Епископ евстафий. Епископ Евстафий: биография

То-то я смотрю, что вдруг мне начали "сыпаться" комментарии в тему трех с лишнем летней давности - . Ну, например, такие:
"Верните его нам в Читу!!! Без него мы осиротели.Для каждого у него были либо доброе слово либо взгляд наполненной такоооой любовью! Здоровья Вам, дорогой Владыко Евстафий и терпения! Мы Вас очень ЛЮБИМ!!!"

"Судья Вам Бог, За то что клевещите на Владыку!!!"

"Что-то сами Вы, отец Филипп, не захотели остаться в Чите? Не захотели помощь Владыке поднять Читинскую Епархию из ничего.... Больной бабушкой прикрылись. А тебе "подливаете масло в огонь", трясете какую-то грязь. Помогаете подонкам травить престарелого человека. Это не делает Вам чести. Ваша старость тоже не за горами. Чем похвастаетесь???"

Я в недоумении. Что это вдруг стали вспоминать эту тему, которая давно уж в архив ушла?... Оказывается, дело в сегодняшнем решении Священного Синода:

Не скрою, я в прошлом молился о том, чтобы это произошло. В последние годы вообще позабыл про архиепископа, молиться уже перестал. И тут, оказывается, что Бог, все-таки, услышал молитвы и мои, и многих других, кому архиерей успел попить крови в бытность управляющим Читинской епархией.
В моем случае я вовремя оттуда уехал и отделался весьма легко, только краем глаза застав тот тоталитаризм и формировавшийся культ личности епископа, который затем навел террор на всё духовенство, без преувеличения. Да, по сравнению со многими теперешними епископами, вымогающими последние деньги с приходов, он тогда, несомненно, выигрывал в глазах многих людей. Я и сам сначала доверился ему, решив остаться в епархии уже после того, как получил от предыдущего еп. Иннокентия отпускную грамоту, которой решил не воспользоваться, и остался дальше служить при новом архиерее. Он выглядел тогда вполне симпатично, таким молитвенником, рассудительным почти старцем. А потом постепенно начала атмосфера меняться. Недоумения накапливались, вопросы множились, и даже иной раз задавал себе вопросы: что вообще происходит и куда мы заплываем!? Это был 2001 год, весьма задолго до того, как многие нынешние читатели, например, портала "Ахилла", начали открыто выражать свои мысли о , например.
В моем случае это было одно из самых острых разочарований в служителях во время пребывания в церковной среде. Я перестал после этого верить архиереям в принципе. И научил меня этому еп. Евстафий, он был первым, кто развеял бывшие до того иллюзии насчет тех, кто попадает в эту среду. В которой, конечно, есть и приятные исключения, но в общем лишь подтверждающие правило. Конечно, ему не отмерилось так, как он мерил своим подчиненным. Это просто уход "на пенсию", где почитательницы-обожательницы владыки будут иметь беспрепятственную возможность его навещать.

епископ Русской православной церкви, с 29 декабря 1999 года на Читинской кафедре, с 10 октября 2009 года имеет титул - Читинский и Краснокаменский

Биография

Окончил среднюю школу, служил в армии. В 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию, затем - в Московскую духовную академию, которую окончил в 1981 году со степенью кандидата богословия.

4 декабря 1980 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 4 января 1981 года рукоположен во иеродиакона, 27 марта 1982 года - во иеромонаха.

  • в 1984 году - возведён в сан игумена и направлен на служение в московский Данилов монастырь.
  • в январе 1988 года - направлен в качестве строителя и духовника в ярославский Толгский монастырь.
  • в мае 1991 года - назначен наместником Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове .
  • 24 апреля 1994 года - возведён в сан архимандрита.

29 декабря 1999 года назначен епископом Читинским и Забайкальским, епископская хиротония состоялась 30 января 2000 года в Богоявленском соборе Москвы.

После выделения решением Священного синода от 10 октября 2009 года из состава Читинской епархии самостоятельной Улан -Удэнской и Бурятской епархии епископу Евстафию определено иметь титул Читинский и Краснокаменский.

Критика

Волна критики епископа Евстафия прокатилась в первые годы его служения на Читинской кафедре. Она была вызвана запретом в служении бывшего Улан -Удэнского благочинного протоиерея Игоря Арзуманова. Поводом для этого стало письмо некоего юноши, «сироты, прибившегося к церкви», содержащее обвинение благочинного в педофилии. Как показало независимое расследование улан-удэнских журналистов, письмо оказалось подделкой и было сфабриковано завистниками популярного среди прихожан священника.

В 2009 году политика епископа Евстафия в отношении священства Читинской епархии вновь стала предметом критики. Указ правящего архиерея о запрете в служении протоиерея

12 ноября в газете «Александровский голос труда» была опубликована статья «Дезинфекция или любовь? Да не будет наша земля выжженной!». Но публикации предшествовала совершенно детективная история. За 3 дня до выхода в свет текст статьи был выкраден из газеты и бурно обсуждался в епархиальном управлении! – сообщает автор темы про местную епархию.

***
ДЕЗИНФЕКЦИЯ ИЛИ ЛЮБОВЬ?

Сегодня, 4 ноября, праздник Пресвятой Богородицы – в честь Казанской иконы Божией Матери. Я пришла на Литургию в кафедральный собор Рождества Христова, прихожанкой которого являюсь уже около двадцати лет, и не узнала его. Он был совсем другим, но не внешне – а по духу, по внутренней атмосфере. Было такое странное чувство, будто я пришла домой, а там живут и хозяйничают новые люди, которых я не знаю и которые не знают меня. И новые священники во главе с владыкой Евстафием, и новые лица в иконной лавке взамен изгнанных, и новые прихожане. Впрочем, новых прихожан нет – есть прихожане других храмов, которые пришли сюда вслед за переведенными в собор из других церквей батюшками. Что же это? Прихожане есть, а прихода нет? Он раздроблен, распылен, в одночасье уничтожен?
Церковный приход – это община, которая складывается в каждом конкретном храме на протяжении многих лет. По сути, это семья со своей строгой иерархией во главе с настоятелем. Наша семья образовалась более двадцати лет назад, когда возрождался собор. Семья множилась, крепла, посредством воскресной приходской школы воспитывала и растила детей. По тем или иным причинам менялись настоятели, но каждый, кто приходил вновь, с уважением относился к сделанному предшественниками и приумножал их достижения. Общими усилиями поднимали мы храм – и он расцветал на глазах. Как радовались мы новому иконостасу, новому куполу с крестом, новому дому, где расположились трапезная и воскресная школа… Со слезами на глазах мы слушали проповеди наших батюшек, которые призывали нас к чистой жизни, вели к спасению души, прося Господа простить наши грехи. Словом, мы жили христианской жизнью, довольные тем, что можем приобщить к ней наших детей и внуков.
Когда мы узнали, что скоро у нас появится свой владыка, мы обрадовались. Мы любим нашего митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, всегда с благоговением встречаем его у нас – и он одаривает нас лаской и любовью. А теперь у нас будет свой владыка – и мы будем любить его, будем ему помогать, найдем в его лице доброго пастыря, с которым будет легче идти к Богу.
Архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий прибыл к нам со своими приближенными нынешним летом. Среди церковного люда пошли разговоры о неблагоприятной обстановке в Читинской епархии, откуда был переведен владыка. «Поживем – увидим», - говорили мы, не придавая значения этим слухам.
Прошло несколько месяцев. Отовсюду слышится плач. Везде царят раздор, нестроения, сплетни. Ситуация стремительно развивается по «читинскому сценарию», где за несколько лет десятки священников без суда и следствия были запрещены в служении, а оставшиеся подвергались постоянной перетасовке, где большинство приходов были разорены, где директор воскресной школы была неожиданно и безвинно уволена и предана анафеме, где царила атмосфера угроз, расправы, доносов, где Православная Церковь была дискредитирована так, что почти опустела.
То же самое начало твориться у нас. Всего-то за пару месяцев произошел раскол на два лагеря: одни с недоумением и болью смотрят на происходящее, другие поют славу «великому молитвеннику». Откуда взяли, что он «великий», не знаю, наверное, молятся вместе с ним. Но каждому христианину известно, что результатом молитвы должны быть мир, покой, созидание, радость, а у нас разрушение, злость, сплетни: еще чуть-чуть – и мы сцепимся друг с другом и станем врагами.
Первой была уничтожена приходская школа собора, с амвона названная неполноценной. В ее помещении теперь оборудуется кабинет владыки. Но дело отнюдь не в том, что не хватает помещений. Страшная правда заключается в том, что за всем этим видится попытка разрушения Церкви изнутри под благовидными предлогами. К примеру, говорится, что школа вовсе не уничтожена, а благополучно перейдет в другое место – в помещение школы №3. Ложь. Это будет другая школа, она как раз готовится к открытию, но какой она будет, пока никто не знает. Но разве когда-то хоть что-то доброе и хорошее строилось на месте разрушения?
Как и в Читинской епархии, у нас тоже началась перетасовка священников. А ведь недаром еще приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II указывал, что недопустимо переводить священников с места на место, разрушая тем самым общину, отрывая паству от пастыря. Ведь христианская жизнь осуществляется через деятельность общин.
С приходом владыки и его свиты, мы узнали, что мы неграмотная «деревенщина», что все поголовно лишены Божией благодати, которую теперь нужно восстанавливать, что все находимся в прелести и требуем совершенствования по всем направлениям. Поэтому наши «дикие, невежественные» души будут подвержены дезинфекции посредством крестных ходов. Однако не странно ли, что владыка Евстафий называет крестные ходы таким неподходящимя для христианина словом, как «дезинфекция»?
А мы-то, «папуасы», считали, что крестные ходы – это молитвенный подвиг во славу Божию. И с какой радостью встречали всегда крестные ходы, приходившие к нам с чудотворными иконами Пресвятой Богородицы и святых, и с какой любовью и благоговением присоединялись к ним! Да, мы грешные люди, но мы скорбим, мы молим Господа помочь нам в очищении наших сердец, чтобы мы могли принять хоть искру Божественной Любви. Не надо делать из нас идиотов: мы знаем, что Бог – это Любовь. Мы видели ее во взгляде Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который не раз приезжал к нам. Мы ощущали ее в Дивееве, когда шли по Канавке Пресвятой Богородицы, где сам преподобный Серафим целил наши души. Наконец, мы живем в самом сердце России, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, под молитвенной защитой преподобного Сергия Радонежского. У нас благодатные места: вокруг находится несколько старинных монастырей, в которых пребывают мощи святых. Мы знаем, что любовь – это не морализирование, а мужественное милосердие. Да, мы нуждаемся в очищении, но не в дезинфекции. «Дихлофос», конечно, сильное средство, но после него остается не чистота, а безжизненное, выжженное пространство. Мы нуждаемся в Пастыре, а не в дезинфекторе.
Не случайно один из читинских священников, пострадавших от произвола владыки, пишет нам: «Могу посочувствовать вашей ситуации. Надо бороться за Церковь, за доброе устройство епархиальной и приходской жизни. Здесь после Евстафия как выжженная земля. Поэтому держитесь, не сдавайтесь. Бог в помощь!».
Девять лет, как пишут читинцы на страницах интернета, они «плакали в подушку» и молили Господа избавить их от этой удушающей «дезинфекции», от авторитарного режима в епархии. Они жалуются на «неканонические действия епископа Евстафия, полный произвол по отношению к служащим священникам, политику разобщения, натравливание священников друг на друга, на непомерные сборы с приходов, на обнищание и бедственное положение духовенства епархии». Они свидетельствуют, что «на настоящий момент разорены все сильные приходы», что «деятельные, уважаемые и грамотные священники находятся под запретом (а это более половины всего духовенства епархии!)», что «в епархии сложилась и поддерживается атмосфера доносов, сплетен, а также угроз и открытого шантажа со стороны архиерея», что «священство затравлено и подавлено». Они предупреждают нас, что «сложность заключается в том, что извне все выглядит благополучно, а ситуацию изнутри знают только верующие», которые «боятся не только архиерея, но и друг друга», они сокрушаются, что в такой целенаправленно выстроенной атмосфере «слабые духом ломаются, теряют веру», что «много молодежи и интеллигенции ушли из Церкви». Один из священников признается, что в сложившейся ситуации есть и их вина: «Мы часто потакаем распущенности высших церковных сановников. Да еще наши бабушки-тетушки церковные своим подобострастием в это вклад вносят (для некоторых архиерей-то просто как Бог!). А еще разобщенность всеобщая, поповская в особенности, когда никто за гонимого не постоит, все по своим углам прячутся». А еще, добавим, ложно понимаемое смирение, а еще – приспособленчество, лесть, хождение по головам других!
Мольбы читинцев были услышаны. Теперь, по попущению Божию, испытание предстоит нам. Испытание нашей веры и нашей порядочности. Мы слишком падки на внешнее «благочестие» и легко попадаемся на крючок духовных подмен, забывая, что все ответы надо искать в Евангелии, которое учит, что «Бог есть Любовь». И наша верность Христу заключается отнюдь не в количестве крестных ходов, а в способности «кровь пролить за други своя», в способности к любви и милосердию.
Сегодня наше испытание заключается в том, чтобы защитить наших священников, которые сами не могут этого сделать в силу зависимости. Оно заключается в том, чтобы мы не разъединялись, а объединялись в защите своих приходов. Оставаясь в стороне от сложившейся нездоровой ситуации, предавая вчерашних наставников и друзей, участвуя в сплетнях, доносах, мы предаем Церковь. Это как раз тот случай, когда наша совесть призывает нас действовать, когда наш христианский долг – открыто говорить правду и называть вещи своими именами. Да, у нас могут отобрать помещение храма, но нас не смогут отлучить от Церкви, если мы будем верны Богу.
О. СЕМЕНОВА.
Газета «Александровский голос труда», №46, 12 ноября 2014 г.

Подробности можно узнать на читинском форуме в теме «Что происходит в Читинской епархии» (

Александровскую и Юрьев-Польскую епархию возглавил епископ Нижнетагильский и Невьянский Иннокентий (Яковлев) - бывший секретарь Владимирского епархиального управления, член Союза художников России, график и фотограф, которого хорошо помнят владимирские деятели культуры

Фото пресс-службы РПЦ

14 мая в историческом здании Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На мероприятии был рассмотрен ряд вопросов, в частности, духовные отцы утвердили «Концепцию деятельности епархиального миссионерского отдела», обсудили вопрос о праздновании 1030-летия Крещения Руси. Кроме этого, был решен ряд важных кадровых вопросов. Один из них касался Владимирской митрополии.


Как следует из протоколов заседания, Священный Синод обсудил «положение дел в Александровской епархии», в результате чего состоялось назначение нового главы этого подразделения Владимирской митрополии.

Напомним, что единая Владимирская епархия была разделена на три составляющие части в июле 2013 года. В новую Владимирскую митрополию вошли Владимирская, Муромская и Александровская епархии.

Александровская и Юрьев-Польская епархия, разделенная на 5 благочиний, образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 года. Она объединяет приходы в административных границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области. Управление епархии находится в Александрове, кафедральный собор - александровский храм в честь Рождества Христова.


архиепископ Евстафий

С 16 июля 2013 года епархией временно управлял митрополит Владимирский Евлогий. С 30 мая 2014 года решением Синода на Александровскую кафедру был назначен архиепископ Евстафий (в миру Евгений Евдокимов). До этого он возглавлял Читинскую и Краснокаменскую епархии. Жесткая политика епископа Евстафия в отношении священства Восточной Сибири, как пишут в открытых источниках, неоднократно становилась предметом критики общественности. По некоторым данным, за время служения в Читинской епархии Евстафий запретил в священнослужении более 50 человек. Дьякон Андрей Кураев, по данным некоторых СМИ, назвал в «Живом Журнале» епископа Евстафия «Сталиным в рясе».

На время служения архиепископа Евстафия в Александрове пришелся , в который были вовлечены священнослужители, местные и областные власти, Законодательное Собрание Владимирской области, надзорные органы, жители города Александрова, общественное движение «Суть времени».


В октябре 2014 года представители Александровской епархии вышли к депутатам райсовета с предложением возвести в Александрове рядом с собором Рождества Христова православный центр, включающий в себя школу, библиотеку и памятник Александру Невскому. Строительству этих объектов мешал другой памятник - борцам революции 1905-1907 годов (народное название - «Женщина с флагом») на Советской площади, воздвигнутый в 1987 году. Местные депутаты проголосовали за перенос монумента, однако александровская общественность встала на его защиту. Активисты организовали сбор подписей за отмену депутатского решения с обращением на имя губернатора Владимирской области Светланы Орловой. Почти одновременно по благочиниям Александровской и Юрьев-Польский епархии начался под другим обращением губернатору Орловой с просьбой содействовать строительству православного центра в Александрове и сносу памятника борцам революции 1905 года.

Скандал пришлось тушить на уровне руководства Владимирской области. В итоге, «Женщина с флагом» осталась на своем месте, православный центр строить не начали.

На заседании Священного Синода 14 мая архиепископ Александровский и Юрьев-Польского Евстафий был «почислен на покой». Указанная причина - состояние здоровья. Архиепископу была выражена благодарность «за понесенные архипастырские труды в Александровской епархии». Местом прибывания Евстафия на покое определена Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Новым преосвященным Александровским и Юрьев-Польским Синод назначил епископа Нижнетагильского и Невьянского Иннокентия (Яковлева).


Большая часть жизни епископа Иннокентия связана с Владимирской областью. Родился Яков Яковлевич Яковлев (так его звали в миру) в 1947 году в Южно-Сахалинске в семье военного, окончил Новосибирский архитектурный институт, в котором позднее преподавал. В 1975 году был принят в Союз художников России, после чего стал профессионально заниматься изобразительным искусством, участвуя во всесоюзных, республиканских и международных выставках. В 80-х годах помогал благоукрашать храмы Новосибирской епархии как архитектор и иконописец.



Во Владимир Яковлев переехал в 1983 году. В 1992 году после смерти супруги, он был рукоположен в сан диакона, а затем - священника. 1 сентября 1992 года был назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом Владимирского епархиального совета.

1 мая 1993 года Якова Яковлева назначили старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира, 22 августа 1995 года - секретарём Владимирского епархиального управления.13 апреля 1997 года священнослужитель был пострижен в монашество с именем Иннокентий, 12 апреля 1998 года его возвели в сан игумена, 21 декабря 2005 года назначили наместником Александровского монастыря города Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления. 19 марта 2007 года был возведён в сан архимандрита.

Новый период в жизни Иннокентия начался в 2011 году, когда его назначили епископом Нижнетагильским и Серовским.


Владимирские деятели культуры хорошо помнят Иннокентия, как творческого и здравомыслящего человека, с которым можно было вести диалог и находить общий язык по самым разным, в том числе острым, вопросам.