Г.Плеханов. К вопросу о роли личности в истории

«К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Статья непосредственно направлена против идеа-листич. субъективизма рус. народников (И. И. Каблиц, Н. И. Кареев, Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) и нем. неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Зиммель) , но при этом вскрывает их родство со всей домарксистской социологич. мыслью, включая материализм 18 в. На основе диалектико-материалистич. метода Плеханов выявил как коренные пороки, так и определ. достоинства (рациональные моменты) в домарксистском подходе к проблеме, вскрыл гносеологич. и социальные корни ограниченности и типичных ошибок в её решении. Используя целую систему категорий материали-стич. диалектики (объект - субъект, необходимость - случайность, возможность - действительность, общее - особенное - единичное) , Плеханов показал, что только марксизм благодаря диалектико-материалистич. подходу к истории преодолел метафизич. антиномию немарксистской социологии: история жёстко (однозначно) детерминируется общими объективными законами или история - результат деятельности личностей, и смог научно поставить и решить этот вопрос.

Исходя из того, что «...история делается людьми и... поэтому деятельность личностей не может не иметь в ней значения» (Избр. филос. произв. , т. 2, 1956 , с. 311) , Плеханов одновременно подчеркнул, что деятельность личности есть при этом «... необходимое звено в цепи необходимых событий» (там же, с. 302) и что объективный ход истории обусловлен способом материального производства (уровнем развития производит. сил, соответствием или несоответствием ему производств. отношений) . Вскрывая несостоятельность обвинений марксизма как в квиетизме и фатализме, так и в непоследовательности, проявляющейся якобы в том, что марксизм, с одной стороны, признаёт объективный характер историч. законов, а с другой - обосновывает необходимость активной политич. борьбы, создания пролет. партии, Плеханов доказал, что объективный характер историч. законов не только не служит помехой для активной прогрессивной деятельности людей, но, напротив, является основанием их социальной активности. Это положение было направлено против субъективистского возвеличивания «героев», якобы творящих историю благодаря «свободе» от объективных законов. Плеханов подчеркнул, что в то время как субъективизм народников не шёл дальше пустого противопоставления капиталистич. действительности уто-пич. идеалу, именно материалистич. монизм позволил рус. марксистам «... найти мост, соединяющий идеалы с действительностью» (там же, с. 307) ; что великая личность является великой именно потому, что глубже других осознаёт историч. необходимость, действует со знанием существа дела, т. е. свободно, и своей деятельностью способствует реализации этой необходимости.

В работе рассмотрены также различные аспекты марксистского понимания свободы, указано на принципиальную нетождественность характера необходимости в природе и в истории; подвергнута критике теория, которая «... произвольно выделяет различные стороны общественной жизни и ипостазирует их, превращая их в особого рода силы, с разных сторон и с неодинаковым успехом влекущие общественного человека по пути прогресса» (там же, с. 300) ; опровергнуты взгляды Михайловского на марксизм как на учение, будто бы «... жертвующее экономическому „фактору" всеми другими и сводящее к нулю роль личности в истории» (там же, с. 301) .

Работа Плеханова имела большое значение для пропаганды в России марксизма как науч. теории, открывающей закономерности обществ. развития и обосновывающей необходимость революц. борьбы. История философии, т. 4, М., 1959 ; История философии в СССР, т. .4, М., 1971 ; Ч а г и н Б. А., Разработка Г. В. Плехановым общесоциологич. -теории марксизма, Л., 1977.

  • - В нескольких номерах журнала "Техника и вооружение" за 2001-2002 гг. был опубликован ряд статей, посвященных зарождающемуся новому типу бронированных боевых машин, который еще не имеет...

    Энциклопедия техники

  • - "" фрагмент, написанный В. И. Лениным приблизительно в конце 1915 в Берне. Входит в "Философские тетради". В рукописи занимает место между конспектами книг "Философия Гераклита.....

    Философская энциклопедия

  • - произв. Г. В. Плеханова, направленное против субъективного идеализма народничества и посвящённое вопросам материалистич. понимания истории...

    Философская энциклопедия

  • - 1) Л. к. 1939- происходила с 7. II по 16. III...

    Дипломатический словарь

  • - Теория о существовании определеенных качеств личности, обеспечивающих предрасположенность к лидерству у некоторых людей...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - РОЛЬ НАРО́ДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТО́РИИ одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как...

    Философская энциклопедия

  • - Из эссе «Случай добровольного невежества» английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - кстати...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - предлог с род. Выступить директора...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - РОЛЬ 1, -и, мн. -и, -е́й,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОПРО́С, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - в ро́ли предл. с род. 1. Соответствует по значению сл.: в качестве кого-либо. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - См. много ли у нас светлых личностей! Конечно, есть, но они рассеяны. Сомкнитесь же и будем сильнее. Достоевский. Бесы. 2, 4, 1. Ср. Ja, hier hat einst die Klerisei Das fromme Werk getrieben, Hier haben die Dunkelmänner geherrscht, Die Ulrich von Hütten beschrieben...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Жарг. нарк. По поводу покупки наркотиков. ССВ-2000...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"«К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»" в книгах

Из книги Воспоминания о войне автора Никулин Николай Николаевич

Новелла I. О роли личности в истории Я ругаю свою родину, потому что люблю ее… П.Я.Чаадаев Стояло первое послевоенное лето. Прекрасный город Шверин нежился в лучах теплого июльского солнца. Благоухали цветы, зеленели деревья. По озеру плавали оставшиеся в живых лебеди. Их

О роли личности в истории

Из книги Владимир Путин автора Медведев Рой Александрович

О роли личности в истории Некоторые российские газеты еще осенью 1999 года писали об «одиночестве» Владимира Путина. «Сто дней одиночества» - так озаглавила Марина Волкова из «Независимой газеты» статью об итогах ста дней премьера Путина, заметив при этом, что он является

О роли личности в истории

Из книги Время Путина автора Медведев Рой Александрович

О роли личности в истории Некоторые российские газеты еще осенью 1999 года писали об «одиночестве» Владимира Путина. «Сто дней одиночества» - так озаглавила Марина Волкова из «Независимой газеты» статью об итогах ста дней премьера Путина, заметив при этом, что он

Глава восьмая. Проблемы идеологии, роли личности и народных масс в истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 1848 – 1852 гг.

Глава восьмая. Проблемы идеологии, роли личности и народных масс в истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 1848 – 1852

К. Маркс и Ф. Энгельс о роли личности в истории

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

К. Маркс и Ф. Энгельс о роли личности в истории Исключительно важное место в этой борьбе занимала критика идеалистического понимания роли личности в истории, которой основоположники марксизма уделяли значительное внимание еще в дореволюционный период. Идеалистический

Глава 19 О РОЛИ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Из книги Философия автора

Глава 19 О РОЛИ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ В трех предыдущих главах данного раздела мы рассмотрели экономическую, политическую и духовную сферы жизни и развития общества. Но социальная философия и философия истории не ограничиваются тем, что нами

3. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

3. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди,

О месяце марте и роли личности в истории

Из книги автора

О месяце марте и роли личности в истории 14 марта, 12:57Я сейчас живу главным образом в шестнадцатом веке, пишу третий том моей «Истории». Это период, когда на Руси до колоссальных размеров разрослась роль личности. Одной-единственной – государя всея Руси (остальные были его

Глава 1 Об истории реальной, виртуальной, рациональной. О роли личности в истории. И о главной ошибке Сталина

Из книги Россия и Германия: вместе или порознь? автора Кремлев Сергей

Глава 1 Об истории реальной, виртуальной, рациональной. О роли личности в истории. И о главной ошибке Сталина Что в честном историческом исследовании надо считать наиболее существенным?Племянница Ленина - Ольга Дмитриевна Ульянова рассказывала мне, что однажды ее

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Из книги Меж рабством и свободой: причины исторической катастрофы автора Гордин Яков Аркадьевич

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ В январе 1730 года пятнадцатилетний император Петр II заболел оспой, к тому же простудился на охоте, и 18 января стало ясно, что он умирает. В начале первого часа ночи на 19-е число началась агония. Император закричал: "Запрягайте сани, я еду к сестре!" - и

Новелла I. О роли личности в истории

Из книги автора

Новелла I. О роли личности в истории Я ругаю свою родину, потому что люблю ее… П. Я. Чаадаев Стояло первое послевоенное лето. Прекрасный город Шверин нежился в лучах теплого июльского солнца. Благоухали цветы, зеленели деревья. По озеру плавали оставшиеся в живых лебеди. Их

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Социальная роль – способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение социальной роли

Из книги Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках автора Перехрюкин-Заломай Фрэнк

Кто тут шеф, или О роли личности в истории Если кто-то думает, что роль вожака заключается только в подавлении остальных членов стаи, ошибается. С подавлением вообще надо быть осторожным.Точно по законам физики действие равно противодействию. То есть сопротивлению. Если

1.9. К вопросу об эффективности программ продвижения чтения и… роли современной библиотеки

Из книги Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря автора Кашкаров Андрей Петрович

1.9. К вопросу об эффективности программ продвижения чтения и… роли современной библиотеки Изучение формальных закономерностей предполагает изучение закономерностей исторических Владимир Пропп, лингвист (1928) «Морфология волшебной сказки» Вопрос, поставленный самой

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории Исходя – и опять-таки верно – из тезиса о «непрочности главных оснований», на которых строятся взгляды Мюллера и Соловьева (Миропиев, однако, скрывает тот факт, что Соловьев во многом – как и он сам –

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

ЕБН (Ельцин Борис Николаевич)

Первый президент Российской Федерации. Он сам любил себя так называть. Своё восхождение к вершинам власти начал ещё в г. Свердловске, будучи первым секретарём Обкома КПСС.

В момент прихода к власти в СССР Горбачёва М.С., он был востребован на волне, так называемой, «перестройки». На посту первого секретаря МГК КПСС начал проводить популистские решения с целью завоевания доверия со стороны простых граждан. Ловко используя тему привилегий от КПСС, он своим личным примером пытался дистанцироваться от партийной номенклатуры, пользующийся этими привилегиями (как-то пытался ездить на работу, используя общественный транспорт, стал «раскручивать» уголовные дела, связанные с хищением продуктов в Москве и дискредитацией прежнего первого секретаря МГК КПСС Гришина и некоторые другие). Некоторые его инициативы, направленные против сложившейся системы КПСС, стали раздражать Горбачёва, и в результате Ельцин был вынужден перейти на хозяйственную работу.

Как оказалось позднее, это был его уникальный трюк, основу которого составила необыкновенная прозорливость и, невиданная даже татарам, хитрость человека, который уже тогда понимал, что дни КПСС, как руководящей силы Советского общества, сочтены, что грядут большие перемены в стране, и что сейчас самое время пришло рядиться в тогу гонимого человека.
Всё так и случилось на первом съезде народных депутатов СССР. Ловко примкнув к созданной, так называемой, межрегиональной группе депутатов, которые изначально повели себя как оппозиция партийному депутатскому большинству съезда, он уже тогда заложил основы к будущему карабканью к самой вершине власти.

Ельцин быстро и демонстративно покинул ряды КПСС – организации, которая, по сути, дала ему всё, включая известность в стране. «Открестился» прилюдно и в прямом и в переносном смысле. Стал ходить в церковь под объективы телекамер. Сделал это тогда, когда понял, что его час пришёл. Легковерные, самонадеянные журналисты, которые не менее своего патрона были заражены манией величия, и что они делают какое-то важное для народа государственное дело, клеймя прежний режим, и, разрушая всё, что только можно, стали его опорой по созданию ему имиджа народного благодетеля и спасителя. Это касается и Московского телевидения и телевидения Ленинграда, а позднее и Санкт-Петербурга. (Программа 5-е колесо).

Он привлёк на свою сторону многих политиков и деятелей науки и искусства из числа, так называемых, шестидесятников, людей взращённых «хрущёвской оттепелью». Многие из них ему поверили и старались, как могли, создавая ему образ борца за справедливость. Но это было в начале. Что будет потом…
Потом был развал Советского Союза. Это было следствием того, что господин Ельцин уже не мог ждать, когда Горбачёв догадается, что его время власти прошло. И поэтому в угоду своих невиданных амбиций на Кремль воспользовался дряхлостью власти в тот момент, чтобы её поднять. Сделал всё, как учили классики в своё время… по - ленински. Сговор в Беловежской пуще с такими же амбициозными политиканами, как и он, сам (Кравчук, Шушкевич) по существу решили участь большой страны. Союзное государство распалось в результате принятых односторонних деклараций на этом шабаше «троих». (Украина, Белоруссия и Россия).

Что последовало за этим? Сотни тысяч и миллионы русских, оказавшихся в одночасье изгоями в собственных домах в Союзных республиках. Начало межнациональных, в том числе, и религиозных конфликтов.

Ельцин, как Президент Российской Федерации, проявил себя совершенно некомпетентным лицом и в экономике. Начал экономическую реформу без широкого анализа ситуации в стране. Ориентировался на опыт западных стран и, в том числе, на реформу Бальцеровича в Польше. Абсолютно не понимая, что экономика Страны Советов в отличие от экономики социалистической Польши (по названию, на самом деле частный сектор в этой стране во времена социализма составлял, чуть ли не 75 % от ВВП) является стопроцентно общенародной, он при помощи грабительской приватизации, по существу открыл путь к разворовыванию ресурсов представителями криминального мира и бывших работников от партийной номенклатуры ЦК КПСС, вовремя перебежавших к производственной «трубе» и, тем самым, способствовал появлению в кратчайшие сроки сверх богатых людей на фоне тотального обнищания целой страны.

Применяя денежную реформу, аннулировал вклады граждан, накопленные ими своим трудом, и, тем самым, ликвидировав долг страны перед ними, открыл ещё большую возможность новоявленным банкам и банкирам жиреть и процветать на беде людей, присваивая огромные средства, созданные не одним поколением граждан СССР.
На фоне криминального передела собственности он способствовал появлению невиданной коррупции среди чиновников от власти. В обман населения вовлеклось не только государство в лице правительства, создавшего систему ГКО, но и частные финансовые пирамиды, построенные по тому же принципу.

Во времена Бориса Николаевича Ельцина правоохранительная система государства превратилась по существу в «крышу» бандитов, ибо стала вести себя как самый страшный бандит, прикрытый официальным государственным статусом. Сотни, тысячи людей были ограблены и убиты подонками в погонах в отделениях милиции, которые стали справедливо называть среди населения на уголовный жаргон мусарнями. Среди, так называемых, милиционеров появились изощрённые садисты и извращенцы с маниакальными замашками, которые стали насиловать и убивать девушек, молодых мальчиков и совершать другие злодеяния. Тысячи предпринимателей стали жертвами возбуждения на них липовых уголовных дел с целью вымогательства крупных сумм денег. Похищения людей с целью выкупа стали по всей стране чуть ли ни нормой.

И, наконец, самое главное преступление. Ельцинский режим вооружил сепаратистов Чечни. Оставленное там по халатности советское оружие привело к мятежу против законно избранной власти, а затем и к войне внутри государства. Пресловутая фраза Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько унесёте», сделала русский народ и самих чеченцев заложниками бойни, которая продолжается и поныне. Это привело к совершению массированных террористических актов по всей стране с массовой гибелью людей в Каспийске, Волгодонске, Москве и других городах в собственных домах, на транспорте и в местах массовых культурных мероприятий.

Ельцин как никто другой смог применить пресловутый принцип «разделяй и властвуй». Это только представить, что президент страны смог посеять вражду среди собственных граждан, разогнав парламент и, тем самым, спровоцировал бойню в Москве, когда люди одной крови и веры, говорящие на одном языке, начали убивать друг друга. Повторилась ситуация точь в точь, опробованная величайшим отморозком 20 века Лениным в 1918 году. Слава Богу, что она не имела тех последствий. Но от этого не легче в тех домах, где оплакивают и сегодня погибших на улицах Москвы ни в чём не повинных людей.

И последнее. Зачинатель борьбы некогда с партийными привилегиями сам, по сути, оправдал смысл одной русской поговорки, что дурные примеры заразительны. Расставил, где только мог, на «сытные» места свою родню, сделал акционерами и держателями огромных денежных счетов членов своей семьи и окружил себя такими же, по сути, авантюристами, как и сам и приготовился войти в историю как благодетель.

Нет, Борис Николаевич, вы уже вошли в неё, как верный ленинец, с природой начального периода накопления капитала, условия приобретения которого были точно сформулированы когда-то бородатым дедушкой Марксом.

P.S. Некоторые из выводов сегодня могут показаться устарелыми, так как этот материал был написан ещё в 1999 году.

Рецензии

Всё верно: правление Ельцина является не только самой позорной страницей в нашей далеко непростой истории, но и самой алчной, продажной, бездарной, изменнической… Тысячу лет (!) великие князья, цари и императоры собирали под Российский скипетр обширные земли и народы их населяющие. Зачем? А чтобы создать великую державу. И они ее создали, хотя стоило это и больших трудов, и крови, и пота.

Даже свирепому Ленину, залившему Россию реками крови, не удалось так далеко отбросить нашу Державу, как это удалось Ельцину. Такой катастрофы не случалось со времен Монголо-татарского нашествия. (Законы Чингисхана категорически запрещали монголам калечить и убивать друг друга. За такие «геройства» полагалась смертная казнь - им ломали хребет, причем вне зависимости от того, кто там был прав, а кто виноват. - В.А.)

Остается добавить, что пройдут десятилетия, может быть, даже века, прежде чем Россия вернет свои утраченные позиции и вновь станет величайшей мировой Державой. Однако кое-что можно предсказать уже сейчас: пройдет несколько лет, и родственникам Ельцина придется потратиться на сооружение дальней ограды вокруг его могилы. Зачем? А чтобы россияне не могли доплюнуть до могилы первого президента.

Данная проблема была подробно раскрыта в статье Г.В. Плеханова "К вопросу о роли личности в истории", опубликованная в 1898 году в журнале "Научное обозрение". Раскрывая с различных позиций роль личности в истории, данная статья дала ответы как сторонникам идеи о минимальной роли личности (имперсонализм) , так и сторонникам идеи о определяющей роли личности в историческом процессе (персонализм) . В ней Плеханов отвергает эклектический подход к решению проблемы движущих сил развития истории, провозглашающий все "факторы" такого развития одинаково важными.

Плеханов начинает свои рассуждения о роли личности в истории, критикуя приверженность Н.Г. Михайловского теории факторов, несостоятельность которой доказывал в других своих работах, и дуализму. Субъективисты, по мнению Плеханова, "никогда не умели не только решить, но даже и правильно поставить вопрос о роли личности в истории. Они противополагали деятельность "критически мыслящих личностей" влиянию законов общественно-исторического движения и таким образом создавали как бы новую разновидность теории факторов: критически мыслящие личности являлись одним фактором названного движения, а другим фактором служили его же собственные законы" . Такая постановка вопроса привела к расхождению мнений на ее решение. Одни отводили личности "как можно более широкую роль в истории и отказывались признать историческое движение человечества законосообразным процессом", другие же, "стремясь как можно лучше оттенить законосообразный характер этого движения, готовы были забыть, что история делается людьми и что поэтому деятельность личностей не может не иметь в ней значения". "Столкновение этих двух взглядов приняло вид антиномии, первым членом которой являлись общие законы, а вторым -- деятельность личностей. С точки зрения второго члена антиномии история представлялась простым сцеплением случайностей; с точки зрения первого ее члена казалось, что действием общих причин были обусловлены даже индивидуальные черты исторических событий" -- пишет Плеханов . В своей работе Плеханов критикует эти крайние точки зрения и отмечает, что правильная точка зрения будет найдена только в случае отказа от дуализма, "тогда, когда мы сумеем объединить в синтезе заключающиеся в них моменты истины".

Роль выдающихся личностей так оценивается Плехановым - "Великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин" . Решение научных задач, поставленных на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, указание новых общественных нужд и удовлетворение этих нужд, делает такого человека героем. Но геройство его заключается не в том, "что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом -- все его значение, в этом -- вся его сила. Но это -- колоссальное значение, страшная сила" . Зная, в какую сторону изменяются общественные отношения, благодаря переменам в общественно-экономическом процессе производства, великие личности, знают также, в каком направлении изменится и социальная психика. Таким образом, они имею возможность влиять на нее. Влиять на социальную психику -- значит влиять на исторические события.

Помимо всего прочего, историческое развитие и изменение экономических условий периодически ставит общество в необходимость переделать свои учреждения. Такая переделка всегда требует вмешательства людей, "перед которыми возникают, таким образом, великие общественные задачи. Великими деятелями и называются те, которые больше других способствуют их решению".

"И не для одних только "великих" людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних" -- заключает Плеханов .

ФСБ-13 Переяславцева Мария-Алиса Борисовна

Эссе по статье Г. В. Плеханова «К вопросу о роли личности в истории»

В своей статье «К вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов размышляет над тем, что же именно движет выдающимися людьми. Он подвергает сомнению идею о том, что несогласие с законами - двигатель прогресса, тем самым подтверждая верность идей марксизма. По мнению философа, если установить одинаковые для всех законы, что и свойственно движению, то вероятность реализации у людей будет выше. Это объясняется тем, что права и возможности у людей будут равны, а их успех будет зависеть только от личных качеств.
Г. В. Плеханов известен тем, что являлся ярым сторонником марксизма, так что его категоричность в вопросе об условиях личного роста можно объяснить именно тем, что он был верен своему движению. Тем не менее, с его точкой зрения можно как поспорить, так и согласиться.
Равноправие действительно упрощает человеку задачу выделиться. Во времена, когда люди гласно делились на классы, у низших слоев общества практически не было возможности получать образование, поэтому их мнение в той или иной сфере дважды не принято было учитывать. Да и вероятность того, что кто-то ниже боярина сможет достучаться до народа со своими идеями была крайне мала. Хотя, возможно было возбудить представителей своего же класса. В любом случае, мнение большинства людей не воспринималось по причине всего лишь приписного низкого социального статуса.
Общепринятые законы же, наоборот, обеспечивают равные условия и отсутствие деления на классы. Таким образом, формально каждый человек будет иметь одинаковые возможности для реализации своих амбиций.
Тем не менее, хотелось бы не согласиться с его мнением о необходимости принятия подобных «всеуравнивающих» идеологий. Если в государстве царит одна идеология и правительство представляет собой крепкую систему слежки за дисциплиной граждан, то развивать свои способности и добиваться успеха граждане должны только в рамках идеологии своей страны. По опыту истории всем известно, что с несогласными умами, при строгом политическом режиме, расправлялись незамедлительно, как с угрозой устойчивости политической системы. Так что продвижение по карьерной лестнице, усовершенствование своих творческих способностей будет возможно для всех, но при условии полного согласия с политикой. Это хорошо для качественного улучшения страны в целом, но полному духовному развитию личности это способствует едва ли.
Статья Георгия Валентиновича Плеханова была рассчитана на то, чтобы склонить читателей к марксизму. Мнение, которое он в ней излагает, основано на принципах этого движения. В связи с относительно недолгой авторитетностью этой идеологии в России, легко выявить, в чем философ может быть неправ.