Авангардные картины. Картины в стиле «Авангард

Начало двадцатого века ознаменовалось множеством масштабных событий: изменялись экономика и наука и многое другое. Не осталось в стороне и искусство: авангардизм в живописи, кино и литературе преобразил саму концепцию творчества и взгляд общества на него. Новые идеи стали настоящей революцией, которая продолжает оказывать свое влияние на мир даже сейчас.

Что такое авангард?

В начале двадцатого века появилось несколько экспериментальных течений с новыми идеями в области искусства. Их общим названием стало слово «авангард», в дословном переводе с французского обозначающее «передовой отряд». Новое понятие было противоположно академизму и продолжало традиции модерна. Представители авангардизма в живописи считали, что абсолютом является сам процесс творчества, а не конечное произведение. Человек превращался в объект искусства. Авангардизм в живописи 20 века можно разделить на несколько основных жанров: футуризм, сюрреализм, абстрактивизм, поп-арт, дадаизм и оп-арт. Отличительными особенностями того времени являются разделение формы и духовного смысла, безудержная свобода самовыражения в сочетании с научным, аналитическим подходом к процессу.

Возникновение и развитие

Новое направление стало порождением абсурда, созданного несоответствием реального искусства и вкладываемого в него духовного смысла. Художественные ценности, сведенные к спекулятивным - вот что отличает авангардизм в живописи. Художники проводили скандальные акции и создавали бессмысленные на первый взгляд инсталляции, подчеркивая этим основные идеи течения. До самого спада явление сохраняло свою внутреннюю пустоту, бросающую зрителю вызов - сможет ли он отделить истину от мнимых ценностей? В современном искусстве авангард то и дело пытается вернуться к прежним традициям, несколько меняя смысл изначальной концепции.

Разные представители

Типичный авангардист скульптор Дюшан объявил своим произведением обыкновенный унитаз, размещенный на постаменте. создавал композиции из консервных банок. В подобных акциях заметно, чем отличается авангардизм в живописи и скульптуре от модернизма - суть первого заключается в авторитарности и обмане, пренебрежении школой и сложностями, использовании самых простых путей для насмешки над малообразованными критиками и не слишком культурной публикой.

Группа фовистов

Одним из самых ярких направлений, представивших авангардизм в живописи, стал фовизм. Группа последователей выступала против импрессионистов и стремления к достижению натуралистического правдоподобия. Для фовистов характерно использование броских композиций, отрицание традиционной перспективы. Художники бросали вызов буржуазным вкусам и салонному искусству, создавая декоративные сюжеты. Представителями можно назвать таких мастеров, как Рауль Дюфи и Марке. Последний в своих работах прошел путь от фовизма к реализму - в полотне «Собор Парижской Богоматери» ему удалось с детальной точностью передать оттенок воды Сены, архитектурные очертания собора и влажность воздуха, смягчающие его контуры. Отказались от связи с реальностью художники Вламин, Фриз и Брак, примитивистские сюжеты использовал Андре Дерен. Искаженные, мистические образы были созданы Жоржем Руо. Несмотря на многие объединяющие особенности, фовисты не слишком долго существовали как объединение и вскоре распались.

Анри Матисс

Француз, навсегда вошедший в историю искусства, стал одним из самых значимых мастеров, представивших авангардизм в живописи. выражают его основную творческую идею о высвобождении цвета и энергии на полотнах. Он считал, что живопись во многом похожа на музыку, представленную всего лишь семью нотами, и старался передавать в работах свои личные переживания от увиденного.

В начале двадцатого века Матисс увлекся скульптурой Африки, декоративным арабским искусством и японской ксилографией, что тоже проявилось в его творчестве. Картины мастера отличаются интенсивными оттенками: глубоким синим, изумрудным, насыщенным желтым. Самые известные работы включают полотна:

  • «Танец», созданный под впечатлением от русских сезонов Дягилева в Париже и греческой вазовой живописи.
  • «Музыка» с изображением поющих и играющих на разных инструментах фигур.
  • «Красные рыбы» с потрясающей силой цветов и оригинальным плоскостным построением картины с отказом от перспективы и глубины.
  • «Улитка», одно из последних произведений, созданное из кусков бумаги, предварительно окрашенных в нужных тонах.

Абстракционист Кандинский

Ярче всего русский авангардизм в живописи представлен именно этим художником. Кандинский много путешествовал и черпал вдохновение как в русском средневековье, так и во Его пейзажи основываются на цветовых диссонансах и игре тонов и линий, которые со временем полностью вытеснили из его творчества реальные образы. Некоторые его полотна вдохновлены характерными русскими мотивами - например, «Дамы в кринолинах» или «Пестрая жизнь». В период после революции художник создал графическую серию «Малые миры», в которой проявилась его склонность к использованию эстетики супрематизма в сочетании с яркой декоративностью. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в Баухауз. За годы работы художник не раз экспериментировал с техникой и добился впечатляющих результатов в абстракционизме - его выставки проходили по всей Европе, а теоретические работы пользовались успехом во всем мире, детально объясняя идеи, которые несет авангардизм в живописи. Примеры работ того периода включают «Композицию 8» и «Точку и линию на плоскости».

Шагал, Малевич, Кандинский, Филонов, Серебрякова, Гончарова, Ларионов, Григорьев, Петров-Водкин, Экстер, Альтман, Татлин, Лисицкий, Родченко… Не просто «звездные» имена и знаковые работы, но еще и блестящее представление феноменального явления в мировой культуре.

Марк Захарович Шагал. К моей невесте

Один из главных музеев Вены, периодически попадающий на страницы всех искусствоведческих обозревателей мира, художественная галерея Albertina вновь в центре внимания. На сей раз поводом стала выставка с громким претенциозным названием «Русские авангарды: от Шагала до Малевича». Опустим политический момент этнического происхождения Марка Шагала и Казимира Малевича и отправимся насладиться искусством, ведь если что сегодня и можно противопоставить играм властей и войнам народов, то это как раз искусство. Особенно если оно прошло проверку временем и выставляется в Вене.


Натан Альтман. Анна Ахматова

Казимир Северинович Малевич. Авиатор. 1914

Михаил Федорович Ларионов. Офицерский парикмахер. 1909, 89×117 см.

Борис Дмитриевич Григорьев. Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1916, 247×163 см.

На выставке — 130 шедевров. О ее масштабе и уровне можно судить и по тому, что из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) в Вену привезли даже «Черный квадрат» Малевича.

Работа Бориса Григорьева, фото с выставки — Артхив

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Тревога

Конечно, сам жанр «русских авангардов» (множественное число здесь употребляется намеренно, с желанием подчеркнуть разнообразие возникших одновременно стилей) неразрывно связан с политической составляющей начала XX века — не просто так в разных залах мы встречаем мониторы, на которых демонстрируются компиляции из кинохроник тех времен: мы увидим и постепенно зарождающиеся революционные настроения, служащие естественным народным ответом на бессмысленное участие в Первой мировой войне, и даже, ближе к концу экспозиции, жутковатый кинофильм о создании культа личности Иосифа Сталина.

Изображаемый почти всегда одинаково, Ленин тоже стал в художественном смысле символом авангардистским, хотя бы благодаря несчетному количеству повторений, выступающих противовесом любой городской индивидуальности.

Константин Федорович Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк. 1926

Изначально милитаристский термин, авангард (фр. avant-garde) или буквально «передовой отряд» и означал реакцию художника (в обширном понимании этого слова, как англ. artist) и творческих группировок на происходящее в окружающем мире. Футуризм (одно из главных авангардистских направлений — в первую очередь, правда, в литературе) стихами Маяковского очень точно обозначил превосходство политической составляющей над личной славой:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь…
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Натан Альтман. Петрокоммуна. 1921

Впрочем, создатели экспозиции подчеркивают, что не так важна сегодня та программная часть творчества, как ее форменное выражение. Буквально в начале выставке нас встречают две картины художника Натана Исаевича Альтмана — это известный кубический портрет Анны Андреевны Ахматовой, встречаемый часто в учебниках по литературе, и картина «Петрокоммуна», напоминающая агитационную листовку. Первая была создана в 1914 году и узнаваема до сих пор, найти вторую (год 1921) в поисковой системе Google, не зная точного названия, довольно проблематично. За 7 лет художник нашел, о чем писать в своем прорывном стиле, но мы видим, что именно фирменный стиль увековечил его имя, а никак не позже обретенное смысловое направление творчества.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фантазия. 1925

Тем любопытнее на этой выставке картины, лишенные пропагандистской составляющей вовсе.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Баня. 1913

Не только сами известнейшие и яркие работы, но и намеренное их противопоставление — часть общей «игры на публику» данного вернисажа: ясная, светлая работа Серебряковой, воспевающая красоту женского тела, и карикатурная «Венера» Ларионова — весьма неожиданный спецэффект…

Михаил Федорович Ларионов. Венера и Михаил. 1912, 85.5×68 см.

Из работ, которые, отражая суть века перемен, не являются все же политизированными, возьмем, к примеру, «Велосипедиста» Натальи Гончаровой — изображение движущегося на велосипеде человека, вокруг которого рассыпаны буквы и слоги, легко складывающиеся в голове в стандартные городские вывески начала 20 века.

Наталья Сергеевна Гончарова. Велосипедист. 1913, 78×105 см.

Подобранными цветами, направлением движением велосипедиста (движение вперед обычно выражается слева направо, герой же картины движется как раз назад) и смешением букв с вывесок Гончарова будто показывает непонимание человеком окружающего торжества урбанизма. Парадокс заключается в том, что человек уже сам невольно стал частью этого будущего, ведь велосипеды в своей современной форме появились только ближе к концу 19 века.

Подобным образом сегодня можно со смартфонов фотографировать старинные особняки, выкладывать результат в социальные сети и ужасаться тому, что ты родился не в то время. Авангардизм очень точно и очень тонко чувствовал это внутреннее человеческое противоречие, пытаясь решить его поиском новых форм.

Наталья Гончарова. «Голубая корова», 1911

Интересный момент: выставка получила название «От Шагала до Малевича», что может показаться странным, ведь Шагал и родился, и умер позже Малевича — на 8 и 50 лет соответственно.

Марк Захарович Шагал. Еврей в красном. 1915

…Вот только Марк Захарович авангардистом является в более советском понимании этого термина — он противопоставляется реализму. Свое творческое кредо сам Шагал формулировал следующим образом: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Его творчество пропитано переосмыслением еврейского фольклора и даже каких-то поговорок на идише в изобразительном искусстве. Казимир Малевич же был авангардистом по собственному решению — тот же Шагал был для него представителем старой школы, той, которая времени не соответствует, и с монополией которой следует потому бороться, не покладая рук и кисти.

Марк Захарович Шагал. Скрипач

Мрачные «Скрипач» и «Красный еврей» Шагала демонстрируют его живой интерес к теме своего народа, на тот момент еще и не мечтающего о получении государства, а живущего по всевозможным закуткам всего мира, в том числе и в родном для Марка Шагала Витебске. Выпадение этого народа из общей картины мира как раз и обусловливает его попадание на картины Шагала.

Лишенная еврейской тематики, заглавная картина выставки «Прогулка» (именно она смотрит на венцев со всех афиш) сочетает в себе сразу несколько смыслообразующих элементов — это и женщина, которая держится за руку мужчины и одновременно парит над землей, и накрытый на холмах за городом пикник, красной скатертью выделяющийся среди всех цветов картины, и сливающийся с природой город, виднеющийся вдали за героями.

Марк Захарович Шагал. Прогулка. 1918

И опять мы видим отрыв от привычного: от города, от цвета и, в конце концов, от земли. Этот отрыв и следует считать главным авангардистким элементом в работах Шагала — отрыв от общей жизни из-за невозможности в ней существовать в силу национального происхождения и индивидуальных взглядов.

Марк Захарович Шагал. Автопортрет с семью пальцами. 1913

Малевичу, впрочем, подобного отрыва не хватало — он, подобно Маяковскому, видел будущее искусства в отрицании его прошлого. Идея основанного Малевичем супрематизма лежит в использовании простейших геометрических фигур и доминировании цвета над остальными свойствами живописи.

Казимир Северинович Малевич. Девушки в поле

На выставке представлены три картины, которые должны, по задумке Малевича, стать основой будущего чистого искусства — «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Именно комбинации подобных фигур и их наделение цветами предназначены были задать искусству вектор в развитии. «Девушки в поле» или «Человек в супрематическом ландшафте» очень точно демонстрируют, что конкретно Малевич имел в виду под простейшими фигурами и доминированием цвета.

Казимир Северинович Малевич. Красная конница. 91×140 см.

Казимир Северинович Малевич. Мужчина в супрематическом пейзаже

Относиться к Казимиру Севериновичу можно по-разному — можно последовать примеру девушки, чей голос я случайно услышал возле картины «Красный квадрат»: «О, безумный Малевич. А почему красный квадрат? Он же черный рисовал!», можно быть его фанатом и утверждать, что только это и вправе называться искусством, но неоспорим один факт — он внес свою лепту в развитие художественной мысли, пусть, подобно доминированию цвета на его картинах, его идеи порой и доминировали над художественной ценностью его работ.

Впрочем, последний вывод о Малевиче применим и к «авангардам» в целом — в желании новизны они часто не учитывали интересов аудитории. Впрочем, время все расставило по своим местам: сами идеи, достойные пережить своих творцов, это сделали и смотрят на нас с картин художников начала 20 века в венской художественной галерее Albertina. Идеология же в любом случае проиграла неравный бой форме — картины и искусство пережили и переживут любой социальный строй и государственный режим.

Павел Николаевич Филонов. Пир королей. 1913, 175×215 см.

Владимир Васильевич Лебедев. Обнаженная модель. 1935

Источник - фотоматериалы и иллюстрации

Share

Авангардизм — это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму.

Авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна.

Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.

Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология.

Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность».

В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна.

Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели».

Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой… и не может являться одним из направлений искусства только XX века».

Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное - непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.
Если в искусстве XX века действительно происходит «расставание с человеком», то это и есть антикультурное, антиисторическое движение.

Футуристы в самом начале нового столетия призвали «укрощать этот мир и низвергать его законы по собственному усмотрению». Только одним этим тезисом отрицается основное содержание культуры: «возделывание души через почитание, поклонение».

Смещение смысла от произведения искусства на процесс его создания также ничто иное, как словесный маскарад, поскольку в духовном смысле главной ценностью в истории мирового искусства всегда и являлся процесс - акт Творения, а не отдельное произведение в его материальной форме.

Поэтому более важной кажется мысль о том, что в начале XX века «русский религиозно-философский ренессанс» и «русский художественный авангард» не были тождественны, но развивались одновременно, «то и другое оказалось в контексте культурной истории знаком российского менталитета».
Во всех основных течениях западноевропейского и российского авангарда начала XX века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте, происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства.

Русская художница-авангардистка Любовь Попова определила это так:

«отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности ».

Любовь Сергеевна Попова «Портрет философа»,1915

Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в нее содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве (что и осуществлялось в немецком Баухаузе и московском ВХУТЕМАСе). Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм.

Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом».
Так закономерно возникла идея «внутренней тождественности средств искусства», пропагандируемая В. Кандинским, «синтеза искусства» и даже «превращения искусства в содержание жизни».

Василий Васильевич Кандинский Kandinsky In the blue, 1925

Вот почему авангардное движение в целом отражает характерный только для XX столетия процесс вытеснения культуры цивилизацией, исторических духовных ценностей - прагматической идеологией технического века.

В самом начале двадцатого столетия туманные идеалы «серебряного века» были буквально сметены мощным напором техницизма, конструктивизма, функционализма.

Эмоциональность заменялась трезвым расчетом, художественный образ – эстетикой конструкции, гармонизацией элементарных форм, высокие идеи – утилитарностью.

Пользуясь терминологией О. Шпенглера, можно сказать, что сложный организм духовной культуры стремительно перерождался в бесчеловечный «механизм». Особенно ярко эта тенденция проявилась в максимализме русской истории.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая - 8 мая г.) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни , публицист консервативно-националистического направления.

В 1910-х гг. по словам Н. Бердяева в России подрастало «хулиганское поколение».

Наследники Базарова, развивая идеи 1860-х годов, задумали подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнестроения, «инженерией», позднее закономерно сомкнувшейся с коммунистическими идеями и призывами анархистов.
Российский максимализм, так ярко проявившийся в движении «передвижников» и «шестидесятников» XIX столетия, был только усилен русской революцией, но привел к тому, что во всем мире родиной художественного авангарда стала считаться Советская, большевистская Россия.

«Великая Утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности».

Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности» .

Другой русский мыслитель, священник С. Булгаков подчеркивал:

«Творчество имеет религиозную ценность… Нигилизм есть предельное отрицание творчества ».

Авангардизм и есть нигилизм, поскольку он порывает с художественной традицией как с источником творческого воображения художника.

Прошлое, по убеждению российского авангардиста, «может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым свое культурное значение».

К примеру, для Лазаря Марковича Лисицкого в архитектуре «Единица равняется единице», а все остальное: «египетско-греческо-римско-готический маскарад », историко-художественный смысл архитектурной композиции заменяется простой конструкцией. Подобная логика, естественно, приводит авангардиста к мысли: «прошлое никак не связано с настоящим» и «в искусстве нет развития» .
В опасный период социальных революций подобный нигилизм у малообразованной в художественном отношении личности с комплексом неудовлетворенного честолюбия приводил к разрушительным последствиям.

Лисицкий Лазарь (Эль) . Титульный лист альбома «Победа над солнцем». 1923 г.

Советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а сами себя провозглашали пророками и лидерами «партий», отводя остальным роли безымянных исполнителей в «коллективном пролетарском труде». К. Малевич, М. Шагал, Д. Штеренберг назначались «комиссарами», «уполномоченными» и революция давала им власть силой насаждать свои идеи и формы организации.

Это был большевизм в искусстве , но без традиции, без культуры, объединяющей людей: художника со зрителем, художника с художником; эти люди оставались один на один с пустотой. Маска нигилизма, иронии, «карнавальности» прикрывала страх, зависть, ненависть. В истории искусства подобное одиночество выдерживали только гении, опередившие свое время, но их спасала любовь к людям и вера в Бога…
Авангардисты — атеисты и анархисты -не были гениями; ощущая это, они провозглашали гениями сами себя. Поэтому каждый стремился ниспровергнуть другого.

Малевич враждовал с Кандинским, Кандинский с Малевичем и Татлиным, Татлин, Лисицкий, Матюшин — со всеми. Одновременно их объединяла воля к власти.

Казимир Малевич «Женщины в поле» 1928-1932 гг..

Они мечтали о переустройстве жизни, самое малое: «в масштабе земного шара».

Владимир Татлин . Эскиз декорации к опере «Летучий голландец» , 1915.

Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма». И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры.

Это отразилось и на терминологии. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты, отрицая понятие изобразительности вообще, противопоставили «визионизм» (от лат visionis — явление).

Матюшин Михаил Васильевич. Беспредметность. 1915-1917.

Определяющими стали техницистские приемы и термины: коллаж, акционнизм, виртуальность, клип.
Показательно то, что искусство авангарда за свою достаточно долгую историю не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы.

В произведениях авангардистов отсутствует целостность , они всегда, в той или иной мере, эклектичны, компилятивны и спекулятивны.

Для представителей авангардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к «освобождению от целостности формы».

Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о гармонии изобразительных средств и выразительных возможностей, то авангардисты с беззаботной легкостью отбросили эту художественную традицию ради «свободы выражения».

Современное искусство действительно стало свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром. Такая свобода незамедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.
В самом начале XX века итальянские футуристы, воспевая насилие и «инстинкт зверя», добровольно отправились на фронт первой мировой войны и почти все погибли.

Немецкий экспрессионист Э. Л. Кирхнер, получив душевную травму на войне, сошел с ума и окончил жизнь самоубийством.

Покончил с собой В. Лембрук, близким к помешательству был О. Дике.

Однако авангардизму всегда была присуща и другая, коммерческая сторона .

В отличие от искусства модернизма, также ориентированного на принципиальное новаторство формы и содержания, «авангардистское искусство прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики.

Смысл авангардистской позиции»,- как очень точно определил В. Руднев, «в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное искусство невозможн о».

Авангардист не может работать «для себя» ради достижения идеальной «чистой формы».

«Реакция должна быть немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь ».

Авангард - порождение абсурда, несоответствия духовного смысла реальности искусства и жизни.

Отсюда и возникает «новая прагматика», в которой художественные ценности последовательно подменяются эстетическими, а эстетические - спекулятивными.

Такова суть инсталляций, акционнизма и поп-арта: «скульптор» М. Дюшан демонстрирует вместо произведения искусства унитаз на постаменте, а Э. Уорхол - «композицию» из консервных банок.

Подписанный псевдонимом Р. Мутт писсуар Марселя Дюшана «Фонтан»

Вот почему авангардизм следует отл ичать от сущностно-художественных течений модернистского искусства: акмеизма, символизма, кубизма, орфизма, фовизма, экспрессионизма.

Энди Уорхол «Консервные банки»

И хотя в середине XX столетия, в искусстве постмодернизма эта прагматика была несколько смягчена (возможно просто потому, что авангард перестал быть авангардом), совершенно очевидно, что пренебрежение школой и сложностью постижения художественной формы представляет собой наиболее легкий путь, привлекающий главным образом тех, кому доставляет удовольствие с выгодой для себя дурачить простаков, обманывать недостаточно культурную публику, малообразованных критиков и невежественных меценатов.

Ведь для того, чтобы в полной мере осознать внутреннюю пустоту и бездуховность авангардизма, нужен немалый «зрительный опыт». Чем элементарнее искусство, тем труднее его понять несведущему зрителю, отделить истинные ценности от мнимых.

Это все тот же сюжет «Сказки о голом короле». Понимание современного искусства осложняется и тем, что новаторские устремления в нем постоянно сталкиваются с попытками возврата к традиции, поэтому оказывается, что авангард по названию не всегда является таковым по существу.
Как реакция на это закономерное явление, с 1970-х гг. все чаще появляются названия неоавангард, поставангард, трансавангард. В русской художественной критике слово «авангард» впервые применил А. Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», в которой он решительно осудил «авангардистов» П. Кузнецова, М. Ларионова, Г. Якулова.

Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Скала у реки». Лист из альбома «Горная Бухара».

Михаил Ларионов . «Голова быка».

Якулов, Георгий Богданович «Конструктивный мюзик-холла»

Рассматривая вновь проблему картин Климта которые были возвращены Австрией еврейскому клану Бауэр-Блох.., мы как то столкнулись с неожиданным для нас сюрпризом = самые дорогие картины сегодня /в 20 самых дорогих/ в большинстве своём составляют картины авангарда..

Одна из самых дорогих картин является картина Поллока - N°5, 1948 .. Jackson Pollock , продан на частном закрытом аукционе 150,6 M$ ноябрь 2006

Вторая картина: Женщина номер 3 / Вильяма Кунига..Woman III (1952-53) Willem de Kooning (April 24, 1904 – March 19, 1997) последняя сумма была заплачена Ларри Гагосяном 16 ноября 2006г 147,9 M$ - Larry Gagosian, New York
совсем не понятно почему именно номер 3 самая дорогая среди всей серии, ибо другие картины "ЖЕНЩИНА" тоже очень примечательны, особенно номер 5..

Третья картина: фальстарт Джаспера Джонса., False Start (1959) Jasper Johns, Jr. (born May 15, 1930) в октябре 2006г её купил Ричард Гари за 80 M$ Richard Gary, New York

Четвёртая картина: Белый центр Ротко., White Center (1950) Mark Rothko эту картину купил Аноним за 72,8 M$ - 14 мая 2007 на аукционе Sotheby NY

Пятая картина.: снова Куниг. Полицейская газета.. Police Gazette (1955) d Willem de Kooning её опять же курил Ричард Гари за 63 M$ Richard Gary, New York - в октябре 2006

Шестая картина.: Бекона.. этюд папы римского Инноцента Десятого., Étude d"après le portrait du Pape Innocent X (1962) d, Francis Bacon.. продана за 52 M$ - Sotheby"s, New York - 15 мая 2007 анониму

Седьмая картина..: совсем чуть было забыли.... ибо она так часто перепродаётся.. это картина Пикассо - Дора Маар около кошки знаменита Дора.. модель любовница Пабло долгое время.../ Dora Maar au chat (1941) de Pablo Picasso
как видим её пока смогли продать только за 95 M$ - l 3 мая 2006 à Sotheby, New York

Восьмая картина.,: это опять Бекон с его триптихом от 1976г /у него несколько триптихов в серии по годам/ triptychs by Francis Bacon 1976 картина немного сделала скандала, ибо её купил Роман Абрамович / Roman Abramovich на аукционе Sotheby"s, New York за $89.9 мил

Стоит подчеркнуть, что среди дорогих картин лидирует безусловно Ван Гог, Пикассо /в большинстве его картины ранне голубого периода/,Ренуар, Рубенс..
хотя в пятёрке самых дорогих художников-скульпторов сегодня это:
Jasper Johns / 1930 /
Jeff Koons / 1955 /
Damien Hirst / 1965 /
Peter Doig / 1959 /
Franck Stella /1936 /

Есди конечно не говорить о Пьере Сулаже, Pierre Soulages /1919/ который стал не только классиком авангарда /рисует черное на черном/, но и самым популярным современным живым француз.художником

Не стоит конечно забывать и Энди Уорхола,Andy Warhol(Andrew Warhola, Jr. (August 6, 1928 – February 22, 1987)) ибо его картины часто продают, но они иногда вылетают из двадцатки
картина: Восемь Элвисов / Eight Elvises , 1963г.., в октябре 2008г на частном аукционе Филиппа Сигало, Philippe Ségalot её купил аноним за 104 мильёна /$104.2

Картина: голубая Мерлин / Turquoise Marilyn , 1964 её купил Стивен Коэн / Steven A. Cohen на частном аукционе Larry Gagosian за $86.8 (2007-05-20)

Картина: авария зеленого автомобиля / Green Car Crash (Green Burning Car I) 1963 ., была куплена за $77.8 мил Филипом Ниаркос Philip Niarchos в мае 2007г на аукционе Кристи (2007-05-16 Christie"s, New York)

Картина: Мужчина в её жизни 1962 /Men in Her Life 1962 Andy Warhol продана за $65.5 мил Анониму на аукционе Phillips de Pury & Company[

Авангард (фр. avant-garde - передовой отряд ) - направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Авангард возник в начале XX века и был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, супрематизме, конструктивизме, фовизме и пр.

Изначальное значение французского слова «авангард» на удивление мало имеет общего с искусством и уж тем более с изобразительным. «Передовой отряд», термин, скорее военный, нежели художественный, однако такое определение как нельзя лучше отражает настроения живописцев-экспериментаторов. Отказ от условностей классической живописи, создание новых форм и нахождение нестандартных решений - вот основной лейтмотив новаторских творений в духе авангардизма.

Авангард как направление искусства не имеет стилистического единства. Признаком принадлежности отдельного художника к передовому отряду экспериментаторов является неклассическая реализация творческих идей и непримиримое отношение к сложившимся стереотипам. Истинный авангардист создает не просто объект искусства, а красноречивое противопоставление с нескрываемым настроем в русле активной полемики.

Существует мнение, что художественное мышление в стиле авангард является типичным для прогрессивного века и логическим следствием развития цивилизации. В рамках такого мышления на смену гуманистическим идеалам приходят сугубо прагматические ценности. Эта точка зрения была сформулирована и описана Шпенглером в его работе «Закат Европы».

Произведения авангардного творчества отличает идеологический замысел художника. Если не вдумываться в смысл этих эпатажных творений, то увидеть что-либо, кроме откровенной бессмыслицы довольно сложно. К примеру, дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) под звучным и образным названием «Фонтан» представил публике картину, изображающую писсуар с собственным автографом. Другой авангардист Франсис Пикабиа (Francisco Picabia), упростил воплощение картины «Святая дева» до малопривлекательной кляксы. Однако, принимая во внимание время создание столь неоднозначных шедевров - финал Первой мировой войны и абсолютное нежелание общества того времени мириться с подобной ничем не обоснованной дикостью, нетрудно догадаться, что специфика таких авангардистских картин обусловлена как раз желанием обнажить реальный, а не кажущийся порядок вещей.

Интересно, что авангардисты сравнительно всеядны. Отдельные направления авангарда могут вдохновляться народным африканским искусством или искусством древних мировых цивилизаций, в то время как другие - черпать вдохновение в инновационных научных разработках или собственном подсознании.

Несмотря на то, что художественные творения в стиле авангард вызывают совершенно непредсказуемую реакцию зрителя, многие из них давно включены в сокровищницу величайших мировых произведений искусства. Среди признанных мастеров «передового отряда» можно отметить Казимира Малевича, Сальвадора Дали (Salvador Dali), Марка Шагала, Пита Мондриана (Piet Mondriaan), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Василия Кандинского и др.