4 уровня сознания человека в психологии. На каком вы уровне сознания? Уровень парадигмы и мировоззрения

Организатор нашего сознания - Дух

Четыре уровня сознания можно представить как энергетические оболочки с разной частотой излучения световых волн. Самая легкая оболочка, вибрирующая быстрее всех, охватывает и заключает внутри себя более плотные и густые сферы, эта схема очень напоминает принцип, используемый в матрешках. Оболочка Духа - это матрица самой Вселенной, которая охватывает человека подобно матери, обнимающей свое дитя; эта сфера ассоциируется с восприятием на уровне орла. Наша душа - это СЭП, вибрирующее световое поле, которое отражает наши мысли, чувства, состояние физического тела. СЭП окружает наше ментальное или, если хотите, эмоциональное тело, а в его центре находится сгусток энергии тела физического. Дух создает душу, формирующую разум, эмоции и личность, которые, в свою очередь, по своему образу и подобию создают наше тело. Обычно разум путается в понимании этой мысли и не может уяснить, как это все устроено.

Каждая энергетическая оболочка включает в себя другую, но не может быть ими охарактеризована. Так, душа охватывает разум и тело, но не может объясняться их свойствами или параметрами. На уровне сознания колибри мы используем все, что узнали и чему научились на уровнях ягуара и змеи.

Для наглядности можно сравнить это с организацией нашего физического тела: существует уровень клеток, тканей, органов и живых существ. Клетки орла объединились в ткани, которые образовали органы, но клетки желудка и ткани, образующие стенки желудка, ничего не знают об охоте, о способах добывания пищи - они просто выполняют свои роли в пищеварительном процессе. Только орел понимает, как нужно охотиться, чтобы добывать пищу. В то время как каждая из систем организма функционирует с потрясающей точностью, ни одна из них не сможет существовать, если птица не будет охотиться и есть. Орла невозможно описать и охарактеризовать, основываясь на информации об его клетках, тканях или органах, несмотря на то что он из них состоит. Высшие уровни организации включают в себя низшие, но не могут определяться ими. Уровень сознания должен быть высок, чтобы постичь ремесло охоты.

Все четыре уровня сознания обладают своим специфическим восприятием. На физическом уровне мы имеем дело с четырьмя важными процессами: питанием, прелюбодеянием, отстаиванием своих прав и поиском жилища. Здесь движущая нами сила вытекает из бессознательных мыслей: «я часто/занимаюсь сексом/ем/убегаю, следовательно, я существую ». На уровне разума нами движут мысли - «я мыслю, значит, существую ». Душа движима процессом осознания того, что «я существую, следовательно, я существую ». На этом уровне мы ощущаем божественность внутри нас и вокруг нас. Яхве - иудейское имя бога, по существу означает «я есть то, что я есть». Это форма существования и восприятия, которая переносит нас за пределы простых слов, мыслей и чувств в область, где лишь поэзия, метафора и искусство могут отразить то, что мы чувствуем. На уровне орла не существует какого-либо «Я», отсутствует любое личное самосознание. Есть только Дух. Это то, о чем писал персидский поэт Руми Джелал ад-Дин : «Я прекратил существовать, теперь есть только ты».

Чтобы мечтать смело, мы переходим на уровень сознания орла - в область бесконечного созидания и истинного свое образия, затем возвращаемся на уровень сознания колибри, чтобы направлять огромную силу нашего желания в нужное русло. Наши мечты берут свое начало из души, где поэзия, метафора и образ образуют всю палитру красок, мы открываем себя миру и готовы принять любой исход, любое воплощение нашей мечты. Используя самосознание на уровне ягуара, мы думаем и чувствуем в соответствии с нашей мечтой, и на уровне змеи мы вынуждены действовать, как данный уровень сознания того требует.

На каждом из этих уровней мы можем овладеть разными типами смелости, помогающей нам воплотить в реальность мечту о жизни, которой мы давно хотим жить. Точно так же, как для использования созидательной силы всего мира необходимы все четыре уровня сознания, четыре типа смелости сделают наши поступки по-настоящему действенными и помогут добиться положительных результатов.

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»

Альберт Эйнштейн

В основу нижеизложенного материала, положено исследование, проводимое нами в течение четырех лет работы с совершенно разными людьми и с собой. Целью данного анализа является облегчение жизни каждого, кто ищет способы изменений жизни и не намерен останавливаться в поисках.

Мы искренне верим в вашу силу и мудрость! В искренность вашей мечты и способность размышлять. Пусть наш опыт сократит ваш путь к счастью, а ошибки уберегут вас от «камней» на дороге жизни.

Мир похож на игру. Мы в течение жизни проходим уровень, который ранее не смогли пройти. И либо проходим его, либо не проходим, и снова рождаемся в том же мире, в похожих условиях. Учимся играть на этом уровне жизни. Это значит принять все правила этого Уровня и выбирать пройти его легко, играючи. Если не прошли - рождаемся снова и снова.

У всех уровней есть различные задачи. На каждом новом уровне больше энергии жизненной силы, а, значит, больше возможностей реализовать свои желания и мечты.

Читайте также : ? «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»

Иногда при жизни мы вырываемся и переходим в новый Мир, на новый уровень сознания. Значит, на новый Уровень жизни.

Если вы приняли полностью правила игры предыдущего уровня, научились тому, чему необходимо на прежнем уровне, если вы вышли с любовью из болезненных ситуаций - ваша жизнь будет гармоничной. Вы будете жить легко и осваивать следующий уровень сознания - учиться жить на новом уровне.

Каждый уровень полон любви, каждый Мир полон любви, только на каждом уровне Любовь выглядит по-разному. Например на уровне первом Любовь проявляется в виде борьбы, болезней, страданий.

Мудрые Души стремятся родится на первом уровне (даже несмотря на возможность застрять). Ведь здесь есть огромный ресурс. Эмоции первого уровня, если их полюбить и принять. Потому что это топливо, которое поможет в процессе вознесения. И человек сможет совершить квантовый скачок.

Находясь на первых трёх уровнях сознания, человек не может почувствовать то, что чувствует человек на высших уровнях

Стремясь жить, как «богатые и знаменитые» человек подражает богатым и более успешным. И начинает копировать действия и поступки, внедрять привычки богатых. Но не знает, что все, что делает богатый легко, даже не задумываясь, создаётся его состоянием и делается из другого состояния сознания.

Читайте также : , о том, почему нужно исцелять мужскую энергию, о переходе на новый уровень реализации, и балансе инь и янь.

И именно поэтому бедному даётся тяжело то, что богатый делает легко. А там, где богатый прилагает минимум усилий, бедный прикладывает множество усилий, чтобы достичь желаемого.

Люди с четвёртого уровня сознания и выше иначе воспринимают Мир

Он для них полон возможностей, там больше радости и любви и, как следствие, больше денег.

Многие сейчас неосознанно стремятся к состоянию любви и единства, создавая тем самым предпосылки для квантового перехода сознания. Сейчас становится реально возможным совершить прыжок через несколько уровней и жить из сердца.

Три года назад, полностью запутавшись на уровне ИСКАТЕЛЬ, мы осознали, что просто топчемся на месте, мы за несколько лет мало куда продвинулись в материальном плане, и даже наоборот…

И первое, что мы сделали - это перестали ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ ВСЕГО)))

И открыли свой СПОСОБ ПЕРЕХОДА, который назвали: ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗНОГО ТВОРЕНИЯ.

Это помогло нам перейти быстро на уровень ЛИЧНОСТЬ: жизнь из сердца, привлечь желаемое благосостояние, делая то, что нам нравится.

Сознание ПЕРВОСТЕПЕННО и влияет на внешний мир. Оно, как магнит, притягивает обстоятельства и предметы, людей и даже мысли.

Приглашаем вас перейти на новый уровень. С нами ваш путь станет короче! Ну, а выбор, как всегда, за вами!

Приглашаем вас в первую онлайн-школу ТОТ . Это годовой проект, где открыты ВСЕ курсы, тренинги, практикумы, мастер-классы, созданные Обретением Мастерства за 3 года!

Все разложено по темам и удобно отсортировано на факультеты. Двенадцать новых мастер-классов, поддержка, ответы, программа скидок для участников школы - все для вашего перехода на новый уровень жизни.

* Энергия, движущая четвертым уровнем сознания
Четвертый центр сознания отвечает за гармоничное взаимодействие энергий трех высших и трех низших центров сознания, соединяя в себе их энергии. Этот центр расположен на их границе расположен в зоне сердце, его энергия имеет зеленоватый оттенок.
Если центр хорошо развит, то человек посвящает свою жизнь служению другим людям. Он понимает,что может быть счастлив только помогая быть счастливыми людям. Этот центр, как правило, развит у глубоко религиозных людей, такой человек уже не эгоистичен,как мы видели на протяжение рассмотрения низших центров. Он мягок, н может быть и жестким; он податлив, но может и настоять на своем; сострадателен и сострадание его выражается в конкретной помощи решать их трудности.
Если центр закрыт, то человек черств, сух. Страдания других людей не вызывают в нем эмоций.

* Главная движущая сила центра - устремление к любви.
Путь сердца наполняет человека теплом чистой радости. Такая жизнь создается верой, который исключает всякие страхи жизни, кроме страха Божия, - нежелания огорчить Его неисполнением заповеди. Но этот страх не тревожит душу, а прибавляет осторожности при выборе цели и методов ее достижения, которым он следует в жизни, в отличие от третьего уровня сознания,для которого все средства хороши. Этот единственный в его мыслях страх, по мере понимания благотворности выполнения заповеданного тоже вскоре исчезает, переходя в любовь к Богу. Человек осознает личную вечность, вечность себя как души.
Раскрытие этого центра ожидает веры, потому что у людей часто есть привычка думать, что жизнь – это борьба, в которой необходимо выработать план самообороны, защиты и самообеспечения. Эта точка зрения подпитывается привычным,а подчас и устаревшим страхом лишений, потому что еще нет знания и опыта, что при последовательном раскрытии центров, человек находится в пространстве магнетической привлекательности, даруемой раскрытием предыдущего центра, а это само по себе обеспечивает счастливую и обеспеченную жизнь.
Для пробуждения сердца, требуется вера во вселенскую Любовь правящую во вселенной. Эта вера рождается от личной встречи с Богом. которая позволит вам снять всю защиту, чтобы поток светлой энергии жизни свободно омывал вас. Раскрытие четвертого центра подготавливается стремлением человека встретиться самим собой лицом к лицу и увидеть, что он собою представляет во вселенной.
Каждый из нас рождается на земле в одиночку, и уходит один, сколько бы ни было рядом друзей. При рождении на земле вечная душа обретаем физическое тело, через которое затем и проявляются в материальном мире ее склонности и черты характера, которые определяет нас как отдельную личность, отличную от других. Если три первых центра связаны именно с сохранением этой уникальности и отделенности, то с раскрытием четвертого мы уже готовы отстраниться от своей уникальности и ощутить единство Жизни, а себя частью вселенной, движущая сила которой есть чувство Любви, - независимо от того, дарите вы или получаете ее.

* Восприятие жизни, создаваемое на четвертом уровне сознания.
Признак развитого сердца - понимание вселенской Любви, способность разделять свою радость с окружающими и деятельность в соответствии с этим мировосприятием. Человек способен принять людей такими как есть, со всеми их достоинствами и недостатками.
Есть также способность заботиться о других, не ожидая ничего взамен. Он с благодарностью принимает проявления любви к нему других людей, но не ожидает ее от других, понимая, что способность любить - это великий дар и не всем это удается. Он знает, что нет ничего вечного на земле, и все мимолетно в наших чувствах. Состояние его не колеблется от того, любят его или не любят другие. Он свободен от их любви или нелюбви. Его любовь никого не сковывает. Он остается свободен от своей любви, даря ее всем сердцем, и ничего не ожидая взамен. Приходит ли ответная любовь - он не слишком радуется, безответная любовь его не печалит. Он навсегда наполнен богатством вселенской любви, которая не оставляет места ни для чего другого.
Признак пробужденного четвертого центра сознания тот, что приоритетом жизни человека становится счастье других.
* Использование способностей четвертого уровня в повседневной жизни.
Ощущение в себе Любви – это естественное состояние человека с открытым центром сердца. Подобно любви матери к своему ребенку, эта любовь совершенно бескорыстна – в ней нет скрытых мотивов, кроме самой любви. Так мать, посвятившая свою жизнь детям, заботясь о них, испытывает возвышенные чувства материнской любви и самопожертвования. Такие люди легко становятся утешителем для несчастных мира сего, душой компании, ее совестью. Первое пробуждение центра ощущается в редкие мимолетные мгновения как желание совершать добрые дела, когда вы чувствуете внутри себя полную гармонию, все находится в равновесии, и вам не о чем беспокоиться. Если низшие центры уравновешены, - вы ощутите радость внутри себя, а маленькие радости жизни наполнятся смыслом, как события огромного значения. Вы способны задумываться о том, чтобы воспринимать мир не только с точки зрения соревнования в нем с другими, но чувствовать мелодию жизни вселенной, прислушиваться к собственному сердцу. Постепенно такая гармония с миром становится преобладающим восприятием себя самого и его, становится привычной.
Во взаимоотношениях с людьми на этом уровне тоже появляются перемены: исчезает желание обороняться от них и состязаться с ними. Сердце желает сотрудничества с людьми, а не принуждения, хотя желание быть всегда правым порой может низводить снова к низшим центрам с их соревновательными тенденциями. Но чаще всего радость жизни переполняет вас, и как сказал Ошо: «Радость – это проявление полного приятия», поэтому в сердце уже нет места для обороны.

Переход от уровня третьего центра к четвертому является особенно важным, потому что требует коренного пересмотра всего восприятия жизни. Отбросив соперничество и заменив его сотрудничеством со всеми, общаясь с людьми через раскрывающийся центр сердца, - вы начинаете понимать, что в мире достаточно места для всего и всех. От осознания того, что мы все неразделимы и связаны между собою изначально, пробуждается сострадание, потому что вам становится ясно, что для каждого хорошо лишь то, что полезно всем.
По мере развития центра человек обретает чувство всеобъемлющего спокойствия, понимая, что гармония – это естественное состояние, а не редкие счастливые минуты, которые испытывались им и раньше. Теперь уже в случае мимолетного нарушения гармонии можно легко восстановить ее, потому что осознан путь. Поняв, что сконцентрированная жизнь приносит гораздо больше радости, вы спокойно устремляетесь к достижению равновесия на всех уровнях. Постепенно вы становитесь все менее чувствительны к тому, что раньше проводило к дисгармонии и способны ощущать радость как таковую постоянно, - без особых на то причин, - она становится вашим достоянием и присущим вам ощущением жизни. И, как всегда, события следуют за энергией, - поэтому, чем больше времени вы проводите в гармонии с собой, - тем более гармоничные ситуации возникают вокруг вас.
Гармоничность состяния появляется как следствие восприятия жизни через сердечный центр, поэтому вы излучаете покой и радость, вызывая те же ощущения у окружающих и становитесь притягательны для людей. Чем больше вы способны почерпнуть из вселенского источника, тем сильнее люди желают оставаться в вашем обществе, и тем больше вы посылаете им вселенскую энергию, пропуская ее через себя как ее проводник. Но здесь нужна и осторожность, чтобы не растрачивать своей энергии. Нужно научится восстанавливать свои силы, если вы собираетесь отдавать. Личность ограничена, вселенная – нет, поэтому, если вы истощены и обессилены – прикоснитесь к природе, ощутите и впитайте красоту вечного источника. Хорошо, когда на природу регулярно выезжают всей семьей, это позволяет больше помнить,что источник красоты и силы - это вселенская гармония, а не личные отношения. Нам, действительно, дан в виде природы – вечный источник обновления наших жизненных сил.
Пребывая на четвертом уровне сознания, вы начинаете смотреть на жизнь сквозь призму просветленной любви, которая всегда во имя любви, тогда как низших трех уровнях любовь всегда несет в себе скрытый корыстный мотив: безопасность, секс или власть. Цели низших уровней сами по себе таковы, и она окрашивается целью уровня, на котором находится человек, автоматически. Но, по сути, единственное, что вам нужно, - любовь, даруемая сердцем, а не волей, удовольствием или защитой, ибо она - высшая. Сердце не ищет ничего взамен своей любви, - даже ответных чувств или удовлетворения своих желаний и потребностей, - здесь наоборот, - чувство любви, испытываемое вами, настолько переполняет ваше сердце, что вы не вмещаете его делясь его красотой с окружающими. В свете просветленной любви секс видится жалкой карикатурой и пародией на нее и теряет всякую значимость, потому что любящие и любимые взаимодействуют на более высоких уровнях – духовном, ментальном и эмоциональном. Такая любовь невозможна на основе трех низших центров. В сердце все силы вселенной переполняют вас миром и гармонией.

* Проявления неуравновешенного состояния, пробуждающие центр сознания четвертого уровня. Средства, восстанавливающие здоровье этого уровня.

Сентиментальность – главная болезнь неуравновешенного четвертого центра. Неуравновешенное сердце неспособно отделить свои проблемы от проблем окружающих, поэтому связь такого человека с другими является нездоровой: стремление делать что-то для окружающих произрастает из ожидания хорошего отношения с их стороны, а если его нет, то появляется обида. Такие люди говорят кому-то о своей любви, вместо того, чтобы сказать, «Я нуждаюсь в тебе». Они нуждаются больше в безопасности, наслаждениях или власти – трех основных потребностях низших центров. На четвертом уровне неуравновешенность трех низших центров проявляется таким образом. Любовь хотя и возникает в сердце, но ее окрашивает в мутные тона недостаток равновесия низших центров, не позволяя проявиться подлинной свободе, свойственной истинной любви.

Вторая проблема неуравновешенного сердца – это преувеличенное желание отдавать. Щедрость четвертого центра известна, и она бывает не в меру, если не уравновешен третий центр. Часто взаимная щедрость к вам окружающих вознаграждает вас, но вам хорошо не когда вы получаете что-то взамен, а когда отдаете. Может возникнуть ложная мораль: «Лучше отдавать, чем получать», которая побуждает вас отказываться от помощи, услуг и подарков других людей. Но после того, как вы отклоните их предложения люди почувствуют себя неоцененными, это создает неловкость и омрачает их радость, не лучшим образом служа проявлению сердца. Поэтому существует правило с благодарностью принимать то, что другие хотят вам дать, позволяя им, в свою очередь, ощутить радость от того, что они сделали что-то приятное для вас, даже если вы не нуждаетесь в их подарках. Их всегда можно передарить тем, кому они нужны больше, ведь хозяин вещи теперь вы сами. Вопрос ненужности лишних вещей тоже решается здесь просто.

Третье предостережение неуравновешенного сердца заключается в том, чтобы не приписывать окружающим тех качеств, которыми они не обладают, потому что сердце склонно видеть в людях больше хорошего, чем есть на самом деле, - такими, какими оно хотело бы их видеть. И проблема возникает всякий раз, когда такой человек обманывается в духовном потенциале других. В этом случае восстановить равновесие легко честностью по отношению к себе, спросив себя: «Я люблю этого человека за то, кем он может стать, если изменится, или за то, что он вносит в мою жизнь своими усилиями?» если справедливо первое, то вы любите только свое собственное представление о нем, и ваша жизненная сила постоянно перетекает в партнера, стремясь сделать его более адекватным вашему восприятию. Это, на самом деле бывает часто, но проблема возникает острая, если ваше восприятие не совпадает с его собственным представлением о себе. Он не может достичь того, чего вы от него хотите, поскольку это не соответствует его собственной воле, которая выстраивает его жизнь и характер, а вы постоянно лишаетесь жизненной энергии. Он возвращается к старому образу, и, хотя ваше восприятие может подкрепить его волю в достижении его собственного идеала, но он не сможет соответствовать вашему идеалу, если он отличается от его собственного.

Четвертая проблема неуравновешенного центра сердца тоже возникает, поскольку сердечный центр повышает чувствительность не только к любви, но и к страданиям других людей в мире, и можно попасть в ловушку страданий мира. Ошибка здесь в том, что неуравновешенное сердце воспринимает страдания других так, словно в них есть его вина. Корень этого - личностное отношение, идущее от неуравновешенности низших центров. Часто страдания – это часть нашего жизненного пути, и они учат нас больше, чем радость или счастье, а это означает, что они полезны тоже и нужно относиться к ним спокойно.. Ни одна жизнь не проходит без страданий. Поэтому нужно научиться не придавать им излишнего значения. Страдания проходят и уходят, нужно терпение и осознание уроков жизни. Пропуская же через себя страдания мира, вы разрушаете себя. тем не менее, этот жизненный опыт вам тоже нужен: он пролагает ваш путь к новой жизни.
Есть и более частные проблемы неуравновешенности четвертого центра. Если вы чувствуете, что не достигли равновесия в этой области, - вернитесь снова к трем низшим центрам и проверьте их состояние, ответив себе на следующие вопросы:
По равновесию первого центра: «Уравновешена ли моя материальная природа? Живу ли я так, как мне следует жить?»
Второй Центр: «Способен ли я в полной мере наслаждаться каждым моментом жизни?»
Третий центр: «Хватает ли у меня храбрости вступиться за собственные убеждения?»

* Признаки людей, остановившихся в развитии на четвертом уровне сознания: юноши

* Возраст: Не имеет значения
* Мировоззрение: взрослые люди, остановившиеся в развитии своего сознания на уровне сознания юноши, - очень восприимчивы к чувствам окружающих. Они эмоционально отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Тем не менее, их взаимоотношения нередко осложняются, поскольку они не способны определить степень искренности и истинность направленности питающих их чувств. Их точка зрения как правило такова: «В мире столько несправедливости. Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется на первый взгляд. Меня никто не понимает, - может, я, действительно, ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения? Но я буду искать ответы на эти вопросы, пока не найду, - ведь где-то они должны быть». У этих взрослых юношей часто возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.
* Способности: Эти люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют достичь им заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным восприятием окружающего мира и чувством личной ответственности за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выражать свое несогласие с политикой их правительства, компании или основами их религий. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
* Мысли и эмоции: Эти люди очень идеалистичны в своих мыслях и нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень тщательно продуманы, но содержат изъяны, которые по ходу дела необходимо корректировать, чтобы реформы приносили желаемый результат. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши очень привязаны к своим идеям и не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее, они остаются открытыми для восприятия и пони-мания идей окружающих. Их эмоциональная жизнь очень интенсивна и они обращаются за помощью к психотерапевтическим и иным методам, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы. В их жизни часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание. Людям, остановившимся на младенческой или подростковой стадиях развития, - понять их вообще невозможно.
* Акцентирование внимания: Внимание направлено на понимание себя и окружающих, они сориентированы на развитие отношений и наполнение их эмоциональным содержанием. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
* Деятельность: Могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что берутся. Их интересы часто уводят их в сферу искусств или служения людям, где они, действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Такие люди - большие экспериментаторы и авантюристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им на пути, от приготовления пищи до выполнения любых действий и постоянно подвергают сомнению традиционные методы и подходы к изучению мира. Это понуждает их к исследованию различных философских взглядов, культур и религий. Таких людей можно повсюду видеть с плакатами в руках на демонстрациях против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.
* Ценности: Эти взрослые юноши ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат своими новыми идеями и открытиями, им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животных. В духовном плане взрослые юноши часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывать в тишине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы они проводили в жизнь принципы, которые они проповедуют. Часто они остаются агностиками, потому что не понимают, почему Господь одобряет земные страдания. Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они обеспокоены лишь тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все выполнить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности своим телом и часто отказывают себе в физическом совершенстве. Однако с течением лет, они воспринимают себя со все большей терпимостью.
* Отношения: Если взрослые юноши не испытывают сильного внутреннего напряжения или порывов самоуничижения, они поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. С окружающими способны поддерживать глубокие прочные отношения, способные продолжаться длительный период времени. Они не склонны перекладывать свои беды на плечи окружающих, понимают страдания и чаяния людей, но воспринимают их отдельными от себя. Они способны эмоционально идентифицировать себя с животными и испытывать привязанность к ним. Они без труда могут установить контакт и со страусом, и попугаем, и часто держат домашних животных, уютнее себя чувствуют на лоне природы, нежели в толпе людей. Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство.
* Примеры: Это реформаторы, терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя, исследователи. Это люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями, ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами. Это участники антивоенных демонстраций и выступлений за гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощущающие себя общественным рупором; либералы. Здесь можно назвать Бетховена, Эрнста Хемингуэя, Моцарта и других.
* Страны со значительным количеством людей этого уровня сознания: Италия, Канада, Россия, Польша, Англия, скандинавские страны, северо-запад и юго-запад США. Эти народы составляют примерно 1/3 часть от общего населения земного шара. Они также тяготеют к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.

* Поддержание состояния сознания на четвертом уровне.
Поддержание четвертого центра в уравновешенном состоянии требует от человека полной самоотдачи, наполняя его жизнь глубочайшим смыслом. Очень легко поддаться зову сердца и окунуться в океан эмоций, свернув с пути. Но чем чаще вы прислушиваетесь к сердцу, тем реже происходят испытания, способные отвлечь вас от цели и сокращается время, которое требуется на возвращение. Лучше вынырнуть навсегда из этого океана эмоций и переключить свое внимание на деятельность и осознание, которые удержат вас на нужной волне. Всегда помните, что просветленная любовь – это самая мощная сила во вселенной, которая меняет жизнь кардинальным образом, дарит только радость, уводит с уровня борьбы, совершенно естественной с точки зрения трех низших центров. Все события жизни на плане сердца связаны теперь с озарениями благодатью, - они связаны с тончайшими уровнями, хотя жизнь идет своим чередом. Сострадание к мучениям мира перерастает в действие, и появляется стремление сделать все, что по силам, чтобы облегчить боль других.
Переход с третьего уровня сознания на четвертый кардинален и поэтому всегда очень долог и труден, ведь в течение него требуется полностью изменить свое отношение к жизни, в частности, – отказаться от чувства соперничества и борьбы за первенство, должно преобразоваться ощущение своей отделенности и уникальности в чувство единого целого всего живущего на земле. И награда будет велика: придет сказочное ощущение единства со всеми людьми, причастными к единению – чувство истинной жизни. Вслед за этим естественным путем изменится подход к жизни и отношение к окружающим.

Есть три вида любви, порожденной четвертым центром: личная, сострадательная и вселенская.
* Личная любовь – это невообразимое наслаждение от любви к близким. Это истинное чувство, побуждающее вас разделить свою радость с близкими вам людьми. Когда ваш четвертый центр открыт, вы хотите, чтобы и ваша романтическая влюбленность тоже была вечной. Но личная любовь, тем не менее, еще сильно связана с тремя первыми личными центрами, поэтому из-за привязанности есть страх потерять объект любви. По мере перехода на другие стадии эти страхи ослабевают и исчезают совсем при достижении уровня любви вселенской.
* Сострадательная любовь
– это чувство возникает и к самым близким людям, и к тем, кого вы никогда не встречали. Здесь вы полностью уходите от любви личной. Это безличное чувство. По мере того, как вы способны охватить душой всю планету, это ощущение теплой любви пронизывает все ваше существо. Сострадание появляется от осознания, что все страдания людей происходят из-за их чувства отделенности друг от друга, причиной чего является в пребывания их сознания на низших трех ступенях, и вы ищете пути их просвещения. Сердце не судит тех, кто еще барахтается в низших ступенях развития, а, наоборот, излучает доброту. Вы стремитесь помочь страдающим обрести ту радость, которой наполнило вас пребывание на уровне сердца. Сострадающее сердце ощущает красоту каждой души, стремящейся к более высокому уровню сознания, оно не лишает других права на ошибки, вы часто говорите себе, видя их ошибки что-нибудь типа: «Конь о четырех ногах, и тот спотыкается», - и есть способность прощать безгранично. Но чтобы сострадательная любовь не причинила вам вреда, три ваших низших центра должны быть абсолютно здоровы, - у вас не должно быть погружения в их страдания или желания жертвоприношений. Если вы помогаете, то с чувством врача, лечащего болезнь, но не принимающего ее в себя,- есть отрешенность от болезни. Само собой разумеется, вы не должны увеличивать подобными страданиями, воспринятыми от других людей копилку страданий мира. Любовь должна оставаться любовью, и облегчать страдания других вы можете, только когда найдете Божественную опору и защиту в своем собственном сердце.
* Вселенская любовь.
Пребывая на четвертом уровне, вы находитесь всего в нескольких шагах от ощущения небес на земле. Три первых низших центра принадлежат земле, три высших центра принадлежат небу. Высшие и низшие энергии сливаются в четвертом центре, и в результате их соединения рождается любовь. Это любовь ничем не обусловлена, она не имеет ни причины, ни объекта, - она просто живет в вас и от переизбытка проливается на все, с чем бы вы не соприкасались. Она ничем связанная, не имеющая причины, не стремится к обладанию, она бескорыстна. Когда мистики и отшельники говорят, что любовь пронизывает все их существо, мы понимаем, что они говорят именно об этом аспекте просветленной любви – любви «пробудившегося сердца». При гармоничном сердечном центре вы, действительно, способны погрузиться в океан любви и ощущать поток вселенской любви пронизывающий все ваши проявления. Если это чувство постоянно, - многие люди устремятся к вам, и вы сможете щедро делиться с другими сокровищами своего духа. Источник вашей энергии неисчерпаем, хотя к концу дня вы можете слегка утомиться. Если же есть упадок сил, значит, какие-то действия были неправильные, и следует тут же обратиться к сердечному центру, проверить личностные уровни сознания, - возможно, где-то были ошибки, которые можно исправить. Вы уже умеете читать энергетические сигналы и сможете наполниться силой Источника. Восстановив силы, вы опять готовы встречаться с окружающими. Вселенская любовь безгранична и позволяет быть благодарным и щедрым, осознав неисчерпаемость жизненного опыта. Найдя Царство Божие внутри себя, вы уже понимаете, что «все остальное приложится к вам» и не слишком тревожите себя бытовыми вопросами, они и на самом деле, решаются как бы сами по себе, естественно и мимоходом, пока вы занимаетесь вопросами более высокого порядка.
На уровне вселенской любви исчезают все привязанности, проистекающие от страхов низших уровней. На этом уровне исчезает всякий страх. Страх и любовь – это вещи несовместимые, поэтому внимание должно быть всегда на том, что укрепляет любовь и веру. Внимание здесь важная вещь. Когда вы заняты развитием в себе любви и созидания, то эти свойство придают вашей жизни новый смысл.

* Цель, достигаемая человеком на четвертом уровне сознания.
Цель сердечного центра – ощущение всеобщей любви. Даже любовь к близким людям обретает черты всеобъемлющей любви ко всем существам и не несет в себе никакой привязанности, даруя свободу волеизъявления близкому человеку. Чувство гармонии стирает отделенность между человеком сердца и другими людьми, поэтому именно здесь достигается коллективный уровень деятельности, в отличие от первых трех личностных уровней, отделяющих людей друг от друга соперничеством. Заметим, что три центра выше сердца являют собой высшие коллективные аспекты человеческого «я», усиливающие связь со вселенской энергией. Центр сердца, находясь между ними, есть место, где встречаются коллективный и персональный аспекты внутреннего «я», здесь эти энергии соединяются и разделяются друг от друга одновременно. Сердце связывает жизнь личную и духовную, связывает в себе личное эго и дух. Здесь ощущается жизненная сила низших центров вместе с благодатью и вдохновением, приносимыми из последующих трех. Целостный сердечный центр уравновешен вертикально и горизонтально, часто именно здесь находится невидимо душа, управляющая всеми силами человека.
Пробуждение энергий коллективных центров всегда влечет за собой ответственность. Это качество приходит со временем, и когда оно полностью осознано, то приносит глубокое удовлетворение. Те, чье сознание пребывает на уровнях высших центров, никогда не задаются вопросом, в чем цель жизни, - они это знают. Это знание рождается с открытием высших центров.
Кода вы переходите на уровень сердца и живете на нем, то естественным образом стремитесь помочь другим обрести это знание, ощутить любовь. Вы обращаете внимание людей на любовь и красоту, и они чувствуют атмосферу покоя, окутывающую вас, понимают, что вы никого не судите, спокойно раскрывают свои проблемы. Ваше присутствие создает для них безопасную поддерживающую среду. Сердце, открытое всем, вдохновляет людей не судить других, и вы ощутите осмысленность своего существования, когда увидите, что сердца других тоже раскрываются навстречу любви и состраданию. Вы подводите и других людей к состраданию. В состоянии пробужденного центра сердца жизнь удивительно наполнена. Здесь проявляется вера в действии, а те качества, которые окружающие видят в вашей жизни, подводят их к раскрытию собственного сердца.


«Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля это пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.»

Гердер И.
Четвёртый уровень сознания - это сознание планеты, восприятие единства с планетой, частью которой человек является в настоящее время, на этой стадии должна окончательно раствориться его личность, и тогда всё яснее станет проявляться индивидуальность. Всё в большей и большей степени начинают трансформироваться человеческие и культивируются высшие - Божественные качества. На четвёртом уровне сознания человек естественным образом учится входить во взаимодействие с планетарными силами земли, её стихиями.

Наша планета живая, она имеет космическое сферическое тело, как и все в упорядоченной Вселенной, и подчиняется её законам. Она имеет свои органы восприятия и управляет этими своими пятью органами чувств - пятью элементами: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир. Чтобы научиться входить в контакт со стихиями Земли человеку потребуется развить в себе в совершенстве соответствующие им качества.

До этого уровня вы развивали самонаблюдение, внимание и концентрацию, рассматривали качества своей личности, теперь для путника пришло время начать серьёзную осознанную работу по замене агрессивных и разрушительных качеств на сознательные активные добрые и созидательные. Эти качества четвёртого уровня сознания соответствуют качествам различных стихий. Это переломный период в переходе на человеческий уровень сознания и подготовка к переходу на более высокий, космический. Как и все предыдущие, очень трудный, долгий и тёмный, и в то же время это период обретения могущества, почти всегда у человека может уйти на эту работу не одна земная жизнь.

Тёмной стороной этого уровня является потеря доверия ко всему Чистому и Светлому. Утрата веры во всё то, во что человек свято верил, ради чего добивался и проходил через все препятствия. Это и есть скрытая ловушка четвёртого уровня, из которого выбраться самостоятельно удаётся очень немногим. На этом трудном и коварном отрезке вашего пути вам будет необходим друг, наставник или учитель, в этом мире или в другом, именно тот, кто сохранил свой Свет и стал им, только тот, кто уже прошёл этот уровень развития. Только он сможет протянуть вам руку помощи и выдернуть вас из зыбучих песков великого сомнения, отчаяния и самомнения.

В этой стране безверия и отчаяния вы погружаетесь в свой мир бессознательного, или можно сказать, подсознательного и сталкиваетесь также с тёмной стороной вашей личности. Бесполезно убегать от самого себя, вы узнаете свой страх, гнев, уныние, жадность, зависть, желание власти и могущества, силу мести. Сколько бы вы ни прятались, эти состояния будут настигать вас и становиться все сильней от вашего бездействия, отрицания или борьбы, они питаются вашей негативной энергией. Вам следует остановиться и самому начать преследовать их. Вы не можете больше утверждать, что в вашем внутреннем мире все гладко и благополучно, тем более, после проделанной работы по самонаблюдению. Как бы человек ни старался спрятать эти эмоции во внешнем окружающем его мире, его внутренние состояния сомнений всегда будут проявляться и во внешнем мире в самые неподходящие и трудные моменты жизни, напоминая Вам что пришло время работы и трансформации этих энергий.

Об этих препятствиях совсем немного кто говорит и рассказывает, принято этого не замечать и не затрагивать до определённого уровня, поскольку очень немногие из людей стремятся вступить на эту ступень. Но наступает период в пути ученика, когда необходимо озвучить и предупредить странника об опасностях как внешних, так и внутренних, чтобы вытянуть его из зыбучих песков губительного внутреннего отчаяния, вызванного внешней агресиией.
Вот как говорит про этот период Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо в своей книге «Путешествие Сознания»:
«Это очень сознательные силы, единственная цель которых обескуражить искателя и сбивать его с избранного пути… враждебные силы любят разыгрывать драмы, поскольку в нас они находят старого партнёра, который не прочь им подыграть. Первым делом они обычно пытаются заставить нас внезапно принять какое-то крайнее и бесповоротное решение, как можно дальше уводящее нас с избранного пути… Либо враждебные силы с поразительным мастерством разбивают на части весь механизм нашего поиска, пытаясь показать, что мы лишь питаем иллюзии и не достигнем ничего… И это действительно умышленные целенаправленные атаки - в этом может усомниться лишь тот, кто никогда не пытался достичь прогресса. Довольно легко «жить как все», но как только мы становимся на путь сознательной эволюции, так сразу же поднимаются тысячи сил - словно свора сторожевых собак, следящих, чтобы мы не выбивались из общего стада» - и тогда мы видим, как хорошо организовано наше заключение…»

Иногда, преподаватель из гностической группы «AGEAC», в который я занимался когда-то, напоминал студентам: «Если у вас всё хорошо и нет проблем, трудностей, то развитие не происходит - вы спите».
Жизнь сознательной сущности всегда сопряжена с трудностями любого характера. Можно с уверенностью сказать, что если бы вы не проходили путём революции сознания, испытания и сомнения развивались бы естественно и незаметно, но очень-очень долго. Избрав этот путь, вы вышли навстречу своему Богу, вы сделали первый шаг Себе навстречу, и ваше Внутреннее Существо с радостью преодолело десять шагов, чтобы ваше соединение стало возможным.
Возможно, вам придётся встретиться с предательством, страхом, местью или ещё чем-нибудь, универсальных «проблем» не существует, они индивидуальны и касаются только вашей личности и вашего эгоизма, самости.

Чтобы ни случилось, человеку, идущему путём революции сознания, рано или поздно придётся столкнуться с тёмной стороной своей личности, постараться понять, принять и изменить её. И тогда ему потребуется знание для проникновения в этом направлении, чтобы покорить, поглотить его самость. Именно в этот период вам может показаться, что все те духовные знания, к которым вы так стремились, теперь теряют всякий смысл, человеку кажется, что весь его труд напрасен и все, что в этот момент остаётся это всего лишь одна слабая нить – надежда. И только пройдя путём многократных проверок и испытаний, она может стать для вас несокрушимой опорой – верой, в основании которой будут вплетены ваши твёрдые убеждения, основанные и проверенные на личном опыте. Вера это инструмент Интуиции, который создаётся и закаляется жизненным опытом.

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию. Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

Фрактальность, т. е. самоподобие организации;

Иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;

Возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;

Психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;

Взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;

Изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень.

Уровень окружения.

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень .

Уровень поведения.

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Третий логический уровень.

Уровень навыков и способностей.

Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»

Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состоя­ний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начи­нает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой осно­вы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые гото­вые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессоз­нательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впер­вые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.

Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для че­го необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессозна­тельного предполагается.

Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и уме­ниях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы раз­жечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в дру­гой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиоло­гия: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появля­ются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощуще­ния, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноме­нами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглу­бокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».

Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», при­чем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, расклады­вается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти ли­нейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осоз­наваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализо­ваны в виде стратегий 2 .

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представ­ления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширительном смысле этот термин используется также в от­ношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной

Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реаль­ность воспринимается как некая совокупность объектов манипулиро­вания. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осо­знания самого себя активным участником некоторого процесса. Нели­нейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессу­альная линейность; плоскость мышления образуется парой процессу­альных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воз­действие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.

Это уровень рецептурного обобщения опыта.

Четвертый логический уровень.

Уровень верований, ценностей, убеждений.

Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».

Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, сово­купные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутрен­нему состоянию.

Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое по­лено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в бли­жайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кине­стетическая составляющая. Нарастает состояние транса.

На этом уровне происходит формирование карт реальности по прин­ципу установления пространственно-временных и причинно-следст­венных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеж­дений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелиней­ный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбран­ный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсо­лютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса си­туаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формиро­ваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, опре­делив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и ото­брать необходимые для его прохождения средства (формирование стра­тегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разу­меется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контексту­ально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориенти­рованная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней дея­тельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутрен­няя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присут­ствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.

Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоско­стей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельно­стью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.

Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограничен­ным множеством карт, поскольку и контактов существует неограни­ченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.

Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачев­ным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, на­конец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позво­ляют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существую­щую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное опре­деление контекстов - смешением таковых.

Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пре­делы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуж­дать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.

Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.

Пятый логический уровень.

Уровень парадигмы и мировоззрения.

Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».

Это уровень высшей интеграции опыта.

На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоз­зрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.

Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомер­ность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное прос­транство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические под­робности, называть Универсальным объемом. Характерны высказы­вания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как уни­версальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характе­ризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления за­мирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.

Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цель­ный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в еди­ное целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уро­вень абстрагирования и обобщения.

Шестой логический уровень.

Уровень самоидентификации.

Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».

Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьер­ная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психи­ческие феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это оп­ределенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важ­но понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стер­жень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознают­ся глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехо­да, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное проти­водействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к тера­певту или иному лицу, инициировавшему такой переход.

Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - ок­ружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и туск­лый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохра­няется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.

Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».

Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состоя­ние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.

Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подра­зумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот непри­ступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пре­бывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине сво­его необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вме­сте с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138,6)

В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дира­ка - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», кото­рая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энерги­ей. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря ин­формационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма син­тезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппо­зицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. От­реагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где цен­тростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центро­бежные импульсы отреагирования 3 . Это уровень самопознания.

Седьмой логический уровень.

Уровень проекции абсолюта.

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.

Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент мо­дели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собст­венно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4) : на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены во­вне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.

Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим обра­зом формально описать поведение вектора внимания:

I уровень:

11 уровень:

III уровень:

IV уровень:

Ā+= 1/2 (1,2,3)

V уровень:

Ā+ = 1/3 (1,2,3,4)

VI уровень:

VII уровень:

где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечива­ет» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересе­кается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).

Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования

Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирова­ния при разном положении центра осознания (рис. 5) ; первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, посту­пающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (по­буждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепен­но сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть про­цесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).

Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно пред­ставлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действу­ют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6) . Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.

Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль