Биология егэ часть 2. Стратегия сдачи егэ по биологии

Советуем вечером накунуне экзамена прекратить любые попытки прорешать какие-либо задания из образцов ЕГЭ - ничего, кроме нервотрепки, из этого не получится. Отдохните, прогуляйтесь - в общем, постарайтесь отвлечься и хорошо выспаться накануне экзамена. Соберите все необходимое заранее: паспорт, черные гелевые ручки, сменную обувь (если требуется) и т.д.


Внимательно выслушайте все инструкции перед началом экзамена: статистика показывает, что хотя бы одну техническую ошибку допускает каждый второй сдающий.

Хронометраж


1 час
40 минут
30 минут
30 минут
20 минут

Черновик части С

Советуем начинать с части С (лучше сначала даже не открывать части А и В), так как она самая трудная, и оставлять ее на конец, когда вы уже прорешали столько заданий на разные темы и в голове путаница, неразумно.


При формулировке ответов мысленно считатйте свои утверждения: их должно быть не менее двух в задании С1 и не менее трех в заданиях С2-С6, а лучше больше - вы же не знаете, какие из ваших утверждений совпадут с образцом ответа у проверяющего.


Иногда полезно начать с определения биологических понятий, содержащихся в самом вопросе, - вполне может оказаться, что за их знание Вы уже получите один балл.


Старайтесь пользоваться научным языком, а не отвечать на вопросы в бытовом стиле. Считайте, что вы пишете абзац из учебника по биологии, посвященный данному вопросу.


При решении генетических и цитологических задач недостаточно написания схем скрещиваний и последовательностей нуклеотидов или аминокислот - не забудьте сопроводить все эти выкладки своими подробными рассуждениями - тогда к Вам не придерешься.


В заданиях на поиск и исправление ошибок не забудьте, что ошибок всегда должно быть три. При исправлении ошибок нельзя пользоваться простым отрицанием, нужно составить свое верное утверждение, демонстрирующее ваши знания в данной области.

Черновик частей А и В

В качестве черновика частей А и В можно использовать сами листы с заданиями, там можно писать все что угодно: ставить галочки, цифры, буквы, зачеркивать их, делать рисунки и т.д. - задания ЕГЭ с Вашими пометками сдаются, но не проверяются.


А теперь прочитайте бегло следующую фразу:


МАЛЧЬИКИ ИРГАЛИ ВО ДВОРЕ В ПЯНТАШКИ


Заметили что-нибудь? Попробуйте найти 3 ошибки в написании слов при более внимательном чтении.


Это модель работы нашего мозга. Он всегда схватывает главное, не уделяя второстепенному должного внимания. Составители тестов широко пользуются этой особенностью нашего мышления, рассчитывая, что мы отнесемся невнимательно к деталям сформулированного задания.


Чтобы не попадаться на эту удочку, не ленитесь читать задания частей А и В несколько раз и делать выбор ответов, тщательно взвешивая все "за" и "против". Аргументация выбора "мне так кажется" или "потому что это неверно" не подойдет. Лучше проговорить все возможные аргументы, не сворачивая весь процесс мышления до неосознанного выбора.


Иногда полезно сделать схематичные рисунки или даже написать отдельные фразы.


Если вы не знаете ответов на какие-то вопросы, лучше ответить наугад, чем оставлять пустую клеточку. Во втором случае Вы точно получите «0» за этот вопрос, а в первом есть шанс случайно попасть в верный ответ. За неправильные ответы в частях А и В баллы не снижаются.

БИОЛОГИЯ

Под редакцией академика РАМН профессора В.Н. Ярыгина

В двух книгах

Книга 2

Издание пятое исправленное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений

Москва «Высшая школа» 2003

УДК 574/578 ББК 28.0 Б63

В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова

Рецензенты:

кафедра медицинской биологии и генетики Тверской государственной медицинской академии (зав. кафедрой - проф. Г. В. Хомулло );

кафедра биологии Ижевской государственной медицинской академии (зав. кафедрой

Проф. В.А. Глумова)

ISBN 5-06-004589-7 (кн. 2) © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2003

ISBN 5-06-004590-0

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга - продолжение учебника «Биология» для студентов медицинских специальностей. Она включает разделы, посвященные биологическим закономерностям, которые проявляются на популяционно-видовом и биогеоценотическом уровнях организации жизни на Земле.

Нумерация глав продолжает 1-ю книгу.

РАЗДЕЛ IV ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Рассмотренные ранее биологические явления и механизмы, относящиеся к молекулярно-генетическому, клеточному и онтогенетическому уровням организации жизни, в пространственном отношении ограничивались отдельно взятым организмом (многоклеточным или, одноклеточным, прокариотическим или эукариотическим), а во временном - его онтогенезом, или жизненным циклом. Популяционно-видовой уровень организации относится к категории надорганизменных.

Жизнь представлена отдельными видами, являющимися совокупностями организмов, которые обладают свойствами наследственности и изменчивости.

Эти свойства становятся основой эволюционного процесса. Механизмами, обусловливающими такой результат, являются избирательная выживаемость и избирательное размножение особей, принадлежащих к одному виду. В природных условиях особенно интенсивно размножение происходит в популяциях, которые являются минимальными самовоспроизводящимися группами особей внутри вида.

Каждый "из некогда существовавших или ныне живущих видов представляет собой итог определенного цикла эволюционных преобразований на популяционновидовом уровне, закрепленный изначально в его генофонде. Последний отличается двумя важными качествами. Во-первых, он содержит биологическую информацию о том, как данному виду выжить и оставить потомство в определенных условиях окружающей среды, а во-вторых, обладает способностью к частичному изменению содержания заключенной в нем биологической информации. Последнее является

основой эволюционной и экологической пластичности вида, т.е. возможности приспособиться к существованию в иных условиях, меняющихся в историческом времени или от территории к территории. Популяционная структура вида, приводящая к распаду генофонда вида на генофонды популяций, способствует проявлению в исторической судьбе вида в зависимости от обстоятельств обоих отмеченных качеств генофонда - консервативности и пластичности.

Таким образом, общебиологическое значение популяционно-видового уровня состоит в реализации элементарных механизмов эволюционного процесса, обусловливающих видообразование.

Значение происходящего на популяционно-видовом уровне для здравоохранения определяется наличием наследственных болезней, заболеваний с очевидной наследственной предрасположенностью, а также выраженными особенностями генофондов разных популяций людей. Процессы, происходящие на этом уровне, в сочетании с экологическими особенностями различных территорий составляют основу перспективного направления современной медицины - эпидемиологии неинфекционных болезней.

ГЛАВА 10 БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД. ПОПУЛЯЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВИДА

10.1. ПОНЯТИЕ О ВИДЕ

Видом называют совокупность особей, сходных по основным морфологическим и функциональным признакам, кариотипу, поведенческим реакциям, имеющих общее происхождение, заселяющих определенную территорию (ареал), в природных условиях скрещивающихся исключительно между собой и при этом производящих плодовитое потомство.

Видовая принадлежность особи определяется по соответствию ее перечисленным критериям: морфологическому, физиолого-биохимическому, цитогенетическому, этологическому, экологическому и др. Наиболее важные признаки вида - его генетическая (репродуктивная ) изоляция, заключающаяся в нескрещиваемости особей данного вида с представителями других видов, а также

генетическая устойчивость в природных условиях, приводящая к независимости эволюционной судьбы.

Со времен К. Линнея вид является основной единицей систематики. Особое положение вида среди других систематических единиц (таксонов) обусловливается тем, что это та группировка, в которой отдельные особи существуют реально. В составе вида в природных условиях особь рождается, достигает половой зрелости и выполняет свою главную биологическую функцию: участвуя в репродукции, обеспечивает продолжение рода. В отличие от вида таксоны надвидового ранга, такие, как род, отряд, семейство, класс, тип, не являются ареной реальной жизни организмов. Выделение их в естественной системе органического мира отражает

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии

После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.

Первым делом скачай ФИПИ, который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.

На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.

Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!

Тест ЕГЭ по биологии 2019 включает 28 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
  • Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Вариант тематически сгруппирован.

  1. Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
    • На множественный выбор;
    • На установление соответствий;
    • На установление последовательности процессов или явлений;
    • Задачи по цитологии и генетике;
    • На дополнение рисунков;
    • Анализ схемы или таблицы.
  2. Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.

Короткий анализ условий некоторых заданий

Задачи из блока первого билета:

  • – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
  • – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
  • – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
  • – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.

Оценивание тестов по биологии ЕГЭ

За первую часть билета максимально – 38 баллов .
За решение задач второй части - 20 баллов .

Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.

Перевод баллов в оценки

  • 0-35 баллов - 2,
  • 36-54 баллов - 3,
  • 55-71 баллов - 4,
  • 72 и выше баллов - 5;

Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.

Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!

Учебник отражает современное состояние науки об общих закономерностях происхождения и развития жизни на Земле. Во II часть учебника включены разделы: «Индивидуальное развитие организмов», «Закономерности и механизмы онтогенеза», «Постнатальный онтогенез и проблема гомеостаза», «История становления эволюционного учения», «Популяция - элементарная единица эволюции. Факторы эволюции», «Органический мир как результат процесса эволюции», «Антропогенез», «Введение в экологию. Биографические и антропогенные характеристики окружающей среды», «Человек и биосфера».
Учебник предназначен для студентов ВУЗов, обучающихся по биологическим, медицинским и аграрным специальностям.

Особенности гаструляции у амфибий.
Ниже границы анимального и вегетативного полушарий бластулы образуется борозда, принимающая подковообразную форму. Затем концы её смыкаются, и образуется бластопор. Последний охватывает вегетативную зону (желточную пробку) кольцом. Клетки в области борозды бластопора погружаются внутрь, в результате чего образуется полость первичной кишки, или гастроцель (рис. 112).

Через дорсальную губу мигрируют клетки будущей хорды, через вентральную - клетки формирующейся энтодермы и через латеральные губы - клетки закладывающейся мезодермы. Спустя некоторое время начинает доминировать эпиболия: микромеры, смещаясь в вегетативном направлении, как бы наползают снаружи на макромеры и, достигая бластопора, мигрируют внутрь. Из стенки первичной кишки энтероцелъным способом образуется хорда и мезодерма. Начало хорде дают стенки среднего (спинного) пузырька, мезодерма формируется из стенок двух боковых пузырьков (рис. 112).

Оглавление
ГЛАВА 7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 3
7.1. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Понятие об онтогенезе. Периодизация онтогенеза, 3
7.2. Борьба материализма и идеализма в решении проблемы развития. Преформизм и эпигенез 8
7.3. Общая характеристика стадий эмбрионального развития 11
7.3.1. Дробление 11
7.3.2. Гаструляция 18
7.3.3. Стадия первичного органогенеза 27
7.3.4. Стадия дефинитивного органогенеза 28
7.4. Внезародышевые (провизорные) органы 28
ГЛАВА 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ОНТОГЕНЕЗА 31
8.1. Дифференциация в развитии. Этапы дифференциации 31
8.2. Факторы клеточной дифференциации 32
8.3. Механизмы избирательной активности генов 37
8.4. Целостность онтогенеза. Интеграция в развитии. Понятие о корреляциях 39
8.5. Роль наследственности и среды в онтогенезе 44
8.6. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды 45
ГЛАВА 9. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ И ПРОБЛЕМА ГОМЕОСТАЗА 48
9.1. Общая характеристика постнатального онтогенеза (постэмбрионального развития) 48
9.2. Биологические аспекты и механизмы старения 50
9.3. Биологическая и клиническая смерть 53
9.4. Понятие о гомеостазе. Общие закономерности гомеостаза живых систем 54
9.5. Регенерация органов и тканей как процесс развития 58
9.5.1. Физиологическая регенерация 59
9.5.2. Репаративная регенерация 60
9.5.3. Патологическая регенерация 62
9.5.4. Способы репаративной регенерации 63
9.6. Биологические ритмы. Значение хронобиологии в медицине 65
ГЛАВА 10. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ 69
10.1. До дарвиновский период становления эволюционной идеи 69
10.2. Возникновение дарвинизма 70
10.3. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина 78
10.4. Характеристика современного периода синтеза дарвинизма и генетики. Современная (синтетическая) теория эволюции 83
10.5. Биологический вид - реально существующая группа особей в природе 85
10.6. Макро- и микроэволюция. Характеристика их результатов 87
ГЛАВА 11. ПОПУЛЯЦИЯ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ЭВОЛЮЦИИ. ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ 90
11.1. Популяция - элементарная единица эволюции. Содержательное и математическое выражение закона Харди-Вайнберга. Понятие о первичном эволюционном явлении 90
11.2. Характеристика элементарных эволюционных факторов 94
11.2.1. Мутации 94
11.2.2. Популяционные волны 97
11.2.3. Изоляция 99
11.2.4. Адаптивный характер и формы естественного отбора 101
11.2.4.1. Движущий отбор 102
11.2.4.2. Стабилизирующий отбор 103
11.2.4.3. Дизруптивный отбор 105
11.3. Видообразование и формирование адаптации 106
11.3.1. Способы видообразования 106
11.3.2. Адаптации и предадаптации 108
11.3.3. Понятие об экологической нише 110
11.4. Специфика действия элементарных эволюционных факторов в популяциях людей ПО
11.4.1. Популяционная структура человечества 110
11.4.2. Влияние мутационного процесса на генетическую конституцию людей 111
11.4.3. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях. Популяционно-генетические эффекты действия систем отбора-контротбора 113
11.4.4: Генетический полиморфизм и генетический груз человечества. Генетический полиморфизм 116
ГЛАВА 12. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ЭВОЛЮЦИИ 122
12.1. Возникновение жизни на Земле 122
12.2. Проблема направленности эволюционного процесса 128
12.3. Биологический и морфофизиологический прогресс, их критерии и генетическая основа 129
12.4. Необратимость эволюции. Принципы эволюции органов 134
12.5. Филогенетические связи в живой природе и естественная классификация живых форм 137
ГЛАВА 13. АНТРОПОГЕНЕЗ 141
13.1. Положение вида Человек разумный (Homo sapiens) в системе животного мира. Качественное своеобразие человека 141
13.2. Стадии (этапы) антропогенеза 144
13.3. Биологические факторы антропогенеза 149
13.4. Специфика действия биологических факторов в современной период антропогенеза 150
13.5. Социальные факторы антропогенеза 150
13.6. «Белые пятна» проблемы антропогенеза 151
13.7. Современные гипотезы происхождения человека 154
13.8. Расы и видовое единство человечества 158
13.9. Биологическое наследство человека, его значение в определении здоровья людей. Критика положений биологизаторских концепций природы человека и факторов развития человечества 160
13.10. Перспективы человечества 162
ГЛАВА 14. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 165
14.1. Экология как наука об отношениях организмов с окружающей средой 165
14.2. Понятие об экологических факторах, экосистеме, биогеоценозе 166
14.3. Биогеоценоз как относительно стабильный саморегулирующийся природный комплекс 168
14.4. Антропобиогеоценоз. Специфика среды жизни людей 172
14.5. Предмет экологии человека. Биологический и социальный аспекты адаптации людей, её опосредованный характер 175
14.6. Общая характеристика антропогенных систем 178
14.7. Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Экологическая дифференциация человечества 179
ГЛАВА 15. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА 182
15.1. Понятие о биосфере. Современные концепции биосферы 182
15.2. Живое вещество и функции биосферы 183
15.3. Эволюция биосферы 186
15.4. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Человек как природный объект и активный элемент биосферы 187
15.5. Международные программы по изучению биосферы 190.

Подготовка к заданиям второй части ОГЭ по биологии.

Работа по биологии 2018 г. состоит из двух частей, включающих в себя
32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит
4 задания с развёрнутым ответом. К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ.

Задание 29 повышенного уровня сложности на работу с текстом. Задание 30 высокого уровня сложности на анализ статистических данных, представленных в табличной форме.

Задание 29

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Прочитайте первый вопрос. Еще раз внимательно прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова, относящиеся к содержанию задания. Подчеркните в тексте предложения, связанные с заданием. Выпишите в черновик ответ на первый вопрос.

3. Прочитайте второй вопрос. Выделите в тексте ключевые слова, относящиеся к содержанию второго задания, используя при этом другой вид подчеркивания. Выберите и выпишите в черновик предложения с элементами вопроса.

4. Прочитайте третий вопрос. Найдите информацию в тексте. Если вопрос ориентирован на ваши контекстные знания, то в связи с описанным в источнике фактом вспомните и кратко изложите известную вам теоретическую информацию.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

Пример 1

1. Читаем текст.

ВО З НИ К НОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У Ж И В О ТН Ы Х

Биологи XIX в. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Недаром ученый считал, что не упражняемый орган постепенно исчезае т , а упражняемый совершенствуется. Кроме того, Ламарк полагал, что приобретенные о рганизмом в р е зу льта т е упражнений признаки в се г да полезн ы , и они обязательно наследу ю тс я .

Ч. Дарви н , пытаясь выяснить механизм эволюци и , предположил, что причинами появления отличий ме ж ду особ я ми одного вида являю т ся наследст в енная изменчив о ст ь , борьба за существо в ание и естественн ы й отбо р . В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды, помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.

2. Читаем первый вопрос. Каковы причины появле ния рогов у олен я согласно теории Дарвина ?

Еще раз внимательно читаем текст и выделяем в нем ключевые слова, относящиеся к содержанию задания. Подчеркиваем в тексте предложения, связанные с заданием. Выписываем в черновик ответ на первый вопрос:

причинами появления отличий ме ж ду особ я ми одного вида являю т ся наследст в енная изменчив о ст ь , борьба за существо в ание и естественн ы й отбо р .

3. Читаем второй вопрос. Каково з начен и е новых признаков для о рганизмов согласно теории Ламарка?

Выделяем в тексте ключевые слова, относящиеся к содержанию второго задания. Выбираем и выписываем в черновик предложения с элементами вопроса:

приобретенные о рганизмом в р е зу льта т е упражнений признаки в се г да полезн ы , и они обязательно наследу ю тс я .

4. Читаем третий вопрос. Будут ли через н е с к о л ь ко поколений рождаться бесхвос т ые ще н я т а, если их род и телям уд алять хвост ы согласно теории Ламарка ?

Находим информацию в тексте. Он не ориентирован контекстные знания. Ламарк считал, что не упражняемый орган постепенно исчезае т. Следовательно, хвост у щенят постепенно исчезнет.

Даём ответ: согласно теории Ламарка, через несколько поколений будут рождаться бесхвостые щенята.

5. Убеждаемся в правильности ответа.

Задание 30

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте задание.

Найдите все вопросительные слова и определите, сколько вопросов в задании.

2. Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задания.

3. Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить.

4. Соотнесите эту информацию в таблице с заданием. Внимательно рассмотрите содержимое всех столбцов и строк таблицы еще раз. Найдите в таблице столбцы и строки, соответствующие вопросам. Исключите столбцы или строки, данные которых не соответствуют поставленному вопросу.

5. Наметьте и дайте последовательно ответы на вопросы по таблице.

Если один из вопросов ориентирован на ваши контекстные знания, то в связи с описанными в таблице данными вспомните и кратко изложите известную вам теоретическую информацию. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваш ответ.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

-соответствует ли ответ существу вопроса,

-если дано несколько вопросов, то дан ли ответ на все вопросы.

Пример 2

1. Читаем задание. Пользуясь таблицей «Сра в нительн ы й состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человек а », а также используя знания из курса биологии, ответьте на следу ю щие вопросы.

Таблица

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры, гликоген

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствует

Натрий (в составе солей)

Хлор (в составе солей)

Калий (в составе солей)

Мочевина

Мочевая кислота

Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

В задании 3 вопроса.

2. Выявляем область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задания. Все вопросы относятся к анатомии человека .

3. Вопросы относятся к разделу «Мочевыделительная система». Для ответа на задание необходимо вспомнить, как происходит фильтрация мочи.

4. Читаем первый вопрос. Концентрация к а ког о вещества практически остаё т ся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мо ч у?

Соотносим эту информацию в таблице с заданием .

Находим в таблице столбцы и строки, соответствующие первому вопросу. Исключаем строки, данные которых не соответствуют поставленному вопросу.

5. Даем ответ на первый вопрос. По мере превращения плазмы крови во вторичную мо ч у практически остаё т ся неизменной концентрация натрия.

Концентрация натрия, как видно из 4 строки таблицы изменяется только на 0,1.

Читаем второй вопрос. Какое вещество отсутствует в сос т аве вторичной мочи по сравнению с первичной?

Внимательно рассматриваем содержимое всех столбцов и строк таблицы еще раз.

Находим в таблице столбцы и строки, соответствующие второму вопросу. Исключаем строки, данные которых не соответствуют поставленному вопросу.

Даем ответ на второй вопрос . В составе вторичной мочи по сравнению с первичной отсутствует глюкоза.

Читаем третий вопрос. Почему глюкоза отсутствует в сос т аве вторичной мочи по сравнению с первичной?

Ответа на третий вопрос в таблице нет, он связан с привлечением контекстных знаний.Глюкоза отсутствует в составе вторичной мочи, так как в извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь.

6. Убеждаемся в правильности ответа.

Ответы соответствует существу вопросов.

В задании три вопроса. Ответ дан на все вопросы.