горох…

В Храмах сняли все иконы, Крест с распятым Христом был очень большой, не могли его вынести, решили отпилить ручку Спасителя, вместе с частью креста. Начали, но быстро остановились. В месте распила засочилась кровь, испугались. Утром пришедшие и впрямь нашли под крестом застывшую кровь… В одном из Храмов устроили кинотеатр, в котором показывали антирелигиозные фильмы. Канавку закидали отходами, провели через неё канализацию, на территории, огибаемой канавкой, построили школу и многое другое. Но прошло время и продолжили сбываться предсказания Батюшки Серафима. Он говорил: «Тогда в Дивеево будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесёт в Дивеево». И наконец в 1991 году мощи святого были перенесены из Санкт-Петербурга (где они оказались после революции) в Дивеево. Перед своей кончиной батюшка дал сёстрам свечку и сказал, что с этой свечой они его должны встретить, когда он вернётся к ним в обитель. Так и произошло. Эту свечу монахини сохранили, передавали друг другу, пронесли через все годы скитаний и мощи батюшки встречала последняя, выжившая из дореволюционных монахинь с этой свечой в руках. В Дивеево так же находятся личные вещи батюшки Серафима, его мотыжка, которой он обрабатывал землю и которой он исцелял людей. Когда его просили полечить, он ударял легонько мотыжкой по больному месту и происходило исцеление. Сейчас это изредка делают его мотыжкой монахини монастыря. Они открывают вещи батюшки иногда перед закрытием храма и лечат страждущих, кому посчастливится. Из 6 поездок, совершенных в Дивеево, нам дважды посчастливилось и матушки первый раз мотыжкой спины полечили, а второй раз головы)). Батюшка Серафим помог) По его воле приняли лечение от его дочерей духовных) Очутились ровно в том месте и в тот момент, когда матушки брали мотыжку)


Дивеево место кристальное, намоленное. Очень красиво здесь в Рождество.

Здесь был и государь император Николай второй, царственный мученик нашей страны со своей семьёй.

Старец Серафим говорил такие слова. «Царь, который меня прославит, того и я прославлю». А прославление Серафима Саровского (причисление к лику Святых) состоялось в 1903 году. Государь Николай второй настаивал на этом, т.к. много чудес совершалось по молитвам на могилке Старца... Иногда Господь разговаривает языком чудес.
Синод сомневался. Да, исцеления были, но от Батюшки остались только косточки. Нетленных мощей не осталось… Афонские старцы говорят в таких случаях, что святость другого может узреть только Святой!

После причисления батюшки к лику святых, Николай второй сам пошёл крестным ходом из Дивеево в Саров. В июле «среди лета пели Пасху»!!! А старица Саша Саровская, причисленная сейчас к лику Святых, тогда предсказала нашему Императору рождение наследника. Через год родился царевич Алексей) В честь рождения Алексея монахини посадили недалеко от канавки лиственницу. Это дерево оказалось необыкновенным. Оно иногда вдруг начинает благоухать и так, что далеко от него слышен этот запах. А ещё особенность этой лиственницы в том, что смола у неё красного цвета. Дерево плачет кровавыми слезами. И стоит в бурых пятнах, как-будто на нём застывшая кровь. Народ связывает это с трагической судьбой Алексея и всей царской семьи. Дерево ограждено, на нём иконы царя, Алексея, рядом молитвы.

В год причисления царской семьи к лику святых монахини посадили ещё 7 маленьких лиственниц неподалёку.

Множество предсказаний Батюшки Серафима ещё не разгадано. Например речь старца о вознесении Казанского Храма, где сейчас покоятся мощи самых почитаемых сестёр - монахинь Дивеева, причисленных к лику святых. Батюшка говорил о том, что когда Антихрист подойдёт к этому Храму, а Храм вознесётся, вместе со всеми, кто будет в нём. На воздух поднимется. Достойные туда зайдут и останутся, а недостойные хоть и зайдут, но будут падать оттуда. Так и не сможет достать Антихрист вас оттуда. Таков будет Новый малый Ковчег спасения для малого стада. Странные слова, сложно понимаемые…

Считается, что через живое общение, которое ощущаешь здесь, с Матерью Божьей и батюшкой Серафимом Саровским, можно обрести веру - дар Божий…

Много интересного есть на территории монастыря. Например, берёза с мордой медведя, которого приручил святой. Это дерево пытались после революции выкорчевать, но только сломали зуб экскаватора, который там торчит до сих пор, но так и не смогли ничего сделать этому дереву. Здесь свой дух, аура, здесь правит Игумения небесная - Богородица.

Счастлив тот, кто сутки пробудет в Дивеево, т.к. раз в сутки здесь проходит сама Царица небесная. Здесь происходит молитвенное предстояние русского народа. Каждый день нескончаемый поток людей, проходящих путём Богородицы по канавке, вырытой девицами-монахинями, создает молитвенный ЩИТ ЗЕМЛИ нашей! Слёзное покаяние на канавке очищает сердце, даже доверху засыпанное грехами.

Многие люди едут в Дивеево поработать, подумать над своей жизнью, внести свой вклад в восстановление монастыря, кто-то вносит пожертвования по своим возможностям, а кто то молится за монастырь и его насельниц. И монастырь с каждым годом становится всё краше.

Источник Серафима Саровского, который мы посетили впервые в 2007 году в 6 утра, перед въездом в Дивеево. Чтобы очиститься, как сказала наша замечательная сопровождающая. Этот источник расположен в посёлке Цыгановка, в Саровском лесу. Но источник отнесли к группе Дивеевских источников, т.к. он появился чудесным образом на границе с закрытой зоной. Очень многое, связанное с Преподобным находится в Сарове. Но по известным нам всем причинам (чтобы не выдавать государственные тайны, не буду их писать;) город закрыт во времена Союза и до сих пор

Водица в нём студёная! Аж дух захватывает. И благодатная. Вот история источника Батюшки Серафима. Произошло это в 60-е годы 20 столетия, на берегу реки Сатис. Солдаты, нёсшие службу на границе охраняемой зоны, увидели старичка в белом балахончике. На вопрос:"Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего им не ответил, только трижды ударил посохом о землю и ушёл. В трёх местах забили источники. Так Преподобный перенёс свой источник из Сарова на место, где его могли посещать люди... Сам старец часто исцелял людей водичкой из своего источника и сухариками, приготовленными им в чугунке. Кстати, насчёт сухариков... Эту традицию продолжили матушки Серафимо-Дивеевского монастыря

Источник этой зимой. Вообще рядом с Дивеево множество святых источников. Помимо источника Батюшки Серафима, есть: источник Матушки Александры, Пантелеймона Целителя, Иверской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери, иконы Умиления..

Кошечка, живущая рядом с источником Батюшки Серафима. Красивейшая голубо-кремовая черепаха!!! Я только присела на корточки, чтобы сфотографировать эту очаровашку, как она устремилась ко мне и полезла на ручки! У Источника она не одна. Кошки живут милостью приезжающих на источник людей, которые их подкармливают. И котяток, рождаемых здешними кисками, можно забрать себе, как подарок от Батюшки Серафима)...

Дорога домой...
Чаще всего м ездим Дивеево через Муром, заезжая к Петру и Февронье, порой к Илье Муромцу. А обратно чере Арзамас. Замечательные места земли русской!

В этом году узнали в Муроме новость, переполошившую жителей города. Там собираются строить атомную электростанцию... И никакие митинги народные пока не помогают...

Использованная информация про Дивеево, получена от православного экскурсовода, сопровождающего паломнические группы, Соловьёвой Ларисы Николаевны и из программы «Русский Дом» из сборника лучших программ «Дивеево - Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы».

Особую сердечную благодарность хочу выразить Ларисе Николаевне! Дивеево это была наша с супругом первая паломническая поездка в 2007 году (фото сделаны с 2007 по 2012 год). Очень важно было, какой сопровождающий окажется рядом. И нам достался самый лучший! Душевная, искренняя, любящая Дивеево всем сердцем! В следующий раз, зимой, когда мы приехали в Дивеево самостоятельно, вечером, в Троицком Храме, перед закрытием, у вещичек Батюшки Серафима, встретили второй раз нашего ангела-хранителя Ларису Николаевну, которая сказала, чтобы мы не уходили, что сейчас откроют вещи. Затем, ещё через год встретились с ней же, приехав к нашей Светочке, хозяйке дома на Арзомасской, где мы теперь останавливаемся ежегодно. (Про Светлану можно так же много рассказывать! Удивительной души человек! Светлый!) На этот раз Лариса Николаевна тоже остановилась у Светланы, вместе с девушкой из Сербии, которая совершала паломническую поездку по Святым местам России. Проговорили с ними до самой ночи… Каждая встреча и разговор со Светой и с Ларисой Николаевной приносит много нового, интересного и светлого. Поговорить с такими людьми, что воды родниковой напиться! Спаси Вас, Господи, наши дорогие!