А ПрЕмудрая ли Елена? Или как писать приставки пре- и при-? Тест «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ Задание по приставкам пре и при.

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами -ыва (-ива ), -ва – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре и при не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре имеют значение ‘представить что-н. в бо́ льших (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре и при , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого что) – придать (кому чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

Тест 1 «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

1 вариант

    Укажите неправильное объяснение значения

приставки .

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»

1)пре..милый, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…одолеть, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

Тест 1 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4.

приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют

приставку ПРЕ -.

1)пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Тест 1 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

Тест 2 «Приставки ПРЕ-и ПРИ»

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский

2) пр…землиться

3) пр…пятствие

4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…влекательный

4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить

2) пр…вратиться

3) пр…сесть

4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться

2) пр…нахмурилась

3) пр…давать

4) пр…летел

Тест 2 по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

    - 4)
    2. - 3)
    3. - 3)
    4. - 3)
    5. - 1)
    6. - 4)
    7. - 3)
    8. - 4)
    9. - 1)
    10. - 3)

Доп задание

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

В основе написания приставок ПРЕ- и ПРИ- лежит смысловой принцип. т. е. выбор той или иной приставки зависит от того, какое значение она привносит в слово.

Приставка ПРЕ- пишется в следующих случаях. Во-первых, когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру. Например, превосходный, превозносить, преувеличивать, прехорошенький, премило .

Во-вторых, приставка ПРЕ- будет писаться в тех случаях, когда она близка по значению к приставке ПЕРЕ-. Например, предание , сравните - «передать»; преграда , сравните - «перегородить», преступить черту , сравните - «переступить».

Приставка ПРИ- может иметь следующие значения. Во-первых, близости к чему-либо, смежности. Например, пришкольный, приморский, Приамурье .

Во-вторых, в значении неполноты действия, т. е. действия, которое совершается в неполном объеме или на какой-то ограниченный срок. Например, прилечь, присесть, прикрыть.

В-третьих, приставка ПРИ- может иметь значение присоединения, приближения. Например, пришить, привязать, примерзнуть .

В-четвертых, приставка ПРИ- может иметь значение доведения действия до логического конца, до итога, до завершения. Например, приучить, прикончить.

Приставка ПРИ- также может иметь значение сопутствующего действия: пританцовывать, присвистывать .

И наконец, приставка ПРИ- может обозначать действие, которое совершается в собственных интересах: принарядиться, прислушаться .

Необходимо различать написание близких по звучанию, но совершенно разных по значению слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Таких, например, как презирать труса и призирать в значении давать приют , притворить дверь и претворить мечту в жизнь . Пребывать в значении быть, находиться где-то и прибывать в значении приезжать . Преклонить голову или приклонить ветку к земле . Значение таких приставок и этих слов определяется по контексту, т. е. по тем словам, которые находятся рядом с ними. Сложность этого правила в том, что в современном русском языке есть достаточно много слов, в которых трудно или же невозможно вычленить приставку ПРЕ- и ПРИ-. Правописание таких слов нужно проверять по орфографическому словарю. В частности, к таким словам относятся устаревшие слова, использующиеся во фразеологизмах. Например, камень преткновения или устроить светопреставление .

Правописание заимствованных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- или слов, просто начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-, также нужно проверять по орфографическому словарю. Например, президент, преамбула, препарат, примадонна и т. д.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Дополнительные упражнения ().
  2. Опорная таблица ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой ПРИ-, во вторую - с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Задание №2

Замените данные обороты словами с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

«Усердный, старательный», «находящийся возле школы», «приехать куда-нибудь», «устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение», «склонности, ставшие обычными, постоянными», «перестать что-либо делать», «немного открыть».

(6 класс)

Ефремова Татьяна Олеговна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 544

Московского района Санкт-Петербурга

Задача: 1) закрепить знания по теме «Приставки при- и пре- ».

Цели. Обучающие:

1) повторить значения приставок пре- и при-; учить правильно определять эти значения в разных словах

2) учить разграничивать приставки пре- и при- и корни с начальным при- и пре- в разных словах;

3) совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-;

4) повторить некоторые другие правила русской орфографии и пунктуации.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную память, пополнять словарный запас и развивать связную монологическую речь

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность, собранность, умение работать в коллективе.

I . Организация.

II . Сообщение темы и целей урока. 1 мин

Тема нашего урока:Приставки при- и пре-.

Мы ещё раз повторим основные значения этих приставок, будем тренироваться определять эти значения в разных словах и совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-.

III . Закрепление пройденного.

1. Повторение основных значений приставок пре- и при-. 10 мин.

Учащимся раздаются листочки со стихотворением. Они читают его про себя.

Прочитайте стихотворение про себя. Догадайтесь, что необходимо вставить на месте пропущенного.

Прочитайте стихотворение вслух.

Стихотворение разделено на две большие части. Как следует их озаглавить?(I ч.- при-, II ч. - пре-).

Запишите эти слова в качестве заголовков к частям стихотворения.

С/Р. Вставьте на месте пропусков то, что необходимо.

Проверка. Два ученика отвечают на оценку, остальные проверяют устно.

Какое значение имеет приставка при- в первой строфе? Что написали перед четверостишием?

Какие приставки вставили в словах?

Аналогично работаем с остальными четверостишиями.

Какое значение имеет приставка пре- в пятой строфе? Какие два слова - исключения из этого правила пишутся с приставкой при-?

Аналогично - с последней строфой.

Итак, какие значения имеют приставки при- и пре-? Все ли значения мы назвали?

(нет, у приставки при- есть ещё несколько значений)

2. Дополнительные значения приставки при-. 5 минут

Вспомним дополнительные значения приставки при-. Переверните листочки. Выполните задание.

Проверка. Третий ученик отвечает на оценку . Какое пятое значение имеет приставка при- ? Докажи. 6,7 - аналогично.

3. Слова с при- и пре-, в которых трудно определить значение исторической приставки. Д/З. 3 мин

- Давайте вернёмся к третьей строфе вашего стихотворения.

В каких словах при- не обозначает «близости нахождения»? Слова пригожий, привередливый и привольный необходимо запомнить. В каком из них выделяется современная приставка при-? В остальных словах историческая приставка слилась с корнем. Мы уже встречались с такими словами.

Работе над ними посвящено ваше д/з. Прочитайте его. Откройте дневники, запишите д/з.

Выучить значения приставокпре- и при-, выполнить письменное задание в тетради (см. лист)

2. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» По колонкам. 12 -15 минут.

Мы повторили значения приставок пре- и при-, а сейчас проверим, как вы умеете применять знания на практике. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» Каждая колонка получает листок с заданиями. Чья колонка быстрее справится с ними (разумеется, при условии, что всё будет выполнено правильно), та и победит.

Задания выполняем по - одному. Внимательно слушаем первое задание: надо записать слова, обозначающие приближение кого-либо.

Образец : приближение круглого предмета: при катился.

приближение спортсмена-легкоатлета: при бежал

Обратите внимание: глаголы должны стоять в прош. вр., ед числе, м. или ж. р.

IIзадание. Замените словосочетания одним словом.

Образец : присоединить с помощью паяльника: при паять.

IIIзадание. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

Образец : (посёлок) при городе - пригородный.

Не забудьте, что имя прилагательное согласуется с именем существительным (верно напишите окончания прилагательных).

IV. Как сказать одним словом?

Образец : открыл, но не полностью : приоткрыл.

V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Образец : очень добрый - предобрый.

VI. Угадайте слово с начальным пре- по его ЛЗ.

Образец : Пре_______- перенести муку, лишения, голод, мучения. Претерпеть.

3. Проверка. 3 минуты.

Сейчас у вас будет возможность проверить себя. Среди слов, записанных на доске, есть те, которые вы должны были записать.

Узнайте их. Но при этом вы должны выполнить ещё одно маленькое задание, развивающее логическое мышление и языковое чутьё.

Внимание!

1) «Шестой лишний».

1.Пр…летел, пр…скакал, пр..полз, пр…плыл, пр…ехал, пр…землился .

2. Пр…вязал, пр..клеил, пр…шил, пр…винтил, пр…бил, пр…говорил .

3. Пр…морский, пр…вольный , пр…дорожный, пр…вокзальный, пр…усадебный, пр…брежный.

4. Пр…поднял, пр…храмывает, пр…смотрелся , пр…остановился, пр…лёг, пр…глушил.

5. Пр…красный, пр…длинный, пр…спокойный, пр…любопытный, пр…чудливый , пр…интересный.

6. Пр…одолеть, пр…рвать, пр..рывистый, пр…градить, пр…подавать, пр…словутый.

Какими морфемами являются пре- словах пресловутый, преподавать, преградить?

(исторические приставки в современном русском языке слились с корнем, но, поскольку когда -то они были приставками и их значение можно определить, я включила их в задания).

4. Проверочная работа. Попутное повторение изученных орфограмм.

Вставить пропущенные буквы.

Осенью лес прумо лкае т. Прслушайтесь! Ка кая сто ит (не) обыкнове(н/нн) ая тиш! В предчув ствии хлдов пртихли птицы. Ветка слег ка про гнулась и при кснулась к тво ему лицу. Бес прдельная радость о хваты вае т тебя. В та кую пору особое наслждение при носит при чудливая музыка дятла.

При рода звёт, мнит к себе. На стрение прпо дни маетс я. Кажетс я, что продо лимы все прпяТств ия.

5. Итог урока. -Давайте подведём итог урока.

Что повторили? Чему учились?

Оценки: за работу на уроке; за пр. р; за победу в соревновании.

Доска (презентация)

Приставки при- и пре-.

1.Значение приставки:_______________________________

Прибыл поезд, пр…плыл теплоход,

Космонавт пр…летел из Вселенной…

В словах пр…дёт, пр…летит, пр…плывёт

Пишется ______, несомненно.

2.Значени приставки:_______________________________________

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

Пр…клеил, пр…шил умело.

Пишем мы ______, говоря обо всём,

Что добрые руки пр…делали.

3.Значение приставки (только для выделенных слов):

_____________________________________________________

В пригороде пр…морском ,

На пр…школьном участке пригожем

Даже привередливому - приволье.

4._Значение приставки:_____________________________________

Язык пр…кусил - не совсем откусил,

Пр…горело - не значит сгорит.

Помни: что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой _________.

II._________________

1.Значение приставки:______________________________________

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Если такой или «очень сякой»,

Мы напишем при этом.

Исключения: __________________________________

2. Значение приставки:_____________________________________

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи _______ и _________,

Писать только _______ там надо.

I. Дополнительные значения приставки при-.

Вставить пропущенное.

5.____________________________________________

Пр…учить, пр…говорить, пр…брать, пр…душить.

6.____________________________________________

Пр..говаривать, пр…певать, пр…топывать, пр…стукивать.

7.____________________________________________

Пр…смотреться, пр…глядеться, пр…слушаться.

Не всегда удаётся определить значения приставок пре- и при-, особенно исторических. (приволье,привередливый). Кроме того, в русском языке есть ряд заимствованных слов с начальными пре- и при-. Правописание таких слов следует проверять по Орфографическому словарю и запоминать.

Д/З (ПИСЬМЕННОЕ) .

Запишите слова, распределяя их в два столбика: с начальным при- и начальным пре-:

Беспри мерный, беспри страстный, пре поднести, при гожий, пре следовать, при влекательный, при вольный, при вычка, пре клонный, при вередливый, при сутствовать, пре льщать, при мечать, при лежный, при чесать, при ятный, пре проводить, при теснять, при нудительный.

При нципиальный, при оритет, пре зидентский, пре тензия, при ватизация, при вилегия, пре зидиум, пре миальный, пре мьера, пре стижный, при мадонна, при митивный.

Задания по группам.

I. Запишите слова, обозначающие:

1) приближение птицы____________________________________

2) приближение коня_____________________________________

3) приближение рыбы____________________________________

4) приближение змеи__________________________________

5) приближение автомобиля_______________________________

II. Замените словосочетания одним словом:

1) присоединить с помощью верёвки___________________________

2) присоединить с помощью клея___________________________ __

3) присоединить с помощью винтов и шурупов__________________

4) присоединить с помощью иголки с ниткой____________________

5) присоединить с помощью молотка и гвоздей__________________

III. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

1) (край) при море__________________________________________

2) (канава) при дороге_______________________________________

3) (площадь) при вокзале_____________________________________

4) (огород) при усадьбе______________________________________

5) (скалы) при береге________________________________________

IV. Как сказать одним словом?

1) немного поднял__________________________________________

2) немного хромает_________________________________________

3) ненадолго остановился____________________________________

4) ненадолго лёг____________________________________________

5) не совсем заглушил_______________________________________

V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Очень красивый_____________________________________________

Очень спокойный____________________________________________

Очень любопытный__________________________________________

Очень длинный_____________________________________________

Очень интересный___________________________________________

VI. Угадайте слово с начальным пре- по его лексическому значению:

1.Пре ____________________- справиться с чем-нибудь, пересилить, перебороть, превозмочь. П. препятствие. П. себя. П. боль.

2.Пре _________________- 1)резко, внезапно прекратить или приостановить что-либо, «перервать»; 2) вмешаться в разговор, перебить.

П. отношения. П. беседу.

3.Пре _______________- имеющий перерыв ы через короткие промежутки времени. П. сигнал. Антоним: непрерывный.

4. Пре _______________ -загород ить, сделать невозможным или затруднительным движение и т. п. П. доступ воздуху.

5. Пре_ ______________- учить, передавать знания. П. в школе.

II. Вставить пропущенные буквы.

Пр…бежище, пр….гибаться, пр…бавлять, пр….двинуться, пр…неприятный, пр…вязчивый, пр…задуматься, пр…жечь, пр…каспийский, пр…творить (дверь), пр…творить (мечту в жизнь), пр…восходный, пр…емник (писателя), радиопр…ёмник.

Составьте словосочетания со словами (вставьте пропущенную букву):

пр…рвать ___________________________

пр…градить__________________________

пр…терпеть__________________________

пр…поручить__________________________

пр…одолеть__________________________

3. Объяснительный диктант.

В зависимости от значения в слове можно написать и пре-, и при-. Произносятся такие слова одинаково, а их написание различается одной буквой. Называются они омофонами. Сейчас я продиктую вам пары словосочетаний с омофонами. Запишите их и объясните свой выбор приставки:

пр…дать значение - пр…дать земле

пр…бывать на станцию - пр…бывать в растерянности

пр…зреть сироту - пр…зирать врага

пр…творить мечту в жизнь - пр…творить дверь

пр…ступить к работе - пр…ступить закон

пр…емник поэта - радиопр…ёмник

Практически любой человек хочет писать грамотно. Но русский язык очень сложный, и не всегда удается понять, какое написание данного слова будет являться правильным. В этой статье мы еще раз вспомним правило на пре- и при-.

Приставки пре - и при-

  1. Для начала рассмотрим, как пишется приставка при-.

    Эта приставка придает словам следующее значение:

    • Пространственную близость, смежность. Примерами будут следующие слова: прибрежный, приусадебный, прифронтовой, приморский, приднепровье.
    • Прибавление, приближение, присоединение. Примеры слов такие: привязать, пристегнуть, пригнать, примерзнуть, привести.
    • Неполнота действия. Примеры слов: прилечь, присесть, приутихнуть, приоткрыть, привянуть.
    • Доведение действия до конца, до какого-то определенного результата. Примерами будут слова: приглушить (совсем заглушить), прикончить, придумать, приискать, прирезать.
    • Совершение действия в собственных интересах, усиленное проявление действия. Примеры слов: приманить, приглядеться, принарядиться, прислушаться, припрятать.
    • Сопутствующее действие. Примеры: пританцовывать, пришептывать.
  2. Продолжаем изучать приставки при- и пре-. Правило о приставке пре-.

    Эта приставка будет писаться в таких случаях:

    • Слова означают предельную степень действия, превосходящую какую-либо грань или высшую степень качества. Примеры слов можно привести следующие: превышать, премило, преувеличивать, прехорошенький, превозносить.
    • Когда приставка пре- имеет значение приставки пере-. Примеры слов: преступить, преградить.

Дополнительная информация

Это правило имеет дополнение. Правописание при-, пре- в особенных случаях:

  1. По происхождению приставка пре- является старославянской. В русском языке ей будет соответствовать приставка, имеющая полногласное сочетание пере-. Сравните: преграда – перегородка, преступить – переступить, превратный – перевернутый.
  2. Слова с приставками пре- и при- бывают близкими по звучанию и разными по значению. Нужно различать, в каком случае какую приставку писать. Например, для сравнения такие слова: приклонить ветку и преклонить голову, притворить дверь и претворить в реальность, приходящий сосед и преходящий момент.
  3. Есть слова, в которых уже не вычленяются бывшие приставки. Примерами будут слова: предмет, претить, предел, прибор, приказать, примитивный.
  4. Очень часто сложно разграничить значения слов: приумножить (добавить какое-то небольшое количество) и преумножить (очень сильно умножить). Необходимо это различать.
  5. В словах заимствованных возможным является как написание при-, так и пре-. Как правило, эти элементы приставками не считаются. Примеры: преамбула, президиум, привилегия, приоритет, президент, примадонна.

Мы с вами узнали очень важное в русском языке правило - правописание приставок пре-, при-.